Реферат по предмету "История"


Политическая организация римского государства в период правления Октавиана Августа

Контрольная работа поистории античной цивилизации
«Политическаяорганизация римского государства в период правления Октавиана Августа»
 

Введение
 
Цельюданной работы является изучение политической организации римского государства впериод правления Октавиана Августа (род. в 63 г. до н.э. – ум. в 14 г. н.э.).При выполнении работы я поставила перед собой три задачи:
1. Охарактеризовать полномочия магистратов, сената ипринцепса.
2.Изучить, что и в какой степени Октавиан сохранилот прежней республиканской формы правления.
3.Дать ответ на вопрос, является ли политическаяорганизация Августа «восстановленной республикой», как он сам это провозгласил,или нет.
Изучениеданной темы позволяет понять глубинные процессы региона, что очень важно дляуроков истории в школе.
Вкачестве источников я использовала отрывок из «Римской истории» Диона Кассия иотрывок из «Перечня деяний божественного Августа, при помощи которых онподчинил мир власти римского народа, и тех затрат, какие он произвел в пользугосударства и народа римского, высеченных на двух медных столбах, которыеустановлены в Риме».
«Римскаяистория» была написана в конце второго – начале третьего века нашей эры длятого, чтобы как можно полнее ознакомить современников с жизнью римскогогосударства 1 века до н.э. – II века н.э. «Перечень деяний божественногоАвгуста» был составлен самим императором Октавианом Августом в 14 году н.э. дляпрославления своих подвигов и укрепления в соотечественниках веры в своебожественное происхождение.
В«Римской истории» речь идёт об основных реформах Октавиана Августа, а в данномотрывке рассказывается о реформе управления. В «Перечне деяний» перечисляютсяглавные вехи правления Октавиана и основные политические и культурныедостижения периода его правления.
Информацияв обоих источниках не очень достоверна, т. к. Дион Кассий жил почти черездвести лет после Августа, а за это время истинность информации могла сильноисказиться. Доверять «Перечню деяний» так же нельзя т. к. он составлен длятого, чтобы прославить «божественного» Августа и упрочить его популярность.
Вопрособ организации римского государства изучался многими учёными:
Ф.Ф. Зелинскимв его книге «Римская империя», А.Б. Егоровым, II.А. Машкиным в работе«Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность», Я.Ю. Межерицкийв книге «Республиканская монархия». Все эти учёные сходятся в одной точкезрения, что период принципата не является периодом реабилитации республиканскойформы правления, хотя к этому есть немногие видимые предпосылки.


1.Основные формы государственного управления
 
1.1 Сенат
 
Римскаяобщина искони слагалась из трех основных органов: народа как суверенногораспорядителя судьбами государства, магистратов как носителей народной воли икак носителя народного разума, хранителя государственных традиций. Вся историяримской конституции есть история постепенного развития этих трех основныхорганов. «Абсолютное владычество магистратуры сначала в лице царя, затем в лицеконсулов постепенно смягчается и переходит в олигархию, затем в умереннуюаристократию, представителем которойявляется; сенат».
С появлением во главе государства вместо одного пожизненногоцаря двух срочных консулов, положение сената, в сущности, не меняется; разницатолько в том, что пополняют теперь сенат не цари, а консулы. Вероятно, уже всамом начале этого периода происходит, однако, крупная реформа в составесената: наряду с представителями патрицийских родов в нем появляются плебеи.Это вызывает двойственность в составе сената, обуславливающую ход егодальнейшего развития. В силу религиозного консерватизма Рима плебеи моглипринимать участие только в одной из функций сената в его действиях каксовещательного органа; другая сторона деятельности, требующая принадлежности кпатрицийству, которое одно только могло сноситься с богами общины, была закрытадля неполноправных в религиозном отношении плебеев. Даже совещательная роль ухограничена правом голосования без права предложения.
Уничтожилосьфактически и постоянное, определенное число сенаторов. Закончилось развитиетем, что в сенат вошли все бывшие магистраты до квесторов включительно, иколичество сенаторов при Сулле3 было увеличено до 600. Отпалотребование предельного возраста, и установился известный имущественный ценз нениже 400000 сестерций. Сенат, не имел права инициативы; как и народноесобрание, он не мог заседать, когда ему угодно, обсуждать, что ему угодно. Онмог действовать только тогда, когда его созывал магистрат, и обсуждать толькото, что ставилось на обсуждение председателем.
Фактически,однако, сенат мог влиять на магистрат и выходить за пределы его предложений.Определенных дней для заседаний у сената не было, не было и определенного дляних места. Специально для заседаний назначено было особое здание – курия, носенат мог собираться и собирался и в других освященных закрытых помещениях, напримерво многих храмах внутри городской черты и вне её. Решение сената, не связываломагистрата юридически, но фактически он должен был ему следовать.
Развиваласьсовещательная компетенция сената, в силу которой им обсуждалось и решалосьвсякое государственное дело. В этом направлении наблюдается следующее:во-первых, народ фактически находился под опекой у сената, поскольку под такойопекой состояли магистраты; во-вторых, магистрат всецело находился взависимости от сената.
«Внешние формы, выработанные сенатом для своих действий, сохранились,в общем, и при принципате, но значительно изменились состав и компетенциясената»5.
Во время перехода от республики к принципату сенатзначительно возрос в своём составе. Август в два приёма (29-й и 18-й гг. до н.э.)свёл число сенаторов до нормального, т.е. до шестисот человек, и впоследствиион несколько раз пересматривал списки сенаторов.
В состав сената, как и прежде, вступали все бывшиемагистраты. Установился минимальный возраст для поступления в сенат (не ранее25 лет). «Влияние императора на состав сената ограничивалось его правомрекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав сената желательныхему лиц»6. Наконец, он же следил за тем, чтобы сенатор имелустановленный ценз в один миллион сестерций.
ПриАвгусте формально центральным органом власти в Риме остался сенат. Регулярносозывались трибутные комиции. Сенат также назначал наместников, которые управлялиримскими провинциями. Но все это совершалось под полным контролем ОктавианаАвгуста. Решения сената имели силу закона, он являлся одной из высших судебныхинстанций и управлял всеми провинциями, кроме Галлии, Иллирии, Македонии иСирии – наиболее важных в военно-политическом отношении, в которых былирасквартированы легионы. Этими провинциями управлял сам Август. «На словах онсделал это для того, чтобы сенат в безопасности пожинал наилучшие плодыуправления, а на его долю пришлись бы все трудности и опасности; на самом жеделе – чтобы сенаторы под этим предлогом оказались безоружными и неспособнымивоевать и чтобы только он один обладал оружием и мог сдержать военные силы».Сенат продолжал распоряжаться государственной казной – аэрарием.
Втоже время Октавиан увеличил число квесторов, эдилов, преторов и консулов, входящих всостав магистратов.
Фактическая власть находилась в руках принцепса, имевшего правовмешиваться во все дела сената, и решать их по своему усмотрению.
1.2Магистрат
Магистрат – название государственной должности, равно как и лица,её замещавшего. Власть магистрата мало ограничивалась законом, в течение срокаслужбы он был несменяем, призвание магистрата к суду возможно было лишь висключительных случаях, по отношению к народу он не был, находясь у власти,слугою, но как бы господином.
Гарантиейпротив злоупотреблений магистрата являлись:
1) после окончания срока должности – отчет перед народом обо всехнарушениях закона в упущениях, от которых государство могло бы потерпеть ущерб,
2) право вмешательства одного магистрата в действия другого,
3) сила общественных обычаев.
Закон определялразмер денежных штрафов, налагаемых магистратом.
По властисвоей магистраты делились на высшие и низшие и из которых первые (консулыпреторы, цензоры, диктатор) избирались центурианскими, последние (эдилы,квесторы, плебейские трибуны и большое количество мелких судебных и полицейскихдолжностей) – трибутными комициями. «Магистраты были обыкновенные ичрезвычайные, к последним избиравшимся, лишь в особо важных случаях,принадлежали диктатор, городской префект (республиканского времени) децемвирыдля законодательства, триумвиры. Плебейскими магистратами назывались трибуны иплебейские эдилы; все высшие магистратуры, назывались патрицианскими, даже в товремя когда плебеи уже получили доступ к ним»9.
Права магистратов (всех высших и, кроме того, трибунов, эдилов иквесторов) были следующие:
1) созыватьнародные собрания,
2) издаватьэдикты и декреты по предметам своего ведения,
3) делатьпредложения сенату,
4) налагатьштрафы.
Высшиемагистраты, кроме того, имели еще:
1) высшуювоенную и юрисдикционную власть,
2) правосозывать сенат,
3) держатькомиции,
4) приказыватьнизшим магистратам.
С 154 года дон.э. «обыкновенные» должности замещались с январских календ, концом магистратурыбыл конец года. Чрезвычайные М, не были связаны временем, но должны были сложитьс себя власть по окончании порученного им дела. В начале и конце службы приносиласьприсяга. Жалованье магистраты не получали, но государство давало им все необходимеедля представительства, при замещении должностей вне города (в провинциях) Казна доставляла имполную экипировку, средства передвижения, средства для оплаты прислуги иконвоя, иногда полагались суточные, но квартира и продовольствие ложились напровинциальное население. В эпоху принципата сохранялась большая частьстаринных магистратов, хотя и лишенная своего прежнего значения: к ним былоприсоединено еще большое количество назначавшихся императором чиновников,называвшихся большей частью префектами.
Постепенно, сходом времени, магистратура окончательно превратилась в пустые или во вполнезависимые от императоров должности.
1.3Принципат
«Принципат – образ правления, установленный Августом ипродержавшийся до второй половины третьего века н.э.»10.
Возникновение принципата относится к 27 г. до н.э., когда Октавианзакончил реорганизацию государства восстановлением правильного управлениявзамен господствовавшей анархии и водворил новый режим единоличной власти,прикрыв его республиканскими формами. «С правовой точки зрения принципат, естьдвоевластие, при которой носителями власти являются, с одной стороны, народ исенат, с другой – император». Принцепс в теории нё самодержавный монарх, апросто магистрат, слуга единственного суверена – народа. Компетенция и власть принцепсаограничена строго конституционными рамками. Он только первый (princeps) в ряду граждан и сенаторов(в 28 г. до н.э. Август, пересматривая список сенаторов, поставил свое имя напервое место), связанный, как и остальные граждане, законами. «Я был принцепсомсената…»11. Если фактически, путем захвата, императоры постепеннопоставили себя вне закона и сделали во многих отношениях свое положениепривилегированным, то теоретически принципат в 1-й половине периода был ответственперед законами как обыкновенная магистратура. Лишь во2-й половине периода положениепринцепса становится все более исключительным, приближаясь к абсолютизму. Главнымиосновами власти принципата были высшая военная власть и пожизненная трибунская власть. В 27 г. до н.э. Августполучил навсегда командование всеми военными силами государства, право творить суд, давать законы иуправлять провинциями.
В 23 г. до н.э. он былпровозглашен проконсулом, причёмзвание проконсула и императора слились в одно. Трибунская власть, делая его особу неприкосновенной, давала емуправо возражения против решений всех остальных магистратов сената и народа,право помощи угнетенным и т.п. На этих республиканских основах покоилась сила принципата, воплотившегося впервые влице Августа, который, добиваясь власти, сумел облечьновую форму правления (деспотизм) в старые правовые формы.Консервативный народ поддался на эту фикцию, и на почве компромисса республикис монархией основалась власть принцепса. «Новая власть легитимизировалась припомощи принципов старого права, путем постепенного их проведения, смедленностью, которая отличала образ действия Августа». Август даже боялсявводить такие правовые понятия, которые противоречили бы идее республиканскихформ: он отказался от титула царя «Диктатуру, которую народ мне предлагал, я непринял», запретил называть себя господином, не позволял открыто воздавать емубожеские почести. Титул императора он удержал за собой по примеру приемногоотца, считая этот титул своим наследством и опираясь на отношение народа кпамяти божественного цезаря.
Принципиальнокомпетенция принцепса была отделена от компетенции остальных органовгосударственной власти, представители империи в первом веке расширяют объёмсвоих прерогатив с большой осторожностью, делая «ид, как будто этого добиваютсянарод и сенат, а не они сами.
Императорская власть не была наследственной. Умирая, императорслагал с себя звание и передавал власть в руки консулов и сената, но при этомуказывал на кандидата, которого желал бы иметь наследником. Обычно это был сын(по крови или по усыновлению). В правовом отношении эта рекомендация необязывала сенат к избранию указанного лица, но фактически она оказываларешительное влияние на выбор.
Особа императора, как магистрата с трибунской властью, быланеприкосновенна. Компетенция императорской власти была двоякая: проконсульскаяи трибунская. Как проконсул он получал пожизненную верховную власть на всейтерритории Римской империи. Эта власть передавалась ему не гражданами, асенатом и войском в силу взаимного признания.
Спроконсульской властью были сопряжены следующие права:
1) право верховного командования войсками; принцепс мог набиратьвойска, назначать центурионов и всех офицеров, раздавать жалования и знакиотличия; все войска приносили ему присягу.
2) право решать вопросы о войне и мире, заключать договоры и вестидела международной политики.
3) право распоряжаться общественной землей и раздавать землюветеранам;
4) исключительное право заведования императорскими провинциями.
5) право прямого и косвенного участия в законодательстве.
6) право уголовной и гражданской юрисдикции и отмены и изменениямагистратских декретов.
7) право председательства в сенате и старшинства перед консулами.
8) право освобождения от некоторых законов.
Принцепс мог давать законы в случае дарования права гражданства, вслучае организации колоний, как с римским, так и с латинским правом. Косвенноеучастие в законодательстве выражалось в толковании законов посредством эдикта (всеобщеераспоряжение по военным, фискальным и прочим делам), декрета (приговор покакому-нибудь судебному делу для руководства в аналогичных случаях) и рескрипта(ответ на представленные частными лицами или магистратами запросы). Трибунскаявласть, принадлежавшая принцепсу пожизненно, была выше власти народноготрибуна, так как принцепс не был трибуном, а магистратом с трибунской властью.В силу трибунской власти принцепс имел право созывать сенат и подавать голосустно и письменно, причем его предложения заслушивались первыми, емупринадлежало также право передачи предложения консулам для дальнейшегоисполнения. Кроме упомянутых прав император-принцепс имел множество другихкомпетенций и обязанностей. Он руководил выбором магистратов путемрекомендации, пополнял сенат, заведовал общественными работами «Я восстановилкапитолийский храм и театр Помпея».
«Я восстановил акведуки… и вдвое увеличил водопровод, называемыйМарциевым… я восстановил в городе восемьдесят два храма богов», порядком вгороде, продовольствием, имел высшее наблюдение за управлением провинций, засбором податей и доходов, за состоянием путей сообщения «море очистил я отпиратов…» и прочее. Его личному надзору подлежали все дела по управлениюимперией, причем он руководил ими через особых чиновников и магистратов. Такимобразом, в руках императора постепенно сосредоточилась вся власть, которая быларазделена во время республики между магистратурой, сенатом и народом «Такимобразом, вся власть народа и сената перешла к Августу, а потому образовалось вполном смысле слова единовластие»17.
Сверх гражданских обязанностей император нес духовные в саневерховного жреца, эта должность была обязательной для императора. Весьма близкок императору стоял начальник преторианских когорт, составлявших императорскуюгвардию. К числу ближайших к императору чиновников относились такжеполицмейстер Рима из сенаторов, начальник ночной полиции. Таким образом, вруках императора постепенно сосредоточилась вся власть, которая была разделенаво время республики между магистратурой и сенатом и народом.

2.Республика или империя?
 
2.1Республиканские традиции
Август в условиях нового управления стремился сохранить старыереспубликанские формы. «Осталась прежняя республиканская магистратура, членыкоторой при Августе избирались на народных собраниях, этот институт былликвидирован только при преемниках Цезаря»18. Значит ли, чтодемократия была ограничена в пользу аристократии? – Нет, скорее в пользумонархии: император оставил себе право рекомендовать выборному органу своихкандидатов, естественно, что такие кандидаты стечением времени приобреталиабсолютную уверенность в своем избрании.
Как бы то нибыло, но консулы существовали, правда, их значение ограничивалось председательствомво время заседаний сената, но эта должность давала возможность продвижение на государственнойи военной службе – стать наместником сенатской провинции или высоким императорскимчиновником. Для расширения выбора на должность консула император сократилисполнения должности до двух, трех, а то и до одного месяца.
Роль преторовбыла ограничена организацией весьма дорого стоящих игр, чем прежде занималисьэдилы, функции последних были, в свою очередь урезаны в пользу прокураторов;трибуны утратили свое право на законодательную инициативу. Квесторы занималисьфинансовыми вопросами, связанными с сенатской казной. В общем власть сенатабыла не столь велика, преимущество всегда оставалось на стороне императора иего чиновников.
Император какисточник власти и как ее орган был все-таки ограничен рамками республиканскойконституции, объединяя в своей персоне две магистратуры – проконсулов итрибунов. Как проконсул он получил военную власть, но не в одной провинции, какпри Республике, а во всех. Теперь любая война велась под руководством новоговоеначальника, «под началом», императора, ему приносили присягу солдаты, за нимсохранялось право на триумф.
Император какпожизненный народный трибун обладал и высшей гражданской властью, эта властьвместе с правом наложения вето, давала возможность противостоять всякомудействию, исходящему от кого-нибудь другого, но не его самого. Судебная властьв принципе осталась такой же
как приРеспублике. На практике самые серьезные уголовные дела постепенно передавалисьили сенату, или самому императору. Это было начало так называемого розыскногосуда, еще более глубокими были финансовые реформы Августа. В соответствии сразделением власти были созданы сенатская и императорская казны
Сенатская – этопрежняя республиканская аэрарий, она хранилась в храме Сатурна, доходы в неешли из сенатских провинций, они собирались квесторами. Император получаладоходы из императорских провинций, эти доходы собирали прокураторы. Помимоимператорской казны существовало еще частное, личное имущество первого лица,значительное, так как согласно обычаю умирающий крупный сановник отписывалчасть своего богатства императору.                                   
Во времягражданской войны государственная казна опустела, положение исправилось, когдаАвгуст начал собирать налоги более разумно и при этом старался избегатьбездумной их траты.
Кроме того,он стремился создать новые источники доходов. Прежде всего, он уменьшил размердесятины времен Республики и заменил её денежной государственных налоговсистемой, которая обогащала ростовщиков, а не государство, были введены прямыеналоги, это стало серьезным облегчением для провинций, хотя ликвидироватьлихоимство полностью не удалось даже Августу. Учитывая недовольство римских гражданпрямыми налогами, он ввел серию косвенных налогов – на наследство, наосвобождение рабов, на куплю-продажу и на монополии. Таким образом, римскаяказна постепенно была излечена от ран, нанесенных ей войной.
Серьезнымисточником средств, для лечения военных ран стала борьба с бандитизмом,который, как уже говорилось, распространился по всей Италии из-за экспроприациимелких владельцев. Август сумел расправиться с бандитизмом, создав превосходнуюжандармерию для преодоления эпидемии пожаров, жертвами которых оказывалисьмногоэтажные римские дома с деревянными надстройками, была усилена пожарнаяслужба.
Только спомощью сильной единоличной власти можно было сохранить политическое единствоогромной и пестрой по составу империи, упорядочить управление провинциями,удовлетворить интересы различных слоев общества.
2.2«Восстановленная республика»
Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным,смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связало с личностьюОктавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима.
Августполучил всю полноту власти: он распоряжался казной, вёл переговоры с другимигосударствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшиегосударственные должности. Однако сам Август, ставший первым человеком вгосударстве и имевший огромные полномочия, очень мудро пользовался ими. Онназывал себя принцепсом, т.е. первым лицом в списке сенаторов, подчёркивая этимсвоё уважение к сенату и традициям республиканского Рима. Более того, Август иего сторонники утверждали, что восстановили республику. Однако данноеутверждение представляется не совсем верным, т. к. республиканская ширмаскрывала дотоле неизвестную политику единовластия.

Заключение
 
При Августеформально центральным органом власти в Риме остался сенат. Регулярно созывалисьтрибутные комиции. Сенат также назначал наместников, которые управляли римскимипровинциями. Но все это совершалось под полным контролем Октавиана Августа.
Магистрат – названиегосударственной должности, равно как и лица, ее замещавшего. Власть магистратамало ограничивалась законом, в течение срока службы он был несменяем, призваниемагистрата к суду, возможно было лишь в исключительных случаях, по отношению кнароду он не был, находясь у власти, слугою, но как бы господином.
Принцепс втеории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственногосуверена – народа. Компетенция и власть принцепса ограничена строгоконституционными рамками. Он только первый (princeps) в ряду граждан исенаторов. Главными основами власти принципата были высшая военная власть ипожизненная трибунская власть. Сверх гражданских обязанностей император несдуховные в сане верховного жреца. Таким образом, в руках императора постепеннососредоточилась вся власть, которая была разделена во время республики междумагистратурой и сенатом и народом. Август в условиях нового управлениястремился сохранить старые республиканские формы. Император как источник властии как ее орган был все-таки ограничен рамками республиканской конституции,объединяя в своей персоне две магистратуры – проконсулов и трибунов. Только спомощью сильной единоличной власти можно было сохранить политическое единствоогромной и пестрой по составу империи, упорядочить управление провинциями,удовлетворить интересы различных слоев общества.
Август и егосторонники утверждали, что восстановили республику. Однако данное утверждениепредставляется не совсем верным, т. к. республиканская ширма скрываладотоле неизвестную политику единовластия.
 

Источники
 
1. Дион Кассий «Римскаяистория» // Практикум по истории древнего мира в двух частях, ч. 2/Под.ред. И.С. Свенцицкой. – М., 1988. с. 126,127
2. «Перечень деянийбожественного Августа, при помощи которых он подчинил мир власти римскогонарода, и тех затрат, какие он произвел в пользу государства и народа римского,высеченных на двух медных столбах, которые установлены в Риме» //Практикум по истории древнего мира. – М.:, 1988. с. 128, 129.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.