Реферат по предмету "История"


Разработка думского избирательного закона в 1905-1907 годов

Содержание
Введение………………………………………………………. 3
Глава 1. Создание Государственной Думы в России ………. 6
Глава 2. Третьеиюньский переворот ………………………. 15
Заключение …………………………………………………… 18
Список источников и литературы …………………………. 20
Примечания …………………………………………………. 22

Введение
Создание Государственной Думы, как законосовещательного органа в Россиипризнавалось необходимым уже давно. Земские соборы, Уложенная КомиссияЕкатерины II, конституционные проекты XIX века – вот лишь некоторые вехи впредыстории российского парламентаризма. Лишь в самом начале ХХ векаобщественная ситуация в стране накалилась до такой степени, что стало ясно, чтопо-старому жить нельзя, нужны перемены. И в первую очередь перемены вгосударственном устройстве.
Осенью 1905 г. в критической для самодержавия ситуации Николай IIвынужден был пойти еще на одну уступку, и подписал 17 октября Манифест, которымна правительство возлагалась обязанность «даровать населению незыблемые основыгражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности,свободы совести, слова, собраний и союзов».[1]
Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, покрайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотрузаконодательных актов, регулирующих социально-политическое инационально-государственное устройство России; он стал правовой базой дляобразования легальных политических партий и начала преобразованиягосударственно-церковных отношений.
Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимостьразработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений взаконодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочияГосударственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность. Изучитьпроцесс его разработки и является целью данной работы.
Задачи следующие:
1)                    проанализироватьпринятие избирательного закона в 1905 – 1906 гг.;
2)                    изучитьпредложения Думы по вопросу разработки избирательно закона;
3)                    охарактеризоватьцели разработчиков третьеиюньских изменений в избирательном законе.
Хронологические рамкиработы 1905 – 1907 гг.
Работа состоит из двухглав, и строится по хронологическому принципу. 
Среди изученных намиисточников документы в сборнике «Революция 1905—1907 гг. Документы иматериалы»,[2] в частности, Манифест «обусовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.),[3]а также воспоминая современников,[4]которые позволяют охарактеризовать напряжение, царившее в обществе и Думе ввопросе об избирательном праве.
Предпосылки принятияизбирательного закона в то или иной степени рассмотрены практически во всехработах, посвященных революции 1905 г. в работах А. В. Пясковского, Л. К. Ермана,Е. Д. Черменского также даются материалы, касающиеся непосредственно разработкезакона, однако очень скудно.[5]Весьма кратко этот вопрос рассмотрен в сочинениях общего характера, например, вVI томе «Истории СССР. С древнейшихвремен до наших дней».[6]В определенной степени вопрос о разработке третьеиюньского закона ставится вовсех работах, посвященных деятельности П. А. Столыпина.[7]
Кроме того, интересны дляразработки данной темы статьи С. В. Леонова «Партийная система России (конецXIX в. – 1917 год)»[8]и А. Н. Медушевского «Конституционная монархия в России».[9]Они рассматривают особенности российской политической системы в том числе всвязи с разработкой избирательного закона в 1905 – 1907 гг.
Работа «Политическиепартии России: история и современность»[10]и другие работы, посвященные истории российских партий этого периода, позволяютпонять позиции партий в отношении разработки избирательного закона.
Глава 1. СозданиеГосударственной Думы в России
В 1905 г., усиливвоенно-полицейский террор против революционного народа, царское правительствовместе с тем начало маневрировать. Результатом явилось решение о разработкиизбирательного закона. Для рассмотрения вопроса были созданы комиссииШидловского и Коковцова, а 18 февраля появился Рескрипт от о разработке законопроектасовещательной Думы.
Рескрипт Николая II от 18февраля 1905 г. возложил на А. Г. Булыгина, сменившего П. Д. Святополк-Мирскогона посту министра внутренних дел, “предварительные распоряжения поосуществлению государственных преобразований”: А. Г. Булыгин стал председателемОсобого совещания по выработке проекта закона о Государственной думе и выборахв нее. Дума должна была стать представительным органом, принимающим участие вразработке и обсуждении законопроектов, “при непременном сохранениинезыблемости основных законов империи”, т. е. самодержавия. В конце июля 1905г. работа над проектом была завершена, а 6 августа 1905 г. появился манифест осозыве Думы.
В это время известныеобщественные и политические деятели активно включились в обсуждение проблемы.Например, активно выступал известный юрист Ф. Ф. Кокошкин, знавший, по словамсовременников, все конституции мира как свои пять пальцев.[11]
В либеральных кругах авторитет Кокошкина был настолько высок, что егоединодушно избрали в состав Организационного бюро земских съездов,осуществлявшее руководство работой земско-городских съездов. По поручениюОргбюро на апрельском земском съезде 1905 г. Кокошкин выступил с программнымдокладом «Об основаниях желательной организации народногопредставительства в России», который летом был напечатан в газете«Русские ведомости», а в 1906 г. издан отдельной брошюрой. Исходнаямысль доклада: «нормальная политическая жизнь государства должна бытьоснована не на борьбе классов, а на борьбе политических партий». В немобстоятельно была доказана назревшая необходимость создания в Россиидвухпалатного народного представительства с законодательными функциями. Приэтом Кокошкин выступил против имущественного или податного ценза, настаивал навведении всеобщего избирательного права. «Во всеобщем избирательном праве,- подчеркивал он, — кроется тот секрет могущества, который повелевает игосподствует над людьми. Оно есть величайшая политическая сила новейшихвремен… Нужно привлечь весь народ к государственной жизни, войти на общийсуд, чтобы узнать, что будет осуждено и что оправдано». По мнениюдокладчика, «без участия народных масс у нас невозможны никакие прочныереформы, невозможен переход от старого порядка к новому».[12]
В августе 1905 года,когда революционные настроения захлестнули даже опору власти – Черноморскийфлот, росло забастовочное движение, правительство сделало первый шаг – министрвнутренних дел А. Г. Булыгин подписал документ о созыве законосовещательногооргана – Государственной Думы. Эта Дума рассматривалась исключительно каксовещательное учреждение, по своему статусу – значительно ниже Государственногосовета и правительства. Постановления Государственного совета с заключениямиДумы (а в ряде случаев и без них) должны были представляться на окончательноеутверждение монарха. Дума была поставлена в зависимое положение также поотношению к министрам. Избирательная система предусматривала косвенные выборы,разделение избирателей по сословным куриям и высокий имущественный ценз.[13]
Правда, «Булыгинскаядума» так и осталась на бумаге. Этот проект был сорван событиями осени 1905года – всеобщей политической стачкой, когда обстановка в стране накалилась допредела.
На это время приходится ивторая фаза реформ – высшее достижение в области конституционных ограниченийцарской власти. Речь идет о Манифесте 17 октября 1905 года и законодательныхактах, изданных в его развитие в конце 1905 – начале 1906 гг.: законе обизменении положения о выборах в Государственную думу (от 11 декабря 1905г.);манифесте об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотреУчреждения Государственной думы, а также о новом Учреждении Государственнойдумы (от 20 февраля 1906г.).[14]
Манифест декларировал, «неостанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь жек участию в Думе, о мере возможности, соответствующей краткости оставшегося досозыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишеныизбирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общегоизбирательного права вновь установленному законному порядку…».[15]
Одной из первоочередныхзадач после издания Манифеста стала необходимость разработки новогоизбирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты,определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы иГосударственного Совета и их соподчиненность.
По окончании работыучредительного съезда кадетской партии, состоявшегося 12 – 18 октября 1905 г. вМоскве, уже упоминавшийся Кокошкин вместе с Головиным и кн. Г. Е.Львовым былделегирован для участия в переговорах с премьер-министром С. Ю. Витте оформировании нового правительственного кабинета. В этих переговорах Кокошкинупринадлежала ключевая роль. В принципе не отвергая с порога просьбу Витте оподдержке правительства либеральной оппозицией, члены делегации посчитали,однако, необходимым обусловить ее рядом предварительным условий. Правительстводолжно было немедленно осуществить следующие мероприятия: 1) реализовать вполном объеме положения Манифеста 17 октября; 2) созвать учредительное собраниена основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права длявыработки конституции; 3) дать политическую амнистию. «Все эти реформы, — заявили члены делегации, — неизбежны и лучше дать их сразу, чем идти к нимболезненным путем через видоизмененную Государственную думу».[16]Отказ Витте удовлетворить требования кадетской делегации привел к срывупереговоров.
Работа по разработкезакона была поручена образованной 28 октября специальной комиссии («Особое совещание»)под председательством члена Государственного Совета графа Д. Сольского. Сноября 1905 г. по январь 1906 г. она провела десять заседаний, в которыхособенно бурно обсуждался вопрос о привлечении в состав Государственного совета«выборного элемента» из наиболее «устойчивых по взглядам и направлениям слоевнаселения».
Позиция главы кабинетаминистров С. Ю. Витте сводилась к следующему: «Точно так при обмене мыслейотносительно политики министерства также не произошло никаких несогласий,впрочем, на этом предмете долго не останавливались, так как политика моегоминистерства определялась моим всеподданнейшим докладом, опубликованнымодновременно с манифестом 17 октября. Относительно этой политики больше всегоразговора вызвал вопрос о выборах в Государственную думу. Лица из общественныхдеятелей желали знать, какой политики я буду держаться относительно выборов вДуму, и здесь также у нас не вышло никаких разногласий».[17]
Вполне естественно, что речь зашла и о духовенстве. Большинство членовКомиссии поддерживало идею включения в состав Государственного Советапредставителей от Православной церкви.
Лишь очень немногие высказывали иное мнение. В частности, известныйправовед, член Государственного Совета Н. С. Таганцев считал, что в разрешенииэтого вопроса следует исходить из «государственной», а не из политиканствующей»точки зрения. Многообразие вероисповеданий, присущих народам России, требовалоучесть их интересы и обеспечить представительство в высших органах власти.
Подготовленные Комиссией Сольского проекты законов в феврале 1906 г.вынесены были на окончательное обсуждение Особого совещания в Царском Селе подпредседательством Николая II. Из воспоминаний Н.С. Таганцева явствует, что,когда зашел разговор о представительстве духовенства, то присутствующие — министры, члены Государственного Совета и иные высшие сановники былиединодушны. Даже не возникала мысль, что наряду с представительствомгосударственной Церкви может существовать, хотя бы в самом минимальном виде,представительство иных религий и церквей, признаваемых Основными законамиРоссийской империи. Таким образом, не были учтены интересы тех миллионовроссийских подданных, которые согласно законам (ст.ст. 66, 67) «пользовалисьсвободою веры», не говоря уже об игнорировании интересов «нетерпимых»государством «раскольников» и «сектантов». В итоге решено было допустить вГосударственный Совет только представителей Русской церкви: три — от черного, итри — от белого духовенства.
И так, были изданы Манифест 17 октября 1905 года и законодательных актах,изданных в его развитие в конце 1905 – начале 1906 гг.: законе об измененииположения о выборах в Государственную думу (от 11 декабря 1905г.); манифесте обизменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре УчрежденияГосударственной думы, а также о новом Учреждении Государственной думы (от 20февраля 1906г.).[18]Эти законодательные акты стали правовой основой Государственной думы.
Пересмотренное «Учреждение Государственной думы» по своей структуре исодержанию очень напоминает предшествующий проект данного документа. СтатусДумы определяется аналогичным образом – как совещательного органа, создаваемогодля «обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховнойсамодержавной власти по силе основных законов» (ст. 1). В пересмотренномварианте документа отсутствует статья о праве Сената лишать депутатов Думы ихзвания или временно устранять их от участия в заседаниях. Члены Думы получаютсвоеобразное право депутатской неприкосновенности и не могут быть подвергнутылишению свободы без предварительного согласия Думы (ст. 16).[19]
К этому времени уже оформились многие партии, сыгравшие впоследствиивидную роль, как в истории Дум, так и в истории всей страны. Это такие партиикак РСДРП (большевики и меньшевики), эсеры, кадеты, октябристы и многие другие.В такой обстановке правительство объявило о проведении выборов в Думу (11декабря 1905 года, в разгар Московского восстания). Левые партии, рассчитываяна высокую активность населения, надеялись совершить переворот и захватитьвласть, поэтому выборы в Думу бойкотировали; остальные же приняли активноеучастие в предвыборной кампании. В  правительственных кругах тоже было многоразногласий по поводу предстоящих выборов.
Наиболее острым был вопрос о характере выборов: сделать ли выборы общими,прямыми, равными и тайными, или остановиться на более осторожном варианте. Подвлиянием революционной эйфории идея о всеобщих, равных, тайных, прямых выборахзахватила российское общество, и ее сторонниками стали такие деятели, какГучков, Шипов, и даже Бобринский.
Однако в дальнейшем умеренные либералы, в отличие от кадетов, отказалисьот лозунга подобных выборов. В результате дебатов был сохраненсословно-куриальный принцип, заявленный еще в булыгинском проекте. Выборыстановились многоступенчатыми. Всего создавалось четыре курии:землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. Один выборщик приходилсяна 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. землевладельцев.Подобный выборный принцип давал очевидные преимущества состоятельным слоямнаселения, но с другой стороны, гарантировал присутствие в Думе действительныхрабочих и крестьян, а не тех, кто лишь выступал от их имени. Общая численностьГосударственной думы определялась в 524 депутата. К весне ПерваяГосударственная Дума России была избрана. Однако правящие круги былиобеспокоены сомнениями: не превратиться ли эта Дума в Учредительное собрание.
Думе, наделенной учредительными функциями, предстояло: выработать ипринять избирательный закон, основанный на всеобщем, прямом, равном и тайномголосовании
5 марта 1906 г. ЦКпоручил Кокошкину, Муромцеву и А. Н. Максимову разработать проектизбирательного закона. Это поручение было выполнено столь оперативно, что уже8-9 апреля 1906 г. законопроект был заслушан и одобрен на заседании ЦК.[20]
Но чтобы не дать Думе возможность изменить существующий строй, за четыредня до открытия I сессии, 23 апреля 1906 года царь подписал Основные законыРоссийской Империи. Это была фактически конституция, однако, поддерживающаясамодержавие. Витте советовал сопоставить этот текст с конституциями Пруссии,Австрии, Японии, чтобы заимствовать оттуда «полезные консервативные элементы».[21]
Новые Основные законы устанавливали основные права граждан:неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и т. д.; былаустановлена также и структура законодательного органа страны. Государственныйсовет реорганизовался и принял форму верхней законодательной палаты, половиначленов которой избиралась из различных групп населения, а другая половинаназначалась царем. Нижней палатой российского представительного учреждения былаГосударственная Дума. Государственный совет и Государственная Дума былинаделены правом законодательно инициативы.
Таким образом, Россия превращалась в конституционную монархию.

Глава2. Третьеиюньский переворот
Принимая во внимание ущербность получившегося избирательногозаконодательства, ограниченные права российского парламента и противоречиявнутри либералов можно констатировать, что их сильные позиции в Думах не моглиполностью компенсировать узость их массовой базы и относительную слабость ихвлияния в обществе в целом. Россия так и не стала парламентской страной, ивлияние партий в парламенте здесь не имело такого значения, как в большинствезападных стран. За исключением периода 1906-1907гг. и 1915-1917гг. когда Думавыступала центром оппозиции царскому режиму, привлекала к себе широкое вниманиеи общественные симпатии, подавляющая часть населения России слабоинтересовалась думской работой и, как правило, не возлагало на нее особыхнадежд.
Первая Дума, «Дума народного гнева», прорабоатла всего 72 дня и былараспущена. Но Вторая Дума оказалась еще более «левой», и на первых порах этоподчеркивала, не дав правому меньшинству ни одного места в президиуме. На левомфланге Думы сидела наиболее организованная фракция – социал-демократы. Этообеспокоило царизм, который видел выход в изменении избирательного закона.Причиной неудачи первых двух Дум всеми считался избирательный закон 11 декабря,и было предрешено его изменить.
В начале 1907 года власть твердой рукой наводила порядок. Смуты иволнения, сотрясавшие страну, прекратились, единичные эксцессы уже непредставляли опасности. Столыпин проявлял желание сотрудничать с Думой, но тамна встречу правительству шли только консерваторы и октябристы. Вопрос обосуждении террора сыграл важную роль в деятельности Второй Думы, по сути,явился причиной ее роспуска. Было мнение, что если Вторая дума, как и Первая,уклонится от осуждения террора, этим она себя уничтожит, тогда она уже не будетсчитаться государственным учреждением. Инициатором такого осуждения выступил Столыпин.[22]
Попытка вопрос снять, от него отмолчаться, только усиливала старанияэтого не допускать. Несколько раз вопрос откладывался и возобновлялся снова.Однако Дума отказалась от рассмотрения самостоятельного вопроса о терроре.Вследствие этого в Манифесте о роспуске Думы было указано: «Уклонившись отосуждения убийств и насилий, Дума не оказала в деле водворения нравственногопорядка содействия правительству».[23]
Как уже говорилось, причиной неудачи первых двух Дум всеми считалсяизбирательный закон 11 декабря, и было предрешено его изменить. Этого нельзябыло сделать, не нарушив конституции, т. е. не прибегнув к государственномуперевороту. Задача Столыпина состояла в том, чтобы этот «переворот» был в самомМанифесте представлен как «переворот» и оправдывался только тем, чем всеперевороты оправдываются – государственной необходимостью и невозможностьюлегальным путем выйти из положения, а не законным правом монарха. Текст этогоМанифеста был написан лично Столыпиным.[24]
Страна отнеслась к разгону Думы спокойно. Неудачный опыт кратковременногосуществования первых двух Дум обострил дискуссии в правящих кругах России охарактере избираемого правительства и его нужности. Крайне правые деятели,борцы «за чистоту монархической идеи», вообще стали ратовать за ликвидациюподобного органа или, по крайней мере, за отсрочку его созыва на неопределенноевремя.[25]Однако и П. А. Столыпин, занявший летом 1906 года пост главы правительства, идаже сам Николай II были противниками ликвидации народного представительства,понимая, что вернуться к прошлому нельзя.
3 июня 1907 года явилось важным рубежом, ознаменовавшим коррекциюнекоторых властных механизмов и всей общественной атмосферы. Роспуск Второйдумы, изменение избирательного закона и некоторое ограничение думскихполномочий устранили тот разлад в политическом строе, который служил постояннымисточником напряженности. Однако это означало не создание новой политическойсистемы, а смену политического режима, то есть способа осуществления власти.
Третьеиюньский режим оказал существенное влияние на политическую систему.В целом радикализма у партийцев поубавилось. Это нашло отражение вработоспособной Третьей думе. Третья Государственная Дума ТретьяГосударственная Дума стала первой, проработавшей весь положенный пятилетнийсрок. Она была созвана 1 ноября 1907 года, и ее состав оказался несравненноболее консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпусабыла законодательно сокращена. Теперь было избрано только 442 депутатов: 146получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты исочувствующие, 13 – трудовики, 20 – социал-демократы.

Заключение
Роспуск Второй Думы завершил первую русскую революцию. При Третьей Думеначинается эпоха «конституционной монархии». Левая общественность частоглумилась над ней, над ее «угодливостью» и «раболепством». Поводы для законногонегодования эта Дума давала не раз. Но именно одновременно с ней начался подъемРоссии во всех отношениях. Переворот 3 июня достиг своей цели. Большинствопервых двух Дум на новых выборах было разгромлено. «Оппозиции» в Третьей Думебыло не больше 90 человек, считая и 54 кадета. Центром и самой многочисленнойфракцией в думе стали октябристы. Появились и разнообразные правые, около 140депутатов.[26]
Однако и опасения, что новый избирательный закон при обнаружившихся новыхнастроениях вызовет к жизни реакционную Думу – Думу, которая окажется правеесамого правительства, – не оправдались. Первая сессия Третьей Думы прошла ватмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попыткилевых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводамокончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. Вжизни партий резко возросла роль думских фракций, в то время как внедумскаяработа свертывалась (раньше было наоборот). Создавшиеся в Думе так называемыедва большинства обещали, казалось, свести фракции в стабильные и эффективныедля парламентской деятельности коалиции.
Но в итоге положительные изменения в партийной системе не стали глубокимии долговременными. Социалистические партии выжили и окрепли. Раскол в 1913 годудумской фракции октябристов, а вскоре и фактически и самой партии подрывалипозиции либералов в целом.

Списокисточников и литературы
Источники
 
1.  Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. М., 1960.
2.  Желягин В. Российский парламентарийво времена Государственной думы: Из воспоминаний эмигранта первого поколения //Знание – сила. 1993. №7. С. 1 – 7.
3.  Ленин В. И. О революции 1905 – 1907гг. М., 1955.
4.  Маклаков В. А. Вторая Государственнаядума: Воспоминания современника. Лондон, 1991.
5.  Революция 1905—1907 гг. Документы иматериалы. М., 1975.
Литература
1. Ерман Л. К. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966.
2. История СССР. С древнейших времен до наших дней. Т. 6. М., 1968.
3. Леонов С. В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год) //Вопросы истории. 1999. №11 – 12. С. 29 – 49.
4. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории.1994. №8. С. 30 – 47.
5. Политические партии России: история и современность. М., 2000.
6. Пясковский А. В. Революция 1905—1907 гг. в России, М., 1966.
7. Федоров Б. Г. П. А. Столыпин. Т. 1 – 2. СПб., 2002.
8. Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М.,1970.
9. Шацилло К.Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история.1996. №4. С. 60 – 72.
10. Шелохаев В. В. Федор Федорович Кокошкин // Архив. 2000. N8.

Примечания


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рекламне звернення як різновид комунікації
Реферат Жидкокристаллическое состояние концентрированных растворов цианэтилцеллюлозы ЦЭЦ в диметилформамиде
Реферат Scottish Dance Music Essay Research Paper The
Реферат Застосування спиртів
Реферат Інструкція з охорони праці № для вчителя зош І-ІІІ ступенів
Реферат Christianity In Ancient Rome Essay Research Paper
Реферат Линия "Формализация и моделирование" учебного курса "Информатика"
Реферат К проблеме ценностных критериев пролетарского литературного движения в россии в 20-х годах XX века
Реферат Эль-Амарна – центр нового культа.
Реферат ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Реферат Расторжение брака
Реферат Обучение безопасности труда и виды инструктажа
Реферат Історичний розвиток українського національного відродження
Реферат Childhood Interupter Essay Research Paper Oops someone
Реферат Понятие и виды мирных средств разрешения споров в международном праве