Реферат по предмету "История"


Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Политико-правовые нормы казахского государства
1.1. Внутренняя политика казахских ханов в XVI – XVII веках
1.2. Укрепление верховной власти при Тауке хане. «ЖетiЖарғы»
Глава 2. Социально-экономические отношения вКазахстане XVI – в начале XVIIIвеков
2.1.Территория и население
2.2. Социальная стратификация в казахском обществе
Заключение
Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ
Решающее влияние на процесс формирования господствующих в обществепредставлений и стереотипов (в том числе и тех, которые определяютвзаимодействие людей в качестве представителей той или иной этническойобщности) оказывают условия для развития государства. Эти условия зависят отхарактеристик социальной среды.
В каждом обществе в ходе его исторического развития формируются каккритерии, следование которым предполагает «нормальное» поведение, неугрожающее существованию общества, как целого, так и специальные институты,ответственные за выработку и поддержание таких определений реальности, которыезадают параметры вышеупомянутых критериев.
Процессы общественного развития труда и социально-экономическойдифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию восуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессамоформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов.
Вторая половина XV века знаменуется образованиемКазахского ханства. Именно с этого времени начинается история кочевого народа. Данная проблема имеет место в истории Казахстана, так как, изучая быт,культуру, обычаи и нормы казахского общества, мы познаем всю сущность великогокочевого народа, таким образом, из этого следует актуальность данной проблемы.
Цель данной курсовой работы: ознакомиться с общественным строем казахов,выявить особенности социальной структуры казахского общества и рассмотретьправовые обычаи, вызванные потребностями политической и социальной жизниказахского народа XVI – XVIIIвеков.
Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:
— выяснить социально-экономические отношения в Казахстане XVI – в началеXVIII веков;
— дать характеристику внутренней политики казахских ханов в данныйпериод;
— выявить значение законов Тауке хана в развитии казахского общества.
Как известно, все современные историки, рассматривая ту или инуюпроблему, опираются на предшествовавшие источники. К таким можно отнести: «Жамиат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара, сочиненияНизам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му’ ин ад-дина Натанзи, Абд ар-РаззакаСамарканди, Хайдара Рази, не менее известный дневник А.И. Тевкелева и др.Именно в этих источниках рассматривается материал по общественному строюказахов.
В XVIII в. продолжалось накопление русскимиисследователями известия о казахах этого периода, главным образом этнографических– о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов,расселении, изучались легенды о происхождении народа. Эти материалы даютхарактеристику положения казахов, отражают жизнь народа в предшествующиестолетия.
Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии,истории и этнографии казахского народа является труд А.И. Левшина. В первойчасти книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй — собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII века. [16; 5]
Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч. Валиханов,первый казахский ученый историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовалвопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и другихнародов. В ряде работ дает историко-этнографическую характеристику казахскогообщества. [7;25]
В монографии С.Д. Асфендиярова «История Казахстана (сдревнейших времен)» отвергнута концепция онеисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строякак родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана какклассовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым [3; 45].
В России со второй половины XIX века исследованиеистории Казахстана приобретает прочную базу – восточные источники. Этот периодсвязан и именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч.Ч. Валиханова. В.В.Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде обратился кистории Казахстана XV – XVIвека. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнесяего к XVII веку и объяснив хозяйственной, социально-экономическойособенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районеТуркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. [8;18]
Также следует отметить сочинения поэтов и философов – Абая Кунанбаева иШакарима Кудайбердиева. Последний в свою очередь пытался воссоздать историюобразования казахского народа на родном языке, опираясь на труды своихпредшественников.
 Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы.
Первая глава посвящена политическому развитию Казахстана, а именновзаимоотношению с соседними государствами с целью расширения территории иодновременно ее защиты от иноземных захватчиков. Больше внимание уделяетсявнутренней политики ханов того периода и правовым нормам, действовавших вобществе.
Вторая глава содержит уже информацию о социально-экономическом развитииКазахстана, если быть точнее, то это территориальное и классовое делениеказахского общества. Также в главе рассматривается проблема отношений вказахском обществе и их деление на классы. В главе содержится информация орасположении казахских жузов.

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ КАЗАХСКОГОГОСУДАРСТВА
1.1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСКИХ ХАНОВ В XVI – XVII ВЕКАХ
Вплоть до1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала системаобычного права адат (әдет). Оносуществовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почтисплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью ипротиворечивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархальногообщества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединенияКазахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане(1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писанымправом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан былзнать каждый бий — судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений иаулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись ивидоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особеннобиев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательнымипрецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положениянескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будутруководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ережестановились источниками права.
Посредствомсудебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влияниеммусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие заотступления от требований ислама.
Узбекскоеханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхаир-хане(1428–1468). Но многие племена и их вожди были недовольны ростом налоговогогнета и повинностей. Главы ряда уделов – султаны Жанибек, Керей и др. – создалиоппозиционную коалицию племен и откочевали в Семиречье, в долины р. Чу и Талас,где в 1465 образовали отдельное ханство во главе с Кереем. Отколовшиеся племенаназывали «казахами», т.е. «свободными».
Узбекскоеханство после смерти Абулхайра распалось на уделы, затем объединилось вновь подглавенством Мухаммеда Шейбани-хана, а в 1498–1500 возглавляемые им племенапереселились в Мавераннахр, на территорию современного Узбекистана.Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи. В 1511 казахскиеплемена объединил хан Касым (1511–1523), который и считается создателем первогонастоящего Казахского государства. Численность населения новой страны достигала1 млн. человек. Касым воевал с узбекскими наследниками Шейбани-хана за Ташкент,после его смерти в стране начались усобицы между ханами. Многие племенаоткочевали из-под власти хана Тагира (1523–1533). Сын Касыма, Хакк-Назар(1538–1580) восстановил единство, успешно воевал с Ногайской ордой на востоке,но в 1560-х потерпел поражение от правителя Моголистана, после чего утратилвласть над Семиречьем. В середине 16 в. к Казахскому ханству после распадаНогайской орды, Сибирского ханства и Моголистана примкнули некоторые новыеплемена. Тевеккель (1586–1598) продолжал воевать за Ташкент с Шейбанидами, иЕсим (1598–1628) заключил с Бухарой мирный договор, по которому признаваласьвласть казахского хана над Ташкентом.
Казахскоеханство оказалось рыхлым образованием, и уже при правлении Хакк-Назара в немвыделились три отдельные орды со своими районами кочевок. Общеказахские ханысуществовали до 1716, когда умер последний правитель Тауке-хан, успевшийсоставить свод норм обычного права «Жеты-Жаргы».
В районеСемиречья образовался Старший жуз, объединивший племена усуней, канглы,дулатов, албаней, жалаиров и др. Его население занималось кочевым скотоводствоми торговлей с местными земледельческими и ремесленными поселениями. Правителиханств, возникших на территории Старшего жуза, в 16–18 вв. воевали между собойи с соседними государствами – Хивой, Кокандом и Китаем.
В северном,центральном, северо-восточном и восточном Казахстане сложился Средний жуз, вкоторый вошли племена кипчак, аргын, найман, керей, уак, конграт. Основнымзанятием было скотоводство, но на окраинах развивалась активная торговля сокрестными земледельческими территориями – Средней Азией, Россией и Сибирью.Ханства Среднего жуза враждовали друг с другом и боролись с правителями Джунгарии.
В западномКазахстане возник Младший жуз (племена жети-ру, алим-улы и бай-улы). Онобъединил скотоводов, кочевавших в низовьях рр. Сырдарья и Урал, в районеслияния рр. Иргиз и Тургай, в верховьях р.Тобол и в Мугоджарских горах. КазахиМладшего жуза поддерживали экономические связи с оседлым населением Поволжья.Политическая структура состояла из нескольких периодически появлявшихся ираспадавшихся ханств.
В социальномотношении в казахском обществе господствовал кочевой феодализм. Пастбищамираспоряжалась знать (ханы, султаны, бии, батыры, баи, ходжи), от которыхфактически зависели рядовые скотоводы (шаруа). Патриархальных рабов (кулы) былонемного. Рос слой формально свободных лиц, не имевших собственного скота(кедеи) и вынужденных работать на знать.
Основнуювнешнюю угрозу для казахов представляли вторжения с востока монгольских племен.Возникшее в конце 16 – начале 17 вв. западно-монгольское государство –Джунгарское ханство усиливало натиск на казахские земли. В 1620–1630-х черезтерриторию Казахстана прошла на запад, в Поволжье, монгольская группа калмыков.Несмотря на ожесточенное сопротивление, в 1652–1680 казахи оказались взависимости от джунгар. В 1710, 1728 и 1729 ополчения казахских племен разбилиджунгарские армии, но набеги с востока продолжались, превратившись в «великоебедствие». В этих условиях правители стали искать поддержки у России.
РайонПрисырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в ЗападномСемиречье. Ханы Жанибек и Керей стремились в первую очередь утвердить права наэти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак идругие. Но главной причиной того, что борьба ханов — джучидов за власть надВосточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько вТуркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона.Присырдарьинские города были важными центрами торгово-экономических связей длянаселения степных районов; превосходными для своего времени крепостями и могливыдержать длительную осаду. Традиционно они являлисьадминистративно-политическими центрами предшествующих государственныхобразований на территории Казахстана. Земли нижнего и среднего течения Сырдарьибыли необходимы казахским кочевым племенам как ценные зимние пастбища. Однакоиспользовать эти пастбища можно было, лишь владея ключевыми пунктами этойтерритории — городами-крепостями Туркестаном и Каратау.
Отмеченныепричины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания ханствавести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятсяполностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановитьвласть Шайбанидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, ТимуридыМавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенныев оборонные крепости против кочевников степных районов. Вмешались в борьбу имогульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в условиях упадкаМогулистана и ухода из-под их власти казахского Семиречья и киргизских районовПритяньшанья заполучить города в районе юга Казахстана.
Казахскиеханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальнойсилой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был прочныйтыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население вТуркестане. Удачными были шаги по привлечению в союзники других претендентов навласть в степи и в Туркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира изНогайской Орды, Муса-мирзу, прежде обещавшего поставить Мухаммада Шайбани«ханом Дешт-и Кыпчака» [3; 125].
В 70-е гг.произошло несколько крупных сражений — под Саураном, Сузаком, у перевалаСогунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнакто казахские ханы, то Мухаммад Шайбани, победы и поражения выпадали на долюобеих враждующих сторон. В одном из сражении погиб сын Жанибек-ханаМахмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занималСауран. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сынКерей-хана (правившего примерно до 1456-73 гг.) Бурундук. Во время правленияБурундука приобрел известность сын Жанибек-хана Касым (род. ок. 1455) (годыправления 1511 – 1518). Он был удачливым полководцем, предводителем конницы,участвовал во многих битвах.
В 80—90-е гг.борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменнымуспехом. Казахи, как и узбеки — шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы,Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодовборьбы завершился сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил частьсвоего войска. В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями; казахамбыл выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем егоокружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием междуМухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.
Итогом борьбык исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака,Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд,Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшие его узбекские племенаДешт — и Кыпчака, он смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра. УМухаммада Шайбани для борьбы за власть в степи не оказалось реальных сил,фактически он был вынужден ограничиться лишь борьбой за присырдарьинскую территорию,так как в первые же годы потерял всякую возможность утвердить свою власть вбывших владениях своего деда Абулхаира в степных просторах Казахстана.
Присоединениек Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успехуказахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширилисьпервоначальные границы их государства. В него вошли, помимо ЗападногоСемиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау сприлегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья,значительная часть Центрального Казахстана. Многие Джучиды удалились стерритории Казахстана искать удачи в Астраханское, Сибирское, Казанскоеханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и новые казахские родыи племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы. Фактически к началу XVI в.Казахское ханство занимало территорию своей предшественницы.
Длязакрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию вСредней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Захир ад-ДинМухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Ряд его южныхгородов признал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности он назначилнаместником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержалверх над Бабуром; наместники последнего были изгнаны из их владений.Осажденному в Сайраме Катта-беку удалось оказать сопротивление узбекам; онпродержался в крепости всю зиму, а ранней весной 1513 г. позвал на помощьКасым-хана, находившегося на зимовке на Караталс, обещав сдать ему крепость.Касым принял предложение; Катта-бек уговорил Касым-хана выступить противШайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте. Разграбивокрестности города, казахи возвратились в Сайрам.
Касымподдерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Могульскийхан предлагал Касым-хану организовать совместный поход на Ташкент в конце летаэтого же года, однако Касым уклонился от предложения, сославшись нанеобходимость «подумать о зимовках, так как [сбор] и построение войска в этовремя неосуществимы» [11;203].
Касым-ханутвердил свое господство над обширными степными пространствами казахскойтерритории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловилукрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его властьоткочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границыханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана доходили доСырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касымапростирались далеко за Улутау и оз. Балхаш.
Впервые послемонгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одномгосударстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Числоподданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллиономчеловек. При нем узнали о казахском государстве и в западных странах. Началисьпосольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский ханв переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширениявладений казахов в западном направлении.
В 20-х гг.,после смерти Касыма, междоусобицы султанов — джучидов на время ослабилиКазахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. Кнеблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казаховсоюз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города.Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана.Казахский хан Тахир (1523—1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой,безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахирабежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского ханаСултана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, братеТахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом.
По другимизвестиям он погиб в битве с узбеками под Сайрамом в 1559 г. Вместе с нимпогибли еще 20 казахских султанов. Кадыргали Джалаири отметил, что узбеков вэтой битве возглавлял Дервиш-хан, сын шайбанидского правителя Туркестана иТашкента Барака (Нау-руз-Ахмед-хана). Практически до конца XVI в.присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться сXVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра.Казахское ханство было ограничено в этот период с юга по линии низовий Сырдарьии Каратау. Основными направлениями политической активности ханов казахов второйтрети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами иойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношенияс ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этихнаправлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538—1580). Он боролся противойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли навостоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирскогохана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханомАбдаллахом.
Хакк-Назар-ханпытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территориюКазахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелойвнешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В еговремя к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоеванияКазанского, Астраханского, затем Сибирского. В казанские степи хлынули ногайцы,башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, темвременем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). Вкакой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу отУлутау, на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау, в Западном Семиречье,примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Границы ханстваменялись, таким образом, не только в зависимости от военных и дипломатическихспособностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитическихобстоятельств. В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания,и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Казахи, проживавшиена территории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сынуБаба-султану. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях ВосточногоКазахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех илидругих народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, наСырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшемжузе.
Процессвключения в состав Казахского государства западных земель, входивших послераспада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. Всередине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся всостоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVIIв. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаральядо Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. Внамерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как исеверных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения сталоРусское государство.
В южномКазахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений,не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказавподдержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получилот шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами вТуркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тожеобещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам, же убил прибывших кнему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара.Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.
Ханом казаховстал Шигай (1580—1582), потомок хана Жанибека. Он со своими сыновьями такжеоказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частностиучаствовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последнийосаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан былубит казахским султаном Тауекелем сыном Шигая. Сырдарьинские города сдалисьАбдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям внаграду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны былидругие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиленияханства.
В 1586 г.Тауекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительнойборьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношенияс Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекскимханом, Тауекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном изсражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году,используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства имеждоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династиейАштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города.Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Тауекель-хан занял города Ахси, Андижан,Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том, же году в Ташкенте.По договору нового казахского хана Есима (1598—1628), сына Шигай-хана, спредставителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с егогородами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но наТашкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этойдинастии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему частисобранных в вилайете налогов и др.) [12;128]. Казахские правители нарушали этиусловия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. междуказахскими и узбекскими ханами.
Такокончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районыЮжного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахскогогосударства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.
Длительныевойны на территории присырдарьинских городов вели к разорению местногонаселения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационной системы,сокращению земледелия. Военные действия, грабительские набеги противниковнарушали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положении встепных скотоводческих районах. С вхождением Южного Казахстана как развитогохозяйственно-культурного региона в состав единого государства предоставиласьвозможность преодолеть эти негативные явления.
В XVII в.внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахскоеханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри.Различные группы кочевой знати соперничали между собой. На юге фактическиутвердились два хана. Преемник Тауекеля хан Есим сделал своей столицей городТуркестан. В Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун-Мухаммад, сынсултана Джалима (родословная его неизвестна). Постепенно в каждом из трех жузовпоявились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахскогоханства, на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский ханИмамкули пытался отобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов. В1612 г., в ответ на набеги казахских войск на окрестности Бухары, Имамкули-ханпредпринял поход на казахские земли, прошел Туркестан «до крайних пределовАшпары и Каратау», разграбив несколько городов и селений. В Ташкенте онпоставил наместником своего сына, который был, вскоре свергнут, и убит. В ответИмамкули устроил кровавую резню в городе. В своих притязаниях на Ташкент онпользовался враждой двух казахских ханов. В 1627 г. Турсун-Мухам-мад был убитЕсим-ханом. Есим умер годом позже. Бухарские войска вновь заняли Ташкент.Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангиру удалось убедить бухарскогоправителя в необходимости военного союза для отражения общей опасности свостока — нашествия ойратов. [5;117]
Собразованием в 1635 г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратамиказахских земель в Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинской империей, в поискахпастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии,они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х гг. XVII в. большиемассы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойратырасполагались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном направлении,где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками,ногайцами, башкирами. В 1644 г. хан Джангир, который выступил совместно ссамаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один из джунгарскихотрядов. В 80-х гг. XVII в. джунгарская армия под командованием хунтайджиГалдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколькоказахских улусов, захвачено девять городов; среди них источники называютСайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкент и др. Жители Сайрама оказалидостойное сопротивление; был убит оставленный Галданом наместник, что вызвалоповторное вторжение ойратской армии в Южный Казахстан. Сайрам был взят иразрушен; часть его жителей была уведена в Джунгарию и Восточный Туркестан [17;135].
УкреплениеКазахского ханства в период правления хана Тауке (1680—1718), союз казахов скиргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли.Во время их нападения в 1680 г. на Южный Казахстан только город Туркестан небыл разграблен джунгарами, так как в нем находился с войсками хан Тауке.Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасанияжизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговыепути, наносили большой ущерб хозяйству мирного населения.
Тяжелаяэкономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимисяусобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояниераздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности нетолько государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздорысоперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов,султанов, группировок аристократии племен замедляли темпыобщественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочениягосударственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощьюкоренных земель народа. Хану Тауке удалось несколько нормализовать политическуюситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитетаханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При нем былсоставлен свод норм обычного права «Жеты-Жаргы», определивший основные принципыправопорядка и государственного устройства. Он искал пути союза и мирныхотношений с соседними государствами.
1.2. УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ТАУКЕ ХАНЕ.
«ЖЕТI ЖАРҒЫ»
Около 1680 г.ханом казахов стал Тауке, прозванный Мудрым. При нем продолжалась борьба сДжунгарией и среднеазиатскими ханствами.
В 1681 г.джунгарский Галдан-Бошокту-хан разграбил немало городов, и осадил Сайрам. В1684 г. Сайрам был им взят, причем джунгары переселили, вглубь своей страны,немало искусных ремесленников и мастеров.
В 1687 г.джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немалокочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось.
В следующемгоду казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанеслитяжелое поражение ойратам.
Однако уже в1698 г. с приходом к власти в Джунгарии Цеван-Рабдана инициатива полностьюпереходит на сторону джунгаров и Джунгарское ханство становится главной угрозойдля независимости Казахстана. Войны следовали одна за другой, самыми крупнымибыли в 1709, 1711—112, 1714, 1718 гг. Джунгарская угроза существенно ускорилавхождение Казахстан в состав России, но потеряв ряд кочевий, казахи черезнекоторое время в более благоприятных условиях сумели вернуть утраченные ранеекочевья.
С Тауке ханомсвязывают создание свода законов «Жеты жаргы» содержавших нормыадминистративного, уголовного и гражданского права. «Жеты жаргы» в течениедолгого времени являлся основным актом правового регулированияобщественно-политических отношений в казахском обществе.
Тауке-хан — один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесшийнеоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укреплениегосударственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахскогоханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.
Годыправления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был«Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, векотносительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.[18;35]
Тауке-хансчитается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при немпроизошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.
Первоесерьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочилдеятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным.Более того, он установил места проведения советов. Бийские советы превратилисьв важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи всистеме властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простогонарода стремительно рос, что позволяло динамично развивать политическуюситуацию в стране.
Тауке ханстал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главнымпринципом был провозглашен консенсус.
Реформы Таукехана коснулись и правовой системы. Свод законов под названием «ЖетыЖаргы» (Семь установлений) был разработан при его непосредственномучастии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Куль-Тобе биев трехжузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработалии приняли новый свод законов. К сожалению, этот юридический документ не дошелдо нас в начальной его редакции. Отдельные его фрагменты представлены в книгеизвестного исследователя А. Левшина, который записал его из уст казахов [16;122].
В 1697 г.верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабдан и с этого момента вказахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период.Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели местов 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах. Тауке хан, трезво оцениваясложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для созданиявоенно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение сРоссией. Но полностью осуществить свои планы Тауке хан не успел. После егосмерти междоусобные распри в Казахском ханстве вспыхнули с еще большей силой.
Тем не менее,в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана,как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство иустановить господство закона и порядка.
Хан Таукеумер в 1718 г. С его смертью единое казахское государство разделилось нанесколько частей, в каждой из которых был свой хан.
Правовой (санкционированный) обычай — одна из наиболее древних формправа. Правовой обычай — это правило поведения, которое в силу многократногоповторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищаетсяпринудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаиродового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированныеобычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровноймести и обычаи «око за око, зуб за зуб», т.н. принцип«талиона». Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мерерасслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. Какизвестно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права.
На исторической арене в конце семнадцатого столетия был хан Тауке(1680-1718 гг.), многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. В первуюочередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет исовет биев. Все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этихсоветах. Также хан Тауке впервые в Казахской степи разработал и утвердилписаный свод законов «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Это были законы,охватывавшие практически все стороны жизни общества.
По некоторым историческим данным, на холме Мартобе (в нынешнем Сайрамскомрайоне Южно-Казахстанской Области) в конце – 17 начале 18 века в годы правленияпоследнего хана объединенного Казахского ханства Тауке (1680-1715 г. г.)собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения делзначимых для всего ханства. Именно здесь Тауке-хан объявил свод законов«Жеты Жаргы», ставший первым сводом общеказахского права.
Основные сведения о «Жеты Жаргы» (Семь установлений хана Тауке)
Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимостьпереработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работапроводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в сводезаконов «Жеты Жаргы». Разработан был этот свод при участииизвестнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров опастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения ирасторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членовсемьи.
3. Военный закон (Әскери заң),регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений ивыборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебногоразбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные видыпреступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесныеповреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личныеправа вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины иродственников умершего. [10;210]
Кроме «Жетi Жаргы» продолжал использоваться в качествеисточника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права.Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сөзi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.
Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманскомправе — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особосложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых делпринимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получаливознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.
Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имелправо произвести барымту (насильственный угон скота).
Право на собственность — основной институт казахского права. Пастбища и пашнипринадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строгоразграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.
Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа,найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такиесвоеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.[15;49]
Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основнойформой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословияполучила распространение также полигамия (многожество). Одной из особенностейсемейно-брачных отношений являлось аменгерство — обычай, по которому женаумершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака междуродственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на частьимущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли всамостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалосьмладшему сыну (шанырак, иесi).
В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданскимправом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка(жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия — кровная месть («Қанға қан»). Вбольшинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторыепреступления налагались штрафы.
Согласно «Жеты Жаргы», уголовная ответственность обычнораспространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко былраспространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчикна суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался совсей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать сответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы указахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечаютгуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применяласьсмертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены.Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это правопередавалось истцу.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВКАЗАХСТАНЕ XVI – В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКОВ
2.1. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Социальная структура общества предполагает рассмотрениеобщества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причемразличные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуютмежду собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказываютбольшое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказываютопределенное влияние на отношения классов.
Вся сложная совокупность социальных общностей, котораясуществует в современных условиях, представляет собой не просто некое множествопараллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему,качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложностьсуществования и функционирования социальной структуры общества, что в нейразличные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуямежду собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальныеобразования.
Становление и развитие казахской государственности в регионесредневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения и консолидации,сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития.Письменные источники содержат достоверные сведения о крупномпозднесредневековом государстве — Казахском ханстве, игравшем заметную роль врегионе Центральной Азии, в системе государств евразийских народов. С серединыXVв. и до начала XVII в. Казахское ханство было фактически единым политическиморганизмом, отличавшимся большей или меньшей степенью стабильности. Онопережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалось наотдельные ханства (в территориальных пределах жузов). Территория ханстванеоднократно меняла свои очертания под влиянием главным образомвнешнеполитических событий, но почти всегда в пределах расселения казахскогоэтноса — от Иртыша и Каратала до Сырдарьи и Урала (Яика), от Алтая и Тянь-Шанядо Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этнические игосударственные территории казахов, как и других народов региона, как правило,не совпадали.
Территория Казахского ханства в XV—XVII вв. по данным источников тоговремени была на разных этапах меньше этнической территории казахов, территорииих расселения как в оседлых районах, так и в пределах основных пастбищ и границкочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов. Зайн ад-Дин Васифи (XVIв.) в сочинении «Бадаи ал-вакаи», как упоминалось выше, термином «Казахстан»называет земли на Чу и Таласе в Юго-Западном Семиречье, т. е. район размещениятех казахов, что были подданными ханов Жанибека и Керея, район возникновения Казахскогоханства в его первоначальных границах [16;112]. Автор «Михман-наме-йи Бухара»размещает кочевья казахов намного западнее, чем Зайн ад-Дин Васифи. Он пишет,что казахи (времени ханов Бурундука и Касыма) кочуют от Итиля (Волги) доСырдарьи и располагаются вдоль нее на зимовку. Обитателями обширной степнойтерритории к северу от Сырдарьи и Арала он называет также мангытов (ногайцев) иузбеков-шайбанидов. По русскому источнику — «Книге Большому Чертежу» (XVII в.)«кочевья Казахской Орды» располагались по среднему течению Сырдарьи и севернееее «на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка. [12;200]
Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогомсоциально-экономических и этнополитических процессов на обширной территорииВосточного Дешт — и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базе естественнойинтеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой иоседло-земледельческой, городской — с торгово-ремесленным направлениемхозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в однойполитической структуре. Укрепление экономических, культурных,общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовалоэтническому единению казахских родов и племен, фактическому завершениюдлительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явилисьобъективными причинами и условиями формирования собственно казахскойгосударственности. Стремление сформировавшейся крупной этносоциальной общностик созданию моногосударственности, к собственной социально-территориальной,государственной организации, характерно не только для позднего времени —времени формирования наций, но и для средневековья, когда завершалось восновном сложение современных народов региона Центральной Азии.
В первой четверти XVIII в. наиболее значительнаячасть казахских общинных структур концентрировалась в южной, центральной исеверо-восточной частях региона. Зимние пастбища казахов старшего жузанаходились в песках Южного Прибалхашья, Мойынкума, в долинах рек Или, Чу иТалас, а летние – на северных отрогах Тянь-Шаня и хребта Каратау. На югерегиона кочевья Старшего жуза простирались в долинах рек Чирчик и Арысь вплотьдо северо-западной части Ферганской долины, включая г. Ташкент и прилегающие потерритории Жетысу, непосредственно смыкались с районами расселения казаховсреднего жуза. Казахи Среднего жуза занимали в тот период обширные пространстваСеверо-восточного, Центрального и частично Юго-восточного Абулхаира, границыкоторых проходили на юге с Джунгарским ханством по р. Сарысу и низовьям р. Чу кбассейну нижнего теченья Сырдарьи, оттуда простирались на север по линииАральское море – Иргиз – Тургай, примыкая на этом участке к восточным кочевьяммладшего жуза; далее шли по притокам Тобола, реке Большой Тургай и озерам вверховьях Тургая, где граничили с кочевыми башкир Сибирской дороги. На севереони продолжались к верховьям Нуры и Ишима, по приишимским степям в направлениив Иртышу, а на востоке – по течению Иртыша до Ямышевского озера и вТоболо-Иртышском междуречье соприкасались с русскими переселенческимипоселками, станицами сибирских казаков и кочевьями барабинских татар. ЮжнееЯмышевки, в верхнем Прииртышье, казахские роды среднего жуза вновь имели общуюграницу с Джунграским ханством, земельные владения которого доходили здесь долевых притоков Иртыша – Чары, Аягуза и Баканаса.
Земли Младшего жуза были расположены на территории нынешнего ЗападногоКазахстана, простираясь на востоке к кочевьям Среднего жуза, а на юге – кпескам Каракумов и до низовьев Сырдарьи к кочевьям каракалпаков, а также районг. Туркестана, где соприкасались с племенами Старшего и среднего жузов. Еголетние кочевья располагались по просторам Устюрта, а также по притокам рек Ори,Урала, Илека, Эмбы, Темира, в регионе Мугоджарских гор, а зимние стоянки – врайоне р. Иргиз, его притоков и южнее бассейна Иргиза (пески Тауп) по низовьямСырдарьи, к западу от Аральского моря (песчаные барханы вплоть до песков Сам),на полуострове Мангыстау, в лощинах Атырау, песках Нарын (к побережьюКаспийского моря). Средний жуз занимал Центральный Казахстан, а его летние изимние стоянки находились по р. Сарысу, в верховьях Ишима, по притокам Тобола,р. Тургай, в регионе Улутауских гор и прилегающих к ним озерам. На западе ониграничили с районами расселения волжских калмыков, а ближе к северу – в долинахсреднего течения рек Иргиз, Орь и Илек, — проходили их границы с башкирами Ногайскойдороги. [24;267]
2.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Процессыобщественного разделения труда и социально-экономической дифференциацииказахского общества имели своим продолжением оформление социальных институтов иградаций, отражавших сложный спектр различных функций и ролей в структуреобщественно полезной деятельности. Социальная стратификация возникла в процессесубъективного осмысления общественного разделения труда исоциально-экономической структуры как идеальная модель расстановки разныхиндивидов, корпораций и слоев в зависимости от сложностей и значениявыполняемых ими социальных функций. При этом социально-экономическая структураи социальная стратификация казахов часто не совпадали, а иногда даже приходилив противоречие друг с другом. Социальный статус человека далеко не всегдаопределялся его экономическим благосостоянием, а последнее, в свою очередь, невсегда зависело от его привилегированного положения.
Характернойособенностью сословного деления казахского общества в период XVIII — сер. XIXвв. являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ақ суйек) и «черную кость» (қара суйек). Первый социальный слойпредставлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов,непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общественнойзначимости в структуре общественных отношений. К ней относились двааристократических сословия — торе и кожа.
В отличие отақ суйек сословно-корпоративные группы«черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступнолюбому индивиду в зависимости от еголичных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев,тарханов, батыров, старшин (ақсакалов).Однако большая часть казахского населения, определяемая, как свободныеобщинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ееот господствующего класса казахов.
Привилегированнуюэлиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой «белой кости». Онообъединяло группу лиц, принадлежавших к старшей ветви Чингизидов — потомков Джучи.Сословие торе играло огромную роль в общественной и политической жизни казахов.Из его среды избиралась верховная власть в лице хана, осуществлявшего основноеруководство политической организацией казахского общества. Принадлежность ксословию султанов по праву рождения означала фактическую принадлежностьиндивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное правоосуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений.
Другуюэлитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманскогокульта — кожа. Кожа, пользовавшиеся наследственными привилегиями, играли важнуюроль в духовной жизни казахского общества. Политическое влияние кожа в кочевомобществе было незначительным, что во многом объясняется слабым распространениемислама в степи.
Средипривилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное местозанимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти вкочевых коллективах. Под словом «бий, — указывал Л. П. Гавердовский, — разуметьдолжно людей красноречивых, богатых и оборотливых»[9;33]. Привилегированноеположение биев в Казахстане определялось, прежде всего, большой общественнойзначимостью функции правового регулирования, арбитража и посредничества ивыражалось в преимущественных правах в системе имущественных отношений, вчастности правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятойразмера иска (бийлык).
Большойавторитет и политическое влияние в казахском обществе в XVIII — первой половиныXIX в. имела социальная группа батыров — военных вождей. Звание «батыра»никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.Принадлежность батыров к господствующему классу определялась большой рольювоенно-потестарных структур в казахском обществе в рассматриваемый историческийпериод, а следовательно, и той огромной властью и влиянием, которыми обладалигерои — вожди в эпоху военной конфронтации. К середине XIX в. в связи сотносительной стабилизацией военно-политической обстановки на границах Казахстанаэтот институт во многом утратил свое значение и постепенно отошел на заднийплан.
Определенноеместо в социальной стратификации казахского общества принадлежало категориитарханов, лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью, привилегиями,например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества,оформления государственных структур, военных столкновений тарханы пользовалисьправом приобретать те или иные престижные должностные места в системеуправления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханскиепривилегии», как правило, забывались, а роль этой группы сводилась к минимуму.
Наиболеемногочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины(«аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньяхкочевых общин. Звание аксакала, нередко обозначаемого в источниках термином«аксакал», у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальнымпотенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. В условиях кочевогоскотоводческого хозяйства эти качества неизбежно становились важнейшим факторомконцентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно,что именно экономически господствующий класс, присваивая функциисоциально-экономического, политического и судебного регулирования, активновторгался в сферы идеологии и духовной культуры. Старшины-аксакалы образовывалифундамент всей социальной стратификации казахского общества, пополняя из своихрядов другие социальные категории и сословия.
Наряду сразными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевогообщества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали категориизависимого населения — рабы и тюленгуты.
Тюленгутаминазывали лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этойпрослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами,обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей — султанов —на «служилых» людей.
К категориизависимого населения относились также рабы-кулы, которые набирались из средыпленных россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом вличном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнемобиходе. Однако рабство не получило широкого распространения у казахов и невыходило за рамки патриархального домашнего рабства. [12;168]
В целомсоциальная стратификация казахского общества свидетельствует о том, что в XVIII— сер. XIX вв. диапазон внеэкономических отношений в нем был весьманезначителен. Специфический характер общественного развития казаховобусловливал неразвитость многих надстроечных категорий, отсутствие глубокойспециализации в осуществлении социальных, военно-политических и судебныхфункций, а в результате этого имел место поверхностный характер процессовформирования социальных институтов и сословий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, общественный строй казахов в XVI –в начале XIX века характеризуется раздробленностью всейсистемы кочевого народа. Вторая половина XV века сталопериодом образования Казахского ханства. Сосредоточенность в одномгеографическом пространстве великого кочевого народа стало первым шагом длядальнейшего развития казахов. Характеризуя то или иное общество, первым деломследует обратить внимание на развитие в сфере экономики, политики и в обществе.
Рассматриваемый период вошел в историю как период подъемов и упадков. Ханысменялись один за другим, каждый из которых привносил в жизнь общества новыеуклады и порядки. Выработанные нормы и правила оказали огромное влияние нажизнь всего кочевого народа. Политика того или иного хана отличалась своейиндивидуальностью и перспективностью.
Внутренняя политика ханов была основана на борьбе с иноземными захватами.Такие как, Касым, Хакк — Назар, Есим и Тауке ханы. Все они добивались единойцели: объединить и расширить территорию Казахского ханства в одноцентрализованное государство.
Тауке-хан — один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесшийнеоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственностиказахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системемеждународных отношений в центрально-азиатском регионе.
В историиказахского права ханского периода известно Семь установлений хана Тауке,которое носит название «Жеты жаргы», в которое вошли постановления, вызванныепотребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХVII в. Важнейшим моментом, определившимхарактер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычногоправа к новым потребностям феодального казахского общества, узаконив те из них,которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодныхей норм новые и более выгодные. Документ носит название «Жеты Жаргы» (Семьустановлений), потому что в этом документе охвачены семь сфер деятельностиобщества.
В заключении стоит отметить, что развитие Казахского общества было нестабильным. В истории Казахстана известны ханы, при правлении которых меняласьвнутренняя, внешняя политика и подверглось изменениям социальное развитиегосударства.
Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане былаобусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями справителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахскогоханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластнойханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть иподданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировокаристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешалисозданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, дляэффективной защиты с ее помощью коренных земель народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Абай. Слова Назидания// Простор. 1992
2.        Абусеитов М. Казахстан и Центральная Азия XV – XVII вв. История, политика, дипломатия. Алматы, 1998
3.        Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейшихвремен). Алматы, 1993
4.        Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алма-Ата: Казак ун-тi,1992
5.        Бижанов М. Социальная категория казахского общества в XVIIIв. в рудах русских ученых. Казахстан в XVI – XVIII вв. А., 1969
6.        Большая советская энциклопедия, Изд-во «Советскаяэнциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах.
7.        Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Алма-Ата, 1961-1968гг., Егоже Собрание сочинений. Т 1-5. А.,1984 – 1985
8.        Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах.Спб., 1864. Труды вост. Отд. Имп. Русского археолог. об-ва
1.        9.Гавердовский Л. П. Обозрение Киргиз-кайсацокй степи// Рукописный фондСпб отделения Ин-та российской истории. Кол. 115 №495
9.        Зиманов С.З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в.Алма-Ата: Наука, 1958. Его же. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата,Наука, 1960
10.      История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах,Том 2. – Алматы: «Атамура», 2000
11.      История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах,Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000
12.      История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. идр. – Алматы: Дайк – Пресс, 2000.
13.      История Казахстана в русских источниках XVI – XX вв. 3 том // Журналы и служебные записки дипломата А.И.Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 – 1759) / Историческийочерк и комментарии И.В. Ерофеевой. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005
14.      Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003
15.      Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз — казачьих, орд истепей, ч.II. СПб.,1832
16.      Преподавание истории в школах и вузах
17.      Толыбеков С.Е. Общественно-экономический строй казахов в
2.        XVII-XIX вв. Алма-Ата: Казгиз, 1959


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.