Реферат по предмету "История"


Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии

Оглавление
 
1. Становлениеи развитие института президентства в Республике Башкортостан
2. Общественно-политическаяжизнь БАССР в 1920-1930 гг.
3. Распространениеислама в Башкортостане
Заключение
Список литературы

1. Становление иразвитие института президентства в Республике Башкортостан
В ходе состоявшихся в РСФСР 4 марта1990 г. выборов в Советы всех уровней в 16 автономных республиках России былиизбраны новые составы Верховных Советов[1].
Не менее важным было ито, что обком утратил доверие большинства директоров крупнейших промышленныхпредприятий республики, особенно нефтяной отрасли. Опираясь на свою экономическуюмощь, они уже несколько лет требовали от партийных вождей республики помощи восвобождении от диктата московских министерств, как это сделали ранее некоторыесоюзные республики[2]. ОднакоБашкирский обком КПСС боялся конфликтовать с Москвой и Центральным Комитетомпартии. Курс местных партократов вошел в противоречие с интересами большинствадиректорского корпуса республики.
Главным событиемначавшихся во властных структурах Башкирии изменений стало избрание на постпредседателя Президиума ее Верховного Совета Муртазы Рахимова, который стал,таким образом, главой республики. Рахимов, проработав всю жизнь в нефтянойотрасли, в 1986 г. занял кресло директора Уфимского нефтеперерабатывающегозавода, и тем самым вошел в высшую хозяйственную элиту республики[3].
Когда в марте 1990 г.потребовался председатель для только что избранного Верховного Совета, Рахимовоказался идеальным кандидатом на эту должность. Как директор-хозяйственник он,разумеется, состоял в партии, и поэтому был и для промышленной элиты Башкирии,и для коммунистов «своим» человеком.
Рахимов возглавилПрезидиум Верховного Совета. В советское время этот орган не только влиял напринятие решений парламентом, но и обладал некоторыми исполнительнымифункциями, включая право руководить Советом министров (правительством)республики. Тогдашний Председатель Совета министров Миргазямов попытался вестисобственную игру. По ряду вопросов, особенно о заключении договоров с Москвой,между Рахимовым и Миргазямовым возникли разногласия. Занимая пост главыправительства с 1986 г., Миргазямов накопил значительный опыт взаимодействияреспубликанской исполнительной власти с высшими органами государственной властиСССР и занимал более осторожную, менее радикальную позицию по вопросу оперераспределении экономических и политических полномочий от центра к регионам.Рахимов, напротив, считал, что идея «суверенитета» должна заменить ушедшую внебытие коммунистическую идеологию[4].
Верховный СоветБашкирии по инициативе Рахимова 11 октября принял свою Декларацию огосударственном суверенитете. БАССР торжественно провозгласила себя «БашкирскойСоветской Социалистической Республикой (Башкирской ССР) – Башкортостаном» изаявила о своем вхождении как в СССР, так и в «обновленную» РоссийскуюФедерацию. В первой статье этого документа, состоявшего из 10 пунктов, былозаписано: «Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территорииБашкирской Советской Социалистической Республики, а также весь экономический инаучно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонациональногонарода»[5].
Декларация выражала интересы,как националистических сил, так и местной хозяйственной элиты; в то же времяона создала предпосылки для того, чтобы пост Председателя Верховного Советапревратился, наконец, в главную политическую должность республики. Башкирияпровозгласила собственную «государственность», и глава этого «государства»теперь должен был стать сильной политической фигурой. Реализациюпровозглашенных в Декларации о государственном суверенитете Башкирии целейРахимов сделал теперь делом всей своей жизни. Отныне суверенитет республики сталдля него высшей сакральной ценностью.
В 1992 г. резкообострилась борьба за власть между Премьер-министром Миргазямовым иПредседателем Верховного Совета Рахимовым.
ПодписаниеФедеративного договора в конце марта 1992 г. и одновременно официальное признаниеКремлем особых условий для Башкортостана стали триумфом Рахимова-политика, чтопозволило ему пойти на открытый конфликт с Миргазямовым. Разногласия между нимивозникли по вопросу о том, кому должно принадлежать право назначать главгородских и районных администраций: правительству или Президиуму ВерховногоСовета. Рахимов, манипулируя положениями республиканской Конституции, заставилглаву правительства уйти в отставку. Новым Премьер-министром республикиАнатолий Копсов.
Развернувширокомасштабную пропагандистскую кампанию, руководство Башкортостана убеждалонаселение республики в необходимости ввести пост Президента РБ.
Выборы Президента РБбыли назначены на 12 декабря 1993 г., в один день с выборами в ГосударственнуюДуму и референдумом по Конституции РФ. Одновременно Верховный Совет республикиускорил работу над новой Конституцией. Ее окончательный проект должен был бытьпринят только после выборов, причем не так, как Конституция РФ: не нареферендуме, а Верховным Советом.
В результате Рахимов 12декабря получил 64 % голосов избирателей – в 2 раза больше, чем Кадыров. Главабанка «Восток», в принципе, достиг неплохого в тех условиях результата, но всебыло уже напрасно. В Совет Федерации население Башкирии выбрало Рахимова иКопсова.
25 декабря 1993 г.,Муртаза Рахимов торжественно вступил в должность Президента РеспубликиБашкортостан.
Конституция, принятая24 декабря 1993 г., создала основу для реформирования всей системы политическойвласти в Башкортостане. Однако по двум важным вопросам – структуре и функциямнового парламента и организации местного самоуправления – не удалось принятьокончательных решений. Это было сделано в течение последующих двух лет.
Новая КонституцияБашкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом аналогичнуютой, что возникла в России по новой Конституции РФ[6].Основной закон Башкортостана, как и его российский собрат, признавал правачеловека и гражданина, запрещал всякую дискриминацию людей, провозглашалосновные социальные права и т.д. Особо подчеркивая роль прав человека,Конституция Башкортостана отражала общие настроения своего времени,выражавшиеся в отказе от правового наследия социализма. Конституция неопределяла государственный язык республики, поскольку этот вопрос еще не былокончательно решен. Особенно много вопросов вызывали статьи Основного Закона,касавшиеся, в первую очередь, структуры и компетенций органов государственнойвласти и определения отношений республики с Российской Федерацией.
На первый взглядструктура башкирских органов государственной власти и управления походит нароссийскую: во главе государства стоит Президент – руководитель исполнительнойвласти (но избирается он, в отличие от России, сроком на 5 лет), емуподчиняется правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром.Если российская Конституция ограничивает количество пребывания на постуПрезидента двумя сроками, то башкирская запрещает свыше двух сроков подряд, ноне устанавливает их предел. Законодательную власть осуществляет двухпалатныйпарламент (Государственное собрание – Курултай), избираемый на четыре года.Президент издает указы, которые не должны противоречить действующему законодательствуреспублики, но на законы, принимаемые Госсобранием, Президент может наложитьсвое вето. Госсобрание может преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеихПалат и располагает, кроме того, возможностью в ряде случаев инициироватьпроцедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит дляэтого существенные основания. Для назначения и отставки Премьер-министраПрезиденту требуется согласие парламента. Члены правительства назначаютсяПрезидентом по предложению Премьера, согласия парламента для этого не нужно.Право назначения и отставки глав городских и районных администраций принадлежиттолько Президенту. Кроме того, он обладает полномочиями вносить на рассмотрениепарламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые постыв республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главуНационального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту правоотстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушилизаконы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.
Важнейшей политическойзадачей для Рахимова после принятия Конституции РБ было законодательноеоформление деятельности нового республиканского парламента. В этом процессеможно выделить несколько этапов. 2 марта 1994 г. был принят Закон «ОГосударственном Собрании Республики Башкортостан»[7].Его краткий, состоящий из 23 статей текст определял численность обеих Палатпарламента, их компетенцию и примерный регламент. Численность ПалатыПредставителей была установлена в 154, а Законодательной Палаты – в 40депутатов. Совмещение мандатов в обеих Палатах было исключено. Кроме того,депутатам Законодательной Палаты запрещено быть депутатами иныхпредставительных (т.е. местных) органов государственной власти. Для членовПалаты Представителей таких ограничений нет.
Законом о выборах,принятым Верховным Советом Башкортостана 13 октября 1994 г., было установлено,что депутаты Законодательной Палаты избираются в 40 округах, определяемыхцентральной избирательной комиссией РБ, а Палата Представителей состоит из двухнапрямую избираемых депутатов от каждой административно-территориальнойединицы.
На выборах 5 марта и надополнительном голосовании 17 мая 1995 г. был впервые избран новый двухпалатныйпарламент Башкортостана. Исход выборов воплотил на практике сформулированные впринятом ранее законодательстве положения: Палата Представителей более чем на70 % состояла из глав местных администраций, республиканских министров и другихруководителей госучреждений[8]. Всеглавы местных администраций стали депутатами. Кроме того, практически все членыправительства, включая Премьер-министра, избирались в перспективных для нихокругах и получили 26 мест в парламенте. Наряду с другими депутатами,работающими в государственных и полугосударственных учреждениях, примерно¾ всех мест получили те, кто был назначен на свою должность так илииначе Президентом и им же мог быть снят с этой работы.
14 марта 1999 г.состоялись новые выборы в башкирский парламент. Появившиеся в печати сведенияпозволяют сделать вывод о том, что структура нового состава высшегозаконодательного органа республики ничем не отличается от его предшественника.В Палату Представителей вновь были избраны все главы местных администраций (72человека), члены высшего руководства республики, ее Премьер-министр со всемисвоими заместителями. Ни один из кандидатов от республиканской Коммунистическойпартии не смог стать депутатом. Численность Законодательной Палаты быласокращена с 40 до 30 депутатов, что, возможно, связано с одновременнымуменьшением на 10 мест численности Палаты Представителей вследствие измененийадминистративно-территориального деления республики в предыдущий период. Темсамым степень влияния Законодательной Палаты в Госсобрании Башкортостана сталаеще меньшей, чем в предшествующие четыре года[9].
К началу 1996 г., через два годапосле своего избрания Президентом Башкортостана, Рахимов завершил построениеполитического режима, который на первый взгляд выглядит как демократический.Однако при внимательном рассмотрении он оказывается гарантией для авторитарногоправления одного человека и его ближайшего окружения.
В основе нынешней системы власти вРБ лежит контроль над четырьмя ее составляющими: 1) элитой; 2) экономикой; 3)идеологией; 4) силовыми ведомствами.
Несмотря на то, что у власти вРоссии оставались прежние руководители, примерно с 1997 г. Москва началамедленное наступление на башкирский суверенитет. По мере того, как в российскойэкономике стали набирать обороты отрасли, успешно прошедшие реструктуризацию,курс «экономической самостоятельности», которым шла РБ, стал давать сбои.«Особый путь» Башкортостана оказался тупиковым[10]. Наэтом фоне Москва потребовала от республик соблюдения норм российскогозаконодательства. После того, как парламент Башкортостана в январе 1997 г.изменил порядок выборов в Госсобрание республики, Государственная Думаобратилась в Конституционный Суд России с запросом о соответствии закона РБ овыборах Президента Башкирии российской Конституции. Сомнения у депутатоввызвали 4 пункта, касавшиеся требований к кандидатам на пост главы республики:1. Владение двумя языками – русским и башкирским; 2. Возраст 35-65 лет; 3.Проживание в республике не менее 10 лет; 4. Наличие подписей не менее чем100000 чел. в поддержку кандидата. Первый пункт, как считало большинство Думы,нарушал принцип равноправия, закрепленный в российской Конституции, остальныетри противоречили федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных правграждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г., так как превышалипредусмотренные им ограничения пассивного избирательного права[11].Решение Конституционного Суда РФ ожидалось осенью 1998 г., накануне предстоящихв декабре того же года новых выборов Президента Башкортостана.
В середине марта 1998 г., еще дотого как московские суды объявили о своих решениях, Государственное Собрание РБперенесло выборы Президента Башкортостана на полгода раньше, на 14 июня 1998 г.У оппозиции теперь осталось чуть больше трех месяцев для того чтобыконсолидироваться и провести предвыборную кампанию. Действующий главареспублики имел в этом плане значительное преимущество. Легко догадаться, чтотем самым руководство РБ хотело упредить решения федеральных судов[12].И в самом деле, 27 марта Верховный Суд РФ признал, что предусмотренноеКонституцией Башкортостана право Президента РБ назначать и освобождать отдолжности глав городских и районных администраций нарушает избирательные праваграждан, закрепленные в Конституции РФ[13]. Ровночерез месяц последовало решение и Конституционного Суда России, которыйспециально ускорил рассмотрение «башкирского дела», чтобы успеть до началавыборов в РБ. Уфа вновь потерпела поражение. Требования к сроку проживания ивозрасту кандидата в Президенты РБ были объявлены противоречащими российскойКонституции. По вопросу о языке Конституционный Суд РФ признал, что посколькуБашкортостан до сих пор не принял закона о статусе башкирского языка, то поканельзя требовать от кандидатов в Президенты обязательного владения двумяязыками[14].
Как же исполнили башкирские властирешения федеральных судов? Государственное Собрание РБ отказалось вноситьизменения в республиканское законодательство. Все назначенные Рахимовым главыадминистраций остались на своих должностях. Правда, Центральная избирательнаякомиссия Башкортостана не проигнорировала решение Конституционного Суда России.Ни одному из претендентов на должность Президента не было отказано врегистрации из-за незнания двух языков или малого срока проживания вРеспублике.
Всего лишь шесть недель было уконкурентов Рахимова, чтобы начать свою кампанию и представить к 4 мая 1998 г.подписи не менее 2 % избирателей. Президент РБ с помощью своегоадминистративного аппарата легко преодолел этот первый барьер. С предвыборнойдистанции сошел глава местных коммунистов депутат Государственной Думы РФНикитин. Его сторонники не смогли собрать требуемого числа подписей. Никитинпозднее обращался в Верховный суд России по поводу переноса срока выборов, ноне смог добиться признания их недействительными[15].В конце концов, кроме Рахимова все предвыборные препоны прошли еще 4претендента на пост главы республики. Это были депутат Государственной Думы исамый острый критик Рахимова Александр Аринин, бывший банкир и участник выборов1991 и 1993 гг. Рафис Кадыров, экс-премьер Марат Миргазямов и министр лесногохозяйства республики Риф Казаккулов[16]. Списоккандидатов включал всех давних серьезных оппонентов Рахимова. Среди нихособенно следует выделить Миргазямова, которому могли симпатизировать даже те,кто не воспринимал Аринина и Кадырова как «своих», т.е. бывшие работникигосаппарата и государственные служащие. Только роль Казаккулова былапервоначально загадкой, но через несколько дней она прояснилась. ПервоначальноЦентризбирком РБ отказал Аринину и Миргазямову, а чуть позже и Кадырову, врегистрации. Таким образом, единственным конкурентом Рахимова стал министрлесного хозяйства. Он был нужен Рахимову, поскольку башкирский закон о выборахтребовал наличия по меньшей мере двух кандидатов на пост Президента.
Аринин и Миргазямов впоследствиипопытались добиться своей регистрации через суд. Республиканская ЦентральнаяИзбирательная Комиссия признала большую часть представленных ими подписейизбирателей фальшивыми. Аринин и Миргазямов, в свою очередь, заявили, чтобашкирские власти, получив от них подписные листы, поручили милиции ходить сэтими списками по квартирам и заставлять людей аннулировать свои подписи. Послетого как Верховный суд РБ отклонил жалобы претендентов в кандидаты, Верховныйсуд РФ 10 июня, за четыре дня до выборов, обязал Центризбирком Башкортостаназарегистрировать Аринина и Миргазямова. ЦИК РБ исполнила это решение наследующий день, но через несколько часов вновь отменила их регистрацию. На этотраз кандидатов обвинили в том, что их предвыборная кампания финансироваласьнезаконно. Так что в день выборов, 14 июня, в избирательных бюллетеняхзначились только фамилии Рахимова и Казаккулова.
Только через пять недель Верховныйсуд РФ признал правоту жалобы Аринина и Миргазямова на действия ЦИК РБ. Ихисключение из предвыборной борьбы было объявлено незаконным. Но дляудовлетворения своих претензий Аринин и Миргазямов должны обращаться в суды Башкортостана.Едва ли это приведет к перевыборам в республике, а тем временем Рахимов по-прежнемуостается в своей должности[17].
Официально срок Рахимова на поступрезидента РБ истекал осенью 2011 года. Однако Глава государства заявил, чтополучил заявление об отставке и решил его удовлетворить. Медведев поблагодарилРахимова за работу на посту президента республики и наградил его орденом«За заслуги перед Отечеством» I степени.
19 июля 2010 г. ПарламентБашкортостана единогласно утвердил Рустэма Хамитова в должности президентареспублики. Все 105 присутствовавших в зале депутатов проголосовали«за».
2. Общественно-политическаяжизнь БАССР в 1920-1930-е гг.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания башкир нацией, имеющей право на самоопределение.
В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед – тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики и пр. В начальный период гражданской войны, из-за разногласия с большевиками, Башкирское правительство, и созданный им Башкирский корпус, поддержали созданный в Самаре Комитет членов Учредительного собрания. Однако, вскоре после установления диктатуры Колчака в Омске, правительство Валидова, выступавшее за автономию Башкортостана, перешло на сторону Советской власти. С февраля 1919 г. полки Башкирского корпуса сражались на стороне Красной Армии. 21 февраля 1919 г. в селе Темясово на съезде представителей башкирских полков было образовано временное правительство Башкортостана — военно-революционный комитет, а уже 20 марта этого же года в Москве было подписано «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии». Автономная республика была создана в пределах Малой Башкирии и включала южные, юго-восточные и северо-восточные части современной территории Башкортостана. 19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации. Последствия гражданской войны и всеобщей разрухи в РСФСР коснулись и Башкортостана. В результате голода 1921-22 гг. населения республики сократилось на 22 процента, вдвое уменьшилось число посевных площадей. Только в 1928 г. мелкая кустарная промышленность достигла своего довоенного уровня. В целом, к этому времени Башкортостан все еще оставался аграрным краем. Рост промышленного производства начался на рубеже 20-30-х годов, после осуществления сплошной коллективизации на селе. За годы первой пятилетки в Башкортостане была осуществлена реконструкция Белорецких заводов, ставших крупнейшими предприятиями страны по производству высококачественной стали, было построено 35 новых заводов, фабрик и электростанций, развернулось сооружение ряда крупных предприятий.
Вопрос о характере башкирской автономии неоднократно возникали после образования Большой Башкирии. Так, в Башкирская конференция РКП(б),состоявшаяся в январе 1922 г., приняла обращение “О национальной борьбе в БАССРи Валидове”. В нем говорилось, что Валидов окончательно скатился в лагерьимпериалистической буржуазии, стал ее слугой и врагом трудящихся и Советскойвласти. Всякая связь с Валидовым и содействие ему считались изменой Советскойвласти. В дальнейшем многие башкирские общественно-политические деятели, дажене связанные с З. Валидовым, подверглись репрессиям по обвинению в наличиисвязей с “валидовцами”. Так, были репрессированы в 1937 г. М. Д. Халиков и Х.К. Кушаев.
К вопросу о башкирском национальном движении обком партиивернулся в 1926 г. Тогда бюро Башкирского обкома партии приняло тезисы“Характеристика башкирского движения”. Поводом для принятия тезисов, гдебашкирское национальное движение охарактеризовано как контрреволюционноенационалистическое, послужила дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала“Пролетарская революция”. Непосредственный участник башкирского движения Х.Юмагулов выступил с резкой критикой воспоминаний посланника партии вБашкортостане Ф. Самойлова под названием “Малая Башкирия” в 1918–1920 гг.”. Внем башкирское движение получило сугубо негативную оценку, и с подобнымподходом не согласился его оппонент. “Тезисы” обкома партии по своемусодержанию отражали и точку зрения профессионального революционера Ф.Самойлова. Примечательно, что в последующем историки освещали проблемуобразования БАССР исходя из данной партийной директивы (вплоть до конца 1980-хгг., т. е. до падения всевластия коммунистической партии). Позднее в оценкебашкирской автономии произошел весьма интересный поворот. Начало 1960-х гг.ознаменовалось в республике распространением эйфорического настроения,порожденного лозунгом партии о неизбежности победы коммунизма к 1980-м гг.Идейно-воспитательная деятельность партии в БАССР была нацелена на пропагандуидей социалистического интернационализма, советского патриотизма и осуждения“любых проявлений национальной ограниченности”. Под этим лозунгом по существувелась борьба против любых проявлений национального самосознания, выступлений взащиту национальных интересов. В этом плане весьма показательно решение бюроБашкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 г., давшее установку рассматриватьобразование автономной республики в 1919 г. лишь как заслугу Коммунистическойпартии и осудившее всякое инакомыслие по этому поводу.
Коснулось БАССР и так называемое разоблачение“султангалиевщины”. В июне 1923 г. состоялось совещание ЦК РКП(б), котороеобвинило известного татарского общественно-политического деятеля, работникаМусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Х. Султанлиева в антипартийной,националистической деятельности. Конкретно он был обвинен в попытке сколотитьнелегальную пантюркистскую националистическую организацию, в том, что через З.Валидова он якобы искал связи с контрреволюционными силами не только внутристраны, но и за ее пределами. Руководящим органам БАССР было указано вестирешительную борьбу в республике со сторонниками Султангалиева. В работе этогосовещания участвовали и представители БАССР М. Халиков и Б. Нимвицкий.
Следует подчеркнуть, что уже в 1920-х гг. вся полнота властив БАССР фактически находилась в руках обкома РКП(б). Он отвечал не только заидейно-воспитательную работу, но взял на себя функции по решению экономических,социальных, культурных и др. проблем. Таким образом в БАССР, как и в стране,установилась диктатура партии. Как правило, с начала 1920-х гг. Башкирскуюпарторганизацию вплоть до 1957 г. возглавлял партийный функционер, направляемыйиз Центра. В 1957 г. создается институт “вторых секретарей” обкомов. Тогдапервым лицом становился представитель коренной национальности, вторым —ставленник Москвы). Последним политсекретарем обкома партии местногопроисхождения был Ш. Худайбердин, который занимал эту должность с ноября 1921г. по апрель 1922 г. БашСНК и БашЦИК уже в те годы по существу игралидекоративную роль, и их, как правило, особенно последний, возглавлялипредставители коренной национальности.
Как известно, после образования СССР в январе 1924 г. былапринята первая Конституция СССР, а в 1925 г. — новая Конституция РСФСР. В томже году развернулась подготовка Конституции БАССР в Всебашкирский съездСоветов, состоявшийся 27 марта 1925 г., постановил одобрить КонституциюАвтономной Башкирской Советской Республики. Однако она осталась официально неутвержденной центральной Советской властью, что явилось явной недооценкойнациональной автономии — основного положения Конституции БАССР, хотя она вомногом повторяла Конституцию РСФСР, подверглась в центре критике за ее якобысамостоятельный, сепаратистский характер, и под этим предлогом республикафактически была лишена собственного основного закона.
Таким образом, в 1920-х гг. были заложены основы будущегоунитарного государства с бесправными республиками. Автономные правараспространялись лишь в области языка и культуры, но не затронули экономику.Структура управления автономией прежде всего отвечала интересам Центра, которыйчерез обком партии диктовал свою волю. Все это означало установление в странетоталитарно-бюрократических порядков с насаждением культа вождей.
Непросто складывалась общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-е гг. Как и в других регионах страны в Башкортостане развернулась борьба против так называемых «левых» — троцкистов, «правых» — бухаринцев и т.д. В 30-е гг., в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР, представители башкирской общественности предложили преобразовать две автономные республики — Башкортостан и Татарстан — в союзные. Сталин отверг это предложение. В июне 1937 г. 10-й Всебашкирский съезд Советов принял Конституцию республики, составленную по образцу Конституций СССР и РСФСР.
 
3. Распространение ислама в Башкортостане
 
В далеком 922 году встолицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе сИбн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. ТогдаЗападная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространениеислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.
До этого башкиры былиязычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедникигодами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.
По свидетельствуЮлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религиейЗолотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение КазаниМосковским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительнойчасти мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению ихчисленности и укреплению позиций ислама в крае.
В 17-18 вв. шариатстановится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностныхотношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские(Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшиесобытия жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть).Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых — зийаратам(кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана вДавлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитиемусульманское образование и письменность на основе арабской графики.
По указу Екатерины II вУфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главес муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позициидуховенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульманнасчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).
В 1-й половине 19 векаС.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, вкоторой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: "… гдемечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфимскойгубернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов,среди них 18 тыс. девочек. В медресе «Хусаиния», «Галия»,«Гусмания» преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами,в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писателиМ. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. вБашкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма — ишанизм(течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики,адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном(духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами — учениками; почиталсякак святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г.Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы(п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).
К началу 20 в. длябольшинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; егонормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельностиА.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этническойконсолидации башкир.
В первые годы Советскойвласти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 вУфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанныебольшинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), двасамостоятельных мусульманских духовных управления.
Антирелигиозная борьбав стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовыездания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено вантисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство,многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманскихобщин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войныправительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялсясъезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовногоуправления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялисьрелигиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдалсяпост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двухуфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. ВСтерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800человек.
Со 2-й половины 80-хвосстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманскиесредние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежниепостройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летияпринятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 вУфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ,исламский центр «Дагват». Религиозные учреждения создали печатныеорганы: газету «Ислам и общество», «Булгар»; сталаиздаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.
Мусульманские праздники(мосолман байрамдары) — это знаменательные дни мусульманского календаря,отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями.Главными праздниками мусульман считаются «ид аль-Фитр»(Ураза-байрам), «ид аль-Адха» (Курбан-байрам), «мирадж»(Раджаб-байрам).
Мусульманская частьнаселения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманскиепраздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовыхрепрессий служителей культов.
С начала 90-х гг. вреспублике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.
 

Заключение
 
Республика Башкортостанявляется одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагаязначительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающейпромышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров»российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы ГубайдулловичаРахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональныхрежимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиляправления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на СеверномКавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходепрошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбранПрезидентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскорепризнал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты изизбирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранениюРахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в РоссийскойФедерации такой статус, который позволяет республиканскому руководствупроводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел статьодним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнитьсвою власть.
Башкортостан – один изключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самомпрямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинствонаселения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот жесамый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в другихчастях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически ненаблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всегоблагодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так жетем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией.Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиямистабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется досих пор.

Списоклитературы
 
1. Р.А.Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов, М.Г. Валеева. В память столетия ОренбургскогоМагометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.
2. ЮнусоваА.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из историиЦентрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследиеэтносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.
3. «Учительскаягазета» 2003г № 8 Юрий ГОРЮХИН «Курбан — праздник правоверных» Уфа
4. «Мусульманскиепраздники» А. Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.