Реферат: Природа сепаратистских тенденций в странахСеверной Африки и Ближнего Востока
арабский политический военный сепаратизм
Спустя четыре – пять десятилетий после обретения многимиарабскими странами политической независимости и государственности в некоторыхиз них не прекращается активность и даже вооруженная борьба сепаратистскихдвижений. Среди них – различные политические, вооруженные движения и группы,принадлежащие к христианской конфессии на юге Судана, курды на севере и шиитына юге Ирака, берберы (амазиги) в Алжире, Марокко, различные племена и кланы вСомали и Джибути.
Наиболее широкий размах сепаратизм получил в некоторыхстранах Северной Африки во многом из-за низкого уровня жизни, значительноуступающего, к примеру, соответствующему показателю в государствах АрабскогоМашрика, в особенности Персидского залива. Проявления сепаратизма в различныхего формах особенно ощутимы в одной из крупнейших стран Арабского Востока –Судане, которому уже более трех десятилетий реально угрожает раздел на северную– исламскую и южную – христианскую части. Борьба с сепаратизмом, гражданскаявойна несут неисчислимые потери – людские, материальные, финансовые, надолгоблокируют развитие страны. Достаточно сказать, что человеческие жертвы в Суданесоставили примерно 2 млн., война продолжается почти тридцать лет, дезорганизуявсю нормальную жизнь общества, ежедневно она поглощает 1 млн. долл. в этойодной из беднейших стран мира. В прошлом единое государство Сомали пало жертвойсепаратизма, де-факто разделившись на несколько мини-государств по этническому,вернее – клановому признаку. Нарушен один из основополагающих принциповпостколониальной Африки, признанный практически всеми африканскими странами, втом числе и арабскими, – нерушимость границ, зафиксированных на моментобретения независимости, и нашедший отражение в Уставе Организации африканскогоединства (ОАЕ), предшественнице нынешнего Африканского союза (АС),сепаратистские движения существуют и активно действуют на севере исеверо-востоке, впрочем, как и в других частях континента.
Более того, в последние полтора – два десятилетия в отдельныхарабских странах Северной Африки наметилась тенденция к усилению сепаратизма,появлению новых или реанимации старых партий, движений и кланов сепаратистскоготолка. Одним из наиболее очевидных примеров в этом отношении является Алжир,где вследствие гражданской войны, начавшейся в 90-е годы прошлого столетия,резко активизировались движения этнических меньшинств. В особенности этопроявилось в начале XXI в. в Кабилии, где среди населения преобладают берберы(амазиги) Однако и в Марокко отмечено оживление берберского сепаратизма,имеющего даже более широкую базу среди населения, чем в Алжире, ведь, по разнымоценкам, от 30 до 50% жителей этой страны – берберы, трудно поддающиеся«арабизации». Это показали неоднократно предпринятые попытки и кампании,направленные, по мнению одних экспертов, на ассимиляцию берберского населения,других – на более или менее мягкую и глубокую интеграцию берберов в арабскоеобщество. Здесь острота проблемы несколько приглушена мощной националистическойкампанией, поднятой еще с середины 70-х годов прошлого века за присоединение ккоролевству Западной Сахары. Можно не сомневаться, что если бы не этообстоятельство («внешняя угроза целостности страны»), берберская проблема вкоролевстве сегодня выглядела бы в совершенно другом свете. Сказанное вышеактуализирует вопрос о причинах, корнях сепаратизма на Арабском Востоке в целоми в Северной Африке, в частности, о потенциале сепаратистских движений,ближайших и более отдаленных перспективах их развития, воздействия на внешниймир, на соседние страны и регионы и, наконец, о возможностях решения проблемыполитическими средствами, о формах и методах противостояния тенденции к распадугосударственности, угрожающей ряду государств (хотя степень этой угрозы вкаждом из них различна).
В основе живучести сепаратизма, активизации различныхсепаратистских движений лежит комплекс причин. Питательной почвой для них являются,прежде всего, сохраняющаяся на протяжении всего постколониального периодаэкономическая отсталость ряда арабских стран, сделавших во второй половине XXв. выбор в пользу огосударствления экономики, а в некоторых из них – подавленияили ограничения деятельности местного частного и иностранного капитала. Вотдельных конкретных случаях к числу важных факторов следует отнестиискусственный характер (части) государственных границ некоторых стран,неокрепшую государственность, а точнее говоря, кризис государственности,коррупцию, поразившую правящие режимы. Отсутствие или слабость демократическойтрадиции в политической жизни также является одной из фундаментальных причинразвития сепаратистских тенденций. Росту последних способствуют региональные имежгосударственные конфликты, стремление этнических меньшинств и их лидеров кобособлению, усиливающемуся в условиях неэффективного управления. Обострению«болезни» сепаратизма в особенности способствует деспотический, авторитарныйхарактер режимов, резко ограничивающий весь переговорный потенциал центральнойвласти с оппозиционными и сепаратистскими силами и потому – подрывающийцентростремительные тенденции в обществе. Сказанное выше в полной мереотносится к истокам конфликта на юге Судана, оживлению в 90-е годы сепаратизмав Алжире и т.д. В целом комплекс причин, обозначенный выше, дает представлениео масштабах и глубине проблем, порождающих сепаратизм.
Еще одним важным фактором, подпитывающим те или иныесепаратистские движения, является установление ими контроля (или борьба законтроль) над богатыми месторождениями промышленного сырья, прежде всего нефти,важными транспортными коммуникациями, другими источниками доходов. Одной изглавных причин длительных кровопролитных конфликтов является бескомпромисснаяборьба за многомиллиардные доходы от эксплуатации месторождений нефти. Такова,в частности, ситуация на юге Судана, где найдены богатые месторожденияуглеводородов, а также в ряде других стран Арабского Востока.
Общей основой для существования большинства сепаратистскихдвижений служат сохранившие свое особое, исключительное значение в жизниобщества спустя почти полвека после обретения политической независимостиплеменные или этнические, а также конфессиональные различия, особенно живучие внаиболее экономически отсталых странах и регионах. Регионы проживания«периферийных» этносов, в особенности в условиях проявлений этническогошовинизма (отсутствие полноценного представительства этнических меньшинств вгосударственных структурах, репрессии со стороны центральных властей и т.п.),нередко становятся опорой сепаратизма. Как известно, проблема южного Судана –во многом порождение ограничительного, репрессивного курса в различных областях– политической, хозяйственной, культурной жизни, проводившегося длительноевремя центральными властями страны, пытавшимися насадить нормы шариата в южныхпровинциях, населенных христианами.
Обострившиеся в течение последних десятилетий социальныеболезни, главным образом падение уровня жизни значительной части населения, вособенности массовая безработица, стали своеобразным «спусковым крючком» дляактивизации сепаратизма.
Сепаратистские движения в настоящее время, когда в прошлоеушла опора на одну из противоборствующих мировых сил – США и СССР, нередкоопираются на связи с незаконными поставщиками оружия, услуги которыхоплачиваются за счет нелегального оборота наркотиков, ценных видов сырья и т.п.
Определенную роль в укоренении сепаратистских движений,главным образом в последнее десятилетие, играет имевший в начале 90-х годовпрецедент, когда движение за отделение Эритреи от Эфиопии, где у властинаходился авторитарный режим Менгисту, в ходе длительной, упорной вооруженнойборьбы и легитимно проведенного референдума добилось выхода этой бывшейпровинции из Эфиопии.
Одной из причин жизнеспособности сепаратистских движенийявляется поддержка, оказываемая им в различных формах со стороны правящихрежимов соседних стран. Отдельные сепаратистские группы и движения не толькопорой получают с их территории оружие, но и имеют возможность временно укрыватьчасть своих вооруженных формирований, обустраивать лагеря для подготовки боевикови т.д. Попытки мирового сообщества пресечь деятельность наркобизнеса имеждународных торговцев оружием дают лишь скромные результаты, и многиеэксперты справедливо указывают на недостаточную эффективность и невозможностьполностью перекрыть каналы получения повстанцами денежных средств и оружия. Темне менее деятельность международных организаций по пресечению незаконнойторговли оружием и наркотиками имеет важное значение в комплексе мер,направленных на профилактику вооруженных конфликтов, в том числе с участиемсепаратистов. Она дает, пусть и ограниченные, но конкретные позитивныерезультаты. Остро стоит вопрос о соблюдении некоторыми правительствамиосновополагающих принципов международных отношений. Дефицит ответственностиряда лидеров и правительств, оказывающих содействие сепаратистским движениям,сохраняет свое значение. В последние годы наметилась тенденция к болееответственному подходу со стороны некоторых руководителей к проблемесепаратизма. Этому способствовали как коллективные акции руководителей странконтинента, направленные на поиск путей разрешения противоречий и конфликтов,так и более активная роль, которую играют в этой области авторитетныемеждународные организации, включая ООН и отдельные страны – ее члены. Однакозакрепление и углубление данной тенденции также потребует определенноговремени, значительных организационных усилий и немалых материальных затрат.Накопленный опыт в противодействии сепаратизму указывает на то, что нередкорежимы в соседних странах все еще продолжают руководствоваться конъюнктурнымисоображениями, пытаются извлечь политические и (или) материальные выгоды изсложившихся конфликтных ситуаций. Становится очевидным, что существующаяправовая основа международных отношений настоятельно требует обновления, в особенностив части повышения персональной ответственности государственных деятелей задействия, предпринимаемые в конфликтных ситуациях, в том числе за нарушенияправ человека, использование вооруженных сил за пределами своих государств,поддержку движений и групп, уличенных в наркобизнесе, занимающихсямеждународным терроризмом и т.д.
Продолжительность активных действий отдельных сепаратистскихдвижений в арабских и африканских странах – более трех десятилетий – такжеуказывает на степень укоренения сепаратистских настроений, масштабыпрепятствий, которые необходимо преодолеть на пути примиренияпротивоборствующих сил. Негативные плоды сепаратизма – распад отдельныхафриканских государств, таких как Мали (отделение Сенегала), Эфиопии (отделениеЭритреи), Сомали (образование Сомалиленда и других мини-«государств») –подтверждают, что ряд иных государственных образований носил искусственныйхарактер. Надо признать, что попытки военного решения проблемы в рамкахсохранения единого государства со стороны центральных правительств были, какправило, неэффективными. Собственно, об этом свидетельствует не только примеротдельных стран Ближнего Востока, Азии, Африки, но и Европы, Северной Америки.
Сказанное выше в особенности следует подчеркнуть, т.к.иллюзии относительно возможностей военным путем решить проблему борьбы ссепаратизмом довольно широко распространены. Самое большее, что удавалосьдобиться с помощью методов силового давления на сепаратистов – это оттянутьнеизбежное политическое решение, несколько ограничить, и то временно, зонувлияния сепаратистов, установить контроль над ограниченной территорией, имеющейопределенное хозяйственное или политическое значение для центральных властей.
При этом, однако, и путь политических переговоров отнюдь неведет автоматически к скорому решению проблемы сепаратизма. Показателен примертого же юга Судана: длительные переговоры при участии международных посредниковпока приносили лишь ограниченные результаты – временные прекращения боевыхдействий между формированиями повстанцев и войсками центрального правительства– и, в принципе, не привели к окончательному урегулированию проблемы.
Оптимальный путь урегулирования, как показывает практика, –хорошо дозированное сочетание различных форм решения проблемы с тщательнымучетом меняющейся ситуации при упоре на широкую палитру способов веденияпереговорного процесса.
Важную роль может сыграть более широкое подключение кпереговорам неформальных общественных организаций, видных представителейразличных этноконфессиональных групп, оппозиционных партий, в особенностицеркви и представителей умеренного, как правило, наиболее массового течения висламе, занимающих конструктивную позицию в интересах прекращения насилия,хаоса и деградации общества.
Решающим фактором в ликвидации вооруженного противостояния ирешении проблемы сепаратизма могло бы стать четко артикулированное общественноемнение. Однако в обществах, где слабы, ограничены или отсутствуют институты итрадиции политической демократии, независимые СМИ, вряд ли такое возможно илидостижимо в ближайшей перспективе (собственно, это и является одной из основныхпричин живучести, проявлений сепаратизма).
Мировой опыт свидетельствует о том, что общими необходимымипредпосылками достижения решающего прогресса на пути урегулирования конфликтаявляются организация прямых переговоров между центральными властями исепаратистами и, что не менее важно, признание всеми участниками переговорногопроцесса того, что вооруженное противостояние не решает проблемы, лишь ведет кновым жертвам и тяжелым материальным потерям, а политическому переговорномупроцессу нет разумной альтернативы. Такие переговоры готовят почву, формируютатмосферу для принятия каждой из противоборствующих сторон таких компромиссныхрешений, которые максимально учитывают интересы каждой из сторон во всей ихпалитре.
Следует отметить, что в свете вышесказанного в Судане привсей сложности и неоднозначности происходящего в последнее десятилетиедостигнут несомненный прогресс. Стороны не только признали отдельныеосновополагающие моменты (необходимость достижения политического решения,оценка позитивной роли международных посредников, необходимость приостановитьвооруженное противостояние и т.д.), но и опробовали конкретные механизмыпостепенного продвижения по пути переговорного процесса. Похоже также, чтовласти в Алжире и Марокко в последние годы проявляют признаки стремления лучшепонять ситуацию вокруг берберской проблемы и выработать взаимоприемлемые иконструктивные механизмы сотрудничества и ее разрешения.
Вместе с тем в Судане сохраняются если не пропасть, тозначительные различия принципиального характера между позициямипротивоборствующих сторон. Проведенные в последние годы раунды переговоров неоставляют сомнений в том, что по главному вопросу – о предоставлении широкой автономииюгу Судана – кардинальных подвижек к сближению сторон пока не произошло.
Опыт десятилетий борьбы с сепаратистскими движениями даетоснования для некоторых выводов.
1. Длительные, в особенности вооруженные конфликты междусепаратистами и центральными правительствами отвлекают огромные средства отсоциально-экономического развития и порой являются непомерной ценой засохранение единства страны. В ряде случаев политическое решение в видепредоставления де-факто независимости (де-юре – по меньшей мере широкойавтономии) «мятежным» территориям является наименьшим злом из всех имеющихсявариантов.
Однако шансы на такое решение по южносуданской проблеме, впринципе не исключенное, в последние годы уменьшились, по крайней мере, наближайшую и, возможно, среднесрочную перспективу. Нынешнее центральноеправительство Судана вряд ли пойдет на отделение южных провинций, богатыхнефтью, добыча которой является крупным источником иностранной валюты иосновным энергоносителем в этой стране. Кроме того, оно, как показал опыт, всостоянии контролировать районы, богатые нефтью, и обеспечить ее добычу иэкспорт даже в условиях активного вооруженного противостояния.
2. Кризисные явления в отдельных странах региона настоятельнотребуют скорейшего политического решения конфликтов, в том числе образовавшихсяна почве сепаратизма. В некоторых наиболее трудных случаях, где особенно великилюдские жертвы и материальные потери, и которые угрожают утратойгосударственности (что убедительно показал опыт Сомали) либо дестабилизациейситуации в рамках региона и в более широких масштабах, и где уже потерпеланеудачу такая крайняя (и эффективная мера), как интеграция структурсепаратистов в центральные органы власти (парламент, правительство и т.п.)компромиссным решением может стать признание широкой автономии (де-факто –неполной независимости) или полной политической независимости мятежногорегиона.
Ситуация на юге Судана близка к такому варианту развития,что, впрочем, пока не исключает ни один из вышеназванных вариантов хода событий,включая дальнейшее продолжение кровопролития, поскольку центральноеправительство получило новый крупный источник финансирования военной кампаниипротив южан за счет разработки и экспорта месторождений нефти.
Что касается стран, где сепаратистские движения не вышли зарамки мирной борьбы, широкого, но мирного гражданского протеста противнеэффективного управления и подавления гражданских свобод, то здесь положениево многом отлично от южносуданской проблемы. Реальные перспективы смягчения ирешения проблемы сепаратистских движений связаны с интеграцией их ядра всложившиеся государственные структуры, перераспределением ресурсов в интересахразвития провинций, где получило широкий размах протестное движение, и т.п.
3. В постконфронтационную эпоху становится очевидной особаяроль мирового сообщества в решении проблем, связанных с сепаратистскимидвижениями. Значительно большим может быть вклад политических и экономическихрегиональных организаций, авторитетных международных структур. В мире накопленнемалый опыт положительного решения в наиболее конфликтогенных зонах проблем,порожденных вооруженными конфликтами. И различным международным посредникам,чья роль в данном процессе исключительно важна, есть на что опереться в своейдеятельности.
4. Опыт второй половины XX в. свидетельствует о том, чтопреодоление экономической отсталости и устранение питательной почвы длясепаратизма в различных регионах мира, включая Ближний Восток и СевернуюАфрику, займет целый исторический период. Оно потребует значительных интеллектуальныхсил и материальных ресурсов. Однако вопрос о том, в состоянии ли те или иныетоталитарные и деспотические режимы мобилизовать интеллектуальные, материальныеи иные ресурсы, необходимые для ликвидации причин сепаратизма и предотвращенияраспада государственности, нередко носит риторический характер. И в этом –корень многих проблем.
5. Хотя, как свидетельствует история западных демократий,развитое гражданское общество не служит полной гарантией против возникновениясепаратистских тенденций, институты и структуры политической демократииявляются трудно- или вовсе непреодолимым препятствием на пути зарождения иподъема сепаратизма, какими бы истоками он ни питался. В этом смысле арабскиестраны весьма уязвимы и профилактика сепаратизма тесно связана с перспективамиформирования основ гражданского общества – процесса, который начался в широкихмасштабах на Ближнем Востоке и в Северной Африке относительно недавно ипротекает весьма сложно.
Список источников илитературы
1. КудрявцевА.В. Феномен «арабских афганцев». – Ближний Восток и современность. Вып. 17.М., 2003. С. 167–168.
2. ВасильевA.M.История Саудовской Аравии. М., 1982. С. 298–319.
3. ШангареевИ. (издатель). Ислам против терроризма. Фетвы имамов по вопросам, касающимсятяжких бедствий. М., 2003.
4. ИсторияВостока. – М., 1998
5. Современнаяистория Востока. – М., 2006