Реферат по предмету "История"


Правление фараона Верхнего и Нижнего Египта – царицы Хатшепсут

ВВЕДЕНИЕ
Женщина в древнем Египтеимела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего полав таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметьсобственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство отродителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса,женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этихфактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ейиметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты вобществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господствамог считаться только дом.
Социальный климат Египта,где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволилнекоторому числу цариц, правивших до и после Хатшепсут, получить влияние надцарством только лишь в качестве регентов.
История Древнеегипетскойцивилизации знает множество примеров женщин — Священных Правительниц — отНитокрис, правившей на закате Древнего Царства более чётырёх тысячелетий назад,до Клеопатры, со смертью которой Древний Египет навсегда сошёл с историческойсцены, за тридцать лет до Рождества Христова. Но ни одна из шести СвященныхПравительниц Египта не добивалась абсолютной власти, которой обладали не всеФараоны, ни при одной из них Египет не возвышался и не процветал так, как приХатшепсут. Она, бесспорно, была самой величайшей женщиной-Правительницей вистории величайшей цивилизации.
Хатшепсут предшествовалинесколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, АххотепII, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна задругой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую наполитику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либоносившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.
Следует, однако,отметить, ибо это позволяет нам высота Истории, что властвование всех СвященныхПравительниц Египта, начиная Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегдатрагически оканчивалось для самой царицы, либо несло негативные последствия длястраны, а часто сочеталось и первое и второе. И только сама Хатшепсут составилаисключение из этого довольно печального списка.
Цель данной работызаключается в том, чтобы обратить особое внимание на некоторые особенностицарствования фараона – женщины Хатшепсут, указать на значение ее как правителя,и под иным углом взглянуть на проблему взаимоотношений Хатшепсут с ееплемянником Тутмосом III (предполагаемым претендентом на трон) и причины его«преследования» памяти царицы – предшественницы; предположить мотивы разрушенияизображений и имен Хатшепсут Тутмосом III вместо широко распространенной точкизрения, согласно которой Тутмосом III руководило чувство мести и обиды противтетки, слишком долго державшей его вдали от власти. Кроме того, представляетсянужным подчеркнуть не только значительность личности Хатшепсут как незаурядногоправителя, но и указать на факт поддержки Хатшепсут придворными кругами,связывавшими с ней свое будущее.

ГЛАВА I. ПРАВЛЕНИЕХАТШЕПСУТ
1.1 Биография царицыХатшепсут
Как гласили древниепредания, однажды в семье жреца родился мальчик, отцом которого был самверховный бог Амон, предсказавший, что его сын со временем станет правителемобъединенного Верхнего и Нижнего Египта, а все его потомки тоже будут считатьсясыновьями бога и его наместниками на земле. Именно это божественное родство ибудет давать им право на титул фараона. Таким образом, приблизительно всередине III тыс. до н.э. в Египте сложились религиозные представления,согласно которым фараон считался не столько человеком, сколько божеством. Такимобразом, правящий фараон был, как полагали древние египтяне, сыном не своегоотца, предшествующего фараона, а верховного бога Египта — Ра, а в более поздниеэпохи — Амона-Ра. Следовательно, каждый фараон почитался какполубог-получеловек, рожденный земной женщиной от бога. Полная титулатурафараона официально фиксировала это «родство с богом», котороеотражалось также в документах и литературных памятниках, где правительназывался сыном Амона-Ра. Логично, что жена и мать фараона считались супругамибога.[1] При вступлении каждогонового фараона на престол проводились специальные религиозные обряды, которыедолжны были подтвердить родство будущего правителя с богом. Как правило, длядемонстрации такого родства, насколько наивным бы нам это ни казалось,достаточно было многочисленных изображений и надписей к ним, где Амонизображался рядом со своим «сыном», будущим правителем Египта.Одновременно с этим в храмах появлялись изображения, на которых Амон-Рапередавал знаки власти новому царю. Нередко проводился еще один обряд, во времякоторого статуя бога Ра жестом, а иногда и голосом благословляла наследника нацарствование. Современные исследования показали, что такой эффектный ритуал, вглазах египтян выглядевший как сошествие божества на землю, обеспечивалсяспециальными механизмами, находившимися внутри огромной статуи и приводимыми вдействие жрецами храма. При этом стоит добавить, что сама атмосферадревнеегипетского храма располагала к мистике. Так, направляясь к храму, египтяне,как правило, проходили по аллее, залитой ярким солнцем, а войдя в храм, человекоказывался покруженным в почти полную темноту, ибо храм не имел окон, лишь всамом верху, в потолке, находилось небольшое отверстие, через которое проникалиредкие солнечные лучи. Этот контраст был особенно разительным после солнечнойулицы — и вот в этом полумраке, казавшемся сначала полной темнотой, начиналипроступать очертания статуи, размеры которой в несколько раз превышали среднийрост человека. В глазах древних египтян сошествие божества во время проведенияэтого обряда, как, впрочем, и подлинность изображенного в храмах, не могли бытьпоставлены под сомнение. Таким образом, древние египтяне полагали, что толькомужчина мог быть фараоном, ибо только мужчина являлся сыном и ставленником богана земле и именно поэтому имел право на управление Египтом. Конечно, историяэтой цивилизации знала не одну царицу (Нитокрис, Нефрусебек, Таусерт и другие),но они были именно царицами-регентшами, правящими от имени своих малолетнихдетей. Религиозные представления определяли их место в земной иерархии власти:они были женами верховного бога, но не его земными воплощениями, и они никогдане претендовали на титул фараона. Хатшепсут (около 1479-1458 гг. до н.э.) — Египетскаяцарица эпохи XVIII династии Нового царства. Хатшепсут была дочерью фараонаТутмоса I (1504-1492 гг. до н.э.) от дочери Аменхотепа I царицы Яхмос своднойсестрой и женой Тутмоса II (1492-1479 гг. до н.э.). Хатшепсут родилась вовремена расцвета египетской государственности, в эпоху процветания, справедливоназванную Новым Царством.[2] Ее отец, фараон Тутмос I,был харизматическим лидером легендарных военных кампаний. Хатшепсут, попредположению некоторых ученых, возможно, родилась незадолго до времени егокоронации, приблизительно в 1504 г. до н.э., и еще была ребенком, когда онприплыл домой в Фивы с телом нубийского вождя, свисавшим с носа его судна вкачестве предупреждения всем, кто будет угрожать его «империи». Хатшепсут,скорее всего, боготворила отца (его, в конечном счете, даже повторно похоронилив гробнице, которую она построила для себя), и утверждала, что вскоре после еерождения он назвал ее своим преемником, что, конечно же, было маловероятным. умираетТутмос II — четвёртый Фараон XVIII династии, наследник славы Яхмеса — освободителя Египта и созидателя Империи. Умирает, оставив двух дочерей отсвоей единокровной сестры и Священной Супруги — Правительницы Хатшепсут, ивосьмилетнего сына Тутмоса — Наследника, сразу же, после погребения и траура,вопреки традиции, требующей достижения Наследником двенадцатилетнего возраста,наречённого Фараоном Тутмосом III.При этом — по официальным источником времени правления Хатшепсут (так и времениправления Тутмоса III) — Наследник — побочный сын, от наложницы Исиды, не имеющей отношения к XVIII династии. Хатшепсут, не препятствуяранней коронации Тутмоса, ибо — фактически правит страной, всё же добивается неположенного ей при малолетнем, но уже интонированном Фараоне титула — Правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результатечего сошлись на компромиссном варианте — малолетнего Тутмоса объявляютФараоном, а вдовствующую Хатшепсут — Правительницей-регентом.[3]До трагедий Нефертити, Анхесепаатон, — еще столетия, до Клеопатры полторатысячелетия, но Хатшепсут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая- так переводилось имя Хатшепсут — позаимствовала у своих предшественниц наТроне великой страны Та-Кем и положительный и отрицательный опыт.
Хатшепсут став опекуномТутмоса III, решилась нарушить многовековые устои Египта и быть не простоцарицей при полубоге — пасынке, а самостоятельным правителем Египта — фараоном.Хатшепсут незаконно провозгласила себя фараоном вместо юного Тутмоса III.Царица постаралась закрепить свои права на трон, приказав описать в своемзаупокойном храме ритуал теогамии (брака между женой правящего царя и Амоном-Рав образе ее мужа, в результате которого рождается будущий царь, в данном случаеХатшепсут). 1.2. Хатшепсут — женщина-фараон.
Первое время Хатшепсутправила вместе с законным наследником, об этом говорят многие сохранившиесядокументы и изображения. Так, например, на скале Вади-Магара, на Синайскомполуострове, находятся изображения Хатшепсут и Тутмоса III, приносящих жертвыбожествам. Сколь долго продолжалось это совместное царствование сказать трудно,по свидетельству разных источников оно длилось от 12 до 16 лет. Но уже в этовремя Хатшепсут повелевает исправлять ранее сделанные изображения в храмах,согласно которым Тутмос II передавал власть своему сыну, а Амон-Ра признавалего своим сыном и законным правителем Египта. Именно эти изображения являлисьодним из важнейших подтверждений права на престол и подчеркивали божественнуюприроду малолетнего правителя. По приказу царицы на подобных изображениях имяТутмоса III следовало заменить ее именем, а большая их часть, возможно, былауничтожена. Как уже говорилось, практика стирания или изменения надписей и изображенийбыла широко распространена в Древнем Египте. Это было гораздо быстрее идешевле, нежели полностью переделывать роспись на том или ином здании, к томуже древнеегипетские изображения были скорее символами и не стремились кпортретному сходству, а надписи, которые требовалось изменить для достиженияпоставленной цели, представляли собой устоявшиеся словесные формулы, и их небыло необходимости полностью переписывать. Таким образом, достаточно былоизменить только одно имя на другое — и, согласно изображениям, теперь Амон-Рапризнавал Хатшепсут своим воплощением на земле, а Тутмос II назначал ее своимпреемником. Понятно, что подобные изменения требовали много времени, но, какуже говорилось выше, царица достаточно долго правила совместно с пасынком. Египтянетой эпохи считали, что их боги верят настенным изображениям и надписям. Именнос этим связана традиция расписывания стен гробниц текстами, прославляющимиумершего фараона. Так, на стенах практически любой гробницы знатного египтянинаможно найти так называемую «Исповедь отречения», с которой душаумершего обращалась к богам во время суда в загробном мире.[4]В ней говорилось о том, что умерший при жизни не совершил ни одного греха, закоторый боги могли бы осудить его. Кроме того, практически все населениеДревнего Египта было неграмотным, поэтому настенные изображения служили однимиз наиболее доступных источников информации.
Таким образом, можнопредположить, что Хатшепсут стремилась показать именно себя законным преемникомТутмоса II. Однако для этого необходимо было обосновать свое божественное правона престол, оспорив его у Тутмоса III. Видимо распознав намерения мачехи иопасаясь возможных преследований с ее стороны, законный наследник с верными емулюдьми бежал из столичных Фив в Буто — болотистую местность в Дельте Нила, где,по легенде, богиня Исида скрывала своего сына Гора от преследовавшего его богаСета. Приблизительно в это же время Хатшепсут велела изображать себя с царскойкороной, но в женском платье.
Все шло к тому, чтобыцарица стала не только единоличным правителем, но и фараоном, формально ненарушая при этом религиозной традиции. Вскоре официальное изображение царицыменяется почти до неузнаваемости. Оно все более принимает мужской облик:женское платье заменяется коротким плиссированным фартуком, который традиционноносили все фараоны, исчезает женская фигура, черты лица становятся болеегрубыми, плечи — широкими, появляется характерная для фараонов бородка, и вдовершение всего Хатшепсут изменяет свое имя на имя Мааткара, что в переводеозначает «Справедлива душа Ра».
Так царица обрела новыйобраз: реально оставаясь женщиной, в глазах бога она стала мужчиной. Теперьникакие религиозные установления не смогут помешать ей обрести титул и властьфараона. Она носит мужское имя, на изображениях подчеркивается еепринадлежность к мужскому полу (даже на парадных портретах она изображается схарактерной бородкой), надписи и изображения в храмах свидетельствуют опризнании ее законным правителем как Тутмосом II, так и богом Амоном-Ра.
В 1468 г. до н.э. из изгнания возвратился Тутмос III.[5] Однозначно определить,произошло ли это в конце правления Хатшепсут или сразу после ее смерти,невозможно, но известно наверняка другое. Повсеместно по его приказу мастерастирали, сбивали и уничтожали все изображения, печати, тексты, упоминавшие имяХатшепсут-Мааткара. В глазах древних египтян это было самым суровым наказанием.Согласно их представлениям, тот, чьи изображения и имя были уничтожены, вскорезабывался своими родными, да и боги переставали заботиться о его загробнойжизни, и душа человека умирала окончательно. Таким образом, своими действиямиТутмос III лишил Хатшепсут загробной жизни и сделал все возможное, чтобы времяее правления было забыто как можно скорее. Впоследствии он даже прибавил годысовместного с ней и ее самостоятельного правления к годам своего пребывания увласти.
По приказу Тутмоса III вхраме Хатшепсут в Долине Царей были стерты все ее имена, а ее изображенияприсвоены новым фараоном. Вскоре был полностью разрушен Красный храм Хатшепсут,а на его месте построили новое святилище, в фундамент которого заложили кускикрасного кварцита и черного гранита, оставшиеся от прежнего храма.Идентифицировать более 300 обломков удалось только в конце XX в. А собрать ихвоедино и восстановить происходившие тогда события смог в 1996 г. француз Франсуа Ларше. Сегодня храм, простоявший в древности лишь несколько десятилетий,отреставрирован и открыт для посетителей. Была изучена и гробница Хатшепсут,засыпанный вход в которую обнаружил в 1904 г. Говард Картер. Склеп оказался полуразрушенным, на одном из найденных в нем саркофагов было написано, что онизготовлен по приказу Хатшепсут для ее отца, а на другом — что здесь лежит самацарица-фараон. Но самой мумии царицы не обнаружили, и до настоящего временидостоверно о ее смерти ничего не известно.[6]
За время своего правленияХатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованныхграниц Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашениясоседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, ивеликие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий.Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царствасвидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальныепостройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до нашихдней.
Нужно ли говорить, чтоХатшепсут была великой царицей? Одаренная энергией, терпением и гибкостью ума,она кажется отдаленной прародительницей ряда умных монархинь, таких какЕкатерина, Елизавета, Мария-Терезия, которые умели, несмотря на всезатруднения, удержаться на престоле, умели карать и миловать. Она, казалось,соединяла в себе все качества, достойные фараона, и поставить ей в упрек могли,несомненно, лишь то, что она была женщиной. Если этим навлекала она на себяучесть быть исключенной из официальных летописей, мы исправляем забвениеегиптян, и, восхищаясь в Дейр-Эль-Бахри тем, что уцелело из ее дел.

ГЛАВА II. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХПОСТРОЕК
1.2 Храм Хатшепсут вДейр-Эль-Бахри
Во время полновластногоправления Хатшепсут расцвели прикладные науки, и, прежде всего, архитектура.Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторыеобновлены и перестроены. Так при Хатшепсут в Карнаке перед храмом, построенномеще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовымипомещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы былиустановлены два обелиска из асуанского гранита. Это были, поистине, величайшиеобелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 метров и весом в 350 тонн каждый.[7] Надпись на одном из нихгласит, что царица «сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив,главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита сверхушками из лучшего всех стран электрона, которые видны на обоих (берегах)Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оноподнимается на небесном горизонте». Но прежде всего, Хатшепсут, как и всежители Древнего Египта, заботилась о своём бессмертии. Религиозно-философскаятрадиция, космогонический и этический миропорядок Маат — Истина, лежащая воснове Мировой Гармонии, диктовала египтянам жить на Земле ради Вечности. Естественно,это традиция диктовала древнеегипетским властителям, начиная с Джосера,оставлять себе храмово-погребальные комплексы, которым будет суждено простоятьтысячелетия, прославляя в веках их имена.
Джесер-Джесеру(«священнейший из священных») — так Хатшепсут назвала свой храм, — онрасположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глубифиванского некрополя. Строительство этого храма заняло примерно 15 лет, и онбыл закончен на 22-м году правления Хатшепсут. Как показали современныеисследования, первоначальный замысел в ходе строительства претерпел небольшиеизменения, видимо, строители наткнулись на ранее незаконченное сооружение ивозвели здание нового святилища, использовав его фундамент. Место, выбранноеХатшепсут для строительства своего храма, было неслучайным. Он расположен вживописной священной Долине Царей, которая к тому времени более 500 лет былапосвящена богам загробного мира. Рядом находился храм Амона и, наконец, всего внескольких сотнях метров от храма строилась гробница, которую Хатшепсутповелела воздвигнуть для себя. Казалось, царица хотела взирать на храм дажепосле своей смерти. Храм занимает пространство в 250 метров в длину[8].Он упирается в циркообразный утес Ливийской горы, в котором выдолбленыподземные покои северного и западного фасада. От подошвы утеса скалистая почвауступами спускается к равнине. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами с человеческими головами (несколько экземпляровсохранились и сейчас), выполненными из песчаника и раскрашенными яркимикрасками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени.«Священнейший из священных» являлся райским садом бога Амона: на широкихтеррасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенныецарицей из Пунта. От этих садов, как и следовало ожидать, остались лишькаменные водоемы Т-образной формы, с проведенными для поливки желобами, кудабыли пересажены деревья в толстом слое чернозема; но барельефы террасувековечили на камне густую зелень низкорослых деревьев с короткими, плотноприлегающими друг к другу листьями. Сам храм был поистине чудом инженерноймысли. Он вырубленный в известняковых скалах состоял из трех огромных террас,расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор,крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища.Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы иразбивавшими террасы на южную и северную части.
Уникальное для техвремён, и современное, в плане уникальных архитектурных решений — как токвадратные в сечении колонны, ступенчатое террасирование и многое другое,сооружение, детище гениального архитектора СенМута, действительно прославилосьв веках. И не только как архитектурный памятник — в начале двадцатого века, такили иначе, элементы погребального храма Хатшепсут были использованы, причёмсознательно скопированы, при возведении столь знаменитых сооружений, как«Эмпайр-стейт билдин» и Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина вРоссии. Хотя в начале двадцатого века сам храм находился в довольно плачевномсостоянии, разрушенный сильными землетрясениями, но сохранились зарисовки егопрежнего величественного вида, сделанные ещё экспедицией Наполеона. К храмувела аллея сфинксов, которая заканчивалась в первом дворе, ограниченном назападе портиком с 22 колоннами и украшенном по бокам двумя колоссами,изображавшими царицу. От первого двора ко второму и к верхней террасе вели двапандуса, рядом с ними были построены две часовни: в честь богини, кормящей душиумерших, Хатхор, и в честь бога загробного мира Анубиса.[9]
Часовня Хатхор состоялаиз нескольких залов со сводчатыми потолками. В одном из залов сохранилосьизображение главного архитектора храма и воспитателя дочери Хатшепсут Сенмута,гробница которого была найдена недалеко от этого храма. Кроме того, в немнаходилось множество изображений, на которых царица в мужском обличье разговариваетс богом Амоном. Вторая терраса вела во двор, состоящий из двух зон, посвященныхкульту царей и поклонению солнцу. Здесь же находился и алтарь солнца, околокоторого и происходили главные богослужения храма. В северной части дворастояла еще одна часовня, посвященная Анубису. Трудно сказать, почему сразу двечасовни в этом храме были посвящены одному богу; для Древнего Египта этодостаточно уникальный факт. Никаких документов, проливающих свет на подобныйзамысел, до сих под не обнаружено. Барельефы, доходя до конца северной частипортика, вначале изображают возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важныхтоваров, а затем рисуют прибытие бога Амона в Дейр-эль-Бахри, где и находилсязнаменитый храм царицы. Сама Хатшепсут изображена обращающейся к Амону с речью,в которой подчеркивает значимость своего похода и благодарит своегобожественного отца за помощь в нем. Амон же, согласно надписям, возносит хвалыцарице, удовлетворенный тем, что она, таким образом, исполнила его волю ипринесла богатые дары богам Египта.[10]
Несмотря на огромныймасштаб комплекса, от него остается впечатление как о синтезе легкости иизящества, в отличие от подобных храмов предшественников фараона-женщины.Нижние уровни храма были украшены садами с ароматными деревьями. Огромныеизображения Хатшепсут были всюду. Приблизительно 100 колоссальных статуйфараона женщины в виде сфинксов охраняли путь к святилищу. На террасах былобольшое количество огромных скульптурных изображений фараона в различныхрелигиозных интерпретациях: коленопреклоненной с жертвами для богов в руках,шагающей в вечность, или в облике Осириса, забальзамированного бога смерти ивозрождения.
После смерти Хатшепсутхрам оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местомзахоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время всвятилище Дейр-эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображениявеликих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надеждаисцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множестволюдей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами обизлечении болезней и избавления от страданий. В период раннего христианствахрам Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, ипревратился в руины. Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этогорайона в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудьудастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены запределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись завосстановление этого комплекса. Год за годом они собирают по крупицам ивоссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.[11]
Правление царицыХатшепсут это самое блестящее время монархии, когда, победив Гиксосов (пастухов),Египет в свою очередь переступает свои пределы и подчиняет оружию и цивилизацииНубию и Азию до берегов Евфрата. Однако этого достаточно чтобы заинтересоватьсясооружением Дейр-эль-Бахри. Изучение надписей показывает, что храм был одним изтех, которые мы называем усыпальницами: он служил погребальной часовней длягробницы царицы Хатшепсут, недавно обнаруженной в недрах поднимающейся над нимгоры.
Дейр-эль-Бахри стал дляХатшепсут тем, чем стали для Сети I Абидос и Курна, для Рамсеса II-Рамессеум, для Рамсеса III –Мединет-Абу, -исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона.Свидетельство для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри – женщина. Вдлинном ряду монархов, 4000 лет царивших над двумя Египтами, нам еще встретятсяженщины, которые управляли самолично, но первой из них по времени былаХатшепсут. Таким образом, помимо своего художественного значения,Дейр-Эль-Бахри является богатым источником сведений об одной из любопытнейшихличностей царства фараонов.
2.2 Последствиястроительства Хатшепсут
Cтроительные планы Хатшепсут быливесьма честолюбивы. Она начала с воздвижения двух обелисков высотой 29,5 м. в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Рельефы, изображающие это событие, показывают паруколоссальных «игл», каждый весом приблизительно по 450 тонн, буксируемых поНилу 27-ю судами, укомплектованными 850 гребцами. Посвященные богу солнца, онибыли вложены словно в ножны в мерцающий электрум — сплав золота и серебра.Хатшепсут, безусловно, выполнила свою программу государственных работ натерритории страны, но это было сконцентрировано, в основном, в области вокругФив, династического и теологического центра династии Тутмосидов, где онапостроила сеть внушительных процессионных дорог и святилищ.[12]
В целом, царствованиеХатшепсут было довольно спокойным и мирным временем для Египта. Границыгосударства остались неизменными, численность населения достигла примерно трехмиллионов человек. Незадолго до конца своего царствования царица-фараонповелела построить еще один храм. Строительство развернулось к востоку отДолины Царей, на противоположном берегу Нила недалеко от Карнака. Такназываемый Красный храм Хатхор и его изображения рассказывают нам о последнихгодах правления Хатшепсут-Мааткара. Царица, выбирая место для постройки,остановилась на одном из почетнейших участков (да и само имя Хатшепсутпереводится с египетского как «первая из почтенных»), именно здесь вовремя священных праздников останавливалась ладья Амона-Ра. Все изображения инадписи храма были посвящены только царице: она выступает как великий фараонЕгипта, как верховный жрец, разговаривающий со своим отцом богом Амоном. Толькона одном изображении можно заметить фигуру Тутмоса III, но на большомрасстоянии от Хатшепсут, он находится как бы в стороне от богов и египетскогопрестола. Фактически законный правитель Египта лишь наблюдает, как правит егомачеха, поправшая многовековые религиозные устои. Однако в последние годысвоего правления царица, видимо, всерьез стала опасаться возвращения своегопасынка и его мести. Только этим можно объяснить метаморфозы, происходившие вэто время с ее изображениями, сохранившимися в Красном храме Хатхор. Портретноесходство статуй Хатшепсут из Карнака с Тутмосом III настолько велико, что пороюпонять, кого же именно изображает данная скульптура можно только по личномувензелю Хатшепсут или Тутмоса III. С вестибюля террасы открывался ход вчасовни, посвященные культу Хатшепсут и Тутмоса I.
Вблизи Дейр-эль-Бахри,также к западу от Фив Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет-Абуна месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змейКематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут велаактивное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте.[13]Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честьльвиноголовой богини Пахет а также храм богини Сатет на острове Элефантина;кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе,Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицыбыли воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде другихпунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятниковХатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.
Близиласьтридцатая годовщина ее назначения, и она моглапраздновать свой юбилей. Она должна была, поэтому сделать приготовления дляпостановки двух обелисков, которыми обычно ознаменовывались подобные юбилеи.[14] Ее неизменный фаворит Сенмут былпризван во дворец и получил приказание отправиться вгранитные каменоломни у первых порогов за двумя гигантскими продолговатымиглыбами для обелисков. Он набрал принудительным образом нужных рабочих иприступил в начале февраля пятнадцатого года правления царицы к работе. В начале августа, спустя ровно семь месяцев, он извлек изкаменоломни огромные глыбы; воспользовавшись быстро прибывавшей в то времяводой, он спустил их по реке и доставил в Фивы прежде, чем наводнение началоспадать. Царица выбрала затем необычное место для своих обелисков. А именно тот самый перистильный залКарнакского храма, воздвигнутый ее отцом, где ее муж Тутмос III был назван царем по повелению Амона. Несмотря на то, что для этого потребовалось удалить все кедровые колонны ее отца из южнойполовины зала и четыре из числа находившихся в северной половине, не говоря,разумеется, о том, что пришлось снять потолок, бывший над залом, и разрушить южную стену для пропускаобелисков. Они были богато покрыты сплавом золота и серебра. Хатшепсут говорит, что она отмериваладрагоценный металл целыми мерами, как мешки зерна, и это странное утверждениеподдерживается Тутии, свидетельствующим, что по царскому повелению он насыпал впиршественном зале дворца не менее двенадцатичетвериков сплава золота и серебра. Царица с гордостью описывает их красоту. Их вершины из наилучшего сплава золота исеребра, какой только можно найти, видимы с обеих сторон реки. Их лучизатопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба.[15] Они возвышались так высоко над залом Тутмоса I, с которого была снята крыша, чтоцарица сочла нужным высечь длинную клятву, где зоветвсех богов в свидетели того, что каждый обелиск сделан из одного куска. Этобыли, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до тоговремени; они имели девяносто семь с половиной футов в высоту и весили каждый около 350 тонн. Один из них стоит еще ипоныне, вызывая всеобщее удивление современных посетителей Фив. Хатшепсут в тоже время воздвигла два еще больших обелиска в Карнаке, но они теперь погибли.Возможно, что она также поставила два других в своемступенчатом храме, следовательно, в общем шесть, ибо она повествует в нем оперевозке по реке двух больших продолговатых глыб и изобразила это на рельефе,представляющем обелиски лежащими во всю длину огромной баржи, которую тащаттридцать галер, заключающих в общем около 950гребцов. Но эта сцена может относиться к двум первым обелискам, когда ихспускал по реке Сенмут. Кроме обелисков, воздвигнутых в шестнадцатом году ееправления, мы узнаем о другом предприятии Хатшепсут того же года из рельефа в Вади-Магхаре, на Синайском полуострове, куданеутомимая царица послала горную экспедицию, которая возобновила там работу,прерванную вторжением гиксосов. Работы на Синайском полуострове продолжалисьпод ее эгидой до двадцатого года ее царствования.
Собственная гробницаХатшепсут была построена в западной части Долины царей, и была достаточнобольшой, чтобы вместить и ее саркофаг, и ее отца. Перезахоронение Тутмоса I вее гробнице было еще одной попыткой узаконить право женщины на мужскую царскуювласть. Предполагается, что Хатшепсут умерла (возможно, ей было около 50 лет)приблизительно в 1458 г. до н.э., году, когда Тутмос III впервые получил титул«Правитель Маат».
Однако, в результатехрамового строительства Хатшепсут, были безвозвратно утеряны некоторыеархитектурные памятники Древнего Царства и даже Додинастического периода. Поприказу Фараона Мааткара небольшие, для её времени, полуразрушенные храмысносились, а на их месте воздвигались новые и величественные. Но вместе споявлением уникальных памятников и храмовых комплексов Восемнадцатой Династии,человечество потеряло нечто много более ценное — древнейшие храмы, относящиесяк легендарному, уже при Хатшепсут периоду истории Египта, которые воздвигалисьпри Хоре Мисер Хотепе, Нармере, а, возможно, ещё во времена обожествлённыхпервых царей Усера (Осириса) и Хора! И мы уже никогда и ничего не узнаем о нихпо остаткам древних фундаментов, придавленных величественными храмамиХатшепсут. Позднее подобным занимался и Рамсес Великий и Мернепта и НехоВторой, эта практика была продолжена и при эллинистических Фараонах династииПталемаев, к которым принадлежала последняя царица Египта Клеопатра. Фараоны невидели в этом надругательства над Историей, согласно воззрениям древних египтян,эта практика была направлена на восхваление былого величия, но для человечестваэта утрата невосполнима...

ГЛАВА III. КУЛЬТУРА ПРИПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ
3.1 Расцвет Египта
Правление Хатшепсутпришлось на начало Нового царства. Эпоха Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)была временем небывалого расцвета Древнего Египта: уже в самом ее началепроизошли значительные изменения в экономике. Началось широкое применениебронзы, были изобретены ножные меха, облегчившие обработку металла,усовершенствован плуг, зародилось стеклоделие, стали использовать шадуфы — сооружения для подъема воды, напоминающие колодезных журавлей, что привело кувеличению производительности труда в сельском хозяйстве. Однако главнымусловием экономического и политического расцвета Египта в этот период былоизгнание гиксоских завоевателей и основание новой, египетской династиифараонов, вернувших Египту былую независимость, а впоследствии совершившихмножество блестящих военных походов.[16] Из покоренныхгосударств, среди которых были Сирия, Палестина, Эфиопия, Пунт, Хеттскоецарство, в Египет ввозилось золото, серебро, лес, мирра, ладан и небывалоедоселе количество пленных. Однако, несмотря на столь успешную внешнюю политикуи экономический подъем, эпоха Нового царства была для Египта временем сложныхдинастических интриг и заговоров.
Египет Нового царства былчрезвычайно богатым, но столь же истощённым последствиями набега гиксов ипоследующих войн царством. Все четыре предшественника Хатшепсут на ТронеВосемнадцатой династии вели войны, восстанавливая прежние границы великойИмперии и пополняя её казну. Но ни Аменхотепу I, ни её отцу, ни её мужу не было дела до разрушенныхкочевниками и землетрясениями великих храмов Додинастического периода, Древнегои Среднего царств, великих памятников оазиса Саккары — осквернённых Сфинкса икомплекса пирамид восемнадцати властителей Древнего царства, которые ещётысячелетия и тысячелетия будут говорить о былом величии древнейших Фараонов.Им не было дело и до того, что пахотные земли сокращаются, наступает саванна ипустыня, а урожаи зерновых и фиников падают из года в год. Ибо крестьяне охотнопокидают свои земли, идя в наём в армию Египта, за щедрую плату из казны,пополненной сокровищами гиксов, собранными с полумира и золотом кушитов. Но,чтобы поток нубийского золота не истощался — Фараонам было необходимо содержатьна юге крупный воинский контингент, на случай восстания кушитов. Необходимобыло держать две малых пограничных армии на севере, ибо, не затронутая набегомгиксов Ливия окрепла, восстановило свои силы и Хеттское царство. И, конечно же,необходима была немногочисленная, но непобедимая регулярная армия слегендарными боевыми колесницами, заимствованными у гиксов, и лучниками Египта,способными сокрушить в несколько залпов, превосходящего по численности врага.Землевладельцы пополняли ряды военачальников, их услуги оплачивались Фараонамибезмерно щедро, ибо землевладелец приводил в армию своих крестьян! В случаевнезапного нападения ливийцев или хеттов, эта армия сокрушила бы их, но,главное, сам факт её существования заставлял соседей относиться к Египту стрепетом и уважением. Хатшепсут достались мощная армия и богатейший золотойзапас. И она мудро распорядилась своей казной. Прежде всего, следует сказать,что Хатшепсут — первый — уже Фараон, а, может быть, и единственный, в историиЕгипта, рискнувший расходовать казну значительно больше, чем она пополнялась.Даже Ху-Фу (Хеопс), построивший самое величественное и самое дорогое в историиЕгипта сооружение — свою Великую пирамиду с погребальным комплексом, как и егопредок Джосер, с которого, собственно, началось строительство пирамид имассовое строительство великих храмов, не расходовали (хотя и щедро оплачиваливысококвалифицированный труд тысяч рабочих) золота больше, чем позволялпостоянный приток из Нубии.[17] Однако, в отличие отних, Хатшепсут — Мааткара не просто строила себе памятники, которых, согласнодревней пословице, боится само Время, восстанавливая или перестраивая храмы,выстраивая новые, — она, по сути, производила инвестиции в укрепление своейвласти. Но, главное, Хатшепсут не побоялась вложить огромные средства ввосстановление сельского хозяйства. Она резко подняла во всех номах закупочныецены на зерно, мясо и финики, стимулируя сельское хозяйство, не смотря на то,что цены были и без того очень высокими. Высокие цены на продукты — тяжкоенаследство, которое, вместе с огромным запасом золота досталось Хатшепсут отпредшественников на Троне. Ибо землевладельческая аристократия сильно поредела,пополняя ряды аристократии армейской, количество пахотных земель снизилось.Самые богатые и плодородные земли Дельты были заброшены вовсе, в результатевладычества гиксов, а достаточно большая армия, не производя ничего, требовалане только золота, но и огромного количества провизии — от хлеба и баранины, дофиникового и виноградного вина, входивших в ежедневный рацион древнеегипетскогосолдата. Из-за этих факторов, предшественникам Хатшепсут, и поначалу — ей самойприходилось даже импортировать зерно и некоторые другие продукты, закупая вХеттском царстве. Колоссальные средства были потрачены на восстановлениегородов Нижнего Египта, но стимулирование сельскохозяйственного производства, атак же восстановление городов Дельты было необходимо. Города Дельты и побережьясевера Красного моря были важнейшими торговыми центрами Средиземноморья.Хатшепсут за пятилетний срок — к девятому году царствования на две третиопустошила казну Египта. Но женщина-Фараон восстановила разрушенную почти затри столетия усобиц и войн экономику своей страны. При этом, на содержаниеармии «Фараон Мааткара» тратила не меньше, чем её предшественники изВосемнадцатой династии, но иначе было нельзя. Сокращение армии, конечно же, ослабилобы Египет, но, главное, вызвало бы недовольства военачальников. Те, кто был бывынужден уйти с высокооплачиваемого поста, возненавидели бы Хатшепсут за потерюсвоей материальной стабильности и социального положения. Оставшиесявоеначальники сочли бы сокращение армии угрозой безопасности страны,следовательно, — изменой. В конце концов, и те и другие объединились бы,произведя военный переворот, от которого Хатшепсут не спасли бы ни поддержкажречества, ни поддержка народных масс и даже землевладельческой иадминистративной аристократии. Разве выстояли бы охрана храмов, мелкие воинстваномархов и толпы крестьян, даже, объединившись, против самой вышколенной иоснащённой на то время армии на Земле?
Но, всё же, Хатшепсутудалось сэкономить и на армии, причём, с политической выгодой для себя. Онаприостановила сооружение оборонительных, наступательных и универсальныхфорпостов на северных рубежах, уменьшила контингент на границе со страной Куш,отозвав в основную армию, успокоив при этом военачальников: «Войны сХатти, ливийцами, или восстания кушитов не будет!» И смогла доказать это.Кушиты ещё во время Среднего царства полностью переняли древнеегипетскуюрелигиозную традицию, и Хатшепсут набирает лучших архитекторов, посылая их вНубию, строить погребальный храм царю Куш. Отчасти, строительство финансировалЕгипет, однако эти средства были несравнимы с притоком нубийского золота, затонубийский царь, которому Хатшепсут воздвигала погребальный храм, подтвердилполную лояльность «Фараону Мааткара» и вассальное, относительноЕгипта положение. Хатшепсут отсылает двух генералов в качестве послов в Ливию иХеттское царство. Причём, верительные грамоты подкрепляются дарами — удивительными по своей красоте и изяществу произведениями египетских ювелиров.В качестве подарка царю Хатти, она посылает одного из своих лучших скульпторовс его мастерами, который создаёт почти десятиметровую статую хеттского царя.Итак — войны не будет! Не будет даже почти регулярных и победоносных дляегиптян мелких пограничных стычек с ливийцами. Не будет военных экспедиций — покорять нубийцев, переставших платить свою золотую дань Египту. И это — толькона руку Хатшепсут, ибо каждая, пусть малозначительная, победа придаёт генераламсамоуверенности и популярности в народе, увеличивая авторитет молодого, быстровзрослеющего Тутмоса, уже проявившего себя в качестве талантливого полководца иснискавшего большое уважение военной аристократии. Значит — намного уменьшитсяугроза военного переворота и претензии Тутмоса III на власть. Правда, ослабление рубежей Египта, ужепосле смерти царицы, соблазнит соседей собрать громадную армию из трёх крупныхи восьми мелких царств, двадцати городов-государств и более ста плёмён и пойтина Египет войной. Но Тутмос IIIразгромит их стотысячную армию, что откроет ему дорогу к небывалым доселезавоеваниям и максимальному, за всю историю Египта, расширению границ ИмперииТа-Кем. Хатшепсут раздаёт бесплатно крестьянам земельные наделы, даваябеспроцентные и бессрочные «и вернёте, когда сможете, и совесть ваша заставитбыть по сему» займы на приобретение на невольничьих рынках отстроенныхгородов Дельты у иноземных работорговцев, или аренду рабов у аристократов изажиточных но безродных землевладельцев, для ирригационных работ. Кредиты идутна оплату ремесленников, создающих водоподъёмные колёса и необходимое дляобработки земли оборудование — развивается ремесло. Царица сама оплачиваетработы по восстановлению магистральных каналов, что ранее номархи делали засвои средства. Теперь и региональная аристократия на её стороне. Заброшенныепахотные земли Дельты распродаются за бесценок крупным землевладельцам иаристократам — разливное земледелие, не требующее ирригации, позволяя собиратьпо два продуктивных урожая в год при малых финансовых и трудовых затратахприносит прибыль почти сразу же. Порты Дельты и севера Красного моря ужеприносят большой доход от торговли. Но для полномасштабного восстановленияземледелия, каким оно было до переходного периода и нашествия гиксов, требуется6-7 лет, чтобы удвоились, благодаря мелиорации, пахотные земли, вырослиплантации финиковых пальм, а так же, не столь экзотического, как считалосьранее для Египта, винограда. Тогда торговля заработает в полную силу, наладитсяэкспорт, и казна будет пополняться не только золотодобычей в Египте и даньюнубийцев, и Та-Кем вновь станет торговым центром и житницей древнего БлижнегоВостока. На девятый год своего правления, Хатшепсут сделала всё длявосстановления экономики страны, но и истратила большую часть золотого запаса,хотя торговля и земледелие уже стали пополнять казну, а цены стали снижаться ипрекратился импорт — напротив, начался экспорт продовольствия. Всего два годаоставались до мощного экономического рывка, позволившего Хатшепсут восстановитьзолотой запас, а далее — лишь пополнять его, но на данный момент насталобъективный кризис. Армия требовала денег на своё содержание, при этом, высшиевоеначальники и молодой Тутмос III,видя благотворность экономических преобразований, чувствуют за собой прочныйтыл и требуют нападения на Хатти, чтобы заставить хеттов платить даньнеобходимыми Египту кедром и медью, которые Хатшепсут вынуждена импортировать,а так же — оккупации и присоединения Нубии, чтобы обеспечить полный контрольЕгипта над почти неограниченными запасами золота кушитов, говоря в открытую обистощение сокровищниц Хатшепсут. Региональная и административная аристократия,значительно обогатившись за счёт реформ Хатшепсут, понимая, что с каждым годомдоходы будут многократно расти, и не желая отдавать положенное государству, ужегневно заявляет о растрате казны, рассчитывая, что поддержка нового Фараонабудет щедро вознаграждена. И только жречество остаётся верным царице — строительство храмов приносит и экономический и политический эффект: крестьянеи землевладельцы обязаны возносить щедрые дары храмам, объём дани увеличиваетсягод от года, ибо доходы от сельского хозяйства растут. Конечно, храмы платят вказну, но большая часть доходов остаётся в руках жреческого сословия. Всвязи сэтим, Верховные Жрецы закрывают глаза даже на то, что по древнеегипетскиммеркам, Хатшепсут поступила кощунственно, объявив себя Фараоном, и, взойдя наТрон под мужским именем. Правда, следует заметить, что Хатшепсут не даёт поводажречеству для возмущения — она соблюдает все традиции, вплоть до ношениямужской одежды и ритуальной накладной бородки[18], проводит традиционныйдля Фараонов праздник Хеб-сед, совершает ритуальную охоту и объезд войск наколеснице в парадной броне. И для большинства населения, даже армии Египта, незнакомых с придворными интригами — она — Фараон Мааткара, несущий Египту мир иблагоденствие. Тем не менее, напряжение в верхах нарастает. Но Хатшепсутразрешает кризис, принимая единственно правильное решение. Со всей,свойственной ей мудростью, она решает удовлетворить запросы военачальников и Тутмоса- претендента на престол, заодно отослав часть армии, и, практически всё высшеекомандование, включая Тутмоса, уже ставшего Верховным Военачальником. Но не навойну с хеттами или покорение Нубии — она знает соотношение сил и мощь армииЕгипта — победа будет за Тутмосом, и он отнимет у неё трон. Но, даже в случаепоражения, позиции Тутмоса, конечно ослабнут, но её позиции — вовсе рухнут — иномархи и военачальники во главе с Тутмосом обвинят во всём её, заморозившуюстроительство наступательных и оборонных форпостов, ослабившую приграничныеконтингенты, растратившую казну, вместо того, чтобы нанять ещё хотя быпять-десять тысяч воинов и обучить их за прошедшие пять лет полновластияХатшепсут. Любой исход войны — поражение Хатшепсут. Она, понимая это, отправляетпять десантно-боевых кораблей и пятитысячный военный отряд во главе с Тутмосомне на войну, а в военную экспедицию к загадочной стране Пунт.[19]Вместе с Тутмосом и военачальниками она отправляет в качестве послов шестерыхжрецов верховных богов Египта, купцов и верных ей разведчиков. Жрецы везут дарыправителю загадочной — почти легендарной для египтян страны, якобы — родиныбогов и первочеловека — везут изделия лучших ювелиров Египта. Купцы везут вина,орудия земледелия и оружие.
3.2 Экспедиция в Пунт
Учёным достоверноизвестно, что государство Пунт (по крайней мере, так его называли египтяне)существовало на самом деле. Что это был не простой племенной союз, агосударство со своей структурой управления, царём, армией. Что в его столицесуществовали строения и культовые сооружения из камня, множество домов простыхжителей из камня или сырцового кирпича. Что жители страны Пунт зналиметаллообработку, земледелие, добычу золота, алмазов, меди и олова.[20]
Наиболее смелые гипотезыисториков и исследователей Ветхого Завета утверждают, что легендарная царицаСавская была правительницей этой страны в более поздний период. Об этом«царстве людей с чёрной кожей» упоминают и хроники государств древнейМесопотамии. Однако, примерно за тысячу лет до нашей эры, всякие упоминания обэтом государстве исчезают, и оно теряется в веках. Не известно даже достоверноерасположение загадочной страны. Из египетских хроник, свидетельствующих, чтоПунт был богат золотом и алмазами, но медью довольно беден, упоминающих чёрноедерево (и действительно, в захоронениях и тайниках Восемнадцатой династии былинайдены предметы, вырезанные из эбенового дерева) и слоновую кость, а так же,по тому, что некоторые ювелирные изделия Восемнадцатой династии, начиная спериода Тутмоса Третьего выполнены из золота, со значительно большей степеньюрадиоактивности, чем золото, добываемое ныне в Египте и Судане, предполагают,что Пунт мог находиться на территории современных Анголы, Уганды или ЮАР. Но,так или иначе, археологам ещё предстоит открыть эту загадочную страну, или жеостатки легендарного царства навеки поглотят саванны юга Африки, и человечествоникогда не откроет эту тайну. Но нам достоверно известно, что надевятом-десятом году правления Хатшепсут, эскадра из пяти кораблей пристаёт кберегам неведомой страны. Четыре тысячи воинов, во главе с Тутмесом, пятьсоткупцов, послы и разведчики Хатшепсут ступают на берег южной Африки.[21]Разведчики с послом и небольшим вооружённым отрядом в течение неделиразыскивают селение в пару десятков рыбацких хижин. Местные жители с чёрнойкожей (странно — ведь с чернокожими нубийцами и эфиопами у египтян были давниеи тесные связи, тем не менее, вид местных жителей изумляет их, вероятно,египтяне не встречали ранее чистых представителей негроидной расы) принимаютразведывательный отряд за богов, вышедших из моря. Скорее всего, это было вызванотем, что чернокожим жителям Пунта и смуглые для европейцев египтяне показалисьбледными морскими жителями. Свою роль сыграло бронзовое вооружение — медь вПунте была редким металлом, и, хотя жители этой страны умели изготавливатьбронзу, но бронзовые наконечники копий (мечей они не знали) были привилегиейзнати и военачальников. Наконечники стрел были почти исключительно костяные, а,иногда, что поразило египтян, наконечники стрел и копий простых воинов делалисьиз золота, стоившего в этой стране впятеро дешевле меди! А прямоугольный щитегипетского копьеносца, почти в человеческий рост был целиком окован меднымлистом, не говоря о бронзовых мечах, чешуйчатых доспехах, шлемах, наконечникахкопий и стрел.
Царь Пунта, позарившисьна бронзовое оружие, привезённое купцами, соглашается признать суверенитетЕгипта над его царством и подносит египтянам щедрые дары: слоновую кость,чёрное дерево, шкуры леопардов, крупные необработанные алмазы, около тонныблаговонной смолы и саженцы священных благовонных деревьев. Через несколькодней, к месту высадки египтян выходит почётное посольство, которое, за три дняпути провожает Тутмоса и его спутников в столицу Пунта. Правителю Пунта ужедоложили, что явились чуть ли не полубоги, на громадных, неведомых ранеекораблях, целиком закованные в драгоценную медь, несущие бронзовое оружие имедные щиты, числом около пяти тысяч. Царь Пунта встречает египтян как почётныхгостей, сразу же, либо испугавшись их военной мощи и флота, либо выгоднымсделкам, (в египетском отряде были переводчики, знавшие язык загадочной страны)обменивают неизвестное аборигеном вино и бронзовые орудия труда и оружие натакое количество золото, что за один раз его не смогла принять на бортегипетская эскадра — через несколько месяцев торговая флотилия, при поддержкетолько одного военного корабля вывозит оставшееся.[22]Царь Пунта, поняв, что выше всего египтяне ценят золото, предлагает ежегодныйобмен на бронзу и дань — раз в четырнадцать лет, в половину того, что погрузилина военные корабли. Точная масса неизвестна, но понятно, что это было огромноеколичество, сравнимое с золотом Нубии. Через полгода экспедиция возвращается вЕгипет с богатейшей добычей, покорив загадочную страну без войны. За это времяХатшепсут укрепляет свою власть ещё больше — региональная аристократияподчиняется ей, лишившись поддержки армии и Тутмоса — знамени оппозиции.Богатейшая добыча ещё больше укрепляет её авторитет. Конечно же, страна былапокорена армией, пусть ни один лучник Тутмоса даже не выстрелил, для царя Пунтабыло достаточно факта прибытия столь мощной силы в пределы его страны. Но,формально, это была дипломатическая победа Хатшепсут, золотой песок, диковинныедля Египта изделия и крупные самородки добыли не воины при грабеже горящих развалин,а купцы, обменивая на изделия из бронзы, получая за меру меди, пять мер золота.Это был факт и Тутмос ничего не мог с этим поделать.
Кризис разрешился полнойпобедой «Фараона Мааткара». А всего через год реформы Хатшепсутнаконец-то принесли свои плоды — уровень сельскохозяйственного производствавырос в четыре раза, по сравнению с началом её правления, больше половины шлона экспорт, внутренние цены на продовольствие упали, потянув за собойвнутренние цены на золото. Казна Хатшепсут в течение года полностьювосстановилась, а ещё через два года — увеличилась вполовину! Теперь властьХатшепсут стала абсолютно непоколебимой.
Умерла Хатшепсут по всейвероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то былоредкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древностии не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаряэтому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили своецарство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвамикровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобыТутмос III мог с полным правом занять престол.
хатшепсут фараон царица египет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В правлениеХатшепсут меняется египетская внешняя политика – прекращаются захватническиепоходы, которые активно совершали ее предшественники. Возможно, это объясняетсяне столько непрочностью положения Хатшепсут, политика которой былаориентирована на внутренние дела, сколько тем, что благодаря предшествовавшимфараонам Египет не испытывал внешнего давления. Кроме того, от активнойзавоевательной политики царицу мог удерживать не страх перед усилением войска иподрастающим Тутмосом, а заинтересованность в мире для реализации честолюбивыхзамыслов таких как, например, строительство храмов и путешествие в страну Пунт.Тем не менее, это не исключает того, что после совершениявоенного похода в Нубию, имевшего место в правление Хатшепсут, царица саманаграждала отличившихся воинов, как это было принято делать фараонами. При этомследует иметь в виду, что Хатшепсут являлась выразительницей интересов довольноширокого слоя высокопоставленных вельмож и жречества, по-видимому, незаинтересованных в крупных военных действиях. Реально пошатнувшимся положение Хатшепсутможно считать только после смерти ее дочери от Тутмоса II Нефруре, с которойона, очевидно, связывала планы укрепления своего влияния. Вероятно также, чтоХатшепсут намеревалась передать в будущем ей свою власть.
Последовавшеепосле смерти Хатшепсут уничтожение ее многочисленных скульптур и изображений вФивах (в частности, в ее поминальном храме Дейр-эль-Бахри) расцениваетсяотечественными и некоторыми зарубежными исследователями как следствие личнойненависти Тутмоса к Хатшепсут. Возможно, что фараон руководствовался не личнымимотивами, а политико-религиозными соображениями, поскольку неестественноесуществование женщины – фараона противоречило мировоззрению древних египтян,противоречило Маат – древнему принципу гармоничного вселенского устройства и,более того, создавало потенциальную угрозу династическим наследникам мужскогопола. Точно не известно, почему правления делились по династиям. Традиции этойположил начало жрец Манефон, написавший историю Египта, но не приведший,однако, никаких причин данного явления. Связующими фигурами вполне могли бытьцарицы, передающие царскую кровь от одной династии другой.
Предложеннаяточка зрения согласуется и с мнением ряда зарубежных египтологов, согласнокоторому Тутмос III желал устранить прецедент, который усложнил бы порядокнаследования престола, и при котором женщина могла стать фараоном. Хатшепсутпыталась утвердить в стране последовательно матриархальное правопрестолонаследия, но этому помешала смерть ее дочери Нефруре и отсутствиереальных кандидатов на трон среди женщин. Этими мотивами, очевидно, ируководствовался Тутмос III, когда принял решение уничтожить ряд изображений инадписей своей предшественницы, но что было реально осуществлено лишь под конецего правления. Поэтому царствование Хатшепсут осталось эпизодом в историиЕгипта, не повлекшим за собой изменение традиционного порядка престолонаследия.
Такимобразом, можно сделать вывод, что единственным препятствием для Хатшепсут –фараона был ее женский пол. Если бы она была мужчиной, то ее царствованиеосталось бы одной из самых славных страниц истории древнего Египта, а ее имявошло бы в официальные египетские перечни царей. Однако Хатшепсут была женщинойи это очень мешало ей в политическом отношении, поэтому царица и повелелаизображать себя в мужском облике, чтобы народ, издревле привыкший к царям –мужчинам, видел в ней законного фараона. Этих целей царица достигала путемпродуманной внутренней политики и развернутой пропаганды в изобразительном искусстве,поэтому нет никаких оснований считать Хатшепсут «случайным» и, тем более,слабым фараоном, возведенным на трон исключительно интригами придворных кругов,оттеснивших законного претендента на престол – Тутмоса III. Без всякогосомнения, Хатшепсут была волевой и честолюбивой женщиной, воспользовавшейсяудобным случаем для прихода к власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ:
Авдеев В.И. История Древнего востока.- Л., ОГИЗ 1948. — 588 с.
Бадак А.Н. История Древнего мира.Древний Восток. / А.Н.Бадак,
И.Е. Войнич, Н.А. Волчек –М.Н.,Харвест, 1998. — 832 с.
Бругш Г. Все о Египте. — М., 2000, с.236-247.
Коростовцев М.А. Религия ДревнегоЕгипта. — М., 1976, с. 148-157.
Морэ А. Цари и боги Египта. — М,Алетейа, 1998. — 240 с.
Силиотти А. Египет. Долина царей. — М., 2001, с. 100-111.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.– М., 2005. – 576 с.
Тураев Б., Брестед Д. ИсторияДревнего Египта. – 2006.-608 с.
Кристиан Жак. Египет Великихфараонов. – 1992. – 326 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Адвокат вправе при осуществлении своей профессиональной деятельности использовать труд помощников
Реферат Принципы организации и функционирования интеллектуальных систем
Реферат The Final Solution Racial Cleansing Sources
Реферат Разработка мероприятий по формированию политики сектора ценных бумаг Омского отделения Сбербанка №8634
Реферат Deerslayer Essay Research Paper 1 Clearly stated
Реферат Основные черты философии ориентации
Реферат Услуги внешней торговли
Реферат Дохристиянські вірування словян на теренах України
Реферат Technology Essay Research Paper People very often
Реферат Got The Blues Essay Research Paper Got
Реферат Моя будущая профессия - журналист и тренер
Реферат Василий Теркин Твардовского
Реферат Title Of The Great Gatsby Essay Research
Реферат Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Массовые инфекционные заболевания и отравление людей