I. ВВЕДЕНИЕ
Декабристы –первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в рукахпротив самодержавия и крепостничества.
В 1825 году,—писал Ленин,— Россия впервые видела революционное движение против царизма, иэто движение было представлено почти исключительно дворянами» [1].
В трудах В.И. Ленина дана развернутая оценка движения декабристов, положивших начало сознательной,организованной борьбе с крепостничеством и царизмом. Создав научную концепциюистории и, в частности, истории освободительного движения в России, Ленинуказывал, что декабристы являются представителями первого, дворянского этапа революционногодвижения в нашей стране, что с их деятельностью связано начало организованнойборьбы против крепостничества и самодержавия, возникновение республиканской традициив российском освободительном движении.
На основеленинских оценок советские исследователи создали целую серию работ как одвижении декабристов в целом, так и о виднейших его участниках. Были разысканыи введены в научный оборот уникальные документы и материалы, изданыследственно-судебные дела (тринадцать томов), тщательно изучена иконография декабристов.Достоянием общественности стала портретная галерея деятелей движения,выполненная рукою одного из них. Но в декабристоведении, разумеется, есть еще и«белые пятна», неисследованные или недостаточно изученные проблемы. Так,отсутствует специальная работа, посвященная декабристкам: женам, матерям,сестрам деятелей декабристского движения. Это вопрос важный. Без его решениятрудно во всем объеме воссоздать картину общественной жизни тех лет, осветитьроль декабристов, степень их влияния на современников до и после трагическихсобытий 14 декабря 1825 г., равно как и их воздействие на последующие поколениясоотечественников. Поэтому цель работы заключается в попытке анализа советскойи современной литературы, посвященной русским женщинам XIX века, а конкретно женам декабристов и их подвигу. Ведьне случайно подвиг декабристок привлекал внимание революционных деятелей икрупнейших мастеров русской культуры: А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, П. И.Чайковского и др.
Поэма Н.А.Некрасова была всецело посвящена народу. В своих стихах и поэмах великийрусский поэт рисовал правдивые полные горя и страдания картины народной жизни.Особое внимание Некрасов уделял созданию образа величавой русской женщины. Онпонимал их горькую участь и суровую долю. Описывая тип «величавой русскойженщины», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшиедуховные качества: сила воли, умение любить, самоотверженность, верность –роднят декабристок-дворянок с крестьянскими женщинами.
Нужноотметить, что особое место в истории занимает мемуаристика, являющаяся ценнымисторическим источником и неотъемлемой частью духовной культуры общества. Женскаямемуарная проза не раз становилась предметом исследования историков,литературоведов и культурологов/>. Те женские мемуары, вкоторых описывается Сибирь, использовались как исторический источник. В даннойкурсовой работе рассмотрены и проанализированы такие источники, как «Записки»М.Н. Волконской и «Письма из Сибири родным» А.Г. Муравьевой.
В определенииместа и роли подвига декабристок в русской общественной жизни, а также и вотражении их подвига в произведениях литературы и искусства, в памяти народнойсложилось два подхода, две позиции. Один, узкий, если можно так выразиться,семейно-бытовой. Сторонники его видят истоки подвига декабристок в патриархальнойверности мужу, семье, а черты самоотверженности, политической смелости вповедении целой когорты славных русских женщин склонны объяснитьэкзальтированностью, одержимостью, романтичностью и т. д. Они ссылаются на«природный инстинкт», «христианское мученичество», «любовь к ближнему» и т. п.Общественно-политическое значение подвига при этом или прямо отрицается илисводится на нет уже самим подходом к теме, группировкой фактов, объяснениеммотивов деятельности.
В советскоевремя окреп иной подход к теме, к объяснению общественно-политического значенияподвига декабристок и побудительных его мотивов. Ярким выражением такого,несравненно более глубокого и верного понимания проблемы является раскрытие еев монографии академика М. В. Нечкиной. Здесь подвиг русских женщин освещен всвязи с выяснением центрального вопроса о роли и месте декабристов в русскомосвободительном движении. Автор в своей монографии проводит параллель междувыступлением на Сенатской площади 14 декабря 1825 и Великой Октябрьской революцией,называя декабристов первыми русскими революционерами. Декабристы принадлежали кпривилегированному дворянскому сословию, были опорой царизма, имели доходы открестьянского труда, но тем не менее поднялись на борьбу с крепостным правом,считая его постыдным. Декабристы прошли свой нелегкий путь от Сенатской площадидо Нерчинских рудников и от Нерчинских рудников до могилы. И на всем этомнелегком пути их поддерживали их жены. Эти хрупкие нежные создания, которыетолько вчера порхали на балах и сплетничали в светских гостиных, даже непредполагали, какой груз кладут на свои хрупкие плечи. М. В. Нечкина так писалао декабристках: «Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйтизамуж и бросили ради мужей-декабристов свободную и обеспеченную дворянскуюжизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Памятником преклоненияперед ними является поэма Некрасова «Русские женщины».[2]
Также по темеопределения роли декабристок в истории необходимо отметить работу Э.А.Павлюченко «В добровольном изгнании: о женах и сестрах декабристов». В нейавтор прослеживает связь между деятельностью жен декабристов, и таким явлением,характерным для России 70-х гг. XIXв., как «хождение в народ», и считает, что поступок декабристок стал примеромдля женщин следующего за ними поколения, В общем следует отметить нескольковосторженный тон работы по отношению к декабристкам, что в определенной степенихарактерно для всей советской историографии. Вместе с тем, не следует забыватьо существовании в России XVIII-XIX вв. традиции, по которой женыофицеров следовали повсюду за своими мужьями, в том числе и во время военныхпоходов. Поэтому, ничуть не умаляя поступка декабристок, следует помнить, чтоих решение не нарушало традиций своего времени.
В поведениижен декабристов можно проследить многие новые явления, впоследствиипрослеживаемые как составная часть процесса модернизации. Дело было не в идеяхдекабристов, которые их жены приняли — или не приняли, это вопрос спорный.Декабристки демонстрировали обществу новую модель поведения, нарушавшуюпривычные стереотипы.
Это былообусловлено необычными обстоятельствами: приговор Верховного уголовного суда ирешение ехать в Сибирь за мужьями сделали этих женщин фактическими главамисемей. Мужчины были лишены прав, официальный их статус — «государственныйпреступник» означал «политическую смерть» и потерюсобственности, которую унаследовали их ближайшие родственники (но не жены).Сложилась уникальная для России ситуация — жены стояли по социально-сословномустатусу неизмеримо выше своих мужей. Обычно дворянка, выходя замуж за человекаболее низкого положения, переходила в то сословие, к которому принадлежал еемуж. Декабристки же сохранили свою принадлежность к дворянству, собственность иправо распоряжения ею, другие права. В результате они вели переговоры спредставителями местной власти и тюремщиками, ходатайствовали о смягчениирежима и улучшении положения мужей, распоряжались имуществом.
ПодвигВолконской, Муравьевой, Трубецкой, их подруг оценен как одно из проявленийсочувственного отношения к делу декабристов передовых кругов общества, которыйимел немаловажное значение и огромный общественный резонанс. Разумеется, приобъяснении мотивов деятельности декабристок нельзя не учитывать яркойиндивидуальности каждой, особенностей жизненного пути и прочих обстоятельств,накладывавших отпечаток на ход событий, выдвигавших в каждом отдельном случаена передний план те или иные побудительные мотивы.
Николаю I не удалось стереть с лица землидекабристов, уничтожить посеянные их рукой в русскую землю семена свободы. Внеравном противоборстве с царем декабристы вышли победителями. Свою лепту в этуборьбу внесли женщины. Они полагали, что надлежит сохранить мужей для пользыОтечества. Более того, верили вместе с мужьями, что дело свободы восторжествуети принесет им избавление от оков. Эта вера была одним из источников ихневиданной душевной стойкости.
Теперь этотважный аспект проблемы стал объектом моей курсовой работы. Данная тема особенноактуальна в наше время и вокруг нее ходит много споров. В последнее время всовременной литературе встал вопрос о пересмотре образов жен декабристов. Сложилосьмнение, что подвиг жен декабристов стал толчком к развитию женскойнезависимости, эмансипации.
II.РОЛЬ ЖЕНДЕКАБРИСТОВ В ИСТОРИИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
декабристкаподвиг волконская нарышкина
2.1 Предпосылки восстания 14 декабря 1825года
Прежде чемначать исследование проблемы подвига жен декабристов, необходимо разобраться систоками и причинами восстания. Так, восстание декабристов – первое открытоевыступление с оружием в руках против крепостничества и самодержавия,организованное передовыми представителями русского общества.
Движение развернулось нафоне глубоких социально – экономических сдвигов, происшедших в жизни Россиипервых десятилетий 19 века. Эти социально – экономические перемены и явилисьпочвой, на которой сформировалась идеология будущих дворянских революционеров.
В начале 19века Россия – одна из крупнейших европейских держав – была экономическинаиболее отсталой. К 1830 – м годам около 45% всего населения страны составляликрепостные крестьяне, которых насчитывалось около 20 миллионов человек. Около15 миллионов государственных, удельных и других групп крестьян относились ккатегории полусвободного населения. Лучшие люди России воспринимали крепостноеправо не только как тормоз дальнейшего развития страны, но и как нравственныйее позор. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало» -, говорил наследствии П.И. Пестель[3].
Особеннообострилось отрицательное отношение к крепостничеству после Отечественной войны1812 года, которая дала будущим декабристам возможность по достоинству оценитьсвой народ, понять силу его героизма. Русские солдаты и ополченцы, освободившиеЕвропу от нашествия Наполеона, после войны снова возвратились под гнет офицерови помещиков. «Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мыизбавили Родину от тирана, а нас вновь тиранят господа» -, роптали бывшиеополченцы [4].
Помещикивосстанавливали свои разоренные хозяйства за счет усиления эксплуатациикрепостных: увеличивали барщину, повышали размер оброка. Между темправительство не только не принимало меры к облегчению положения крестьян, нозаконодательно расширяло и укрепляло власть помещиков над крестьянами. В 1822году возобновили отмененное в 1809 году право дворян ссылать крепостных безсуда и следствия в Сибирь на неограниченный срок. Жестокий помещичий произвол,разорение крестьянства, разрушение его надежд на улучшение жизни вызывалимассовые крестьянские восстания. Происходили в то время и волнения фабричных рабочих.Это была стихийная борьба тех же крепостных, временно отданных на фабрику,которая являлась для них формой каторжной барщины.
ПослеОтечественной войны впервые в истории России возникли солдатские волнения ивосстания военных поселян. Они были вызваны царившими в армии палочной муштрой,бесправием солдат, грубостью и самодурством невежественных офицеров. Палочныйрежим насаждал всесильный временщик Александра I Аракчеев, который фактическиуправлял страной.
Выступлениякрестьян против введенных императором по совету Аракчеева военных поселений(система, при которой крестьяне одновременно состояли на службе в армии изанимались хлебопашеством) происходили непрерывно. Крупнейшим из такихвыступлений было восстание Чугуевского и Таганрогского уланских полков в июле1819 года, беспощадно подавленное. Около 2 миллионов человек было арестовано и275 приговорено к смертной казни.
Волнениястали возникать и в императорской гвардии, которая считалась оплотомсамодержавия. События в Семеновском полку в Петербурге, происшедшие в 1820году, поколебали уверенность самодержавия в незыблемости этой опоры.
Большоевлияние на формирование идеологии декабристов оказали русская нелегальнаялитература и сочинения прогрессивных писателей и ученых – современников. Многимиз декабристов было хорошо знакомо произведение Радищева «Из Петербурга вМоскву», обличавшее крепостной строй, сочинения Пушкина, Грибоедова.
В поискахпутей дальнейшего развития России прогрессивно мыслящие дворяне обращались кизучению исторических и философских произведений просветителей и материалистовВольтера, Дидро, Гольбаха.
2.2 Ход восстания 14 декабря 1825 года
В ноябре 1825 г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было,и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простойдворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия немог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола. НаследникомАлександра I должен был стать следующий брат, Николай — грубый и жестокий,нелюбимый в армии. Отречение Константина держали в тайне — о нём знал лишьсамый узкий круг членов царской семьи. Необнародованное при жизни императораотречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжалсчитаться Константин; он воцарился после смерти Александра I, и 27 ноябрянаселение было приведено к присяге Константину. Между тем еще до смертиАлександра правительство из доносов предателей узнало о существовании тайныхобществ. Все эти обстоятельства разрушили прежние планы об объединенииСеверного и Южного обществ и об их совместном выступлении.
Формально вРоссии появился новый император — Константин I. В магазинах уже выставили егопортреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. НоКонстантин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекатьсяот него в качестве императора, которому уже принесена присяга.
Создалосьдвусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай, боясьнародного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже былосведомлён шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором,так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена втораяприсяга, или, как говорили в войсках, “переприсяга”, — на этот раз уже НиколаюI. Переприсяга в Петербурге была назначена на 14 декабря.
Декабристыещё при создании своей организации приняли решение выступить в момент сменыимператоров на престоле. Этот момент теперь и наступил. В то же времядекабристам стало известно, что они преданы, — доносы предателей Шервуда иМайбороды уже лежали на столе у императора; ещё немного — и начнётся волнаарестов. Члены тайного общества приняли решение выступать.
До этого наквартире Рылеева был разработан следующий план действия. 14 декабря, в деньпереприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членовтайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князьСергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскуюплощадь, потому что тут находится Сенат, тут сенаторы утром 14 декабря будутприсягать новому императору. Силой оружия, если не захотят по — хорошему, надоне допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительствонизложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Это — один изважнейших документов декабризма, поясняющий цель восстания. Сенат, такимобразом, волей революции включался в план действий восставших[5].
Было решено,что как только восставшие войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятсяк присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылееваи Пущина и предъявит Сенату требование не присягать новому императору НиколаюI, объявить царское правительство низложенным и издать революционный Манифест крусскому народу. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк иконно-пионерный эскадрон должны были с утра двинуться на Зимний дворец,захватить его и арестовать царскую семью.
Командование войсками призахвате Зимнего дворца было поручено декабристу Якубовичу, который еще наКавказе проявил себя храбрым и отчаянным воином.
Было решено также захватитьи Петропавловскую крепость — главный военный оплот царизма в Петербурге,превратить её в революционную цитадель декабристского восстания.
Кроме того, Рылеев просил декабристаКаховского рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бысамостоятельный террористический акт, убить Николая. Тот сначала былосогласился, но потом, обдумав положение, не захотел быть террористом-одиночкой,действующим якобы вне планов общества, и рано утром отказался от этогопоручения.
Через час после отказа Каховского кАлександру Бестужеву приехал Якубович и отказался вести матросов и измайловцевна Зимний дворец. Он боялся, что в схватке матросы убьют Николая и егородственников и вместо ареста царской семьи получится цареубийство. ЭтогоЯкубович не хотел брать на себя и предпочёл отказаться. Тем самым резконарушался принятый план действий, и положение осложнялось. Задуманный планначал рушиться ещё до рассвета.
14 декабря офицеры — члены тайногообщества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. Передсолдатами Московского полка выступил Александр Бестужев. От присяги новомуцарю, солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. Полковойкомандир Московского полка барон Фредерикс хотел было помешать выходу из казармвосставших солдат — и упал с разрубленной головой под ударом сабли офицераЩепина-Ростовского. С развевающимся полковым знаменем, взяв боевые патроны изарядив ружья, солдаты Московского полка (около 800 человек) первыми пришли наСенатскую площадь. Во главе этих первых в истории России революционных войскшёл штабс-капитан лейб-гвардии драгунского полка Александр Бестужев. Вместе сним во главе полка шли его брат, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полкаМихаил Бестужев и штабс-капитан того же полка Дмитрий Щепин-Ростовский.
Полк построился в боевом порядке вформе каре (боевого четырёхугольника) около памятника Петру I. Было 11 часовутра. К восставшим подскакал петербургский генерал-губернатор Милорадович, сталуговаривать солдат разойтись. Момент был очень опасен: полк пока был водиночестве, другие полки ещё не подходили, а герой 1812 г. Милорадович был широко популярен и умел говорить с солдатами. Только что начавшемусявосстанию грозила большая опасность. Милорадович мог сильно поколебать солдат идобиться успеха. Нужно было, во что бы то ни стало прервать его агитацию,удалить его с площади. Но, несмотря на требования декабристов, Милорадович неотъезжал и продолжал уговоры. Тогда начальник штаба восставших декабрист Оболенскийштыком повернул его лошадь, ранив графа в бедро, а пуля, в этот же моментпущенная Каховским, смертельно ранила генерала. Опасность, нависшая надвосстанием, была отражена.
Избранная для обращения к Сенатуделегация — Рылеев и Пущин — ещё рано утром отправилась к Трубецкому, которыйперед этим сам заходил к Рылееву. Выяснилось, что Сенат уже присягнул исенаторы разъехались. Оказалось, что восставшие войска собрались перед пустымСенатом. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это былатяжёлая неудача. От плана откалывалась ещё одно задуманное звено. Теперьпредстоял захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости.
Но диктатора всё не было. Трубецкойизменил восстанию. На площади складывалась обстановка, требовавшая решительныхдействий, а на них-то и не решался Трубецкой. Он сидел, терзаясь, в канцелярииГенерального штаба, выходил, выглядывал из-за угла, много ли собралось войск наплощади, прятался вновь. Рылеев искал его повсюду, но не мог найти. Членытайного общества, избравшие Трубецкого диктатором и доверявшие ему, не моглипонять причины его отсутствия и думали, что его задерживают какие-то причины,важные для восстания. Хрупкая дворянская революционность Трубецкого легконадломилась, когда пришёл час решительных действий.
Неявка избранного диктатора наплощадь к войскам в часы восстания — случай беспрецедентный в историиреволюционного движения. Диктатор предал этим и идею восстания, и товарищей потайному обществу, и пошедшие за ними войска. Эта неявка сыграла значительную рольв поражении восстания. Общеизвестны слова Герцена — “декабристам на Сенатскойплощади не хватало народа”. Понимать эти слова надо не в том смысле, что народавообще не было на площади, — народ был, а в том, что декабристы не сумелиопереться на народ, сделать его активной силой восстания.
В этих условиях Николай и прибег кпосылке для переговоров с восставшими митрополита Серафима и киевскогомитрополита Евгения. Мысль послать митрополитов для переговоров с восставшимипришла Николаю в голову как способ пояснить законность присяги ему, а неКонстантину через духовных лиц, авторитетных в делах присяги. Казалось, комулучше знать о правильности присяги, как не митрополитам? Решение ухватиться заэту соломинку укрепилось у Николая тревожными вестями: ему сообщили, что изказарм выходят лейб-гренадеры и гвардейский морской экипаж для присоединения к“мятежникам”[6].
Внезапно митрополиты ринулись бегомвлево, скрылись в проломе загородки Исаакиевского собора, наняли простыхизвозчиков (в то время как справа, ближе к Неве, их ждала дворцовая карета) иобъездом вернулись в Зимний дворец. К восставшим подходило два новых полка.Справа, по льду Невы, поднимался, пробиваясь с оружием в руках через войскацарского окружения, полк лейб-гренадёр (около 1250 человек). С другой сторонывступали на площадь ряды моряков — почти в полном составе гвардейский морскойэкипаж — свыше 1100 человек, всего не менее 2350 человек, т.е. сил прибыло в общейсложности более чем втрое по сравнению с начальной массой восставших московцев(около 800 человек), а в целом число восставших увеличилось вчетверо. Всевосставшие войска были с оружием и при боевых патронах. Все были пехотинцами.Артиллерии у них не было. Но момент был упущен. Сбор всех восставших войскпроизошёл спустя два с лишним часа после начала восстания. За час до концавосстания декабристы выбрали нового “диктатора” — князя Оболенского, начальникаштаба восстания. Он трижды пытался созвать военный совет, но было уже поздно:Николай успел взять инициативу в свои руки. Окружение восставшихправительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими восставших почисленности, было уже завершено.
Николай приказал стрелять картечью.Первый залп картечью был дан выше солдатских рядов — именно по “черни”, котораяусеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшиеотвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули,заколебались — началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушкистреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпывосставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевскийостров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевойпорядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд — лёдраскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.
В это время на квартире Рылеевасобрались декабристы. Это было их последнее собрание. Они договорились лишь отом, как держать себя на допросах. Отчаянию участников не было границ: гибельвосстания была очевидна.
2.3 «В добровольномизгнании»
Верховныйуголовный суд был создан по манифесту от 1 июня 1826 г. и работал с 3 июня по 12 июля 1826 г. Всего в вынесении приговоров принимало участие 68человек. В состав суда вошли находившиеся на тот момент в Петербурге членыГосударственного совета (17 человек), сенаторы (35), члены Святейшего Синода(3) — эти категории носили название «сословий», — а также лица, специальноназначенные императором (таковых было 13).
На моментдеятельности Верховного уголовного суда систематизация действующегозаконодательства России еще не была завершена. Формально продолжало действоватьСоборное Уложение 1649 г., согласно которому едва ли не все подсудимыеподлежали смертной казни и вопрос стоял только о способе экзекуции.Действовавшие петровские законы (Воинский регламент, Морской устав и др.)отличались такой же суровостью. Кроме того, петровское законодательство ввелотакое специфическое наказание, как политическая смерть — полное лишениечеловека правового статуса («ошельмованного» нельзя было только убить). Вовторой половине XVIII в. была введена мера, промежуточная по отношению кполитической смерти — лишение прав состояния, которое также предусматривалопрекращение имущественных и семейных отношений, однако без «шельмования».Главным же отличием политической смерти от лишения прав состояния, также подразумевающегопотерю сословного статуса, оставались элементы позорящего наказания (возведениена виселицу, положение головы на плаху). Обе эти меры (политическая смерть илишение прав состояния) первоначально подразумевали ссылку на каторжные работы,а к началу XIX в. и ссылку на вечное поселение в Сибирь.
Многие декабристынаходились в тюрьмах и казематах в кандалах, а некоторых подвергали болееизощренным мучениям. О тяжести одиночного заключения писал декабрист В.П.Зубков: “Изобретатели виселицы и обезглавливания – благодетели человечества;придумавший одиночное заключение – подлый негодяй; это наказание не телесное, адуховное. Кто не сидел в одиночном заключении, не может представить себе, чтоэто такое»[7].
Вынесениеприговоров по делу декабристов происходило в несколько этапов. Первоначальновыделенная из состава суда Разрядная комиссия определяла количество разрядов,на которые соответственно тяжести вины распределялись подсудимые, и производилапредварительное распределение подсудимых по разрядам в соответствии с составомпреступления. После этого суд принимал предложенное количество разрядов и наосновании материалов, полученных от Верховной следственной комиссии и проверенныхРевизионной комиссией, выносил приговоры сначала по каждому разряду в целом, азатем, в целях уточнения индивидуальных мер наказания, — по каждому подсудимомув отдельности. В завершение всего приговор поступал на утверждение Николаю I.
Послесуда были казнены через повешение: Сергей Муравьев-Апостол, Павел Пестель,Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Каховский. Остальные былисосланы в Сибирь, а солдаты были приговорены еще и к телесным наказаниям.
Как известно, до событийдекабря 1825 г. женаты были 23 декабриста. В 1826 г. две декабристки стали вдовами: 13 июля был повешен К.Ф. Рылеев; 5 сентября умер И.Ю.Поливанов. Младший сын Рылеева — Александр — умер в младенчестве, старшейдочери — Насте – в 1825 г. было около пяти лет. Его вдова – Наталья Михайловна,давно похоронив родителей, осталась с маленькой дочкой без средств ксуществованию. Лишь казенная материальная субсидия в 2000 руб., выданная еще впериод следствия над Рылеевым, поддержала семью.
Всего в Сибирь уехало 19женщин, из них 11 жен (остальные матери и сестры). Зачастую их по-прежнемуименуют героическими женщинами и «идеальными женами» (видимо, не считая такимитех, кто остался).
Первой выехала в Сибирьдвадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая. Она проложиладорогу остальным женам и невестам декабристов.
Следом одна за другой,обгоняя друг друга в пути, отправились: Александра Григорьевна Муравьева,Наталья Дмитриевна Фонвизина, Анна Васильевна Розен, Мария Юшневская,Александра Ивановна Давыдова, Елизавета Петровна Нарышкина, АлександраВасильевна Ентальцева, Полина Гейбель, она же Прасковья Егоровна Анненкова,Камилла Ле-Дантю, в замужестве Ивашева. Их было 11, этих героических женщин.Они поднимали дух своих мужей, не давали им сломится. Какой-то поэтическийдымкой окутаны были они. Между ними царил особый культ высокой, благороднойдружбы.
Декабристы в муках истраданиях прожили в Сибири на поселении около тридцати лет. Освобождениепоследовало в 1856 году, после смерти Николая 1, но пришло оно, к сожалениюслишком поздно.
Большинство декабристов,пройдя через каторжные тюрьмы и ссылки, не выдержали и погибли. Шестьдесятшесть могил их разбросаны по необъятным просторам. В живых осталось пятьдесятпять человек. Из них тридцать четыре находились в Сибири, остальные — нажительстве под надзором полиции во внутренних губерниях России. Вернулись изСибири с мужьями лишь Волконская, Нарышкина, Анненкова, Фонвизина и Розен.Потеряв мужей, на родину вернулись Давыдова, Ентальцева, Юшневская. Муравьева,Трубецкая и Ивашева погибли. А троим женам декабристов досталась участь горшая,чем смерть — пережить казнь своих мужей и горечь утраты.
ІІІ. ПОДВИГ ЖЕН ДЕКАБРИСТОВ: МИФ ИЛИРЕАЛЬНОСТЬ
3.1 Биографии декабристок
1). Биография ЕкатериныИвановны Трубецкой
Екатерина ИвановнаТрубецкая была дочерью французского эмигранта И.С. Лаваля, приехавшего в Россиюв начале французской революции, и А. Г. Козицкой, происходившей из богатогокупеческого рода. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильнымзаводом, золотым прииском и несколькими имениями. Незадолго до возвращения воФранцию короля Людовика XVIII Александра Григорьевна одолжила ему 300 тысячфранков. Признательный король наградил ее мужа графским титулом.
Александра Григорьевнаобладала твердым характером и умом. Была образована, знакома со знаменитымилюдьми, много путешествовала. Она собрала ценнейшую коллекцию картин,жемчужиной которой были полотна Рубенса, Рембрандта, Рейнсдаля. Дворец Лавалейна Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства.Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На нихбывала вся петербургская знать, император Александр I. На литературных имузыкальных вечерах присутствовали известные писатели, музыканты и художники.Юная Екатерина слушала, как свои сочинения читали здесь В.А. Жуковский, Н.И.Гнедич, Н.М. Карамзин. Детство и юность ее протекали счастливо и безоблачно.
Сергей Трубецкой иКаташа, как ласково называли ее родные, познакомились в Париже. Князьпроисходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя вбоях при Бородине, Кульме, Лейпциге. Образованная, милая девушка с яснымисиними глазами очаровала его.
12 мая 1821 года ониобвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоревернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличалсядобрым, спокойным характером, «имел просвещенный ум», был всеми любими уважаем, Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним.
Екатерина Ивановна былаодной из немногих жен декабристов, которая догадывалась опротивоправительственной деятельности своего мужа, отговаривала от этогорискованного шага его товарищей. В своих воспоминаниях ее сестра З.И.Лебцельтерн воспроизводит разговор между Екатериной Ивановной и СергеемМуравьевым-Апостолом:
«Екатерина Ивановнане выдержала; пользуясь своей дружбой к Сергею Муравьеву, она подошла к нему,схватила за руку и, отведя в сторону, воскликнула, глядя прямо в глаза:
»Ради Бога,подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас всех и сложите свои головы наплахе". Он, улыбаясь, смотрел на нее: «Вы думаете, значит, что мы непринимаем все меры с тем, чтобы обеспечить успех наших идей?» Впрочем, С.Муравьев-Апостол тут же постарался представить, что речь шла об «эпохесовершенно неопределенной».
Ночь после восстания 14декабря супружеская пара провела у сестры Екатерины Ивановны Зинаиды и ее мужаавстрийского дипломата в здании посольства. Явившиеся жандармы объявили, чтоимеют предписание арестовать князя Трубецкого. Трубецкой последовал за ними,поручив шурину позаботиться о жене. Его доставили во дворец на допрос к царюНиколаю I. «Ваша участь будет ужасна! Какая милая жена, вы погубили вашужену!» — кричал император.
Ожидать пощадыдействительно не приходилось. Князь Трубецкой имел богатый «послужнойсписок» участника тайных обществ.
По возвращении иззаграничного похода в Россию в 1816 году Сергей Петрович становится одним изоснователей первого декабристского общества «Союз Спасения»,принимает участие в деятельности «Союза Благоденствия». В 1822 годувместе с Н.М. Муравьевым, К.Ф. Рылеевым, Е.П. Оболенским он становитсяруководителем Северного общества.
Трубецкой был убежденнымсторонником умеренного крыла декабризма и постепенных реформ, поэтому выступалза введение конституционной монархии и освобождение крестьян с небольшимземельным наделом.
На последнем собраниитайного общества перед восстанием 13 декабря Трубецкой был избран диктатором(военным руководителем) мятежников. Однако, терзаемый сомнениями, страхом статьпричиной кровопролития, на площадь не явился.
На следующий день послеареста Екатерине Ивановне принесли записку, написанную рукой мужа. Он писал:«Не сердись, Катя… Я потерял тебя и погубил, но без злого умысла.Государь велит передать тебе, что я жив и „живым“ останусь».Прочитав письмо, Екатерина Ивановна решила просить императора о свидании смужем и возможности переписываться с ним.
Трубецкой был осужден попервому разряду к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Только мысльо любимой жене удерживает его от отчаяния.
Екатерина Ивановнанаправляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа. Разрешениеполучено. На следующий же день после отправки Трубецкого на каторгу семьяЛавалей прощается с любимой дочерью.
2). Биография АнныВасильевны Розен
Анна Васильевна Розен(урожденная Малиновская) была дочерью Василия Федоровича Малиновского — дипломата и литератора.
В 1812 году скончаласьжена Василия Федоровича; через два года умер и он. О детях стали заботитьсятетка со стороны матери и дядя со стороны отца. Анна, выросшая в интеллигентнойсемье, была хорошо образована, много читала, имела разнообразные духовныеинтересы. Она говорила и читала по-английски и по-французски всю лучшуюиностранную литературу, а из русских писателей восхищалась Карамзиным иЖуковским.
В начале 1825 года АндрейЕвгеньевич сделал ей предложение. Обручение состоялось 19 февраля 1825 года. Вмолодой семье царили нежность, взаимопонимание, родство интересов и взглядов нажизнь.
Андрей Евгеньевич не былучастником тайных обществ, но 11 и 12 декабря 1825 года он присутствовал насовещаниях у декабристов Н.П. Репина и E.П. Оболенского. В ночь на 14 декабряРозен рассказал жене о готовящемся восстании. «Я мог ей совершеннооткрыться, ее ум и сердце все понимали», — напишет он в воспоминаниях.
14 декабря Розен принялучастие в восстании, а 15 декабря его арестовали. На протяжении всегополугодового заключения в Петропавловской крепости Анна Васильевна как моглаподдерживала мужа: писала письма, вселяющие надежду и бодрость, прогуливаласьрядом с крепостью, чтобы хотя бы издалека увидеть и приветствовать его.Следственная комиссия приговорила Андрея Евгеньевича к 10 годам каторги (позжесрок был сокращен до 6 лет). Через несколько дней его должны были отправить вСибирь.
Анна Васильевна пришла напоследнее свидание к мужу с шестинедельным сыном. Она сообщила АндреюЕвгеньевичу о своем намерении последовать за ним в Сибирь вместе с первенцем.Муж просил не торопиться и дождаться, когда сын немного подрастет, научитсяходить и говорить. Анна Васильевна добивалась разрешения взять с собой сына, нополучила отказ". Он тяжело подействовал на Анну Васильевну, она заболела иуехала из Петербурга. На выручку пришла родная сестра Мария. Она обещала взятьна себя заботы о маленьком Евгении и заменить племяннику мать.
Анна Васильевна выехала вСибирь в середине 1830 года. В Петровском Заводе жены декабристов встретили ееочень приветливо. Ее спокойствию и выдержке удивлялись даже они, сами стоическипережившие немало тягостного за тюремные годы.
В сентябре 1831 года унее родился сын, которого в честь К.Ф. Рылеева назвали Кондратием. АннаВасильевна была счастлива, несмотря на тоску по родным и непривычные бытовыетрудности. В Петровском Заводе Розены жили недолго. В июне 1832 срок каторжныхработ Андрея Евгеньевича истек.
В Кургане уже жилидекабристы, переведенные на поселение ранее. Они помогли Розенам найтиквартиру. Позднее Розены купили дом с большим садом.
Когда декабристовнаделили землей, Андрей Евгеньевич занялся хозяйством: сеял рожь, горох, завелнебольшое стадо.
Главное в жизни АнныВасильевны — дети: три сына и дочь. «Она вся для них и в них живет идышит», — пишет Андрей Евгеньевич друзьям. Кроме этого она успеваетзаниматься медициной и делает большие успехи. Оба живо интересуются всем, чтопроисходит в мире. Родственники выписывают для них книги и журналы.
В 1837 году поступилораспоряжение об отправке группы декабристов рядовыми в действующую армию наКавказ. Среди них был и А.В. Розен. Незадолго перед этим Андрей Евгеньевичсломал ногу, но, тем не менее, он вместе с семьей покидает Курган инаправляется на Кавказ.
Больная нога не позволялаАндрею Евгеньевичу принимать участие в боевых действиях, и в январе 1839 годаон был уволен с военной службы рядовым. Ему было позволено поселиться в имениибрата — Ментаке, близ Нарвы и жить там безвыездно под надзором полиции. Послеамнистии 1856 года ограничения были сняты.
Последние годы жизниРозены провели в селе Викнине. Андрей Евгеньевич пережил Анну Васильевну всегона четыре месяца.
Взволнованный,эмоциональный рассказ об Анне Васильевне Розен содержится в прекрасной книгеИрины Чижовой «Души волшебное светило,..», посвященной замечательнымрусским женщинам XIX века .
Анне Васильевне Розенпосвящены также следующие работы: «Баронесса Анна Васильевна Розен», «АннаВасильевна Розен», «Первая колония декабристов в Кургане» .
3). Биография ЕлизаветыПетровны Нарышкиной
Елизавета Петровна Нарышкина(урожденная графиня Коновницына) происходила из прославленного дворянскогорода.
Любовь к Отечеству ивысокое понятие о чести передал Петр Петрович Коновницын своим детям. Два егосына стали декабристами. Дочь Елизавета вошла в плеяду русских женщин,украсивших историю отечества подвигом любви и бескорыстия. Она былаединственной дочерью и любимицей в родительском доме, получила прекрасноеобразование, обладала остроумием, хорошо музицировала, пела, имела способностик рисованию. Ее приняли ко двору, она стала фрейлиной императрицы.
В 1824 году ЕлизаветаПетровна вышла замуж за полковника Тарутинского пехотного полка МихаилаМихайловича Нарышкина, человека светского, богатого и знатного. Он был членомСоюза Благоденствия, затем Северного общества. В 1825 году участвовал вподготовке восстания в Москве. В начале 1826 года последовал приказ о егоаресте.
Елизавета Петровна ничегоне знала о противоправительственной деятельности мужа, и произошедшее было длянее жестоким ударом. Он был осужден по четвертому разряду к каторжным работамна 8 лет.
Избалованную, выросшую вроскоши женщину не смутили суровые условия, в которые ставились жены,пожелавшие разделить участь мужей: лишение дворянства, имущественных прав,права возвращения в европейскую Россию до смерти мужа и многое другое.
В письме к своей материЕлизавета Петровна пишет, что поездка на каторгу к мужу необходима для еесчастья.
В мае 1827 года Е.П.Нарышкина приезжает в Читу. Издали виден окруженный частоколом острог. Оназаглядывает в щель и видит мужа в тюремной одежде, в цепях. Она громко зоветего. Он узнает голос жены и подбегает к частоколу. Тюремный вид мужа, звонкандалов так поражает Елизавету Петровну, что она теряет сознание. Ее приводятв чувство, разрешают свидание с мужем.
Приезжают все новыедобровольные изгнанницы. Одновременно с Е.П. Нарышкиной прибывает А.В.Ентальцева. Спустя некоторое время приезжают Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова.
Елизавета Петровнавтягивается в жизнь колонии декабристок. Учится вести хозяйство, ходит насвидания с мужем 2 раза в неделю. Бывали и непредусмотренные законом встречи.Щели в частоколе острога позволяли разговаривать. Сначала охранники отгонялипосетительниц, потом стали смотреть на это нарушение сквозь пальцы. ЕлизаветаПетровна приносила стул, садилась и разговаривала с мужем и его товарищами. Повечерам она писала десятки писем родственникам заключенных в Россию. Декабристыбыли лишены нрава переписки, и жены были единственным каналом, по которомувести о заключенных доходили до их семей. Трудно представить себе, сколькихубитых горем матерей, отцов, сестер воскресили эти сибирские послания.
В 1830 году декабристовпереводят в специально построенную тюрьму в Петровском Заводе. Здесь женщинам,не имеющим детей, было позволено селиться в камерах вместе с мужьями.
В конце 1832 годаистекает срок каторги для Нарышкиных. Со слезами на глазах они прощаются сдорогими людьми, остающимися здесь, и отправляются на поселение. Местомпоселения для Нарышкиных был назначен небольшой сибирский городок Курган. В КурганеНарышкины покупают и ремонтируют дом. В 1834 году Михаил Михайлович получает 15десятин земли и с жаром начинает заниматься сельским хозяйством. С родины емуприсылают несколько лошадей, и он заводит небольшой конный завод.
Декабристы в Сибири былитем плодотворным зерном, которое, упав на самую суровую и запущенную почву,облагораживало ее и прорастало, давая добрые всходы. Дом Нарышкиных становитсякультурным центром, куда стекается все просвещенное население. Здесь читаютсяновые книги и журналы, только что присланные из России, проходят диспуты повопросам истории и философии, звучит музыка, слышится пение хозяйки,аккомпанирующей себе на фортепьяно.
Будучи состоятельнымилюдьми, Нарышкины оказывали всевозможную помощь населению города и его окрестностей.Семейство Нарышкиных было истинным благодетелем целого края. Оба они и муж, ижена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства за свои деньги...
В 1837 году, путешествуяно Сибири, Курган посетил наследник престола, будущий император Александр II.Его сопровождал воспитатель — знаменитый русский поэт В.А. Жуковский.
Жуковский посещаетдекабристов, среди которых много его бывших знакомых. Пользуясь присутствиемнаследника престола, декабристы через Жуковского возбуждают ходатайство оразрешении вернуться в Россию. Наследник пишет письмо отцу. Николай I отвечает:«Этим господам путь лежит через Кавказ». Через два месяца изПетербурга был получен список шести декабристов, которым было приказаноотправиться рядовыми на Кавказ, где велась война с горцами. В этом списке был иМ.М. Нарышкин. Елизавета Петровна ненадолго заезжает в Россию для встречи сматерью, которую не видела 10 лет. Затем отправляется за мужем на Кавказ.
Бывший полковникМ.М.Нарышкин зачислен рядовым в армию. Он принимает участие в военных действияхпочти семь лет. За отличие в 1843 году получает чин прапорщика. В 1844 году емудозволено оставить службу и безвыездно жить с женой в небольшом поместье в селеВысоком Тульской губернии. Эти ограничения были сняты амнистией 1856 года.
4). Биография МарииНиколаевны Волконской
Волконская, княгиня МарияНиколаевна (1806 — 1863) — жена декабриста князя Сергея ГригорьевичаВолконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 1812года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генералакнязя С.Г. Волконского, бывшего гораздо старше ее.
Как и жены другихдекабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когдабольшинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся оттяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала насторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга.Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, иосуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевскихи от правительства. «Никто (кроме женщин) не смел показывать участия,произнести теплого слова о родных и друзьях… Одни женщины не участвовали вэтом подлом отречении от близких». Так определяет общественное настроениепосле 14 декабря Герцен. Николай I, тотчас после казни пяти декабристов,писал: «Этих женщин я больше всего боюсь», а много лет спустя сказал:«Они проявили преданность, достойную уважения, тем более, что столь частоявлялись примеры поведения противоположного». Но в разгар преследованиядекабристов император был крайне недоволен этой преданностью.
Вопреки закону,разрешавшему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из нихдолжна была добиваться отдельного позволения, причем безусловно запрещалосьбрать с собой детей. Волконская обратилась с письмом прямо к государю иполучила от него собственноручную записку, где сквозь вежливость сквозятугрозы. Оставив сына у сестры Волконского, она в декабре 1826 г. пустилась впуть. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание«употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россиюжен преступников». Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу,где было сказано: «Жена, следуя за своим мужем и продолжая с нимсупружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряетпрежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женойссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такоесостояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будетзащищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного,презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считатьжену государственного преступника, несущую равную с ними участь, себеподобной». Это было напрасное запугиванье, так как за все время своегодвадцатидевятилетнего пребывания в Сибири Волконская если и подвергаласьоскорблениям, то никак не со стороны уголовных каторжан, которые относились кдекабристам и к их семьям с глубоким уважением. Гораздо страшнее отречения отправ был краткий второй пункт подписки: «Дети, которые приживутся вСибири, поступят в казенные заводские крестьяне». Но у этих первых героиньрусской истории XIX в. хватило мужества пренебречь и этой угрозой, которая,впрочем, никогда не была приведена в исполнение. В Нерчинске от Волконской былаотобрана вторая подписка, отдававшая ее в распоряжение коменданта Нерчинскихзаводов. Он не только определял ее встречи с мужем, но наблюдал за ее личнойжизнью, прочитывал всю ее переписку, имел реестр ее имущества и денег, которыевыдавал ей по мере надобности, но не свыше сначала 10000 рублей ассигнациями вгод; потом эту сумму сбавили до 2000. Никакие трудности и внешние унижения не моглисломить энергии, питавшейся глубокой религиозностью, героическим чувством долгаи сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной глушине только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует наоблеченное безграничной властью начальство.
Волконская нашла мужа вБлагодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе с своей подругой,княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке. Бодро и стойко исполняли они свойдолг, облегчая участь не только мужей, но и остальных узников. К концу 1827 г.декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чиститьконюшни, молоть зерно на ручных жерновах. В 1837 г. Волконского перевели напоселение в село Урик, под Иркутском, а в 1845 г. ему позволили жить в самомИркутске.
По восшествии на престолАлександра II последовала амнистия; Волконский с семьей вернулся на родину. В1863 г. Волконская умерла от нажитой в Сибири болезни сердца. После нееостались записки, замечательный по скромности, искренности и простотечеловеческий документ. Когда сын Волконского читал их в рукописи Некрасову,поэт по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: «Довольно, немогу», — бежал к камину, садился к нему, схватясь руками за голову, иплакал, как ребенок. Эти слезы сумел он вложить в свои знаменитые, посвященныекнягине Трубецкой и Волконской поэмы, на которых воспиталось несколькопоколений русских женщин.
3.2 Мемуары декабристок как историческийисточник
Большинство мемуаровдекабристок давно опубликованы, их жизни в Сибири посвящены многочисленныеисследования. Подробно изучены условия жизни и быта, формы помощи, которую ониоказывали мужьям и их соратникам. В ряде специальных трудов подчеркиваетсяобщественное значение их поступка. Считается, что впервые женщины оказалисьсознательно вовлечены в общественно-политическую жизнь страны, чтоспособствовало формированию нового типа русской женщины. Именно декабристкипротестом против общепринятых норм поведения сделали первый шаг на путиформирования женского самосознания и эмансипации, возможно, даже не подозреваяоб этом. В последующую эпоху, уже более активно и требовательно, женщины начализаявлять о своих правах на равное с мужчинами обучение, труд, участие вобщественной борьбе (видимо, не случайно одной из основоположниц русскогоженского движения стала внучка декабриста Ивашева). Таким образом, делаетсявполне однозначный и, кажется, бесспорный вывод о том, что приезд декабристок ксосланным мужьям является примером супружеской верности и личным подвигом. «Неттакой жертвы, — писала кн. М.Н. Волконская родным из Нерчинска, — которой я непринесла бы, чтобы разделять участь моего мужа»[8]. Считается, что в основеэтого нравственного выбора лежит ответственность за исполнение данного привенчании обета, верность супружеству.
В воспоминаниях ПолиныАнненковой описан период с начала XIX века до 30-х годов. Они обрываютсяописанием событий, связанных с переходом в Петровский Завод. Она начинает своимемуары с детских лет, проведенных во Франции, в замке Шампаньи, рассказывает освоей юности, для того, чтобы «объяснить, — пишет она, — разные недоразуменияна счет моего происхождения, и тем прекратить толки людей, не знавших правды,которую по отношению ко мне и моей жизни часто искажали, как, например, этосделал Александр Дюма»[9].
Наибольший интереспредставляют страницы воспоминаний, посвященных пребыванию в Сибири. Имеяпрекрасную память, она сохранила для истории все, что увидела в пути, и все,чему была свидетельницей во время изгнания. Ей импонируют нравы сибиряков,условия жизни местных крестьян, чистота крестьянских жилищ: «Проезжая черезСибирь, я была удивлена и поражена на каждом шагу тем радушием игостеприимством, которые встречала везде. Была я поражена и тем богатством иобилием, с которыми живет народ и поныне (1861 год), но тогда еще более былоприволья всем. Особенно гостеприимство было развито в Сибири. Везде наспринимали, как будто мы проезжали чрез родственные страны; везде кормили людейотлично и, когда я спрашивала — сколько должна за них заплатить, ничего нехотели брать, говоря: «Только Богу на свечку пожалуйте»[10].
Значительное место в«Воспоминаниях» отводится описанию представителей сибирской администрации,тюремному режиму. В «Воспоминаниях» встречаются интересные наблюдения нравов ибыта бурят. Увиденные внимательным взглядом П. Анненковой картины жизнирусского и коренного населения Сибири представляют собой богатый материал дляэтнографа.
Таким образом, анализируямемуарные произведения современников декабристов об их жизни в период каторги иссылки, можно заключить, что они свидетельствуют о глубоком уважении простыхлюдей к декабристам и стремлении посильно облегчить их участь. В мемуарах жендекабристов большое внимание уделяется описанию быта декабристов в периодкаторги и ссылки, а также отношениям ссыльных с окружающими их людьми — другимиссыльными, местными жителями — и наблюдениям о нравах и образе жизни жителейсибирского края.
Воспоминания М.Н.Волконской сохранились в форме письма к старшему сыну Михаилу. Это, по сути,проникновенное наставление и завещание Марии Николаевны детям. Она объясняетим, почему их отец пошел против царя и стал государственным преступником,раскрывает благородство целей и идеалов своего мужа и его товарищей.Исполненные веры, звучат слова замечательной женщины: «Если даже смотреть наубеждения декабристов как на безумие или политический бред, все жесправедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения,не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою наплаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество»[11].
В свих «Записках» М.Н.Волконская описывает не только тяготы своего пути на каторгу и в ссылку вследза мужем, но и подробно — быт ссыльных, физическое и духовное их состояние.Кроме того, в частности, она пишет: «Здесь кстати упомянуть, как правительствоошибается относительно нашего доброго русского народа. В Иркутске меняпредупреждали, что я рискую подвергнуться оскорблениям или даже быть убитой врудниках и что власти не будут в состоянии меня защитить, так как этинесчастные не боятся больше наказаний. Теперь я жила среди этих людей,принадлежащих к последнему разряду человечества, а, между тем, мы видели с ихстороны лишь знаки уважения; скажу больше: меня и Каташу они просто обожали ине иначе называли наших узников, как «наши князья», «наши господа», а когдаработали вместе с ними в руднике, то предлагали исполнять за них урочнуюработу; они приносили им горячий картофель, испеченный в золе»[12].
3.3 Жены декабристов: ответственностьнравственного выбора
Нравственный выбор вкаждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса:между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным)поступком, между «добром» и «злом». В основе этого выбора лежат аксиологические(ценностные) мировоззренческие факторы. Господствующая, а подчас и однозначнаяоценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия сположительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участникистановятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственнымипреступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовыенормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действиягосударственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые ижестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирьженщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собойдетей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как«бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этимуказом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность засудьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, вкотором они родились[13].
В этом аспекте выбор жендекабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был единственным и вряд ли егоможно считать бесспорным: в Европейской России остались дети, для которыхпотеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личнойтрагедией. Таким образом, по существу, избирая супружество, они предавализабвению материнство. «Да ежели выбор решить я должна/Меж мужем и сыном – неболе/ Иду я туда, где я больше нужна/Иду я к тому, кто в неволе!» — писал Н.А.Некрасов о выборе М. Волконской[14]. Но кому действительноона была нужнее: взрослому, со сложившимися взглядами мужу, находящемуся вкругу единомышленников, хотя и в неволе или крохе-ребенку? Человеку,добровольно вышедшему на Сенатскую площадь и тем самым сделавшему сознательныйвыбор не в пользу семейных ценностей или существу безвинному, «несчастнойжертве любви необдуманной»? Решение этого вопроса и есть нравственный выбор, аего сознательность предполагает ответственность.
До отъезда в Сибирь детейне было только у Е.И. Трубецкой, Е.П. Нарышкиной и К.П. Ивашовой.
3.4 «Пленительные образы России!»
Образ Полины Анненковой,очаровательной француженки, отраженный в фильме «Звезда пленительного счастья»,опере Ю.А. Шапорина «Декабристы» и романе А. Дюма «Учитель фехтования»,покоряет обаянием и свободолюбием, решимостью бороться за любовь и идти за нейдо конца. Когда И.А. Анненкова отправляли в Сибирь, он успел передать невестезаписку: «Встретиться или умереть», и, преодолевая всяческие запреты, Полинаотправилась за возлюбленным: «Я всецело жертвую собой человеку, без которого яне могу долее жить. Это самое пламенное мое желание», — пишет она в послании наимя императора. Но в Европейской России со свекровью остается их внебрачнаядочь, увидевшая родителей спустя лишь четверть века. Из 17 детей, родившихся вСибири, только пятеро остались в живых (Ольга, Владимир, Иван, Николай,Наталья).
Вообще, как писалдекабрист И. Якушкин, «образ жизни наших дам очень отозвался и на детях;находясь почти ежедневно в волнении, во время беременности подвергаясь частонеблагоприятным случайностям, многие роды были несчастливы, и из 25 родившихсяв Чите и Петровском заводе было 7 выкидышей, зато из 18 живорожденных умерлитолько 4, остальные все выросли»[15].
Княгиня М.Н. Волконская — дочь героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского и Софии Алексеевны,урожденной Константиновой, внучки Ломоносова – в 18 лет стала женойпрославленного генерала С.Г. Волконского, по возрасту годившегося ей в отцы.Князя до свадьбы она совершенно не знала, а, проведя с ним лишь три месяца доареста, не успела полюбить, часто признаваясь сестрам, что «муж бывает ейнесносен». Однако она поехала за ним в Сибирь одной из первых, едва оправившисьпосле трудных родов. Ни заботы о маленьком Николеньке, ни просьбы и уговорыродных не могли остановить ее решимости. Генерал Раевский, не дождалсявозвращения дочери, а мать до самой смерти не смогла примириться с еепоступком. В 1828 г. Волконская получила известие о смерти первенца-сына, в 1829 г. умирает, едва прожив несколько часов, дочь. Из троих детей, родившихся в Сибири, остались вживых двое (Михаил и Елена).
До отъезда в СибирьДавыдовы имели 6 детей, четверо из которых были рождены внебрачно (до венчания)их родителей 3 мая 1825 г. Перед поездкой к мужу Александра Ивановна всех детейпередала на воспитание разным родственникам: двоюродным сестрам мужа, отправивв Одессу сына Михаила и в Москву дочь Марию. Остальные поехали к брату мужа вКаменку (Киевская губерния). В 1832 г. дочери Екатерина и Елизавета были взятына воспитание гр. С.Г. Чернышевой-Кругликовой (старшей сестрой А.Г.Муравьевой). В Сибири у супругов Давыдовых родилось еще 7 детей – Василий,Александра, Иван, Лев, Софья, Вера, Алексей. По императорскому указу от 18февраля 1842 г., несмотря на первоначальное решение определять детей, рожденныхв Сибири, в казенные крестьяне, было разрешено их обучение в государственныхучебных заведениях. Сыновья Давыдовых Василий, Иван и Лев были определены вМосковский кадетский корпус. В 1852 г. дочери Екатерина и Елизавета приехали кродителям в Красноярск, раньше, в 1850, туда приехал сын Петр. Обладаяудивительным педагогическим даром, родители сумели сделать своих российских исибирских детей близкими и родными людьми.
Для А.В. Ентальцевой(Лисовской) брак с сосланным в Сибирь А.В. Ентальцевым был вторым: уйдя к нему,она оставила на попечение первого мужа — карточного игрока — единственнуюмаленькую дочь. «Она была предана душой и сердцем своему угрюмому мужу» –писала о ней М.Н. Волконская. В 1828 г. Ентальцевых перевели из Читинскогоострога на поселение в Березов, в 1830 г. — в Ялуторовск (Тобольская губ.). Но психическое здоровье А.В. Ентальцева окончательно расстроилось, он умер в 1845 г. Его вдове не было позволено вернуться в Европейскую Россию. До манифеста об амнистиидекабристов она жила в Сибири на пособие из государственного казначейства,которое по возвращению в Москву было сохранено за ней пожизненно. Своих детей уЕнтальцевых не было, но после смерти мужа вдова помогала И.Д. Якушкину в работесозданных им школ для мальчиков и девочек.
А.Г. Муравьева — утонченная красавица, «хрупкий ангел» — первой из жен декабристов приехала вЧиту. На каторгу был отправлен также ее родной брат Захар. Перед отъездом онанаписала царю письмо, в котором просила о снисхождении к брату, т.к. он — единственная опора для больного отца, умирающей матери и малолетних сестер.Сама же, оставив на их попечение сына Михаила и двух дочек (Екатерину иЕлизавету), старшей из которых не было трех лет, уехала вслед за мужем. Чтобыкак-то утолить тоску по оставленным детям, Александра Григорьевна заказала ихпортреты, получив которые, «в первый день не могла оторвать от них глаз». В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал вмеланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). Ивсе же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше:Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой: «Господь не обидится, чтоНикитушку люблю более». А.Г. Муравьева умерла в 1832 г., оставив на попечение мужа 3-летнюю дочь.
Малолетний сын А.В. Розен- дочери первого директора Царскосельского лицея В.Ф. Малиновского и С.А.Самборской (дочери известного протоиерея А.А. Самборского) — Евгений былоставлен у тетки М.В. Малиновской (с 1834 жены декабриста В.Д. Вольховского). ВСибири у Розенов родились сыновья Кондратий (назван в честь Рылеева), Василий,Владимир, Андрей и дочери Анна и Софья (умерла в младенчестве). Сыновья былиопределены в Грузинский дворянский батальон Военных кантонистов под фамилиейРозеновых.
Н.Д. Фонвизина — единственная дочь престарелых родителей (Апухтиных), отправляясь в Сибирь,оставила на их попечение двух внуков Митю и Мишу 2-х и 4-х лет. Они не имелипривязанности к родителям, переписку с ними воспринимали как тяжелуюповинность. Примкнув к кружку Петрашевского, были осуждены, но умерли, невстретившись с родителями. В Сибири у Фонвизиной родилось два мертвых ребенка,еще два сына (Богдан и Иван) умерли младенцами. После смерти супруга она вышлазамуж за декабриста И.И. Пущина.
Мария Казимировна(урожденная Круликовская), будучи замужем за Анастасовым, встретила А.П.Юшневского. Разведясь, она в 1812 г. стала его супругой, а после вынесенияприговора, следуя к мужу в Сибирь, оставила в Европейской России дочь отпервого брака Софью. Детей у Юшневских не было, они брали в дом воспитанников.
Нравственная мотивацияприезда декабристок в Сибирь различна: любовь к мужу, супружеский долг, ореолмученичества или свобода от любой ответственности, от семейных уз,предрассудков и пр. Несомненно, на выбор между «мужем и детьми» оказало влияниеромантическое воспитание, героический идеал служения, традиционная оторванностьдворянок от непосредственного ухода и воспитания детей. Но в любом случае детиоставались сиротами при живых родителях: насильно забрали отцов, добровольноуезжали матери.
Была ли у жен декабристовальтернатива? Да, некоторые из них остались, воспользовавшись царским указом,освобождавшим от брачных уз. Так, сестры Бороздины (двоюродные М. Волконской)Екатерина и Мария были замужем за В.Н. Лихаревым и И.В. Поджио. Они вторичновышли замуж. Осталась в Европейской России жена Артамона Муравьева ВераАлексеевна с сыновьями Львом (умер в 1831 г.), Никитой (умер в 1832 г.) и Александром, а также жена П.И. Фаленберга, вышедшая замуж повторно. И.Д. Якушкинзапретил жене Анастасии Васильевне покидать детей и ехать с ним в Сибирь,полагая, что только мать, при всей ее молодости, может дать детям должноевоспитание. Вышедшая замуж по страстной любви в 16 лет, она писала мужу вСибирь: «…ты можешь быть счастлив без меня, зная, что я нахожусь с нашимидетьми, а я, даже находясь с ними, не могу быть счастлива…». Супруги больше невстретились, но их сыновья Вячеслав и Евгений получили хорошее воспитание иобразование. Их мать умерла на 11 лет раньше отца. Узнав о смерти жены, И.Д.Якушкин в память о ней открыл первую в Сибири школу для девочек.
Ф.М. Достоевский писал,что декабристки «всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга», и,невиновные, «перенесли все, что перенесли их осужденные мужья»[16].В чем же подвиг декабристок? Кто же были героини: те, кто уехал кгосударственным преступникам или «первенцам свободы», оставив детей в России,или те, кто остался, помогая мужьям материально, морально и воспитывая детей?Нет ли связи между безответственностью декабристов по отношению к семье ибезответственностью их жен по отношению к детям? Ответ зависит отаксиологических (ценностных) мировоззренческих приоритетов. Это и естьнравственный выбор как ответственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вопросам,рассмотренным в данной курсовой работе, необходимо отметить следующее:
Николаю I не удалось стереть с лица землидекабристов, уничтожить посеянные их рукой в русскую землю семена свободы. Внеравном противоборстве с царем декабристы вышли победителями. Свою лепту в этуборьбу внесли женщины. Они полагали, что надлежит сохранить мужей для пользыОтечества. Более того, верили вместе с мужьями, что дело свободы восторжествуети принесет им избавление от оков. Эта вера была одним из источников ихневиданной душевной стойкости.
Подвиг русских женщиносвещен в связи с выяснением центрального вопроса о роли и месте декабристов врусском освободительном движении.
Подвиг Волконской,Муравьевой, Трубецкой, их подруг оценен как одно из проявлений сочувственногоотношения к делу декабристов передовых кругов общества, который имел немаловажноезначение и огромный общественный резонанс.
Разумеется, приобъяснении мотивов деятельности декабристок нельзя не учитывать яркойиндивидуальности каждой, особенностей жизненного пути и прочих обстоятельств,накладывавших отпечаток на ход событий, выдвигавших в каждом отдельном случаена передний план те или иные побудительные мотивы. Было бы неправильным,например, считать, что все декабристки в полной мере понимали огромное значениеподвига своих мужей, полностью разделяли их идеалы, были, так сказать,соучастницами борьбы. Но еще более ошибочным является прямо противоположное суждение,что декабристки выступали просто как жены и сестры, а не как самостоятельномыслящие личности, что они не были осведомлены о делах мужей и не подозревалидаже о существовании тайного общества. Но почему и зачем противопоставлятьработу разума чувству долга перед братом или мужем?! Не логичнее липредположить, что оба эти потока — и мыслей, и чувств слились и сталиисточником и основой душевной стойкости, так поразившей современников и по сейдень волнующей сердце и разум всякого, кто соприкоснется с этой темой.
Декабристки былипричастны к деятельности своих мужей и братьев, которую те развернули в Сибири.А она была весьма разнообразна, охватывая сферу производства, просвещения,здравоохранения и т. д. Они были активными участницами созданной декабристамисвоеобразной академии, где читались лекции и обсуждались самые разнообразныенаучные, литературные, политические проблемы. Более того, без помощидекабристок, организованной ими регулярной связи с родиной, получения книг,газет, журналов, приборов и т. д., эта умственная деятельность декабристовпросто не могла бы развиться.
И, разумеется, безподдержки не только родных и близких, но и более широких кругов общества,оппозиционно настроенных к режиму Николая I, нельзя представить жизньдекабристов, их семейств в условиях изгнания.
Жены декабристов, как яуже говорила, сыграли важнейшую роль в истории России. Они продемонстрировалисвоим современникам и современницам пример достойный подражания. До них вссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем изсамых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив своисемьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, гдеим придется стать наравне с теми же крестьянками – самим стирать, готовить,шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Ониотвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромныйрезонанс. Их пример стал примером для многих. Даже сам император впоследствиипризнал, что поражен и восхищен их поступком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Источники:
1. Волконская М.Н.,Записки. — Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.
2. Анненкова П.Е.,Записки жены декабриста. — Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство,1973 г.
Литература:
1. Бараев,В.В.Древо: декабристы и семейство Кандинских /В.В. Бараев. – М.:Политиздат,1991.
2. Барановская, М.Ю.Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская.- М.: Государственноеиздательство культурно-просветительной литературы, 1954.
3. Гессен, А. И. Воглубине сибирских руд. / А. И. Гессен.-М.: Изд. «Детская литература», 1969.
4. Декабристы заБайкалом: Учеб. пособие /Сост.: С. Т. Забадаев.- Улан-Удэ.: Изд. Бурятскогогосуниверситета.-2002.
5. ЛенинВ.И. Полн. Собр. Соч., т.30, М.:1956.
6. НекрасовН.А. Русские женщины, — М.: Дет. литература, — 1973.
7. НечкинаМ.В. Движение декабристов, т.1 — М., 1955.
8. Павлюченко, Э.А.В добровольном изгнании. — М.: Наука, 1984.
9. ПовелихинаА.В. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М., 1972.
10. ПринцеваГ.А., Бастарева Л.И. Декабристы в Петербурге. – Л., Лениздат, 1975.
11. Тиваненко, А.В.Декабристы в Забайкалье/Тиваненко А.В.- Новосибирск: ВО«Наука». Сибирскаяиздательская фирма. 1992.
12. Шешин, А. Б.Декабрист К. П. Торсон /А.Б. Шешин.- Улан-Удэ.: Бурятское кн. Изд., 1980.
13. ЧагинГ.В. Декабристы в Москве: Худож. – докум. Очерк. – М.: Дет. Лит., 1987.