Введение
Сегодня,после многих лет забвения, история зарубежной России, являющаяся неотъемлемойчастью истории нашей страны, находится в центре внимания отечественныхисследователей. Но еще совсем недавно судьба соотечественников, волеюдраматических обстоятельств оказавшихся за пределами России, считалась темнымпятном советской историографии. Работы по этой тематике были редкими иидеологизироваными.
Поэтой причине в советской литературе информация о жизни русских эмигрантов, обих общественно-политической и культурной деятельности, об их численности иособенностях быта, о выдающихся представителях русского зарубежья и их вкладе вматериальное и духовное развитие стран рассеяния, фактически отсутствовала.
Впервую очередь сказанное выше относится к истории русской иммиграции вАвстралии, которая до недавнего времени вообще не являлась предметом научногоисследования в нашей стране. Определенное внимание отечественные историкиуделяли лишь деятельности русских социал-демократов, которые оказались на пятомконтиненте после революции 1905-1907 годов. Впервые упомянул о них в своейИстории Австралийского Союза, вышедшей в 1971 г., известный австраловед К.В.Малаховский. В конце 70-х — начале 80-х годов появились специальныеисследования, посвященные этой теме, а в 1987 г. историк из Днепропетровскогоуниверситета А.И. Савченко защитил кандидатскую диссертацию В.И. Ленин,большевики и российская революционная эмиграция в Австралии (1907-1917 гг.),название которой говорит само за себя. Русская политическая эмиграция вАвстралии представлена в ней как часть российского революционного движения, какчасть истории КПСС, в отрыве от австралийской специфики.
Советскимисследователям был присущ односторонний взгляд на деятельность российскихреволюционеров на пятом континенте, которая оценивалась как безусловнопринесшая пользу австралийскому рабочему движению, способствуя росту егореволюционности, организованности и интернациональной солидарности, нацеливаяна борьбу с капиталом.
В1991 г. вышла в свет книга сотрудника Дипломатической академии МИД России А.Ю.Рудницкого Другая жизнь и берег дальний… Книга стала первой в отечественнойисториографии попыткой представить общую картину русского присутствия на пятомконтиненте с начала XIX в. и до конца 80-х годов XX в. История русскойиммиграции, которой уделено две трети книги, рассматривается на фоне развитиямежгосударственных отношений между Россией и Австралией, но и здесь половинаматериала посвящена анализу деятельности русских политэмигрантов. В отличие отпредшествующих авторов делает это А.Ю. Рудницкий в австралийском контексте,стремясь выявить воздействие русских революционеров на общественную жизньстраны, на формирование представлений австралийцев о России и русских, наэволюцию австралийской национальной идеологии. В целом А.Ю. Рудницкому удалосьпреодолеть односторонний подход, свойственный историографии советских времен,хотя в некоторых своих оценках он и остался верен существовавшим ранеепредставлениям.
В90-е годы круг и география исследователей истории русской иммиграции на пятомконтиненте расширились. С 1995 г. Отдел Южнотихоокеанских Исследований ИВ РАН возобновилпроведение ежегодных конференций, которые позволяют выявить основныенаправления научных исследований, связанных с Австралией. Как свидетельствуютопубликованные материалы этих конференций, по проблеме российской иммиграциипродолжали работать уже названные ученые, появились и новые имена6. Историк изСанкт-Петербурга А.Я. Массов в докторской диссертации показал, что появлениероссийской эмиграции на пятом континенте в конце XIX в. явилось существеннымфактором развития русско-австралийских связей, а новосибирский исследователь С.А. Пайчадзе выявил ее роль в распространении русского печатного слова вАвстралии в дооктябрьский период.
ВоВладивостоке в 90-е годы группа ученых приступила к изучению дальневосточнойветви русской эмиграции, среди них историей русской иммиграции в Австралиизанимается доцент ДВГУ Каневская Г.И.
Обзоротечественной историографии по рассматриваемой проблеме позволяет сделатьвывод, что научной разработке подвергся, главным образом, дореволюционныйпериод российской иммиграции в Австралии, причем акцент делается на освещениидеятельности российских политэмигрантов. Послереволюционная и послевоеннаярусская иммиграция в Австралии пока мало изучена, что объясняетсятруднодоступностью австралийских источников, хотя в работах 90-х годов они ужеиспользовались. В Австралии исследование истории российской иммиграции началосьгораздо раньше, в 50-е годы нашего века. Инициаторами явились русскиеавстралийцы, а главным центром этих исследований стал Мельбурнский университет,где в 1946 г., благодаря деятельности литературоведа и лингвиста Н.М. Кристесен(Максимовой), ныне Почетного члена этого университета, было основано Отделениерусского языка и литературы.
Появлениеинтереса к истории русской иммиграции в Австралии именно в это время связано,как нам представляется, с последствиями второй мировой войны, которая привела кзначительному увеличению численности русских и более заметному присутствиюрусской диаспоры в общественной жизни страны.
Первымв Австралии обратился к рассматриваемой нами теме историк К.М. Хотимский,приехавший сюда еще до войны. В 1957 г. в Мельбурне вышел в свет его очеркРусские в Австралии, написанный, главным образом, на основе материалов егособственного архива, который он собирал в течение 20-ти лет. В очеркерассматриваются различные аспекты пребывания русских на пятом континенте:посещение российскими моряками австралийских портов в прошлом веке, научнаядеятельность Н.Н. Миклухо-Маклая в Австралии; дипломатические отношения междунашими странами, и другие. Но большая часть очерка посвящена проблемамроссийской иммиграции в Австралии в период с конца XIX в. до середины 50-хгодов XX в. Автор одним из первых дал периодизацию российской иммиграции вАвстралии, выделив четыре волны. Первая охватывает период с конца XIX до началаXX в. в. Ее составляли преимущественно евреи из юго-западных и прибалтийскихобластей России. Вторая волна (период между двумя революциями в России,1905-1917 гг.) принесла представителей политической оппозиции царскому режиму идезертиров, спасавшихся от воинской повинности. Третий период — с 1920 по1939гг. — тесно связан с крушением Белой Армии в Сибири. Четвертый периодначался после Второй мировой войны и состоял из двух потоков: с ДальнегоВостока — продолжение эмиграции русских из Китая; и из Европы — перемещенныелица и русские военнопленные, оставшиеся после войны в Германии и в Австрии.К.М. Хотимский считал, что эмиграция из России во все времена, в большинствеслучаев, являлась результатом политической оппозиции режиму. Именно этоткритерий и лег в основу предложенной им периодизации.
Особыйинтерес в очерке К.М. Хотимского представляют обзоры истории прессы,православной церкви, музыки и искусства русских в Австралии, так как многиесведения, сообщенные им, почерпнуты из личных наблюдений и бесед снепосредственными участниками и очевидцами событий. Поэтому исследование К.М.Хотимского не утратило своей значимости и сегодня, хотя, как указывает самавтор, в нем ощутима нехватка надежных источников10. В последующие годы вышелряд публикаций К.М. Хотимского по материалам очерка со значительнымидополнениями и уточнениями. Планировал он и создание фундаментальной историирусских в Австралии. Исследование проблем русской иммиграции в Австралии былопродолжено изданием Отделением русского языка и литературы Мельбурнскогоуниверситета монографической серии Русские в Австралии, которая начала выходитьв 1968 г. под общей редакцией Н.М. Кристесен. За период с 1968 по 1997гг.опубликованы 22 номера этой серии, 15 из них -биографические очерки о наиболееизвестных представителях русской диаспоры в Австралии — писателе и натуралистеН.А. Байкове, историке И.И. Гапоновиче, археологе В.В. Поносове, востоковедеА.П. Хионине, экономисте В.Н. Жернакове, архиепископах Феодосии и Павле, и других.Большинство очерков написаны на основе воспоминаний авторов и содержатфотографии и библиографии работ героев очерков".
Двекниги серии освещают такую малоизученную область деятельности русскихавстралийцев, как благотворительность, и знакомят с историей русскихблаготворительных обществ в Сиднее и в Мельбурне. Они написаны на основеархивов этих обществ и воспоминаний их активистов.
СерияРусские в Австралии дает представление и о положении целых социальных группрусской диаспоры. Следует выделить исследования В.Я. Винокурова, посвященныерусским инженерам-выпускникам Харбинского политехнического института, исозданной ими организации Сиднейское общество инженеров, окончивших ХПИ. Авторосновывался, в частности, на материалах журнала Политехник, который издаетсяобществом с 1969 г. и является ценным источником по истории российскойиммиграции не только в Австралии, но и в других странах. Второе издание книгиРусские инженеры в Австралии, значительно дополненное и исправленное, в отличиеот первого, включает творческие биографии не только выпускников ХПИ, но идругих русских инженеров, чей высокий профессионализм способствовал развитиюмногих отраслей экономики Австралии.
Другаясоциальная группа — русские женщины, о самоотверженной многогранной деятельностикоторых в различных церковных, благотворительных, молодежных и другихобщественных организациях, об их роли в становлении русской школы и всохранение русской культуры на пятом континенте повествуют два сборника серии.Кроме того, в сборниках даны более 40 биографий русских австралиек разныхпоколений и разных судеб.
Значениесерии Русские в Австралии не ограничивается только вкладом в историографиюрусской иммиграции. Издание ее способствовало знакомству австралийцев сдостижениями русских на пятом континенте, содействуя тем самым пробуждению ихинтереса к русской культуре. Пик возрастания этого интереса пришелся на 80-егоды и, как нам представляется, объясняется происшедшими в австралийскомобществе переменами, связанными с переходом к политике мультикультурализма,которая способствовала укреплению этнокультурной основы русской диаспорыстраны. Среди других факторов следует отметить подготовку к празднованиютысячелетия Руси, совпавшему с 200-летним юбилеем Австралии в 1988 г.
Соткрытием отделений русского языка и литературы в университетах Австралиипоявились новые центры изучения истории русской иммиграции, одним из главныхстал Квинслендский университет. Тема начала привлекать внимание не толькорусских австралийцев, как это преимущественно было в предшествующие годы, но иболее широкого круга историков-специалистов. Характерен качественно новыйуровень исследований благодаря введению в научный оборот огромного пластаисточников, извлеченных из австралийских архивов: официальная статистика и документы;русские периодические издания и эпистолярное наследие. К сказанному следуетдобавить, что австралийские исследователи знакомы и с документами из архивовнашей страны.
Еслив 60-70-е годы интересующей нас темой занимались единицы, то в 80-90-е гг. числоисследователей значительно увеличилось. Свой вклад в разработку проблем историироссийской иммиграции в Австралии внесли Е. Говор, О. Дубровская, М. Кравченко,Б. Криста, Д. Менгетти, Ч. Прайс, Т. Пул, Ф. Фаррелл, Э Фрид, Р. Эванс идругие. Ими были подготовлены диссертации, опубликованы монографии и серьезныенаучные статьи.
Вавстралийской историографии явственно выделились два основных направленияисследований. Первое — это история русских в Квинсленде, который около 40 летоставался главным центром русской иммиграции в Австралии. Прослеживается особоевнимание к российской революционной иммиграции начала века, причем в центреисследований взаимодействие ее с австралийским обществом и влияние на развитиеавстралийской национальной идеологии. Оценка деятельности российскихреволюционеров на пятом континенте принципиально отличается от той, котораяхарактерна была для советских авторов. Общий очерк истории русских в Квинслендедан доктором Русского отделения Квинслендского университета М. Кравченко, которыйвошел в юбилейный сборник Многокультурный Квинсленд, изданный в 1988 поводу200-летнего юбилея Австралии.
Другоенаправление исследований — продолжение изучения истории русской иммиграции вобщеавстралийском масштабе. В том же 1988 юбилейном году вышло в светфундаментальное издание Австралийский народ. Энциклопедия нации, в которомпомещена большая статья профессора Квинслендского университета Б. Криста,представившего цельную картину русского присутствия на пятом континенте. Б.Криста предлагает свою периодизацию русской иммиграции в Австралии в XX в.,выделяя пять групп (или волн): иммигранты, прибывшие до Первой мировой войны,которых он делит на две категории — поселенцы и ссыльные; так называемые белыерусские, которые прибывали в Австралию в межвоенный период; перемещенные лица(1947-1952гг.); русские из Китая (середина 50-х — начало 70-х гг.); русскиеевреи (с начала 70-х гг.). Автор характеризует каждую из этих групп, выделяя ихособенности. Обстоятельный анализ демографической истории русской иммиграции вАвстралии за столетний период ее существования (с последней трети XIX в. и досередины 80-х годов XX в.) дан в статье директора иммиграционногоисследовательского центра в Канберре Ч. Прайса, который основывался нарезультатах переписей населения и статистических опросах19. Отдельные периодырусской иммиграции освещены в диссертации О. Дубровской и в диссертации и книгеЕ. Говор о русском восприятии Австралии.
Соктября 1994 г. в Сиднее начал выходить новый русский периодический журнал — ежеквартальник Австралиада. Русская летопись, который, по замыслу егооснователей, представляет собой собрание исторической информации о русских и ихдеятельности в Австралии. Конечная цель журнала — способствовать написаниюкниги История русских в Австралии.
Основателямижурнала явилась группа энтузиастов во главе с Н.М. Мельниковой-Грачевой (редактор) и Л.Я. Ястребовой (заместитель редактора).
Затри года существования журнала на его страницах помещен разнообразный материало жизни и деятельности русских иммигрантов на пятом континенте, о созданных имиобщественных организациях, церквях и школах; о русской прессе, радио,литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве, о выдающихсяпредставителях русской диаспоры в области экономики, культуры, науки и общественнойдеятельности, и многое другое. Анализ этого материала позволяет сделать вывод,что журнал выполняет двойную функцию. С одной стороны, он является ценнымисточником по истории русской иммиграции, так как публикует интересныедокументы, воспоминания, перепечатки из более ранних эмигрантских изданий,фотографии. С другой стороны, журнал вносит весомый вклад в историографиюрусской иммиграции, печатая статьи и сообщения по различным аспектам ееистории, основанные на кропотливых архивных изысканиях и беседах синформаторами. Это исследования Е. Говор и Н. Дмитровского о первых волнахрусской иммиграции в Австралии, И. Суворова, ведущего в журнале рубрику Осоздании церквей, Г. Косицина, перу которого принадлежат запоминающиесяпортреты русских австралийцев. Исследовательских материалов в журналестановится все больше, и научный уровень его с каждым годом заметно повышается.Кроме того, в Австралиаде регулярно ведется библиографический отделЛитературные и периодические издания, русская пресса, радио и библиотеки, вкотором дается обзор новой литературы по истории русской иммиграции вАвстралии.
Итак,изучение истории русской иммиграции в Австралии началось в этой стране еще 40лет назад. Сегодняшние результаты австралийской историографии, достигнутые висследовании отдельных аспектов этой проблемы, позволяют надеяться на появлениев будущем фундаментального обобщающего труда.
Но,как нам представляется, эффективных результатов в написании истории русских вАвстралии можно достигнуть путем сотрудничества российских и австралийскихисследователей и русских австралийцев. Примером такого сотрудничества являетсявышедшая в 1996 г. в серии Русские в Австралии книга М.Д. Флоровой, котораяпредставляет собой дипломную работу, выполненную на кафедре этнографии историческогофакультета МГУ23. Написание данной работы и ее публикация, как отмечает автор,стали возможны благодаря помощи Н.М. Кристесен и многих других русскихавстралийцев.
Авторкниги, принимая во внимание исследования К. Хотимского и Б. Криста, дает своюуточненную периодизацию миграционных волн русских в Австралию, выделяя пятьволн и четко определяя хронологические рамки каждой: первая — 1881/91-1917/20гг.; вторая — 1920/21-1940/1945 гг., третья — 1947-1952 гг.; четвертая — 1952-1986 гг.; пятая — с конца 1980-х по настоящее время. Исходя изсегодняшнего состояния изученности проблемы, можно в общих чертах согласится спредложенной М. Д. Фроловой периодизацией, хотя углубленное изучение основныхпериодов русской иммиграции в Австралии неизбежно приведет к дальнейшей еедетализации.
М.Д.Фролова рассматривает проблему истории русской иммиграции в Австралии с точкизрения этнографа, анализируя причины эмиграции русских, основные этапыформирования русской общины на пятом континенте, ее состав и численность,географию расселения и степень подверженности ассимиляции, дает прогнозотносительно судьбы русской общины в Австралии. Общественная жизнь русских, ихвклад в материальное и культурное развитие страны пребывание не входит, какуказывает автор, в предмет исследования.
Несомненнойзаслугой М.Д. Фроловой является то, что она сумела собрать и обобщить огромныйматериал, в основе которого документы австралийских архивов и данные,полученные в результате сделанных ею опросов 78 информаторов, принадлежащих кразличным волнам русской иммиграции. В целом дипломная работа может послужитьхорошей основой для продолжения исследований по избранной теме на более высокомнаучном уровне.
Цельобъединить усилия исследователей разных стран для написания фундаментальнойистории русской иммиграции в Азиатско-тихоокеанском Регионе (АТР) поставилаперед собой первая международная научно-практическая конференция Россияне вАзиатско-Тихоокенском регионе. Сотрудничество на рубеже веков, состоявшаяся24-26 сентября 1997г. во Владивостоке, на которой присутствовалисоотечественники и исследователи из Австралии, Канады, Китая, Новой Зеландии,России, США и Японии. О научных результатах конференции можно будет судить поматериалам сборника, который в настоящее время готовится к печати. В него вошлии несколько статей российских и австралийских авторов по отдельным проблемамистории русской иммиграции в Австралии. Участники форума приняли решениепродолжить начатую работу, вторая конференция состоится в 1999 г. Предлагаемыйвниманию Очерк русской иммиграции в Австралии (1923 -1947 гг.) также являетсярезультатом сотрудничества. Написание его стало возможным благодаря поездкеавтора очерка в Австралию в мае 1996 г. по приглашению Квинслендскогоуниверситета и помощи многих русских австралийцев, оказавших содействие в сборематериала.
Обзорроссийской и австралийской историографии, представленный выше, позволяетсделать вывод, что наиболее разработанной областью рассматриваемой нами темыявляется история первой волны русской иммиграции (конец XIX — начало XX вв.),особенно революционной, которая, по мнению Б. Криста, способствовалаидентификации русской общины как части австралийского общества25. Но встановлении русской диаспоры решающую роль сыграла так называемая белаяиммиграция, составившая вторую волну русской иммиграции в Австралии, однакодеятельность ее в научной литературе освещена до сих пор весьма скупо.
Вданном очерке сделана попытка не только дать общее представление о второй волнерусской иммиграции в Австралии, то есть о причинах иммиграции, о географиивъезда и расселения, о численности, составе и социально-экономическом положениирусских, но и об их общественно-политической и культурной жизни и, такимобразом, выявить влияние иммигрантов второй волны на формирование русскойобщины на пятом континенте и на ознакомление австралийцев с русской культурой.Хронологические рамки второй волны русской иммиграции определены нами с 1923 по1947 гг., то есть от прибытия в Австралию первой группы белых иммигрантов и доначала въезда на пятый континент перемещенных русских из Европы, которыесоставили уже следующую третью волну русской иммиграции. Для того, чтобысложилось представление о положении русских в Австралии к началу иммиграциивторой волны, хронологические рамки исследования расширены за счет общегообзора истории русских на пятом континенте в XIX — начале XX вв.
Главнымисточником для написания очерка послужила русская периодическая печать вАвстралии, как рассматриваемого нами периода, так и современная. Прежде всего этожурнал Путь эмигранта, который выходил в Сиднее под редакцией отца И. Серышевас 1936 по 1940 гг. Хотя удалось выявить только десять номеров этого журнала запериод с апреля 1936 по февраль 1937 гг., но они позволили получитьпредставление о структуре и содержании журнала, о его роли в жизни русскойобщины. Кроме того, именно эти годы явились важным этапом в становлении русскойдиаспоры на пятом континенте, и анализ материалов журнала дал возможностьсделать определенные выводы о идеологической борьбе, существовавшей в средерусских иммигрантов, о том размежевании, которое произошло среди них наканунеВторой мировой войны, и о попытках объединения и создания единой организации. Ксожалению, с другими русскими периодическими изданиями, выходившими в Австралиив 30-40-е годы, ознакомиться не удалось.
Важнымисточником для нас явился и журнал Австралиада. Русская летопись., о значениикоторого уже было сказано выше. Использовались также материалы дальневосточнойдореволюционной периодики, а точнее, газеты Далекая окраина и журнала Начужбине, часть которых впервые вводится в научный оборот. В этих изданияхпечатались письма русских эмигрантов из Австралии и заметки о деятельностиэмиграционных контор на Дальнем Востоке, позволяющие судить о причинах и условияхпереселения россиян на пятый континент и о их положении там.
Большуюгруппу источников составили мемуары и эпистолярное наследие русскихиммигрантов. Как известно, этого рода источники носят субъективный характер, нов то же время на основании их можно получить ценные свидетельства очевидцев осоциально-экономическом положении иммигрантов, их общественной деятельности, осозданных ими организациях и о многом другом. Автор обращался к мемуарам,опубликованным как в Австралии (Н.М. Кристесен, Токмакова Л.В.), так и вРоссии. Последние принадлежат, главным образом, перу русских революционеров30,за исключением воспоминаний австралийской общественной деятельницы Дж. Стрит обучастие русских иммигрантов в движение помощи СССР в годы войны.
Чтокасается эпистолярного наследия русских иммигрантов, то кроме писем 1911-1913гг. известного под кличкой Артем русского революционера Ф.А. Сергеева, которыйжил на пятом континенте в 1911 -1917 гг., были использованы письмапредставителей русской трудовой иммиграции, выявленные автором в газете Далекаяокраина, и письма Ф.И. Шаляпина, где идет речь и его гастролях в Австралии в1926 г.
Нонаибольший интерес для нас имели письма русских казаков, написанные в 20-е — начале 30-х гг. из разных стран русского рассеяния, в том числе из Австралии иКитая, которые свидетельствуют о жизни русских на пятом континенте, проливаютсвет на причины их выезда из Китая и позволяют сделать сравнительный анализположения иммигрантов в различных странах и континентах. Казачья корреспонденцияв свое время публиковалась на страницах различных эмигрантских журналов, нопоскольку журналы эти внимательно прочитывались теми кому ведать надлежит, тописьма носят анонимный характер. Они были выявлены и собраны в книгу В.Сидоровым, которая вошла в один из томов серии Библиотека истории казачества.
Кроменазванных источников, при написании очерка автор опиралась на многочисленныеработы перечисленных выше исследователей, в которых нашли отражение различныеаспекты анализируемой проблемы. Слабой стороной источниковой базы предлагаемогоисследования является отсутствие архивных документов, которые оказалисьнедоступными для автора вследствие непродолжительности пребывания в Австралии.
РОССИЯНЕ В АВСТРАЛИИ ДО НАЧАЛА 20-х гг. XXв.
Первымроссийским подданным, постоянно живущим в Австралии, вероятно, стал ДжонПотоцкий, который прибыл в Хобарт (Тасмания) 18 февраля 1804 г. Судьбойпревратного счастья занесло сюда бывшего офицера русской армии из Англии средидругих каторжников, составлявших в конце XVIII — начале XIX веков большую частьнаселения британских колоний в Австралии. Уроженцев Российской империи срединих до середины XIX в. было не более полутора десятков: 7-8 русских, 1украинец, 1 финн и несколько выходцев из Прибалтики с немецкими и еврейскимифамилиями. В общее число россиян, проживавших в Австралии в это время, следуетвключить и моряков-дезертиров, бежавших с русских кораблей, посещавшихАвстралию в первой трети XIX в.
Впоследней трети XIX в. возникло несколько проектов массового переселениярусских в Австралию и на Новую Гвинею. В 1876 г. был разработан грандиозныйплан переселения 40 тыс. последователей секты меннонитов в малозаселенную ислабо освоенную Северную Территорию. План был представлен австралийскомуправительству аббатом Франциском Баньон, являвшимся посредником между сектой иправительством, но он не был осуществлен.
Несуждено было претвориться в жизнь и другому плану создания русской колонии, насей раз на Новой Гвинее, который появился десятилетие спустя в 1886 г. по инициативеН.Н. Миклухо-Маклая. Русская печать широко откликнулась на этот проект, и уже кконцу того же года поступило около 2000 прошений от желающих переселиться впредполагаемую колонию. Были и другие планы массового переселения русских вАвстралию, в частности — духоборов.
Этипроекты, пусть и не осуществившиеся, способствовали привлечению общественногоинтереса в России к Южно-Тихоокеанскому региону и явились дополнительнымстимулом для эмиграции русских в Австралию, которая началась в конце XIX в.,одновременно с началом широкого массового движения из Российской империи вдругие страны. На фоне общей эмиграции из России, когда в год уезжало 250 тыс.человек, эмиграция в Австралию выглядела незначительной. В 1890г. границуРоссийской империи для выезда в Австралию пересекло около 300 человек. Основнойпоток эмигрантов устремлялся в США, Канаду, Аргентину, Бразилию.
С80-х годов XIX в. количество россиян в Австралии постепенно возрастало, и попереписи 1891 г. число их составило 2881 человек (2350 мужчин и 531 женщина).Преимущественно это была так называемая инородческая эмиграция из юго-западныхи прибалтийских областей России, состоявшая, главным образом, из евреев, чтобыло обусловлено национальной политикой царского правительства и еврейскимипогромами в Российской империи после событий 1 марта 1881 г.
Ковремени образования Австралийского Союза в 1901 г. на пятом континентепроживало 3358 выходцев из России (2648 мужчин и 710 женщин), из них в НовомЮжном Уэльсе — 1262 человека, в Виктории — 954, в Квинсленде — 454, в ЮжнойАвстралии — 251, Западной Австралии — 400 и на Тасмании — 37 человек. Такимобразом, большая часть российских иммигрантов была сосредоточена вюго-восточных штатах Австралии, что связано с географией их выхода и путямипроникновения на пятый материк. Первые российские переселенцы добирались сюдачерез Англию, откуда шли пароходы в Сидней, Мельбурн и другие порты Австралии.
Спервого десятилетия XX в. национальный состав российской иммиграции вАвстралии, география выхода и въезда стали изменяться, что объясняется рядомпричин. Введение в эксплуатацию Транссибирской магистрали и КВЖД сделаловозможным для россиян использовать дальневосточные порты, откуда шли пароходы вАвстралию, что было ближе и дешевле.
Рядфакторов способствовал увеличению численности русских иммигрантов на пятомконтиненте. Толчком для эмиграции русских с Дальнего Востока стало поражениеРоссии в войне с Японией. Многие русские, недовольные новой экономической иполитической ситуацией, стали уезжать в Австралию через Шанхай и Дальний,главным образом на японских пароходах.
Усилениюэмиграции из России, в том числе и в Австралию, способствовали революция1905-1907 годов и столыпинская реформа. В конце XIX — начале XX веков эмиграциюрусских крестьян сдерживали сельская община и наличие колонизуемой Сибири иДальнего Востока, русский Дикий Запад. Революция подорвала принудительноеприкрепление крестьян к наделам, а аграрная реформа содействовала их продаже иокончательному уходу из родной деревни.
Нона увеличение численности русских в Австралии особое влияние оказал фактор,вступивший в силу в 1910-1911 годах — перелом в переселенческом движении навосток, в Сибирь и Среднюю Азию, которое достигло своего пика послекрестьянского движения 1905-1906 годов, а затем резко упало. Все большее числокрестьян устремлялось за границу. По данным Статистического отдела БюроЮжно-Русской областной переселенческой организации, со второй половины 1912г.не было, кажется, ни одного органа русской периодической печати, в котором бы несообщалось об эмиграции русского сельского населения в Америку или Австралию.
Неосталась в стороне и дальневосточная пресса Газета Далекая окраина регулярнопечатала письма русских эмигрантов из Австралии и имела среди них собственныхкорреспондентов. Сообщала газета и о деятельности эмиграционных контор вХарбине и Дальнем, предостерегая переселенцев от злоупотреблений со стороныэмиграционных агентов. В 1911г. в Дальнем, через который проходила всядальневосточная эмиграция, стал издаваться журнал На чужбине. (Русские вАмерике и Австралии), специально посвященный проблемам эмиграции.
Попереписи 1911г. число уроженцев Российской империи в Австралии достигло 4456человек, и, начиная со второго десятилетия XX в., количество приезжавших изРоссии постоянно увеличивалось. По донесению генконсула Российской империи вАвстралийской федерации и Новой Зеландии из Мельбурна князя А. Абазы(1911-1917гг.), в Австралию в это время ежемесячно приезжали от 90 до 150 чел.из Сибири и Дальнего Востока, 20-30 чел. из Европейской части России и примерностолько же из Канады и США. Большинство из вновь прибывших были коренныерусские, преимущественно сибиряки.
Основнымцентром российской иммиграции стал северо-восточный австралийский штатКвинсленд и его столица Брисбен, где в 1912 г. была целая улица заселеннаярусскими. Брисбен был первым портом на пятом континенте, куда заходили пароходыиз Японии и Китая, а большинство русских, попадавших сюда таким путем, не имелисредств, чтобы двинуться дальше вглубь страны. Правительство штата,заинтересованное в увеличении его населения, не стремилось к ужесточениюиммиграционного контроля. Следует учесть и тот факт, что обширность территорииКвинсленда и его мало-заселенность делали его привлекательным с точки зренияобзаведения собственным участком земли, о чем мечтал каждый крестьянин.
Установитьточную численность русских иммигрантов на пятом континенте накануне и в годыпервой мировой войны достаточно сложно. В Российской империи не былоэмиграционного законодательства и почти полностью отсутствовала статистикаэмиграционного движения, а значительная часть эмигрантов покидала странунелегально. Австралийская же статистика не делила российских эмигрантов понациональным группам, относя к русским всех, родившихся в Российской империи,включая сюда Польшу и Финляндию. В переписях населения в Австралии многиероссийские переселенцы принять участие не могли, так как не имели постоянногоместа жительства, переезжая из одного штата в другой в поисках работы. К томуже нужно заметить, что наибольший приток эмигрантов из России пришелся навторое десятилетие XX в., а с 1911 по 1922гг. переписи населения в Австралии непроводились. Единой точки зрения в литературе по поводу численности какроссийских в целом, так и русских иммигрантов, в Австралии накануне и в годыПервой мировой войны нет. Расходятся мнения и двух отечественных специалистовпо вопросам российской эмиграции на пятом континенте. А.Ю. Рудницкий склоняетсяк цифре 5 тыс. человек накануне войны 1914 г., ссылаясь на мнения большинстваавторов. По подсчетам же А. И. Савченко, к началу войны в Австралиинасчитывалось 9 384, а в 1917г. — 10938 выходцев из России. По даннымроссийского генерального консула А. Абазы в мае 1914г. во вверенном ему округенасчитывалось 12 тыс. выходцев из Российской империи, из которых 1 тыс. человекприходилась на Новую Зеландию, а остальные распределялись следующим образом:Квинсленд — 5 тыс., Новый Южный Уэльс — 2 тыс., Виктория — 1,5 тыс., ЮжнаяАвстралия — 1100 чел… Западная Австралия — 1200 чел., Тасмания — 100 чел…Северная Территория — 50 чел., Новая Гвинея и острова Тихого океана — 50 чел.Таким образом, исходя из приведенных данных, можно предположить, что россиянесоставляли от 0,2 до 0,4% всего населения Австралии, насчитывавшего тогда около2,5 млн. человек. Всю российскую иммиграцию в Австралии первой волны (конец XIX- начало XX веков) можно разделить на две категории: трудовая (экономическая) иреволюционная (политическая) иммиграция.
Российскаятрудовая иммиграция в Австралии, как и в других странах, представляла ту частькрестьян и рабочих, которые страдали от безземелья, тяжелых материальныхусловий, национального или религиозного гнета, и, прельщенные рекламой облагоденствии в счастливой Австралии, покинули родину в надежде получитьучасток земли или высокий заработок.
Оположении русских иммигрантов на пятом континенте можно судить по ихвоспоминаниям и письмам. Один из них А. Серешининов писал, что участь всех — иинтеллигентов и рабочих — была одинакова, в особенности же трудно было невладевшим английским языком. В Брисбене в конторе работало 5-6 человек, а всеостальные, как было принято выражаться, занимались литературным трудом — кайломи лопаткой. То есть, русских иммигрантов использовали как малоквалифицированнуюдешевую рабочую силу. Большинство из них трудились на строительстве железныхдорог и рубке леса, другие — на медных рудниках и золотых приисках, грузчикамив порту или шахтерами. Некоторые становились сельскохозяйственными рабочими нафермах и сахарных плантациях.
Былии такие, кто с помощью ссуды пытались купить землю и завести собственноехозяйство, не зная местных условий и особенностей климата. Это главная ошибкабольшинства наших эмигрантов, за которую они жестоко платятся, — писал в своемписьме в газету Далекая окраина эмигрант из Владивостока Нестор Калашников,проживший 3,5 года в Австралии. Он советовал желающим стать фермерамипроработать несколько лет в чужих хозяйствах, а затем уже, приобретя опыт изнания, начинать свое дело.
Какможно судить из писем, опубликованных на страницах газеты Далекая окраина,многие русские, прожив несколько лет в Австралии, были разочарованы в своихожидания и мечтали вернуться на родину. Но большинству, несмотря на тяжелыйтруд и испытания, эта страна внушала оптимизм. Привлекал демократизмавстралийской общественной жизни, отсутствие сословного неравенства,уважительное отношение людей к ДРУГ другу независимо от их имущественногоположения. Прислуга и рабочие суть только помощники хозяина, а не вьючнаяскотина или раб, — так формулировал свои наблюдения об особенностях социальныхотношений в Австралии Н. Калашников.
Русскиеиммигранты завоевали репутацию добросовестных и неприхотливых работников,особая заинтересованность в которых проявлялась в Квинсленде. По сообщению М.В.Гадалова, счетовода из Красноярска, приехавшего в Брисбен с семьей в 19 Юг,заведующий иммиграционным бюро штата даже собирался просить премьер-министраКвинсленда предоставить русским бесплатный проезд из Нагасаки. Планировалосьтакже создание русской колонии на Северной Территории на полуострове Арнемленд.
Вцелом доброжелательный прием, оказанный представителям русской трудовойиммиграции в Австралии способствовал их быстрой адаптации и довольно прочномуукоренению большинства из них в новой демографической и культурной среде.
Иныевзаимоотношения сложились между австралийцами и русскими политическимииммигрантами. К этой категории иммигрантов, невольных жителей Австралии, какметко называли их русские австралийцы, относились в основном участники революционныхсобытий 1905-1907 гг., большинство из которые бежали из сибирской каторги ипоселений. Например, один из наиболее известных в Австралии русскихполитэмигрантов большевик Артем (Ф.А. Сергеев) после побега в сентябре 1910 г.из иркутской ссылки, через Харбин, Дайрен, Нагасаки, Шанхай и Гонконг добралсяв середине 1911 г. до Брисбена.
Местныеорганизации РСДРП оказывали помощь революционерам, стремящимся попасть вАвстралию. Главным пунктом переправы служил китайский город Чань-Чунь.Добираться туда помогал П.С. Цимбаревич, проживавший в Николаевске-Уссурийском,который снабжал беглецов записками в Харбинскую контору по продаже билетов дляпутешествий, где у него были доверенные лица, сопровождавшие политических достанции Чань-Чунь. Участвовал в организации переправы и служащий Харбинскогопароходного агентства Унион В.И. Кузнецов, контора которого служила явочнойквартирой.
1913-1914гг. явились временем наибольшего притока русских революционеров на пятыйконтинент, и они продолжали прибывать сюда почти до Февральской революции. Былисреди них и дальневосточники: Е.К. Ковальчук, И.К. Кушнарев и другие. Послеленского расстрела в мае 1912 г. в Брисбен приехало несколько десятков русскихрабочих с Ленских приисков во главе с П.И. Подзаходниковым, членом Центральногозабастовочного комитета, которых торжественно встречала вся русская колония.Численность политических иммигрантов была невелика. Перед Первой мировой войнойих насчитывалось около 500 человек и они были сосредоточены, главным образом, вштате Квинсленд, столица которого Брисбен и стала центром русской политическойиммиграции. Партийно-политический состав ее не был однороден. Здесь былапредставлена вся палитра революционных течений в России: большевики именьшевики, эсеры и бундовцы, члены ППС и анархисты, между которыми шлипостоянные дискуссии.
Большинствороссийских политэмигрантов, вынужденных, как и представители трудовойиммиграции, добывать себе средства к жизни тяжелым физическим трудом, неотказывались в то же время от мысли о продолжении своей революционнойдеятельности, особую активность проявляли большевики. Я был, есть и буду членомсвоей партии, в каком бы уголке земного шара я ни находился — писал Артем изАвстралии.
В1911 г. Артем и его сторонники захватили руководство в Союзе русскихэмигрантов, созданном в 1910г. в качестве кружка взаимопомощи и совместногопроведения досуга, с целью превратить его в общественно-политическуюорганизацию российских рабочих. Кроме того, они организовали Австралийскоеобщество помощи политическим ссыльным и каторжникам и передвижную библиотеку,наладили связи с Комитетом заграничных организаций РСДРП.
27июня 1912г. в Брисбене под редакцией Артема вышел первый номер газеты ЭхоАвстралии — органа Союза русских эмигрантов (Союз русских рабочих с 1914 г.).Она стала первой русской газетой на пятом континенте.
Русскиеполитэмигранты принимали активное участие в рабочем движении Австралии,состояли в Австралийской социалистической партии, в организации Индустриальныерабочие мира ( ИРМ) и других, а в годы войны стали вести активную антивоеннуюпропаганду.
Революционныйдух и боевитость, привезенные русскими революционерами на пятый континент, немогли не насторожить австралийские власти, которые неоднократно прибегали крепрессиям против русских вплоть до тюремного заключения наиболее активных изних, угрозы высылки из страны и запрещения русских газет.
ПослеОктябрьской революции в России Союз русских рабочих был переименован в Союзроссийских рабочих-коммунистов, а его главной целью стала агитация за идеалыРоссийской Социалистической революции в среде англичан-рабочих. Из недр Союзароссийских рабочих и нескольких других австралийских организаций выделиласьКоммунистическая Лига, ставшая на путь нелегальной работы по организацииреволюционного переворота.
Радикальнаядеятельность русских политэмигрантов вызвала противодействие лояльнонастроенных австралийцев, что привело к вооруженному столкновению между ними вБрисбене 23-24 марта 1919г. Бунты красного флага, как называют эти события вавстралийской историографии, показали, что революционные идеи не нашлиподдержки у большинства австралийцев, которые предпочли существующуюобщественно-политическую систему. Но русские политэмигранты не оставили попытокподтолкнуть австралийских трудящихся к социалистической революции и направилисвои усилия на создание Коммунистической партии Австралии. КПА была образована30 октября 1920 г. Австралийский историк Э. Фрид главную роль в ее созданииотводит первому советскому консулу в Австралии Петру Симонову (1918- 1921 гг.)
Русскимполитэмигрантам не удалось революционизировать ни массу своихсоотечественников, проживающих в Австралии, ни австралийских трудящихся.Социалистическая революция, к которой они призывали, на австралийской почве неимела оснований на успех. Они не учитывали особенностей исторического развитияАвстралии, которые обеспечили относительно высокий жизненный уровеньтрудящихся, их социальную защищенность, ощутимую политическую РОЛЬ профсоюзов иЛейбористской партии. Итогом Деятельности русских революционеров стал ихконфликт с австралийским обществом, что явилась одной из причин русофобии вАвстралии и нанесло урон развитию официальных австрало-советских отношений.
С1914 по 1917 гг. около одной тысячи россиян покинули Австралию и вернулись народину, ведомые, главным образом, как считает Р. Эванс, патриотическимичувствами. Часть из них решили сражаться на фронте, многие политэмигрантыорганизованно репатриировались после Февральской революции с финансовой помощьюВременного правительства, некоторые (Артем) уехали нелегально. С выходомСоветской России из войны австралийские власти наложили запрет на выездроссиян, но в 1919г. этот запрет был снят. В 20-е годы представители российскойтрудовой иммиграции, которые с симпатией отнеслись к Октябрьской революции,продолжали покидать пятый континент, чтобы принять участие в созидании новойжизни и получить землю. Так, в 1924г. большая группа реэмигрантов приехала изАвстралии в Первую сельскохозяйственную коммуну на Тамбовщине во главе с Ф.М.Баскаковым, ставшим вскоре ее председателем.
Перепись1921 г. показала, что русская община в Австралии насчитывала 4138 человек, изкоторых в Новом Южном Уэльсе — 1444, в Квинсленде — 1139, в Виктории — 943, вЮжной Австралии — 170, в Западной Австралии — 412, в Северной Территории — 9,на Тасмании — 21 человек.
Таковыбыли численность и положение русской диаспоры в Австралии к началу 20-х годовXX в., когда ( началась вторая волна русской иммиграции на пятый
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ В АВСТРАЛИИ (1923 1947 гг.)
Революцияв России явилась причиной, на основании которой австралийское правительствоналожило эмбарго на русскую иммиграцию, сохранявшееся с 1917 по 1921 год. В этовремя большое число русских в результате завершения Гражданской войны наДальнем Востоке оказались в Китае в роли беженцев. Они осели в Харбине, Шанхае,Тяньзине и других городах, однако многие из них не смогли здесь устроиться ивынуждены были двигаться дальше в поисках своей судьбы.
Когдав 1922 г. запрет на въезд русских в Австралию был отменен, начался новый притоквыходцев из России на пятый континент. За период с 1920 по 1940г. въехало 4711русских, за этот же период 2563 покинули страну, следовательно, в Австралииосело 2148 русских. Большая часть новых иммигрантов, около 60%, прибыли изКитая морским путем, который в те времена длился пять недель, и въехали черезБрисбен и Дарвин. Около 16% приехали напрямую из России, 5% -через Персию, Индиюи Японию, 3% — через Европу, остальные — через Америку, Африку и другие страны.
Посколькуосновная масса русских иммигрантов второй волны приезжала из Китая, динамикавъезда во многом зависела от политических событий, происшедших в этой стране иоказавших влияние на положение русской общины здесь (переход КВЖД в совместноесоветско-китайское управление в 1924 г., оккупация Маньчжурии японцами в 1932г., продажа КВЖД в 1935 г., и другие). Письма казаков дают тому подтверждение.Один их них писал из Харбина в 1926 г.: Положение эмигрантов с каждым днемстановится все хуже и хуже. С тех пор, как в правление Китайской Восточнойжелезной дороги вошли представители Советской власти, немедленно же началисьмассовые увольнения и сокращения штатов. Конечно, в эту рубрику попалиисключительно только эмигранты, их просто выбрасывали на улицу без объяснениякаких-либо причин… В последние два года Харбин начинает разгружаться отэмиграции.
Разумеется,иммиграционная политика австралийских властей, которая диктоваласьэкономической ситуацией в Австралии, также влияла на динамику въезда на пятыйконтинент. Например, в годы мирового экономического кризиса — 1929-1933 гг. — квоты на прием иммигрантов были значительно урезаны. Вследствие всех этихфакторов, вместе взятых, пик русской иммиграции в Австралию пришелся на 1925 г.и середину 30-х гг. Русские иммигранты прибывали на пятый континент семьями илипо одиночке. Одни имели достаточно средств, чтобы заплатить за визу и билет доближайшего австралийского порта, другие нанимались на пароходы и поэтапнодобирались до Австралии.
Настроениерусских эмигрантов, волею судьбы вынужденных отправляться в неизвестность, вседальше и дальше от России, описывает бывший офицер армии Колчака С. П.Рождественский, который в 1923 г. уезжал из Гонконга на японском пароходеТанго-мару увозившем в Австралию русских эмигрантов:… Сбивщись в кучку насамой корме, стояла группа эмигрантов, тоскливо взирая на проводы. Их самихникто не провожал, некому было протянуть прощальных бумажных лент. Онипорвались давным давно, на границе покинутой родины.
Прибывшиена Танго-мару в Брисбен 16 июля 1923 г., стали первыми русскими, приехавшими вАвстралию после революции. Анализ социального состава этой группы далисследователь из Брисбена Н.И. Дмитровский.
Средивновь прибывших было несколько офицеров, служивших в армии адмирала Колчака.Полковник Б.П. Ростовцев командовал дивизионом бронепоездов, а С.П.Рождественнский служил непосредственно под его начальством. Еще один офицер,полковник А.Л. Болонкин, сын рабочего Боткинского завода, принимал участие вантибольшевистском восстании на Ижевском и Боткинском заводах в августе 1918 г.и впоследствии стал командиром 4-го Боткинского полка. Все эти офицеры вместесо своими частями отступали до Владивостока и затем перешли границу в Китай,где армия была разоружена и распущена.
НаТанго-мару прибыло три русских священнослужителя: отец А. Шабашев с женой,иеромонах Феодот (Шаверин) и диакон И. Некрасов, который потерял всех своихблизких во время революции, а сам спасся бегством в Китай, переплыв Амур. Крометого, в первой группе приехали три семьи. Глава одной из них С.Н. Дмитриев доприхода Красной армии служил во Владивостоке в полиции и выбрал Австралию дляэмиграции, так как уже жил здесь до Первой мировой войны, работая настроительстве железной дороги в Квинсленде. Глава другой семьи А.И. Суворов дореволюции состоял директором отделения Русско-Азиатского банка города Урумчи вКитае и лишился своей должности в 1922 г., а его зять Н. П. Марцинкевич был сыномбогатого торговца чаем в Ханькоу. Среди первоприезжих Н.И. Дмитровский называеттакже Н.И. Игумного, служащего указанного выше банка, В.И. Смирнову, портниху,и супругов Поздняковых.
Средирусских иммигрантов второй волны одними из первых в Австралии оказались казаки:оренбургские, забайкальские, остатки Ижевского полка. Самой большой была группаиз 66 уральских казаков, прибывших из Китая через Шанхай и Нагасаки в Брисбен 4ноября 1923 г. Организованно, со своими полковыми знаменами, во главе с генераломB.C. Толстовым, который лично заплатил за их проезд. После полученияблагоприятных сведений от товарищей в Австралию стали перебираться другиегруппы казаков.
Кромеучастников Белого движения и других сторонников прежнего режима, так или иначепострадавших от революции и оказавшихся в роли беженцев, в Австралию в 20-3Огг. приезжали русские, давно обосновавшиеся в Китае или родившиеся и выросшиетам. Число их увеличилось после захвата Маньчжурии Японией и продажи КВЖД. Одиниз них, А.И. Кудрин из Тяньзиня, следующим образом объясняет причину своейэмиграции: Причина была та, что японцы стали преследовать, режим к 1938 г.ожесточился. Стали организовывать русские военизированные отряды… По субботами воскресеньям гоняли на маршировку. Начались притеснения и вымогательства…
Такимобразом, социальный и профессиональный состав русских иммигрантов, прибывавшихв Австралию в 20-30-е гг., по сравнению с трудовой и политической иммиграциейпервой волны, заметно изменился. Но не следует полагать, что основную массуиммигрантов составляли военные, служившие в Белой армии, большинство все жебыли гражданские люди различных рангов и профессий: чиновники, коммерсанты,священнослужители, мелкие и средние предприниматели, лица свободных профессий,то есть преобладали более состоятельные, чем раньше, слои, было многоинтеллигенции. Трудовая эмиграция продолжалась лишь с территорий, которые вошлив состав СССР в 1938-1939 гг.
Главнымцентром русской иммиграции в Австралии по-прежнему оставался Квинсленд, гдепроживало около половины русских австралийцев. К концу 30-х гг. численность ихсоставляла около 3 тыс. человек (40% из них — в Брисбене). Остальныераспределялись по штатам следующем образом: Новый Южный Уэльс — 31 % (3/4 изних — в Сиднее), Виктория -9,6 %, Западная Австралия — 5,4 %, Южная Австралия-3,5 %, Северная территория — 1,2 % и Тасмания — 0,6 %.
Каки в предшествующий период, большинству русских иммигрантов, начинавших своюжизнь в Австралии, пришлось заниматься тяжелым физическим трудом.
Казаки-уральцы,судя по их письмам, предполагали по возможности держаться вместе и осесть наземлю, арендовав подходящий участок земли. Так они и сделали, заблаговременнокупив на свое имя и на свои Деньги участок земли на окраине Брисбена. Однакосозданное уральцами овощеводческое хозяйство не могло прокормить шесть десятковчеловек, и им приходилось уезжать на сезонные работы. В Квинсленде казакиработали на фруктовых фермах близ Брисбена за — 10 шиллингов в день, с апреляпо август собирали хлопок, а с июля до декабря рубили сахарный тростник, 46получая 16 -18,5 шиллингов за 8-ми часовой рабочий день. Причем их артели биливсе рекорды — пригодилась военная тренировка и умение рубить шашками. Нопостоянную, столь же хорошо оплачиваемую, работу найти было очень трудно. Поэтомунекоторые уезжали на заработки в Северную территорию на постройку железнойдороги. Собрав нужную сумму казаки выписывали свои семьи из Советской Россииили ездили в Харбин, чтобы жениться. Мечтой многих было, скопив 1000 фунтовстерлингов, необходимых для приобретения фермы, стать самостоятельнымихозяевами.
Современем мечта осуществлялась: приобретали уже возделанные сахарные плантацииили целинные участки земли, которые правительство продавало за номинальную ценув Квинсленде и в Северной территории. Фермером-хлопководом стал и атаманТолстов. Казаки с семьями стали постепенно разъезжаться, и образовались новыецентры казачьих поселений. Одним из таких центров, как сообщает Н.И.Дмитровский, стал небольшой городок в 380-ти км к северу от Брисбена Кордальба,где в 1924-1934 гг. (вместе с примыкающим районом) проживало около полуторастарусских, 45 семей, половину из которых составляли уральские казаки. Дляподдержания и сохранения общности казаков в этом городе в начале 1930 г. былаучреждена общеказачья станица. Но постепенно, с начала 30-х годов русские сталиуезжать из Кордальбы на север, где можно было по низкой цене купить большойучасток земли, и к концу десятилетия здесь осталось всего пять русских семей.Общеказачья станица Северного Квинсленда, просуществовавшая со второй половины1929 до середины 30-х гг., была основана в Талли (225 км к северу отТаунсвилля), но с 1930 г. главным центром казачьей общественной жизньстановится Брисбен, где также была учреждена станица. Землю приобретали не толькоказаки, но и представители других социальных слоев русской иммиграции.Например, после трех лет работы на железной дороге участок земли в 1926 г.купил С.Н. Дмитриев близ города Тангул, где открывались целинные земли дляпоселения. Его примеру последовали многие другие русские, и к 1934г. в этомрайоне проживало уже около 100 семей, преимущественно занятых выращиваниемхлопка.
Русскаяобщина в Тангуле стала самым компактным и процветающим поселением русских вАвстралии. Здесь были построены хорошая дорога. Русский клуб с библиотекой,открылась воскресная школа для детей, совместно отмечались православныепраздники, соблюдались все русские обычаи и традиции. Однако в годы Второймировой войны, когда возникла потребность в рабочей силе, многие продали своифермы и переселились в город.
Далеконе всегда деятельность русских фермеров оказывалась успешной. Новоиспеченнымфермерам, бывшим офицерам, чиновникам, интеллигентам, приходилось заниматьсясовершенно незнакомым им делом в непривычных австралийских условиях, чтонередко приводило к краху. Даже казаки, знакомые с сельским хозяйством, не былигарантированы от неудачи. Как раз об этом писал один из них в своем письме изАвстралии от 28-го января 1927 г. Он сообщает, что девственная земля требуетдолгого, упорного и тяжелого труда, чтобы привести ее в порядок, аправительство хоть и заинтересовано в заселении страны, но, избегая лишнихрасходов, отказывает иностранцам в материальной помощи. Некоторые казакиприобрели у своих хозяев уже разработанные плантации в кредит, с рассрочкой,внеся лишь треть стоимости. Хорошо, — пишет он, — если будет благоприятствоватьпогода, а если нет, как в прошлом году, то может пропасть весь задаток принеплатеже, и ферма перейдет к старому хозяину без возврата прежних платежей.Такие случаи с нашими соотечественниками уже были, так как всецело зависишь отдождя. Автор письма, написанного на имя Донского атамана А.П. Богаевского,предостерегает: Будучи казаком, я считаю нравственным долгом написать всюистину, дабы кто-либо, обольстившись неверными сведениями, не впал втруднопоправимое положение, так как приезд в Австралию стоит очень большихденег, не менее 35 фунтов стерлингов. Особенно тяжелая ситуация сложилась длярусских в годы мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Харбинский журналРубеж, ссылаясь на письмо, полученное из Австралии, сообщал в декабре 1933г.,что большинство русских владельцев или арендаторов хлопковых плантаций близБрисбена уже выбыли из строя плантаторов, так как жестокий кризис и недостаточноезнакомство с местными условиями разорили их…
Значительнаячасть русских иммигрантов второй волны осела в городах, но и здесь жизньпоначалу складывалась несладко. Многим приходилось браться за любую работу,болезненно переживая потерю былого статуса. В. А. Хохлова, например, вспоминаето тщетных усилиях своего мужа, бывшего служащего крупной английской фирмы вТяньзине, найти работу в Сиднее, куда они приехали в 1939г. За квартиру нужнобыло платить 3 фунта 15 шиллингов в неделю, а жалование рабочего было 5 фунтов.Привезенных с собой 100 фунтов хватило ненадолго. Наконец, оба устроились вкафе Репина, где В. А. Хохлова была судомойкой, а ее муж убирал и мыл полы, приэтом очень стеснялся этой должности и даже прятался от прохожих. В годы войныХохловы стали работать на авиазаводе.
Столкнулисьрусские и с жесткостью правил австралийских профсоюзов, о чем казаки такжепредупреждали в своих письмах: Охрана труда находится под защитой Рабочихсоюзов, которые играют доминирующую роль в строительстве молодой страны(особенно в штате Квинсленд), широко распространяя свои экономические функции.Все рабочие состоят членами таких союзов. Каждому члену за полтора фунтавыдается годовой билет. Без билета нигде не дадут ни службы, ни работы. Еслихозяин принял на работу безбилетного, он подвергается штрафу от 50 фунтов ивыше. Профсоюзы же против приема иностранцев, их первыми увольняют и в случаесокращения.
Характеренслучай, описанный в воспоминаниях Н.М. Кристесен, которая приехала с родителямив Брисбен из Харбина в 1925г. Ее отец, капитан дальнего плавания, пошел в рейсматросом на каботажном судне, не будучи членом профсоюза, чем вызвалнегодование всего экипажа и, попав в нарочно подстроенную аварию, вынужден былсойти с парохода.
Препятствиемдля устройства на работу являлось и то, что русские дипломы в Австралии вдовоенный период не признавались, да и страна еще была недостаточно развитаиндустриально, поэтому многим иммигрантам так никогда и не пришлось применитьсвои способности по специальности, как, например, это произошло с горныминженером И. Д. Репиным (1888 -1949 гг.), приехавшим с семьей в Австралию в1925 г.
Такимобразом, русские военные, чиновники, интеллигенты первоначально моглирассчитывать в Австралии только на самое низкое положение
Список литературы
КаневскаяГ.И. Очерк русской иммиграции в Австралии (1923-1947 гг.)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.nature.ru/