Введение
В течение длительного историческогопериода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию такихстран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи с этими странами. ВXV-XVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодарякоторым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейскойцивилизацией. Однако в начале XVII в. сёгунат Токугава, превративший страну вединое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили вАзии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия вотношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны.Было запрещено христианство, полностью запрещены любые контакты и торговля сдругими странами за исключением Голландии и Китая. Самоизоляция Японии продолжаласьболее 200 лет.
Около 150 леттому назад самоизоляция Японии закончилась, и она вновь распахнула двери длядругих стран: Америки, России, Англии, Франции и др. В тот период колонизацияАзии была в полном разгаре. Для того чтобы избежать колонизации Японии, а затемразорвать неравноправные договоры, заключенные с другими странами в момент«открытия» страны, и стать в один ряд со странами Европы и Америки,правительство Мэйдзи провозгласило политику «богатая страна, сильная армия»,которую затем неуклонно проводило. Необходимо было перенимать у Европы иАмерики юридические и научные знания, технологии, быстрыми темпами развиватьпромышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство Мэйдзи в этомпреуспело.
После победыв войнах с Китаем и Россией в Японии подняли голову национализм и милитаризм.Япония сама вступила в империалистическое противоборство мировых держав,колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом пришла кучастию во Второй мировой войне. В результате Япония оккупировала большиетерритории в Юго-Восточной Азии и принесла азиатским народам огромные страданияи человеческие жертвы. Да и сама Япония потеряла три миллиона человек, а еегорода Хиросима и Нагасаки единственными в мире были подвергнуты атомнойбомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище. Проиграв войну, Япониявпервые за 2000 лет своей истории подверглась оккупации Союзных держав. Дляяпонского народа это явилось колоссальным потрясением.
Цель данной работы рассмотреть следующие вопросы: как этой небольшой и, в сущности,слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинстваазиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добитьсязначительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себеместо среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущихмировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?
Также, каким образом,американские оккупационные власти провели широкую демократизацию общественно-политическогоустройства Японии. Ее наиболее важными проявлениями были утверждениемногопартийной системы, формирование независимых профсоюзных объединений,существенное ограничение полномочий государственного аппарата и подчинение всейего деятельности жестким нормам законов, ответственность правительства передпарламентом в условиях небывалой гласности, а также отстранения от участия вобщественной жизни одиозных фигур прежнего режима.
Ещёнеобходимо отметить, что американцы стремясь демократизировать в Японии всевнутренние структуры, чтобы не допустить возрождения тоталитаризмасослужили добрую службу японскому феномену. Разумеется, эта услуга не толькоамериканцев. Жестокое поражение в войне создало благоприятную почву дляперемен. Но все же послевоенные реформы в Японии, проведенные американцамиможно прировнять по глубине социально–экономических и политическихпреобразований к революции. Специфической, но революции.
Все мероприятия американцев в Японии осуществлялись через местнуюадминистрацию, которая служила своего рода «ситом». Это позволило японцам определить пропорции между традиционными исовременными структурами, «переварить» реформы таким образом, что осталсянетронутым культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее болезненныйпереход общества от одного состояния к другому.
Задачамиработы являются: рассмотрение этапа оккупации в послевоенной истории Японии,изучение основных положений Конституции 1947 года, в том числе более подробноерассмотрение роли Императора и его полномочий; социально-экономические реформыи экономика в послевоенные годы.
В целом, если говорить о японской экономике, то ограничения наложенныена побежденную в войне Японию, несомненно, придали специфический характерпослевоенному экономическому восстановлению. Перевод хозяйства на мирные рельсыс рентабельным использованием наличных производственных мощностей, среализацией планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогдаранее прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще ипредметов личного потребления в особенности.
Историографияданного вопроса представлена в работах Вербицкого С.И., Кузнецова Ю. Д., Барышникова О. Г. и других отечественных авторов. Следуетотметить коллективную монографию ведущих российских японоведов, выпущеннуюсравнительно недавно (1999 г.), именно в этих работах подробно освещенизучаемый вопрос японской политической истории. В качестве основного источникабудет рассматриваться Конституция Японии от 1947 г. Также была использована зарубежнаялитература таких авторов как MichaelHowardи Wm.RogerLouse, Енэмура М., Цукамото Х. Активное использованиересурсов Интернета. Лишь при использовании их я могла ознакомиться со статьямизарубежных авторов, узнать их мнение по данному вопросу.
1. Своеобразие этапа оккупации в послевоеннойистории Японии
В результате поражения Японии во Второй мировой войнев стране был установлен американскийоккупационный режим. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Япониизаключался в том, что хотя верховная власть в государстве находилась в рукахамериканской оккупационной армии, её командования, выступавшего от именисоюзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а черезяпонское правительство. На Московском совещанииминистров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. было решеносоздать из представителей государств, воевавших с Японией, Дальневосточнуюкомиссию с местопребыванием в Вашингтоне, для определения общей политическойлинии союзников в отношении Японии. А также Союзный совет для Японии в Токио изпредставителей США, СССР, Великобритании и Китая для консультации и советовглавнокомандующему оккупационными войсками по вопросам управления Японией.
Основыпослевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определеныПотсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней говорилось о необходимости искоренитьнавсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплениюдемократических тенденций в японском народе, установить свободу слова,вероисповедания и мышления, уважать основныечеловеческие права.
Наоснове Потсдамской декларации оккупационные власти издали ряддиректив по демократизации и демилитаризации Японии. Быларазрешена деятельность политических партий, освобождены политическиезаключенные, в том числе и коммунисты, принят закон о профсоюзах, впервые вистории Японии предоставлявший всем рабочим право на организацию профсоюзов,коллективные переговоры и стачки. Введено всеобщее избирательное право как длямужчин, так и для женщин [13]. Провозглашены демократические свободы — слова,печати, собраний, организаций, вероисповедания. Все вооруженные силы Японии были демобилизованы, а военные учреждения итайная полиция ликвидированы. Милитаристские и шовинистические организацииподлежали роспуску.
Иэто только малая часть того, какие изменения коснулись Японии после еёпоражения.
1.1. Первый период оккупации
США как главнаяоккупирующая держава была вынуждена, по крайней мере, в первые послевоенныегоды, придерживаться основных положений Потсдамской декларации, хотя довольноскоро выяснилось, что подлинные цели американского империализма в отношенииЯпонии значительно расходятся с линией, определенной в этом документе. Однакоамериканским оккупационным властям приходилось считаться с волей народных массЯпонии, решительно требовавших осуществления демократических преобразований,проведения подлинно миролюбивой политики, выступавших против втягивания страны вновые военные авантюры.
В первый период оккупации США издали ряд директив одемилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамскойдекларацией и решениями Дальневосточной комиссии. Так, например, была проведеначистка в правительственном аппарате, бизнесе, образовании, в результате которойбыло уволено 200 тыс. человек. Кроме того, в Токио был утвержден трибунал по военнымпреступлениям [24]. В ходе судебных разбирательств было осуждено 28 главныхвоенных преступников [9]. Так же был проведен ряд важных реформ, главными изкоторых являлись новая конституция, воплотившая принцип суверенной властинарода и законодательно закрепившая мирный характер внешней политики страны.
Всефункции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей илимогли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотяи существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации неиграло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи междуправительством и штабом оккупационных войск. Сразу же после капитуляции ЯпонииСША предприняли ряд мер, направленных на смягчение ограниченийбуржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официальнообъявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правыхорганизаций.
Японскоеобщество в целом достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введениеновой конституции, которая стала фундаментом политико-правовых реформпослевоенных лет и моральной юридической основой существования государства.
1.2. Конституция 1947г.
В ноябре1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3мая 1947 г.Конституция1947 г. кардинальноизменила систему взаимоотношениймежду государственным управлением и правом. В стране впервые была введенасистема государственного управления, формально основанная исключительно напарламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органомгосударственной власти”. Этим в частности японская конституция отличается отконституций большинства развитых капиталистических стран, в которых, какправило, отсутствует прямое признание этого представительного учреждения вкачестве верховного органа государственной власти.
Изменения в конституцию могут вноситься только содобрения двух трети состава парламента с проведением затем народногореферендума.
Конституция 1947 г. формально наделяет высшийпредставительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства.При этом в Японии, как и в большинстве развитых капиталистических стран, заисключением тех, в которых, как, например, в США глава исполнительной власти(президент) формально лишен права законодательной инициативы, существуетравноправие парламента и правительства в законодательной инициативе.Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любойиз палат парламента, палаты представителей и палаты советников, так и кабинету министров выступать в ролиинициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработкакоторого является исключительной прерогативой кабинета.
Конституция защищает и закрепляет законодательнымобразом частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституцииговорится, что «право собственности не должно нарушаться».
Важным нововведением явилось положение ст. 9, оботказе Японии от войны как средства решения международных споров и запрещениеЯпонии иметь свои вооруженные силы.
Что касается сферы экономики, то можноотметить ст. 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы,и не какие государственные денежныеобязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента» [11].
Послевоеннаяяпонская конституция провозгласила принцип «деполитизации» государственногочиновничества и определила его статус “как слуг всего общества, а не какой-тоего части”. Были ликвидированы цитадели реакционной чиновничьей системы вдовоенный период министерство внутренних дел и военные ведомства. Сложившаясяпосле окончания второй мировой войны политическая система Японии, стала представлятьсобой, таким образом, в значительной степени уникальное сочетание нормконтинентального права, воспринятых в период преобразований после «реставрацииМэйдзи», и новейших заимствований из общего англо-американского права. Этоналожило отпечаток на все отрасли современного права Японии, в том числе и наего разделы, регулирующие систему государственного управления. В то же время вконцепции административного права этой страны неустранимым элементом осталасьтрадиционная идея о верховенствующей, самодовлеющей роли государственнойвласти. Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда небыла свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и длядругих азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства.Несмотря на заявку, на демократию “де-юре” в Конституции Мэйдзи, по настоящемуона была привнесена в страну лишь после сокрушительного поражения во второймировой войне. При этом не произошло утраты традиций и национальнойидентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимумпрагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию. Демократизация былаединственным способом сохранить власть в руках правящей элиты. Она былаосуществлена прежними консервативными, бюрократами и политиками, такназываемого, второго эшелона, поскольку высший немногочисленный слойполитической элиты подвергся чистке в годы оккупации.
Реформы этого периода нанесли ощутимыйудар по феодальным пережиткам в стране. Из военно-феодальной абсолютистскоймонархии Япония была превращена в конституционную монархию, в государство, посвоему социально – политическому характеру близкое развитым капиталистическимстранам запада.
1.2.1. Место и роль Императора в новой Конституции
Император Японии не обладает суверенной властью.Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”.Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии соспециальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”. Вчрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского дворав составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместителиобеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорскогодвора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит подпредседательством премьер-министра. Вопросы, связанные с повседневным ведениемдел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, такназываемым управлением императорского двора. В функции императора входит назначениепремьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного судапо представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палатыпредставителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагаетсяобнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов идоговоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров идругих должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия вверительные грамоты послов и посланников. На него возложено также подтверждениевсеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление вправах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другиедипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвуетв церемониалах. Все действия, относящиеся к государственным делам, императордолжен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несетответственность за них [10]. На практике роль императорской власти вполитической жизни Японии не ограничивается рамками, определеннымиконституцией. Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархическихнастроений, стремятся возродить культ императора и распространяют в массахидею, что император в качестве “символа единства народа” стоит над классами ипартиями.
1.3.Социально-экономические реформы
Уровень промышленного производства, достигший во времявойны (1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. Втечение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире потемпам восстановления промышленного производства. Промышленное производствоЯпонии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.
Жилищный фонд вгородах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель былисильно разрушены. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс человек убитыми, ночисленность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывшихколоний [14]. Всё этосопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции,бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездкамиизголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих болеечем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, дажепоисками объедков на помойках в районах проживания семей американских военнослужащих [21].
Правящиекруги США не могли не считаться со сложившейся после второй мировой войны вмире и в Азии обстановкой, а также с нараставшими в Японии требованиямиполитических, экономических и социальных преобразований. Они были вынужденыпровести в Японии ряд реформ.
Провели либерализацию цен, стабилизировали бюджет иввели фиксированный валютный курс. Также первоочередной задачей для американцевстала программа демонополизации экономики, которая включала роспуск довоенныхконцернов во главе с семейными холдингами (дзайбацу).
1.3.1. Дзайбацу
Цель этой программы состояла в ром, чтобы ликвидироватьчрезмерную концепцию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию [14]. Были распущеныголовные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда. Принадлежавшие головнымкомпаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже преимущественнослужащим компаний [12]. Еще в начале 1946г. из США в Японию быланаправлена правительственная комиссия, перед которой была поставлена задача –познакомиться со структурой и характером деятельности концернов. Вот какие былисделаны комиссией выводы о характерных особенностях монополистическихконцернов: «Когда торговая компания Мицубиси (или любая другая японскаякорпорация) создаёт дочернюю компанию и предлагает часть ее акций публике, онане считает необходимым раскрыть факт, что между нею и этой дочерней компанией существуетконтакт, по которому вся продукция последней будет поступать к торговойкомпании» [19]. Характерным для дзайбацу было и сращиваниеголовных банков и головных компаний: «в каждой группе дзайбацу… внушительныйпакет акций главного банка находится в руках соответствующей головной компании.В случае с подконтрольным Мицуи банком Тайкоку 22% акций находятся в руках головнойкомпании или совместном владении членов семьи У банка Сумитомо 25% акцийнаходятся в руках головной компании, у банка Мицубмсм – 30%, у банка Ясуда –30%. Пакеты акцийй семейства дзайбацу в их главных финансовых институтах, подкрепляютсядобавочными пакетами таких акций в портфелях подконтрольных им компаний» [23].
Врезультате в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещениимонополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмернойконцентрации экономической мощи, была произведена деперсонификациясобственности. Эти законы запрещали создание головных держательских компаний,картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25%акций других компаний [12]. Однакона практике меры по полной ликвидации были приняты лишь в отношении 10крупнейших дзайбацу, а приказ о кардинальной перестройке своей деятельностиполучили лишь 18 компаний. И, тем не менее, в результате такого разделенияпредприятий концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли [5].
1.3.2. Аграрнаяреформа
Следующей важной реформой, оказавшей значительноевлияние на дальнейшее развитие Японии, была аграрная реформа. Это быларадикальная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажейземли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров [14]. Первоначальнобыло два проекта земельной реформы – советский и англо–американский. В итоге вжизнь был проведен англо – американский проект. Японское правительство,руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом Макартура разработало«положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе.Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так какпрактически ничего существенного в земельных отношениях не менял. В результате«положение о завершении реформы земельной системы было утверждено на заседаниикабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерствоземледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах посозданию хозяйств крестьян–собственников», а также проект вторичного пересмотра«Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г.
14августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы,а 21 октября 1946г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом [19]. По новомузакону размер земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо– 12 тё). Остальная помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажейпреимущественно обрабатывающим ее арендаторам [13]. Таким образом,земельная реформа была проведена в два этапа.
В то же время, необходимо отметить, чтолеса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали, также как и общественныеземли, предоставленные деревням для совместной обработки, земли сельскохозяйственныхобъединений и земли, признанные земельными комитетами непригодными для созданиясобственнических хозяйств вследствие их низкой урожайности [20].
К концу1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г.реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей.Доля земли в крестьянской собственности увеличилась с 31% в 1941г. до 70% в1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о сельхозугодиях,который устанавливал жесткий контроль, за рынком сельхозугодий [15].
1.3.3. Трудовоезаконодательство
Среди других реформ большое значение имело введение в1947 г. нового трудового законодательства. Установившего 8-часовой рабочийдень, систему оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков [12]. Это законодательство, однако, не устранилодискриминацию в оплате труда в зависимости от пола, размера предприятия, неликвидировало систему временных рабочих, также носившую дискриминационныйхарактер.
2. Экономика в послевоенные годы
В целом, если говорить о японской экономике в первыепослевоенные годы, то надо отметить, что производственно – техническая база промышленностимало пострадала от военных действий. Но, наибольшее сокращение производственныхмощностей произошло в легкой промышленности, текстильной и пищевой,удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятийбыли демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелойпромышленности.
Так, по данным бюро экономическойстабилизации, созданного в августе 1946г., производственные мощности в легкойпромышленности августе 1945г. по-сравнению с 1937г. значительно сократились. Вхлопчатобумажной промышленности они составляли по числу веретен – 19%, поколичеству ткацких станков – 31%, в шерстяном производстве (по количествуверетен) – 24%, в шелкомотальном производстве по выпуску продукции – 16% [9].
Вэтой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончаниявойны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи: с развития производства (концепциявосстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежнойреформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, чтозначительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительствапо регулированию экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Япониипомощь по фондам ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированныхтерриториях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий).
Пофонду ГАРИОА США ввозили в Японию продовольствие, удобрения и другие товары.Поступления от реализации этих и других товаров зачислялись на особый счетгосударственного бюджета и использовались преимущественно для финансированиямонополистических предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондовГАРИОА и ЭРОА в Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл. [9].
Чтокасается роли государства, то в условиях первого этапа развития экономики впослевоенный период административное регулирование диктовалось острыми диспропорциями,несбалансированностью производства и рынка, сопровождавшимися интенсивнойинфляцией. Этот этап завершился примерно в 1951-1952гг. Но и в дальнейшем,когда рыночная несбалансированность была преодолена, государство не спешилоотказываться от прямого регулирования [2].
В самыепервые послевоенные годы у японских властей не осталось ничего другого, какобратиться к прямому контр