Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятскийгосударственный гуманитарный университет»
Факультетисторический
Кафедраистория России
Контрольнаяработа
по историиРоссии
на тему
«Присоединениек Московскому государству Вятской земли»
Работу выполнил студент 1 курса
заочной формы обучения
специальности 050401.65 История
Ревякин Олег Петрович
Киров 2008
Содержание
I. Первые русские поселенцы на Вятке. Первое упоминание о Вятке в летописи
II. Присоединение к Московскому государству Вятской земли
1. Вятская республика.Хлынов
2. Участие вятчан вборьбе русских с татарами
3. Участие вятчан вФеодальной войне 1432-1453гг
4. Промосковская ианти московская партии Хлынова. Первые попытки Москвы подчинить Вятку 1452г и1456г
5. Поход князя ИванаПотринеева 1459г
6. Окончательноеприсоединение Вятки к Московскому государству
III. Заключение
IV. Список литературы
— Откуда вы, вятичи? – Издалека.
Когда-то большое и сильное племя.
Нас гнало тяжёлое смутное время.
В глуши повстречалась нам эта река.
— Несла она воды свои широко…
Неслышно и вольно в лесах потаённых
В огромных укромных чащобах зелёных
Жилось без опаски, дышалось легко.
— Какие вы, вятичи, были тогда?
Славяне от самых корней изначальных
Уже не осталось преданий печальных.
Всё чистая вятская смыла вода.
Мы избы рубили, пахали поля,
Здесь сказки родились, и песни, идети.
Здесь шли мы по тяжким ступенямстолетий.
И нашим трудом расцветала земля.
— Откуда мы? – Здесь поднимались изтьмы.
Над Вяткою пращуров наши могилы.
Из этой земли набираем мы силы.
Здешние мы.
М. Чебышева
I. Первые русские поселенцы на Вятке.Первое упоминание о Вятке в летописи
Русская колонизацияВятских земель началась в XI и продолжилась доначала XIII. Об этом свидетельствуютархеологические источники, а также устные предания и записи средневековыхкнижников и летописцев. Письменные источники, XVII-XVIIIвеков, такие, как «Вятский временник», «Летописец старых лет»,«Повесть о стране Вятской», «О вятчанах, как они поселились наВятке» и др.
Начало проникновения наВятку русских поселенцев датируется 1181г. В «Повести о стране Вятской»говорится, что вышедший из Великого Новгорода в 1174 году отряд уткуйниковподнявшись по Каме и придя на Среднюю Вятку взяли Болвинский городок побив чудьи отяпов (предков современных удмуртов). Болвинский городок находился на местесовременного села Нипутцына на правом берегу Вятки неподалёку, от впадения внеё реки Чепцы. На этом месте был заложен город Нипутцын. Так же тамупоминается, что другой отряд уткуйников захватил марийский город Коктаров(ныне Котельнич). Позднее согласно данному источнику, а также летописи «Овятчанах как они поселились на Вятке», эти два отряда объединились в одини основали город Хлынов при впадении речки Хлыновицы в Вятку. Согласноофициальным вятским документам, конца XVIII века, хранящемся, в Государственном архиве Кировской области, годомоснования Хлынова считается 1199год.
Выше приведённыеисточники свидетельствуют о русских колонистах пришедших из Великого Новгорода,двигавшихся на Вятку по Северной Двине, Югу, Моломе. Кроме этого была другаяволна колонизации из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унте, Ветлуге иМоломе. Возможно эти отряды поселенцев действовали, как совместно, так исамостоятельно. Первоначально переселенцы основывали свои посёлки в виденебольших укрепленных городищ, походивших больше на пограничные заставы, нежелина города в современном экономическом и военно-административном смысле. Поповоду первоначального названия главного Вятского города нужно сказать, чтомнения учёных по этому поводу различны. Первоначально считалось на основаниилетописных данных, что город назывался Хлыновым, исходя из того, что влетописном тексте не встречается сочетания «город Вятка». А подВяткой понималась вся Вятская земля. Но в советские времена было установлено,что первоначальное название города Вятка. Доказательством этому служит «Списоквсех русских городов дальних и ближних». В нём среди Залеских городовпосле Нижнего Новгорода и Курмыша на Суре стоит город Вятка. Данный документ посвидетельству академика М.Н. Тихомирова был составлен между 1387-1392 годом. Онявляется более ранним источником, чем «Повесть о стране Вятской».Датирован списков которой (10шт.) простирается в период с 1739г (описаниеГеодезии поручика Клетпина). 1824г. – Казанский список, напечатанный вКазанском Вестнике. Поэтому «Список всех русских городов…» болеезаслуживает доверия. Исходя, из этого можно сделать вывод, что первоначальногород назывался Вяткой. По всей видимости ушкуйский набег упомянутый в «Повестио стране Вятской» под 1374 год был совершён на город Вятку, хотя неисключено, что пострадали и другие населённые пункты, расположенные натерритории средней Вятки. (Истобенск)
Хлыновым, скорее всегоназывался изначально Вятский кремль, расположенный на высоком левом берегуВятки, на территории между оврагом Засора и Девичьим монастырём современногогорода Кирова.
II. Присоединение к Московскомугосударству Вятской земли
1. Вятская республика.Хлынов
Вятка к моменту первогоупоминания о ней представляла собой довольно крупный средневековый город,поскольку отряд ушкуйников, пришедший с устья Ветлуги, основавший её насчитывалболее тысячи человек. Вывод о численности ушкуйников можно сделать из того, чтоотряд, основавший город состоял из сорока уткуев, согласно летописи. Уткуи, этокрупные речные суда, обычно насчитывали 12 пар загребных вёсел плюс однорулевое, таким образом, экипаж одного уткуя состоял из 25 человек. Следуя изколичества судов, на них находилось не менее 1000 человек. Поселенцы стали обзаводитьсясемьями, по всей вероятности, женясь на представительницах местных племён.Население постепенно увеличивалось – город разрастался. К тому же на Вятку вэто время был приток из южных земель Руси, главным образом изСуздальско-Нижегородского княжества, которое подверглось в 1377-1378 годахопустошительным набегам татар. Спасаясь от татарского нашествия население юга,уходило на север, в том числе и на Вятку. Город представлял собой сомкнутуюлинию жилых домов, поставленных на не высоком земляном валу и обращённыхглухими деревянными стенами на полевую сторону. Внутри этой стены находилисьостальные жилища и хоз. постройки. Рядом с городом и по течению реки Вятки,образовались погосты и починки русских поселенцев смешавшись, с местнымнаселением марийцами и удмуртами. Хотя основная часть, аборигенов, поддавлением русской колонизации уходила на юг и восток. Таким образом, во второйполовине XIII- начале XIV века на территории Средней Вятки и её притоков Моломыи Чепцы было основано довольно много русских поселений среди них Котельнич(Коншаров), Орлов, Никулицын и собственно Вятка.
Основную массу населенияВятской земли составляли крестьяне (смерды), занимавшиеся земледелием.Основными выращиваемыми культурами стали озимая рожь, овёс, ячмень, пшеница, атак же лён и конопля, из овощей лук, репа, свёклу, морковь и др. Так же,вятчане занимались скотоводством, разводя лошадей, коров, овец, коз, свиней идомашнюю птицу. Для заготовки кормов использовались заливные луга, лесныеполяны и расчищенные из-под леса пожни. Так же занимались охотой, рыболовствоми ботничеством в качестве подсобных промыслов. Было развито домашнее ремесло,обработка дерева, кости, металла, кож, пушнины, шерсти, волокна и др.Изначально ремесло не было основным занятием отдельных лиц. Ремесленные изделияизготовлялись для собственных нужд и изготовлялись на заказ. Позднее оно сталоприобретать товарный характер, и ремесленники стали сосредотачиваться в городе.Здесь они стали работать на заказ, производить на продажу, и это стало их основнымзанятием. В городе находился более надёжный сбыт ремесленных изделий, этомуспособствовало установление торговых связей с соседними племенами: марийцами,удмуртами, коми, хантами, волжскими болгарами и их потомками, чувашами, а также с русскими землями и княжествами. В городе в связи с этим сталисосредотачиваться торговые люди. Вятка превратилась в торгово-ремесляный центр.
Вятская земля в связи сосвоей отдалённостью от центра русских земель пользовалась широкойсамостоятельностью. Управление было выборным. Это была своего рода республикаподобия Новгородской. Но имела и свои отличия во главе управ стояли земскиевоеводы, избиравшиеся из наиболее знатных и богатых бояр; далее шли Ватаманы иподвойские, избираемые из числа житьих людей и купцов. Воеводы и Ватаманыведали военными и гражданскими делами, а подвойские выполнялисудебно-полицейские функции.
В сельской местностиделами ведали сотские и старосты. Церковное управление было в рукахдесятильника (старейшего священника) – своё название он получил, видимо отцерковной десятины уплачиваемой населением в казну церкви.
Слово «Ватаман»имеет скандинавское происхождение и обозначает командира вооружённого отряда(дружины). Позднее оно преобразовалось в слово «Атаман». Возможночасть вятчан, не желая покоряться Москве, в период её агрессии пртив вольнойВятки откочевало на юг и влилось в состав казачьих станиц (вооружённых отрядовказаков) принеся это название на казачьи земли.
В исследуемый нами периодВятка являлась пограничной русской землёй. Какими позже становятся южныеказачьи земли.
Население быловоинственное склонное к разбою, что потверждается данными летописей об ….Походах Вятчан. Примеры которых будут приведены ниже. Так же в потверждениевольного нрава вятчан можно привести одну из версий о происхождении названиягорода «Хлынов». Согласно этой версии слово «хлын» всредневековой Руси употреблялось в значении «разбойник» и «бездельник».Так и новгородцы согласно «Повести о земле Вятской» называют вятчанбеглецами и разорителями российских князей вотчин…и называют разбойниками…пишуше их самовольниками". Правда, делали это Велико Новгородцы, что быугодить князьям российским.
Таким образом, можнопредположить, что название города Хлынов было дано не самими горожанами, ажителями соседних земель и обозначает поселение вольных разбойных людей. Впользу этой версии так же говорят другие названия поселений имеющихсяокрестностях Хлынова-Вятки, например, Разбойный Бор. Имеются так же и другиеобъяснения на этот счёт, например, одна из легенд говорит, что первоначальнопоселенцы хотели ставить городок выше по течению современного города. Навысокой горе называемой Кикиморской, близ устья речки, впадающей в Вятку –Хлыновицы, названной так, якобы потому что, когда там остановились ушкуйники,над речкой летела птица и кричала: «Хлы! Хлы!». Приготовили для этогобрёвна, но неожиданно в одну из ночей вода в Вятке прибыла и перенесла стройматериалы на отмель рядом с тем местом, где в последствии кремль. По названиюречки и был назван город. Но по нашему мнению наиболее заслуживает, чтоназвание город получил от названия своих жителей – Хлынов. Так, как первыепереселенцы были из паспокариев, но не нашедших себе применения на родине идвинувшихся на покорение новых земель. Такие люди не возможны без удалого,авантюрного и разгульного нрава, каковыми и наши предки ушкуйники.
2. Участие вятчан вборьбе русских с татарами
На Вятке, не былопостоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всехспособных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжалисьдружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективнымибоевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами,было совершено ряд набегов на враждебные земли.
В ответ на разорение Вяткицаревичем Бектутом в 1391г. Вятчане в составе совместного с Новгородцами иустюжанами похода, взяли татарские города Жукотин и Казань «И вышедши наВолгу пограбита гостей всех и возвратимся» (Софийская летопись I, Типографская летопись, Рязанскаялетопись). Хотя не в одной летописи прямо не упоминается об участии в походеВятчан, но исходя из того, что рать "…… ….и ушкуях рекою Вяткой на низ…"можно заключить, что вятчане принимали в том походе непосредственное участие. Сэтого, по видимому, и началось участие вятчан в борьбе русского народа противтатар. А то, что именно татар можно заключить из того, что в то время гостями,т.е. купцами на Волге были татары, болгары, армяне. А так, как были взятыКазань и татарский городок на Каме Жукотин, делаем вывод, что ушкуйный набегбыл направлен против татар в ответ на поход Бектута.
1467 г. «Вятчане всоставе 120 человек ходили вогдличей совместно с Пермяками и захватили в пленвыгульского князя Ясыну, которого привели на Вятку».
1436 г. Вятчане взялиустюжанский город Гладень (Тип. лет.)
1471 г. Известный походКости Юрьева на Сарай "…Взяли Сарай и погону бесчисленное множество икнягинь Сарайских" (Арх. лет.). "…Татар всех из сеногна, а сущее всёразграбили) (Соф. II).
Согласно легенде красиво,описанной Вятским краеведом Валерием Пономарёвым в книге «Тайна Вздерихинаоврага, ушкуйники в этом походе применили военную хитрость. Они прикинулиськупцами и были пущены в город. При этом они были вооружены засапожными ножами ибоевыми топорами плевцами, спрятанными под одеждой. Татары оружия не видели ипустили их в город. Ночью вятчане подвергли город разрушению, освободилирусских пленников, и ушли на своих судах, вверх по Волге. Операция удалась ещёи потому, что основные силы татар кочевали в одном пути от Сарая. Татарыпытались перехватить ушкуйников, перегородив реку под Казанью в устье Камы,своими судами, но те успешно прорвались сквозь заслоны, используя речныепротоки, и благополучно вернулись на Вятку. Благодаря этому походу сорвалсяпоход хана Ахмата на Москву. Вятские оказали неоценимую услугу Великому князюИвану III, занятому войной с НовгородомВеликим. Приведённые летописные эпизоды говорят о высоком боевом опыте вятчан.
Профессор Эмаусский А.В.утверждает, что поход Кости Юрьева на Сарай был совершён с подачи великогокнязя Московского с целью отвлечь татар от похода на Москву, в то время, какИван III совершал поход на Великий Новгород.В основе его войска по утверждению Эмеусского находились основные силы вятскоговойска. У Кости Юрского был лишь небольшой отряд отборных бойцов.
1476г. Царь Иброгимпришёл на Вятку „многоть под градом и татар побили Вятчане“ (Русскийвременник). Как, видим вятчане успешно отразили нападение татар Ибрагима в1476г. и совместно с устюжанами вышли на Каму „… и бесчисленно …., а иныхпленили“ (Русский временник).
»И множество их(татар) попленима, а вятские и устюжанские стран жителие также множествопленима козанских пределов татарские роды" (Рязанские летописи). Далее в1476г. Ибрагим предпринимает ещё одну попытку пойти через Вятку на Устюг "…в мясопуст великий (великий пост) села и волости повоевал, а града не взял ниединого". Этот поход был предпринят Ибрагимом вследствие ложной вести, чтомосковский князь был разбит Новгородцами. Когда он узнал, что Московский князьпобедил, то убежал в Казань. Вслед за ним по сообщению Софийской и Типографскойлетописей Великий князь
Иван III послал рать вятчан и устюжан подпредводительством Василья Образца да Бориса Слепца на Казань. Вятчане сустюжанами вновь разбили татар на Каме и подступили к Казани. Ибрагим пошёл намир с русскими «И послал царь казанский с челобитьем к великому князю,князь же великий пожаловал его» (Соф II).
Следует сказать, чтовятские не смотря на договор с Ибрагимом о нейтралитете. В 1479 г. всё же пошлина него в качестве союзников Москвы, но с условием «коли пойдут под Казаньбратья князя, пойдём и мы». Они пошли воевать на стороне москалей лишь,когда убедились, что князь Московский действительно решил серьёзно разобратьсяс казанцами, а не просто подставить под удар вятчан. Это говорит о благоразумииВятского правительства и о независимости Вятки. Хотя Вятская республика иобладала достаточной силой она всё таки не в состоянии была боротьсяодновременно с более сильными противниками татарами и москалями одновременно,поэтому вятчане выступили данной борьбе на стороне одной из противоборствующихсторон в качестве союзников, но полностью под власть Москвы не пошли. Сохраняянезависимость, они передали часть своего войска в оперативное подчинениеМосковскому князю, и оказали неоценимую услугу Москве в борьбе с татарскимигом.
Объединению Москвы иВятки в борьбе с татарами, мог послужить ещё один фактор – этнический. Москвичии вятичи являлись одним русским народом, притом христианами, а татары «язычникамипогаными». Этот фактор и послужил союзу Вятки с Москвой и являлся одной изпредпосылок последующего присоединения Вятки к Москве, хотя были и другиепредпосылки, которые рассмотрим ниже.
3. Участие вятчан в феодальной войне1432-1453гг
Великий князь московскийВасилий II сын Василия I сел на московском столе в 1425г. И правил до 1462г.
Василий II согласно двум договорным грамотам от11 марта 1428г. отдаёт «Вятку со слободами и всеми метами» (Собраниегосударственных грамот и договоров Т.1, М., 1813, с. 86-90), своему дяде ЮриюГалицкому в удел. В свою очередь Юрий Галицкий в своей духовной грамоте,составленной около 1434г., перед своей смертью завещает Вятскую землю своимсыновьям. Юрий Галицкий согласно древнему феодально-родовому обычаю считал, чтоон имеет больше прав на великокняжеский Московский престол, но добитьсяосуществления этого права он мог только силой оружия. Это обстоятельствоположило начало знаменитой феодальной войне 1432-1453гг. Союзниками Галицкойсепаратисткой группировки выступали вятчане. Вятская верхушка, состоявшая изБояр, житьных людей и купцов стремилась к сохранению местной автономии ипоэтому поддержала Галицкую группировку, которая являлась главным противникоммосковской государственной централизации. Вятские полки выступали в этой войнеглавной опорой Галицких князей, что ещё говорит о достаточно большой военноймощи Вятской республики. В 1436 году вятские полки приняли участие в большомсражении при селе Скорятине близ Ростова Великого на стороне сына Юрия ГалицкогоВасилия Косого против московских войск. В этом сражении Василий Косой потерпелпоражение и был взят в плен. На помощь, Косому на судах по Волге двигался ещёодин отряд Вятчан. Этому отряду под Ярославлем преградило путь семитысячноевойско под командованием Ярославского князя Александра Фёдоровича Брюхатого.Узнав об этом, не доходя 15 вёрст до Ярославля вятские высадились на берег и,спрятав ушку в прибрежных зарослях, пешком двинулись на соединение с ВасилиемКосым. На встречу им попались отступающие от Скорятина остатки первого отрядавятчан. Отступающие рассказали им о поражении и пленении князя. Вятчане решиливозвращаться на Вятку, но так как они стремились к самостоятельности, решилисоздать своё Вятское княжество, отделившись от терпящих поражения Галицкихкнязей. С этой целью они решили захватить князя Александра Брюхатого и какпотомка Кирдяпы сделать его своим князем. Предки Брюхатого Семён Дмитриевич иВасилий Кирдяпа владели Вятской землёй после присоединения Суздальскогокняжества, в состав которого она входила, к Москве Василием I в 1401г. После смерти ВасилияКирдяпы Вятская земля была формально присоединена к Московскому княжеству ипередана в удел Юрию Дмитриевичу Галицкому его братом Великим князем Василием I. Вятчане же воспользовались удобным моментоми решили укрепить свою автономность, учредив княжествово главе с потомкомКирдяпы.
Вятчане ночью "…КнязяАлександра со княгинею поимаше и вменалися во княжьи же суды, и от берегаотпихнулися в Волгу, а всех вятчан сорок человек" (Архангельская летопись.Софийская I и II, Воскресенская летописи).
В княжеском лагереподнялась тревога. Княжеские дружинники приготовились стрелять, но ушкуйникипригрозили убить князя с княгинею и потребовали выкуп за них 400 рублей.Брюхатый согласился на эти условия, но когда казначей привёз требуемую сумму.Вятские забрали её, но князя не отпустили, а двинулись в низ по Волге, гдесоединились со своими главными силами и благополучно вернулись на Вятку. Далеео судьбе Брюхатого ни чего не известно. Эмаусский предполагает, что вятчане недолго держали у себя князя и отпустили его к отцу, так как представителиСуздальскойдинастии вступили в союз с Галицкими сепаратистами надеясь с ихпомощью вернуть себе последственные владения и восстановитьСуздальско-Нижегородское княжество, в состав которого должна войти и Вятскаяземля. Проект суздальских князей был оформлен специальным договором около 1446года между Дмитрием Темякой и потомками Суздальско-Нижегородских князейВасилием и Фёдором Юрьевичами. Договором предусматривалось, если Жемяка станетВеликим князем московским, он отдаст наследникам их «прадедину, дедину иотчину – Суздаль, Н.Новгород и Вятчину и не будет иметь на них претензий.(Эмаусский „История Вятского края в XII — середине XIXвека. Киров, Кир. Обл. тип. 1996. – 272с., ил. Гл.I Вятская земля в период феодальнойраздробленности и образования русского государства (XII – XVвв).
Эпизод о захвате князяАлександра Брюхатого говорит об отчаянной смелости вятских ушкуйников. Малымисилами (40 человек). Напасть на вражеский лагерь и умыкнуть князя с княжной изпод носа у охраны не каждый отважится.
Но так же они показалисвоё вероломство – взяли выкуп и не выполнили обещание вернуть князя с княжной,что характеризует их с не очень хорошей стороны, как увидим ниже вероломствовятчан проявится, и в договорах вятчан с Московскими властями. В результатевойны Галицкие сепаратисты потерпели поражение от сторонников централизованногогосударства под властью Москвы. Их предводитель Дмитрий Шемяка погиб, Галич былвновь взят москалями и разрушен. Остатки сторонников старой феодальной системыразбежальсь. Часть укрылась на Вятке и влилась в антимосковскую партию Хлынова.В течении второй половины XVстолетия эта партия во главе с Хлыновскими боярами оказывала упорноесопротивление Московской агрессии.
4. Промосковская и антимосковская партииХлынова. Первые попытки Москвы покорить вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались двепартии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известнымнам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном…… Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой загосподство на Вятской земле. Есть предположение, которое высказал Эмаусский,что антимосковской группировке оказывал содействие правнук первого сеньераВятки суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича князь горбатый.
Ещё во время окончанияФеодальной войны (1432-1453), когда вятское сопротивление возглавляли земский — выборный воевода Яков Пунгвин и братья Аникий и Юрий Мышкины. МитрополитМосковский Иона, пытаясь уговорить вятчан, добровольно сменить волю наподданство Москвы, послал на Вятку три “увещевательные» грамоты 1452и 1456 годах, адресованных боярам, духовенству и всем вятчанам, но вятчане неподдались на посулы и просьбы.
Чувствуя, что придётсяиметь дело с московскими войсками, вятчане ночами укрепляли город. В это времяи был построен Вятский Кремль, обнесённый валом и стенами с башнями, названныйХлыновым. Он находился на Высоком берегу Вятки при впадении в неё речкиХлыновки (по одной из версий и давшей название городу). Опасения вятчанотносительно Московской агрессии оправдались. В1457 году князь Василий II отправил на Вятку войско подкомандованием Ивана Васильевича Горбатого, князя Ивана Ивановича Ряповского ивоеводы Григория Перхушного. Хлынов был осаждён, но не взят. Вятские бояре даливзятку Перхушкову и москали, сняв осаду, увели свои войска. Как, видим уже в телихие времена, во всю процветала коррупция, которую ни как не можем изжить досих пор. «Григорий Перхутнов, у вятчан посулы имел, а им поровил»(Синодская хроника. Софийская летопись I, Львова летопись).
"…князь ИванВасильевич Горбатой да князь Иван Ряполовский. И не успеша ничтоже: у вятчанпосылы имали, да им поровили, и не Вятки не взяли и возвратимся (Софийскаялетопись I).
Ну ладно Иван Горбатыйпотомок суздальских князей мог в отместку за обиды своему роду причинённыемоскалями, слабину вятчанам дать, да нерадиво службу нести. Но остальные то,тоже взятку взяли. Получается уже тогда у московских чиновников страсть кличной наживе, в ущерб государству проявлялась, а затем по всей Руси, как чумараспространилась. Вятские хоть и отличались бандитскими замашками, да иной разслово не держали, как в случае с Брюхатым, так хоть за мзду не продавались.
5. Поход князя Ивана Потринеева 1459г
В 1459 году московскийвеликий князь Иван III Васильевичпосылает снова на Хлынов рать под командованием Ивана Юрьевича Патрикеева. Емуудалось взять Котельничь и Орлов, и осадить Хлынов. Осада затянулась Хлыновцыстали голодать, и только благодаря этому признали над собой власть Москвы.Вятская земля официально вошла в состав Московского государства, но сохраниламестную выборную администрацию под наблюдением московского наместника(Эмаусский). Но ещё на протяжении 30 лет вятчане жили достаточно вольно.Вятские дружины лишь в качестве союзников выступали в московских походах.Например, в 1464 году против Новгорода Великого под предводительством БорисаСлепца. Так же вятчане совершали набеги и на великокняжеские земли, так в 1486году был совершён набег на Устюг, но досамого города не дошли, а «стоялипод Осиновцем городом день и прочь пошли, а три волости разграбили»(Архангельская летопись).
Великий князь "…послана Вятчину воеводу своего Юрия Шестока Кутузова со многою силою, и он тед иумирился с ними и возвратилися" опять продался воевода московский судя повсему или пива бочонок вятчане ему выкатили и на мировую с ним вышли. Он и ушёлвосвояси.
А вот воевода ВятскийКостя Юрьев в Москву к Великому князю в тот же год убежал. Что ему Иван III посулил мы не знаем, но согласноисточников, симпатизировал он Московской власти. Бежал он вместе с осивлянами "…икнязь Великий их пожаловал" (Архангельские летописи). Тоже видимо за мзду началиродной землёй торговать, а может, чувствовали конец Вятской самостийности иисторическую перспективу Московии. Об этом летописи молчат. Знаем мы только,что приведённые выше набеги Вятчан были последними и вызвали окончательныйразгром Вятки московскими оккупантами в 1489г.
Год 1488. Всё летомосковские князья стояли в Устюге, охраняя его от нападения вятчан. Командоваливойсками князь Иван Владимирович Лыко Оболенский и Юрий Иванович…. «Асилас ними была двиняне, волжане, каргапольцы» (Архангельская летопись). Каквидимо сильно же вятчан боялись раз такое войско для охранения выставили, но недождались нападения. Зря только время потратили.
6. Окончательноеприсоединение Вятки к Московскому государству
«1489 год. Князьвеликий Иван Васильевич всея Руси послал рать свою на Вятку за их …., князяДанила Васильевича Щеня да Григория Морозова (Софийская летопись II) и иных воевод со многою силою. Ониже шедте городы Вятские …., а вятчан всех к целованию приведома, а арян к ротеприведоим» (Новгородская летопись IV, Софийская летопись IиII, РусскийВременник). Как развивались события данного похода мы знаем из отрывкаАрхангельской летописи. Видимо решил Великий князь окончательно покончить сВятской вольницей. Послал он на Вятку рать великую, что бы уж наверняка: "…, аМосквичи иные или …, а устюжане, и двиняне, и волжане, и коргопольцы, ибелозёрцы, и вологжане, и вычугжане и сысоличи шли в судах" (Архангельскиелетописи). Даже татар привлёк в количестве 700 всадников во главе с воеводойихним Уриком. Те, кто водным путём двигались прибыли под Котельнич 24 июля,Московское войско конное пришло 30 июля, а татары 2 августа подоспели. Стоялисводные полки князя великого под Котельничем до 6 августа, а дальше под Хлыновдвинулись «А было на Вятке великого князя силы 64 тысячи»(Архангельская летопись). 16 августа 1489г. все эти силы огадили Хлынов – центрВятской земли. Вятчане закрылись в городе. Воеводы великокняжеские «даливятчанам опас», т.е. предупреждение, что если те добром не сдадут город,то он будет взят силой. Вятчане стали просить чтобы «рать земли вятские невоевала, а мы великому князю челом бьём и службу служим». Опять хотелимоскалей перехитрить, да взятку воеводам дать. Да видно на этот раз Иван III, поумнее оказался, послал напокорение Вятки более ответственных служак, чем в прошлый раз. И ответили ониосаждённым: «целуйте же вы крест за великого князя от велика до мала, аизменников и крамольников выдайте головами: Ивана Опиниева, да Поконья Лозцевада Пилку Богодийщикова». Вятчане попросили сутки на размышление. Воеводысогласились. После двух дневного раздумья вятчене отказались выдавать своихбояр, после чего воеводы велели своим войском готовиться к приступу иобкладывать стены города горючими материалами "… и примет к городу всякомучеловеку по бреми смол да берёст, да 50 человек по две сажени плетня и к гордуплетни подставляли" (Архангельская летопись). Осаждённые видя, что городхотят поджечь и их поджарить заживо, решились на измену и выдали вышеприведённых бояр московским воеводам. Те передали их конвою, состоящему изустюжан Фёдору Ешпову, Левонтию Манушкину, Фёдору Жигулёву и Ивану Опилисову ивелели доставить в Москву к великому князю. Куда бояре и были доставлены, послечего Иван III велел их «кнутьем бити да иповесити» (Архангельские летописи).
Вожаки антимосковскойпартии были казнены, остальных недовольных расселили по территории московскогогосударства, что бы не было у них возможности вместе собраться и бунт поднять.Часть наиболее решительных и боевых не желавших сменить волю на неволю на Волгув разбой ушкуйничий подались, а затем, скорее всего в казачестве растворились.Тех же оказал содействие московским воеводам князь великий отблагодарил «Икнязь Великий вятчан земских людей в Боровице да в Кременце посади и поместья имподавал, а торговых людей вятчан же иных в Дмитриеве посади, а Арских князей(потомков каринских татар, живших на Чепце) пожаловал – отпустил в свою землю»Рязанская летопись). Была Вятка вольною да стала подневольною, жили орлы навятской земле, да все вышли, остались лишь Вороны.
Заключение
С покорением Вятскойземли Московией закончилась вольница Вятская из свободолюбивого …… превратилсянарод вятский в холопов княжеских. Если по справедливости разобраться, чтоВятской земле москали дали? Да ни чего хорошего. Ресурсы стали выкачивать, даналогами народ облагать. А через 300 лет и вообще в ссыльный край превратили,народ забили, о прежней воле даже и памяти не оставили. Вместо выборногоруководства Вяткой, наместники Московские стали заправлять. Хотя и пишетЭммаусский, что по воле трудового народа Вятку к Москве присоединили, толькочто простой народот этого присоединения поимел, ещё в большую кабалу попал.Раньше если Воевода или бояре через чур в раж войдут, да корысть своюудовлетворять начнут, так им на Вече хоть «по шапке дать» можно было,а теперь с Московской властью не забалуешь, она быстро «кислород перекроет»,да «гайки закрутит» — не рыпнешся. 500 лет прошло, а москали всё наВятке, да и в других местах Руси Святой лютуют, да народ обирают: сами жежируют, да с западом в дружбу играют.
С точки зренияГосударства Московского покорение Вятки, конечно положительную роль сыграло.Даже плацдарм для покорения Сибири Вятский край послужил. Только ведь вспомнитьопять же нужно, кто Сибирь то воевать начал – вольный казак Ермак Тимофеевич ив войске его изрядное количество вятчан было, из тех в ком ещё москали волюкалёным железом не выжгли. Да и за камень без указки пошли, правда помощи потому Иван IV попросили, но ведь начало то самиположили. Так что выводы сделаем не пропала бы Вятка без Москвы, а вот Москвабез Вятки – вопрос спорный…
И в заключении зададимсявопросом, почему Московскому государству удалось подчинить Вятку?
· Потому чтомосковское княжество было более организовано, как в военно-административном,так и экономическом плане, чем Вятская республика. Имело чёткую цель объединитьвокруг себя остальные русские земли. У вятчан такой цели не было. Они хотелилишь независимости, да и то не все. Раскол среди правящего класса Вятки иотсутствие единого фронта сопротивления Московской агрессии. Если бы в Хлыновене было промосковски настроенной группировки, то вряд ли Вятские без боя сдалигород. Не из-за одного страха перед осаждающими они выдали главарейсопротивления. Мы знаем город не раз подвергался разорению, со стороны татар,те уходили и город восстанавливался, да ещё и сдачи давал. Так, что при желанииещё лет сто вольной побыть, но историю вспять не повернёшь и не изменишь.
· Если учесть точкузрения Л.Н.Гумилёва на исторические процессы, то можно увидеть, что русскаяцивилизация была на подьёме своего развития. Когда была покорена Вяткапреобладали центростремительные силы государства над центробежными, чтонеминуемо привело бы к объединению народа вокруг какого либо центра. Этим центром,ядром государства сумела стать Москва.
· Вятский народчувствовал, что вместе с Московским государством легче против татар биться, чемодному против тех и других
· Этнический факторсвою роль сыграл: русским с русскими легче басурманина бить, чем в союзе сбасурманами братьев по крови.
Объединение русскихземель, какой была и Вятская земля было не избежным явлением в историческомпроцессе формирования Великорусской державы – какой стало Московскоегосударство, а затем и Российская империя.
IV. Список литературы
1. Эммаусский А.В. ИсторияВятского края в XII – середине XIX века [текст]/ рецензент А.И.Комисаренко, научный редактор Е.И. Кирюхина. – Киров: Кировская обл.тип.,1996.- 292с., ил.
2. Повесть о странеВятской. Свод летописных известий о Вятском крае [текст]. – Киров: Кировскаяобл. тип.,1993. – 36с.
3. Энциклопедияземли Вятской: В10т.: том 3: Ратные подвиги [текст]/ худож.А.М. Колчанов, сост.О.Любовиков. – Киров: Вятка, 1995. – 480с.: 16л. ил. – (Откуда мы родом?).
4. Энциклопедияземли Вятской: В10т.: том 4: История [текст]/ худож.А.М. Колчанов, сост.В.А.Бердинских. – Киров: Вятка, 1995. – 528с.: 16л. ил. – (Откуда мы родом?).
5. История Кировскойобласти [текст]. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1975. –184с.