ФедеральноеАгентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ГосударственныйУниверситет Гуманитарных Наук
ИнститутПолитологии
ПулешковЕвгений Сергеевич
Советская национальная политика в Сибири
(до1940 годов)
Реферат
Студента 3 курса, очного отделения
Преподаватель
ЯхшиянОлег Юрьевич
Москва, 2007 год.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………..3
2. Политика в центре и на местах…………………………………….6
3. Создание властных органов………………………………………...8
Советы. Центрсибирь…………………………………………..8
Сибревком………………………………………………………9
4. Шаги новой власти………………………………………………….10
4.1. Тува……………………………………………………...............10
4.2. Бурятия………………………………………………………….12
4.3. Якутия…………………………………………………………...16
4.4. Алтай…………………………………………………………….19
4.5. Средниеи малые народы……………………………………….21
5. Заключение…………………………………………………………...24
6. Список используемой литературы………………………………….26
1. Введение.
Освоение Сибири иуправление её с 1917 года базировалось на марксистской теоретической платформе,давшей основы для государственной политики и национально-правовогостроительства. Маркс и Энгельс отрицательно относились к идее и практикефедерации, их симпатии были на стороне унитарного централизованногогосударства. Федеративная республика, по их мнению, как правило, либо являетсяисключением и помехой нормальному развитию общества, либо представляет собойпереход от монархии к централистской республике, как прогресс в определённоевремя и в определённом социальном пространстве, когда имеются благоприятныепредпосылки для решения национального вопроса.
В течение долгого времениЛенин стоял на таких же позициях. Он считал, что в национальном вопросе ядромявляется реальное предоставление нациям и народностям права на самоопределение,на государственное отделение и образование самостоятельных государств. При этомследует отметить, что формула «право наций на самоопределение вплоть дообразования самостоятельного государства» носила исключительно пропагандистскийхарактер и была идеологическим мифом. «Самоопределение» интерпретировалось каксуверенное право всякой нации или народности на свою территорию, своинациональные богатства и ресурсы, свободный выбор оптимальных способовэкономического, политического, социального и культурного развития.Самоопределение может реализовываться в разных формах государственногоустройства, в том числе и в форме федерализма. Форму государственногоустройства каждая нация должна вбирать сама, опираясь на собственныйсуверенитет.
Было время, когда Лениноткрыто выступал сторонником крупных многонациональных демократическихгосударств. Но такой политический феномен, по его мнению, допустим лишь тогда,когда он не связан с применением насилия, когда объединение наций, вступающих всвязь, основано на их собственной доброй воле. Исторический опыт и опытсовременности дают достаточные аргументы в подтверждение того, что крупноегосударство с развитием социокультурного пространства, имеет преимущество передмелким в решении духовных,экономических, политических вопросов, в разделении общественного труда, вформировании и развитии рынка, в создании механизмов разделения больших и малыхсоциальных проблем. Народы, как правило, лишь тогда требуют государственногоотделения, когда национальный гнёт и национальные трения делают совместнуюжизнь невозможной. В свою очередь, это сопряжено с противопоставлением мнимогонационального интереса действительному, с его раздуванием и превращением вфактор политической активности. Демократически проводимый принцип самоопределения,учитывающий наряду с национальными также межнациональные и глобальные интересы,способствует развитию центростремительных тенденций в многонациональномгосударстве.
Однако, даже сочувствуяидее централизованного государства, Ленин сравнительно задолго до революцийговорил о наличии ситуаций, когда федерация становилась возможной инеобходимой. В работе «Национальный вопрос в нашей программе», написанной в1903 году, он отмечал, что в отдельных случаях, когда это вызываетсяисторической необходимостью, пролетариат и его партия могут не только выставлять,но и активно поддерживать требование об образовании федерации. В канунреволюции 1917 года Ленин неоднократно высказывался о целесообразностигосударственного устройства. Но к мысли о практической целесообразностифедерации для России большевики пришли только после февральской революции 1917года.
Если говорить о народныхмассах в России, включающих представителей множества разных этносов, то они,несмотря на определённое национальное неравенство и национальную рознь,сепаратистских настроений, как правило, не проявляли. И это укрепилосьблагодаря Ленинской политике. Он считал,что дать равноправие всем народам Россиинедостаточно. Для того чтобы компенсировать многовековое угнетение народов состорон русских, эти народы, национальныеменьшинства должны получить некоторые преимущества. (Позднее на Западе этоназвали «позитивной дискриминацией»). Такая политика также предполагала, что,дав народностям определённые преимущества, блага, они почувствуют заботу осебе, и таким образом, осознают необходимость совместного сосуществования сРоссией. А пока народности будут иметь собственную автономию, атрибутыгосударственности, они достигнут болеевысокой стадии развития, повысится уровень хозяйственной, коммуникативнойкультуры, чем будет подготовлена база для их полноценного вступления в составРоссии.
2. Политика в центре и на местах.
Февральская революцияпривела к падению самодержавия. Буржуазия, взявшая политическую власть в своируки, проводила националистскую политику, как в центре, так и на местах.Документы свидетельствуют, что в апреле 1917 года в Чите проходил первыйобщебурятсякий съезд. На нём был принят проект бурятской автономии. Бурятскийнациональный комитет не ставил при этом под сомнение необходимость курсаВременного правительства, не претендовал на полный суверенитет бурятскогонарода. Несмотря на это, Временное правительство и его органы на местах резкозаявили о несогласии предоставить Бурятии автономию. Что было причиной такогорешения? Боязнь вмешательства в прерогативы правительства? Скорее всего,Временное правительство было демократичным на словах, но не в своихполитических решениях и действиях.
Аналогичные проблемы в товремя происходили и в других местах Сибири. Так, Алтайская горная думаходатайствовала перед Бийским земством о выделении в самостоятельный уездГорного Алтая. Но и эта попытка не получила поддержки со стороны центральныхвластей, не со стороны местных органов.
Приход к власти буржуазиине породил у народов Сибири полного доверия к правительству, не обеспечилединства действий, согласия в решении кардинальных проблем с учётом интересовэтнических и полиэтнических образований. Добровольный, честный, взаимовыгодныйсоюз народов России не получался. Очевидно, возникла сложность в развитииРоссии, сложилась такая ситуация, когда буржуазные средства управленияоказались недостаточно эффективными. В стране проверялись другие моделиорганизации государственного строительства, не испытанные прежде нигде в мире.Им можно давать разные оценки, но конструктивные сдвиги в жизни народовпроисходили и этого нельзя отрицать.
Первым опытом ирезультатом использования принципов добровольности и сотрудничества внационально-государственном строительстве явилось создание РоссийскойФедерации, учреждённой Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918года. Формально был признан новый государственный порядок, который объявлялсясоветским и социалистическим и проявлялся в виде федерации свободных республик разных народов, населявших Россию.Этот процесс проходил в стране и в Сибири тоже.
3. Создание органов власти.
3.1. Советы. Центросибирь.
В октябре 1917 года вПетрограде совершилась революция, с которой начался крутой поворот в жизни России,в её социально-экономической и политической системе. За два дня до этогособытия, 23 октября 1917 года, в Сибири появился Центральный исполнительныйкомитет Советов Сибири (Центросибирь). Это был, несомненно, революционный органвласти. Его избрали на Всесибирском съезде Советов, проходившем в Иркутске ипредставлявшем ограниченное число Советов – всего 70. Среди 184 делегатов было64 большевика, 35 – левых эсеров, 10 – социал-демократ-интернационалистов.Крестьянские Советы были представлены всего тремя делегатами. Центросибирьподдержала Петроградское вооружённое восстание и многое сделала, для того чтобывласть в Сибири перешла Советам.
Спустя 4 месяца, 16-26февраля, в Иркутске прошёл Второй Всесибирский съезд Советов. ПозицииЦентросибири к этому времени окрепли, она превратилась в орган исполнительнойвласти. Создавались наркоматы по разным направлениям деятельности: военный,организационный, по труду и промышленности, по финансам, иностранным делам, поборьбе с контрреволюцией.
Вырабатывались подходы квзаимоотношениям центральных и местных властей. В компетенции региональныхвластей находились все местные дела, за Центром оставались выражение изакрепление общегосударственного интереса, выработка стратегическогополитического курса. Решения по большим и малым вопросам принималось встолкновении взглядов, позиций и практических дел. Разногласия возникли поповоду заключения Брестского мира, против чего решительно и непримиримовысказался Второй Всесибирский съезд Советов.
В это время возник и решалсяв жарких спорах вопрос о создании Сибирской советской республики, каксуверенного государства. Но внутренняя и международная обстановка оказалась дляэтого неблагополучной. Охвативший огромную территорию мятеж белочехов в мае1918 года, вся сложная военно-политическая ситуация, ставившая вопрос овыживании новых ростков государственности в России и Сибири, ослаблялисепаратистские тенденции в Зауралье, способствовали интеграции с Центром,превращению страны в единый военно-политический лагерь. Конечно, странапереживала раскол, были сторонники сохранения старого режима, и были егонепримиримые противники. Но и в этих условиях было положено началоцентрализации государственного управления.
3.2. Сибревком.
В августе 1919 года былсоздан Сибревком, председателем которого стал И.Н. Смирнов. Он былпрофессиональным революционером и с 18 лет находился в РСДРП. Он прошёл тюрьмыи ссылки, учавствовал в вооружённом восстании, а в декабре 1918 года возглавилСибирское бюро ЦК РКП(б).
Сибревком становитсявысшей исполнительной властью в Сибири. Он действует в теснейшем политическомконтакте с Москвой, воплощая в жизнь политику Центра на огромной территории смногонациональным населением. Сфера компетенции Сибревкома распространяется наАлтайскую, Енисейскую, Иркутскую, Омскую, Семипалатинскую, Томскую губернии иЯкутскую область. Столицей объединившейся Сибири становится с ноября 1919 годаОмск, а в 1921 году переводится в Новониколаевск. Функционально Сибревком былсоветским сибирским правительством, вникавшем во все вопросы мирной и военнойдеятельности, внутренней и международной политики.
4. Шаги новой власти.
4.1. Тува.
Специфическиразворачивались события в бывшем российском протекторате – Урянхайском крае. Вянваре 1918 года в городе Белоцарск избирается Совет народных депутатов, новскоре он будет арестован приверженцами старого строя. В марте 1918 года съездпредставителей русского населения, проживашего в Туве, избрал Урянхайскийкраевой Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На съезде былопринято решение об оказании помощи тувинскому народу в установлениисамоуправления. Совет считал недопустимым вмешательство во внутренние делатувинского населения. Месяцем позже по инициативе Совета была проведенанационализация собственности российских и местных крупных землевладельцев.
В июне 1918 годапараллельно проходили заседания съездов представителей тувинского и трудящегосярусского населения, часть из них проводилась совместно. Тувинский съездвысказывался за образование самостоятельной народной республики.ю находящейся вдружбе с Советской Россией и развивающей конструктивные взаимовыгодныеотношения с трудовым русским населением Урянхая.
Но первые Советыпросуществовали в Туве недолго, менее четырёх месяцев. Против революционныхпреобразований выступили армия Колчака, китайские империалисты, местные феодалыи зажиточные землевладельцы. Гражданская война продолжалась более трёх лет. Поеё окончанию победителем вышли местные крестьяне-скотоводы. Их успехобеспечивался союзом со значительной частью русского народа.
В августе 1921 годасобрался Всетувинский учредительный хурал, объявивший Туву самостоятельнойнародной республикой и принявший её конституцию. Присутствовавшая на хураледелегация России поддержала предложение о самоопределении Тувы.
Национально-государственноесамоопределение Тувы не было лёгким делом. Этот край ещё не вышел из рамоктрадиционной аграрной цивилизации. Политический авангард революции –Народно-революционная партия образовалась только в 1922 году.
Конституция ТувинскойНародной Республики (ТНР) признавала покровительство Советской России в сферемеждународных отношений. В Туве была создана русская самоуправляющаяся трудоваякоммуна. Советское правительство приветствовало образование ТНР и оказывалосодействие коммуне.
Республика прошла в своёмразвитии до воссоединения с СССР два этапа. На первом этапе были проведеныантиимпериалистические и антифеодальные преобразования. Проведены конфискацияимуществ феодальных хозяйств и передача его госхозам и трудовым хозяйствам. Навтором этапе Тува объявила курс на некапиталистическое движение к социализму.Этот этап для республики был сложным. Народ Тувы также почувствовал репрессии,прокатившиеся по стране. Столкнулся с объективными хозяйственными трудностями.Но успехи были достигнуты. В Туве создавались государственные промышленныепредприятия, формировался национальный рабочий класс, а также интеллигенция. Навсём протяжении существования молодого независимого государства Тувы, СССРоказывал ему многостороннюю помощь. Советский Союз поставлял тувинцам машины,тракторы, оборудование – не от изобилия, а такова была политика, которую странапроводила по отношению к дружественным государствам, отставшим всоциально-экономическом развитии и нуждавшимся в поддержке. Это был действительноинтернационализм на практике, поддержка в международных отношениях, зримыечерты становления более высокого уровня цивилизации, чем индустриальная.
В Туву отправлялисьпродовольствие, хлеб, посылались кадры профессионалов высокого уровня дляформирования структур индустриальной цивилизации и работы на промышленныхпредприятиях, в сфере науки и образования. Для республики готовилисьсобственные кадры специалистов, учителя, врачи и так далее. Но, всё таки,потребность в такого рода кадрах была выше, чем реальный объём их подготовки.Но это был явный прогресс в развитии отраслей, которые нуждались в работникахумственного труда. До 1930 года тувинцы не имели своей собственной национальной письменности. В её созданиипомощь оказали советские учёные по заданию правительства СССР.
4.2. Бурятия.
Сложный путь был пройден после революциибурятской государственностью. Сказывались экономическое отставание ихозяйственная разруха, опасная деструктивная деятельность националистов вПрибайкалье и Забайкалье, усугубившиеся непростой международной ивнутриполитической обстановкой. В марте 1920 года в Забайкалье установиласьСоветская власть. Но сложные международные отношения побудили в это времясоздать политическую структуру переходного типа -Дальневосточную Республику(ДВР). В политическую карту Сибирского суперрегиона наряду с другимиобразованиями оказалось включенным и буферное государство ДВР. Оно сталофактором политического определения у ряда народов.
Создание ДВР привело ктому, что бурятское население оказалось разобщенным. Часть его находилась натерритории к западу от Байкала и имела подданство Российской Федерации. Буряты,жившие на территория к востоку от Байкала, стали подданными ДВР. У тех и другихбыла своя специфика развития политического процесса.
На западе буряты с января1920 года начали создавать аймачные, хошунные (волостные) и булучные (сельские)органы власти, ревкомы, подчинявшиеся Иркутскому губревкому. Была образованаБурсекция РКП(б), призывавшая бурят к интернациональной деятельности в союзе срусским рабочим классом и крестьянством, к укреплению Советской власти вбурятских районах на бурятской земле.
Иначе обстояли дела навостоке. В ДВР продолжалась гражданскаявойна, шли бои с войсками иностранных интервентов. Неоднозначной была позицияэсеров и меньшевиков, местных бурятских националистов, имевших прочноеположение в Бурнардуме. Велико было влияние на бурятское население ламаистскогодуховенства. Националисты предпринимали немало усилий для обособления бурят отрусского населения, стремились изолировать аймаки от селений соседей-небурят,создать автономию, абсолютизирующую этнические интересы. И эти усилия давалиплоды. Но существовала и другая тенденция, в развитии которой принималиактивное участие местные большевики. У них были установки на интернациональноеединство, солидарные действия. Постепенно круг приверженцев этих установокрасширялся.
В октябре 1920 годацентральные российские власти предпринимают ряд шагов, направленных наобразование бурятской автономии в Предбайкалье. В это время был подготовленпроект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) вместностях, населенных восточными народами, в котором акцентировалось вниманиена необходимости проведения в жизнь принципа автономии с учетом конкретных условий.Речь шла в первую очередь о калмыках и бурят-монголах. В этом национальномпространстве следовало проводить национальную политику государства черезместные органы власти, в которых были представители коренного населения.
На расширенном заседанииСиббюро ЦК РКП(б), состоявшемся 24 октября 1920 года, было признанопреждевременным образование бурятской республики в ДВР и предложено создатьорган, проводящий политическую и культурно-просветительскую работу среди бурятПредбайкалья и Забайкалья. Ряд причин побудили Сиббюро не форсировать решениевопроса о забайкальской бурятской автономии, но вместе с тем явились стимуломподготовки таких условий, которыесделали бы возможным его практическое Рассмотрение в ближайшее время. Былсоздан особый центр — ЦК бурят-монголов (Бур. ЦК) Восточной Сибири.
Сиббюро 28 февраля 1921 года приняло решение освоевременности создания в РСФСР автономной области из четырех бурятскихаймаков. С 28 октября по 5 ноября 1921 года в Иркутске проходил Учредительныйсъезд бурят Иркутской области и Прибайкалья, принявший решение об образованииБурятского областного ревкома. Формировался советский и партийный аппаратБурятской автономной области. ВЦИК 9 января 1922 года своим декретом закрепилобразование Бурятской автономной области в составе РСФСР. Руководящим органомбурятской автономии временно стал Бур-ревком. В аймачных ревкомах на принципахинтернациональной солидарности власть осуществляли так называемые тройки: двоебурят и один русский. Складывались предпосылки для преодоления национальнойразобщенности, нахождения оптимального механизма развития межнациональныхотношений.
А как обстояло дело сразвитием бурятского этноса в Забайкалье? Какие национально-государственныеформы там использовались? Бурятская автономная область была создана и в ДВР, нона основе иных принципов, чем в Российской Федерации. Это были принципынационально-территориального обособления административно-территориальныхединиц.
В литературевысказываются разные оценки возможных форм федерации. В работах советскихисследователей автономия на основе административного деления оцениваласьисключительно как форма «буржуазная», ориентированная на разъединение ипротивопоставление наций. В качестве «классического» и «оптимального»рассматривался вариант национальной автономии. Но на практике в СССР и Россиинациональный вариант оборачивался националистическим. Проблема использования административнойструктуры в федерации для россиян, и сибиряков в том числе, представляет нетолько теоретический, но и острый практический интерес.
В ДВР было сильнымвлияние нойонской верхушки и ламаистского духовенства. На востоке образовалсяиной тип автономии, которую возглавляла местная национальная элита. Это былкомпромиссный вариант политического развития. Но затем от этого вариантаначалось развитие в направлении общей для 20-х годов модели автономии в РФ.
После разгрома японскихинтервентов и освобождения Владивостока в конце 1922 года ДВР воссоединилась сРСФСР. Было признано нецелесообразным сохранение двух бурятских автономий.Президиум Бурят-Монгольского областного комитета РКП(б) поставил передцентральной властью вопрос о слиянии двух областей и образовании автономнойБурятской Республики которая называлась «Советская» и «Социалистическая». Ноэти два последних названия отражали не столько наличный статус республики,сколько ожидаемые перспективы, в соответствии с государственной идеологией тоговремени — предположительные результаты.
Президиум ВЦИК 30 мая1923 года декретировал создание единой Бурят-Монгольской АССР, в которойпреобладало население русской национальности. Центром республики сталВерхнеудинск. В ее органах власти были представлены буряты, русские, а такжедругие этнические группы, населявшие Бурятию. Наиболее массовоепредставительство было у крестьян, что обусловливалось социальной структуройреспублики. В декабре 1923 года I республиканский съезд Советов в Верхнеудинскеизбрал и образовал правительство (Совнарком) республики. Совершился переход отобластной формы автономии к республиканской, и это был определенный прогресс вразвитии бурятской государственности.
Можно ли считать, что впервые годы Советской власти, а затем и в последующий период такой механизм былсвойствен только бурятам? Отнюдь нет, и это станет очевидным из дальнейшегорассмотрения процессов становления и развития государственности у народовСибирского суперрегиона.
4.3. Якутия.
По-своему, но в чем-то очень похоже напроцессы в Бурятии разворачивались политические события в Якутии. Это огромнаяпровинция, на территории которой без труда разместился бы десятокзападно-европейских стран. Якутию в самодержавной России называли «тюрьмой безрешеток». Сюда на протяжении десятилетий высылали революционеров, борцов засвободу. Среди них были люди разных поколений, придерживавшиеся разных взглядовна социальное и политическое устройство России: декабристы,дворяне-революционеры, разночинцы и социал-демократы (большевики и меньшевики),анархисты и эсеры.
В XX веке Якутиявключилась в противоречивый процесс созидания новых форм социальной жизни,политического устройства, индустриальной цивилизации. Были в Якутии исторонники, и противники социальных перемен, и конфронтация между нимиразворачивалась часто в острых формах, противостояние обретало жесткий ижестокий характер.
Власть в Якутске 15декабря 1919 года перешла в руки военно-революционного штаба Красной Армии.Решением Сибревкома административные органы Якутии 20 апреля 1920 года быливременно подчинены Иркутскому губревкому. Это создавало для коренного населенияблагоприятные условия для осознания своих национальных интересов. Былосформировано Якутское бюро РКП(б). Якутская область восстанавливалась каксамостоятельная административная единица. Готовились местные кадры для органовгосударственной власти и структур самоуправления. Это способствовалопривлечению бедноты на сторону государства, изоляции тойонов.
Автономия — сложноесоциальное явление. Она может быть и шагом вперед по, пути прогресса, ипопятным движением, иметь разный социальный смысл и содержание. Учитываясложную обстановку, коммунисты Якутии не форсировали решение вопроса опредоставлении ей автономии, потому что лозунг о самостоятельности как средстверазрыва с Россией в это время широко использовали якутские националисты,феодально-тойонские круги. Требовалась большая разъяснительная работа снеискушенными в политике людьми по поводу того, что такое автономия, каковы еевозможности и пределы.
Наркомнац России принял ксведению, какая большая просветительская работа была проведена в Якутии дляразвития политического сознания населения. Итогом этой работы стало повышениеполитической культуры социально-политически активного населения огромного региона.Учитывая это обстоятельство, Наркомнац дал принципиальное согласие напредоставление Якутии автономии. На губернском совещании, состоявшемся 19-22июня 1922 года, было принято решение начать подготовительную работу по созданиюи развитию национальной государственности Якутии, связывая ее с дифференциациейнаселения края, политической активизацией бедноты, и изоляцией тойонов. В этихцелях широко использовались печать, работа школ, устная агитационная ипропагандистская деятельность по разъяснению сущности и конкретного содержаниянациональной политики государства.
С 3 по 8 октября 1921года проходил съезд уездных и волостных ревкомов Якутии. Участники егопостановили: провозгласить автономию Якутии в рамках Российской Федерации.Борьба за автономию в это время обострялась в связи со вспыхнувшим вооруженнымвыступлением тойонов и остатков белогвардейцев. При его подавлении былидопущены серьезные ошибки, жестокость и преступления. Недооценивались сложность национальныхотношений в Якутии, устойчивость традиций, наличие духовной близости разныхслоев одного, якутского, народа, авторитет тойонов у широких слоев коренногонаселения.
В борьбе за новую,неведомую жизнь значительная часть коренного населения края связывала своинадежды на лучшее будущее с российской властью, в которой видела или хотелавидеть надежную защитницу своих интересов. Президиум ВЦИК 16 февраля 1922 годапринял постановление об образовании Якутской АССР. Ее население составляло в товремя 300 тысяч человек. Более 80 процентов из этого количества приходилось надолю якутов. Территория же Якутии охватывала около 4 миллионов квадратныхкилометров.
Молодая ЯкутскаяРеспублика в это время решала две сложные задачи. Одна из них состояла вокончательной ликвидации мятежа и установлении спокойной жизни какпредварительного условия социальных преобразований. Мятежники захватилизначительную часть республики и пытались запугать население кровавым белымтеррором. Красная армия и местные власти повели решительную борьбу смятежниками, проявляя вместе с тем возможный в те времена гуманизм по отношениюк лицам, колеблющимся, оказавшимся втянутыми в повстанческие отряды из-за своейполитической незрелости, к тем, кто добровольно сложил оружие.
С помощью частей КраснойАрмии, направленных Сиббюро помощь Якутской Республике, мятежники в июне 1922года были разгромлены и стали откатываться на север и восток края. Местноенаселение адаптировалось к новым социальным условиям, постепенно осознавало, вчем суть преодоления давнишнего экономического и культурного отставания. Онооказывало помощь Красной Армии в восстановлении власти Советов и установлениирежима стабильности.
Всеякутский учредительныйсъезд Советов состоялся 27 Декабря 1922 года. Более половины его делегатов (58из 102) были якутами Съезд поблагодарил ВЦИК за предоставление Якутии автономиии внес свои предложения по выработке широкой программы предстоящейполитической, экономической и культурной деятельности в республике. Былиизбраны ЦИК и правительство.
Вторая задача заключаласьв развитии экономики Якутии, во вступлении республики на путьнационально-государственного самоопределения. Впереди было еще много трудностейи нерешенных задач. Это и разгром отрядов генерала В.Н. Пепеляева, и борьба снационалистически настроенной частью интеллигенции. Следует иметь в виду, чтоне вся интеллигенция была настроена националистически, но даже среди такназываемых националистов не все были «врагами своего народа», многие из нихстояли за сохранение национальных культурных традиций. Надо было сотрудничать сэтими людьми, но у новых властей порой не хватало для этого ни желания, ниумения. Всякое инакомыслие возводилось в ранг политического преступления,всякая оппозиция, сколь бы конструктивным потенциалом она ни обладала, быланежелательна и гонима.
Однако республикавсе-таки развивалась и решала многие социальные задачи, которые необходимо былорешать. Постепенно преодолевалось экономическое и культурное отставание,отбрасывались суеверия и все отжившее, предпринимались реальные шаги кдостижению фактического равенства с другими народами страны, сотрудничеству сними. Якутия обретала признание в мировом сообществе. Ее золото, алмазы — предмет зависти.
4.4. Алтай.
Исторический процесс созидания и развитиянациональной государственности разворачивался и на юге Сибири, на Алтае. Послеизгнания колчаковцев с территории Горного Алтая там началось восстановлениеСоветской власти, создавались новые политические структуры, усиливалось ихвлияние на население. Разъяснялась суть государственной национальной политики, развивалиськонструктивнее и взаимовыгодные отношения между русским и алтайским населениемкрая.
В 1920 году по инициативеАлтайского губкома РКП(б) образовался Горно-Алтайский уезд. При Горно-Алтайскомревкоме создали отдел национальностей. Этот отдел много сделал для вовлеченияалтайцев в активную социально-политическую, хозяйственную и культурнуюдеятельность. Алтайцы-кочевники стали понимать, что советские органы власти восновном отстаивают их интересы, помогают продовольствием, обеспечивают защитуот преступных банд, действовавших в то время в крае.
Период перехода отпродразверстки к продналогу обострил противостояние крестьян и байскихэлементов, потребовал повышенной бдительности и активности. На борьбу спротивниками преобразований, перехода к новой экономической политике,пытавшимися использовать средства криминального мира, поднималось местноеалтайское население. В селах создавались отряды самообороны. Населениеубеждалось в необходимости солидарных действий трудящихся всего уезданезависимо от их национальной принадлежности.
Проводя определенный курснациональной политики, власти на Алтае, коренные жители этих мест проявлялиинициативу относительно образования здесь автономии. ВЦИК в июне 1922 годапринял постановление о создании Ойротской автономной области за счет населенияи территории Горно-Алтайского и Бийского уездов Алтайской губернии с центром вселе Улала (ныне это Горно-Алтайск). Власть передавалась ревкому, которыйдолжен был осуществить ряд переходных мероприятий. В августе 1922 года здесьбыли созданы органы партийной и местной государственной власти.
Образование алтайскойавтономии создавало предпосылки для ускоренного развития народа, находившегосяв ту пору на перепутье между феодализмом и капитализмом. Путь к новойсоциальной организации алтайцам открывала государственная национальная политика,а более широко — весь политический курс того времени. Решение созидательныхзадач происходило на основе взаимопомощи народов, алтайского и русскогонаселения этой южной территории Сибири.
В апреле 1923 года прошливыборы в Советы, состав которых на Алтае был преимущественно крестьянским.Среди избранников преобладали сельская беднота и середняки. Советы Алтаяпредставляли собой специфическую форму политического союза местного населения срабочим классом России. Они решительно становились на путь созидания новых формсоциальной жизни. 1 мая 1923 года открылся Первый областной съезд Советов,участники которого заявили о признательности крестьянства Ойротии советскимвластям за предоставление права на самоопределение.
4.5. Средние и малые народы.
Вслед за бурятами, якутами, алтайцами обрелите или иные формы национального самоопределения и другие сибирские народы. Вноябре 1923 года решением ВЦИК был создан Хакасский уезд, преобразованный в1925 году в округ, а в 1930 — в Хакасскую автономную область. В Сибиривыделялись также национальные районы и национальные сельские Советы. Этоспособствовало привлечению к участию в управлении, к активной политическойдеятельности большого числа лиц из местного населения.
Идея Советов и на Севере,в том числе на севере Сибири, нашла своих приверженцев и проводников. Советскаявласть рождалась там в суровой и сложной борьбе, которая шла не на жизнь, а насмерть. После окончания первой мировой войны, во время гражданской войны рядмалочисленных народов оказался на грани гибели. Обострилась нищета, голод сталобычным явлением, эпидемии уносили сотни жизней. Необходимо было предприниматьрешительные действия для спасения малых этнических групп.
К лету 1918 года на севереСибири были созданы уездные и волостные Советы. В ходе гражданской воиныбольшинство тружеников Севера и Востока вставало на сторону Советов: коренныежители выполняли обязанности проводников партизанских отрядов, вступали в рядыКрасной Армии, как могли участвовали в бурных исторических событиях своеговремени. Окончилась гражданская война, надо было думать о будущем, работатьради него. Но будущее для народов Севера и Востока не могло наступить самособой, ибо еще с