Реферат по предмету "История"


Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса

Прахт Д. В.
Началораспространения ислама на территории России и знакомство с исламскимвероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распадаЗападно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье иПричерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.
Хазарскийкаганат — могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зенитерасцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в.Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районыСеверного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря,Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияниякаганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазарпростиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила поДнепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымскогополуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов идругих немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария,Киевская Русь.
Хазарскоегосударство с самого начала своего существования утвердило контроль надважнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Этопоказывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. врайонах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в томчисле и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населенияперешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарииразводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградныхлоз.
Вусловиях возросшего международного значения Хазарии вопрос о ее государственнойрелигии приобрел в VIII в. большую политическую остроту. Хазарская держава былажеланным союзником, как для Византийской империи, так и для Арабского халифата.Оба эти государства не однократно пытались обеспечить прочные дружескиеотношения с хазарами родственными связями с каганом, и та и другая сторона сеще большей настойчивостью старались навязать свою религию.
Хазарскийкаганат на протяжении всего своего существования находился в постоянномконтакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. — период военныхдействий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642-739)война за преобладание на Кавказе; вторая половина VIII-IX вв. — период мирныхотношений, когда между ними установились активные торговые контакты. Сведения особытиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков(IX-X). А о событиях периода мирных отношений — в сочинениях арабских географов(X-XIII).
Проникновениеислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однакодлительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских ихорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второйполовины VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мерванаибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религиипобедителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифатабыли присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазариигороде Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцатьквартальных мечетей.
Связанноес Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластныхХазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, безсомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороныарабов-мусульман, но зато более постоянным.
Следуетотметить, что вынужденное обращение не было прочным, и в качествегосударственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правителирассматривали ислам как религию своих врагов арабов.
Хазары,как известно, выбрали религию, которая обеспечивает им вхождение в кругсредневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение междуборющимися сторонами, то есть Византией и Халифатом, а именно иудаизм. Времяпринятия хазарами иудейской религии, по одним данным, относится к первой четвертиVIII в., а по другим — к началу IX в.
Вследза этим в каганате начинаются антиисламские выступления, так в 913-914 гг.хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в арабском городеДар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет соборной мечети города Итиля иказнить муэдзинов.
Всовременной литературе, по мнению А.П. Новосельцева, есть определеннаятенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси [1]. Между темисточники для X в. дают совершенно ясный ответ. В Хазарии жили евреи (этнические)и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие источники, пусть не совсемчетко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедали иислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, чтопри перечислении этих религий в источниках иудаизм стоит на последнем месте.Источники говорят, что иудаизм исповедовал царь, окружение царя и его род.Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населенияХазарии даже в X в. говорить не приходится.
Новаярелигия, по мнению С.А. Плетневой, не объединяла, а наоборот, разъединяла и безтого непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Происходилоотдаление царя от своих подданных, слабела связь провинций с центром [2].
Хазарскиехристиане, мусульмане, язычники оказались в оппозиции правительству иподчинялись только силе. Положение оказалось безвыходным еще и потому, чтосвойственная иудаизму исключительность не допускала обращения в государственнуюрелигию широких народных масс и обрекала их на беспросветное пребывание вкачестве налогоплательщиков своих господ. Естественно, что иудейскоеправительство, которое не могло опереться на свой народ, вынужденно былопостоянно искать союзников за пределами своей страны.
Всередине X в. хазары утратили контроль над даннически зависимой Киевской Русью,потеряли побережье Керченского пролива, во второй половине X в. утратиликонтроль над Волжской Булгарией. Противостояние воинственным печенегам,пришедшим из глубины Азии и Киевской Руси, окончательно истощило силыстремительно распадавшейся империи. Ее процветание, возможное до тех пор, покабольшинство контролируемых каганом народов оставались в язычестве, должно былозакончиться после обретения ислама Волжской Булгарией, христианства — Киевской Русью.В Восточной Европе начиналась эра конфессионально определившихся государств,избиравших в качестве доминирующей ту или иную мировую религию.
Самымопасным врагом Хазарии стала Киевская Русь, на пути экономического иполитического развития которого она оказалась. Ослабленная внутреннимимеждоусобицами, походом русского князя Святослава (?-972) в 964-965 гг., иВладимира Святого (980-1015), вторжениями печенегов в конце X в. ВосточнаяХазария перестала существовать, и мало-помалу была поглощена хорезмийцами,гузами, половцами. На западе (в Крыму и Тмутаракани) хазары сохранились, нопостепенно подпали под власть либо Руси, либо Византии. При этом они вынужденыбыли принимать православие, хотя не исключено, что часть хазар в Крыму сталамусульманами. Немногие остались иудаистами, дав начало новой народности —караимам.
После 1083 г., когда вернувшийся в Тмутаракань Олег Святославович (?-1115) истребилместных хазар, ранее способствовавших его изгнанию, имя этого народа исчезаетиз исторических источников. Очевидно, так завершился процесс смешения хазар справославными русичами и византийцами, а так же мусульманами (главным образомродственными им тюрками).
Длякиевских русичей, по мнению Р.Г. Ланды и М.Ф. Муртазина, как раз хазары и сталипервыми мусульманами, с которыми они могли познакомиться и узнать об ихкультуре [3]. С этими утверждениями согласны не все исследователи, так Т.С.Саидбаев распространение и знакомство с исламом на территории нашей странысвязывает с нашествием войск арабского халифата и считает это неоспоримымфактом [4]. Обширные районы Азербайджана были завоеваны халифатом уже в 18 годхиджры (639 г.). Затем арабы выступили на Дагестан и в 642/43 г. захватилиДербент. В начале VIII в. начинается новый этап арабских завоеваний,продолжавшийся почти сто лет. Первые военные набеги арабов на Мавераннахр(араб. «по ту сторону реки») — земли Средней Азии относятся к VII в.Окончательно Мавераннахр был покорен в начале VIII в. Для утверждения ислама назахваченных территориях арабы освобождали обращенных в ислам от уплатыподушного налога (джизьи). В захваченные города переселяли арабов.
Итак,ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии.Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. зналиарабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные кладыарабских серебряных монет. Археолог Ф.А. Асадуллин свидетельствует, что находкина территории современной Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемовотносятся к VIII-IX вв.[5] Мусульманский географ перс Ибн Хардадбеха(современник Рюрика и Аскольда) сообщает о славянских купцах «ар-рус», которыевозили свои товары к Черному и Каспийскому морям.
Волжско-КамскаяБулгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья насевере до Самарской луки на юге (сейчас — территория Татарстана, Чувашии,Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территориибывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно,что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ееполитического влияния.
Булгарияв Поволжье проводила активную международную политику. Она имела связи с другимигосударствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признаниемсо стороны мусульманских государств. В Х в. в Булгарии чеканили свою монету,рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля развивалась очень бурно. Этомуспособствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой.Поэтому Волжская Булгария уже в IХ в. становится торговым центром ВосточнойЕвропы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и соСкандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговала соСредней Азией, Кавказом, Ираном, Прибалтикой. Торговые караваны не прерывноходили в Хорезм, Хорасан.
Такимобразом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатымигородами. По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен.Так образовалась единая народность. Поэтому в Х в. говорят только о двухназваниях народов: булгары и сувары. В ХI в. говорят только об одном булгарскомнароде. Население Булгарии было оседлым. Экономика страны по тем временам былавысоко развитой.
Вомногих отечественных исследованиях указывается дата официального принятиябулгарами ислама — 12 мая 922 г.
Булгары,до принятия ислама, придерживались древнетюркской религии небесного божестваТенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ееисповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки(IX-X вв.).
СынШилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу егораспространения среди булгар. Стремясь освободится от хазарской зависимости, онвступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах с просьбой прислатьисламских вероучителей. В мае 922 г. ответное посольство прибыло на Волгу врезиденцию царя Алмуша. Был созван съезд булгарских князей и представителейплемен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственнойрелигии. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записоксекретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.
Следуетотметить, что данные письменных источников и археологических материаловуказывают на то, что камско-волжские булгары до 922 г. находились в довольно тесных торгово-экономических и культурных контактах с народами ужеисламизированной Средней Азии. Этим, видимо, объясняется тот факт, что ковремени прибытия в Булгар миссии Ибн-Фадлана там была определенная прослойкамусульманского населения. М.З. Закиев так же придерживается мнения, что исламраспространялся среди булгар значительно раньше — более чем за сто лет до егоофициального принятия [6]. Исследователь Г.М. Давлетшин подчеркивает, чтоутверждение об официальном принятии ислама в Волжской Булгарии в 922 г., то есть после приезда багдадского посольства не обосновано, так как ни в записках ИбнФадлана, ни в других источниках об этом ни чего не говорится. Ислам какгосударственная религия был принят еще до прихода багдадского посольства [7].Изучая вопрос о времени принятия ислама Булгарией, М.А. Усманов приходит квыводу, что ранний ислам в Булгарах (до 922 г.) был еще на примитивном уровне. Поэтому вряд ли дату исламизации Волжской Булгарии следует пересматривать впользу удревнения. Надо ставить вопрос не о первых знакомствах с исламом, а скакого года ислам стал официальной идеологией и религией. Таким годом, был310-й г. по хиджре, когда мусульманский правитель сменил свое языческое имя Алмушна Джафар, а имя отца Шилки — на Абдулу [8].
Этофиксирует Ибн-Фадлан: царь булгар, сын язычника, уже мусульманин; мусульманеего домочадцы. Этот ислам, которого придерживалась определенная часть общества,проник туда из Средней Азии еще до приезда арабов. Но это были лишь зачаткиислама.
Такимобразом, приобщение к исламскому вероучению шло постепенно. Сначала одни, апотом другие группы булгар самостоятельно приняли ислам. Провозглашение жеАлмушем ислама официальной религией явилось естественным итогом этогоисторического процесса.
ВXI-XII вв. Волжскую Булгарию называют мусульманским государством известныеученые и путешественники: Бируни из Средней Азии, ал-Гарнати из Испании,арабский историк ал-Балхи. Тут в городах Булгар, Сувар, Билляр, Казаньформируются крупные центры науки, которые распространяли воззрения известныхарабских философов и ученых.
Спринятием ислама прежняя руническая письменность заменяется арабской, изакладываются основы булгарской письменной культуры. А это в, свою очередь,сыграло существенную роль в формировании и развитии научно-философской мысли.Стало быстро увеличиваться число мечетей, а с ними и школ. В Булгарии появилисьталантливые ученые в разных областях науки: математике, астрономии, медицине,истории и т.д. Были организованы астрономические наблюдения. Широкое признаниеполучили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идрисаал-Булгари и других. Издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству,по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари.Издавались так же книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочиненияМахмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и другие.
Успешноразвивалась не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт ДаудСаксин-Суари, который писал в начале ХII в. Он был выходцем из города Саксина ипринадлежал к народности сувар. Широко известна книга поэта «Сад цветов,излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого разделаавтор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же инойзнаменитой личности.
Широкоизвестен выдающийся поэт ХIII в. Кол Гали. Его поэма «Легенда о Юсуфе» получилавсемирное признание, его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее времяв Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.
Относительнобыстрое распространение ислама в Булгарии объясняется тем, что общество всоциально-экономическом, политическом и культурных отношениях было уже готоводля принятия ислама, то есть новой монотеистической религии. Еще до прихода наВолгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразныйязыческий монотеизм. Булгары поклонялись Бер-Тенгри — единому богу Тенгри.Замена одного языческого бога Тенгре другим богом — мусульманским Аллахом былоактом не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тенгре и привнесенныйиз вне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который вконечном итоге решился своеобразным компромиссом. Тенгре стал синонимом Аллаха.Его имя встречается на булгарских мусульманских памятниках — надгробныхэпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают этикамни. Со времени принятия ислама начинается культурный расцвет Булгарскогогосударства. Мусульманская религия настолько вошла в жизнь булгар, что они самисделались ее активными распространителями.
Каксвидетельствует летопись, в 986 г. к Великому киевскому князю Владимиру прибыличетыре посольства из разных стран, каждое из которых расхваливало религию своейстраны и убеждало князя Владимира принять ее. Это были: волжские булгары —мусульмане, хазарские евреи, посланцы Рима и Византии.
Омусульманах в летописном рассказе говорится: «Ты, князь, мудр и смыслен, азакона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир:«Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так:совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит,можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семидесяти красивых жен, иизберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет емуженой… Если кто беден на этом свете, то и на том». И другую всякую ложьговорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любилжен и всякий блуд… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание отсвиного мяса и от питья и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без тогобыть» [9]. Папских посланцев он отсылает со словами: «Идите опять яко отцы нашисего не приняли суть» [10]. Иудаизм князь Владимир отверг указывая наотсутствие у евреев своей земли: «Аще бы Бог любил вас и закон ваш то не быстеросточени по чужим землям еда и нам то же мыслите прияти» [11].
Представительгреков «философ» произносит речь, которая, очевидно, произвела сильноевпечатление. Вслед за этим Владимир уже сам посылает послов в разные страны.Мусульманское богослужение показалось послам смешным и нелепым, западноехристианство — недостаточно красивым, греческое, напротив, понравилось и князьВладимир совершает выбор.
Видныйисторик русской Церкви митрополит Макарий (1816-1882), считает, что в этойистории нет ничего странного и невероятного ни вообще, ни даже в подробностях,за исключением весьма немногого, и, следовательно, нет достойного основаниясчитать все сказания вымыслом. Ничего странного в том, что к Владимируприходили разные миссионеры, из которых каждый хвалил свой закон и порицал всепрочие: история представляет не один подобного рода случай. Вспомним, чтоговорили послы хазарские, приходившие к греческому императору Михаилу проситьсебе христианского учителя. Они говорили: «Евреи убеждают нас принять их веру,а сарацины преклоняют к своей». И святой Кирилл Философ (ок. 827-869),отправившийся к ним по этому случаю, должен был состязаться в вере с мудрецамиеврейскими, сарацинскими и хазарскими [12].
Однакоученый Д.Е. Фурман считает историю выбора веры князем Владимиром, помещенную влетопись, наполовину легендой, наполовину — чисто литературным произведением[13]. Большую долю вымышленного видит и видный историк Русской Церкви А.В. Карташев,при этом, соглашаясь, что материал сказки, хотя и в преломлении, все-такиотражает историческую быль [14]. По мнению Д.Е. Фурмана как бы не соотносилсярассказ с реальными историческими событиями, в нем содержится одна очень важнаяистина — Владимир и его окружение совершили жизненный выбор, выбор сложногоцелого (религии), основывавшимся на неполном знании этого целого [15].
Принятиенаселением Древней Руси христианства оказалось возможным, благодарядостигнутому еще до этого высокому уровню культуры, в особенности уровнюрелигиозного сознания, которому соответствовал и характер языка с достаточноразвитой терминологией. Русская летопись отражает облегченный вариант спора,как бы ориентированный не на специалистов-богословов, а на более широкую аудиторию.
Летописноесвидетельство о выборе веры князем Владимиром пусть и не лишенная неточностей ифольклорных элементов, определенно подтверждает факт знакомства Киевской Руси сначалами мусульманской веры. Хотя князь Владимир и отклонил ислам, но в дальнейшемхарактер российской государственности определялся тесным взаимодействием исламаи христианства на протяжении многих столетий.
Принятиеислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена,укрепить мощь и государственность булгар, личную власть хана. Таким образом,Булгарское ханство, приняв в IX-X вв. ислам, стало частью мусульманского мира,булгары, став мусульманами, становились вассалами арабских халифов.
Важнымследствием превращения ислама в государственную религию Булгарии, отмечает Г.Б.Фаизов, явилось то, что вместе с ним почти во все слои населения проникаютписьменность и элементы арабской культуры, алфавит. Все это способствовалоформированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширениюэкономических и культурных связей народов Поволжья и Приуралья сарабо-персидскими мусульманскими государствами [16].
Усилениегосударственности Булгар позволяло им строить свои отношения с другимигосударствами, в том числе с Древней Русью, на более высоком уровне, то есть волжскиебулгары, непосредственно соседствующие с древнерусскими княжествами,сотрудничали с ними на договорной основе.
Источникипо внешнеполитической истории Волжской Булгарии X-XI вв., главным образом по еесвязям с Киевской Русью, показывают, что эти связи были в основномдобрососедскими, если исключить несколько инцидентов, вызванных чистоэкономическими причинами (сбор дани, ограбление купцов). В этот период еще неставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ.
Булгариястремилась поддерживать дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 г. был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда небудет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель — тонуть» [17]. В 1016 г. был заключен торговый договор с киевским княжеством: булгарские купцы получили правоторговать на русских землях. В 1024 г. в Суздальском княжестве разразилсястрашный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары.
Собразованием Северо-Восточной Руси с политическим центром воВладимиро-Суздальской земле изменяется характер русско-булгарскихвзаимоотношений. Обострение отношений выразилось в двусторонних походах.
Взаимоотношениемосковских князей с правителями Волжской Булгарии складывались не скоро идовольно трудно, периоды мирного сосуществования перемежались разорительныминабегами и разрушениями. Во многих источниках о Древней Руси, дошедших до нашихдней, больше внимания уделяется военным эпизодам, нежели истории заключениймирных соглашений. С принятием Волжской Булгарией ислама, а Русью — православияво взаимоотношениях государств появляется новый элемент — религиозный, двемировые религии (опираясь на мощь халифата и Византии) начали соперничать врегионе.
Известно,что с первых веков существования Русь тесно соприкасалась с мусульманскиммиром. Ростово-Суздальское княжество граничило и поддерживало дипломатические иторговые связи с Волжско-Камской Булгарией, население которой исповедовалоислам. Были завязаны торговые отношения Руси с Багдадским халифатом, докоторого русские купцы добирались через Волгу и Каспий.
ВолжскаяБулгария развивалась в условиях, когда ислам являлся государственной религиейи, несмотря на исторические катаклизмы, включая исчезновение самогогосударства, тогда были заложены основы для закрепления ислама в этом регионе.Следует отметить, что в Поволжье и Приуралье развивалось и укреплялось наиболее«гибкая» форма ислама — ислам ханифитской школы, характеризующийся терпимостьюк другим конфессиям. Ислам в Булгарии и в ордынское время оставался в лонесуннизма ханифитского мазхаба, был ориентирован на Среднюю Азию и прежде всегона Хорезм.
Послепобеды на реке Калке (1223) монголы повернули к Булгарии. В 1235 г. состоялся курултай монголов, на котором обсуждалась военная стратегия. В наступательнойоперации было задействовано 200 — 250 тысяч человек, это без учетавспомогательных войск. Противостоять таким силам Булгары не смогли, хотяоборонялись до последнего. Монголы разгромили южно-булгарские города, взяли онии город Булгар. Осенью того же года монголы подступили к столице Булгарии —городу Биляру. Оборону столицы возглавил сам хан Габдулла ибн Ильгам. Город пал,после чего монголы его жестоко разрушили. После этого монгольское войско прошловсю страну: все города и крепости были разрушены. После этого онибеспрепятственно пошли на русскую землю.
Взаключение можно констатировать, что какие бы ни существовали мнения по поводувозникновения и жизни Булгарского государства, его границ, внутреннейструктуры, роли в нем мусульманской религии, важно одно: с периода Хазарскогокаганата и Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама натерритории, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциаламусульманской культуры в приложении к местной специфике.
Такимобразом, в X в. произошел важный духовный и цивилизационный рывок у двух мощныхгосударств: Киевской Руси и Волжской Булгарии. С тех пор, несмотря на некоторыйдраматизм в отношениях русского народа и его восточных и южных соседей,реальностью Киевской Руси, а далее Российской империи является не толькохристианский, но и мусульманский вектор.
Ужев первые века существования единого централизованного государства — КиевскойРуси происходили самые тесные контакты между этим государством и мусульманскиммиром. Они были вызваны широкой практикой налаженных торговых связей испорадических дипломатических сношений между северными окраинами Халифата(Хорезм, Дербент, Мавераннахр), а также географически близкой ВолжскойБулгарией, с одной стороны, и Русью, с другой. Позднее, включение Владимирскогои других русских княжеств в середине XIII в. в орбиту политического,идеологического и культурного влияния Золотой Орды, в которой за исламскимвероучением были закреплены прерогативы государственной религии, положилоначало еще более тесным контактам мусульман и христиан.
Список литературы
 [1]Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы иКавказа. С. 153.
[2]Плетнева С.А. Хазары. 2-е изд. — М.: Наука, 1986. С. 63.
[3]Муртазин М.Ф. Мусульманин в России // Ислам и мусульмане в России. Под общ.Ред. М.Ф. Муртазина, А.А. Нуруллаева. М., 1999. С. 5; Ланда Р.Г. Ислам в историиРоссии. С. 28, 33.
[4]Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. —М.: Наука, 1984. С.19.
[5]Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве. — М.: Логос, 2007. С. 10.
[6]Закиев М.З. Татарстан как исламо-христианское пограничье // Исламо-христианскоепограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 7.
[7]Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X-начXIII вв. / АН СССРКазан. науч. центр. Инст-т Яз., лит. и истории им. Г.Ибрагимова. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1990.С. 77.
[8]Усманов М.А. Исторические предпосылки и последствия принятия ислама ВолжскойБулгарией // Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения. С. 16.
[9]Цит. по: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / перевод с древнерусскогоД.С. Лихачева. М., 1957. С.43-44 / Лаврентьевская летопись. Повесть временныхлет // Полное собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языкиславянской культуры, 2001. С. 84-85.
[10]Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русскихлетописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 85.
[11]Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русскихлетописей. Т.1. С. 85.
[12]Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Кн. 1. Историяхристианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение висторию Русской Церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамскогомонастыря, 1994. С. 228-229.
[13]Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии 1998. № 6. С. 90.
[14]Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2т. — М.: ТЕРРА, 1992. — Т.1.— С. 117.
[15]Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 91.
[16]Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. — Уфа,1995. С. 27.
[17]Цит по: Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам в России. — М.: Вече, 2004. С. 189.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історія міста Коростень
Реферат The Heroic Significance Of Christ In The
Реферат Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности
Реферат Организация процесса кредитования при оформлении кредита под поручительства третьих лиц
Реферат Система негосударственных пенсионных фондов
Реферат Жилые помещения как объекты жилищных прав
Реферат Анализ деятельности ОАО Харьковский подшипниковый завод
Реферат Экспериментальные методы исследования гетерогенных катализаторов
Реферат Medea Essay Research Paper Revenge
Реферат Некоторые аспекты подготовки социального педагога и специфика его деятельности
Реферат Беккерель Антуан Анри
Реферат School Violence Essay Research Paper EC Report
Реферат Проблема коректного оформлення поняття уяви як спеціально наукового концепту
Реферат Анестезия у экспериментальных животных
Реферат Завоевание Руси монголо-татарами