Реферат по предмету "История"


Роль изографа Никиты Павловца в русской истории XVII века

Оглавление
Введение
1.        Никита Павловец –сын Ивана Ерофеева. Детство и начало творческой деятельности
2.        Из Павловаострога – в Оружейную палату московского Кремля
3.        Никита Павловец –«жалованный государев иконописец»
4.        Симон Ушаков иего роль в жизни Никиты Павловца
5.        Минуты отчаяния ичудесное исцеление
6.        Возвращение ксемье и последние работы
Заключение
Список литературы
Словарь
Приложения

Введение
В ХVII веке появилосьмножество мастеров иконописного искусства, большинство из которых были родом неиз крупных городов, а из российской глубинки. Для того, чтобы их имена итворения пережили века, нужно было обладать огромным талантом и мастерствомвладения иконописным письмом.
Вероятно, многих именхудожников мы не знаем, они бесследно исчезли в истории.
Тем более приятноосознавать и изучать творчество человека, имя и произведения которого пережиливека — это мой земляк — Никита Павловец из Павлова Острога, ученик знаменитогомастера Симона Ушакова.
Один из прославленныхмастеров иконописи ХVII века «изограф царской Оружейной палаты» ушел из жизни330 лет назад. Тогда село Павлов Острог в Закудемском стане Нижегородскогоуезда принадлежало князьям Черкасским и Никита Павловец был упомянут средивосьми сдешних иконников вместе со своим отцом в «отказных книгах» 1642 г. Столько мастеров для того времени было значительным числом даже для городов.
К сожалению, о творчествеНикиты Павловца мало известно на его малой Родине. Попытка найти материалы вПавловском Историческом музее успехом не увенчалась. В музее нет материалов онашем знаменитом земляке. А так хочется, чтобы о нем знали и помнили моисовременники. Сведения о нем пришлось собирать по крупицам из различныхисточников и, работая с ними, была поставлена следующая цель: проследить жизненныйи творческий путь иконописца Никиты Павловца и определить его роль в русскойкультуре XVIIвека
Ведущими к этой целизадачами стали:
-          изучениеисточников и литературы по проблеме,
-          выявлениеособенностей творчества Никиты Павловца.

1. Никита Павловец – сын ИванаЕрофеева. Детство и начало творческой деятельности
Образ отца часто возникалв памяти Никиты, когда того не было рядом. Он всегда видел его сгорбленнуюспину над большими и малыми досками, которым под рукой мастера суждено былостановиться святынями. Слева от иконописца лежали бумажные листы прописей с изображениямисвятых, а справа – кисти в поставце и множество горшочков с разведенными красками.Для Никиты это был особый мир со своим запахом, сосредоточенной тишиной и волшебнымипревращениями. Наблюдать за руками отца Никита мог часами. Долгие вечеравыстаивал отец его перед лампадой на коленях, шепча молитвы и неоднократнокланяясь перед началом росписи каждой новой цки (доски).
С детства Никита былприучен к аккуратности. Бедность, в которой они с отцом жили, сказалась на егодобром характере, усидчивости, трудолюбии и ответственности.
С трех лет Никита помогалотцу растирать краски в медной ступке и разводить их на яичном желтке вглиняных цветных горшочках. Иногда отец позволял ему брать серебряную палочку,заставляя многократно повторять на бумаге плавные линии прописей.
Только через много летзанемогший от простуды иконописец, чтобы выполнить в срок заказ, разрешилНиките покрыть охрой фон уже написанной иконы Бориса и Глеба, а заодно ипрописать лещадки (плиты, тонкие квадратные кирпичи для выстилки полов). ТогдаНиките было девять лет и он выполнил все столь усердно, что наблюдавший за егоработой отец прослезился, увидев в этом чудо рождения нового мастера.
Иван Ерофеев сам был искуснымиконописцем и, безусловно, хотел, чтобы его талант передался и сыну. До этогомомента никогда не позволял он Никите писать за него иконы. Но вотобстоятельства вынудили отца переложить часть работы на сына, доверить ему закончитикону в срок. Каково же было его восхищение, когда он увидел именно то, чтохотел. Уроки, которые он давал сыну, не прошли даром. Маленький мальчик помнилвсе и воплотил свои знания в своей первой, написанной совместно с отцом иконе.
Начинать всегда трудно.Но для Никиты все было интересно и необычно, тем более в первый раз.
С тех пор Никита частодописывал за отцом фоны икон, нередко прописывал кружевной узор одежд, хотязнаменовал образы и писал лики святых по-прежнему старший мастер.
2. ИзПавлова острога – в Оружейную палату московского Кремля
Оружейная палата –государственное учреждение, размещавшееся в Московском Кремле, — к середине XVII века коренным образом меняет своеназначение. Она становится не только местом изготовления, закупки и храненияоружия и воинских принадлежностей, но включает в себя множество различных мастерскихдля царского, дворцового обихода, в том числе и по созданию предметовискусства. Здесь работали как русские, так и иностранные мастера. Сприсоединением к Оружейной еще и Иконной палаты почти все лучшие тогдашниеиконописцы Московского государства оказались в ведении этого учреждения и,прежде всего, творили на кремлевские храмы и дворцы, для царя, его ближайшегоокружения и церковных иерархов. Таким образом, Оружейная палата являласьосновным художественным центром страны.
Никиту Павловца взяли вОружейную палату (видимо выкупив из крепостных у его владельцев) царским указомв начале 1668 года, после смерти в 1666 г. боярина и воеводы Якова (Урусхана) Куденетовича Черкасского (владел Павловым с конца 1644 г.), личным и, видимо, лучшим иконописцем которого он был. Посланник прибыл в Павлово из Москвыи зачитал именной царский приказ: «…Взять в Оружейную палату в иконописцы дляего Государевых приказных и верховных иконописных прибылых дел крестьянина селаПавлова иконописца Микиту Иванова сына Ерофеева для того, что прежними людьмидел великого Государя делать стало немочно».
Царские изографы писалииконы, «парсуны» (так в то время называли портреты) и книжные миниатюры,украшали фресками храмы и палаты, расписывали знамена, походные шатры, мебель,повозки, а для царских детей – даже игрушки. Огромную роль в собирании талантливыхлюдей и организации их работы сыграл стоявший во главе Оружейной палаты с1654г. до своей кончины в 1680г. боярин Богдан Хитрово. По мнению специалистов,развитие нового, «живоподобного» стиля нашей иконописи, которое пришлось навторую половину XVII века, оченьмногим, если не всецело, обязано именно ему. Нижегородский историк Н.Ф. Филатоввысказывал мнение, что Павловец «мог участвовать в составе группы нижегородскихбогомазов в поновлении фресок древних столичных храмов, написании икон дляиконостасов новых церквей.» А в книге Д.Н. Смирнова говорится, что в 1667г.Никита Павловец с учеником Филиппом Павловцем и с «товарищи» расцвечивали(раскрашивали) 1072 места (рисунка) в Царственной Книге, которая «писана в лицах».
3. НикитаПавловец – «жалованный государев иконописец»
 
Постоянным придворнымиконописцем Никита становится в относительно немолодом возрасте. О домосковскомпериоде работы доподлинных сведений очень мало, вообще его подлинные идатированные произведения известны только с 1670 года, поэтому считается, что внижегородских собраниях икон Никиты Павловца нет.
В вышеупомянутых«отказных книгах»говорится, что в Павлове двор (место под жилымдомом) иконников Никиты и его отца Ивана Ерофеева находился на нижнем посаденепашенной слободы, здесь же был и двор иконника Власа Ерофеева, возможно,брата Ивана. Кроме того, в документе записано, что Ивану Ерофееву принадлежали«лавка на дворе отворами на базарную сторону», вероятно, иконная, и полок(помост или стол для раскладки товара на продажу). С их лавки годового оброкувзято 21 алтын (одна из самых высоких сумм списка), с полка – два алтына. Передпринятием нашего земляка на государеву службу его дарование былоосвидетельствовано жалованными царскими изографами во главе с самим СимономУшаковым, которые признали что «он, Микита, исконнаго художества в письмемастер добрый». За редкое умение изображать «святых лиц мелким письмом» емуположили ежегодное жалованье в 18 рублей, а также ржи, овса и поденного кормана два алтына в день. Через три месяца В.М.Хитрово добивается выделенияПавловцу 70 рублей на «дворовую покупку», т.к. он «взят к Москве неволею и навечное житье», и двора у него своего нет».
Так Никита Павловец стал«жалованным» (штатным) царским изографом. Следует при этом пояснить, что вОружейной плате работали не только «жалованные», но и «кормовые» мастера. Рангпоследних был ниже, они приглашались по очереди для выполнения отдельныхгосударевых или церковных работ, оплачивались поденно и делились на три степенипо мастерству. Из нижегородцев иконописцами Оружейной палаты числились такжеПетр Афанасьев, Ераст Прокофьев (балахнинец), митрополичьим иконником былЛогинко Иванов.
Признанным главой изографов Оружейной палаты тогда был «ПименФедоров сын зовомый Симон Ушаков», художник-реформатор, отстаивавший правоживописца на реалистическое написание ликов и фигур, оставаясь при этом приверженцемисконных русско-византийских иконографических сюжетов. Кстати, в нижегородских«Памятниках церковных древностей» архимандрита Макария есть сообщение, чтоВоскресенскую церковь с. Павлово долгое время украшали, как вклад Черкасских,свыше десятка икон работы Симона Ушакова (среди них «Казанская икона БожиейМатери» — «она особенно чтится жителями села Павлова и часто носится по домамдля молебствия»), а старую соборную церковь – образа, выполненные НикитойПавловцем.
4. СимонУшаков и его роль в жизни Никиты Павловца
Впервые Никита Павловецнаблюдал за работой Симона Ушакова в палате Иконописного терема, где СимонУшаков наносил острой серебряной палочкой на отбеленную сторону доски рисунокбудущей иконы, изредка бросая взгляды на развешенные по стенам прописи. Проходиличасы, и Никита с глубоким поклоном принимал цку, переживая сильное волнение отсопричастности к таинству появления новой святыни.
Вернувшись в Останкино, Никита прописывал лики мягкимикасаниями кисти, стремясь передать пережитое им чувство любви к людям и небу,даровавшему ему эту радость. Он работал с помощниками и зорко следил, чтобысохранились согласованность и чистота красок, ему приходилось не разпереписывать испорченные помощниками места.
Но он был доволен. Онзанимался любимым и самым важным делом в своей жизни, кроме того, он учил ужесвоих учеников, которые путем проб и ошибок ещё не скоро, но все же достигнутсовершенства. Ему не было жаль ни сил, ни времени, когда он видел результат своейкропотливой работы.
Никита вернулся в Москву.Скоро его приказали доставить в Оружейную палату, где за столом, накрытымкрасным сукном, сидел боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Поодаль стоял СимонУшаков в алом кафтане. Никита рухнул было на колени, но его сейчас же подняли,прошептав: «Не велено». Никита был настолько ошеломлен, что очнулся толькотогда, когда Симон Ушаков зачитал указ, котором говорилось, что десятого января1668 года в оружейную палату Нижегородского уезда взят иконописец села ПавловаНикита Иванов. По указу Великого Государя Никите нужно написать на цке образВсемилостиваго Спаса, пречистую Богородицу и Иоанна Предтечу. И если справитсяс работой достойно, то будет взят в жалованные государевы иконописцы и получитгодовое денежное и хлебное содержание.
Три месяца изо дня в день, с утра до вечера, просиживалНикита за широкой доской, прописывая тонкой кистью образы деисусного чина.Каждый вечер навещал его Симон Ушаков, молча разглядывал сделанное за день.Лишь раз заговорил Симон, осматривая только что завершенный образ Спаса.
—Искусен ты в живописном иконописании. Но открой свое сердце познанию истины, имудрость будет водить твою руку. Образы — это жизнь памяти, памяти о тех, ктокогда-то жил, свидетельство прошлых времен, проповедь добродетели. Весь ли родчеловеческий на одно лицо создан? Все ли святые были смуглы и худы? Смотри, утебя сколь схожи меж собой лики предстоящих. Невежи лишь хвалят то, что отдавности потемнело или пришло в ветхость, написанное же светловидно злоречиво хулят.Но кто из здравомыслящих не посмеется таковому уродству, чтобы темноту и мракпочитать больше света? Всякая вещь в зеркале получает свое отражение, которое сдвижущимся человеком движется, со смеющимся смеется, с плачущим — плачет. Не втом ли секрет истинного живописания? — Так говорил учитель наш, государев изографИосиф Владимиров. Мы чтим память о его любомудрии. Поразмысль о сказанном, а завтрапоутру жди в верхних сенях — пресветлый князь-боярин Богдан Матвеевич указалсвести тебя в казнохранилище, увидишь там парсуны царские и дары заморскихгостей. Видно, по нраву пришлось твое мастерство боярину!
Что жечувствовал после этих удивительных слов Никита? Он, наконец, понял, что егоработу оценили по достоинству. И оценил не просто кто-то, а человек, знающий вэтом толк. Симон Ушаков не ругал Никиту, как отец подчас ругает провинившегосясына, нет. Он лишь указал на его недостатки, показал то, к чему нужностремиться. Это был дружеский совет, но в то же время совет мастера, учителя, ккоторому Никита не мог ни прислушаться. Сам Никита Павловец не раз выражалблагодарность мастеру за то, что тот открыл ему глаза на искусство живописания.Вместе они рассуждали о том, что сейчас люди в церквях, глядя на образы,любуются цветом, узорчатым рисунком, а раньше вглядывались в суть. Никитасомневался, возможно есть и его вина в том, что земную красоту люди предпочлиблаженству мира вечного.
Путь к правде тернист, ине всем, пребывающим в темноте и невежестве, дано постичь цвет, истинносияющий.Кому, как не Симону Ушакову, говорить такие слова. Ониспытал на себе и беды, и страдания, и опалу. Два года был в заключении вМакарьевском монастыре, думал уже, что там и умрет, но вызволил его оттудагосударь. Не раз хотели его душу страхом стравить чернецы, но нет! Лишь большеон тогда уверовал в человека! Можно ли предпочесть свет разума тьме кромешной?Нет, нельзя звать к ушедшему, когда новый день на пороге! Есть сомнения? Что ж,новый путь всегда неведом! Простые разумные слова падали в душу Никиты каплямидождя в сухостой. Прорастала уверенности в правоте Симона Ушакова, выстраданнойв муках и трудах, но все страдания были у Никиты еще впереди, он не знал о нихи доверялся словам человека, который прошел через все это и теперь хочетпредостеречь его от возможной опасности.
Талант и личный авторитетУшакова были велики, а потому даже лучшие тогдашние мастера старались учиться унего, подражали ему в манере. Однако Никита Павловец попадает в Москву ужетаким опытным мастером со своей яркой индивидуальностью, таким творцом красотыво всем, что он сразу же получает полное признание от сотоварищей,высокопоставленных заказчиков и самого государя Алексея Михайловича, и ему неприходится ничего ломать в своем творчестве. Во всех работах, в том числе исовместных с самим С. Ушаковым и другими, он сохраняет свою манеру письма,отличающую его среди многих жалованных иконописцев Оружейной палаты.

5. Минутыотчаяния и чудесное исцеление
Летом 1671 года Москвабыла охвачена пожарами. К концу июля пожары осветили Белый город. За одну ночьвыгорела вся Покровка. Сгорел в эту лихую пору и дом Никиты. Изограф поздноузнал о своей беде – неделями мастера Оружейной палаты защищали от огня Кремль.И когда Никита пришел к своему дворовому месту, то узнал его лишь по обгорелойберезе, которая некогда высилась перед воротами хором. В поисках жены Никитаобегал весь город – безрезультатно. Годами налаженная жизнь рухнула в одномгновение.
Никита остался один наодин со своим горем. Поселившись в Макарьев-Желтоводском монастыре под Нижним Новгородом,куда его долго не соглашались отпускать бояре, но уступили при условии, чтоНикита не пострижется в иноки и останется по-прежнему иконописцем Оружейнойпалаты. Он долго жил там в безвестности, но и там продолжал расписывать стены,уходя в работу с головой. И работа спасла иконописца, вырвала его из забытья, вкотором он временно находился.
Никита был одним изавторов уникальной для Нижегородского края древнерусской фресковой росписи,сохранившейся до сих пор.
Монастырская стена былаувенчана Михайло-Архангельской церковью. Никита расписал проход под ней,длинный арочный свод которого поражал звонким цветом голубизны с рудо-желтымизвездами. По стенам тянулись изображения чудотворца Макария в житиях. Особеннозавораживала сцена, изображавшая Макария, склоненного над порубленными ииссеченными телами иноков-сотоварищей. Старец застыл придавленный горем. Ликего суровила скорбь. Огромные сухие глаза горели огнем гнева. Здесь не было впомине ни смирения, ни кротости. Со стены кричало само многоликое человеческоегоре.
— Сколько ж страданийдолжен был вынести сам изограф,— рассуждали люди, — коль смог столь страстнопередать боль другого? — и разбирали по складам киноварную вязь подписи: «Влето 1439-го году наидоша на обитель агаряне, злочестивый Мухаммед от Казани, иразориша обитель, братию посекоша, а самого преподобнаго плениша».
За это время Никита сталниже ростом и втягивал голову в плечи, содрогаясь от кашля, прикрывал ладонямирот. Голос стал тихим и хриплым. Так бы и провел Никита остаток жизни вмонастыре, однако разыскал его старый друг, Георгий Терентьев, который привез несказанно-радостнуювесть, что его жена жива, что ее подобрали и выходили добрые люди.
Жизнь подарила емурадость, о которой Никита не мог уже и мечтать.6.Возвращение к семье и последние работы
В этот же день Никитадобился у анхимандрита Тихона разрешения вернуться в Москву, а вернувшисьнаконец-то увидел жену. Симон Ушаков выделил денег Никите на постройку новыххором, а когда работа была завершена, Никита снова стал днями пропадать вОружейной палате. С первым весенним теплом начался ремонт поврежденногопаводком кменного моста через реку Неглинная. Никите приказали незамедлительноприступать к росписи башни-всхода на мост со стороны Красной площади. Под егоруководством было три иконописца: Артемий Иванов, Меркуша Яковлев и ГерасимИльин, но главный огромный образ Знамения под аркой писал сам Никита.
В 1672 по заказу В.М.Хитрово была построена церковь в Братцеве, которую украсили иконная ряда лучшихизографов, в том числе Никиты Павловца. В 1673 году вместе с Ф.Зубовым (кстатипосле кончины С.Ушакова в 1686г. он станет руководителем цеха царских изографов)Н.Павловец написал икону «Живоносный источник» государю в хоромы и образ ПресвятойБогородицы Боголюбской «против чудотворного образа, что в Сретенском соборе».
«Расписывал и знамя длядонских полков с изобржением на одной стороне Покрова Пресвятой Богородицы, ана другой – Живоначальной Троицы». В сотрудничестве с Ушаковым Павловцу в 1674году поручено написать следующие иконы: «образ Спаса Вседержителя, стоящий вмолении Никон да Андроник, образ Алексея Человека Божия, образ Варлаама Хутынского».Чуть позже в «росписи жалованных иконописцев» отмечено, что Павловец «пишетобраз Спасов Вседержителя на престоле седяща – к великому государю вверх».
Вызывает восторгспециалистов и сохранившаяся его икона «Спас – Великий Архиерей» из Смоленскогособора Новодевичьего монастыря. Как свой дар в эту же обитель ему заказала в1676г. большую икону «Предста царица» царевна Софья Алексеевна. Несколькомесяцев, не разгибая спины, сидел Никита в иконописном тереме за огромной цкойв человеческий рост. Тогда он еще не знал, что эта работа станет для негопоследней. Икона была восхитительна…. Но даже в столь важный час, когдагосударев дьяк в сопровождении Симона Ушакова спустился в горницу к Никитесмотреть новую икону, тот не мог даже подняться с постели. Так в болезнипролежал Никита всю зиму. Не помогали ни отвары, ни мед, ни травы. А 24 марта1677 года пришедшие навестить его Георгий Терентьев и Симон Ушаков застали вдоме Павловца безысходный плач.
Умер он от тяжелойболезни в возрасте (по некоторым сведениям) 53 лет.
Похоронен Никита Павловецв Макарьев-Желтоводском монастыре.

Заключение
Жизненный путь НикитыПавловца был очень непрост. Он рано лишился отца, тем самым потеряв опору вжизни. Пережил тяжелейшее потрясение, полагая, что во время пожара погибла егожена. Одинокая жизнь в безвестности в Макарьев-Желтоводском монастыре напротяжении нескольких лет наложила свой отпечаток.
Художественный вкусрождался в мучительных размышлениях и сомнениях, сердцем, чутким красоте иправде создаваемого им художественного образа, постигалось высокое мастерство.Медленно и осторожно, шаг за шагом, преодолевал он многовековые условности средневековойживописи. Не раз проявлял твердость, отстаивая свою индивидуальность.
Никита Павловец, как имногие другие, начинал с малого — с прописей. И далее, всю свою жизнь онстремился к совершенствованию мастерства, искренно желая быть полезным своей Родине.
Судьба преподнесла емуподарок — свела с выдающимся художником Симоном Ушаковым, учеником которого онбыл. Но это вовсе не означает, что он копировал произведения Симона Ушакова,напротив, иконы, написанные Паловцом индивидуальны, имеют свое художественноесвоеобразие.
О роли нашего земляка вистории русской культуры говорит то, что замечательные его иконы находятся вколлекциях Третьяковской галереи (икона «Богородица Вертоград Заключенный») иРусского музея (икона «Троица»), других крупных хранилищах, а в книгах иальбомах по иконописи часто можно встретить их репродукции и информацию о нем.Его творчеству свойственна мягкая моделировка декоративно трактованных форм, внаписанных с тонким изысканным мастерством пейзажных фонах проявляетсятенденция к поэтизации природы».
«Хочется верить, чтокогда-нибудь в Павлове (возможно на набережной у Воскресенской церкви или вскверике на Спасской горе – месте снесенного Троицкого соборного храма) появитсяпамятный знак, извещающий, что это малая родина вдающегося мастера последнегостолетия древнерусской художественной культуры.»

Списоклитературы
 
1.        Балакин П.П. Древнерусскоеискусство Нижнего Новгорода – М: Дирижабль,1999 г. – 96с
2.        Брюсова В.Г. Русскаяживопись XVII В – М: Искусство, 1984 г. – 153с
3.        Еремина Т.С. Мириконописцев – М: Терра-Книжный клуб, 2005 г. – 416с
4.        Ерёмина Т.С. Миррусских икон и монастырей — М.: Межнународная академическая издательскаякампания Наука, 1998 г.- 586с
5.        Грабаль И.Э. Историярусского искусства: т.IV –М: 1959 г. – 700с
6.        Забияко А.П. Историядревнерусской культуры — М.: Интерпракс, 1995 г. – 250с
7.        Ларионова А.А. Павловскиесвятыни — Н.Новгород.: АО Нижегородская Радиолаборатория, 1999 г. – 30с
8.        Лебедков В. ИзографНикита Павловец – Павловский металлист, № 102, 13.09.2007г.
9.        Петров-СтрамскийВ.Ф. Тысяча лет русского искусства — М.: Терра, 1999 г. – 420с
10.     Популярнаяхудожественная энциклопедия, т.II –М: 1986 г.
11.     Рапацкая Л.А. Мироваяхудожественная культура — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г. – 375с
12.     Ротштейн О.В.,Шилова Н.И. Павлово в XVII В– М: 1930 г.
13.     Сборникгородского клуба краеведов Люди земли Павловской — Павлово: Отдел культурыадминистрации г. Павлова Нижегородской области, 1994 г. – 145с
14.     Смирнов Д.Н.Очерки жизни и быта нижегородцев XVII –XVIII веков – М.:
15.     Успенский А.И. Царскиеиконописцы и живописцы XVIIВ. Словарь – М: 1920 г.
16.     Филатов Н. Нижегородскиемастера — Горький.: Волго-Вятское издательство, 1988 г. – 94с
17.     Яковлева Н.А. Русскаяикона — М.: Белый город, 2002 г. – 62с

Словарь
 
Ассисты – наложенные поверх живописного слояриски из сусального золота.
Вертоград – огороженный сад.
Гравюра – вид графики, в которой изображениеявляется печатным оттиском рисунка, нанесенного на доску художником-гравером.
Деисус (от греч. deesis – моление) – в средневековом европейском искусствекомпозиция, ключающая изображение Христа (посредине) и обращенных к нему вмолитвенных позах богоматери и Иоанна Предтечи.
Жалованный – штатный.
Изограф (греч.) – название живописца врусских литературных источниках 17 века.
Изография – точное воспроизведение каких-либо письмен,рукописей, почерков и т. д.
Икона (от греческого eikon – изображение, образ) – вправославии и католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери м святых,которому приписывается священное значение (предмет поклонения — живописноеизображение Бога, святого или святых образов).
Иконография – 1) описание и изображениекаких-либо лиц или сюжетов в произведении живописи или скульптуры; 2)совокупность таких изображений; 3) совокупность правил, которых долженпридерживаться художник, создающий иконы.
Иконопись – станковая культовая живопись (видрелигиозной живописи – писание икон).
Иконописец –тот, кто занимаетсяиконописью.
Иконостас (от икона и греч. stasis – место стояния) – перегородка сиконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть отосновной части интерьера.
Левкас – известковый раствор с добавками,предназначенный для покрытия стен перед их росписью.
Лещадки – плиты, тонкие квадратные кирпичидля выстилки полов.
Мафория – покрывало, накидк.
Оружейная палата в Московском Кремле — 1)центральное государственное учреждение в России в 16 – начале 18 вв. – местоизготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцовогообихода; 2) старейший русский музей, основанный в 1806 году.
Парсуна – (искаженное слово «персона»)условное наименование портретной живописи конца 16 – 17 вв., сохраняющее приемыиконописи (портрет).
Полок – помост или стол для раскладкитовара на продажу.
Фреска – живопись водяными красками посвеженаложенной на стену штукатурке. Одна из важнейших видов монументальногоискусства.
Цка – доска.

Приложения
 
Приложение1
 Знакомствос творчеством Данило Вухтерса
В казнохранилище они шливтроем: Никита, Симон Ушаков и его ученик, Георгейка Терентьев. Не каждомудоводилось увидеть такое, что предстояло увидеть им. Они шли молча, дваждыостанавливались перед запертыми дверьми, пока ни попали в просторную палату. Поначалубыло темно, но как только загорелись расставленные всюду свечи, палата сказочнопреобразилась. На подставках вокруг столба засверкала золотая и серебрянаяпосуда. У стен стали видны высокие сундуки и лари с дарами иноземных посольств,оружием и мягкой рухлядью.
Но не обилиедрагоценностей привлекло Никиту. Огромное полотно с изображением разграблениякрестоносцами Иерусалима приковало к себе его внимание. Прямо на зрителей ссинеющих вдали гор, сверкая оружием и раззолоченными доспехами, двигались нанём воины. Под копытами коней умирали женщины и дети, в пламени пожарищ рушилисьстены храмов и дворцов. Никитами был потрясен силой изображения людскихстраданий, ему показалось, что палата наполнилась звоном металла и стоном.Никогда ранее он не видел ничего подобного. Ушаков пояснил, что святейшийпатриарх назвал эту картину тлением душевным, но государь-царь приказал укрытькартину от посторонних глаз и хранить в этой палате. А писал ее мастер ДанилоВухтерс. Рядом с «Пленением града Иерусалима» висело множество чертежей городови рисунков русских железоделательных заводов, несколько царских парсун и иконасамого Ушакова. Завороженный увиденным покидал Никита палату. То, о чем онранее лишь смутно догадывался, теперь увидел воочию. Жизнь людей в наготе истрасти была столь же прекрасна, сколь и ужасна. Но как это далеко отпривычного иконописания!
Никита увидел тот же мир,но глазами незнакомого ему доселе мастера. Он написал то, о чем обычные людипросто не догадываются, и Никите показалось странным, что великолепная картиналежит в казнохранилище, и никто не может увидеть её, оценить по достоинству.
Созерцание картины«Пленение града Иерусалима» очень многое дало Никите. Она, возможно, показаласьему слишком смелой, но именно этой смелости и уверенности в себе так не хваталоНиките.
— Вот оно, истинноемастерство!

Приложение2
 Идея рождения «ОбразаПресвятой Богородицы»
Солнце серебрило молодуюлиству яблонь. Длинные тени деревьев лежали на грядах посадок. Возле резнойбеседки два стольника охраняли царский покой. В беседке, закутанный в шубу,дремал Алексей Михайлович, подставив лицо вечернему солнцу.
Служанка привела НикитуПавловца на прием к государю. И тут Никита увидел, что из-за кустов вишни,огибая пруд, к ним подходила, словно неземное видение, молодая комнатная мамкас царевичем на руках. Она приблизилась к государю и склонила голову. Царьподнял веки, окинул усталым взглядом царевича и велел ей удалиться. ЦарьАлексей Михайлович попросил Никиту подписать в палате царевича потолочнуюпаволоку (наклеенная на своды палат ткань для последующей её росписи), чтобынебесные звезды хранили ее покой — наследник часто хворал и лежал не вставая.Царь был в скорби и рассказал Никите о гибели двух своих сыновей: Алексея иДмитрия, а также их матери – Марьи Ильиничны. Никита молча слушал, а в глазахвсе стояла в мерцающих лучах заходящего солнца женщина со склоненной к ребенкуголовой, неземным видением, явившаяся только что перед ним. Он невольновспоминал разговор с Симоном Ушаковым и размышлял о том, что изображать ее надоне в страшном суде среди ужасов, а стоящей в яркоцветии природы. Тогдавозвышенное чувство и истинная красота смягчат ожесточенный разум, тронутокаменевшее сердце, слезы радости омоют душу. К добру нужно звать добром.
Так, слушая царя, Никитауже представлял себя в иконописном тереме за работой, здесь же он созерцал то,что ляжет завтра на паволоку иконной цки: тихая человеческая печаль, дорогоеубранство дворца, мягкий свет вечерней зори, розовеющей над воротами молодогосада.
Три недели пролетели какодин день. Никита работал споро и увлеченно, затем, уже в Москве, он почти двамесяца расписывал в своей каморке небольшую иконку, пряча ее от постороннихглаз. Только к исходу лета вывел на верхнем поле образа золотой вязью: «Образпресвятые Богородицы Вертоград заключенный», а внизу бисерно приписалбелилами: «Лета 7178 писал сей образ иконописец Никита Иванов, сын ЕрофеевПавловец».
Дева Мария с младенцем наруках стоит в вертограде – огороженном саду, какие разводили в больших городах.Два ангела держат на голове пресвятой Девы корону. Младенец также имеет венец.Богатые узорчатые одежды Богоматери перекликаются с цветочным убранством сада,так что икона больше похожа на картину. Вот характерный фрагмент искусствоведческойоценки, дающий представление об уровне работы мастера: «Тонкие золотые ассистына мафории Богоматери (наложенные поверх живописного слоя штрихи из сусальногозолота, здесь на пурпурном покрывале или накидке) как бы передают отсветынебесных светил, озаряющих всю природу, погруженную в сумерки».
Когда Ушаков увидел этуработу, он был очень удивлен, в то же время обрадован, но не знал, как с нейпоступить. Но выход подсказал сам Никита. Он решил преподнести ее в даргосударю Алексею Михайловичу.
Искусствовед Н.И. Камышкоотмечает на примере этой, а также иконы «Святые Артемий Веркольский и Уар Воин»стремление Никиты к включению в них стилизованного растительного орнамента,напоминающего книжную гравюру – заставки и рамки. На обеих иконах он изобразилорнаментальные килевые навершия. Исследователь считает, что такая вспарушённостьверхнего края изображения часто встречалась в иконах работы павловских мастеровпоследующего столетия, что говорит о наследовании ими традиций своегознаменитого земляка.
Дружба Никиты Павловца сСимоном Ушаковым и Георгием Терентьевым крепла с каждым днем. Когда темнело иглаза, утомленные работой, начинали слезиться от усталости, мастера откладываликисти и подолгу вели беседы о живописном мастерстве. Больше говорил Ушаков, таккак был самым опытным из них, а Никита с Георгием слушали, иногда вставлялисловечко.
Никита чувствовал себя комфортно и уютно рядом со своимидрузьями. Между ними было взаимопонимание и взаимовыручка, кроме того, всегданаходились общие темы для разговоров и никогда не было скучно. Общее увлечение,в котором каждый из иконописцев видел смысл жизни, все больше сближало их.
Симон Ушаков рассказывало том, что каждый живописец учится изображать не только видимое, но и постигаетневидимое. Сразу же возник вопрос: Как же можно познать то, что нельзялицезреть? Но Симон дал ответ и на этот вопрос.
Фантазия рождаетпремудрость и достойный удивления дар художника. Рука же должна овладетьтайнами иконописания, и точно воспроизводить формы мира.
Никита вспомнил, как онписал «Образ пресвятой Богородицы». Он ведь тоже фантазировал. А идея пришла кнему совершенно внезапно, когда он увидел в царском саду мамку с царевичем наруках. Фантазия разыгралась настолько, что в воображении возникли очертания, превратившиесяв образ царицы. Запечатлев в памяти этот образ, Никита вернулся домой и написаликону по памяти, которую создал в воображении.

Приложение 3
«Троица» Никиты Павловца и СимонаУшакова – двойной успех
В московскоммузее-заповеднике «Коломенское» экспонируется одно из последних созданий Н.Павловца (1677г.) – совместная с С. Ушаковым их великолепная икона «троицаВетхозаветная». Как свидетельствует авторская подпись, образ создан «пообещанию боярина и дворецкого и оружничего Богдана Митрофановича Хитрово» дляновой церкви Троицы в принадлежавшем ему подмосковном селе Ознобишино. РольПавловца в этой работе, по мнению искусствоведа О.А. Поляковой, велика, но основноерешение принадлежит Ушакову.
В Государственном Русскоммузее хранится икона «Троица», написанная Никитой Павловцем в 1671 годуодновременно с аналогичной иконой С. Ушакова. По мнению специалистов, работанашего земляка гораздо ближе к древнерусским традициям, в ней «все говорит обизысканном мастерстве живописца», рядом с ней ушаковская «выглядит официальной,холодной, застывшей». Вот еще кусочек из искусствоведческого её описания:«сколько интимности, теплоты и задушевности в этой сцене, рисующей трех юношейза столом и среди них склонившихся Авраама и Сарру, как тонко почувствована«круговая» композиция, и как она умело выявлена соответствующим обрамлением!Наконец, как любовно самое выполнениеэтой миниатюрной иконы!»
Как же возникла идеянаписания «Троицы»?
Разговор Симона Ушакова,Никиты Павловца и Георгия Терентьева прервало появление боярина Хитрово сдьяком и ключарей, который поведал иконописцу довольно забавную историю.Государь Алексей Михайлович вернулся из Сергиева монастыря, молился у святойТроицы за возобновление тишины в государстве от волжских бунтовщиков. Был с ними патриарх Иоасаф, который выразил свое недовольство царю о делах иконописнойпалаты, якобы занялись они узорочьем и теневитостью и забыли древнее письмо. Асам все нахваливал «Троицу» Андрея Рублева намекал, что нет больше такихмастеров на Руси. Государь не возражал святейшему патриарху, а вернувшись,отдал приказ писать лучшим иконописцам образ «троицы», чтобы к престольномупразднику поднести ее в дар монастырю.
Молча проводилииконописцы боярина. Трудна была задача состязаться в мастерстве с АндреемРублевым, но не могли они ослушаться государя. И вот выполнен наказ. Готовыполуторааршинная «Троица», написанная Ушаковым и небольшая круглая иконкаНикиты. Выполняя царский наказ, Ушаков дважды ездил в Троицкий монастырьсмотреть Рублевскую «Троицу» и, сохранив рисунок древней иконы, лишь теневитонаписал телесные формы. Обильная наводка золотом и звонкая светлость красоксразу выделяли руку главного царского изографа.
Иконка Никиты проигрывалав размерах, зато поражала округлостью композиций, тем, что на ней былоизображено не три, как у Ушакова, а пять фигур, среди них и хозяева, подающиекушания к трапезе божественных отроков.
Мягкость и плавностьлиний, тончайшая прорисовка фигур с позолотой излучали душевное тепло,обнаруживали изысканное мастерство иконописца. Ушаков, увидев законченнуюНикитой работу, долго любовался ее красотой. А тем временем в Оружейной палатеожидали царского прихода. Государь пожелал лично осмотреть работы изографов ивыбрать дар Троице-Сергиеву монастырю.
Царь вошел, велев встатьповалившимся ему в ноги иконописцам. Алексей Михайлович сел в поставленноекресло и с любопытством принялся разглядывать иконы. Прошло несколькотомительных минут, прежде чем он промолвил:
— К Троице повезем иконкуНикиты Павловца, а другую взять в нашу церковь Спаса, что на Бору. Искуснописаны, щедро одарю иконописцев.
Сказав это, АлексейМихайлович тот час поднялся, опираясь на посох, вышел из палаты…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.