Реферат по предмету "История"


Образование Киевской Руси

РЕФЕРАТ
ОбразованиеКиевской Руси

План
Русь и норманны
Норманнская и антинорманнская теории
«Повесть временных лет» — важнейшийисторический источник
«Эпоха викингов»
Заключение
Образование древнерусскогогосударства
Расселение славян
Варяги
Государство Русь при первых князьях
Заключение
Список используемой литературы

Русь и норманны
Норманнская иантинорманнская теории
Со времени воинствующих русофобов-норманнистовXVIII-XIX веков в исторической литературе насаждается далекая от науки точка зрения,согласно которой собственно русская история начинается якобы с призвания варяжскихкнязей, а также с последовавшего вскоре вслед за этим принятия христианства. Адо той поры пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском состоянии, неговоря уж о том, что славянские племена вообще являются пришлыми на территории,где они обитают в настоящий момент. Укреплению данных идей, весьма далеких отдействительности, к сожалению, во многом содействовал Николай МихайловичКарамзин (1766 — 1826), задавший тон в своей «Истории государства Российского»следующей меланхолической фразой: «Сия великая часть Европы и Азии,именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими,во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своегоникакими собственными историческими памятниками».
Отрицание самобытности и автохтонностидревней русской культуры, а по существу отторжение древнейших корней русскогонарода и установление границы его исторического бытия где-то в IX веке н.э.(некоторые снижают эту ограничительную планку до IV — VI веков) было на руку иофициальным властям, и представителям церкви. Первых не интересовало, что бы тони было за пределами государственно-правовых структур, а их возникновение однозначносвязывалось с появлением первой правящей династии Рюриковичей. Вторых более чемустраивал тезис о дикости нравов и культуры русских людей до принятияхристианства. Позиция эта, всячески поощряемая и культивируемая, дожила до нашихдней и заняла доминирующее положение в школьных и вузовских учебниках, научной ипопулярной литературе, в средствах массовой информации и т.д. В результатеповсеместно насаждается мнение, что до определенных (указанных выше) временныхпределов русский народ как бы вовсе и не существовал, пребывая во внеисторическомсостоянии, а когда возник (вроде бы из небытия) на исторической арене, топросто воспринял идеологию, культуру и государственно-правовые традиции,сложившиеся до него и без него.
По счастью, в русской историческойнауке всегда была сильна и другая струя. Многие выдающиеся и рядовые исследователипостоянно искали истоки русской самобытности в самых глубинах человеческойистории, не противопоставляя славян древнейшим этносам, жившим на территориисовременной России, и отыскивая русские корни (и не только их) у народов,испокон веков обитавших на Севере и в других областях Евразии. Эта традиция восходитк двум замечательным деятелям отечественной науки — Василию Никитичу Татищеву (1686- 1750) и Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 — 1765). Труды обоих, посвященныедревнейшей русской истории, были опубликованы посмертно; первый том «ИсторииРоссийской» Татищева, где подробнейшим образом рассматривается генезисрусского народа, увидел свет даже на год позже Ломоносовской «Древнейроссийской истории...» (хотя и создан был почти на два десятилетияраньше). Однако оба русских ученых независимо друг от друга отстаивали одну иту же мысль: корни русского народа уходят в глубины тысячелетий и затрагивают этносы,издревле заселявшие север Евразии и известные под разными именами античным ииным авторам (к последним можно отнести составителей библейских книг, арабских,персидских, китайских и других хронистов).
«Повесть временных лет» — важнейший исторический источник
К IX веку относится одноиз важнейших, а если принимать сторону норманнистов, то и важнейшее событие вистории создания государства — появление на территории Русской равнины варягов.
История России первыхвеков после заселения славянами Русской равнины по большей части неясна, исостоит из одних вопросов. Даже само время их появления вызывает большиесомнения, разными историками указывается промежуток примерно с V-VI века доР.Х. по VIII — IX века после. Главный источник по этому историческомупромежутку времени — «Повесть временных лет» Нестора. Источник летописный, тоесть, по сути, профессионально исторический, что накладывает на него особыйотпечаток.
Великий русский историк В.О.Ключевский в целом подтверждает факты, изложенные Нестором в Повести, чегонельзя сказать о Л.Н. Гумилёве, который в своём историческом труде «От Руси доРоссии» заметил: «Особенно характерна историческая мифология для русскоголетописания — знаменитой «Повести временных лет» Нестора. Инок Нестор жил итрудился в Киево-Печерской лавре — культурном центре Киева, где в XI-XII векахбыли сильны антигреческие настроения. Отражением этих настроений служит,например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда наЦарьград на 47 лет (с 860 на 907 г.) и вообще приписывание похода Олегу. Такподвиги древнего руса в войне с Византией оказались совершёнными варяжскимконунгом». Достаточно поставить под сомнение сведения «Начального свода» концаXI в. и «Повести временных лет» начала XII в. о Рюрике, Аскольде и Дире, оприходе в Киев Олега и Игоря (а к тому имеются поводы: известия эти явнозаписаны на основе устных преданий, причем летописная хронология раннегопериода опирается на византийские хроники), как возникает широкое поле длясуждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял.
Однако ограниченноеколичество источников, посвящённое этому историческому периоду, к тому же кудаменее информативных и объёмных, делает «Повесть временных лет» важнейшим изисточников. По словам академика Лихачёва «никогда ни прежде, ни позднее, вплотьдо XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёнойпытливости и литературного умения».
Летописец повествует отом, что чудь, славяне, кривичи и весь обратились к жителям Скандинавскогополуострова — варягам, как их называли на Руси: «Земля наша велика иобильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Поприглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюриксел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске.
«Эпоха викингов»
В середине IX века, когдаваряги, они же викинги или норманны, появились на Руси, по всей Европе о нихуже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы напуганные яростью ибоевым бешенством новых завоевателей христиане не возносили молитвы к небу,прося об избавлении от этой напасти. А неукротимая энергия викингов, казалось,не знала границ. В 793 году они разграбили побережье Англии. В 795 году напалина Ирландию. В 843 году дотла разорили французский город Нант, а в следующем –португальский Лиссабон и испанскую Севилью. Еще через год викинг Рагнаропустошил Париж, а один из его соперников — Гамбург...
Период IX-XI веков подчасименуют «эпохой викингов» — они появились в это время во Франции иАнглии, Германии и Испании, Италии и Сицилии, Северной Африке и Византии.Викинги предприняли колонизацию Исландии, вытеснив с ее каменистых побережиймирных кельтов, освоили далекую Гренландию и за много веков до Колумба прониклив Америку.
В середине IX века познаменитому торговому пути, ведущему от берегов Балтики в Черное море, онипроникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, поразившую их числоми богатством городов. Они называли ее Гардарик — «страна городов». Первымрусским городом, который узнали варяги, была Ладога. Она представала варяжскимотрядам, отправившимся на разбой из Скандинавии, несокрушимой твердыней. Отсюданачинались два пути: один — «парчовый» — по Днепру «вгреки», другой — «серебряный» — по Волге «в арабы».При виде хорошо укрепленной Ладоги не раз вспоминались варягам победы в другихевропейских городах.
Богатая Русь влеклаварягов неодолимо. В середине IX века в Ладоге появился варяжский конунг Рюрик.Правдами и неправдами он сумел остаться в городе и даже построил себе замок.«Пришел к словенам и срубил город Ладогу», то есть соорудил в городеновые укрепления, — только так можно толковать эту фразу летописи. Ни в коемслучае нельзя говорить об основании варягами города Ладоги, так как еще задолгодо варягов, в конце VIII -начале IX века, здесь появился небольшой поселок,быстро превратившийся в укрепленный город. В ранних слоях археологи нашли вещиславянского и финно-угорского происхождения, и только выше, ближе к современнойповерхности земли, были обнаружены и скандинавские предметы. Другой русскийгород — Изборск, где по преданию обосновался брат Рюрика Трувор, тоже возник вседой древности. Изначально на этом месте было поселение местных финно-угорскихплемен, а затем, когда сюда пришли кривичи, возник укрепленный город. Летописецсообщает: «Еще не было Пскова, а был в той земле первый город по названиюИзборск».
Археологическимираскопками, проведенными под руководством советского археолога ВалентинаВасильевича Седова, в Изборске раскрыты древние жилища, мастерские,хозяйственные постройки, остатки мощных укреплений. Жители Изборска из болотнойруды выплавляли металлы, изготавливали оружие, орудия труда, украшения,занимались ткачеством, косторезным и деревообрабатывающими ремеслами. Важнымиотраслями были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Дома здесь рубили изтолстых бревен, ставя строения прямо на поверхность земли. В них устраивалисьдеревянные полы. Обломки сделанных вручную глиняных сосудов, железные ножи,костяные гребни, острия, глиняные и каменные пряслица для ткачества, кузнечныенаковальни, литейные формы, бронзовые привески-украшения, рыболовные грузила,серпы, стрелы, кресала для высекания огня — вот далеко не полный переченьнаходок, относящихся к IX столетию.
Уже тогда в Изборске былисооружены и первые укрепления — поселение кольцом окружал высокий вал. За ним вдва, а то и в три ряда располагались жилища. Центральная площадь поселенияиспользовалась для собраний, языческих церемоний, торговли. Здесь оплакивалиумерших, вершили суд, принимали важные решения, совершали жертвоприношения.Отсюда уходили в походы, сюда возвращались — с радостью побед или горечьюпоражений.
Активной жизнью жил этоткрупный племенной центр кривичей, возникший задолго до появления варягов.
По преданию, есть вИзборске и могила варяга Трувора. Стоит на этой мнимой могиле большой каменныйкрест, но водружен он не ранее чем в XIV-XV веках, то есть на пять-шестьстолетий позже того времени, когда, по летописи, в Изборск явился Трувор. Никтоне знает, как и где родилось предание о могиле и кресте Трувора. Проведенные впрошлом веке археологические раскопки не подтвердили легенды о погребении здесьваряжского конунга. Так в результате научных поисков была рассеяна одна излегенд прошлого.
Согласно летописи, третийиз варяжских братьев, Синеус, обосновался и правил в Белоозере. И здесь местныежители показывают могилу варяжского конунга, такую же легендарную, как иТрувора в Изборске. По преданию, после смерти Трувора и Синеуса Рюрик принялвсю власть, раздал города своим «мужам» — воеводам. В числе этих центров названи такой древний город Руси, как Полоцк, где коренными обитателями былиславяне-кривичи, а варяги хотя и часто бывали, но только как торговые«гости». Скандинавские саги представляют Полоцк как крупныйторгово-промышленный город Руси, где правил князь по имени Паллтеса.
Град Полоцк располагалсяна высоком мысу при впадении в Западную Двину небольшой реки Полоты — от нее ипошло название самого города. Город находился на неприступном острове, и ужесама природная среда делала его труднодоступным для врагов. Протоки рек ивысокие обрывистые берега поначалу давали возможность полочанам обойтись безискусственных укреплений, но вскоре прогресс военного дела заставил ихсоорудить мощный крепостной вал. Эта преграда была насыпана еще в VIIIстолетии. Кроме укрепленного городища в IX веке полочане жили также и за егопределами на небольшом селище. Археологи мало знают об этом периоде историидревнего города. Находок сделано немного — лепные глиняные горшки, пряслица изрозового шифера и глины, наконечники стрел, застежка, по форме напоминающаяподкову, — вот почти и все, что удалось найти на месте древнейшего города. Ксожалению, во многих древнерусских городах более поздняя интенсивная застройкауничтожала ранние слои и ныне приходится по крупицам собирать факты длявоссоздания древнейшей истории.
Но на основании имеющихсяписьменных и археологических данных мы знаем, что в Полоцке уже на рубеже VIII и IX веков существовал укрепленный город кривичей. Жилоздесь, видимо, около 1000 человек — по масштабам того времени немало, а вXI-XII столетиях полочан стало гораздо больше. Неудивительно, что Полоцк попална первые страницы русской истории: он привлекал и местных феодалов-князей, ипроникавших на Русь варягов.
Во всех областях Руси,куда, по летописи, в IX веке приходят варяги, они сталкиваются с отличноукрепленными городами, где процветают ремесла и торговля и уже сложилисьраннефеодальные отношения.
Заключение
Таковы историческиефакты. Но их ясная суть устраивала не всех. В XVIII веке историки-немцы, жившиев России – Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, на основании легенды опризвании варягов создали пресловутую норманнскую теорию, согласно которойгосударство на Руси создали… три варяга и их дружина. Славянские племена былиизображены в трудах этих «ученых» мужей как совершенно дикие и совсемнеспособные к созданию собственного государства. Само «призвание»было изображено как завоевание славянских земель, в которых были установленыугодные варягам порядки.
Сегодня вполне очевиднанесостоятельность «норманнской теории», основанной на тезисе о возможности«научить государству», между тем как государство (в том числе Древнерусское)возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложненияобщества.

Образованиедревнерусского государства
Расселение славян
Наша история открываетсятем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русскийнарод, вступает на русскую равнину из одного её угла, с юго-запада, со склоновКарпат. Сама это фраза не вызывает возражений, но Ключевский уточняет: с VIIвека, когда в жизни восточных славян обозначались явления, которые можнопризнать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь с Карпат,вступают под действие особых местных условий. Переселение славян в VII веке —это первое звено цепи, вторым, и не менее важным был приход варягов в веке IX.Хронология событий и Гумилёва несколько иная: В VI-VIII веках славяне — народсильный и энергичный — имели большие успехи. «Повесть…» говорит о разныхславянских племенах, расселившихся по территории равнины, все эти племена имелисвои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Но авторкниги «От Руси до России» представляет историю славянских народов несколькоиначе — к IX веку раскол славянского единства привёл к созданию новых, ранее несуществовавших народов. Единство — это идея, причём идея важная, и ясноприсутствовавшая в сознании людей того времени, есть она и в Повести… — всеговажнее в своде идея, которою в нём освещено начало нашей истории: это идеяславянского единства.
Русскую равнину заселилаодна ветвь славян — восточная. И они, по словам Ключевского, увидели себя набесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами иболотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей,чуждых по происхождению и низших по развитию. Если остановить своё внимание наVII — VIII веках, то главным вопросом будет существование или отсутствиегосударства как такового, как формы общественной жизни.
Каждый народ имеет либописьменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают какпредание отцов. У нас нет никаких сведений о существовании на Руси письменногоправа в VII — VIII веках, первый текстовый документ, дошедший до нас — этодоговор князя Олега с Византией, датируемый только X веком. Письменный закон —один из важнейших критериев существования государства, но далеко неединственный. Однако не только государства, сами города, по мнению Ключевского,появились лишь в VIII веке: Следствием успехов восточной торговли славян,завязавшейся в VIII веке, было возникновение древнейших торговых городов Руси.До этого момента они и не могли существовать, так как расселение шло стихийно ираспространялось по равнине не постепенно путём нарождения, не расселяясь, апереселяясь.
Основным занятием былаторговля, чему немало способствовали внешние природные условия. Господствующимфактом экономической жизни в этот период является внешняя торговля с вызваннымею лесными промыслами, звероловством и бортничеством. Это Русь Днепровская,городовая, торговая. Для днепровцев, послушных данников хозар, были открытыстепные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Выплатадани рассматривалась как нормальное явление, фактически это была пошлина завозможность торговать через степные рынки. В летописи это представлено такимобразом: И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платитенам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дома по мечу, и отнесли их хазары ксвоему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те жеспросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекоюДнепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказалистарцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острымтолько с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Имсуждено собирать дань и с нас и с иных земель». Это очень важное замечаниехазар, трактующееся летописцем как предсказание, указывает, прежде всего, нато, что главные торговые города Руси должны были сами взять на себя защитусвоей торговли и торговых путей. С этой минуты они начали вооружаться,опоясываться стенами, вводить у себя военное устройство, запасаться ратнымилюдьми.
Говоря о VII — VIIIвеках, Ключевский подчёркивает два основных момента: Таковы два важныхэкономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепруи его притокам: это, во-первых, развитие внешней южной и восточной,черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов, во-вторых,возникновение древнейших городов на Руси с тянувшими к нимторгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIII веку.
Варяги
Около IX века и на речныхпутях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря,получившие здесь название варягов.
Византийцы XI века зналипод именем варягов норманнов, служивших наёмными телохранителями увизантийского императора. Нет как таковых сомнений в том, что варяги — этоименно норманны, языческое племя, наводившее ужас на Европу своимивоинственными набегами — В Швеции находят много древних надписей на могильныхкамнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.
Однако у нас варяг —преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее вбогатую Византию. Слово варяг и торговец были почти синонимичны, поэтому«варяжить» означало заниматься торговлей.
Но чисто торговый статусварягов быстро сменился на другой. Варяг на Руси — это не только торговец, этои третейский судья, и инстанция в которую можно обратиться в случаенесправедливости. Они легко покидали значение торговых товарищей или наёмныхохранителей торговых путей и превращались во властителей. Само присутствиеварягов на Руси — это некий гарант стабильности, об этом говорит и «Повесть…»,подчёркивая усобицу между племенами.
Ключевский призывает непонимать летописную историю буквально: «Сказание о призвании князей, как оноизложено в Повести, совсем не народное предание, не носит на себе обычных егопризнаков: это — схематическая притча о происхождении государства». Эта схематичность,по мнению Ключевского, заключается ещё и в том, что сам мотив призвания вызванне внутренними проблемами: очевидно, заморские князья с дружиною призваны былиновгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешнихврагов. Всё-таки норманны, прежде всего профессиональные воины, поэтому ихпризвание есть не что иное, как военный найм.
Главная проблема в этойситуации заключается в том, какую власть представляли собой варяжские князья,были ли они только военными вождями конунги и викинги» аналог «князя и витязя,или чем-то большим, властью политической и, возможно, государственной.Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как ни одна из этих двухмыслей полностью не доказана. Традиционно началом Русского государства кактакового определяют периодом правления князей от Олега до Ольги, то естьстановлением Киевской Руси.
Пришёл Рюрик sine hus,thru waring (с домом и дружиной), принял всю власть один, и стал раздаватьмужам своим города. В рассказе о его правлении летописец уделяет самому князюлишь несколько строк, сосредоточив внимание на другом событии, которое былоцентральным в его правление. И было у него два мужа, не родственники его, нобояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, икогда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей этогородок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий, Щек и Хорив, которые построилигородок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и сталивладеть землею полян.
Государство Русь припервых князьях
Киев — важнейшийстратегический пункт для торговли, мгновенно превращается в главный город наРуси. Причём слово главный, в данном случае, означает не политическоеглавенство, а положение получателя дани. Киев был сборным пунктом русскойторговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, Киев служил главнымоборонительным форпостом страны против степи и центральной вывозной факториейрусской торговли. Киев стал симбиозом военной мощи и торгового главенства, неподчиняться ему было не возможно, да и не нужно, потому что союзничество, пустьи облагаемое данью, сулило куда больше, чем вражда. Подчинение было вынужденнополитической и экономической зависимостью от Киева.
Зависимость политическаявызвана тем, что варяжские князья, начиная с Олега, правили, вернее, владелиРусью именно из Киева, поставив во главе других городов своих наместников. Вгородах князья сажали своих наместников, посадников.
Наместники были вдостаточной мере независимы от центра, это были чаще всего дружинники илиродственники. Внешне это напоминает попытку князя разделить свою власть снаместниками, однако это не совсем так, потому что власти как таковой нет, естьтолько найм и получение денег за него, более того, сама власть наместников небыла столь безграничной, в городах было по- прежнему сильно племенноеуправление, авторитет своих управителей был высок. Главной целью княжескойадминистрации был сбор налогов. Свидетельство об этом можно найти увизантийского императора Константина Багрянородного, который в своём сочинении «Онародах», написанном в X веке, рисует изобразительную картину полюдьясовременного ему русского князья. Как только наступал месяц ноябрь, русскиекнязья со всей Русью, т.е. дружиной выходили из Киева на полюдье.
Главная мотивация варягов— торговля, главный торговый рынок — византийский, проходящий по пути из варягв греки: и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а поЛовоти можно войти в Ильмень; из этого же озера вытекает Волхов и впадает возеро Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.
В 6387 году (879). УмерРюрик и передал княжение свое родичу Олегу. Именно в правление второго князяпостепенно утвердилась вторичная и тоже местная форма, варяжское княжество.Власть князя из чисто военной медленно, но верно перерастала в нечто большее — став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые городастраны, этот князь с дружиной из вооружённой силы превращается в политическуювласть.
Олег освободил городаРуси от Хазарской дани, послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даетедань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, ноплатите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.
Важнейшим событием егоправления был договор с Константинополем 911 года. Торговцы с Руси получилиправо на беспошлинную торговлю в Византии, в обмен на мир и на соблюдениепорядка в самом Царьграде: «…входяще же Русь в град, да не творят пакости».Олег добился полноправного законодательства, как для греков, так и для русов. «Есликто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на местеубийства».
Олег обладал политическойвластью, прежде всего в Киеве, и ограниченной в других городах, где находилисьего наместники. Однако использовал он её исключительно в целях обогащениясобственного и своей дружины.
Одним из важнейшихаргументов в споре о существовании государства было наличие у правителейнемонархических титулов. Князь (то есть конунг) — титул исключительно военный,никак не связанный с властью политической. В этом смысле очень важной можетсчитаться версия Гумилёва, который утверждает Ольга — женский род имени Олег.Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имениисторического лица, Игорь, по — скандинавски Ингвар, то есть младший. Еслипредположить, что это действительно так, то наш взгляд на этот историческийпериод может измениться. Теоретическим подтверждением его слов могут служитьданные Кембриджского документа: речь идет о захвате русским князем по имениХельгу, т. е. Олегом, хазарского города на восточном берегу Керченского пролива(будущей Тмуторокани), однако, согласно летописям, Льву Диакону и ЛиутпрандуКремонскому, предводителем похода 941 г. был Игорь, а русский князь по имениОлег умер, согласно Начальному своду конца XI в., в 922 г., а по «Повести…» в912 году. Если Олег — титул, то Хельгу вполне может быть титулом Игоря и,соответственно подтверждать мнение Гумилёва. Однако даже если Хельгу — титул,ничто не указывает на то, что он — монархический.
Но проблема была нетолько в немонархических титулах формальных правителей.
Общество ещё несамоиндефицировало себя как единое целое, как государство. Первый разсловосочетание Русская земля появляется в Игоревом договоре 945 года. Хотя иэто не является прямым признаком государственности по мнению Горского: «Употребляемыев договоре термины люди русские, Русь (в этническом смысле), русин вряд лираспространялись на представителей славянских союзов племенных княжеств,сохранявших свою автономию: скорее всего, договор имел в виду население,находившееся под непосредственной властью киевского князя, т. е. обитавшее натерритории вдоль пути из варяг в греки».
Правление Игоря в целоммало отличалось от Олеговского. Игорь ходил в Византию, где в 945 году заключилc ней договор. Тогда проявился ещё один признак будущего единства: «Игорь жесобрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев».Видно, что князь был способен создать коалицию славянских племён, пусть и путёмнайма.
Несколькими месяцамипозже Игорь был убит древлянами, племенем, платившим Киеву дань, которую онрешил собрать сверх договорённой меры. Показательно, что князь по-прежнемунапрямую зависел от своей дружины, обеспечивавшей его силу. Именно дружинасклонила Игоря к походу в Искоростень, ради обогащения.
Общий интерес, создавшийвеликое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и егодальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностьюпервых киевских князей. Перерасти этому интересу в нечто большее мешалитрадиционные мотивации обогащения, вкупе с зависимостью от дружины и сильнойещё племенной властью в городах.
Все три этих преградыбыли фактически устранены во время правления жены Игоря — Ольги. В год 6455(947) Ольга отправилась к и установила погосты на всех территориях, так илииначе подконтрольных Киеву, структурированные, записанные, то есть не простодоговорённые с Ольгой лично, они сделали очень много для того, чтобы объединитьвсе эти города в единое целое.
Ольга — женщина, и,значит, не может руководить военной дружиной. Но её сын Святослав слишком малдля этого. Некоторая неясность в отношениях между князем и дружинниками привелак тому, что тесная связь, которая существовала всегда — стала ослабевать.Внутри самого войска появились две различные группы: христиане и не христиане.И, хотя христиан было меньше, однако количество ощутимое, это можно понять ещёиз Игоревого договора: «Если же кто-нибудь из князей или из людей русских,христиан или не христиан…». Князь стал восприниматься некоторой политическойфигурой, обладающей авторитетом и без прямого контроля над дружиной. До полнойнезависимости от дружины ещё далеко, но продвижение в этом направлениисуществует.
Никаких военных побед изавоеваний, за исключением мести за мужа древлянам Ольга не совершила.Благодаря новым законам, а именно при Ольге появились первые письменные законы,и приостановке внешней экспансии границы державы, как называет её Гумилёв, утвердилисьи стали восприниматься как единое целое. Не хватало только одного — общейрелигии, которая сплотила бы города ещё больше, наладила бы взаимопониманиемежду людьми и в будущем сформировала бы у них примерно сходную системуценностей. Ольга совершила важнейший шаг и в этом направлении, став первымрусским правителем, принявшим христианство: «Ольга же, склонив голову, стояла,внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами:«Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И былонаречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери КонстантинаВеликого. И благословил ее патриарх, и отпустил». Приняв крещение, Ольга темсамым включила свой народ в состав христианского мира, сделав возможнымкрещение всего населения в целом. То, что под крещением Ольги подразумеваласьвся Русь, а не только конкретная личность, говорят слова патриарха: «Благословеннаты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебясыны русские до последних поколений внуков твоих».
К моменту смерти Ольги в969 году существовали все предпосылки к возникновению государства на Руси:законы, пусть пока и в небольшом, зато в письменном виде, примкнувшие послезавоеваний первых князей новые земли, определившие границы будущегогосударства, политическая роль князя, которая при Ольге выросла многократно истала вполне очевидной. Складывание государства Русь завершилось только к концуХ в., с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земельпод непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывшихсоюзов племенных княжеств (кроме вятичей) были посажены наместники киевскогокнязя.
В 988 году этипредпосылки были реализованы, князь Владимир крестил свою дружину в Херсонесе,положив тем самым начало всеобщему переходу русского народа в христианство, ипринял титул Великий князь. С этого момента Киевское княжество можно по всемпризнакам обозначить государством. Итак, с гибелью князя — язычника СвятославаКиевская Русь всё более стала превращаться в тихую и спокойную державу, гдехристианское учение приобретало всё больше сторонников. Киевское варяжскоекняжество этих витязей стало зерном того союза славянских племён, который можнопризнать первоначальной формой Русского государства.

Заключение
Как таковой процесспреобразования военной княжеской власти в политическую, и, следовательно,превращения княжества в государства, происходил, начиная с самых первых князей.Такие предпосылки будущего государства, как устойчивые границы, политическая иэкономическая зависимость от Киева, вкупе с восприятием себя Русской землёй,реализовались во время правления Ольги. Создав первые письменные законы иприняв христианство, она предопределила создание на Руси государства. Некотораяотсрочка в виде недолгого правления Святослава ситуации не изменила и, уже приВладимире был сделан последний шаг, уже формально определивший Русь какполитическое единство: принятие им титула великий князь и крещение русскогонарода.

Список используемойлитературы
1.    В.О. Ключевский /Русская история — Ростов — на — Дону, 2000.
2.    Л.И. Гумилёв / ОтРуси до России — М., 2000.
3.    С.Г. Горяйнов /статья Обыкновенный гений, в книге Русская история В.Ключевского — Ростов – на– Дону, 2000.
4.    С.Б. Лавров /статья Завещание великого евразийца, в книге От Руси до России Л.И. Гумилёва –М., 2000.
5.    М.Н. Зуев /История России с древнейших времён до начала ХХI века – М., 2002.
6.    С. Лесной /Откуда ты, Русь? – Ростов – на – Дону, 1998.
7.    С.Ф. Платонов /Лекции по русской истории. — М., 1994.
8.    Н.И. Павленко,В.В. Кобрин, В.А. Федоров / История СССР с древнейших времён до 1861 г. — М.,1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.