Реферат по предмету "История"


Рецензия на монографию по истории Н.Л. Пушкарева "Женщины Древней Руси"

Западно-Уральский институт Экономики и Права Рецензия на монографию по истории
Н.Л.Пушкарева. Женщины Древней Руси.
Издательство: «Мысль». М., 1989.- 286с.: ил. Студентки 1-го курса
экономического факультета
Те-нко Натальи Николаевны

Пермь
2003
ПЛАН
1.  Сведенияоб авторе ………………………………………………….3
2.  ЖенщинаДревней Руси, место в истории    ………….4
3.  Цельизучения автором данной проблемы …….….….4
4.  Источники………………………………………………………………….5
5.  Анализсодержания монографии по главам ………….6
6.Заключение,общий вывод……………………………………..13
Сведения об авторе
        
Ученымине рождаются, но Наталье Львовне Пушкаревой была суждено появиться на свет 23сентября 1959 года в Москве, в семье ученых-историков. Закончив с золотой медальюшколу и с отличием исторический факультет МГУ, Н. Л. Пушкарева показала, что несобирается порывать с семейной традицией. Между первой публикацией научнойстатьи (1981 год) и созданием данной книги (1989) лежат годы упорного ивдохновенного труда, написание более чем двух сотен статей в научных инаучно-популярных журналах, издание восьми книг — шести собственныхисследований и двух сборников научных работ, в которых Н. Л. Пушкаревавыступила как автор и ответственный редактор. В списке ее работ — такие популярныеи часто цитируемые книги, как «Женщины России и Европы на пороге Новоговремени» (М., 1996); «Частная жизнь русской женщины в доиндустриалъной России:невеста, жена, любовница» (М., 1997), высоко оцененная западным научным миром;«WomeninRussianHistoryfromtheTenthtotheTwentiethCentury» (NewYork, 1997;London, 1999); ««А се грехи злые, смертные...» (Любовь, эротика исексуальная этика в доиндустриальной России Х- первая половина XIX в.)» (М.,1999).
Н. ЛПушкарева — член редакционных советов нескольких периодических научных изданий- ежегодников «Социальная история» (Москва) и «Гендерные исследования»(Харьков), альманаха гендерной истории «Адам и Ева» (Москва), а такжеМеждународной ассоциации историков, изучающих историю женщин. Н. А Пушкарева являетсяведущим специалистом по «истории женщин» в России; она одной из первых ввела вотечественную науку тему «история женщин» и, по сути, является основательницейи лидером нового научного направления — исторической феминологии — в нашейстране.

Проблема статуса женщины вДревней Руси. Место в истории.
        У каждого свое представление о месте и роли женщин врусской истории Х-ХVвв. И представления могут быть самыми разными. Кто-то рисует в своемвоображении «теремную затворницу», а кто-то, припоминая княжну Ольгу илиновгородскую посадницу Марфу Борецкую, видит вполне социально активных и яркихличностей. Вопрос о том, как же было на самом деле и какова роль женщины в Х-XV весьма важен сам по себе и дляпредставления общественной, политической и культурной истории этих шести веков.Проблема, которой посвящена книга, специально не изучалась и до сиих пор небыла известна широкому читателю.
Цель изучения автором даннойпроблемы.Итак. Каково было реальное положение женщин ДревнейРуси X-XV вв. в свете крупных социальныхсдвигов? И, наконец, какие были особенности их внешнего облика? Каков былуровень их образованности? Ответы на эти и другие вопросы можно найти и данноймонографии. Создание целостной картины положения женщины в семье и обществеДревней Руси было целью автора этой монографии. Эта книга какпопытка представления семейного, социального, правового и имущественногостатуса женщины в данном временном отрезке, реконструировать биографииизвестных представительниц прекрасного пола древнерусского общества,воспроизведение их внешнего облика.
Источники, используемые автором.
Нельзя сказать, что проблема отраженная в данноймонографии раскрыта полностью. В чем проблема? В ограниченности письменныхисточников.
В помощь при описаниивнешности, быта  представительниц ДревнейРуси несомненно помогли памятники материальной культуры. Расширить источниковуюбазу несомненно помогли письменные исторические источники, такие как писцовыекниги например. Также различные виды актов, свидетельства летописей, различныеуставы, сборники законов, тексты епитимийников и требников из архивных фондовпомогают иметь представление о социально-правовом статусе женщины Древней Руси.Пушкарева использовала также сочинения Маркса и Энгельса, работы других авторовМавродина В.В., Пашуто В.Т., Каргер М.К. и др.
Анализ содержания глав.
Монография состоит из 5 глав,имеющих разное тематическое содержание. Глава первая содержит около пятидесятибиографий знаменитых россиянок, которые принимали активное участие вполитической и культурной жизни Древней Руси. Вторая глава описывает положениеженщины в древнерусской семье. В третьей главе рассказывается о правовомстатусе женщины в X-XVвв. Четвертая глава помогает представить особенности одежды и украшенийдревнерусской женщины. И, наконец, пятая глава представляет собой историографиюпроблемы.
Для более глубокого анализамонографии я хочу остановиться более подробно на содержании каждой главы.

Глава 1.
«Галерея знаменитых россиянок»
В этой главе автор пытаетсявосстановить портреты «галереи знаменитых россиянок», к которым можно отнестине только русских по происхождению, но и русских выданных замуж в заморскиестраны и «обрусевших» принцесс. Очень много ярких личностей и буду упоминать осамых запомнившихся из них более подробно сообразно виденью личностей автороммонографии.
Ольга, жена князя Игоря. Имя ее упоминается одним изпервых когда речь заходит о выдающихся женщинах. Веками складывалось сказаниеоб Ольге как о женщине мудрой, величественной правительнице и защитнице землирусской.
Ольга была крестьянской девушкой(хотя на этот счет существуют споры в среде историков), которую однаждыповстречал князь Игорь и сделал своей женой. Князь был правителем Русскогогосударства, но в 945г. его убили древляне и следуя норме древнерусского права,вдова если она снова не выходила замуж, исполняла все функции и обязанностимужа. Таким образом Ольга стала полноправной правительницей земли русской.Следуя обычаю кровной мести – Ольга покарала убийц мужа, но наказанию мудраяженщина предала государственно-ритуальный характер, действия киевскойправительницы утверждали непобедимость княжеского дома и неизбежность кары,ожидающей каждого, кто мог в этом усомниться. Далее что касается государственной деятельности Ольги – она выбраладругую тактику руководства, нежели князь Игорь. По сути она провела первую вистории Руси финансовую реформу(фиксированный размер дани), провелареорганизацию погостов и становищ(крепостицы), укрепляла финансовую базукняжеской власти, аппарат правления, целью ее было сплотить отдельные земли,превратить Русь в сильное и влиятельное государство – что ей и удалось сделать,но не мечом, а умом и мудростью. Ольга создала новую форму идеологии,появившись в столице Византии и приняв христианство из рук самого византийскогоимператора и патриарха.
Ольга вела очень активнуювнешнеполитическую жизнь. Она «уравняла» свой статус с властителями другихстран, без каких либо военных действий получила международное признание. Ольгаоставалась у престола до последнего часа и помогала править уже возмужавшемусыну, который после смерти матери продолжил ее дело. Позже Анна Романовна, женавнука великой княгини и внучка Константина vii Багрянородного продолжила делоОльги, играя, правда, более скромную роль жены великого князя.  
Дочери Ярослава Мудрого.
Здесь повествуется о том, что в эпоху правленияЯрослава Мудрого было много славных женщин, которые оставили свой след вистории. Это и Предслава, сестра Ярослава, которая помогла ему завоеватьпрестол, это и Ярославны, которые были выданы замуж за иностранных королей ипринцев.     
Анна Ярославна в ХIвекебыла выдана замуж за Генриха Iфранцузского короля. Этотбрак способствовал укреплению союзнических отношений. Авторитет Анны рос, этомуспособствовали ее исключительная грамотность, знание латыни и ум. Она имелаправо ставить свою подпись на документах — это было исключительное право. Ипосле смерти мужа Анна продолжала помогать сыну в государственных делах.
        Елизавета Ярославнаоказалась в Норвегии замужем за принцем Гаральдом. Упоминания о ней имеются висландских сагах.
         Те жецели  укрепления международных отношенийимел брак между Анастасией Ярославной и венгерским королем Андреем I.
         СестраЯрослава Мария Добронега была женой польского князя и после смерти князявершила государственные дела и занималась религиозной деятельностью.
Анна-Янкаи Евпраксия – АдельгейдаВсеволодовны.
         Будучи внучкой Ярослава Мудрого Аннатакже активно участвовала в жизни государства. Большую часть жизни онапосвятила монастырским делам, основоположница «женского» образования на Руси,правда оно было открыто только для женщин привилегированных.
         Что касается Евпраксии Всеволодовны –она была сосватана за марк-графа Генриха Штанедского Длинного в Саксонию. Тамона обучилась немецкому и латинскому языкам и иным книжным премудростям,перешла в католичество. После смерти Генриха она вышла замуж за германскогоимператора Генриха IV.Вокруг нее бушевал водоворот политических страстей, это не могло не увлечь ее.Их брак  не приветствовался киевскимдвором и вместо поддержки Германии они получили оппозицию русских князей.Семейная жизнь разладилась и Евпраксия (Адельгейда) перешла на сторонупротивников мужа, для того чтобы германский вопрос решился в интересах Руси.Смелая девушка созвала церковный собор, на котором поведала о подробностяхсвоей семейной жизни. Для тех времен это было приравнено к самоубийству. НоГенриха судили, отрешили от престола. В последствии Адельгейду осуждали  и в летописях ей прицепился эпитет«волочайка»(потаскуха). Но тем не менее все произошедшее характеризует ее каксамодостаточную независимую личность, способную отстаивать свою линиюповедения, свои интересы.
Внучки Владимира Мономаха.
В этой части главы рассказываетсяо русских княжнах, внучках Владимира Мономаха, которые были все умными иобразованными девушками и активно участвовали в политической жизни государств,в которых они вышли замуж.    Вот напримерЕвпраксия-Зоя,  получившая прозвищеДобродея. Она вышла замуж за племянника византийского императора АлексеяКомнина. Девушкой она была образованной и ученой, и известны ее работы, имевшиемедицинский характер – она умела лечить травами.
         Ефросинья Мстиславна была королевойВенгрии – это способствовало возобновлению тесных связей между Киевской Русью иВенгрией. Правда несмотря на явный политический талант она все-таки не смоглапротивостоять провизантийской группировке в борьбе за трон для своего сынапосле смерти мужа. Жизнь она закончила в монастыре.
Полоцкий матриархат.
Период 30-50-х годов ХII в. в истории Полоцкого княжестваназывают «полоцкий матриархат». В это время Полоцкое княжество осталось безверховного правителя и на политическую арену выступили княгини, в числе которыхбыли представительницы семьи князя Святослава Всеславовича. Интересный факт –все они имели женские печати для визирования официальных документов.
Слыщаще словеса книжнаа, насердце си полагаше…
         В данной части главы повествуется отом, что женщины того времени нередко принимали участие во внутриполитическихконфликтах, междоусобицах, заговорах. Улита Кучковна принимала участие вубийстве своего мужа, наложница князя Ярослава Осмомысла Настаска обвинялась вподстрекательстве своего мужа  нараздувание войны. Княгиня Романова, Анна после смерти своего мужа непереставала бороться за престол, что вылилось в 40-летнюю войну.
         Летописи и другие источникирассказывают массу историй об участии русских княгинь в борьбе за власть, но восновном они  поддерживали тех, ктоспособствовал укреплению княжеств. Также они обладали высоким уровнем образованности,курировали жизнеописания, летописи и сами писали их.
Русские принцессы на польскойземле.
         История матримониальных союзов русскихженщин с представителями польской династии Пястов в XII-XIII вв. – яркая страницадеятельности русских княгинь в Европе. Это и Мария Святополковна, развернувшаябурную деятельность по основанию костелов и монастырей, это и Елена,возглавившая «краковский стол», это и Гремислава, проявившая неуемную энергию идипломатический талант в закреплении за сыном земельное наследство.
Две Ксении.
         Ордынское иго оставило значительныйслед в общей картине правового положения женщин – в литературе середины XIII в. почти нигде не встречаютсяупоминания об активных женщинах. Исключение составляют рассказы о двух Ксениях– первая из них была женой ярославского князя Василия Всеволодовича. И послесмерти княгиня активно боролась за власть в Ярославском княжестве, не боясьордынских ханов. Вторая Ксения долго участвовала в управлении Тверскимкняжеством.
         Также в этой части главы упоминаетсяинтересный факт, что в знаменитой Куликовской битве участвовали две женщиныпереодетые в мужское платье.
 Софья Витовтовна и ее невестка МарияЯрославна.
         Софья Витовтовна как и многие еепредшественницы приняла бразды правления после смерти супруга, московскогокнязя в то время, пока ее сын, наследник был мал. Но в истории она запомниласькак женщина создавшая новый судебник в 20-х годах XV в. Ее жизнь была наполненакрутыми переломами, смелыми решениями и упорной борьбой. Даже в 80 лет Софьясмогла организовать оборону Москвы от набегов ханского царевича.
         Мария Ярославна после смерти СофьиВитовтовны, завещавшей все внуку Юрия Васильевичу деятельно участвовала вуправлении землей московской, всемерно способствовала проведению в жизньобъединительной политики, участвовала во внешнеполитических актах, делаламногочисленные пожалования монастырям.
Марфа Борецкая.
         Сильная незаурядная личность МарфыБорецкой неоднократно привлекала к себе внимание историков и писателей. Онабыла самой богатой боярыней земли Новгородской, обрела значительныйполитический вес, во второй половине 60-х годов 15 века возглавила боярскуюгруппировку, открыто выступившую против московской объединительной политики. Нопосле битвы на реке Шелони антимосковская группировка признала свое поражение,Марфа была казнена.
«Княжна эта была ума весьмагорделивого…»
Длинный ряд выдающихся женщин былбы не полон без описания социальных портретов великой княгини московской СофьиФоминичны.
Софья Фоминична была умной иобразованной женщиной, «ум и хитрость» – вот черты, которыми наделили ееисторики. Одна из причин интереса к ней – она оказалась в центре политическойборьбы в период складывания единого Русского государства. Участие вгосударственных делах было смыслом жизни московской княгини. Она давалааудиенции иностранцам, имела свой круг дипломатов. Софья примкнула ксторонникам активной борьбы с Большой Ордой. С начала 80-х годов XV в. не было в Московскомкняжестве почти ни одного крупного политического события или конфликта, вкотором не была бы замешана Софья Фоминична.
Анна Рязанская.
          В политических играх того времени участвовала и младшая дочь великогокнязя Василия II,рязанская княгиня Анна Васильевна. После смерти она стала регентшей при своеммалолетнем сыне, которому был передан престол. Княгиня была активной поборницейсохранения в своем уделе тенденций к сепаратизму. Ею была создана «партиярязанской самостоятельности».
«Служебница» Ивана III. 
         «Служебница и девка» Ивана III, как Елена Ивановна сама себяназвала в письмах и посольских речах, оставила о себе память как об умномполитике и в русских актах, и в литовских метриках. Уехав в Литву к мужу онасмогла влиять на внешнеполитические вопросы в направлении, нужном Ивану III, выступала как быдипломатическим посредником между Литвой и Русью.

Такимобразом обобщая все данные первой главы можно сделать вывод – Пушкаревасчитает, что социальная деятельность знаменитых женщин вполне соответствовалаих семейному и имущественному положению, подкреплялась политическими правами.Именно могущественное древнерусское государство и породило в конечном счетезнаменитых своих дочерей, прославивших русский народ.

Глава 2.
«Пойди за мене…»
Главаделится на две части. В которых повествуется о заключении и расторжении брака и положении женщины Древней Руси всемье X-XV вв.

Заключение и расторжение брака.
         Итак, в этой части автор повествует отом, каков был брачный ритуал, семейный быт раннего средневековья, каковыбыли  нравственные нормы того времени.
Существовали несколько форм«сватания» предшествующего заключению брака в Древней Руси.
Это и архаичные формы брака такиекак «умыкание», но в чистом виде это просуществовало недолго – и позжесовершалось уже с согласования сторон. Другая форма брака «брак-приведение» сдоговорными элементами – здесь уже от решения женщины немного что зависело – восновном это решали родственники и родители. Поднимается вопрос, существовалали в Древнейшей Руси «купля жен», или это скорее толковалось как выкуп заневесту или ее приданное.
         Элементы традиционного ритуалазакрепления семейных уз трансформировалась за несколько столетий впредсвадебные и свадебные обряды, типичные для венчального брака, освященногоцерковью. Узаконивая венчальный брак, церковь встпуала в качестве регулятора врешении матримониальных дел: церковные законы устанавливали определнныенаказания за насильную или несвоевременную выдачу замуж, за моральноеоскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты, или за несоблюдениедругих условий, необходимых для заключения брака, что итоге отвчеало интересамженщины. Узаконение различными источниками различных поводов к разводу, правомна который обладали женщины разных сословий, также свидетельствуют о достаточновыскомо юридическом статусе женщин того времени. Однако именно христианскаяцерковь стремилась утвердить линию поведения женщины в покорности иподчиненности., поэтому она и не препятствовала «включению» в священноетаинство элементов «гражданских» типа брачных договоров.

Женщина в семье: норма и действительность.
         Мнение автора таково, что картина жизнирусской семьи того времени и положения в ней женщины вовсе не столь мрачна, какмы нередко привыкли себе представлять, говоря о патриархальном быте сдеспотической властью «главы дома». Религия и церковь, хотя и играли важнуюроль в жизни средневековой Руси, не охватывали всех сторон духовного мирачеловека той эпохи. На представления людей о роли женщины в семье влияли тогдаи реалии окружающего мира, и народные традиции, и взгляды, унаследованные сдохристианских времен. Об этом свидетельствуют рассмотренные отношения междусупругами, родителями и детьми, действительные семейные нравы, раскрывающиероль женщины-матери и хранительницы семейного очага. Именно постольку посколькуна Руси в то время еще не полностью утвердилась церковная доктрина семьи,принижавшая женщину и сподвигавшая ее в подчинение к мужу, сами женщиныпытались преодолеть навязанные формы «послушания» и «покорности», утвердиться всемье не только материально, но и нравственно — психологически.
 Глава 3.
«А жонки з жонкою присужать поле…»
В данной главе поднимаетсявопрос о правовом статусе женщины в X-XVвв. Состоит из трех частейправа женщин на распоряжение имуществом, приобретение и реализацию земельнойсобственности и отношения между судом и женщиной.
В первой части авторпрослеживает эволюционный виток приобретения представительницамигосподствующего класса имущественных, в частности наследственных прав. Саморасширение прав женщин, получение ими возможности владеть недвижимойсобственностью полностью соответствует изменениям происходящим в государствепереходящего к феодализму. Представленная схема рассматриваемого процессаотлична от аналогичной представленной другими учеными-историками-юристами.Мнение об имущественной зависимости женщины от мужа серьезно корректируетсяданными самих нормативных актов того времени.
Что касается приобретения иреализации земельной собственности,
древнерусские женщины были вполне дееспособны иобладали широкими правами в этой области. Первые упоминания об этом встречаютсяв материале XIIIв., но основная масса документов датируется XIV-XVвв.  Одной из форм приобретения являетсяколонизация близлежащих окраинных и малонаселенных земель, причем право наподобные земельные действия боярыни и другие привилегированные женщины имелипоскольку их социальный статус позволял им это. Автор утверждает, что в основе развития имущественных прав женщин лежалов первую очередь ослабление семейно-родственных связей, усиление тенденции ксвободному отчуждению земельной собственности под влиянием развития товарно –денежных отношений. 
         А чтокасается отношений женщин Древней Руси с судом и судебными делами, то ееположение в свете феодального и церковного права ничуть не отличалось от правданных мужчине. Некоторые рассмотренные автором различия в действительностимогли быть как в пользу женщины, так и в сторону ограничения ее прав. Активнодействующим социальным и юридическим лицом женщина становится к началу XIIIвека.
Сообразно экономическойобстановке происходящей в то время, прослеживается различие прав женщин взависимости от их статуса. Рубеж между правовым статусом привилегированного изависимого населения очевиден. И хотя формально все права зависимых женщин былисоблюдены, на деле они были значительно меньше и по мере феодализации обществаи усиления крепостнических тенденций права эти сокращались.

Глава 4.
«Сугуба одеянья сотворя…»
Данная глава представляетописание одежды и украшений древнерусских женщин. Внешний облик русских женщинв X-Xv вв. представлен в изображениикняжеских семей, по которому трудно судить об эволюции костюма. Автор пытаетсяреконструировать представление о нем на основе обрывочных сведений источников,чтобы проследить процесс появления оригинального самобытного стиля в русскойженской одежде.
         Женская одежда делилась на две части –нижнюю одежду и верхнее платье, причем нижняя одежда была длиннее верхней.Большое внимание уделялось внешней атрибутике – пояса, украшения, браслетыотделка верхней одежды.
Одежда могла использоваться и какформа самоистязания – например монахини надевали прямо на голое тело платья изгрубой шерстяной ткани «власяницы
         Несомненно одежда имела отличие и поклассовой принадлежности. Причем по крою платья были одинаковы, но отличалисьпо ткани из которых были сделаны платья – у женщин высокого статуса это былзачастую расшитый шелк, привозные хлопчатобумажные ткани, шерстяные ажуры идостаточно ярких расцветок. Одежда богато декорировалась золотым шитьем,каймой.
         Отмечено влияние на особенностирусского костюма Византийской модой. Например появление в X-XII вв. накладных одежд(сорочек),распашных (халатов, курток), отложных воротников и драпирующих(плащей). 
         В холодное время женщины носили меховуюодежду: более состоятельные – из дорогих мехов(горностай), менее знатные – из дешевых.Шубы было принято носить мехом вовнутрь.
         Излюбленный цвет был красный. Красилиткани вручную растительными красками, но для богатых и знатных горожанок  ткани привозились дорогие ткани.
         Изготовление одежды, прядение иткачество, шитье и вынашивание были повседневным рукоделием всех женщиннезависимо от сословий.
         Головной убор соответствовал семейномуи социальному положению женщины. Распространены были коруны (праздничныйвариант венца), венцы(символы непорочности) и венчики – девические головныеуборы.
Кики,убрусы(полотенчатые покрывала), повои, короны -кокшники –головные уборы,замужних женщин.
Украшения на головные уборы былисделаны в основном из металлов и стекла. Особо следует отметить височные кольца– археологи считают их этнически — определяющим признаком.
Шейным украшениям(металлическиегривны), обуви(кроилась грубо, но была яркой и цветной) также уделяется особоевнимание в этой части главы, но принципы их ношения были те же – они играливажную в роль в социальном обозначении женщины.
Итак, сочетание основныхпредметов и украшений женского костюма X-XV вв. может дать представление нетолько о внешнем облике, но и о социальном, семейном положении женщины и местеее жительства.

 Глава 4.
«Теремная затворница или правомочный член общества?»
         Историография проблемы. Данная главапосвящена изучению и анализу автором данной проблемы по работам русских исоветских и зарубежных ученых-историков дореволюционного, постреволюционногопериодов. И вот какие выводы сделал автор:
Русская дореволюционнаяисториография выявила и накопила
значительныйконкретно-исторический материал, позволяющий с разных сторон осветить историюсемьи, социальное положение и роль женщины в древнерусском обществе, воссоздатьее внешний и духовный облик. Особый акцент буржуазные историки делали наюридические права женщины, этнографы освещали в основном быт привилегированныхслоев общества. В попытках создать обобщающие труды по проблеме заметностремление выявить динамику изменений в социальном статусе древнерусских женщин,однако концептуально- методологическая ограниченность не позволила датьобоснованное решение ряда сложных вопросов.
Что касаетсясоветской исторической науки – ей удалось расширить источниковую базу иосветить ряд новых по сравнению с дореволюционной историографией аспектовпроблемы.  Типологический подход кизучению проблемы древнерусской семьи открыл пути к изучению новых моментовсоциального положения женщин Др. Руси, не известных буржуазной науке.
Изучение данной проблемы вышло за пределы советского государстваи ею интересовались зарубежные авторы. Изучение социального положения женщиныведется в зарубежной историографии уже достаточно давно. Большинство зарубежныхученых, изучавших социальный статус древнерусских женщин, выделяют в егоэволюции два периода: «прогрессивный» и «регрессивный». Пушкарева считает, чтозарубежная литература достаточно узко рассматривает данную проблему, посколькупредставлена работами «буржуазных авторов позитивистского толка которым чуждачеткая классовая оценка исторических явлений», а также они используют«сравнительно узкую источниковую базу, оставшуюся на уровне дореволюционныхисследований». Поэтому четкой картины социальных прав и возможностейдревнерусских женщин, четких представлений о их роли в зарубежной историографиинет.
Общий вывод.
Послеизучения данной книги можно сделать несколько выводов о роли и положениидревнерусских женщин.
1.     Изучение состава участников битвполитической арены того времени позволяет делать вывод, что среди них былонемало образованных, деятельных и политически дальновидных женщин. Причем ихучастие заключалось не только в создании заговоров и интриг, но  в жесткой политической борьбе наряду смужчинами.
2.     И по мере углубления иразностороннего изучения проблемы, все больше убеждаешься в том, чтопредставление о «заниженном» и угнетенном положении женщины в сравнении тоговремени не более чем миф.

Монография Н. Л. Пушкаревойявляется бесценным вкладом в отечественную историю. Извлечение, переработка иобобщение такого количества материала – интересный и захватывающий процесс.Несмотря на то, что эта монография была окончена и выпущена в 1989 году, онаявляется актуальной и по сей день и может служить отличной базой не только длямолодых исследователей, но и вызывать интерес у широкого круга читателей.
        Но необходимо учитыватьособенности того времени, в которое писалась данная монография – во временасоциалистической идеологии. В работе наблюдается уже столь непривычное длясовременного читателя – автор рассматривает данную проблему сквозь призмупринципов марксизма- ленинизма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.