Оглавление:
Введение.
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в1880—1890-х годах.
Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.
2.1. Торговля в России
2.2. Положение денежной системы России.
2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
Заключение.
Библиографический список:Введение.
Вопросу торговли в конце 19 века посвящено очень мало литературы,как правило, этот вопрос рассматривается лишь в контексте других вопросов, хотяэта тема достаточно важна.
Данная тема интересна тем, что торговля в России в конце 19 векабыла, своего рода кульминацией капиталистического развития России досоветскогопериода. Сегодня мы столкнулись с тем, что нам надо заново строить рыночныеотношения, поэтому очень важно, учесть предыдущий опыт нашего государства.Конечно, ситуация кардинально отличается, но, может быть, глубокое исследованиеданной темы позволит глубже понять природу российского народа.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ торговойдеятельности в России в конце 19 века.
Для рассмотрения торговли необходимо рассмотреть общееэкономическое развитие страны. Поэтому в первой главе мы рассмотрим развитиерыночной экономики России того периода. Чрезвычайно важно знать, чтопроизводили, для кого, куда направлялись инвестиции.
Вторая глава посвящена непосредственно рассмотрению торговли вРоссии. И в третьей главе будет рассмотрена торговля в Саратовской области.
При написании данной работы использовались следующие источники:Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998, где достаточнотщательно рассмотрена история России в разрезе экономического развития, в томчисле и во времена конца 19 века; Верт Н. История советского государства 1900-1991. М., 1994,эта классическая работа даёт детальное рассмотрение истории 20 века нашейстраны, но конец 19 века рассмотрен не достаточно хорошо, тем более, касательноторговли; а также другие работы, список которых приведён в конце работы. Глава1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.
В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленныйпереворот и переход мануфактурногок фабричному производству. В ведущих отраслях народного хозяйства сталипреобладать паровые машины и разнообразная техника — механические станки,оборудование, механизмы, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. Так, с1875 по 1892 годы количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, аих мощность — в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и началибыстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка,машиностроение, химическое производство и др.К традиционнымпромышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые:угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупныепромышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. За1860— 1895 годы выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз.Производство чугуна передвинулось с Урала на юг России. В Донбассесосредоточилось 70% всей добычи угля страны. Появились крупныемашиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов(Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск)[1].
В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в двараза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от ихввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупныемашиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейныйи пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.
На юге страны были построены передовые по техническому оснащениюметаллургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печьв Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года — наСулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинскийзаводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъемучерной металлургии в этом регионе.
Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром вЕкатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не накрепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. Кначалу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, ак концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось вДонбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленностии транспорта[2].
Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча инефтепереработка, прежде всего, в районе Баку. Первоначально тамсуществовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872года нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. В это жевремя стала внедряться новая техника — бурение скважин и выкачивание нефти припомощи паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за1870—-1890-е годы с 1,7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросладо 633 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этомупоказателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин длябытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспортеиспользовался пока в незначительном количестве.
Особенностью этого периода было бурное развитие рассеяноймануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» вдеревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные кобщинным наделам, широко участвовали в различных промыслах, из которых позжесоздавались крупные промышленные предприятия. Таким образом, в центральнойРоссии возникли многочисленные фабрично-заводские поселки — Орехово-Зуево,Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50%промышленных рабочих. Наряду с крупными промышленными центрами в глубинеРоссии развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны сбольшими фабриками разделением труда[3].
Заметные изменения происходили и на рынке труда. Если вдореформенной России работники промышленных предприятий чаще всего былиоброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных ивотчинных мануфактур, то в 1860—1870-е годы они становились свободными людьми,не связанными с общиной, навсегда переехавшими в города вместе с семьей[4].
Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнемграмотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от нихумения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особеннобыли нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численностьза 1865—1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в Россиинасчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемныхсельскохозяйственных работников, 1 млн.— занятых в строительстве, 2 млн.— такназываемых «чернорабочих», 2 млн.— занятых надомной работой[5].
В последние три десятилетия происходил бурный рост городскогонаселения. Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оносоставляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийскаяперепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличилось в 2,8 раза, тогда каквсе население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населенияк концу века составил 13,5%. Правда, здесь надо отметить такой момент: более300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителейкаждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители несчитались горожанами[6].
Особенно быстрыми темпами росло городское население за счеткрестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки временнообязанныхкрестьян, и они могли свободно уйти в города на заработки. Так, если в начале1860-х годов по паспортам уходило примерно 1,3 млн. человеке год, то в 1890-хгодах — свыше 7 млн. человек.
По официальной статистике конца века городское население состоялоиз следующих групп: крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники — 11%,мелкие ремесленники и лавочники — 24%, «люд рабочий» — 52%[7].
Наиболее высокими темпами возрастало население самых крупныхгородов — Киева, Риги, Одессы, Варшавы — центров торговли и промышленности,поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году вПетербурге насчитывалось 1,2 млн. жителей, в Москве — более 1 млн. Заметноменялся внешний облик городов, в которых появлялись многоэтажные дома,трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.
Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожныйтранспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры.Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единыйхозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики,усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строилажелезные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 годужелезные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст[8].
Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупнымизерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва —Воронеж, Москва — Нижний- Новгород. Новые линии прокладывались в морские портына Балтийском и Черном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно идругая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-хгодов началась постройка дорог промышленного значения. Магистралипрокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал.Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти вчерноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировалаактивное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.
Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростомжелезных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верстжелезнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах былапроложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которойначалось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла навторое-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись междусобой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейскойчасти страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. кмтерритории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, вРоссии в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, ав Англии — в 66 раз[9].
Первоначально железные дороги строились в основном на частныесредства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюдавкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталысоединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорогнередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорогнаходилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственноевмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство сталовообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны.
Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес,нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслейпромышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36%добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорогтребовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо ипутевого хозяйства.
К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилосьжелезными дорогами.
Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водныйтранспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в1890-х годах — свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морскогофлота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последниедесятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.[10]Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.2.1. Торговля в России
Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годыотмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 годудо 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего развития крупнойпромышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли.Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупныхгородах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарныхмагазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом.Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажалеса, хлеба, строительных материалов и пр[11].
Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения'промышленныхвыставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийскаямануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни российскихпредпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революцииподобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городахстраны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Всемирныхвыставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственныетовары, ювелирные изделия, продукция фарфоровых и стекольных заводов, изделияхудожественных промыслов неизменно получали высокие награды.
Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстромуросту хлебного рынка, который увеличился за 30 пореформенных лет более чем вдва раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялосьвнутри страны, а 40% — вывозилось за границу. Еще быстрее развивался рынокпромышленных товаров как производительного, так и личного потребления. Встране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственноготруда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин,ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потребителем становилось нетолько городское, но и сельское население[12].
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемывнешнеторгового оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок.Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1 86 1 — 1 900 годы увеличилсяв три раза — с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вывозимых товаров на20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца века 47%занимал хлеб. В то время как за эти пореформенные годы общий объем экспортаувеличился почти в три раза, вывоз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз.В конце века на внешний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых.Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти жегоды значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина.
Основными статьями импорта были машины, оборудование дляпромышленности и сельского хозяйства. Немалую долю импорта составляли металлы,хотя собственная российская металлургия постоянно развивалась. К концу векаснизились закупки хлопка-сырца в связи с развитием хлопкосеющих районов вСредней Азии. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности.По-прежнему подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — прихо--диласьна европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатскиестраны и США[13].2.2. Положение денежной системы России.
Определённым тормозом для развития рыночных отношений быланеразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков.Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основном ипотечныессуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не былисвязаны с производственной сферой. В конце 1 860 — начале 1870-х годов вбанковском деле разгорелась настоящая учредительская горячка. Бурноеразвитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупныхкапиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти жегоды достаточно быстро развивалось акционерное дело. До реформы в страненасчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. Загоды так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерныхкомпаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний,возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались «дутыми» и лопнули[14].
Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в другихстранах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Извсего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как вжелезнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурномросте данной отрасли.
В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила втораяволна учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах количество акционерныхобществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерныйкапитал стал направляться в основном в промышленное производство. Если в1870—1880-е годы акционерные общества возникали прежде всего в легкойпромышленности, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы направлялисьна строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах (юг Украины,район Баку).
Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов являлось банковскоедело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, срединих: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк(1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупныхресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы охватывали околополовины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годысамым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системыэтого периода было наличие банков земельного кредита, в том числегосударственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекалиденежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе[15].2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Формирование рыночной экономики России имело свои специфическиеособенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступилана этот путь, то есть была в роли догоняющей страны, что позволило ей вомногом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организациипроизводства.
В 1880-х годах появились первые русские монополии в промышленностии первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков —Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первоемонополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а встраховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенциюобщего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которыеостались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия[16].
Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когдапять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовыхфабрикантов сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшегосиндиката и контролировал почти все заказы на изготовление рельсов дляжелезных дорог. За ним последовало объединение заводов по изготовлениюкреплений к железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожныхмостов (1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889).Из этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство былоодной из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, чтов этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, чтооблегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции, оразделе рынка, о ценах, об условиях реализации.
При создании первых монополий в России важную роль сыгралиностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных игвоздильных заводов (1886) лежал германский капитал.
В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделерынка между железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами.В нефтяной промышленности был образован синдикат с участием предприятийбратьев Нобель и компании Ротшильда, а позже, в 1897 году, обе эти фирмы сталиучастниками международного нефтяного соглашения[17].
Специфика возникновения первой монополии в сахарной промышленности(1887) выражалась в том, что большинство объединившихся владельцевсахарных заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было созданоОбщество сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производствосахара в стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В неговходило 206 из 226 существующих заводов[18].
В 1895 годубыл принят закон, по которому министерство финансов совместно ссахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара встране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потреблениесоставляло 92 фунта в год. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следоваловывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже ценвсероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6руб. 15 коп. за пуд, то в Лондоне он продавался по цене 2 руб. 38 коп. за пуд.В результате сахарная промышленность была одной из самых прибыльных отраслей.За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до12,5 млн. пуд[19].Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
В пореформенный период Саратовская губерния заняла заметное местов общероссийской торговле. Этому способствовали развитие аграрного ипромышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло усиленноестроительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с различнымирегионами России. Важное значение для дальнейшего развития торговли имеловолжское пароходство. Магазины, лавки, товарные биржи успешно конкурируют сярмарками и базарами в розничной и оптовой торговле.
К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговлевыходит продажа зерна и муки. Саратовское зерно поставлялось в армию и нафлот, продавалось в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долювосьми юго-восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее25 процентов экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производствукоторой он занимал первое место в Поволжье. Саратовская мука через балтийскиепорты постепенно стала поступать в европейские страны.
Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладилинемецкие колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развиваетсятабачная промышленность, которая изготовляла нюхательный и курительный табак,сигары и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжскихгуберниях.
Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовалибогатая сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 годпроизводство масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов,производство колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Саратовское маслопоступало в столичные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону[20].
Традиционным саратовским товаром оставалась соль, котораяпоступала с Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратовереализовывалось до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговыеагенты из различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году вСаратове насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов.Некоторые из них имели оборот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купецКовалев, владелец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского озераначалась разработка соляных богатств озера Баскунчак. Близость к Царицыну ильготные железнодорожные тарифы позволили оттеснить губернский центр на второеместо в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в отдельные годы доходил до 5миллионов пудов (а из Саратова не достигал и 2 млн. пудов). Положениесаратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги, что удорожало доставкусюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских купцов саратовцам так и неудалось.
Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разныхсортов и различной обработки: осетры, белуги, стерляди, судаки, сельди,сазаны, тарань и другие; соленая, сушеная, вяленая, мороженая. Большое местосреди продаваемой рыбы занимали осетровые породы. Свыше 90 процентов рыбыпоступало в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналасьпоздней осенью, когда в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы,закупавшие одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3миллиона рублей в год. Однако и здесь пальму первенства перехватил Царицын,где продавалось ежегодно до 12 миллионов пудов рыбы на сумму свыше 15миллионов рублей[21].
До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, которыйпоступал из украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но итут Царицын, благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи спроизводителями сахара и оттесняет Саратов.
На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось38 лесных пристаней. 27 из них торговали разнообразным лесным материалом,остальные продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходитна пятое место по объему лесопильного производства. Лесной материалотправлялся на Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.[22]
Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широкимиспользованием в народном хозяйстве паровых и дизельных машин превратил Волгув главный путь доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупнымицентрами торговли нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговлепринадлежало товариществу «Братья Нобель».
В Саратове и Царицыне построены к концу века большие емкости дляхранения нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20миллионов пудов. Нефтепродукты поставлялись в центральные губернии, заграницу. Основными их потребителями в крае были транспортные средства, заводы,мельницы.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступалапосредником в совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю. В 1890 годубиржа открыла собственное здание (ул. Радищева, 41)[23].
В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с временнымикупцами) 859 человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399.Право на торговлю давали особые свидетельства, которые также причисляли ккупеческому сословию. Свидетельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии— от 25 до 65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители ибратья. Тем самым они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельствкупцы переводились в мещанское сословие. На каждое торговое или промышленноезаведение купец обязан был покупать специальный билет.[24]
Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893году из 58 гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизньгорода. Заключение.
Такимобразом, можно говорить о пике развития торговли России того времени. Веласьбурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основнойчертой экономической жизни России в конце 19 века является активное развитиерыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена крепостничества, ноименно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу новымсоциально-экономическим отношениям.
Развитиепроизводства, увеличение производительности труда, широкая дифференциацияпроизводства опосредовали столь развитую торговлю.
С конца XIX в. До началапервой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза.В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особеннофранцузского, капитала образуются крупные торговые монополистическиеобъединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом,мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывалисьи на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли — биржами, стационарными торговыми предприятиями — в России сохранились и патриархальныеформы торговли ( например, ярмарки ).
За 1909 — 1913гг.внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 — 1908гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары исырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленногоэкспорта — тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10%вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии сталииспользовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три разадешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранныхрынках рельсы на 25 — 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились вРумынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.
Русский рынок имел большоезначение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующееположение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россиюнемецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговомуобороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительствоупорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей поиностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливалполитику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальныевывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, ит. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своихзападноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импортаприходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках другихстран Востока — в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.
К концу 19 столетия Саратов превратился в крупныйторгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью иобогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше,но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад,несмотря на пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на всестороны народного хозяйстваБиблиографический список:
1. Бовыкин В.И.Россия в мировой капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. ИсторияРоссии, конец XVII—XIX вв. – М., 1998
3. Вернадский Г.В. Русская история:Учебник. М., 1997
4. Верт Н. Историясоветского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.:Прогресс-Академия, 1994
5. Власть и реформы. От самодержавия доСоветской России. – СПб., 1996
6. Выбор пути. История России 1861—1938/ Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. – Екатеринбург, 1995
7. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX— начало ХХ вв. – М., 1995
8. История СССР XIX -начало XX века. Учебник. / Под. ред. И. А. Федосова. – М., 1981
9. Кабанов П.И.,Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. – М., Просвещение,1984
10. Ковалевский М.М.Экономический строй России. – СПб.: 1900
11. Корнилов А.А.Курс истории России XIX века. М., 1993
12. Павленко Н.И. идр. Россия в конце XVII – XIX. – М.: Просвещение, 1997
13. Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // ИсторияСССР. – 1990. – № 4
14. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998
15. Хромов П.А.Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистическогокапитализма в России. М.: Высш. школа, 1982