Министерствообразования и науки Российской ФедерацииСтавропольский государственныйпедагогический институт
Историко-филологическийфакультет
кафедра истории и права
Дипломнаяработа
на тему: «От режималичной власти к коллективному руководству. (Изменения в системе политическойвласти после смерти И.В. Сталина в 50-е годы)»
Работу выполнила
студентка VIкурса
Лагутенко Л.П.
группы ФЗО/VI История
работа допущена к защите
научный руководитель кандидат историческихнаук, доцент
«___» ___________ 200__ г.
Литвинов Владимир Васильевич
заведующий кафедрой
рецензент доктор юридических наук,профессор
Пономарев Евгений Георгиевич
Дата «___» ___________ 200__ г.
Оценка: «_______________________»
Ставрополь 2006 г.
Содержание
Введение
Глава I.Режимличной власти: от становления к краху.
§1.Формирование режима личнойвласти Сталина в СССР: историки сталинизма.
§2.Великая Отечественная война.Роль Сталина – главнокомандующего.
§3.Жизнь после войны (1945 – 1953гг.): ожидание и реалии, политика центра; новая волна репрессий с 1948 г.
Глава II.«Оттепель»:трансформации политической системы страны.
§1.СССР к концу сталинской эпохи:итоги и перспективы.
§2.Ситуация «без Сталина»:несостоявшийся новый триумвират, лидеры «оттепели».
§3.Через развенчание «культаличности» к коллективному руководству.
Заключение.
Примечания.
Библиография.
Введение
«Великая и страшная фигура Сталина, как гвоздь в доску, вбитый в великоеи страшное столетие, до сих пор окутана прямо-таки мистическим туманом»1.
Действительно, личность Сталина – одна из самых сложных и противоречивыхв истории. Удивителен его путь политического деятеля от малозаметного участникаОктябрьской революции до лидера партии и государства. Процесс усиленияединовластия, подмены диктатуры пролетариата диктатурой вождя показываетгенезис культа личности Сталина, человека, который был главным виновником беззаконий,творившихся в стране в 40-е – начале 50-х гг.
И хотя об «эпохе» Сталина написано уже немало монографий произведенийхудожественной литературы, но и сегодня на Сталина и сталинизм мы смотрим с«высоты птичьего полета»2.
Прошло уже более полстолетия со дня смерти Сталина. Сегодня, спустядесятилетия, с большей временной дистанции эти мрачные страницы летописисоветского народа, полные подвижничества, трагизма, обманутой надежды, видятсяглубже, основательнее, вернее.
Поэтому и сегодня тема Сталина и сталинизма является для российскогонарода по-прежнему актуальной, ибо в наш век перестроек народу пришлосьболезненно пережить крутые «повороты» на дорогах новой истории нашегогосударства.
Даже ошибки и «горький» опыт прошлого помогают нам осознавать величие итрагедию нашего сегодняшнего дня.
«Незаконченное» прошлое может быть как у отдельного человека, так и уцелого поколения, не знающего до конца подлинной истории своего триумфа итрагедий.
Изучение, тем более научное исследование по заданной теме «От режималичной власти к коллективному руководству (изменения в политической властипосле смерти Сталина в 50-е годы)» помогает понять характер, особенностиисторического развития на современном этапе, опасность перехода к тоталитаризмупри условии безграничного стремления к единовластию, увидеть, как триумф одногочеловека привел к трагедии весь народ. В этом тоже состоит, безусловно, актуальностьзаданной темы.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают периоды: с 20-хгодов до начала 60-х годов, т.е. период утверждения единовластия Сталина,утверждения его «культа личности» и тоталитаризма политико-государственнойсистемы начало разоблачения «культа личности» «вождя народов» на XX съезде КПСС и в последующие годы до 1960 г.
Территориальные рамки: дипломная работа охватывает территориальныеграницы СССР, целый ряд западно-европейских стран в связи с успешнымзавершением Великой Отечественной войны и освобождением не только своегоОтечества от фашизма, но и стран Западной Европы.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Научная актуальность темы определяется необходимостью изучитьпоявившиеся новейшие исследования отечественной и зарубежной историографии итем самым на этой основе и на основе открывшихся архивных источников, связанныхс заданной темой дипломной работы, приобрести более глубокие знания издостоверных исторических источников по периоду 20-х – 50-х г.г. XX века в истории нашего Отечества.
Историография.
В Советском Союзе за период до начала 50-х г.г. XXвека в историографии накопилось немало монографий, статей, историческихисточников – (документов, воспоминаний современников и т.д.). За последние годы(90-е ХХ века, 2000 – 2005 г.г.) историография по заданной теме пополниласьновейшими исследованиями отечественных и зарубежных учены, раскрытыми архивнымидокументами, в которых уточняются многие вопросы, связанные с «триумфом ипадением» (Волкогонов Д.) Сталина.
Постоянное внимание советской историографии и историографии РФ привлекалии привлекают внимание, прежде всего исторические документы, особенно«раскрытые» и ставшие доступными для исследователей архивные документы ивоспоминания современников, сторонников и противников «вождя народов».
Можно назвать воспоминания современников Сталина, представляющие особыйинтерес.
1) Каганович Л.П. «Памятные записки. Мой ХХ век». – Москва,издательство «ВАГРИУС», 1996 г.3
Само существование воспоминаний Кагановича Л.П. «Памятные запискирабочего коммуниста – большевика, профсоюзного, партийного и советского –государственного работника» подвергалось сильным сомнениям, так как тридцатьлет он был «фигурой умолчания», лишь в годы перестройки его личностью активнозаинтересовались историки и журналисты. Но количество данных им интервью можнобыло пересчитать по пальцам. «Такие люди уносят свои тайны в могилу» — таковобыло единодушное мнение. И вот воспоминания изданы в 1996 г. Вернее, изданынаиболее интересные фрагменты из 14 тысяч рукописных страниц, составляющихмемуарное наследие Кагановича. Его «Памятные записки» — это книга человека,абсолютно уверенного в своей личной, политической и исторической правоте, неменявшего своих взглядов в зависимости от конъюнктуры. В книге 16 глав иприложения: письма, заметки, черновые наброски, отдельные мысли. Л.М. Каганович(1893 – 1991) – виднейший представитель «сталинской гвардии». На протяженииболее четверти века он был одним из первых лиц в Политбюро и правительствеСССР, руководил промышленностью транспортом страны.
В 1957 г. Подавлением Н.С. Хрущева, его «выдвиженца» и ученика, был снятсо всех постов, впоследствии исключен из партии. Свои «Памятные записки» онписал, по его собственному выражению, не для праздного обывателя, а скорее дляархива, в который придет ученый-историк, исследователь эпохи, в которой жил иработал Л.М. Кагановича, чтобы воспользоваться воспоминаниями очевидца иактивного участника событий того времени. Книга воспоминаний Кагановичанеобычная во всех отношениях. Необычна и личность ее автора. Многое узнаетчитающий «Памятные записки». Революционную деятельность он начал рано – в самыепервые годы ХХ века 1917 г… Гражданская война, революционный Петроград,организационная работа ЦК партии в 1922 – 1925 г.г., борьба с оппозиций идругие проблемы партийной жизни 20-х г.г., работа на Украине в 1922 – 1928г.г., в ЦК ВКП(б), во главе московских коммунистов, битва за Кавказ, началовосстановления в послевоенные годы и т.д. – все это содержится в «Памятныхзаписках» Кагановича. Это очень ценная книга и для автора данной работы.
2) Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. В 2-х книгах – М.; издательство Агентства печати новости. 1989 г.4
Свою работу автор назвал «Триумф и трагедия», так как стремился в нейпоказать, как триумф одного человека обернулся трагедией для великого народа.
Как известно, личность Сталина – одна из наиболее сложных ипротиворечивых. Материалы для политического портрета Сталина автор собиралмного лет. Но сама книга написана им менее чем за полтора года.
В книге, в которой используются многие неизвестные ранее документы, анализируетсяэволюция Сталина – политического деятеля т малоизвестного участника Октябрьскойреволюции до единовластного лидера партии и государства. Автор прослеживаетвесь процесс усиления единовластия, «диктатуры вождя», генезис культа личностиСталина, главного виновника беззаконий, творившихся в стране в 40-50-е г.г.Автор подчеркивает, то обожествление вождя привело к тому, что он довелгосударство до триумфа с элементами тоталитаризма, что стало трагедией длянарода. Люди его любили, во время войны шли в бой со словами: «За Родину! ЗаСталина!»
«Люди действительно его любили. Но он не любил их. Более того, он коварнообманул миллионы, отождествив себя с социализмом. Вера в социализм былаавтоматически перенесена и на него. Думаю, — пишет Волкогонов, — это самыйпарадоксальный случай «затмения» целого народа».5
Используя сопоставления с историей древнего мира, автор объясняет, какСталин стремился оправдать себя, свои действия. Но он исторически промахнулся.
3) Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 г.г.). Под редакциейА.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.; «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».1996 г.6
В хрестоматии опубликованы документы по отечественной истории с 1946 по1995 г. Цель составителей – на основе представленных материалов обеспечить дляиспользующих хрестоматию научный подход их к истории Отечества, показатьреальное развитие исторического процесса во всей его противоречивости.Собранные в хрестоматии государственные, правительственные и партийныедокументы, материалы периодической печати, воспоминания, архивные источники,многие из которых публикуются впервые, — это прекрасные исторические источники.К главам даны пояснения научного характера.
4) Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев. Серия «След в истории». –Ростов-на-Дону, «Феникс». 1999.7
Н.С. Хрущев, третий по счету лидер Советского государства после Ленина иСталина. Автор показывает, что он вошел в историю «в черно-белом» образе. Доброи зло были уравновешены в нем. Это был человек больших страстей и великихзаблуждений. В книге рассматривается жизненный путь Хрущева, еговзаимоотношения со Сталиным, с другими вождями, входящими в «ближний круг», егодлительную борьбу за власть, восхождение на Олимп. Автор стремится показать,что представляла собой «хрущевская оттепель», способствовавшая формированиюнового общественного и духовного климата в обществе. Автор старается,объяснить, почему именно Хрущев победил в борьбе за власть.
5) Зевелев А.И. Истоки сталинизма. Из серии «Политическая историяХХ века». М., «Высшая школа». 1990 г.8
Автор на основе имеющихся источников об истоках и процессе формированиясталинщины, раскрывают ее объективные и субъективные факторы. Сознавая, чтотакая задача многогранна и весьма обширна, автор сосредоточился на показеформирования единовластия Сталина в партии, где оно имело наибольшее ипервоочередное проявление и влияло на все стороны ее жизни.
Особое внимание автор уделяет анализу ленинских идей о коллективностипартийно-государственного руководства и роли личности в истории. Раскрываетсяпроцесс утверждения Сталина в должности генсека и создания им своего послужногоокружения. Подробно раскрываются так называемые «отставки» Сталина. Взаключении работы дается определение политической сути сталинщины и еепоследствий.
6) Диктаторы. История в лицах.
а) Ян Грей. Иосиф Сталин. Личность в истории.
б) Троцкий Л. Сталин.
Перевод с английского – М. «Интер Дайджест». 1995.
Эта книга отличается от множества других публикаций о Сталине преждевсего столкновением противоположных взглядов на личность кремлевского диктатора.Английский историк Ян Грей, доказывая фатальную неизбежность жестокой власти вРоссии, почти канонизирует эту зловещую фигуру. Совершенно иного мненияпридерживается автор другого исследования – Лев Троцкий. Его книга о Сталинетак и осталась незаконченной. Первый и главный разоблачает «верногопродолжателя дела Ленина» был убит по тайному указанию героя своей книги. Впредисловии к книге «Сталин» сказано, о ком и каком духе идет речь вмонографии. Имя человека, более тридцати лет наводившего ужас на своихподданных, известно всему миру. Легенды и ложь, правда и полуправда – весьогромный поток информации о нем хлынул на читателя с началом перестройки9,т.е. эта монография – одно из самых новейших исследований зарубежнойисториографии о Сталине.
В этой книге человека из стали, диктатор и тиран показан в необычномракурсе. Оригинальность подхода к этой личности английского историка Яна Грея инеотразимый документализм Льва Троцкого дают возможность по-новому воспринятьобраз бывшего вождя. Ян Грей считает, что политика Сталина – это продолжениетрадиций евразийской линии русской истории. Спасение русской нации, считаетавтор, всегда зависело от существования централизованного государства иправителя, способного мобилизовать людские и материальные ресурсы на защитуОтечества. Признав Россию своей страной, Сталин вобрал в себя взгляды и обычаи великороссов,и веру в особую судьбу русского народа и государства.
Во второй части книги читатель может ознакомиться с сокровенными мыслямиЛьва Троцкого о бывшем соратнике, ставшим для него впоследствии врагом ипалачом.
Ян Грей считает, что Сталин был великим реформатором типа Ивана Грозногои Петра Великого. Сталин, согласно Грею, модернизировал отсталую империю ипревратил ее в мощное индустриально-аграрное государство. А Лев Троцкий первыйв мире раскрыл иезуитскую сущность московских судебных процессов 1936-1938 г.г.и многое другое.
Итак, описываемые в этой книге исторические события, изображенные с такихразных позиций, заставляют задуматься о том, почему невозможно зачеркнуть этотпериод из нашей истории.
В этом и состоит главная ценность данной книги.
Объект исследования принципа управления партией и государствомсоветской эпохи.
Предмет исследования: трансформации стиля и методов управленияпартией и государством в сталинской и хрущевской эпохи.
Цель дипломной работы: Выявить сущностные особенности режималичной власти И.В. Сталина, характер управления партией и государством при Н.С.Хрущеве и уровень утверждения коллективных принципов руководства.
Задачи: исходя из поставленной цели, авторам определены задачи:
- выявить содержание понятия культ личности и характер режималичной власти Сталина;
- установить факторы, обусловивший переход к коллективным признакамруководства;
- выявить уровень и продолжительность коллективных признаковруководства в эпоху «оттепели».
Методологической основой работы явилось сочетание формационного ицивилизационного подходов к исследованию исторических процессов:
1. Историко-генетический метод позволил проследить процесс развития трансформациинашего общества в период 20-40-х г.г.;
2. Историко-сравнительный метод применялся в процессе сопоставлениядеятельности лидеров советского государства, что позволило рельефнее отразитьличностные качества Сталина.
3. Типологический метод позволил обнаружить закономерности историческогопроцесса или их противоположности в два исторических периода: при Сталине и безСталина.
Первую группу источников составили: законодательные акты, решениясъездов, пленумов, конференций ЦК партии и Верховного Совета СССР.
Вторую группу составляют письма В.И. Ленина, воспоминания соратниковСталина – членов Президиума ЦК партии, правительства и т.д.
Третья группа источников представлена периодической печатью, содержитинформацию, связанную с деятельностью Сталина, Хрущева и др.
Четвертая группа источников представлена материалами ХХ съезда КПСС,воспоминаниями современников о происшедших в связи с решениями съездаизменениях в общественно-политической жизни общества.