Цитируетсяпо книге «Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов иханских династий. — Алма-Ата: СП Дастан, 1990» с переводом и примечаниямиБ.Г. Каирбекова.
Из… родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха(Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем,озанает «шлем». После этого народ тюркский назывался Хун или Гун.Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки — Орхон. Впоследующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур.Все известные родословные переводят слово «уйгур» как«объединившийся, присоединившийся (друг к другу)». Народ этот составлялитайфы:
[Тайфа (тейп) — этническая группа, также как: род, племя, народ. — Б.К.]
кыргыз,канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын — т.е. наши прямыепредки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь(племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшемусыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусомДжучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек — потомок Джучи — принял ислам,все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когдаАз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы сталиназываться киргизами и казаками.
[Современное «казах» — более позднее написание. В примечании к трудуВ.В. Радлова «Из Сибири» говорится: «Киргизами Радлов именуетглавным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название исамоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционнойлитературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами,киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназваниянарода казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русскихдокументах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А.Левшин в своей статье „Об имени киргиз-казачьего народа...“. Онписал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи,исключая россиян не называют… Киргиз есть название народа совсем другого…Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования,они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, какполагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать вофициальных документах этот народ от русского казачества соседних районовСибири… С.579-580» — Б.К.]
Вту пору наименование «казак» носили не только три казахских жуза, нои другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях,стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. Вконце концов наименование «казак» закрепилось за нами одними.
Всамом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологическипоследовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, несуществует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют какправдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для насинтересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказаннымродословным книгам. Итак:
…после смерти Джучи — старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престолвоссел Бату (сын Джучи). Русские называют его — Батый. Другое имя его — Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.
[Берке (1257-1266) — золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашидад-Дину, начало правления хана Берке — 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашидад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 — (1255-1266). — Б.К.]
Ещедо Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля ихназывалась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это былоразделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.
[Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. — Б.К.]
ЗолотойОрдой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды былсын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды — сын Джучи Токай-Темир. Наш АбильмансурАблай — потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и сталназываться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также ставправоверным. На месте Бурге-хана каганом
[Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. — Б.К.]
становитсясын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сынТогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек былмусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народнаш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение внароде: «вера нам от Озбека осталась». По имени этого хана и весьулус Джучи стал называться озбеками (узбекским).
Ставкахана Золотой Орды
[Династия ханов Золотой Орды:
Батый(1227-1255) — первый правитель Золотой Орды — государства Джучидов со столицейСарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке(выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правленияханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.
Берке(1257-1266).
Менгу-Тимур(1266-1280).
Узбек-хан(1312-1342).
Джанибек(1342-1357).
Династияханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.
Тохта,сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.
Тогрул,сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).
Узбек,сын Тогрула.
Джанибек,сын Узбека.
Бердибека,сын Джанибека.
Династияханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.
Туда-Мунке,сын Нокая, сына Кули, сына Орды.
Сасы-Бука,сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).
Эрзен,сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).
Мубарек-ходжа,сын Эрзена.
Урус-хан,сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)
Токтакия,сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. — История КазССР, т.2, С.167).
Тимур-Мелик,сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.
Токтамыш,сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).
Нузи-оглан,сын Урус-хана.
Тимур-Кутлуг,сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).
Шадибек.Умер в 811 г.х. (1408/09).
Фулад-хан.Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука — Пулат. История КазССР, т.2… С.153-154)
Тимур,сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).
Токтамыш,сын Тимур-Кутлуга.
Джелаль-ад-дин,сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).
Мухаммед-Султан,сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.
Касым-хан,сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.
Хакназар,сын Касым-хана.
См.В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II.М.-Л., 1941. С.210
Годыправления ханов:
Чимтай- 1344-1361
Урус-хан- 1361-1376/77
Тимур-Мелик- 1376-1379
Токтамыш- 1380-1395
Барак- 1423/24 — 1248
Касым- 1511-1518 (или 1523)
Хакк-Назар- 1538-1580
ИсторияКазССР, Т. 2. С.386
Хронологическиетаблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующейпоследовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен,Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2… С.151.
УРашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей.Т.II. М.-Л., 1960. С.67).
. — Б.К.]
— столица улуса Джучи — и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханьюи Саратовым. Это — город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свойлад — Царев
[О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь.(История татарской политики на Руси — М.Л., 1940. С.119) — Б.К.]
Вту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.
В1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)
[Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). — Б.К.]
[Повсей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. — РустамАбдуманапов]
вборьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельныеханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда — Темир. Как уже говорилось выше, одновремя восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского хановправил хан Абулхаир.
[Абулхаир (годы правления 1428-1468) — потомок джучида Шайбана, сынДавлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (ЗападнаяСибирь). Образовал «государство кочевых узбеков». См История КазССР.т.2. С.176-181 — Б.К.]
Тогдаханом казахов был Аз-Жанибек.
[Аз-Жанибек — султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сосвоим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал вМоголистан. «Иса-Буга-хан (Есен-Буга — хан Могулистана) охотно принял их ипредоставил им округ Чу и Козы-Баши». Тарих-и Рашиди. В кн.: ИсторияКазССР, т.2. С.256 — Б.К.]
Онбыл в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его — Абу Сагид. Он один из потомковТокай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братомШахгиреем,
[Гирей, Керей. — Б.К.]
будучив обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайскогорода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:
…дальний предок аргынов — прославленный Даир-ходжа был любимым судьей ханаАбулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.
[Праведным. Ак жол — букв. «светлый путь». — Б.К.]
Другимлюбимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобландывтайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия)убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованиемпредать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясьвозмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков,отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп заубийство) равный куну трех человек.
[Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которыевозникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у другихнародов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье.Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возрастаубитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-началеXX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)
Убийцани в коем случае не отвечает за свое преступление головой. Возмещением являютсякарательные платежи; совершивший убийство вносит: сотню коней, одного пленногораба, двух верблюдов, суконный кафтан высшего качества, (мех) чернобуройлисицы, ястреба или беркута, один панцирь и другие предметы военного обихода.Все это следует ближайшему наследнику убитого. В случае, если личного имуществане хватает, то остаток взывскивают с роднственников убийцы, и родственники немогут в этих случаях возражать против этого обычного права, и все подчиняютсяэтому ненарушимому порядку. Это установление называется у казахов куном. (Н.Рычков. Дневные записки капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в1771 году. СПб., 1772, С.25) — Б.К.]
НоАз-Жанибек, разневаванный решением хана, откочевывает от него со всем своимэлем. С той поры и осталась поговорка среди казахов: «И зачем тебе, моймилый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!». Так, по преданию,воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына.
[Как образец творчества Кодан-тайши (род. ок. 1370 г.) сохранилась песня-плач,посвященная сыну Даир-ходже, находившемуся в непримиримой вражде с батыром Кобландыиз рода кыпчак:
Зачемты, мой жеребеночек, связался с каракыпчаком Кобланды!
Теперьмне, прожившему почти девяносто лет,
Переломилиспинной хребет!
Мывывели на верный путь наших ногайлинцев.
Мойзвонкий ручей, светоч мой яркий, погас ты за один день,
Нузачем же, мой жеребеночек, ты связался с каракыпчаком Кобланды!
Кодан-тайшииз племени аргын был известен не только как прославленный жырау, но и какактивный участник политических событий своего времени. Он выступал на сторонеГирея и Джанибека в их борьбе против Абулхаира. История КазССР, т.2. — С.235 — Б.К.]
Звалиего Кидан, тайши — поэт, певец. Вот почему казахи говорят, что дальний предокаргынов — прославленный акын Котан. Еще одно свидетельство тому — стихи,сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бийспросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак:
УАлаша [сноска ниже] — предок Аргын был на редкость одаренным,
Выделялсяон приметно среди других.
Первопредок(же) аргынов акын Котан
Былв стихе куда мастеровитей нас обоих!
[Алаш — синоним слова «казах», употребляется в значении «весьнарод»; боевой клич казахов. Под «шестью алашами»подразумевались шесть крупных политических объединений племен, входивших всостав казахского ханства середины XVI- нач. XVIII вв.: Старший Жуз, СреднийЖуз, Младший Жуз, киргизы, каракалпаки, курама (полуоседлые кыпчакские родыСредней Азии). После рапада ханства с середины XVIII в. употреблялся термин«три алаша», под которым подразумевались три жуза, а слово «алаш»(весь алаш, шесть алашей) становится синонимом слова «казах»,«весь казахский народ». Поэты Казахстана. Сост. М.М. Магауин. Л.,1978. С. 566 — Б.К.]
Когдавышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, всесамые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами наглазах. Об этом есть печальный кюй,
[Кюй — музыкальное произведение для исполнения на домбре. — Б.К.]
известныйсреди домбристов, который они обычно начинают словами: «Когда хан Орманбетумер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивалиразлуку ногайцы и казахи...».
Доухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того как они стали называться казахами,народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат.Все они ныне имеются в составе других тюркских народов. Когда казахиотмежевались от остальных, те же роды составляли новые этнические группы,известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. А наши казахи, которыеразделяются нынче на три жуза, на самом деле являются потомками небольшогочисла людей. Сами казахи так описывают разделение на три жуза:
…после того как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителямКашгари
[Хан Могулистана Есен-Буга в свою очередь охотно вступил в союз с казахскимипредводителями, стремясь обеспечить безопастность западных границ Могулистана всвоей борьбе против Абулхаир-хана и Тимуридов, поддерживавших соперникаЕсен-Буги, его брата Юнуса. История КазССР, т.2… С.257]
казахамии другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан, брат его Жанаке(настоящее имя Махмуд) сидел ханом в Ташкенте. Ахмет-хан составил из казахскихджигитов войско для битвы с калмаками, которое разбил на три крыла и назвал их:Великий Жуз (Старший)
[Буквально: «Большая сотня», «Средняя сотня» и «Малаясотня». — Б.К.]
Среднийи Младший Жуз. За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета — Алашы,
[Ахмед-хан (1496-1504), прозванный за частые сражения с ойратами Аладжи-ханом(алазу — «убивать», аладжи — «убийство», здесь в смысле«истребитель ойратов»). Златкин. История Джунгарского ханства. — С.41- Б.К.]
чтозначит «душегуб». Прослышав об этом, хан Ахмет приказал казахам дляустрашения калмаков отныне, нападая на врага, клич: «Алашы!». Такэтот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: «когда Алаш былАлашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы не сделали калмакам!».
[Какпример бахвальства среди казахов. — Б.К.]
В1499г., когда Аз-Жанибек, как уже было сказано выше, рассорился с ханомАбулхаиром, внук последнего Шайбак-хан отвоевал Бухару и Самарканд у потомковАмир-Темира. Когда же он в 1508 г., захватив весь Мавераннахр, подступил свойском к стенам Ташкента и правивший казахами Ахмет-Алашы-хан вместе со своимбратом Жанеке-Махмудом решил дать бой Шайбаку на Уратобе, казахи сказали-де:«Чингисхан еще при жизни отдал нас в улус Джучи. Чагатай не наших кровей,таджики и сарты не родня нам, озбек — вот кто наш брат, сарт-жертвенник»,
[«Озбек — оз агам, сарт — садагам». («Узбек — свой брат, сарт — жертва моя»). — Б.К.]
— и перешли на сторону Шайбака. В той битве победил Шайбак-хан, убилЖанеке-Махмуда и брата его ахмет-алашы-хана, и казахи,, что были в подчинениичагатаидов, вновь воссоиденились с основной массой казахов. Сведения об этоместь в книгах АбулгазиБахадур-хана. Следовательно, (в этом случае) устныерассказы казахов соответствуют истине. К этому времени ханом казахов стал Касым, а подчиненный ему народ составил 1 миллион человек.
«Столбоваядорога Касыма» («каска жол!») — так запомнили в народе времяправления хана Касыма. Именно он сумел впервые объединить казахов в единоеханство и упрочить его. Вслед за ним ханом стал сын его Сыгай (Шигай),
[Шигай (1580-1582) — сын Джадика, внук Джанибека — казахский хан. — Б.К.]
затемсын его (Шигая) Тауекел.
[Таукел (Теввекель) (1586-1598) — сын Шигая — казахский хан. — пер.]
В1598 г. Сыгай-хан отобрал у наследников Шайбака Ташкент и обосновался вТуркестане.
[Теввекель-хан с многочисленным войском летом 1598 г. вступил в Мавераннахр. Вчисле подчиненных им земель Искандер Мунши, осветивший эти события, называетгорода Ахси, Андижан, Ташкент, Самарканд. История КАзССР, т.2. — С.278 — Б.К.]
Нонесмотря на это управлять оседлым (городским) населением кочевому людуоказалось не под силу. К тому же не давали покоя бежавшие сюда (в эти края) отпритеснения моголов. Калмаки. Так, при хане Тауекеле шайбаниды вновь овладелиТашкентом. Ханом их тогда был Турсун-Махмуд. На место вышеназванного Тауекелясел хан Есим. «Высокорослый Ер Есим»,
[Ер (каз.) — богатырь. — Б.К.]
какпрозвали в народе. Он продолжил (политику) Касыма (известную под названием)«каска жол». Время его правления получило название «древнейдороги хана Есима». В 1628 г. Есим-хан убил хана Турсуна-Махмуда иразграбил эль катаганов. Вот что известно об этом:
…Абулгази Бахадур-хан, автор известной нам «Родословной тюрок», врезультате борьбы между родственниками за ханский престол и раскола ургенчскихузбеков на три лагеря, по его словам, был вынужден искать убежище у Есим-хана.В это самое время Есим убивает хана Турсуна и нападает на катаганов. Искавшийзащиты Абулгази, видя такое положение дел, испросив разрешения у Есим-хана,возвращается к своим. Если это так, то жена нашего девятого предка Сары — дочьхана Турсуна. Выходит, Конырбике была привезена в том самом 1628 году. Казахирассказывают об этом следующее:
…Али, родной брат нашего предка Сары, батрачил у одного сарта (таджика). Услышав(весть) о том, что хан Есим убил Турсуна-хана катаганов и вновь завладелТашкентом, он, взяв двух откормленных коней этого сарта, бежит на родину. Подороге ему встречаются дочери Турсун-хана, которые, будучи в пути, еще ничегоне знали о смерти своего отца. Ничем не выдав себя, Али приежает домой и,прихватив собой несколько товарищей, вновь возвращается (той же дорогой).Захватив (дочерей Турсун-хана) Айбике, Нурбике, Конырбике со свитой, обозом,шатрами, отдает Айбике своему товарищу, Нурбике со всем имуществом, шатрами исвитой оставляет себе, а Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этойКонырбике родятся и наши предки пятого колена — Кишик и Мамбет-Софы.
ПослеЕсима ханом стал его сын — Жахангер, казахи называли его Салкам Жангир.
[Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, входе борьбы с которыми он погиб (в 1652 г.). История КазССР, т.2. — С.286 — Б.К.]
Затемего сын — Аз-Тауке. «Древнюю дорогу Есима» (т.е. свод законов)продолжил именно он, хан Тауке.
[имеются в виду законы, известные под названием «Жети-Жарга», чтобуквально обозначает «семь установлений». В них были закрепленыосновные принципы и нормы патриархально-феодального права средневековогоказахского общества. В научной литературе этот юридический документ именуется«Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». Поисторическим преданиям, еготворцом принято называть хана Тауке, который будтобы собрал в урочище Куль-Тобе биев — представителей трех жузов, и они соединили«старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, называемые Жети-Жарга.История КазССР, т.2. — С.334 — Б.К.]
Этоо его правлении сохранилось выражение «каждодневный сбор совета на берегуозера». Тогда с казахами враждовали катаганы (ойраты), калмаки, узбеки,таджики (сарты). Вскоре казахам пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент иоткочевать в 1652 г. к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии.
Аз-Таукеродился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек(Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангираханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану.
Вправлении Аз-Тауке, когда казахи проживали на Аму-Дарье, тюркское племя Акжол,подчиненное ранее персам, вывело из рода своего сильного человека по имениНадиршах
[Видимо, Надир-Мухаммад-хан — правитель Балха. — Б.К.]
которыйсумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают,теперь уже к берегам Сыр-Дарьи. Около 1690 г. умирает Аз-Тауке, и к властиприходит сын Аз-тауке Болот-хан. В правление его казахские племена былизахвачены калмаками (джунгарами). Между калмаками и казахами завязываютсяжестокие сечи. Самое кровопролитное сражение произошло в 1723 г. Войскакалмаков, возглавляемые полководцем Цеван Раптаном (Цэван-Рабдан), наголовуразбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал,усеяв все побережье своими телами. И тогда (по преданию) один старейшинасказал: «Дети мои, как не забывает человек выпавшие на его долю многовеньясчастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас.» И назвалэто бедствие «Ак табан шубырынды, алка кол сулама» что означает:«брели, пока не забелели подошвы, упав (без сил), лежали вокругозера».
[Год 1723 считается годом начала Великого бедствия, именуемого в преданияхэпохой «Актабан шубырынды». Казахи Среднего и Старшего жузов, говоряо годах «Актабан шубырынды», употребляют выражение«Алкакол-сулама», что означает «в полном изнеможении от голода иусталости бросились на землю пластом и залегли у озера Алкаколь». ИсторияКазССР., 1979, т.3. С.18
предлагаюсвой перевод: год, когда, «изранив ступни, вкруг озера без силлежали». — Б.К.]
Тогдаи родилась самая старинная казахская песня-плач: «Елим-ай » («О,народ мой!»):
[Название песни переводят обычно «Родина моя», так как слово«ель», «эль» имеет два значения: «народ»,«население» и «край», «родина». — Б.К.]
Свершин Каратау спускается кош...
Средидругих лишь верблюжонок идет без ноши.
О,как тяжко лишиться родных сестер и братьев!
Изчерных очей, сверкая, текут слезы...
Чтоза время такое, что за эпоха такая жестокая,
Время,спугнувшее птицу счастья с нашей головы!
Бредем,не зная куда, поднимая пыль столбом...
Страшнееянварской стужи, снежного бурана (это время)!
Чтоза время такое, время «багы» [1] («самоназванцев»)
Вернутсяли вновь прошлые времена? Осталось чернеть (пустовать) место родных [2],
Озерослез пролил я из глаз моих [3].
[1.«Багы» — т.е. людей вольных, бунтарей, выступающих против ханов. Вэтой чрезвычайно тяжелой внешней и внутренней политической обстановке казахскиеханы и султаны оказались неспособны организовать отпор джунгарским феодалам.Борьбу за независимость возглавили представители знати «чернойкости», народные батыры трех жузов: Младшего — Тайлак, Среднего — Букенбайи Старшего — Саурык, ставшие героями борьбы в годы «Актабан-шубырынды,Алкаколь-сулама». История КазССР, т.3. С.20
2.Подтекст: «осталась зиять в душе рана по родным», «осталасьчернеть наша Родина, превращенная в пепелище».
3.Подстрочник. — Б.К.]
Когдакош перевалил хребет Каратау, раздался громкий плач. Это верблюжонок оплакивалразлуку с матерью.
[Плач верблюженка, плач верблюдицы — традиционный образ разлуки с Родиной вказахской поэзи. — Б.К.]
Плачего подхватил все, чьи родные были убиты калмаками. Песню эту, говорят,сочинили в карауле
[Караул (каз.) — «карау» («смотреть») аул, т.е. тот, ктосмотрит за аулом, стережет его. Отсюда: караульный, караул в русском языке. — Б.К.]
батыры,сопровождавшие кош и все видевшие своими глазами. В этом (печальном) побегеотказали ноги у нашего предка — девяностосемилетнего Анет-бабы, и его оставилина перевале. Незадолго до этого случилась история с родичем егоКалкаман-батыром, что полюбил дочь Мамбетая — Мамыр, за что был приговоренАнет-бабой к «ок байлау».
[«Ок байлау» — буквально: «привязать к стреле (пуле» — видказни или испытания приговоренного, который наудачу должен проскакать на конемеж двумя рядами стрелков (прежде лучников). — Б.К.]
(Раненнныйв бедро) Калкаман в обиде на Анета, ушел в области Бухары. Пятеро же сыновейАнет-бабы — Болаты — все полегли в последней битве с калмаками.
Вгод Великого бедствия Средний жуз перекочевал в области Бухары и Ташкента,Средний дошел до (берегов) Ишима, Нуры и Сарысу. Кипчаки ушли еще дальше — доАральского моря и Белого моря.
[По видимому, Каспийского моря — Б.К.]
Башкирыи Младший жуз — алшыны — отошли на северо-запад. Тогда в Младшем жузе ханом былодин из сыновей хана Аз-Тауке — Карт (Старец) Абулхаир.
[Серьезное положение на восточной границе настоятельно требовало объединениясил трех жузов. На народном собрании военноначальников ополчения был избран ханМладшего жуза Абулхаир. Точная дата события не установлена. Можно толькопредполагать, что это произошло после 1728 г. К этому времени Абулхаир завоевалавторитет как умелый военноначальник. История КазССр, т.3. С.22. Убит в 1748 г.султаном Среднего жуза Бараком.]
ВСреднем жузе — хан Самаке (Семеке), сын Болот хана. В Старшем и самом старшим(над остальными ханами) ханом был сын Болот-хана Абу Мухаммед. Казахи звали егоАбульмамбет. По словам Аристова, в год Великого бедствия роды Среднего жуза — канлы и дулат — оказались в подчинении калмаков. Упорней и дольше всехсражались (с ойратами) батыры Среднего жуза. Перед тем как разойтись,разделившись на три жуза, казахи поклялись, собравшись с силами, вновьобъедениться, чтобы вернуть свои исконные земли, захваченные калмаками.
Казахи,оказавшиеся вблизи границ с русскими, дабы уберечь себя от калмаков, в 1731г.решили присоедениться к России.
[8 сентября 1730 г. в Уфу прибыло посольство Абулхаира во главе с СеиткуломКойдагуловым и Кутлумбетом Коштаевым, которые обратились с посланием кимператрице Анне Иоанновне с просьбой о включении Младшего жуза в составРоссийской империи. История КазССР., т.3.- С.36. — Б.К.]
Спустянекоторое время Абу-Мухаммед разослал гонцов, призывая казахов собраться ипойти на калмаков. В то время в Старшем жузе выдвинулся еще молодой,впоследствии знаменитый хан Аблай. Это повествуется следующим образом:
Вышебыло сказано, что один из претендентов на ханский престол — сын Салкам ЖангираУалибек ушел в Ургенч, к своему дяде Гаип-хану (Каип). Сын Уалибека бек Абылайпрославился в (батырских) поединках своей беспощадностью, за что и получилпрозвище Кровопийца. Сын его — Коркем Уали («Красавец Вали»), сынкоторого Абулмансур и есть Аблай, известный под этим именем среди казахов. Всетри вышеупомянутых колена его
[Т.е. — Валибах, Абылай, Коркем Вали. — Б.К.]
умерлипри дворе хана Гаипа, так и не став ханами. В его же время потомки Гаипалишились власти и мальчик-сирота Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчегокрая — Сары-Арки попадает к уйсыну Толебию.
[Знаменитый бий в Старшем жузе. — Б.К.]
УТолебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолькопришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. Но вопрос, откуда онродом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает — как назовете,так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвалмальчика Сабалаком.
[Сабалак (каз.) — лохматый, растрепа. — Б.К.]
Прослышаво том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак)пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, нелучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал:«Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибаетсяпод тяжестью воинов». После слов таких Толебию ничего не оставалось, какотпустить его. Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят нахолмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын(джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарышказахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хануАбульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославениехана, он разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетем исразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «врагсражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали ибыли рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и,подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр,и почему клич твой был «Аблай»? Тогда тот признался, что он внукАблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный ханобнял батыра, расцеловал и так сказал народу: «Я, слышал, что от Уалибекаостался единственный наследник — и вот он перед вами. Если вы согласны, он поправу станет ханом всех казахов». Народ выразил согласие, и девяностознатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцушакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур былизбран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил емуимя Аблай. Ханом всех казахов Аблай стал в 1735 году.
[В 1771 г. после смерти Абульмамбета в Туркестане в мечети Ходжа Ахмета Ясави«ханы и султаны купно» подняли на белой кошме нового хана Среднегожуза Аблая. История КазССР., т.3., С.81]
Послеэтого знатные люди Среднего жуза обратились к Толебию со словами: преждестаршие ханы были все в Старшем жузе, а этого у себя сохраним. Если кто и билсябольше всех с калмаками, то это мы, Средний жуз. Одарили его подарками и,получив благославение бия, увезли Абульмансура, хана Аблая, к себе.
В1741 г. хан калмаков Галдан Церен, будучи в Ташкенте, посылает тридцатитысячноевойско во главе с батыром Жалбы с приказом изловить Аблая и доставить живым,дабы он мог собственноручно казнить его в отмеску за смерть батыра Чарыша.Поиски были столь тщательными, что горные тропы, подобные тем, которыми прошли(джунгары) через перевалы меж Чингисскими горами и Тарбагатаем, так и прозвали«жалбы». Жалбы удается поймать уака Утеген-батыра, охотившегося вгорах Улытау. Утеген оказывается сообщить о местонахождении Аблая, тогда егозаковывают в кандалы и, продолжив поиски, вскоре находят хана Аблая и, спящего,захватывают в плен. Батыров доставили Галдан Церену. Утеген-батыра бросили взиндан, а Аблая, усадив на ишака, поставили у городских ворот рядом состражниками.
КазахиСреднего жуза сообщили о пленении Аблая Абулхаиру, хану Младшего жуза, тот всвою очередь обратился к русскому генералу Неплюеву с просьбой во что бы нистало высвободить из плена хана Аблая. С этой миссией к Галдан Церенунаправляется майор Миллер. Со своей стороны казахи посылают к калмакам самыхзнатных людей из трех жузов. Но им Галдан ответа не дает, хотя и привечает какпочетных гостей. Но вот спустя время Галдан приглашает в орду (ставку) ирусских, и казахов-посланцев, приводит Аблая и Утегена, последнего бросают вцепях у порога. Галдан обращается к Аблаю со словами: «я убью тебя заместоЧарыша, такого же батыра, как ты. Скажи, чего ты бы желал?» Тогда Аблайсказал: «Таксыр (Ваше селичество), у меня всего три желания. Первое: яубил Чарыша в честном поединке на поле брани. Вы же меня захватили спящего ихотите казнить. Я мечтал бы умереть в битве казахов с калмаками. Второе: казахинарод кочевой, не оседлый. Найти им землю, научить жить оседло, тогда бы иумереть было б не жаль. Третье: в моем роду каждое колене рождался лишь одинмужчина. Если умру нынче, ни детей, ни родичей на оставлю, исчезну (с лицаземли), будто вовсе на свет белый не являлся».
Послеэтих слов Галдан опустил голову и долго сидел так в задумчивости. Затемобратился на своем языке к визирю: все, что он сказал, — все истина. Вособенности последнее. Я ведь тоже единственный в пятом колене, случись что смоим сыном Амирсаной, и мой род прервется.
«Алдияр!»
[Алдияр — титулование, обращение к хану, выражение верноподданичества. — Б.К.]
— воскликнул Аблай и тотчас поднялся на ноги и сложил руки (перед грудью).«Отчего ты так называешь меня, разве я подарил тебе свободу?» — спросил его Галдан. «Таксыр, я понимая ваш язык. Вы уподобили меня своемусыну, чем это не свобода?».
Галданостался доволен ответом Аблая и простил его. Он подружил Аблая с Амирсаной,одарил казахов и русских ценными подарками и в качестве «кундебау»(по калмыцкому обычаю) отдал Аблаю из своего рода девушку-сироту. Кундебауозначает «неразрывная дружба». А так как маленький братишка ее никакне хотел расстаться с сестрой и безутешно плакал, его тоже отдали Аблаю, спожеланием, чтобы он относился к нему как к брату своему. Аблай дал ему имя — Махмуд. Казахи называли его по-своему — Мамбет. Сын его Большеке — нынешнийМамбетай, покровителями его рода считаются торе (чингизиды) Чингисхан, Самихан.
ХанаАблая Галдан отпустил в 1743 г. Но прежде задал ему три вопроса. Когда напервый: много ли у вас овец, — Аблай ответил: много, Галдан сказал — значит,пастух обманщик, овцы-воры. Не избавиться вам ни когда от мелких распрей. Когдана второй вопрос, много ли у вас коров и лошадей, Аблай ответил — да, много, — Галдан сказал: коль народ твой, не приложив труда, попивает молоко и кумыс, естмясо, значит, дети растут неучами. Когда на третий вопрос, сеет ли хлеб твойнарод, Аблай ответил — нет, тогда Галдан сказал: народ, отлученный от грудиземной, не раз будет согнан и рассеян по земле, прежде чем обретет родину.
В1754 г. после смерти Галдана среди калмаков начались медоусобные распри, этимвоспользовались китайцы, напали и разорили калмаков. Аристов пишет, что этослучилось из-за того, что не было единодушия между тибетцами и монголами(джунгарами). У казахов существует другая версия. Жена Галдана, мать Амирсаны,была дочерью китайского хана Ежена. За будущей супругой Галдан поехал не сам, аотправил в Китай знатных людей с подарками. Ежен-хан отпустил свою дочь зимой.В дороге их застал буран, который свирепствовал несколько дней. Измученные досмерти люди блуждали по степи, пока не встретились с казахским батыром Толекееми его войском из Старшего жуза. Они гостят у него дня три и собираются вдорогу, но зима (в тот год) выдалась такая суровая, что, упросивТолекей-батыра, они остаются у него зимовать и лишь в начале лета трогаются впуть. Тогда и пошел слух, что девушка забеременела от Толекея и родила емуАмирсану. После смерти Галдана наследники престола
[Смерть Галдан-Церена (1745) повлекла за собой длительную междоусобную борьбупретендентов на ханский трон, которая в конечном счете способствовала распаду игибели ойратского государства. У Галдан-Церена было три сына. Старшему сыну,Лама-Доржи в год смерти отца испольнилось 19 лет, среднемуЦеван-Доржи-Аджа-Намжилу — 13, младшему, Цеван-даши, минуло только семь лет.
Галдан-Церензавещал трон среднему сыну, который в 1746 г. был провозглашен ханом под именемАджа-Хана. Но ханствовал недолго. В 1749 году в результате заговора он былсвергнут с престола и убит. Ханом Джунгарии стал Лама-Доржи, принявший титулЭрдэни-Лама-Батур-хунтайджи, «сына, рожденного от подложницы, обойдя ближнегонаследника — внука большого Черен-Дондука и Намджилова сына — Дубачу». Такпоявился новый претендент на ханский престол — Дебачи (Даваци), происхождениекоторого давало ему право на престолонаследие. Родовое владение Давацинаходилось в Тарбагатае, как и владение другого ойратского нойона — Амурсаны, скоторым Даваци был в тесной связи и дружбе. Потерпев вначале поражение отЛама-Доржи, они в 1751 г. вынуждены были бежать к казахам в Средний жуз, гденашли убежище у Аблая.
Лама-Доржинаправил к Аблай-султану посла с требованием выдать бежавших. Аблай отклонидэто требование, ссылаясь на обычай, запрещающий выдавать даже собак, бежавшихот своих хозяев. 9 сентября 1752 г. Лама-Доржи приказал войску выступить«из крайних улусов и следовать на казахов». В ночь на 9 декабря гонцысообщили, что бежавшие нойоны обнаружены.
Чтокасается Амурсаны, то он не принадлежал к влиятельным слоям ойратов, хотя ипроисходил из аристократического рода «цаган туг хойт» («хойтбелого знамени»). Предки Амурсаны в начале XVII в. покинули Джунгарию и доначала XVIII века жили на Волге. Его дед в 1701 г. прибыл с Волги в Джунгарию ибыл там задержан. Отец Амурсаны, Уйзен-хечуши, был женат на дочериГалдан-Церена, от брака с которой в 1722 г. и родился Амурсана. — Златкин.История Джунгарского ханства. — С.282-286]
пустивв ход этот слух, заявляют, что Амирсана (на самом деле) казах и не может бытьправителем калмаков. Большинство поддерживает их, и избирают ханом другого(претендента). Тогда Амирсана едет к своему деду Ежен-хану. Ежен-хан проситкитайских правителей областей, граничщих с землей калмаков, помочь Амирсаневоссесть на ханский престол, но вместо этого китайцы совершают нападение накалмаков и разоряют их. Амирсана, видя такое разорение своего народа, порываетс китайцами
[Амурсана, обманувшись в своих ожиданиях стать с помощью Цинов всеойратскимханом, в сентябре 1755 г. восстал против Цинской империи и начал вооруженнуюборьбу. Златкин. История Джунгарского ханства. — С.294]
ибежит к Аблаю. Аблай, решив не ожидать прихода китайцев, выступает во главе3-тысячного войска навстречу и возле реки Аякоз натыкается на бесчисленноевойско китайцев. Он спрашивает, что они делают здесь, на что те говорят: (мызнаем), что Амирсана у тебя, если ты не выдашь нам его, нападем и истребим весьтвой народ. Аблай, не зная как быть, дает им обещание в три дня разыскатьбеглеца и возвращается в ставку. Он говорит Амирсане, что никого не повстречалв пути, но тот, прознав правду, предлагает хану: ты сдай меня китацам, нопередай мои условия. Первое: пусть дадут тебе расписку о моей сдаче. Нарасписке этой вместо печати пусть поставят отпечатки пальцев девяностокитайцев. В печати могут отказать, а от проставления не смогут. Второе: якак-никак сын хана, к тому же родной внук Ежен-хана, пусть доставят меня кнему, не связывая по рукам и ногам. Аблай передал волю Амирсаны и отдал егокитайцам. На третий день пути туманной ночью Амирсана бежит из-под стражи ивновь приходит к Аблаю, но Аблай не может долго держать его у себя ипереправляет к русской императрице Екатерине II. Китайцы вторично приходят кхану Аблаю, но тот показывает им их же расписку, мол, я сдал его вам, и тевынуждены возвратиться с пустыми руками. Русская императрица посылает Амирсануна родину, чтобы он подчинил калмаков к русскому государству, сопроводив приэтом отряд русских солдат. Но в дороге Амирсана неожиданно умирает от чернойоспы, и русские войска возвращаются ни с чем.
В1723 г., в год Великого бедствия, когда Средний жуз дошел до Ишима, Нуры,Сарысу, наш род Тобыкты,
[Тобыкты аргын — род, из которого происходит автор. — Б.К.]
ушелв сторону Оренбурга в леса под Орском. Прслышав о том, что Младший жуз,продвинувшийся еще севернее их, принимает русское подданство, напуганныетобыктинцы вновь откачевывают, теперь уже к берегам рек Иргиз и Тургай.Родившиеся на той земле прадеды наши в четвертом колене — Иргизбай и Тургай — были названы по названиям рек. Оттуда они под предводительством батыра Мамаядоходят до нынешних мест — до Куген Орды и Догаланских гор. В то время иСредний жуз собирается подчиниться русскому царю. Узнав об этом, бий Карамендеиз рода Дадан Тобыкты обращается со стихами к бию Кенгирбаю:
Вначале покинув Сыр-Дарью, пришли на Орь,
Пришлис большим трудом, истощенные,
Нокак говорят: «встала перед войском крепость»,
Пришлимы в эти края не на счастье, а на беду свою.
Передайтесалем Кенгирбаю, — давайте уйдем отсюда,
Навьючиммощных наров-верблюдов, в путь снарядами,
Направимсяк народу мусульманскому,
Перейдемвброд через реку с хорошим названием.
[Подстрочник. Подтекст: путь наш ьруден, но верен. — Б.К.]
Когдатобыктинцы прибыли сюда, прежде нас прогнав калмаков, в этих местах, в отрогахЧингисских гор, кочевали найманы матайцы. Уаки (род Среднего жуза) были наберегу Иртыша. Матайцы, полагая что тобыктинцы истощены дальными перекочевкам,стали нападать и отбирать у них скот и прочее имущество. В свою очередьтобыктинцы, решив вернуть свои исконные пастбища, обрушились на матайцев,прогнали их и утвердились в отрогах Чингиса. Пока они были заняты борьбой сматайцами, уаки захватили пастбища на Кокане. Тогда бий Кенгирбай, собравлюдей, прогнал уаков и стал аулом в местечке Тас уйген («Каманнаянасыпь»). Уаки, не сумев вытеснить тобыктинцев с Кокана, призвали напомощь соседей — русских казаков и собрались напасть на аул Кенгирбая. ТогдаКенгирбай сообщает им, что послал гонца к именитым людям аргынского рода, чтобысобраться всем и решить миром, кому где кочевать, — и тем предотвратилнападение. Ночью же, составив из камней фигуры в виде людей и решив, чтотобыктинцы обманули их, а сами успели собрать войско, посылают разведчика.Узнав от него, что это всего лишь камни, уходят. Таким образом, тобыктинцыостались хозяевами в отрогах Чингисских гор.
Постаринным преданиям казахов, история этих мест такова. Когда-то Чингисхан,одолев всех татаро-монголов, был избран великим каганом, и именно здесь, уподножия Чингисских гор, подвластные ему беки-родоначальники посадили его набелую кошму
[Казахского хана избирали почетные представители родов. Эти родоправители набольшом сходе поднимали хана на белой кошме. Потом эту кошму или снятую с ханаодежду разрезали на мелкие куски, и каждый брал по кусочку в знак своегоучастия в избрании хана. После этого они расходились по домам, захватив с собойвесь ханский скот. Этот акт назывался «хан талау» (букв. ограблениехана) и означал, что избранный хан теперь ничего своего не имеет и переходиткак бы на содержание народа. Весь церемониал говорил о том, что богатствоказахских ханов заключалось в скоте, а не в земельной собственности,«ограбление» хана символизировало военный характер его деятельности,что он лишь военный вождь — предводитель грабителей в кочевом обществе.Толыбеков. Кочевое общество… С.353]
и,подняв над собой, подняли на гору, что стоит на востоке от р. Караул. ОтСтаршего жуза там был знаменитый оратор уйсын Майкы-бий про которого говорили«корень всех слов (отец красноречия) — Майкы-бий». От Среднего жуза — Сенгел-бий. Тогда и одарил их Чингисхан знаками отличия, назначив каждому свойклич, птицу, дерево и тамгу.
[Здесь у автора повтор сообщения. — Б.К.]
Настоящееимя Чингисхана — Темучин. Избранный каганом, он получил имя Чингис. Значениеего: «высокий, могучий, великий».
[По версии Б.И. Панкратова, титул «чингис» происходит от персидского«джехангер» (джинг-гир — джингис), что означает «завоевательмира». Б.И. Панкратов. Об этимологии титула «чингис».//Страны инароды Востока. Вып. XXVI. М., 1989 — С.180-189]
Поего имени и названы были эти горы. Тогда же получили свои названия вершина Хани река Хан. По словам Абулгази, прежнее название этих гор — Найман Кери.
[Возможно, Найман-Керей — по родовым именам племен, населявших эти края. — Б.К.]
Послераспада (Джунгарского) ханства калмаков и его исчезновения бывшие беженцы — каракиргизы вернулись в Большой Алатау, казахи Старшего жуза вновь заняли своиземли от Западного Алатау до р. Каратал. Роды Среднего жуза — керей и найман — пришли в Тарбагатай, затем проникли еще дальше на территорию Китая до озераЭбинур, а кереи вернулись на берег Иртыша.
В1765 г. казахи заключили договор с русским царем и занимают левый берег Иртышана 10 км. от реки. За нарушение обозначенной границы должны платить штрафскотом.
[Даже с принятием указа 1764 г., который отменял любые исключения, отдельным феодаламразрешали перекочевку на запретные земли. Например султану Абулфеизу позволилиперейти Иртыш у Омской крепости в 1764 г., надеясь на его содействие в развитиикараванной торговли. Феодалы могли пасти скот на левобережье Иртыша подприкрытием русских крепостей. История КазССР, т.3. — С.51]
В1757 г. хан Аблай и сын Абульмамбета Абульфаиз-хан едут в Пекин, к китайскомуимператору, чтобы он принял их в свое подданство, и получают от него титул уана(вана). Ван — значит «вассальный князь». Правитель самостоятельный,но подотчетный Китаю. Сдают (налог) из ста лошадей одну, из тысяча овец одну, справом кочевания и зимой и летом на бывшей территории калмаков (Джунгарии).
В1766 г. хан Аблай и Абульфайз-хан в поддержку казахов Старшего жуза решаютпрогнать ставленника кокандского хана — ташкентского бека, доходят с войском доТашкента и захватывают его. В честь освобождения города от кокандцевустраивается той, на котором сопровождавший Аблая наш четвертый прадед Иргизбайвступает в схватку-состязание со знаменитым борцом из рода конраулы и побеждаетего. Приз-награда — несколько пудов пшеницы — служит пищей для его войска.
В1780 г. некий Юнус-ходжа побеждает людей Старшего жуза и занимает Ташкент.После смерти Юнус-ходжи в 1810 г. Ташкент вновь оказывается во владениикокандского ханства.
Опираясьна поддержку русского царя, Аблай приступает к своему плану — сделать казаховоседлым народом, но в это время по мелочной причине аргын Бекболат-бийвысказывает неуважение хану Аблаю, и оскорбленный хан уходит в Старший жуз.Казахи объясняют эту причину так:
…на тое сын бая стегнул камчой по голове мальчика, не зная, что он внук самогоАблая. Когда от удара с мальчика слетела шапка, то по узорной тюбетейке узналиханского отпрыска. Бекболот-бий принес извинения мальчику, но не сообщил Аблаю.Аблай узнал об этом сам и послал человека к Бекболату, требуя выдачи байбатши(сына бая)- обидчика, сказав при этом: «Если у хана не будет авторитета,то у черни стыда не остается».
Бекболатпосылает хану своего сына Тленши со словами: «Пусть выбирает — либовозьмет меня, либо мальчика». Хан Аблай в гневе спросил у Тленши:«Или я для Бекболата не стою какого-то паршивого казачонка?», на чтотот ответил-де: «Верблюд сам по себе верблюд, но кто назовет верблюдом егопомет?», что еще больше разозлило хана: «Он смеет сравнивать меня сверблюдом, а моего ребенка с пометом!». Захватив Тленши (в качествезаложника) Аблай переезжает в Старший жуз. Бекболат следует за ним. Аблайспрашивает его: ты зачем приехал? Тот говорит: за сыном. Тогда Аблай говорит:«А я-то подумал — за мной, за своим ханом. Ты задумал унизить ханскоедостоинство, нарушить единство народа. Забирай сына и уходи немедля!» Такхан Аблай остался в Старшем жузе и там умер.
[Аблай скончался в Ташкенте в мае 1781 г. на 69-м году жизни, оставив послесебя тридцать сыновей. История КазССР, т.3. С.82 — Б.К.]
Когдахан Аблай покинул нас, установить точно не удалось. Думается, что произошло этооколо 1788 г. После ухода Аблая в Среднем жузе ханом стал «СорокачисленныйБарак».
[Так у автора. После смерти Аблая ханом Среднего жуза был избран его старшийсын Вали. — Там же. Вали-хан — дед известного казахского ученого ЧоканаВалиханова. — Б.К.]
Унего был сын Бокейхан. Это не тот Букейхан, что был в Младшем жузе.
[Букей, сын Нуралы, — султан Младшего жуза, основатель Внутреннего илиБукеевского ханства в 1801 г. Официально возведен в ханы Букеевской орды в 1812г. Умер в 1815 (или 1917 г.). Там же, с.138-139. — Б.К.]
СынБукея — Джангир, вступивший на ханский престол в 1824 г., правил более 20 лет,умер в 1845. — Там же. С. 139-142 — Б.К.]
Сэтим Бокейханом переписывался полководец русского царя Александра Павловича(генерал) Глазнов в 1811 г. Последним ханом Среднего жуза был хан Турсын. СынЧингиса, внук Бокейхана, он правил в Каркаралы. А упразднение ханства,назначение нового правления ага-султанов, старшин было введено еще доТурсын-хана — в 1822 году.
Начинаетсяпрямое подчинение казахов русским. В 1824 г. в степи образуются отдельныеокруга, после этого первые пять лет казахи были свободны от налогов, затемстали платить из ста голов одну, затем больше и т.д. Наконец, с объявлениемуказа 1868 г., окончательно потеряли свою свободу и подчинились русскимзаконам.
Казахивсегда были кочевым народом — жили на коне, в седле. Главные правила ихвыражались в народных поговорках: «чем быть городом, лучше бытьмогилой», «кто переступит арык (т.е. начнет копать), тот умрет отголода». Они ненавидели оседлую городскую жизнь. «Пища мужчины встепи, на воле», говорили они, находя удовольствие в занятиях барымтой(угон лошадей), жили, не зная постоянства, просто, по-казахски.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kyrgyz.ru