Реферат по предмету "История"


Первый европейский университет в Болонье

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ НАТЕМУ «ПЕРВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В БОЛОНЬЕ (1158)»
МИНСК
2007

Глава 1. Предпосылки кобразованию университета в Италии
В 476 году под ударамиварварских племен германцев пала Западная Римская империя – центр не толькополитической, но и интеллектуальной жизни мира в эпоху античности. Собственно,этим событием история античности и заканчивается – начинается новая эпоха,получившая в исторической литературе название «Средневековья». Англичаненазывают Средневековье не иначе как dark ages, то есть,«темные века». Действительно, как писал великий советский историк ЕвгенийТарле, «700-800 лет, отделяющих Западную Римскую империю от эпохи Возрождениявесьма скудны светящимися точками, маяками и центрами Просвещения». Эти слова вполной мере относятся и ко всей Европе, и к Италии.
Неправильно думать, чтоИталия полностью растеряла традиции Цицерона и Вергилия. Из деятелей VI-X веков можно вспомнить Кассидора, Боэция, папу Сильвестра, допринятия столь высокого сана являвшегося блестящим математиком Гербертом.Определенный подъем культурной жизни вызвало так называемое «каролингскоеВозрождение». Тем не менее, от былой славы науки и изящной словесности неосталось практически ничего.
Начало XI столетия радикально изменило такоеположение дел. Объясняется это тем фактом, что в это время Италия стала аренойнепримиримой борьбы между партиями гвельфов и гибеллинов – партиями Римскогопапы и императора Священной римской империи. Для подтверждения своих позицийобе стороны активно использовали произведения публицистических жанров. Такаяполемика привела к оживлению интеллектуальной деятельности страны. Это, а такжепозиция церкви (клерикалы обнаружили нехватку в своих рядах мощныхинтеллектуалов и также поспособствовали университетскому буму) привело кпоявлению в Италии целого ряда высших учебных заведений.

Глава 2. Болонскийуниверситет
Болонский университет,официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе.Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще сдавних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатныхи богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование.Согласно древней легенде, уже в 433 году император Феодосий основал в Болоньевысшую юридическую школу. Правда, эта легенда не пользуется доверием у ученых:скорее всего она была придумана в XIII веке теми юристами, которые хотели того, чтобы часть основанного к томувремени университета принадлежала императорам Священной римской империи.
Поэтому по-настоящемупервым, кто занялся в Болонье преподаванием, считается доктор права Пепо,известный в летописях как legis doctor. Еголекции, однако, не пользовались особой популярностью. Зато больших высотдобился его последователь Ирнерий, открывший в 1088 году специальную Болонскуююридическую школу.
Лекции Ирнерия незамедлили принести школе скорую популярность. У него появилось множествоучеников, среди которых особенно выделяются четыре доктора права: БульгарМартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Очень скоро болонскиепрофессора приобрели широкую известность и приобрели преимущество над другимиучеными городами. Есть несколько причин такого успеха. Во-первых, научныепреимущества метода преподавания. Болонские юристы совершили переворот визучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток криторике, а как самостоятельный предмет, и притом не отрывочно, а в полномобъеме. И во-вторых, покровительство германского императора Фридриха І, бывшегов то же время королем Ломбардии. Император был весьма заинтересован в поощрениизанятий римским правом, на авторитет которого всегда можно было опереться вслучае различных домогательств короны.
В 1158 г. Фридрих І торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующиельготы:
1. Свободнопутешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимостипоэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами;
2. Подлежать в городеисключительно суду профессоров или епископа.
Местоположение Болоньи,ее здоровый климат, богатство города, сам его статус благодаря недавнополученной автономии – все это объясняет причины чрезвычайной популярностиюридической школы. Наряду с молодежью, люди уже зрелого возраста, часто оставивна родине семью, занятие, почетное положение стремятся в Болонью, чтобысделаться scolarii. Дети коронованных особ, и те посылались в этот город дляизучения права и изящных искусств. Популярность школы объясняется также тем,что в недра «фельзинского храма премудрости», как величали Болонскийуниверситет во времена Ирнерия и Аккурсия, допускались и женщины и, что самоеглавное, не только к слушанию лекций, но и в качестве преподавательниц (лектрисс).
Наметилась также основнаячерта, отличающая всю средневековую университетскую историю: корпоративное,цеховое начало было так сильно в те времена, что и университет, в сущности,являлся двумя объединенными цехами. Оба этих цеха, «учащихся» и«учащих», в зависимости от нации и специальности входящих в них лиц,подразделялись на более мелкие категории. В Болонье, в частности, было четыренации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всехстуденческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ векауниверситет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским,основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со днясвоего образования имел две особенные черты, вытекающие из самих условий егообразования:
1. Это не была ассоциацияпрофессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны былиподчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitasscholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь,подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части:ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора;обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбиралисьстудентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывалисьнигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь по статуту, таким образом,в зависимости от университета и будучи свободными лишь в руководстве занятиямистудентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительносвоими личными качествами и педагогическими талантами.
2.В противоположностьПарижскому, который был вначале посвящен единственно теологии, Болонский былюридическим. Изучение римского права, положившего начало университету, а такжеканонического, введенного в программу с ХІІ века, остались главными, если неисключительными, предметами университетского преподавания. Медицина и свободныеискусства преподавались в нем, действительно, в течение ХІІІ в. знаменитымипрофессорами, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими кюридическому факультету, и только в ХІV в. наряду с ними образовались двадругих факультета: медицины и философии, а также теологии.
Самым блестящим периодомболонской школы права был промежуток времени между началом ХІІ ст. и второйполовиной ХІІ ст., охватывающий собой лекции Ирнерия и преподаваниеглоссаторства Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворноеприменение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов, новый методобучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов,после упомянутых ранее четырех докторов, были: Плацентин, работавший главнымобразом над кодексом Юстиниана и основавший школу в Монпелье; Бургундио – одиниз немногих глоссаторов, знавших греческий язык; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус,Азо (работы которого пользовались такой популярностью, что даже сложиласьпоговорка: “Chi non ha Azo, non vado a palazzo"; и, наконец, Аккурсий,самый знаменитый из глоссаторов.
Свою любовь к занятию юриспруденциейАккурсий передал и своим детям, а дочь его Дота д’Аккорсо, удостоеннаяуниверситетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, былапервой из женщин, упоминаемых в летописях университета.
В период наивысшегорасцвета в Болонском университете права наряду с юриспруденцией начинаютпроцветать и другие науки. Так, к тривиуму, комплексу наук раннегоСредневековья, который состоял из грамматики, риторики и диалектики, прибавилсяв эту эпоху позднего Средневековья квадриум: арифметика, геометрия, астрономияи музыка плюс (чуть позднее) логика и математика. Процветают здесь и другиенауки: философия, латинская и греческая литературы и медицина.
Однако за взлетом вскореприходит и падение. Многое поспособствовало этому: борьба гвельфов и гибеллинови, как следствие, участие самих профессоров университета в партийных распрях;постепенное подпадание профессоров под влияние городского муниципалитета,претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь сличными способностями преподавателя и с интересами науки. Таким образом,университет Болоньи постепенно утрачивал свое первенство в преподавании права.В довершение всего самые знаменитые легисты мало-помалу стали преподавать правоуже в Пизе, Перузе, Падуе и Павии.
За время своегосуществования Болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию,но и на Западную Европу. Благодаря своим методам и доктрине, она в значительнойстепени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и насами идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось напротяжении всех Средних веков.
Болонский университетстал прообразом многих других подобных заведений в Европе. Даже более того, онстал «инициатором» образования многих юридических факультетов (университетов),как в Италии, так и за ее пределами. Профессора и студенты Болоньи рассеивалисьпо Европе, распространяя науку, которую они сами получили там. Так, в Италиибыли образованы университеты в: Виченце (1203), Ареццо (1215), Падуе (1222). ВоФранции же был основан университет в Монпелье (1137).

ИСТОЧНИКИ
1) Тарле Евгений.«История Италии в Средние века».
2) Интернет-сайт Portalus.ru. Статья «Итальянские университеты XI-XIII вв.».
3) Интернет-сайт library.by. Статья «Болонский университет».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.