Реферат
на тему: Особенностисоциально-экономического развития Западноевропейских стран на примере Германиии Великобритании в конце ХVIII в. — 1860-е гг.
Англия — «колыбельпромышленной революции». Именно она открыла эпоху индустриальной цивилизации.Здесь раньше, чем в других странах развернулась промышленная революция, чтобыло обусловлено всем предшествующим развитием, рядом внутренних и внешнихфакторов, среди которых следует выделить:
1. Успешное развитиеаграрного сектора экономики, в котором зарождались стимулы и условия длятехнического прогресса. Здесь революционным путем была отменена феодальная системаземлепользования, и к середине XVIII в. уже сложилась трехзвенная системаземлепользования капиталистического типа: лендлорд — арендатор — батрак.
2. Наличие единогоэкономического пространства — национального рынка с единым экономическим иполитическим центром — Лондоном.
3. Формирование емкоговнутреннего рынка благодаря достаточно высокому потребительскому спросу иустойчивому демографическому росту.
4. Умелое использованиедостижений и ресурсов других стран (Франции, Германии, Италии).
5. Благоприятныесоциально-политические условия: революция ХVII в. утвердила в стране буржуазныйправопорядок.
6. Прагматичнаявнутренняя и внешняя политика властей, отвечающая национальным интересам.
7. Географическаяособенность: островное положение, наличие полезных ископаемых, хорошихестественных коммуникаций.
8.Социально-психологическая составляющая: особая приверженность англичанпринципам индивидуализма, подразумевающим высокую степень ответственности,стремление к самореализации, активную деятельность.
Решающая роль вподготовке промышленного переворота в Англии принадлежала хлопчатобумажномупроизводству. Благодаря хлопку уже в конце XVIII в. наблюдался взлет английскойпромышленности. В этой связи Ф. Бродель отмечает: «Ритм его экспансии довольнопоследовательно отмеривает ритм всей британской экономики в целом». Вначалебыло механизировано прядение: в 1765 г. ткач Дж. Харгривс создал первуюмеханическую прялку «Дженни», в 1767 г. изобретатель Т. Хайс — ватернуюпрядильную машину, а в 1779 г. предприниматель С. Кромптон изобрел еще болеесовершенную мюль-машину. Вслед за изобретением прядильных машин в начале 70-хгг. XVIII в. появились и первые хлопкопрядильные фабрики. Одним из первыхорганизаторов фабрик был бывший парикмахер Р. Аркрайт, присвоивший изобретениеТ. Хайса. Механизация прядения подтолкнула усовершенствование ткачества: в 1785 г. изобретателем Э. Картрайтом был запатентован механический ткацкий станок и построена перваяфабрика. К 1820 г. английская хлопчатобумажная промышленность была ужеполностью механизирована. Хлопок в Англии стал основным экспортным товаром: в 1800 г. он составлял 1/4 объема экспорта страны, в 1850 г. — 1/2. В то же время традиционнаяшерстяная промышленность по-прежнему основывалась на ручном труде имеханизировалась лишь к середине XIX в.
Уже первые прядильные фабрикипотребовали надежный и мощный источник энергии. В начале 1780-х гг. механик Дж.Уатт сконструировал паровую машину-двигатель универсального действия, а в 1785 г. первая такая машина была установлена на прядильной фабрике. В конце XVIII — начале XIX в.основными потребителями паровых машин были хлопкопрядильные фабрики. Оченьбыстро паровые двигатели получили самое широкое распространение в английскойпромышленности: если в 1800 г. здесь насчитывалось 320 паровых машин, то впервой четверти XIX в. уже 15 000.
Дальнейший прогресс впромышленном развитии невозможен был без усовершенствования металлургическойотрасли: железо в Англии отличалось невысоким качеством и в значительныхобъемах импортировалось из России и Швеции. Вместе с тем создание паровых машинвызвало потребность в прочных конструкционных материалах, в более высокомкачестве металла. В этой связи последовали важные открытия в металлургии: в 1784 г. английский инженер Г. Корт изобрел прокатный стан, и новый метод выплавки железа —пудлингование. Внедрение последнего стало решающим прогрессом в металлургии,настоящей революцией в количестве и качестве английского железа. Ф. Бродельотмечает: «После хлопковой революции… придет революция железа». Она разомвывела английскую металлургию на первое место в мире, которое она занимала допоследней трети XIX в. Уже в начале XIX в. железо становится основнымконструкционным материалом во всей промышленности страны. «Революция железа»вызвала массовый переход английского производства на минеральное топливо —каменный уголь. В конце XVIII в. кокс становится основным топливным сырьем, чтопослужило толчком быстрому росту угледобывающей промышленности.
Отмеченные изменениякардинально повлияли на географию промышленности — она теперь перемещалась врегионы богатые каменным углем и железной рудой — на север Англии. Центробрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, ЮжныйУэльс, которые традиционно являлись добывающими районами. Изменилась вслед заэтим и демографическая карта страны: рабочие с семьями перемещалисьсоответственно на север. В начале XIX в. шла трансформация чистых аграрныхрайонов в «Черную страну», такая участь постигла, в частности, Стаффордшир.
Важнейшим направлениемпромышленного переворота стало создание машиностроительной отрасли. Первыеанглийские машины создавались на мануфактурах. В 1797 г. изобретателем Г. Модсли был создан первый токарно-винторезный станок, заложивший основымашиностроения. В 1810г. он основал крупный машиностроительный завод, накотором было разработано много новых конструкций станков, паровых и другихмашин. В результате в первые десятилетия XIX в. появились другие типы металлообрабатывающихстанков (строгальный, шлифовальный, фрезерный). Однако лишь к середине столетияв Англии была создана машиностроительная отрасль, что означало завершение здесьпромышленного переворота.
В условиях промышленнойреволюции старые средства транспорта стали сдерживать рост фабричнойпромышленности. Это привело к модернизации транспортной системы. Вначалесовершенствовались прежние коммуникации: строились дороги с твердым покрытием,каналы. В 1790-х гг. Англию охватила лихорадка строительства каналов, преждевсего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. Врезультате к концу XVIII в. страна была покрыта сетью водных путей, многиегорода в центре получили выход к морю. С 1811 г. началась механизация водного транспорта — развернулось строительство пароходов. В 1838 г. английский колесный пароход «Сириус» впервые в мире совершил трансатлантический рейс изЛиверпуля в Нью-Йорк. Однако ключевым изобретением на транспорте был паровозДж. Стефенсона, созданный им в 1814 г. Это изобретение положило началожелезнодорожному строительству. Первая железная дорога была построена поинициативе Стефенсона в 1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном (Юго-ЗападАнглии), а в 1829 г. также под его руководством была открыта втораяжелезнодорожная ветка более широкого хозяйственного значения — Манчестер —Ливерпуль.
В первой половине XIXв. Англия лидировала в области железнодорожного строительства. В 1840 г. протяженность ее железных дорог достигла 2 400 тыс. км (в то время как во Франции — 410 км, в Бельгии — 334 км, а в других странах и того меньше). Развитие железнодорожной отраслисоздало огромные стимулы для дальнейшей индустриализации.
В Англии рано сложилсяединый национальный рынок — необходимое условие для развития капиталистическойэкономики. Это предопределило активное развитие торговли. В годы промышленнойреволюции особое значение получила внешняя торговля: за первую половину XIX в.она выросла почти в два раза. При этом английский экспорт все болееориентировался на колониальный рынок. Развитию английской внешней торговлисопутствовали и международные события: в конце ХVIII — начале XIХ в. в Европешли наполеоновские войны. Они помогли Англии поставить мировую торговлю подсвой контроль. По мере роста масштабов промышленного производства и утверждениягосподства на мировом рынке английская буржуазия все более настойчиво требовалаперехода страны от протекционизма к свободе торговли — фритреду. В 1840-х гг. вАнглии в угоду промышленной буржуазии были отменены последние протекционистскиемеры («хлебные законы» 1815 г. и навигационные акты середины ХVII в.), Англия,таким образом, официально перешла к политике свободной торговли.
Промышленную революциюв Англии сопровождала и «финансовая революция». В ХVIII — первой половине XIХв. здесь была создана достаточно стабильная кредитно-денежная система —возникла широкая сеть банков. Английский национальный банк, учрежденный в 1694 г., был стержнем всей банковской системы страны. Вокруг него располагались частные лондонскиебанки, число которых в 1807 г. превышало 70. В провинции создавались такназываемые сельские банки, в 1810 г. их было более 600. В своей деятельностиони опирались на Английский банк, имели право выпускать кредитные билеты иимели золотой запас. С 1826 г. законом было разрешено создание акционерныхбанков, которые лучше снабжались капиталами. Уже в первое десятилетие XIX в. вАнглии наблюдался отток капитала за рубеж, начался вывоз капитала.
Как уже отмечалось,промышленная революция была взаимосвязана с развитием сельскохозяйственногопроизводства, можно сказать, она проходила на его основе. В Англии сельскоехозяйство отличалось стабильностью и высоким уровнем развития, оставаясьосновной сферой деятельности вплоть до 30-х гг. XIX в. Вместе с тем не следуетпреувеличивать степень его механизации в годы промышленной революции. В начале1830-х гг. цеп, серп, коса были основными орудиями труда на английских фермах.Успех сельского хозяйства Англии исходил, прежде всего, от различныхнововведений — развития агрикультуры (внедрения более эффективных методовиспользования почвы, плодосменной системы, селекции семян и пород скота).Производство зерновых в начале XIX в. превзошло национальные потребности,поэтому расширялся их экспорт. Однако в связи с урбанизацией более доходнойсельскохозяйственной отраслью уже в начале XIX в. стало животноводство.Быстрому росту сельского хозяйства способствовала и его эффективнаяорганизация, основанная на трехзвенной системе землепользования: лендлорды(крупные землевладельцы) — собственники земли, фермеры (сельская буржуазия) —арендаторы земли, батраки (безземельные сельскохозяйственные рабочие). Врезультате к концу XVIII в. английское крестьянство как класс исчезло и основойанглийского сельского хозяйства стало крупное землевладение, наиболееэффективное для развития рыночной экономики.
Новым явлением дляанглийской экономики были периодические циклические кризисы: 1825, 1836, 1847гг. и т. д.
Можно утверждать, чтоанглийская экономика успешно справлялась с бурным промышленным ростом, пословам Ф. Броделя «Нигде ни разу двигатель этого развития не заклинило». Ксередине XIX в. здесь впервые в мировой истории сложилась фабрично-заводскаяиндустрия. Она имела несложную структуру: впереди шла легкая промышленность,отрасли тяжелой промышленности находились пока на втором плане (производствочугуна, железа, добыча угля, несложное машиностроение). Темпы роста промышленногопроизводства за десятилетие в среднем составляли 6 %.
Промышленный переворотстал для Англии источником нового могущества: в середине XIX в. она сталапервой индустриальной державой мира, утвердив свою абсолютную монополию намировом рынке. Теперь английская экономика росла соразмерно масштабам всейЗемли.
С середины XIX в.начала меняться структура английской экономики. Промышленный переворот наконтиненте вызвал спрос на английский уголь, металл, машины. В связи с этимрасширился рынок для английской тяжелой промышленности, получившей большойстимул для развития. В результате по темпам роста она начала обгонять легкую.За 1850—70 гг. производство угля и чугуна возросло более чем в 3 раза, апотребление хлопка лишь в 1,3 раза. Большую роль в росте тяжелой промышленностиАнглии сыграло развитие механизированного железнодорожного и водноготранспорта. В конце 60-х гг. XIX в. паровой транспорт стал уже преобладать наводных путях. В целом бурный рост машиностроения являлся важной чертой подъемаанглийской экономики в 1850—60-х гг. В сельском хозяйстве укреплялась системакрупного землевладения. В 1870-х гг. 250 крупнейших земельных собственниковвладели более 1/2 всех земель страны. С середины XIX в. в сельском хозяйствеАнглии широко развернулась механизация, и повсеместно применялись минеральныеудобрения.
В это двадцатилетиебурно развивалась внешняя торговля. Все большее значение приобретал вывоз угля,железа, стали, машин. Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовалаэкономическая политика правительства — переход к фритреду. В связи с этимАнглия обеспечила себе свободный сбыт товаров за границей, дешевое импортноесырье и продовольствие. Важной чертой развития Англии в 50-60-х гг. XIX в. былоусиление эксплуатации колоний и отсталых стран. Британская колониальная империярасширялась и становилась главной опорой английской экономики.
Таким образом, в50—60-х гг. XIX в. Англия стала играть роль мирового фабриканта, купца,перевозчика товаров и мирового банкира. Это было время расцвета Великобританиикак мировой державы. Ее доля в мировом промышленном производстве в 1870 г. составляла 32% (в 1850 г. — 39 %). Быстрое развитие промышленности и транспорта привело крезкому снижению удельного веса сельского населения по сравнению с городским: в 1870 г. в аграрной сфере было занято лишь около 20 % населения. Заметноповысилась роль среднего класса, интеллигенции. В целом уровень жизни англичанзначительно вырос. В этой связи Ф. Бродель отмечает: «После 1850 г. весь английский народ принял участие во всемирном торжестве Англии. Это судьба народов,которые находятся в центре какого-либо мира-экономики: быть относительно самымибогатыми и наименее несчастными».
Развитие капитализма вгерманских землях сдерживалось господством феодальных отношений, наличиемсильной цеховой системы, раздробленностью, тормозившей складывание единоговнутреннего рынка. В первой половине XIX в. Германия представляла собойпреимущественно аграрную страну: три четверти населения проживало в деревне,занималось сельским хозяйством и домашним ремеслом. В этой связи промышленныйпереворот в Германии начался с большим опозданием. Заметное влияние насоциально-экономическое развитие немецких земель оказали события во Франции инаполеоновские войны: был дан толчок модернизации.
Зарождение фабричнойсистемы в Германии можно отнести к рубежу ХVIII—ХIХ вв., когда в Саксонии в 1782 г. была применена первая в германских землях механическая прялка, в 1785 г. сооружена первая паровая машина, а в 1796 г. в Силезии установлена первая доменная печь сиспользованием каменного угля. Однако промышленная революция в Германииразвернулась лишь в 1830-х гг. В значительной степени этому содействовалотаможенное объединение германских земель: в 1834 г. по инициативе Пруссии 18 крупных немецких государств образовали Таможенный союз на 8 лет.Впоследствии он расширялся и продлевался. Таможенный союз установилпротекционистские тарифы на иностранные товары и защитил зарождавшуюся немецкуюпромышленность от английской конкуренции. Его создание знаменовало началоформирования хозяйственного единства страны.
В целом промышленныйпереворот в Германии прошел два основных периода: 1830—40-е и 1850—60-е гг.Переход к фабричному производству наиболее интенсивно шел в трех регионах:Рейнско-Вестфаль-ском, Силезском и Саксонском.
На первом этапе мощнымтолчком для индустриализации было появление хлопчатобумажной отраслипромышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе.Быстрыми темпами текстильная промышленность развивалась в Саксонии, с центром вХемнице. В Силезии расширялось полотняное производство, в 1840-х гг. оно восновном механизировалось. В 1846 г. в Пруссии действовало 11 фабрик попроизводству льняной пряжи. Интенсивно шло развитие шелковой промышленности,традиционным центром которой был Крефельде (Северный Рейн-Вестфалия). В 1846 г. здесь насчитывалось до 8000 шелкоткацких станков. Изделия этих фабрик пользовались большимспросом на лейпцигских ярмарках. Большой прогресс был достигнут и в сукноделии,поскольку для прусской армии постоянно требовалось много сукна. Однако втекстильной промышленности Германии в первой половине XIX в. все ещепреобладала рассеянная мануфактура: еще в 1846 г. только 4,5 % прядильных станков находилось на фабриках, остальные — у рабочих-надомников.
Значительные измененияпроисходили в тяжелой промышленности. Центром тяжелой индустрии стал быстроразвивающийся Рейнско-Вестфальский промышленный район с его большими запасамиугля и железной руды в долинах Рура и Саара (Пруссия). Там возникли центрыгорной и металлургической промышленности — Бохум и Эссен. В 1847 г. в Рурском угольном бассейне начала действовать первая домна, использовавшая кокс. Появлениепаровых машин, а также использование угля в металлургии содействовали быстромуросту спроса на каменный уголь. Добыча угля в Рурском бассейне в 1830—40-х гг.выросла в два раза. В Рейнско-Вестфальском промышленном регионе былососредоточено 25 % всех рабочих Пруссии.
Индустриальное развитиеГермании было тесно связано с использованием иностранных, особенно английских,машин. Например, ввозилось довольно большое количество английских паровыхмашин. В 30-х гг. XIX в. в Пруссии были заложены основы отечественногомашиностроения. Немецкими изобретателями было создано немало машин, например,первая практически пригодная полиграфическая плоскопечатная машина (1810),камнеточильная машина (1835), набивной станок в текстильной промышленности(1836). Крупнейшим центром машиностроения стал Берлин, где производилисьпаровые машины и локомотивы.
Как известно, вразвитии Пруссии большое значение имел военный фактор. В этой связи следуетотметить довольно высокую степень милитаризации прусской экономики. Крупнейшимпредпринимателем в военной сфере был А. Крупп, начавший отливать стальныепушки. Уже на первой Всемирной выставке (Лондон, 1851) он демонстрировал своипушки, показав превосходство над всеми странами по производству самого крупногослитка тигельной стали.
Развитие промышленноститребовало модернизации транспортной системы германских земель. В этой связиособую роль сыграло железнодорожное строительство. По сути, оно сталоматериальной основой для начала масштабного промышленного переворота, а такжеэкономического и политического объединения страны. Первая железная дорогаНюрнберг — Фюрт открылась в 1835 г., затем последовали линии Берлин — Потсдам,Лейпциг — Дрезден. В 1841 г. на берлинском машиностроительном заводепредпринимателя А. Борзига был построен первый немецкий локомотив. Этот заводстал главным производителем паровозов в Германии. Затем в 1840-х гг. былопостроено еще два предприятия по производству локомотивов: в Касселе и Хемнице.Однако продукция отечественных предприятий была слабо представлена на железныхдорогах страны, в это время еще преобладали английские паровозы и вагоны.Строительство железных дорог стимулировало развитие торговли, горнойпромышленности, ускоряло рост тяжелой индустрии. Негативной стороной былоследствие государственной раздробленности: каждое германское государствостроило железные дороги в своих пределах, не соединяя их в единую транспортнуюсеть, что затрудняло формирование единого национального рынка.
По инициативе и насредства Пруссии строились шоссейные дороги. Несмотря на то, что в немецкихземлях имелись судоходные реки и выход в море, водный транспорт здесь был слаборазвит: в первой половине XIX в. в Германии не было ни флота, ни гаваней,немецкое мореплавание находилось в зачаточном состоянии. Морская торговля шла спомощью иностранных судов. Однако и здесь наметились сдвиги: с 1822 г. появились пароходы на Рейне.
События Французскойреволюции и наполеоновские войны повлияли на развитие в германских земляхсельского хозяйства. В левобережных районах Рейна, которые в 1801 г. отошли к Франции, были ликвидированы феодальные повинности крестьян и привилегии помещиков. ВПруссии преобразования произошли так же после ее поражения в 1806 г. в войне с Францией. В 1807 г. здесь была отменена личная зависимость крестьян (поземельнаяоставалась), а также разрешена свободная покупка и продажа земли. По закону 1811 г. крестьяне получили возможность стать собственниками земли ценой выкупа (25-ти кратная суммагодовых рентных платежей, либо уступка помещику не менее трети своего надела).Кроме того, правительство провело налоговую реформу, согласно которой идворянство было обложено небольшим косвенным налогом, осуществило секуляризациюцерковного землевладения, отменило старые цеховые привилегии.
По закону 1821 г. в Пруссии упразднялась крестьянская община (марка). Юнкеры (помещики) воспользовались этимзаконом для захвата общинных земель и пастбищ. Наконец, 2 марта 1850 г. был принят закон «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами». Закон отменялвсе остатки феодальной зависимости крестьян и завершал их освобождение наоснове выкупа. Размер выкупных платежей сокращался, отменялись некоторыеповинности. Для проведения выкупных операций создавались рентные банки,принимавшие выкупные суммы в рассрочку. Банки выплачивали помещикам всю суммувыкупа сразу, что способствовало быстрой модернизации поместий, превращению ихв капиталистические хозяйства.
В результате реформземельные владения юнкерства увеличились, произошла концентрация земель в рукахкрупных землевладельцев. А с другой стороны, шел процесс расслоения крестьян:появлялись «батраки с наделами» и небольшой слой гроссбауэров (фермеров). Приподобном реформировании феодальные отношения в аграрной сфере неликвидировались сразу, а медленно преобразовывались в капиталистические.Полуфеодальные элементы в таком случае надолго сохранялись в аграрныхотношениях, что было особенно мучительно для большинства крестьян. Такойвариант развития капитализма в сельском хозяйстве получил название «прусскогопути».
Аграрные реформы вГермании первой половины XIX в. способствовали приспособлению аграрныхотношений к требованиям растущего капиталистического производства и рынка. Онисодействовали переходу от феодально-крепостнического кюнкерско-капиталистическому хозяйству. «Прусский путь» развития капитализма вземледелии наблюдался и в нижнесаксонских землях (простирались отШлезвиг-Гольштейна через Ганновер, Вестфалию, Ольденбург, до Брауншвейга), гдебыло много гросcбауэров. В Баварии (здесь преобладали хозяйства середняков) и вюго-западной части (левый берег Рейна) аграрные отношения давно развивались покапиталистическому пути, сходному с французским вариантом. Процесскапиталистического преобразования аграрного сектора сопровождался еготехническим перевооружением, улучшением агрикультуры.
Промышленный переворотв Германии способствовал быстрому росту числа рабочих и складываниюпромышленного пролетариата. Однако основную часть рабочих еще составлялиремесленники, рабочие мануфактур, надомники. Важной особенностью развитиякапитализма в Германии была большая, чем в других странах эксплуатация рабочих,особенно в сельской домашней промышленности. Последнее было связано с «прусскимпутем» развития капитализма в сельском хозяйстве. Быстро шло и формированиебуржуазного слоя. Аграрные реформы вели к пополнению рядов землевладельцевпредставителями буржуазии, что создавало почву для сближения социальных позицийдворянства и буржуазии, и открывало возможности для политического компромиссамежду этими классами.
В целом до середины XIXв. промышленный переворот в Германии не вышел за рамки начальной стадии. Ксередине XIX в. здесь ремесло и мануфактурная промышленность еще преобладалинад фабричным производством. Сказывалась общая отсталость, выражавшаяся вполитической раздробленности, экономической разобщенности отдельных районов, атакже в сохранении пережитков феодализма в городе и деревне. ПерестройкаГермании на буржуазный лад происходила в этот период путем постепенных реформ.
Индустриализация вГермании развернулась лишь после революции 1848 г. Последняя не привела к полной ликвидации феодальных пережитков и политическойраздробленности, однако способствовала быстрому развитию капитализма и процессуиндустриализации. 1850—60-е гг. стали завершающим периодом промышленногопереворота.
Важнейшей предпосылкойбыстрой индустриализации были аграрные преобразования, проведенные послереволюции 1848 г., и в первую очередь уже упомянутый закон 2 марта 1850 г. В результате его действия размеры дворянских хозяйств еще более увеличились: в конце 1850-хгг. прусскому дворянству принадлежало уже более 50 % всей земельной площади.Таким образом, в стране складывалась система крупного землевладения: вВосточной Пруссии юнкерские хозяйства размером в 100 га составляли более 1/3 используемых земель, а в Померании — более 1/2. В других германскихгосударствах — Вюртемберге, Бадене, Гессене, Саксонии — в начале 1850-х гг.тоже были проведены аграрные реформы, устранившие прежнюю систему зависимости.В целом решение аграрного вопроса сыграло ключевую роль в развитиииндустриализации в Германии.
Другой важнойпредпосылкой стремительного промышленного развития было преодоление таможеннойраздробленности в результате деятельности Таможенного союза, которыйобеспечивал своим членам невысокие вывозные пошлины и способствовал включениюгерманских государств в международный товарооборот.
Поздняяиндустриализация имела преимущества: была проведена на основе собственногомашиностроения, в Германии сразу стали создаваться крупные машиностроительныезаводы, новые немецкие фабрики оснащались современным оборудованием. Болеепоздний, чем в других западных странах, переворот проходил стремительно: за1850-е гг. прирост промышленной продукции превысил 100 %, за 1860-е гг. — 150%. При этом основу роста промышленного производства составляли успехимашиностроения. В целом тяжелая промышленность стала определять экономическийрост и темпы индустриализации. В 1870 г. Германия выплавляла стали в 2 разабольше, чем Франция, и догнала Англию.
Большую роль виндустриализации Германии играли военные заказы: Пруссия стремилась объединитьГерманию «железом и кровью», а также готовилась к борьбе против соседнихевропейских государств за «жизненное пространство». Огромное значение имело ижелезнодорожное строительство. За 1851—1870-е гг. протяженность железнодорожнойсети увеличилась более чем в 3 раза. Причем многие железные дороги сразустановились государственными предприятиями: в 1871 г. государству принадлежало 46 % железных дорог страны. Государство финансироваложелезнодорожное строительство по военным соображениям. В это время государственныйсектор занимал сильные позиции во многих отраслях тяжелой промышленности,особенно в военном производстве.
В данный период оченьостро стояла проблема мобилизации капиталов. Одним из источников финансированияэкономики Германии стали выкупные платежи. Средством привлечения капиталовслужила и внешняя торговля хлебом, картофельным спиртом, свекольным сахаром,шерстью. В 1850—60-х гг. Германию охватила «учредительская горячка» —грюндерство (массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховыхкомпаний). В эти годы были заложены основы немецкой кредитной системы. Важнуюроль играли иностранные капиталы, привлекаемые в промышленность Рейнскойобласти из Англии, Франции и др.
В 1857 г. была проведена унификация монетного обращения и весовых систем по всей стране. Были заложеныосновы для формирования единой денежной единицы Германии, утвердилась общаянемецкая монета талер. В 1869 г. был введен Общеторговый устав, а такжеПромысловый закон, по которому в стране отменялась цеховая система. Все этимероприятия способствовали расширению внутреннего рынка, создавали объективныеусловия для объединения германских земель.
В деревне установилисьрыночные отношения. Развитие промышленности и городов увеличивало потребности всельскохозяйственной продукции, что создавало стимулы для быстрого развитияаграрного производства. Появились новые виды аграрной продукции. Средние урожаисвеклы и пшеницы выросли на 25 %. Первое место в переработке сельскохозяйственнойпродукции заняла обработка сахарной свеклы и производство спирта из картофеля.
Промышленный подъем1850—60-х гг. позволил Германии постепенно ликвидировать экономическуюотсталость. В эти годы фабричная система в стране в основном одержала победунад мануфактурами. Главными отраслями экономики стали металлургия,машиностроение, железнодорожное хозяйство, военное производство. На долюГермании приходилось уже 13 % мировой промышленной продукции, что ставилострану по объему промышленного производства на третье место в мире после Англиии США.
Список источников илитературы
1. ВипперР.Ю. и др. История нового времени. – М.: Республика, 1995.
2. МаныкинА.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.: Филол. о-во«СЛОВО»; Эксмо, 2004.
3. Новаяистория стран Европы и Америки. Первый период. / Под ред. А.В. Адо. М.,1986.
4. Новаяистория стран Европы и Америки. Первый период. / Под ред. Е.Е. Юровской и И.М.Кривогуза. М., 1997.
5. Хрестоматияпо новой истории. В 2-х т. / Под ред. А.А. Губера. М., 1963 – 1965.
6. Сборникдокументов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870) /Сост. Е.Е. Юровская. М.,1990.