Реферат по предмету "История"


Ремесленники позднеримского Египта, по данным папирусов

Фихман И.Ф.
Ремеслоиграло видную роль в экономике позднеримского Египта, а ремесленникипредставляли собой многочисленный слой производительного населения страны.Важным источником для изучения ремесла и положения ремесленников служитдокументальный материал – папирусы. В небольшом докладе не представляетсявозможным, даже в сжатом виде, изложить все, что дают папирусы по интересующимнас вопросам, мы предполагаем остановиться только на некоторых данных,освещающих положение и жизнь египетских ремесленников в позднеримское время1.При оценке папирологического материала следует иметь в виду особенностисостояния папирологических фондов, в первую очередь их неравномерноехронологическое и главным образом территориальное распределение. В частности,для нашей темы особенно досадно отсутствие папирусов из Александрии, одного изкрупнейших центров ремесленного производства всей империи.
Папирологическийматериал не дает возможности точно определить удельный вес рабского труда времесле позднеримского Египта в целом, но установить приблизительноесоотношение между рабским и свободным трудом в x_ra (т.е. в Египте безАлександрии) и выявить общую тенденцию развития представляется вполнеосуществимым делом. Рабы-ремесленники упоминаются с не подлежащей сомнениюопределенностью только в документах IV в., причем в небольшом количестве.Несколько рабов-ремесленников встречается, возможно, в документах VI в.2Этим немногочисленным данным противостоят сотни документов, в которых говоритсяо ремесленниках свободного статуса. Но дело не только в небольшом удельном весерабского труда. Сопоставление данных, относящихся к позднеримскому Египту, сматериалами предшествующего периода свидетельствует о несомненном сокращениичисленности рабов-ремесленников3 и позволяет сделать вывод, что навсей территории Египта, как в городе, так и в деревне (исключая, возможно,Александрию), в позднеримское время господствует мелкое производство,основанное на труде юридически свободного производителя, все меньше и меньшеприбегающего к эксплуатации рабов. Поскольку речь идет о периоде глубокогоразложения рабовладельческого строя, то отмеченное на основе документальныхисточников явление совершенно закономерно.
Юридическисвободные ремесленники не составляли однородную по своему составу и положениюмассу. О работниках государственных мастерских, к сожалению, нетпапирологических данных (такие мастерские были сконцентрированы в основном вАлександрии, от которой папирусы не сохранились). Можно полагать, что к этимработникам применимы данные императорского законодательства, хорошо изученныеЖ.П. Вальцингом, Э. Корнеманном, А. Перссоном, Ф.М. де Робертисом. Будучи юридическисвободными, ремесленники государственных мастерских на деле были лишены свободывыбора профессии (принудительное наследственное прикрепление к ремеслу),свободы передвижения и т.д., и своим бесправным положением в известной меренапоминали рабов4.
Другуюгруппу зависимых ремесленников составляли ремесленники, работавшие в крупныхимениях5. Хотя формально отношения между крупными землевладельцамиgeo|xoi и ремесленниками строились на договорных началах, положение последнихопределялось не столько условиями соглашения (обычно суровыми), сколькоэкономической и внеэкономической зависимостью от владельца имения, обладавшегособственным полицейским аппаратом, вооруженными отрядами букелляриев, частнымитюрьмами и нередко занимавшего высокие административные должности. Особеннотяжелым было положение тех ремесленников, которые были связаны с имением изпоколения в поколение6. Ремесленников можно было встретить и вмонашеской среде как среди анахоретов, так и среди киновитов (xoinobi_tai).Деятельность монастырских ремесленников папирусами практически не освещается.Известно, что она регулировалась уставами монастырей.
Однаконе эти группы являлись основным ядром египетских ремесленников в позднеримскоевремя. Таким ядром были ремесленники, работавшие самостоятельно (на рынок и назаказ) и наемные работники. И в этой среде, так же как и у работниковгосударственных мастерских, наследственность профессии была обычным явлением,но в данном случае она не носила, как полагали до недавнего времени,принудительного характера. О том, что в IV в. наследование профессии отца небыло обязательным, убедительно свидетельствует материал, привлеченный нами иодновременно с нами Е. Випшицкой – Р. RyL, IV, 654 (IV в.)7.Утверждение Т. Райля, что принудительная наследственность профессии былавведена позже, основана на расширительной интерпретации Р. Cairo Masp., I,67001, 11 (514 г.) и 67020, Recto, 17–18 (VI в.). Отсутствие принудительнойнаследственности профессии в более позднее время доказывается, на наш взгляд,Р. Lond., IV, 1391 и Р. Ross. Georg., IV, 6 (710 г.)8. Посколькунаследственность профессии вызывалась не государственным принуждением, атрадицией и экономическими условиями, можно утверждать, что у детейподавляющего большинства ремесленников не была отнята свобода выбора профессии.
Отсутствиепринудительной наследственности ремесла не означает, однако, что ремесленникибыли полностью свободны в сфере своей профессиональной деятельности. Лицо,освоившее ремесленную профессию, заносилось в список ремесленников даннойспециальности. Составлением списка преследовались, по всей вероятности, впервую очередь фискальные цели. Переквалификация, изучение другой специальностии переход на работу по новой специальности не разрешались: «Если он (т.е.ученик ткача),– говорит юридик Египта в Р. RyL, IV, 654, 16–18, – изучилремесло и уже работает по этой специальности, то да не будет он переведен наработу по другой специальности». Если иногда переквалификация иосуществлялась, то только с разрешения администрации. Профессиональноеприкрепление ремесленника к своей специальности неизбежно сопровождалось и еготерриториальным прикреплением, ибо только в таком случае деятельностьремесленника могла находиться под постоянным контролем, и обеспечивалисьфискальные интересы государства. Известную заинтересованность должна былапроявлять и корпорация, в состав которой входил ремесленник, так как ей былоневыгодно потерять носителя части общего налогового бремени. Территориальноеприкрепление не следует, однако, понимать как полное отсутствие возможностивременной или даже окончательной перемены места жительства. Папирусы нередкоупоминают лиц, родившихся в одном месте и проживающих или ведущих свои дела вдругом9. Переезд в другое место происходил, должно быть, только сразрешения властей, ибо он был связан с необходимостью внесения соответствующихизменений в податные списки.
Неменяя своей профессии, ремесленники, по-видимому вполне законно, могливыполнять работу и по другой специальности. Чаще всего совмещение профессиинаблюдается в смежных специальностях: строители выполняют работу поизготовлению кирпичей, а кирпичники берут на себя работу по кладке стен, пекаривыполняют работу мельников и мельники – работу пекарей (в данном случаесовмещение профессий находило даже иногда отражение в терминологии), плотникивыполняют работу, которую обычно делают пильщики, матрос занимаетсяизготовлением лодки и т.д. Иногда ремесленники выполняли работу, ничего общегоне имевшую с их основной профессией. Тесна была связь ремесла с сельскимхозяйством. Сельское хозяйство являлось для многих ремесленников дополнительнымисточником дохода, а некоторых (например, ткачей) обеспечивало сырьем. Впапирусах встречаются упоминания о ремесленниках как владеющих землей, так иарендующих землю. Если владение землей можно считать показателем известногоблагостояния, но не непременным доказательством занятия сельским хозяйством, тоаренда земли ремесленником, несомненно, является таким свидетельством. Землюарендуют: золотых дел мастера, пекари, маслоделы, плотники, ткачи, кузнецы,гончары, сапожники и т.д.10 Как видно из Р. Cairo Masp., I, 67020(VI в.), ремесленники нанимались на сельскохозяйственную работу. Совмещениепрофессий показывает, что хотя ремесленники и были прикреплены к своейспециальности и не могли ее менять по своему усмотрению, не было непроходимойграни между занятиями различных групп населения.
Основнымисточником существования ремесленника все же оставалась работа поспециальности. Отсутствие работы или физическая невозможность работать были дляремесленника настоящей трагедией. «Если у бедняка, – говорится в обращениисидящих в тюрьме ремесленников,– окажутся связанными руки, то замыкается ирот»11. Если учесть, что преобладающим в египетской x_ra быломелкое производство, основанное на личном труде ремесленника, которому помогаличлены семьи, а иногда два-три подсобных работника, то можно с полным основаниемговорить, что вся жизнь ремесленника – с детства и до глубокой старости –проходила в работе, подгоняемой, по выражению Либания (Liban. Or., XXV, 36),«страхом голода».
Прожитаяв труде жизнь, выполнение обязанностей перед государством – ремесленники прислучае подчеркивали значение их труда для. государства12 – необеспечивали ремесленнику спокойной старости. В PSI, VI, 685 (IV в.) престарелыйткач, зарабатывающий трудом, как он выражается, «каждодневноепропитание», просит освободить его от munera corporalia. Несмотря напредписания императоров13, на которые он ссылается, он должендобиваться освобождения у самого префекта Египта. Р. Rein., II, 113 (втораяполовина III в.) содержит обращение к крупному землевладельцу кузнеца, по всейвероятности, хорошего работника (у него имеются ученики), но престарелого и сослабеющим зрением. Он готов, не получая плату, выполнить порученную работу приусловии, что ему дадут железо. По сообщению Иоанна Мосха, ослепший стеклодувбыл вынужден заниматься нищенством14.
Внаихудшем положении находились ремесленники, работавшие по найму (m}suioi).Условия труда были тяжелые, а зависимость от работодателя большая, вособенности, если при заключении договора ремесленник получал задаток. Конечно,со временем мисфий мог стать самостоятельным хозяином. Такие случаизасвидетельствованы папирусами, например, башмачник Псат из Р. Lond., V, 1708(VI в.), наемный работник Диоскор из SB, I, 4503 (606 г.), который, какпоказывает коптский папирус CPR, IV, 23 (610 г.), через четыре года послезаключения трудового договора становится женихом дочери хозяина. Но далеко невсегда и не всем наемным работникам удавалось выйти в люди. Во всяком случае наположении мисфиев мы находим не только юношей, но и женатых людей15.
Болеенезависимым было положение ремесленников, работавших самостоятельно. Но и вданном случае нельзя полагать, что оно было прочным, а существованиеремесленников обеспеченным. Прежде всего далеко не все ремесленники владелисобственными мастерскими. Аренда мастерской – нами собрано 38 упоминаний(контрактов, расписок, записей в хозяйственных книгах), относящихся к арендеремесленных мастерскихl6, – приводила к тому, что ремесленникотдавал часть заработка собственнику помещения и попадал в зависимость от него.Довольно часто ремесленникам приходилось снимать жилье17; согласнопризнанию ремесленника в Р. Lond., V, 1708, 48–49 (VI в.), одной из причин,заставивших его жениться, было отсутствие жилья. Как правило, снималась частьдома, обычно комната. Учитывая, что египетские семьи были многодетными, можнополагать, что ремесленники жили скученно. Плата за жилье представляла немалуюстатью расхода в бюджете ремесленника, к тому же договоры иногда заключались насрок, какой будет угоден (]f' \son xr\non bo|lei) домовладельцу18,т.е. над ремесленником висела угроза выселения из дома. Плата за арендумастерской, жилья, налоги, постои и вымогательства приводили к тому, что многиеремесленники жили в нужде и ощущали постоянную потребность в деньгах. Оматериальных затруднениях ремесленников свидетельствуют ссуды19,которые они были вынуждены брать. Так как за ссуды обычно приходилось платитьпроценты20, займы ложились тяжелым бременем на ремесленников.Нередко ссуды являлись средством закабаления ремесленника, который вынужден былотрабатывать либо проценты, либо проценты и ссуды. Получаемый задаток посуществу играл ту же роль21.
Конечно,нельзя утверждать, что все ремесленники находились в таких условиях. Во-первых,положение ремесленников различалось в зависимости от профессии. Трудноустановить градацию доходности профессий, но можно не сомневаться, чтонекоторые из них оплачивались лучше. К группе более состоятельных ремесленниковследут отнести в первую очередь ювелиров. Так, в Р. Оху, I, 132 (VI–VII вв.)золотых дел мастер получает как представитель жены полагавшуюся ей долюнаследства в размере 112 номизм. Очевидно, жена происходит из богатой семьи.Трудно предположить, что ее выдали замуж за бедняка. В Р. Kl. Form., 134 (=SB,III, 6259) (V–VI вв.) серебряных дел мастер расписывается в получении ссуды в11 номизм, которую он обязуется вернуть по первому требованию.
Существовалатакже дифференциация в пределах одной и той же профессии. Сильнее всего она,вероятно, проявлялась в Александрии, где были мастерские, работавшие наэкспорт. Наблюдалась подобная дифференциация и в x_ra. О некоторойсостоятельности отдельных ремесленников говорят документы, в которых онивыступают как собственники домов22 и земли23, как лица,предоставляющие ссуду24, поручители25, литурги26.Сюда следует причислить и ремесленников, попавших в курию27.Некоторое представление о том, как выбивались в люди наиболее предприимчивые изремесленников, дают Р. Lond., V, 1708 и архив Пахимия. Башмачник Псат прошелнелегкую жизнь. Профессия его отца неизвестна, неизвестно и как он сталбашмачником. Некоторое время он находился на положении мисфия, а затем сталработать самостоятельно. Будучи старшим в семье, он по существу завладел всемимуществом и заставил работать на себя родных. Дело дошло до конфликта. Пахимий– наследственный porfyrop_lhw. Дела свои он вел при помощи наемных работников(SB, I, 4503), деньги же предпочитал вкладывать в недвижимое имущество (покупалдома). Так, в 592 г. он купил у отца один из его домов (Р. Par., 21 b). В 599г. он получает полагавшуюся ему 1/3 из отцовского наследства, в том числе инедвижимость (Р. Par., 20). В том же году он покупает, возможно вместе сбратом, 1/3 дома, принадлежавшего золотых дел мастеру (Р. Par., 21 с). Наконец,тот же Пахимий покупает еще один дом в 616 г. (Р. Par., 21). Псат и Пахимий,конечно, не исключение28. Таких, как они, можно было, вероятно,встретить во многих городах Египта, в особенности в Александрии, но в целомони, несомненно, составляли меньшинство.
Какизвестно, физический труд и в особенности работа, связанная с необходимостьювыполнять чужие поручения и быть в подчинении, не пользовались уважением вримском рабовладельческом обществе. Такое отношение к труду, господствовавшеесреди эксплуататорской верхушки, нашло свое отражение и в литературе, и взаконодательстве29. Но среди широких слоев населения, особенно в техпровинциях империи, где число самостоятельно работавших было значительным, пренебрежениек труду не могло глубоко укорениться30. В связи с кризисомрабовладельческого общества, ломкой рабовладельческого мировоззрения неизбежнойстановилась переоценка отношения к труду и со стороны представителейгосподствующей верхушки, о чем, в частности, свидетельствуют высказывания.Иоанна Златоуста31.
Хотяположение наемного работника было тяжелым, и формулировки служебных договоровнесут на себе печать рабовладельческих отношений, на основании папирусов нельзяговорить о явном пренебрежении к труду, в частности к его ремесленнойразновидности. Не встречаются ремесленники, делающие политическую карьеру,добившиеся высоких постов в гражданской и военной администрации, ремесленники,гордые своей профессией, но нет в текстах и оскорбительных выражений по ихадресу32. Если приглашение ремесленников в качестве экспертов вотдельных случаях вызывалось необходимостью33, то участие главкорпораций в составлении обращения жителей Афродито к императрице Феодоре (P.Cairo Masp., III, 67283) свидетельствует об известном их весе в Афродито.Преувеличивать,. однако, значение этого участия не следует. В целом,по-видимому, общественное положение ремесленников было все же невысоким. Ввизантийское время очень распространено было присоединение к имени или должностичеловека какого-нибудь почетного эпитета (титула)34. Этот почетныйэпитет ставился не только перед именем крупных землевладельцев, представителейвысшей светской и церковной иерархии, но и в применении к низшим категориямчиновников, представителям свободных профессий, служащим крупных имений и т.д.В обращении к ремесленникам эти эпитеты почти не применяются35, чтонельзя не толковать как показатель недостаточного к ним уважения.
Рассмотренныеданные папирусов показывают, что ремесленники позднеримского Египта, в основномлица свободного статуса, лично занятые в производстве, представляли собойнеоднородную в социальном и экономическом отношении группу производителей,находящихся под контролем государства и в большей или меньшей зависимости отнего (или от крупных землевладельцев). Тяжелое экономическое положение основноймассы ремесленников сочеталось с невысоким общественным положением.
Список литературы
1.И.Ф. Фихман. Египет на рубеже двух эпох (Ремесленники и ремесленный труд в IV –середине VII в.). М., 1965. См. также: И.Ф. Фихман. «Вопросы ремеславизантийского Египта». Л., 1962 (автореферат диссертации).
2.См.: И.Ф. Фихман. К проблеме социального состава ремесленников в Египте IV –середины VII в. н.э. Сб. «Проблемы социально-экономической историидревнего мира». М.–Л., 1983, стр. 359–360.
3.С сокращением численности рабов-ремесленников следует, вероятно, поставить всвязь и резкое сокращение числа дошедших до нас didasxalixa} от позднеримскоговремени – всего две: Р. Aberd., 59 (IV–V вв.) и Р. Lond., V, 1706 (VI в.); Р.Antin., II, 91 (VI в.) мы относим к числу трудовых соглашений. Детиремесленников усваивают ремесленную профессию в доме отца. В то время как вdidasxalixa} римского времени встречаются восемь рабов (C.A. Роrbes. The Educationand Training of Slaves in Antiquity. ТАРА, LXXXVI, 1955, p. 328–334), вдоговорах позднеримского времени ни один не упоминается.
4.Мы не считаем возможным утверждать, что они были «юридическимирабами» (A.H.M. Jones. Slavery in the Ancient World. EHR, sec. ser., IX,2, 1956, p. 193а) или что они образовывали вместе с настоящими рабами,работавшими в государственных мастерских, «единую правовую категорию»(I. Нahn. Freie Arbeit undSklavenarbeit in der spatantiken Stadt. «Annales Universitatis ScientiarumBudapestinensis de Rolando Eotvos nominatae», Sectio historica. III(1961), p. 32).
5.См.: И.Ф. Фихман. Ремесло и крупное имение в византийском Египте. (По даннымгреческих папирусов). «Палестинский сборник», вып. 7. М.–Л., 1962,стр. 54.
6.Подробнее там же, стр. 70–71 и И.Ф. Фихман. К характеристике корпорацийвизантийского Египта. ВВ, XVII, 1960, стр. 24–25.
7.И.Ф. Фихман. К проблеме социального состава..., стр. 364–365; Е. Wipszусka.Polityka panstwa rzymskiego wobec rzemiosla tkackiego w Egipcie (I–IV w.n.e.).«Przeglad Historyczny», LIV, 1963, s. 16.
8.И.Ф. Фихман. К проблеме социального состава..., стр. 365–366.
9. См.: WO, 1485, 6 (III–IV вв.); Р. Оху., XVI,1893, 5-7 (535 г.); P. Cairo Masp., I. 67110, 6-7 (565 г.); SB, I, 4503, 11–12 (606 г.) и т. д.
10. P. Kl. Form, 98 (VI в.); Р. Grenf., I, 58 (561 г.); Р. Оху., XVI, 1917, 40 (VI в.); 2019, 22 (VI в.); 2027, 65, 78 (VI в.); P. Stud. Pal., XX, 113 (401 г.); Р. Cairo Masp., I, 67116 (VI в.); Р. Оху., XVI, 1912, 38, 42, 61 (VI в.); 1917, 22, 46, 49 (VI в.); 2019, 28 (VI в.); 2027, 50, 71 (VI в.) и т.д. Ссылки даны в соответствии с перечислениемпрофессий в тексте.
11. Р. Cairo Masp., I, 67020, 12–13 (VI в.); ср.: Р. Lond.,V, 1708, 119-122 (VI в.).
12. Например, Р.Ryl., IV, 654, 7–8 (IV в.); P. Cairo Masp., I, 67020,5–6 (VI в.).
13. R. Тaubenschlag. The ImperialConstitutions in the Papyri. JJP, VI, 1952, p. 138 (=Opera minora, II, p. 23). Иноеобъяснение юридического обоснования жалобы ткача дает J. Scherer. Papyrus dePhiladelphie. Le Cairo, 1947, p. 18. См. также: M. Amelotti. Da Diocleziano aCostantino. Note in tema di costituzioni imperial. SDHI, XXVII, 1961, p.244–245; ввод. H. Льюис к P.Lett., 4, р. 9–10 и N. Lewis.Exemption from Liturgy in Roman Egypt. «Actes du X-e Congres Internationalde Papyrologues». Wroclaw – Varsovie, 1964, p. 78.
14. PG, LXXXVII, 3, col. 2932.
15. P. Flor., I, 93, 8-9 (=M. Chrest., 297 = FIRA, III, 22) (569 г.).
16.См.: И.Ф. Фихман. Египет на рубеже двух эпох, стр. 43–56. См. также ВДИ, 1963,№ 1, стр. 175.
17.Аренда жилья ремесленниками: Р. Оху., XVI, 1899 (496 г.); Р. Flor., I, 73 (505г.); Р. Оху., VII, 1038 (=Sel. Pap., I, 47) (568 г.); SB, VI, 9592 (581 г.);PSI, I, 75 (VI в.); Р. Кl. Form., 793 (VI в.); BGU, I, 3 (605 г.); SB, I, 5286 (607 г.); SB, I, 5269 (=P. Stud. Pal., XX, 220) (618 г.); Р. Kl. Form., 268 (VII в.); 795 (VII в.); 876 (VII в.); Р. Ross. Georg., Ill, 56 (707 г.) и т.д;
18. SB, I, 5286 (607 г.); 5269 (=P. Stud.Pal., XX, 220) (618 г.); см. иР. Оху., XVI, 1889, 22–23; Р. Flor., I, 73, 17–18; Р. Оху., VII, 1038, 31-32 и т.д.
19. Р. Oslo, III, 161., 13–15 (конец III в.); P. Stud. Pal., XX, 103 (381 г.); Р. Lips., 14 (391 г.); Р. Kl. Form., 256 (=P. Stud. Pal., XX,177) (IV–V вв.); Р. Antin., II,103 (475 г.); Р. Оху., XVI, 1891 (495 г.); Р. Kl. Form., 134 (=SB, III, 6259) (V-VI вв.);P. Оху., XVI, 1883 (504 г.);1970 (554 г.); P. Cairo Masp., II, 67163 (569 г.); Р. Оху., VII,1042 (578 г.); Р. Kl. Form.,138 (VI в.); SB, VI, 9280 (VI в.)(издатель считает, что это Lieferungsvertragmit Vorausbezahlung); PSI, I, 72 (VI в.); Р,. Cairo Masp., 67142, 3, 6, 7, 8 (VI в.);P. Strasb., 287 (VI в.); P. Rein., II, 107 (VII в.); Р. Kl. Form., 125 (VII в.); 190(710 г.); SB, I, 4664 (=4834?) (араб. вр.) и т.д. О ссудах и византийскомЕгипте см.: Н. Preissner. Das verzinsliche und das zinsloseDarlehen in den byzantiniscben Papyri des 6/7 Jahrhunderts. UngedruckteDiss. Erlangen, 1956.
20.Беспроцентная ссуда, как показывает Р. Strasb., 287 (VI в.), была одной из формпроявления; корпоративной взаимопомощи. Подробнее: И.Ф. Фихман. К вопросу окорпоративной взаимопомощи в византийском Египте. JJP, XV, р. 91–97.
21.В связи с тем, что ссуда и задаток обозначались часто одним и тем же терминомproxre}a, иногда трудно решить, о чем идет речь: например: Р. Rein., II, 105(432 г.); Р. Grenf., II, 87 (=Sel. Pap., I, 23) (602 г.) и т.д.
22. Р. Оху., I, 43,verso I, 6, 7; III, 21 (295 г.); Р. Stud. Pal., I, p. 7, № 2, 12 (454 г.); P.Flor., I, 73, 9-12 (505 г.); P. Lond., V, 1691,13 (532 г.); P. Par., 21 b, 11, 20 (592 г.); 20,32–34 (599 г.); 21 с, 4, 19(599 г.); 21, 20–21 (616 г.);21 d; P. Ross. Georg., III, 56 (707 г.) и т.д.
23.Землей владеют золотых дел мастера, серебряных дел мастера, красильщики,валяльщики, ткачи, строители, плотники, кузнецы, гончары, маслоделы, мельники ит.д. Встречаются крупные участки: Р. Flor., I, 71, 656 (IV в.) – 151/2арур (золотых дел мастер); 659 – свыше 12 арур (серебряных дел мастер).
24. Р. Princ., II, 81 (= II, 181) (344 г.); P. Lond., V, 1699 (520 г.); Р. Cairo Masp., II, 67164 (569 г.); Р. Grenf., II, 86 (595 г.); Р. Kl. Form., 124 (VI в.); Р. Stud. Pal., XX, 189 (VI в.) (?); BGU, III,828 (=P. Kl. Form., 113) (визант. вр.) (?) и т.д. О роли красильщика вР. Оху., VII, 1041 см.: F. Pringsheim. Zu Pap. Оху., 1041. «Aegyptus», XIII, 1933, S. 406–418.
25. SB, VI, 9152 (492 г.); P. Cairo Masp.,I, 67094, 19 (553 г.); Р. Оху., I, 135, 8; verso, 1 (=W. Chrest., 384 = Jur. Pap., 51 = Sel.Pap.; I, 26 = FIRA, III, 13) (579 г.) BGU, I, 255, 3 (599г.); P. Cairo Masp., III, 67303, 8, 22 (VI в.); BGU, III, 750 (визант. вр.); SB, I, 4659 (араб. вр.) и т.д.
26. Р. Cairo Preis., 20, 10, 25 (IV в.); PSI, VI, 689, 6 (V в.).
27.P. Antin., I, 38, 27 (301 г.). Иное толкование дает этому тексту R. Remondon. A propos du papyrus d'Antinoe № 38. «Chronique d' Egypte»,XXXII, 1957, p. 143–145. Ремесленники в составе куриизасвидетельствованы и в других провинциях империи. См., например, МАМА, III,75.
28.Состоятельность Псата не следует преувеличивать. В документе он назвав penixr\w(стк. 221), [xt{mvn (стк. 222).
29. См., например,F.M. De Robertis. «Locatio operarum» e «status» dellavoratore. Sulla estensione e i limiti del potere disciplinare attribuitoall'assuntore nei confronti dei lavoratori liberi mercede conducti. SDHI,XXVII, 1961, p. 19–45.
30.См.: Е.М. Штаерман. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М.,1961, стр. 96–105; «Научное наследие Маркса и изучение древнейистории». ВДИ, 1958, № 2, стр. 8; «К 75-летию работы Ф. Энгельса»Происхождение семьи, частной собственности и государства". ВДИ, 1959, № 4, стр. 10; F.M De Robertis. Sullaconsiderazione sociale del lavoro nel mondo romano. «Problemi economicidall'antichita ad oggi. Studi in onore di V. Franchini». Milano, 1959, p.59 sq.
31. См.: L. Daloz. Le travail selon SaintJean Chrysostome. Paris, 1959, в особенности стр. 34–42, 63–64, 79,92–93.
32.Правда, башмачник Псат назван в Р. Lond., V, 1708, 221 (VI в.) ]pid}friow, акак показывает Nov. Just., 90, 1 pr. (539 г.), этот термин был презрительным(]pid}frioi не допускались к даче свидетельских показаний), но в Р. CairoMasp., I. 67002, II, 10 так же себя называет врач.
33.Об экспертизе в греческих папирусах см.: Н. Kupiszewski. Surveyorshipin the Law of Greco-Roman Egypt. JJP, VI, 1952, p. 257–268. Наиболееответственные экспертизы поручались главам корпораций.
34.Об этом: O. Hornickel. Ehren- und Rangpradikate in denPapyrusurkunden. Diss. Giessen. Borna – Leipzig, 1930.
35. Документы, содержащие титулы ремесленников: Р. Aberd., 59, II, 4; III, 5; V, 4 (IV-V вв.); P. Michael., 38, 10 (VI в.); P. Lond.,II, 390, 1 (VI-VII вв.); BGU, I, 319, 7 (VII в.), причем в основном идет речь о торговцах ремесленными изделиями. Почтительность в обращении к серебряных дел мастеручувствуется в Р. Kl. Form., 98 (VI в.). Мельник является флавием в SB, VI, 9152(492 г.), но он служит у начальника провинции. См. также МАМА, III, 517 и Р.Ness., III, 30, 3 (596 г.). В обоих документах речь идет о золотых делмастерах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.