Реферат по предмету "История"


Переход Балтийского флота из Таллина в Кронштадт

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Немного о Балтийском флоте………………………………….….3
ГЛАВА 2. В началеВеликой Отечественной войны..………………….…..5
ГЛАВА 3. Приказ о переходе вКронштадт и приготовления к нему…...7
ГЛАВА 4. Считанныечасы до перехода…………………………………...15
ГЛАВА 5. Балтийцы, полный вперед…………............................................20
ГЛАВА 6. Итоги и рассуждения………………………………..…………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….…………28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...31

Введение.
«Исполнилось 65 лет «Таллиннскомупереходу» — неафишируемой странице Великой Отечественной войны. По приказуставки Верховного командующего 28 августа 1941 года эскадра в составе 200вымпелов Балтийского флота покинула Таллин и направилась в Ленинград. За времядвухсуточного перехода почти половина боевых кораблей и военных транспортовбыли потоплены. Погибло более 18 тысяч советских моряков. Таких потерьСоветский флот не знал ни до, ни после этой операции. Корабли гибли отмассированных налетов немецкой авиации, вражеских торпед и снарядов береговойартиллерии, а также от огромного количества мин, выставленных на фарватере.Море кипело от взрывов, тысячи моряков оказались в холодных водах Балтики безнадежд на помощь…»[1]-когда я прочитала этот фрагмент из статьи в «Известия Петербург», то была оченьпоражена. До этого я не знала ничего про таллиннский переход и уж тем более прото, что ему исполнилось 65 лет. Эта тема меня очень заинтересовала. Я решила взять небольшую историческую справку у своего дедушки, который является большимзнатоком истории. «Если за два года «позорной» русско-японской войны былопотеряно 69 боевых кораблей и судов, то в Таллиннском переходе всего за двоесуток погибли 66! За те же двое суток потери советской стороны втроепревосходят наши потери в знаменитом Цусимском сражении и почти в семь раз –потери американцев при внезапной массированной атаке Перл-Харбора! И вот теперьподумай, насколько это было трагическим событием! Сколько людей отдали своижизни ради переправки главной базы Балтийского флота в Кронштадт!» — восклицалдедушка. После его длительных, но безумно захватывающих рассказов о переходеБалтийского флота из Таллина в Кронштадт, я уже точно знала, что эту тему явозьму для реферата по истории.

Немногоо Балтийском флоте…
Балтийский флот – один изстарейших военно-морских флотов нашей Родины, богатый славными боевыми иреволюционными традициями. Его история насчитывает почти три столетия. Напротяжении этого времени Балтийцы одержали немало блистательных побед надиноземными захватчиками, пытавшимися оттеснить русское государство от побережьяБалтики. Не раз им приходилось отстаивать интересы страны на различных морях.Победы в устье Невы и у Гангута, у Выборга и Эзеля, у Гренгама, Чесмы, Афона иНаварина навечно вошли в боевую летопись нашей страны как замечательные примерыгероизма и высокого воинского мастерства балтийских моряков. Лучшиепредставители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие русскоговоенно-морского оружия и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру.
Жизнь и деятельностьмногих знаменитых русских флотоводцев, героев победоносных морских сраженийбыли тесно связаны с Балтийским флотом.
Моряки-балтийцы сыграливыдающуюся роль в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистическойреволюции. Балтийский флот послужил той основой, на которой был созданРабоче-Крестьянский Красный флот.
В годы гражданской войныи иностранной военной интервенции балтийцы успешно защищали подступы кПетрограду. Они сражались на всех сухопутных фронтах. Правительство обычнонаправляла их туда, где было особенно трудно.
В годы восстановлениянародного хозяйства и первых пятилеток Балтийский флот превратился в грознуюсилу, в надежный бастион на ее северо-западных морских рубежах.
К началуВеликой Отечественной войны Балтийский флот являлся самым круп­ным оперативнымобъединением советского Военно-Морского Флота, где насчи­тывалось более 300кораблей и судов обеспечения, в том числе 2 линейных корабля, 2 крейсера, 2лидера, 19 эскадренных миноносцев, 65 подводных лодок и др. Флот имел более 860самолетов, а его береговая оборона — около 500 орудий; в составе флотанаходилась бригада морской пехоты. Организационно флот состоял из эс­кадры,отряда легких сил, двух бригад подводных лодок, двух бригад торпедных катеров,береговой обороны, сил и средств противовоздушной обороны, военно-воздушныхсил, а также частей специального и тылового обеспечения. Командовал флотомвице-адмирал В. Ф. Трибуц (с 1943 г.— адмирал).

Вначале Великой Отечественной войны
Пройдет война,
Мы встретимся, бытьможет,
Как прежде, дым,
Синея, будет плыть.
Поговорим о том, что всехдороже:
О Родине, о славе, олюбви…[2]
 
Алексей Лебедев,поэт-балтиец
В 1939—1940 гг. СоветскийСоюз заметно расширил свои границы на западе, в его составе появились новыесоюзные республики, каждой из которых придавалось определенное значение восуществлении господствовавшей в то время военной доктрины и в геополитическихинтересах СССР. Если бы «империалистические хищники» (по тогдашнейтерминологии) напали на Совет­ский Союз, то ответом на их агрессию стала бывойна «малой кровью, могучим ударом, на чужой территории»[3].Сомневаться в правильности подобных установок партийного и военного руководствав те времена было опасно.
В этих условияхпредставлялось целесообразным выдвижение основных ударных сил ближе к западнойгранице, а от Краснознаменного Балтийского флота требовалось обеспечить правыйфланг наступающей Красной Армии. Базирование флота тоже передвигалось на запад:его базами стали хорошо оборудованные порты прибалтийских республик, а Главнойбазой — Таллин вместо Кронштадта.
Нападение фашистскойГермании на Советский Союз 22 июня 1941 г. флот, в отличие от армии, встретилорганизованно. В первый день войны все налеты вражеской авиации на портовыегорода были отбиты, ни один корабль не был потоплен. Дальше дела пошли хуже.Под натиском противника 8-я армия Северо-Западного фронта откатывалась навосток, в первые недели войны немцы заняли Лиепаю и Ригу. В этой ситуациикорабли КБФ, при почти полном господстве немецкой авиации в воздухе и припостоянно усиливающейся минной опасности, стягивались к Таллину.
После короткой паузы,связанной с перегруппировкой сил, 30 июля Гитлер приказал возобновитьнаступление на Ленинград.
Главный удар 18-янемецкая армия наносила между озером Ильмень и Нарвой с целью выхода кЛенинграду и установления непосредственной связи с финскими войсками, другойудар — по Таллину. 5 августа ее войскам удалось выйти на ближние подступы кТаллину, а спустя еще два дня — к побережью Финского залива западнее ивосточнее города и тем самым блокировать его с суши. Так началась трехнедельнаяоборона столицы Советской Эстонии.
Таллин обороняли части10-го стрелкового корпуса8-й армии, отряды морской пехоты, полклатышских и эстонских рабочих, всего 27 тысяч человек, которых поддерживаликорабельная артиллерия, береговые батареи и авиация КБФ. К 10 августапродвижение противника удалось остановить, несмотря на слабость оборонительныхсооружений. 14 августа оборона города была возложена на Военный Совет КБФ(командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц, его заместитель по сухопутной обороне— командир 10-го стрелкового корпуса генерал-майор И. Ф. Николаев).
20 августа немцы,подтянув свежие силы, возобновили наступление и вышли к пригородам Таллина. Повремени это совпало с их прорывом к Ленинграду.

Приказо переходе в Кронштадт и приготовления к нему
В ночь на 26августа бои не прекращались. Город был охвачен пожарами, стелился густой дым.Была слышна пулеметная стрельба: фашисты были уже на окраинах.
Рано утром 26августа был получен приказ Ставки: эвакуировать Главную базу флота, войскадоставить в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, былоприказано уничтожить…
Задача былавсем ясна, но было так мало времени. За одни сутки надо было подготовить кпереходу весь флот. А это более ста девяноста вымпелов! За это время войскамнужно было отойти с фронта, а значит, требовалось какое-то прикрытие. Надобыло погрузить на корабли десятки тысяч людей и наиболее ценное имущество,разработать маршрут и план перехода.
Все понимали,что придется идти узким Финским заливом, южный и северный берега которого уже вруках противника, расположившего на них свои аэродромы и батареи.
Балтийцы немогли рассчитывать на прикрытие флота истребителями: все наши аэродромы ужебыли заняты противником и два десятка флотских «ястребков» улетели на восток…
Военный советсобрал командиров соединений, и было решено об эвакуации базы объявить людямднем 27 августа перед самым началом погрузки: это было необходимо дляскрытности операции.
Отделувоенных сообщений (ВОСО) и управлению тыла надо было провести огромную работу:расставить океанские транспорты у причалов, организовать погрузку и вывод судовиз гаваней.
На береговомфлагманском командном пункте, разместившемся в землянках на территории Миннойгавани, на голову сыпался песок из перекрытий, а пол под ногами вздрагивал отблизких взрывов. Но никто не замечал этого. Люди работали над планом перехода.
Посадка войскна большие транспорты намечалась в бухте Копли-Лахт (Бекеровская гавань игавань Русско-Балтийского завода), на островах Нейсар и Аэгна, у полуостроваВимси, в Купеческой и частично в Минной гавани, а также в Палдиски. В штормовыхусловиях, под огнем противника предстояло поставить там большие неуклюжиетранспорты.
К тому жепротивнику удалось потопить один наш буксир, а их и без того было мало. Этотоже задерживало расстановку кораблей.
В планперехода надо было включить и корабли, вызванные в Таллин из Моонзунда иРижского залива.
Серьезнойопасностью на переходе в Кронштадт считались мины заграждения и авиационныебомбы. Было установлено, что немцы выставили в Балтийском море и Финском заливеболее 3838 мин и 3450 минных заграждений. Уже на второй день войны вице-адмиралВ. Ф. Трибуц докладывал наркому Военно-Морского Флота: «Самой трудной и тяжелойопасностью для флота в связи с недостаточным количеством тральных сил являетсяминная опас­ность. В течение одних суток противник почти парализовалдеятельность флота в Финском заливе, забросав минами с воздуха Таллинский рейд,Палдиски, устье Финского залива, на котором подорвалось три корабля». Днемконечно можно маневрировать, уклоняясь от бомб самолетов и обходя плавающиемины, но  как же быть ночью, когда мины не разглядеть? Мнение было единодушно:основное минное поле противника на меридиане мыса Юминда форсировать в светлоевремя суток. Комфлот с этим предложением согласился, утвердив все                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      расчеты.
В оперативномотделе штаба спорили о том, каким генеральным курсом идти флоту. Больше всехгорячились минеры и штурманы соединений.
Минерыпредлагали немедленно протралить фарватер хотя бы до острова Гогланд, используявсе мореходные тральщики, и затем протраленный фарватер обставить вешками. Это,конечно, было бы лучше всего. Но такая операция потребовала бы несколько суток.Куда же на это время укрыть десятки транспортов с людьми и имуществом? Наконецпротивник, обнаружив без всякого труда наш обвехованный фарватер, в первую женочь мог вновь забросать его минами или переставить десяток наших тральныхвешек, чтобы направить корабли прямо на мины. А охранять протраленный фарватермы просто не могли, потому что не имели столько сторожевых кораблей.
Штурманыпредлагали идти флоту значительно более южными курсами, вплотную к берегу.Считалось, что там меньше мин. Но южный берег был в руках  противника, он смогбы подтянуть сюда всю свою артиллерию. Любой корабль, хотя бы временнопотерявший ход, был бы здесь, безусловно, расстрелян и потоплен.
Кроме того,южная часть залива в навигационном отношении была более сложна для плаванияглубокосидящих транспортов, здесь они были бы лишены возможности свободноманеврировать при уклонении от авиационных бомб противника. К тому же этот путьзначительно длиннее. Большие транспортные суда Балтийского флота никогда понему не ходили, и для их капитанов это бы был совершенно новый, незнакомыймаршрут.
Военный советутвердил план перехода флота по генеральному фарватеру Финского залива, по томупути, по которым с начала войны Балтийский флот провел между Таллином иКронштадтом уже 223 конвоя.
Было многопредложений логичных, теоретически правильных, но авторы их, к сожалению,витали в облаках. Так, рекомендовалось перед самым выходом флота нанести мощныеудары с воздуха по всем вражеским аэродромам в Прибалтике и Финляндии, а такжепо базам фашистского флота в финских шхерах. Это была довольно дельная мысль,но возникал вопрос: чем наносить флоту эти мощные удары, и где взять ударнуюавиацию? Ведь в те дни комфлот авиацией не распоряжался. Более того, дажеглавком Северо-западного направления не смог выделить десяток истребителей,чтобы прикрыть флот на переходе в светлое время суток. Ведь решалась судьбаЛенинграда, и флот сам спешил к нему на помощь. Как бы ему ни было тяжело, нони один самолет, ни одну пушку нельзя было отвлекать от обороны Ленинграда.Флоту оставалось, опираясь на свои силы, быстрее прорываться на восток. Такоерешение и принял Военный совет.
Всетранспортные и вспомогательные суда мы распределили на четыре конвоя. Каждыйконвой имел свое непосредственное охранение и должен был идти строго завыделенными ему тральщиками. Боевые корабли находились в отряде главных сил, вотряде прикрытия и в арьергарде. Эти три отряда боевых кораблей тоже нуждалисьв тральщиках. Сколько же тральщиков требовалось для обеспечения перехода стадевяноста различных кораблей, в том числе семидесяти крупных транспортов (болеешести тысяч тонн водоизмещением), по фарватеру шириной в три кабельтовых?
Все флотскиенаставления и несложные расчеты очень быстро ответили на этот вопрос: нужно неменее ста тральщиков. Мы же имели всего десять базовых и семнадцать тихоходных,немореходных тральщиков, то есть фактически одну четверть потребности.Количество же мин, поставленных фашистами, никто не мог сообщить, но по расчетамфлота оно достигало четырех тысяч. И, к сожалению, эти расчеты в дальнейшемполностью подтвердились.
Какова жебыла вероятность подрыва кораблей на минах при таком обеспечении? Этот вопрос,безусловно, волновал командование флота, но при виде пожаров и облаков дыма,застилавших небо, под грохот рвущихся в гавани снарядов они не особенностарались заострять внимание на столь неприятных цифрах.
По мереготовности документов, стали внимательно их проверяли. Надо было как можноскорее доложить их на утверждение Военному совету, с тем, чтобы после этоговручить выписки каждому командиру корабля и соединения. А время летело такбыстро!
Бои шли вдачном селении Козе, — это в районе командного пункта сухопутной обороныгорода, а в ночь на 27 августа фашисты прорвались в парк Кадриорг и к озеруЮлемистэ. Было очевидно, что противник пытается отрезать наши части от гаваней,сорвать погрузку на корабли.
Орудиякораблей били прямой наводкой, уничтожая наступающую вражескую пехоту и танки.Противник начал пристреливаться к крейсеру «Киров», и ему пришлось отойти ещемористее. Миноносцы стреляли только с ходу и тоже часто меняли район своегоманеврирования.
При поддержкекорабельной артиллерии наши бойцы героически дрались на всех участках обороны,переходя местами в контратаки и добиваясь успеха в рукопашных схватках. Так, уместечка Нымме матросы потеснили противника. С особым воодушевлением делилсясвоими впечатлениями тогда вернувшийся с фронта бригадный комиссар КириллПетрович Добролюбов: «Я побывал на батарее Скачкова в первой бригаде морскойпехоты. В это время приблизились вражеские танки. Артиллеристы подпустили их ив упор открыли огонь. Уничтожили все четыре танка… Тогда фашисты бросили набатарею пехоту. Она захватила огневую позицию. Матросы схватились врукопашную.Лейтенант Милюков, старшина Веригин, бойцы Голубятников и Дашевский билисьособенно отважно. Моряки перебили почти всех фашистов, прорвавшихся на батарею.Наши орудия остались целы. Сейчас батарея вновь ведет огонь!»[4]
В ту ночьработа не прекращалась, а 27 августа в 11 часов план прорыва флота из Таллинабыл окончательно утвержден и доведен до всего личного состава. Морякам исолдатам разъяснили: мы уходим из Таллина с тем, чтобы бить фашистов подстенами Ленинграда.
В 16 часовначалась погрузка на транспорты.
Противникусилил огонь по причалам. Скоро погрузка в Купеческой гавани стала невозможной,тогда транспорты перевели в Бекеровскую гавань.
Историярусского флота знает примеры, когда флот погибал вместе со своей базой. Такбыло в Севастополе в 1855 году и в Порт-Артуре в 1905 году. В Таллине ни армия,ни флот погибать не собирались. Они не были разбиты. По приказу Верховногокомандования, сохранив свои силы, они должны перейти для борьбы на новомнаправлении, для обороны колыбели революции, родного Ленинграда.
Ни одноговзвода солдат и ни одной исправной пушки моряки не оставляли врагу в Таллине.
Все знали,что их ждет трудный и опасный путь. «С десятками бойцов я говорил в гавани вчасы посадки сотням смотрел в глаза, — писал в своих мемуарах адмиралПантелеев, — Люди устали. Но и тени растерянности я не заметил. Спокойные лица.Лица людей, сознающих, что они исполнили свой долг. Люди понимали, что мы идемзащищать Ленинград, что мы уже помогли защитникам великого города, задержаливрага под Таллином почти на два месяца, оттянули на себя пять дивизий, из нихтри, прибывшие из-под Ленинграда»[5].
Фашистыбросались в яростные атаки. К вечеру Купеческая гавань находилась подминометным огнем, начались сильные пожары в порту.
Чтобы датьвойскам возможность отойти с передовых позиций, наша артиллерия вечером открылаураганный огонь, а специально назначенные части перешли в контратаку по всемуфронту. Тут уж не жалели снарядов! Немцы дрогнули и даже попятились назад.
В 21 часначался отход войск уже c последних позиций. Войска длинной вереницей тянулиськ гаваням. Дымовые завесы, поставленные катерами, надежно прикрывали посадку,происходившую неторопливо, без шума и суматохи.
Началосьразрушение военных объектов базы, были видны взрывы в арсенале, на многихвоенных складах, дым пожаров, жуткий гул беснующегося пламени.
Посадка вездепроходила организованно. В этом была немалая заслуга комендантов: в Купеческойгавани — военного инженера 3 ранга Гулиева, в Минной — воентехника 2ранга Шалипина, в Бекеровской и Русско-Балтийского завода — батальонногокомиссара Поспешина и старшего лейтенанта Безрукова.
По решению Военногосовета флота вывод кораблей и судов в море предполагалось начать еще вечером 27августа и закончить в 10 часов 30 минут утра 28 августа, с тем чтобы самыйтрудный участок минного поля (к северу от мыса Юминда) форсировать в светлое времясуток. Днем подсеченные плавающие мины видны, и их можно уничтожить. Однаковозникло непредвиденное обстоятельство, которое внесло нежелательную поправку впланы балтийцев. К вечеру 27 августа резко ухудшилась погода, ветер достиг семибаллов. При таком ветре малые корабли, буксиры, катера, тем более тральщики стралами идти не могут. По прогнозу погода должна была улучшиться во второйполовине дня 28 августа.
Как толькозаканчивалась погрузка, моряки «выталкивали» транспорты на рейд в назначенныеим места стоянки у островов Нейсар и Аэгна.
Пустелипричалы, все меньше и меньше людей в гавани, стихал шум разноголосой толпы, авзрывы мин и снарядов казались особенно гулкими.
Пришлиэскадренные миноносцы и сторожевые корабли из Моонзунда, а два транспорта сгероическим гарнизоном Палдиски, следующие под охраной боевых кораблей, явнозадерживаются. Телефонной связи с Палдиски давно не было, там с утра шли бои.
Было ужесовсем темно. Гавань опустела, остались только два катера и посыльное судно«Пиккер» — оно должно было доставить Военный совет флота с походным штабомна крейсер «Киров».
Бои ужевелись вблизи гавани. В грохот пулеметной и артиллерийской стрельбы врывалисьоглушительные раскаты взрывов. На фоне раскаленных облаков четко вырисовываютсяконтуры кирок, столь характерные для таллинского пейзажа.
На западеслышался гром, и вдруг там возникла феерическая картина. Тысячи разноцветныхзвезд летят к небу, рассыпаются яркими искрами. Это горели флотские складысигнальных ракет.
Военный советрешил переходить на крейсер в 4 часа утра 28 августа. Адмирал Пантелеев совторым эшелоном походного штаба должен прибыть на лидер «Минск» в 7.00.Последним в 8.00 должен был покинуть таллинскую землю начальник тыла генералМоскаленко после разрушения и заблокирования гавани.
Ночью огоньпо Минной гавани прекратился, противнику так и не удалось сбить наши частиприкрытия.
К рассветувесь флот был на рейде. Ни одного взвода солдат или матросов не осталось вТаллине.
В 4.00 былиполучены последние указания комфлота на переход. Был проведен Военный советфлота на крейсер «Киров». В гавани осталось два катера: малый охотник —для моего походного штаба и торпедный катер для начальника тыла генералаМоскаленко и офицеров его группы.

Считанные часы до перехода
План немцев прорваться кгавани и сбросить защитников Таллинна в море полностью провалился. Не говоряуже о том, что именно под Таллинном противник впервые встретил серьезноесопротивление на всем Северо-западном направлении, застряв у столицы Эстонии надолгих два месяца. В сложнейших условиях адмирал Трибуц показал себя какспособнейший и волевой военноначальник и администратор.
Теперь ему предстоялопоказать себя в качестве флотоводца. А необходимого для подобной операциифлотоводческого опыта у адмирала Трибуца не было.
Даже великим адмиралампрошлого не приходилось вести за собой такого количества кораблей и судов.Адмиралы Джелико и Шеер вели в Ютландский бой соответственно 120 и 100кораблей. Но все это были боевые корабли, действующие в открытом море и управляемыесозвездиями десятков адмиралов. Адмирал Рожественский в своем беспримерномпоходе через три океана к Цусиме вел под своим флагом около 50 боевых кораблейи судов, имея в подчинении, как и Трибуц, всего трех адмиралов, причем одногомертвого. Чем это кончилось – общеизвестно. В бою под Цусимой 5000 человекпогибло, 6000 – попали в плен. Но на пути сутками не сходящий с мостикаРожественский не потерял ни единого транспорта, ни одного 250-тонногоминоносца. Он оказался незаурядным администратором, но плохим боевым адмиралом.
Его поход вполне можносравнить с организованным и осуществленным Трибуцем планом сбора транспортов ибоевых кораблей с погрузкой на них примерно 60 тысяч человек и массы ценныхгрузов. Но впереди еще был бой. Прорыв боем! А им нужно было управлять сфлагманского мостика крейсера «Киров».
Трибуц отдал приказ, всоответствии с которым командиры отрядов имели пользоваться радиосвязью толькодля докладов о противнике и в чрезвычайных обстоятельствах, требовавшихвмешательства командующего флотом.
Адмирал медлил. Около 200кораблей и транспортов – точной цифры никто не знал даже тогда – ждали сигналаадмирала Трибуца. Сотни биноклей и тысячи глазсмотрели на сигнальные фалы крейсера «Киров». В 11 часов 30 минут был полученсигнал: «Флоту в 12.00 начать движение».
«Мы расставались сТаллином, покидали старинную базу русского флота Ревель, созданную нашимидедами более двух веков тому назад. Решение Ставки об эвакуации былоправильным. Организованный отход войск на новый фронт борьбы никогда в историивойне не считался поражением»[6],- писал адмирал Пантелеев в своем дневнике.
Флотупредстояло пройти узким Финским заливом 321 километр. На протяжении 250километров оба берега были заняты противником, а 120 километров пути густозаминированы. На обоих берегах были расположены вражеские аэродромы, батареи отсреднего до тяжелого калибра, а в шхерах за сотней островов притаилисьподводные лодки и торпедные катера. Военно-морская наука требует обеспечениякаждой операции различными формами предварительного воздействия на противника.Но жизнь внесла свои беспощадные коррективы. Хочешь, не хочешь, а надо былоидти на прорыв — и как можно скорее, хотя бы и без воздушного прикрытия,без нужного количества тральщиков, без предварительных ударов по флоту иавиации противника.
Первый конвойначал движение в 12 часов с минутами. Девять транспортов с войсками,вспомогательные суда и три подводные лодки прикрывались пятью тихоходными «ижорцами»,пятью катерными тральщиками и пятью охотниками. Ядром эскорта являлсясовременный по тому времени миноносец «Свирепый», достаточно сильный дляморского боя и очень слабый для борьбы с самолетами. Командовал конвоемотличный моряк капитан 2 ранга Николай Георгиевич Богданов.
Уже через 50 минут послеотправления резкие звонки воздушной тревоги заставили вздрогнуть адмиралаТрибуца и вскинуть бинокль к небу. В ту же секунду загрохотали зенитки состоявших вблизи крейсера эсминцев «Гордый» и «Сметливый». Спрашивать, чтослучилось, не было нужды.
В 14 часов сминутами начал сниматься с якорей небольшой конвой № 4, состоявший из девятиразличных малых вспомогательных судов, самоходных специальных барж и буксиров.Все эти небольшие суда также были полны людей. Конвой охраняли два охотника идевять катерных тральщиков. Командовал им капитан 3 ранга Глуховцев.
Снялся сякоря конвой №2 — десять больших транспортов и вспомогательных судов,восемь тихоходных и восемь катерных тральщиков и еще четыре боевых корабля.Конвоем командовал командир дивизиона канонерских лодок капитан 2 рангаАнтонов.
А еще черездвадцать минут тронулся и последний, самый большой конвой №3. В него входятдесять транспортов и танкер. Сопровождали их четыре охотника, спасательное судно,четыре катерных и четыре тихоходных тральщика. Позже в этот конвой включилисьдва транспорта с гарнизоном Палдиски. Командовал конвоем старый моряк, капитан2 ранга Янсон.
Рейд опустел,корабли уходили на север и вдали, на самом горизонте, поворачивали на восток.Флот двигался по узкому фарватеру. С обеих сторон островки, отмели, песчаныебанки, которыми так богат Финский залив.
Кораблиарьергарда под руководством контр-адмирала Ю. Ф. Ралля под вражеским огнемприступили к минным постановкам. Сторожевой корабль «Буря» поставил отдельнымибанками мины в бухте Ковли-Лахт и в Суропском проливе. «Снег» и «Циклон»выставили минные банки при входе на рейд, а минный заградитель «Вайндло»минировал Купеческую гавань и внутренний Таллинский рейд. Всего было выставленоболее сотни различных мин. Несмотря на огонь фашистов, наши корабли поврежденийне имели. Поставленные ими мины, по свидетельству самих немецких адмиралов,причинили врагу большие неприятности. При занятии Таллина несколько фашистскихкораблей подорвались и погибли на рейдах и в гаванях.
В 16.00снялись с якоря главные силы флота. За пятью базовыми тральщиками шел крейсер«Киров» под флагом комфлота, за ним лидер «Ленинград» и эскадренные миноносцы,подводные лодки и другие боевые корабли. Всего отряд главных сил насчитывал 25вымпелов, кроме спасательных и ледокольных судов. Быстро построившись впоходный ордер, корабли догнали конвои и прикрыли их от самолетов своимзенитным огнем.
В 17 часовнастала очередь отряда прикрытия.
Лидер«Минск», эскадренные миноносцы, подводные лодки построились в кильватернуюколонну и пошли за пятью базовыми тральщиками. Всего в отряде прикрытия было 20боевых кораблей.
Последним вышел в мореарьергард — отряд контр-адмирала Ю. Ф. Ралля в составе миноносцев «Калинин»,«Артем», «Володарский» и сторожевых кораблей «Снег», «Буря», «Циклон». Вохранении у него шли два торпедных катера и пять морских охотников. Отряддержался на Таллинском рейде до наступления темноты, ведя редкий огонь поберегу и принимая оттуда последние шлюпки с защитниками города. Перед уходом навосток под пулеметным огнем противника корабли приняли на борт еще 150 человекс полуострова Вимси и около 100 человек с полуострова Пальяссари.
Со спокойнойсовестью уходили моряки из Таллина. Они провели 549 стрельб, выпустив на головупротивника 13 тысяч снарядов. Флот послал на сухопутный фронт более 16 тысячматросов и командиров. Эти ударные отряды вместе с частями армии более чем намесяц задержали фашистов под Таллином.
Немцыхвастались на весь мир, что 21 июля будут в Ленинграде, но едва-едва 28 августазаняли Таллин, сняв для этого с ленинградского направления три пехотныедивизии.
Несколькосоединений немецкой авиации также были переброшены из-под Ленинграда. Многиегитлеровские самолеты навеки заглушили свои моторы под Таллином. Более сотнитысяч солдат стоила фашистам столица Эстонии, десятки танков усеяли поля наподходах к Главной базе флота…

Балтийцы, полный вперед!
В районеострова Мохни в 18 часов 30 минут немецкая авиация атаковала шедший в первомконвое транспорт «Кришьянис Вальдемарс». При уклонении  от бомб транспорт вышелиз протраленной полосы, подорвался на мине и затонул. У мыса Юминда послеавиационной атаки получил повреждения штабной ко­рабль Балтийского флота«Вирония», а около 22 часов от подрыва на мине он погиб вместе со спасательнымсудном «Сатурн». При налете авиации был по­врежден транспорт «Алев», которыйтакже вскоре подорвался на мине и зато­нул. На борту «Алева» находились 1280человек, в том числе более 800 ране­ных. Удалось спасти только 6 человек.
За несколькоминут до наступления темноты отряд главных сил вошел в плотное минноезаграждение. Ночь на 29 августа оказалась самой тяжелой, так как кораблямпришлось в темноте форсировать минное поле большой глубины и плотности. Около20 часов от подрыва на мине сначала погиб тральщик «Краб», затем тральщик«Барометр». У 3 из 5 тральщиков, за которыми шел отряд глав­ных сил, врезультате затраливания минных защитников были перебиты тралчасти. С потерейэтих тральщиков и тралов началось самое неприятное. Из от­ряда главных сил отподрыва на мине почти со всем экипажем погибла подвод­ная лодка С-5. Потомподорвался и затонул с большей частью экипажа эскадренный миноносец «ЯковСвердлов», а эсминец «Гордый» получил тяжелые повреждения.
Долгие годысуществовала легенда о том, что эскадренный миноносец «Яков Свердлов» корпусомзащитил крейсер «Киров» от торпеды, выпущенной под­водной лодкой противника.Это не так! Вряд ли немцы или финны послали бы вою подводную лодку в район ими жевыставленного минного заграждения.
В критическомположении оказался отряд прикрытия. Около 21 часа из 5 базовыхтральщиков, осуществлявших проводку кораблей отряда прикрытия, 4 оторвались и присоединились к отряду главных сил. Попыткакомандира отряда вернуть их на свое место оказалась безрезультатной. Оставшисьбез противоминного обеспечения, корабли один за другим стали подрываться наминах.
Погиб эсминец«Скорый», а лидер «Минск» и эсминец «Славный» получили серьезныеповреждения. Однако наиболее тяжелые потери понес арьергард, так как он ссамого начала следовал без противоминного обеспечения. Все надежды были только на параваны-охранители. Из арьергарда отподрыва на минах погибли эскадренные миноносцы «Калинин», «Артем»,«Володарский» и сторожевые корабли «Циклон» и «Снег». На «Володарском» погибливсе – и пассажиры, и команда. На минах гибли и транспорты. В районе мыса Юминдаподорвался и почти сразу затонул грузовой транспорт «Элла», имевший на борту905 чело­век, в том числе 693 раненых. Когда к месту гибели «Эллы» подошлосудно «Нептун», на поверхности воды плавали только 49 человек. Из состававторого конвоя так же быстро затонул транспорт «Эверита», имевший на бортугарни­зон с острова Найсаар численностью около 1500 человек, спасти удалось неболее 10. В этих условиях Трибуц приказал до наступления рассвета всем ко­раблями судам стать на якорь и только с восходом солнца продолжить движе­ние навосток. Такое решение командующего флотом было вызвано незнанием миннойобстановки, так как последовало оно, когда корабли и суда уже факти­ческифорсировали минное заграждение.
В советскойисторической литературе отмечается, что ночью то ли немец­кие, то ли финскиеторпедные катера дважды атаковали конвои, но обе атаки были отражены кораблямиохранения. На самом же деле ни финские, ни немец­кие катера в ночь на 28августа в море не выходили. Как выяснилось, лидер «Минск» и эсминцы «Скорый» и«Славный» обстреляли свои же торпедные катера (ТКА-73, 74, 94, 103 и 113),которые пытались присоединиться к сво­им кораблям. При сближении они передавалипозывные сигнальными прожек­торами, но по непонятной причине их приняли за судапротивника. В результате обстрела потопили свой торпедный катер ТКА-103.
Снаступлением рассвета, снявшись с якорей, боевые корабли с максимальновозможной скоростью ушли в сторону Кронштадта, а тихоходные и маломанев­ренныесуда остались по существу без охранения. Немецкие летчики практи­чески безпротиводействия, как на учениях, бомбили советские суда, выбирая при этом самыекрупные из них. Это, естественно, привело к большим потерям, особенно в личномсоставе. Так, на грузовом судне «Калпакс», выдержавшем более 40 атак, погиблиболее 1100 человек, в том числе 700 раненых бойцов. В районе острова Родшер отавиабомб погиб транспорт «Аусма», шедший в третьем конвое. На нем эвакуировалсягарнизон Палдиски общей численнос­тью 1200 человек. Ощутимой явилась потеряплавмастерской «Серп и Молот», имевшей новейшее для того времени оборудование иогромное количество за­пасных частей для корабельных механизмов, в особенностидля подводных ло­док. Всего же при прорыве из Таллина в Кронштадт на переходеморем погибло 46 судов; большую часть крупных судов потопила авиация. Этообъясняется тем, что истребительное прикрытие отсутствовало, а сами суда имелиничтожно малое число стволов зенитных огневых средств. К тому же накануневыхода почти на всех судах Эстонского и Латвийского пароходств были заменены ка­питаны,а вновь назначенные не знали ни маневренных качеств вверенных им судов, ниуровня подготовленности экипажей.
29 августа в17.00 боевые корабли Балтийского флота отдали якоря на Большом Кронштадтскомрейде. А уже на следующий день они включились в оборону Ленинграда: их мощнаяартиллерия громила фашистов, рвавшихся к городу. Доставленные кораблями армейскиеи флотские части были направлены на сухопутный фронт, влились в ряды защитниковгорода.

Итоги и рассуждения
В советскойисториографии потери судов оцениваются по-разному, но в большей части изданий оних написано в завуалированной форме. Например, утверждается, что погибли«главным образом малотоннажные суда»[7].Более тщательный анализ свидетельствует о другом: именно малотоннажные судадошли до Кронштадта, а все крупные суда, кроме транспортов «Казахстан» и«Эверанна», затонули.
Противоречивыданные о гибели 16 боевых кораблей. Погибли эскадрен­ные миноносцы «Артем»,«Володарский», «Калинин», «Скорый» и «Яков Свердлов», сторожевые корабли«Снег», «Циклон» и «Топаз», канонерская лодка И-8, подводные лодки Щ-301 и С-5,малый охотник МО-233, торпедный катер ТКА-103, тральщики «Барометр», «Краб» иТ-42. В своих воспо­минаниях Трибуц пишет, что после форсирования минногозаграждения флота по существу уже не было. Этим он как бы оправдывает своенеобдуманное ре­шение относительно оставления транспортов на якорной стоянке:«В отряде глав­ных сил, кроме крейсера «Киров», в исправном состоянииоставался единствен­ный миноносец — «Сметливый». В составе отрядаприкрытия исправен был лишь лидер «Ленинград». Эсминец«Суровый» сопровождал подорвавшийся «Славный»;«Свирепый» вел на буксире «Гордого». Мы не могли выделитьни одного корабля для зенитного прикрытия транспортов»[8]. В другой части мемуаров командующегофлотом читаем: «Да, враг просчитался, надеясь на уничто­жение флота.Поставленная главнокомандующим войсками Северо-Западного направления флотузадача эвакуировать из Таллина войска, прорваться в Крон­штадт была решена. Намудалось вывести из-под удара основное ядро флота — 37 процентов боевыхкораблей, которые пришли к месту назначения и сыграли важную роль в тяжелыхбоях за Ленинград».
Оставим эти«письмена» на совести бывшего командующего флотом. За­метим лишь, что, снявшисьс якорей, лидеры «Минск» и «Ленинград» со ско­ростью около 27 узлов ушли навосток, оставив беззащитными транспорты с войсками. А ведь на этих корабляхимелось достаточно сильное зенитное воору­жение! Вспомним, что так же поступилои британское морское командование, бросившее на произвол судьбы летом 1942 г.суда из состава конвоя РQ-17: тогда погибли 23 судна и 153 человека.
О потеряхличного состава сведения тоже весьма противоречивы. Адмирал Трибуц в своихвоспоминаниях «Балтийцы вступают в бой» (1973 г.) утвержда­ет, что на переходеморем погибли около 5.000 человек. Эту цифру подтверждает и бывший начальникштаба Балтийского флота адмирал Ю. А. Пантелеев в книге «Морской фронт» (1965г.). В официальном же издании Главного штаба ВМФ «Военно-Морской ФлотСоветского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» отмечается, чтопотери составили около 10.000 человек. Тщательный анализ тех событийпоказывает, что из почти 50.000 защитников Таллина более 10.000 попали в плен,около 10.000 погибли в боях или же мел­кими группами вышли из окружения, а до30.000 были приняты на транспорты и боевые корабли. Если в Кронштадт прибыли от16 до 18 тысяч человек, как утверждается в открытой советской печати,следовательно, в водах Финского за­лива утонули около 14 000 человек. Но есть идругие цифры. В 1 томе недавно рассекреченной «Хроники Великой Отечественнойвойны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере» указано, что вКронштадт и Ленинград были доставлены 12.225 человек. Получается, что погиблине 12—14 тысяч чело­век, а около 18.000 военнослужащих. Гражданское население,то есть бежен­цев, точно не сосчитали. По некоторым данным, их было около15.000 человек. Спаслись немногие.
И Трибуц, иПантелеев в своих воспоминаниях отмечают, что, как и пред­писывалось втелеграмме главкома Северо-Западного направления от 26 августа 1941 г.,противнику не было оставлено ни одной исправной пушки, ни одного взвода солдат— все было либо вывезено, либо уничтожено. Из опубликованных в Гер­мании данныхследует, что в Таллине немцы взяли в плен 11.432 военнослужа­щих, захватили 97полевых, 52 противотанковых и 144 зенитных исправных орудий, 91 бронемашину, 2бронепоезда, 304 пулемета, 4.000 мин, 3.500 тор­пед, более 1.000 авиабомб и т.д.
Логичнопоставить вопрос: а был ли флот готов к проведению столь круп­номасштабнойоперации по эвакуации с изолированного с суши плацдарма войск 10-го стрелковогокорпуса, а также сил и средств главной базы флота?
Каксвидетельствуют многочисленные документы, перед самой войной нар­комВоенно-Морского Флота в своей директиве поставил Балтийскому флоту следующиезадачи на случай войны с Германией: быть готовым к отражению высадки морскихдесантов на острова Эзель и Даго, совместно с военно-воз­душными силамиуничтожить флот противника при попытке его проникновения в Финский и Рижскийзаливы и содействовать флангам сухопутных войск на побережьях Финского залива иполуострова Ханко. В соответствии с этой ди­рективой и разработали планы первыхопераций Балтийского флота, причем только на случай благоприятного развитиясобытий на сухопутном фронте. Это требовалось в советской военной доктрине!Никто из флотских начальников не предполагал, что находящейся за сотникилометров от государственной грани­цы военно-морской базе противник будетугрожать с сухопутного направления. Все верили в то, что враг будет уничтоженна его территории. Это и явилось причиной того, что ни в теоретическом, ни впрактическом отношении к прове­дению подобной операции флот не готовился.
Сказалсятакже и недостаточно высокий уровень оперативно-тактической подготовкиофицерского состава, в том числе и высшего звена. За 4,5 предво­енных годасменились 4 командующих Балтийским флотом. Назначенный на эту должность вапреле 1939 г. В.Ф. Трибуц имел 15-летний стаж службы в офицерских должностях,но не имел опыта командования даже соединением. Из 72 офицеров штаба флотатолько 6 человек окончили Военно-морскую ака­демию. По оценке наркомаВоенно-Морского Флота, по состоянию на 1940 г. в Балтийском флоте был«полнейший провал по оперативно-тактической и бое­вой подготовке»[9].
Многое в этойвсей истории наводит на размышление. Во-первых, как удалось противнику вусловиях безраздельного превосходства в силах и средствах Балтийского фло­та,причем в белые ночи, в операционной зоне флота выставить более 3.500 мин иминных защитников? Это свидетельствует не только о слабости нашей раз­ведки, нои о плохой организации наблюдения на театре военных действий. Ведь в мае 1941г. в Финском заливе действовали корабельные дозоры, а самолеты МБР-2 понескольку раз в сутки вылетали на разведку. Как случилось, что дозорная службаи разведывательные полеты не выполнили своих задач? Пассивность в действияхБалтийского флота остается одной из загадок минувшей войны.
Много раз ввоенной печати обсуждался маршрут перехода. В своих воспо­минаниях Трибуцпытается убедить читателя в том, что тогда, в августе 1941 г., было принятоединственно верное решение. Но, как известно, есть и другие мнения. Не будемгадать, что бы произошло, если бы флот пошел не централь­ным, а южным илисеверным маршрутом. Об этом уже много сказано военны­ми историками. Ясно одно,что, выбрав центральный маршрут, командующий флотом и его штаб не все сделалидля того, чтобы уменьшить потери.
Из немецких ифинских источников следует, что для постановки мин в Финском заливе германскоекомандование сформировало три минно-загради-тельные группы («Кобра», «Норд» и«Пройссен»), придав им две флотилии торпедных катеров и две флотилиитральщиков. За 3 дня до начала войны эти группы начали минировать воды Финскогозалива. Почему же их ни разу не обнаружили с кораблей Балтийского флота?
Удивляет ещеодин факт: ни до войны, ни с ее началом никто не организо­вал разведывательноготраления мин. Когда в конце июня в устье Финского залива подорвались на минахкрейсер «Максим Горький» и эскадренный мино­носец «Гневный», штаб флотабездействовал, не определил даже границ мин­ных заграждений. Тральщики чащевсего использовались для выполнения не свойственных им функций: несли дозорнуюслужбу, перевозили бомбы и авиа­ционное топливо, при этом зачастую погибали.
К началуТаллинского перехода флот потерял третью часть тральщиков. Погибли «Заряд»,«Шток», «Смелый», «Крамбол», «Скат», «Буй», «Кнехт», «Бугель», «Шкив» и др. 10августа Трибуц приказал в целях маскировки фар­ватеров отказаться от ихсистематического протраливания и повсеместно перей­ти к проводке кораблей исудов за тралами. Это решение оказалось ошибочным.
В заключениепоставим еще один вопрос: как велики были потери при про­рыве флота из Таллинав Кронштадт? За 300-летнюю историю Российского флота они, пожалуй, сопоставимытолько с потерями, понесенными в сражени­ях при Роченсальме в 1790 г. и приЦусиме в 1905 г. (вместе взятых). При Роченсальме русский галерный флот потерялболее 50 судов и до 7000 человек убитыми, ранеными и пленными, при Цусиме былопотеряно, интернировано и сдано неприятелю 27 кораблей и погибли более 5000человек. В результате же Таллинского перехода погибли более 100 кораблей исудов (с учетом затоплен­ных в Таллине) и более 12 000 человек. Таковы основныеитоги Таллинского прорыва.

Заключение
Таллинскийпереход вылился в сложную операцию с большими потерями. Некоторые авторыпытаются весьма своеобразно трактовать события, ставя под сомнениекомпетентность должностных лиц, принимавших участие в планировании иосуществлении эвакуации Балтийского флота. Не так давно из печати вышла книгаИгоря Бунича «Таллинский переход», в которой дискредитируется мужество игероизм балтийцев, а многие оценки являются чистым плодом воображения автора.Ведь Таллинский прорыв – а я специально подчеркиваю, что это был прорыв, а непросто перебазирование,- представляется одним из показательных и крупныхфрагментов военных событий на стратегически важном Северо-Западном направлении.Решался не просто оперативный вопрос, а вопрос жизни и смерти флота. Идоблестные балтийцы решили его в свою пользу! Несмотря на огромные потери инеимоверные трудности, Балтийский флот был спасен и продолжал  воевать.
Героическийпрорыв кораблей в Кронштадт сыграл огромную роль в защите Ленинграда. Флотсформировал для обороны города семь бригад морской пехоты и много отдельныхотрядов. Это не позволило немцам с ходу форсировать Неву и соединиться сфиннами на Карельском перешейке. А знаменитая Дорога  жизни? Ладожскаякоммуникация тоже была наложена с помощью моряков-балтийцев.
Так чтосовсем не случайны были яростные попытки гитлеровцев уничтожить флот в Таллине.
А закончить яхочу словами командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И. Николаева,давшего высшую оценку мужеству всех участников операции перехода: «После этогоперехода никакое сражение на суше удивить меня не может. Такого сложногопереплетения боевых событий в такой короткий срок по времени на земле быть неможет! Подумать только – корабль на минном поле, и по нему бьет артиллерия,пикируют самолеты, охотятся подлодки и катера. Все это одновременно, да еще ктому же корабль на волне раскачивается… Герои наши моряки. Все до одного –герои!»[10]

Приложение
Таблица№ 1
 
Состави организация сил при прорыве из Таллина в Кронштадт
Класс кораблей и судов
Отряд главных сил
Отряд прикрытия
Арьергард
Первый конвой
Второй конвой
Третий конвой
Четвертый конвой
Крейсеры
Лидеры эсминцев
Эскадренные миноносцы
Подводные лодки
Торпедные катера
Малые охотники
Базовые тральщики
Катера-тральщики
Тихоходные тральщики
Сторожевые корабли
Канонерные лодки
Посыльные суда
Ледоколы
Спасательные суда
Транспорты и вспомогательные суда
Буксиры
ВСЕГО
1
1
3
4
5
6
5
-
-
-
-
1
1
-
1
-
28
-
1
2
4
4
4
5
-
-
-
-
-
-
1
-
-
21
-
-
4
-
2
4
-
-
-
4
-
-
-
-
-
-
14
-
-
1
3
-
2
-
5
5
2
-
-
-
-
9
1
28
-
-
-
-
-
2
-
4
4
1
1
-
-
-
10
-
22
-
-
-
-
-
2
-
4
4
1
1
-
-
-
10
-
22
-
-
-
-
-
-
-
9
-
1
1
-
-
-
9
-
20
 
·   Примечание:В таблицу включены корабли и суда, вошедшие в утвержденный план перехода изТаллина в Кронштадт.

Списоклитературы
1.           Ладинский Ю.В. «На фарватерах Балтики»; Военное издательство Министерстваобороны СССР, Москва, 1973 г.
2.           ДоценкоВ.Д., Гетманец Г.М. «Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; изд-во Эксмо,Спб, 2005 г.
3.           Пантелеев Ю. А. «Морской фронт»; Воениздат, Москва, 1965 г.
4.           «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота» под редакцией АчкасоваВ.И., БасоваА.В. и др.; Воениздат, Москва, 1974 г.
5.           Михайловский Н. Г. Таллинский дневник; изд-во Советская Россия, Москва, 1985 г.
6.           Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются; Воениздат, Москва,1985 г.
7.           ЗолотаревВ.А., Козлов И.А. «Три столетия Российского флота»; изд-во Полигон, Спб, 2005 г.
8.           «Мыиз Кронштадта», сборник воспоминаний и очерков о Кронштадте в годы ВеликойОтечественной войны; изд-во Ленинград, 1978 г.
9.           «Военно-историческийжурнал»,статья  контр-адмирала в отставке Р.А. Зубкова «Аварийно-спасательноеобеспечение сил Балтийского флота при их прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941г.», май № 5, 2005 г.
10.        «ИзвестияПетербург», статья журналиста Олега Рогозина ««Яков Свердлов» прикрыл собой«Кирова» и затонул», № 158, 30.08.2006 г.
11.        «Звезда», статья Ильи  Иванова «Таллинскийпереход. Август 1941 г. (По материалам Центрального архива ФСБ России)», январь2006 г.
12.        «Смена», статья журналисткиЛюбови Румянцевой «Спасая крейсер «Киров»», № 080, 06.05.2005 г.
13.        «Краснаязвезда», АлександраПрасола «И не вторая Цусима, и не Советский Дюнкерк», № 26, 30.02.1996 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дипломатичне і консульське право
Реферат Общественно-политические партии Казахстана
Реферат Владислав Озеров
Реферат Академия тыла и транспорта может уступить свои помещения подразделениям спбГУ
Реферат Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Реферат Классификация функций системы операционного обеспечения (бэк-офиса) коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Реферат Революционно-демократические проекты социальной утопии в учениях А.И. Герцена и Чернышевского
Реферат Гамлет Быть или не быть понятым Гамлету Зависимость адекватности интерпретации трагедии
Реферат Развитие банковской системы России в современных условиях
Реферат Выбор и обоснование стратегии развития предприятия
Реферат Армянские вооружённые формирования периода Карабахской войны
Реферат «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»
Реферат Потребители и предприниматели. Права потребителей и организация их защиты
Реферат Упаковка как инструмент маркетинга
Реферат Формирование культа личности и режима личной власти Сталина. Утверждение административно-командной системы управления