Прахт Д. В.
Началораспространения ислама на территории России и знакомство с исламскимвероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распадаЗападно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье иПричерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.
Хазарскийкаганат — могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зенитерасцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в.Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районыСеверного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря,Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияниякаганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазарпростиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила поДнепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымскогополуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов идругих немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария,Киевская Русь.
Хазарскоегосударство с самого начала своего существования утвердило контроль надважнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Этопоказывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. врайонах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в томчисле и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населенияперешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарииразводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградныхлоз.
Вусловиях возросшего международного значения Хазарии вопрос о ее государственнойрелигии приобрел в VIII в. большую политическую остроту. Хазарская держава былажеланным союзником, как для Византийской империи, так и для Арабского халифата.Оба эти государства не однократно пытались обеспечить прочные дружескиеотношения с хазарами родственными связями с каганом, и та и другая сторона сеще большей настойчивостью старались навязать свою религию.
Хазарскийкаганат на протяжении всего своего существования находился в постоянномконтакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. — период военныхдействий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642-739)война за преобладание на Кавказе; вторая половина VIII-IX вв. — период мирныхотношений, когда между ними установились активные торговые контакты. Сведения особытиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков(IX-X). А о событиях периода мирных отношений — в сочинениях арабских географов(X-XIII).
Проникновениеислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однакодлительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских ихорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второйполовины VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мерванаибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религиипобедителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифатабыли присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазариигороде Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцатьквартальных мечетей.
Связанноес Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластныхХазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, безсомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороныарабов-мусульман, но зато более постоянным.
Следуетотметить, что вынужденное обращение не было прочным, и в качествегосударственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правителирассматривали ислам как религию своих врагов арабов.
Хазары,как известно, выбрали религию, которая обеспечивает им вхождение в кругсредневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение междуборющимися сторонами, то есть Византией и Халифатом, а именно иудаизм. Времяпринятия хазарами иудейской религии, по одним данным, относится к первой четвертиVIII в., а по другим — к началу IX в.
Вследза этим в каганате начинаются антиисламские выступления, так в 913-914 гг.хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в арабском городеДар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет соборной мечети города Итиля иказнить муэдзинов.
Всовременной литературе, по мнению А.П. Новосельцева, есть определеннаятенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси [1]. Между темисточники для X в. дают совершенно ясный ответ. В Хазарии жили евреи (этнические)и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие источники, пусть не совсемчетко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедали иислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, чтопри перечислении этих религий в источниках иудаизм стоит на последнем месте.Источники говорят, что иудаизм исповедовал царь, окружение царя и его род.Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населенияХазарии даже в X в. говорить не приходится.
Новаярелигия, по мнению С.А. Плетневой, не объединяла, а наоборот, разъединяла и безтого непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Происходилоотдаление царя от своих подданных, слабела связь провинций с центром [2].
Хазарскиехристиане, мусульмане, язычники оказались в оппозиции правительству иподчинялись только силе. Положение оказалось безвыходным еще и потому, чтосвойственная иудаизму исключительность не допускала обращения в государственнуюрелигию широких народных масс и обрекала их на беспросветное пребывание вкачестве налогоплательщиков своих господ. Естественно, что иудейскоеправительство, которое не могло опереться на свой народ, вынужденно былопостоянно искать союзников за пределами своей страны.
Всередине X в. хазары утратили контроль над даннически зависимой Киевской Русью,потеряли побережье Керченского пролива, во второй половине X в. утратиликонтроль над Волжской Булгарией. Противостояние воинственным печенегам,пришедшим из глубины Азии и Киевской Руси, окончательно истощило силыстремительно распадавшейся империи. Ее процветание, возможное до тех пор, покабольшинство контролируемых каганом народов оставались в язычестве, должно былозакончиться после обретения ислама Волжской Булгарией, христианства — Киевской Русью.В Восточной Европе начиналась эра конфессионально определившихся государств,избиравших в качестве доминирующей ту или иную мировую религию.
Самымопасным врагом Хазарии стала Киевская Русь, на пути экономического иполитического развития которого она оказалась. Ослабленная внутреннимимеждоусобицами, походом русского князя Святослава (?-972) в 964-965 гг., иВладимира Святого (980-1015), вторжениями печенегов в конце X в. ВосточнаяХазария перестала существовать, и мало-помалу была поглощена хорезмийцами,гузами, половцами. На западе (в Крыму и Тмутаракани) хазары сохранились, нопостепенно подпали под власть либо Руси, либо Византии. При этом они вынужденыбыли принимать православие, хотя не исключено, что часть хазар в Крыму сталамусульманами. Немногие остались иудаистами, дав начало новой народности —караимам.
После 1083 г., когда вернувшийся в Тмутаракань Олег Святославович (?-1115) истребилместных хазар, ранее способствовавших его изгнанию, имя этого народа исчезаетиз исторических источников. Очевидно, так завершился процесс смешения хазар справославными русичами и византийцами, а так же мусульманами (главным образомродственными им тюрками).
Длякиевских русичей, по мнению Р.Г. Ланды и М.Ф. Муртазина, как раз хазары и сталипервыми мусульманами, с которыми они могли познакомиться и узнать об ихкультуре [3]. С этими утверждениями согласны не все исследователи, так Т.С.Саидбаев распространение и знакомство с исламом на территории нашей странысвязывает с нашествием войск арабского халифата и считает это неоспоримымфактом [4]. Обширные районы Азербайджана были завоеваны халифатом уже в 18 годхиджры (639 г.). Затем арабы выступили на Дагестан и в 642/43 г. захватилиДербент. В начале VIII в. начинается новый этап арабских завоеваний,продолжавшийся почти сто лет. Первые военные набеги арабов на Мавераннахр(араб. «по ту сторону реки») — земли Средней Азии относятся к VII в.Окончательно Мавераннахр был покорен в начале VIII в. Для утверждения ислама назахваченных территориях арабы освобождали обращенных в ислам от уплатыподушного налога (джизьи). В захваченные города переселяли арабов.
Итак,ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии.Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. зналиарабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные кладыарабских серебряных монет. Археолог Ф.А. Асадуллин свидетельствует, что находкина территории современной Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемовотносятся к VIII-IX вв.[5] Мусульманский географ перс Ибн Хардадбеха(современник Рюрика и Аскольда) сообщает о славянских купцах «ар-рус», которыевозили свои товары к Черному и Каспийскому морям.
Волжско-КамскаяБулгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья насевере до Самарской луки на юге (сейчас — территория Татарстана, Чувашии,Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территориибывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно,что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ееполитического влияния.
Булгарияв Поволжье проводила активную международную политику. Она имела связи с другимигосударствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признаниемсо стороны мусульманских государств. В Х в. в Булгарии чеканили свою монету,рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля развивалась очень бурно. Этомуспособствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой.Поэтому Волжская Булгария уже в IХ в. становится торговым центром ВосточнойЕвропы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и соСкандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговала соСредней Азией, Кавказом, Ираном, Прибалтикой. Торговые караваны не прерывноходили в Хорезм, Хорасан.
Такимобразом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатымигородами. По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен.Так образовалась единая народность. Поэтому в Х в. говорят только о двухназваниях народов: булгары и сувары. В ХI в. говорят только об одном булгарскомнароде. Население Булгарии было оседлым. Экономика страны по тем временам былавысоко развитой.
Вомногих отечественных исследованиях указывается дата официального принятиябулгарами ислама — 12 мая 922 г.
Булгары,до принятия ислама, придерживались древнетюркской религии небесного божестваТенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ееисповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки(IX-X вв.).
СынШилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу егораспространения среди булгар. Стремясь освободится от хазарской зависимости, онвступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах с просьбой прислатьисламских вероучителей. В мае 922 г. ответное посольство прибыло на Волгу врезиденцию царя Алмуша. Был созван съезд булгарских князей и представителейплемен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственнойрелигии. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записоксекретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.
Следуетотметить, что данные письменных источников и археологических материаловуказывают на то, что камско-волжские булгары до 922 г. находились в довольно тесных торгово-экономических и культурных контактах с народами ужеисламизированной Средней Азии. Этим, видимо, объясняется тот факт, что ковремени прибытия в Булгар миссии Ибн-Фадлана там была определенная прослойкамусульманского населения. М.З. Закиев так же придерживается мнения, что исламраспространялся среди булгар значительно раньше — более чем за сто лет до егоофициального принятия [6]. Исследователь Г.М. Давлетшин подчеркивает, чтоутверждение об официальном принятии ислама в Волжской Булгарии в 922 г., то есть после приезда багдадского посольства не обосновано, так как ни в записках ИбнФадлана, ни в других источниках об этом ни чего не говорится. Ислам какгосударственная религия был принят еще до прихода багдадского посольства [7].Изучая вопрос о времени принятия ислама Булгарией, М.А. Усманов приходит квыводу, что ранний ислам в Булгарах (до 922 г.) был еще на примитивном уровне. Поэтому вряд ли дату исламизации Волжской Булгарии следует пересматривать впользу удревнения. Надо ставить вопрос не о первых знакомствах с исламом, а скакого года ислам стал официальной идеологией и религией. Таким годом, был310-й г. по хиджре, когда мусульманский правитель сменил свое языческое имя Алмушна Джафар, а имя отца Шилки — на Абдулу [8].
Этофиксирует Ибн-Фадлан: царь булгар, сын язычника, уже мусульманин; мусульманеего домочадцы. Этот ислам, которого придерживалась определенная часть общества,проник туда из Средней Азии еще до приезда арабов. Но это были лишь зачаткиислама.
Такимобразом, приобщение к исламскому вероучению шло постепенно. Сначала одни, апотом другие группы булгар самостоятельно приняли ислам. Провозглашение жеАлмушем ислама официальной религией явилось естественным итогом этогоисторического процесса.
ВXI-XII вв. Волжскую Булгарию называют мусульманским государством известныеученые и путешественники: Бируни из Средней Азии, ал-Гарнати из Испании,арабский историк ал-Балхи. Тут в городах Булгар, Сувар, Билляр, Казаньформируются крупные центры науки, которые распространяли воззрения известныхарабских философов и ученых.
Спринятием ислама прежняя руническая письменность заменяется арабской, изакладываются основы булгарской письменной культуры. А это в, свою очередь,сыграло существенную роль в формировании и развитии научно-философской мысли.Стало быстро увеличиваться число мечетей, а с ними и школ. В Булгарии появилисьталантливые ученые в разных областях науки: математике, астрономии, медицине,истории и т.д. Были организованы астрономические наблюдения. Широкое признаниеполучили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идрисаал-Булгари и других. Издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству,по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари.Издавались так же книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочиненияМахмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и другие.
Успешноразвивалась не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт ДаудСаксин-Суари, который писал в начале ХII в. Он был выходцем из города Саксина ипринадлежал к народности сувар. Широко известна книга поэта «Сад цветов,излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого разделаавтор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же инойзнаменитой личности.
Широкоизвестен выдающийся поэт ХIII в. Кол Гали. Его поэма «Легенда о Юсуфе» получилавсемирное признание, его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее времяв Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.
Относительнобыстрое распространение ислама в Булгарии объясняется тем, что общество всоциально-экономическом, политическом и культурных отношениях было уже готоводля принятия ислама, то есть новой монотеистической религии. Еще до прихода наВолгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразныйязыческий монотеизм. Булгары поклонялись Бер-Тенгри — единому богу Тенгри.Замена одного языческого бога Тенгре другим богом — мусульманским Аллахом былоактом не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тенгре и привнесенныйиз вне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который вконечном итоге решился своеобразным компромиссом. Тенгре стал синонимом Аллаха.Его имя встречается на булгарских мусульманских памятниках — надгробныхэпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают этикамни. Со времени принятия ислама начинается культурный расцвет Булгарскогогосударства. Мусульманская религия настолько вошла в жизнь булгар, что они самисделались ее активными распространителями.
Каксвидетельствует летопись, в 986 г. к Великому киевскому князю Владимиру прибыличетыре посольства из разных стран, каждое из которых расхваливало религию своейстраны и убеждало князя Владимира принять ее. Это были: волжские булгары —мусульмане, хазарские евреи, посланцы Рима и Византии.
Омусульманах в летописном рассказе говорится: «Ты, князь, мудр и смыслен, азакона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир:«Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так:совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит,можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семидесяти красивых жен, иизберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет емуженой… Если кто беден на этом свете, то и на том». И другую всякую ложьговорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любилжен и всякий блуд… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание отсвиного мяса и от питья и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без тогобыть» [9]. Папских посланцев он отсылает со словами: «Идите опять яко отцы нашисего не приняли суть» [10]. Иудаизм князь Владимир отверг указывая наотсутствие у евреев своей земли: «Аще бы Бог любил вас и закон ваш то не быстеросточени по чужим землям еда и нам то же мыслите прияти» [11].
Представительгреков «философ» произносит речь, которая, очевидно, произвела сильноевпечатление. Вслед за этим Владимир уже сам посылает послов в разные страны.Мусульманское богослужение показалось послам смешным и нелепым, западноехристианство — недостаточно красивым, греческое, напротив, понравилось и князьВладимир совершает выбор.
Видныйисторик русской Церкви митрополит Макарий (1816-1882), считает, что в этойистории нет ничего странного и невероятного ни вообще, ни даже в подробностях,за исключением весьма немногого, и, следовательно, нет достойного основаниясчитать все сказания вымыслом. Ничего странного в том, что к Владимируприходили разные миссионеры, из которых каждый хвалил свой закон и порицал всепрочие: история представляет не один подобного рода случай. Вспомним, чтоговорили послы хазарские, приходившие к греческому императору Михаилу проситьсебе христианского учителя. Они говорили: «Евреи убеждают нас принять их веру,а сарацины преклоняют к своей». И святой Кирилл Философ (ок. 827-869),отправившийся к ним по этому случаю, должен был состязаться в вере с мудрецамиеврейскими, сарацинскими и хазарскими [12].
Однакоученый Д.Е. Фурман считает историю выбора веры князем Владимиром, помещенную влетопись, наполовину легендой, наполовину — чисто литературным произведением[13]. Большую долю вымышленного видит и видный историк Русской Церкви А.В. Карташев,при этом, соглашаясь, что материал сказки, хотя и в преломлении, все-такиотражает историческую быль [14]. По мнению Д.Е. Фурмана как бы не соотносилсярассказ с реальными историческими событиями, в нем содержится одна очень важнаяистина — Владимир и его окружение совершили жизненный выбор, выбор сложногоцелого (религии), основывавшимся на неполном знании этого целого [15].
Принятиенаселением Древней Руси христианства оказалось возможным, благодарядостигнутому еще до этого высокому уровню культуры, в особенности уровнюрелигиозного сознания, которому соответствовал и характер языка с достаточноразвитой терминологией. Русская летопись отражает облегченный вариант спора,как бы ориентированный не на специалистов-богословов, а на более широкую аудиторию.
Летописноесвидетельство о выборе веры князем Владимиром пусть и не лишенная неточностей ифольклорных элементов, определенно подтверждает факт знакомства Киевской Руси сначалами мусульманской веры. Хотя князь Владимир и отклонил ислам, но в дальнейшемхарактер российской государственности определялся тесным взаимодействием исламаи христианства на протяжении многих столетий.
Принятиеислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена,укрепить мощь и государственность булгар, личную власть хана. Таким образом,Булгарское ханство, приняв в IX-X вв. ислам, стало частью мусульманского мира,булгары, став мусульманами, становились вассалами арабских халифов.
Важнымследствием превращения ислама в государственную религию Булгарии, отмечает Г.Б.Фаизов, явилось то, что вместе с ним почти во все слои населения проникаютписьменность и элементы арабской культуры, алфавит. Все это способствовалоформированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширениюэкономических и культурных связей народов Поволжья и Приуралья сарабо-персидскими мусульманскими государствами [16].
Усилениегосударственности Булгар позволяло им строить свои отношения с другимигосударствами, в том числе с Древней Русью, на более высоком уровне, то есть волжскиебулгары, непосредственно соседствующие с древнерусскими княжествами,сотрудничали с ними на договорной основе.
Источникипо внешнеполитической истории Волжской Булгарии X-XI вв., главным образом по еесвязям с Киевской Русью, показывают, что эти связи были в основномдобрососедскими, если исключить несколько инцидентов, вызванных чистоэкономическими причинами (сбор дани, ограбление купцов). В этот период еще неставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ.
Булгариястремилась поддерживать дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 г. был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда небудет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель — тонуть» [17]. В 1016 г. был заключен торговый договор с киевским княжеством: булгарские купцы получили правоторговать на русских землях. В 1024 г. в Суздальском княжестве разразилсястрашный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары.
Собразованием Северо-Восточной Руси с политическим центром воВладимиро-Суздальской земле изменяется характер русско-булгарскихвзаимоотношений. Обострение отношений выразилось в двусторонних походах.
Взаимоотношениемосковских князей с правителями Волжской Булгарии складывались не скоро идовольно трудно, периоды мирного сосуществования перемежались разорительныминабегами и разрушениями. Во многих источниках о Древней Руси, дошедших до нашихдней, больше внимания уделяется военным эпизодам, нежели истории заключениймирных соглашений. С принятием Волжской Булгарией ислама, а Русью — православияво взаимоотношениях государств появляется новый элемент — религиозный, двемировые религии (опираясь на мощь халифата и Византии) начали соперничать врегионе.
Известно,что с первых веков существования Русь тесно соприкасалась с мусульманскиммиром. Ростово-Суздальское княжество граничило и поддерживало дипломатические иторговые связи с Волжско-Камской Булгарией, население которой исповедовалоислам. Были завязаны торговые отношения Руси с Багдадским халифатом, докоторого русские купцы добирались через Волгу и Каспий.
ВолжскаяБулгария развивалась в условиях, когда ислам являлся государственной религиейи, несмотря на исторические катаклизмы, включая исчезновение самогогосударства, тогда были заложены основы для закрепления ислама в этом регионе.Следует отметить, что в Поволжье и Приуралье развивалось и укреплялось наиболее«гибкая» форма ислама — ислам ханифитской школы, характеризующийся терпимостьюк другим конфессиям. Ислам в Булгарии и в ордынское время оставался в лонесуннизма ханифитского мазхаба, был ориентирован на Среднюю Азию и прежде всегона Хорезм.
Послепобеды на реке Калке (1223) монголы повернули к Булгарии. В 1235 г. состоялся курултай монголов, на котором обсуждалась военная стратегия. В наступательнойоперации было задействовано 200 — 250 тысяч человек, это без учетавспомогательных войск. Противостоять таким силам Булгары не смогли, хотяоборонялись до последнего. Монголы разгромили южно-булгарские города, взяли онии город Булгар. Осенью того же года монголы подступили к столице Булгарии —городу Биляру. Оборону столицы возглавил сам хан Габдулла ибн Ильгам. Город пал,после чего монголы его жестоко разрушили. После этого монгольское войско прошловсю страну: все города и крепости были разрушены. После этого онибеспрепятственно пошли на русскую землю.
Взаключение можно констатировать, что какие бы ни существовали мнения по поводувозникновения и жизни Булгарского государства, его границ, внутреннейструктуры, роли в нем мусульманской религии, важно одно: с периода Хазарскогокаганата и Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама натерритории, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциаламусульманской культуры в приложении к местной специфике.
Такимобразом, в X в. произошел важный духовный и цивилизационный рывок у двух мощныхгосударств: Киевской Руси и Волжской Булгарии. С тех пор, несмотря на некоторыйдраматизм в отношениях русского народа и его восточных и южных соседей,реальностью Киевской Руси, а далее Российской империи является не толькохристианский, но и мусульманский вектор.
Ужев первые века существования единого централизованного государства — КиевскойРуси происходили самые тесные контакты между этим государством и мусульманскиммиром. Они были вызваны широкой практикой налаженных торговых связей испорадических дипломатических сношений между северными окраинами Халифата(Хорезм, Дербент, Мавераннахр), а также географически близкой ВолжскойБулгарией, с одной стороны, и Русью, с другой. Позднее, включение Владимирскогои других русских княжеств в середине XIII в. в орбиту политического,идеологического и культурного влияния Золотой Орды, в которой за исламскимвероучением были закреплены прерогативы государственной религии, положилоначало еще более тесным контактам мусульман и христиан.
Список литературы
[1]Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы иКавказа. С. 153.
[2]Плетнева С.А. Хазары. 2-е изд. — М.: Наука, 1986. С. 63.
[3]Муртазин М.Ф. Мусульманин в России // Ислам и мусульмане в России. Под общ.Ред. М.Ф. Муртазина, А.А. Нуруллаева. М., 1999. С. 5; Ланда Р.Г. Ислам в историиРоссии. С. 28, 33.
[4]Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. —М.: Наука, 1984. С.19.
[5]Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве. — М.: Логос, 2007. С. 10.
[6]Закиев М.З. Татарстан как исламо-христианское пограничье // Исламо-христианскоепограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 7.
[7]Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X-начXIII вв. / АН СССРКазан. науч. центр. Инст-т Яз., лит. и истории им. Г.Ибрагимова. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1990.С. 77.
[8]Усманов М.А. Исторические предпосылки и последствия принятия ислама ВолжскойБулгарией // Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения. С. 16.
[9]Цит. по: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / перевод с древнерусскогоД.С. Лихачева. М., 1957. С.43-44 / Лаврентьевская летопись. Повесть временныхлет // Полное собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языкиславянской культуры, 2001. С. 84-85.
[10]Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русскихлетописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 85.
[11]Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русскихлетописей. Т.1. С. 85.
[12]Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Кн. 1. Историяхристианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение висторию Русской Церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамскогомонастыря, 1994. С. 228-229.
[13]Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии 1998. № 6. С. 90.
[14]Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2т. — М.: ТЕРРА, 1992. — Т.1.— С. 117.
[15]Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 91.
[16]Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. — Уфа,1995. С. 27.
[17]Цит по: Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам в России. — М.: Вече, 2004. С. 189.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru