Реферат по предмету "История"


Православие во времена Ивана Грозного

федеральноеагентство по образованию и науке
МГАХ

РЕФЕРАТ
подисциплине: Отечественная история
натему: Православие во времена Ивана Грозного

Москва,2010

Содержание
Введение
1.Общерусская церковная реформа Ивана Грозного
2.Избрание главы Православной церкви
Заключение
Списоклитературы

Введение
«Иван Васильевич, одаренный… в высшей степени нервнымтемпераментом и с детства нравственно испорченный, ужев юностиначал привыкать ко злу и… находить удовольствие в картинности зла». Н.И.Костомаров
Правление Ивана IV историки условно делят на два периода:первый – с 1547 г. (с венчания на царство) по 1565 (до введения опричнины);второй – с 1565 г. по 1584 г. (до смерти «грозного» царя). При оценке личностии деятельности Ивана IV, значения этой фигуры в истории России нужнообязательно учитывать ряд обстоятельств.
1. Особенности исторического развития страны. Вмалочисленной России, со слаборазвитыми внутриторговыми связями, удаленной открупных центров мировой торговли предельно замедленно формировалось третьесословие (впоследствии буржуазия). Царская (великокняжеская) власть, проводяполитику централизации, вынуждена была опираться преимущественно на дворянство(помещиков), которое зависело от воли (и произвола) государя. Великиймосковский князь считался наместником (а после свержения ига), преемникомордынского хана. Отсюда и крайне деспотическая форма правления. Следует такжепомнить, что быстрорастущее в территориальном отношении Русское государствопостоянно подвергалось агрессии со стороны как западных, так и восточныхсоседей. Это также требовало предельного усиления центральной власти.
2. В средневековье воля монарха (наместника божьего)являлась высшим законом. Государь мог казнить, мог миловать. Кроме того,средневековое мировоззрение (религиозное) рассматривало жизнь как некийкратковременный миг земного существования бессмертной души. Жизнь (земная) посредневековым понятиям, – это испытания человека в борьбе души с греховнойплотью. Исступление плоти считалось одним из способов очищения, освобождениядуши. Поэтому казни сопровождались страшными муками. Это рассматривалось нестолько как кара за совершенное преступление, сколько как очищение в муках.Любое решение помазанника божьего (а в православии монарх занимал самую верхнююступеньку как в государственной, так и в церковной иерархии) рассматривалоськак благо (справедливость приговора обсуждению не подлежала). Кстати, самослово «грозный» в XV – XVIвеках имело значение «справедливый».
3. Еще одним важным моментом, который нужно учитыватьпри оценке деятельности и личности Ивана IV, являются исторические реалии XVI – XVII веков. Здесь нужнопомнить, что Иван IV был последним крупным деятелем угасшей вскоре династииРюриковичей.

1. Общерусская церковная реформа Ивана Грозного
В православиицерковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарнойвласти государства. Светская же власть императора, царя или князярассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозныхидей; православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозныетрадиции раннего христианства, решала все основные вопросы богословской,богослужебной и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает каквысшая форма церковной и религиозной легитимности.
Отсюдавозникает необходимость сильной централизованной монархической власти,освященной церковными полномочиями. Автокефальный, то есть самостоятельныйстатус различных церквей восточного христианства означал их зависимость отгосударства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельностимосковского патриаршества в XV веке церковь на Руси становится существенныморудием централизации, утверждения государственного единства.
В целом жецерковная община и власть монарха выступают как взаимодополнительные факторыцивилизации и культуры на Руси, определившие своеобразие ее духовности[1].
В XVI веке формирование национальной церкви приобретаетновые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающейстепени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращениязаложены в самой традиции восточного христианства.
Восточная церковь признавала над собой верховенствогосударственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Русиэту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -АндрейБоголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русскогогосударстванаудельные княжества тесный союз церкви игосударства был нарушен. Этотсоюз начинает восстанавливаться помере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлениютакогосоюз, превращению в государственную национальную церковь придалитри крупных церковных деятеля XVIвека: игумен Волоколамскогомонастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий.
Иосифтеоретически поставилрусскогокнязяна томесто, которое занимав ввосточной церкви императорвизантийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей волесветской власти. Наконец Макарий применил теорию; практику светского вмешательствак пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. ВенцомИосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельногоправления Ивана Грозного
Важнейшим плодом такого союза между государством и церковьюбыло национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политическойтеории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть(государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.
Еще при деде Иоанна Грозного церковь обратила внимание на улучшениенравственности духовенства, следствием чего было известное постановление овдовых священнослужителях; в царствование Иоанна IV еще сильнее обнаружилосьстремление уврачевать нравственные язвы, которыми страдало русское общество.
Процесс усиления государственной власти неизбежно вновьвыдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источникидоходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрелана богатства церквей и монастырей[2].
На совещании молодого царя с митрополитом Макарием всентябре 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалосьосновывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы.Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того,«выводились» назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.
Однако такие компромиссные меры не удовлетворилигосударственную власть. В январе ‑ феврале 1551 г, был собран церковныйсобор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром ипроникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговорасобора, получившего название Стоглавого, или Стоглава.
Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах вторжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чиновсам царь, князья, бояре и думные дьяки.
В его задачи входила унификация церковных обрядов (вразных землях наметились мелкие различия в порядке церковной службы), принятиемер по улучшению нравов духовенства в целях повышения его авторитета, обсуждениеморального состояния служителей церкви, проблемы церковного землевладения ипривилегий церкви.
Собор унифицировал церковные обряды. Так, он официальноузаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестногознамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылалисьстарообрядцы в оправдание своей приверженности старине.
Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы,вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавыйсобор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произволкак высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего поотношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться недесятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами идесятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.
Собор резко осудил настоятелей, которые растащилимонастырские богатства, разврат в монастырях, пьянство духовенства.
Принятие единого пантеона святых способствовало преодолениюместного сепаратизма в церковной организации.
Царя и его окружение волновало, «достойно ли монастырямприобретать земли, получать различные льготные грамоты». По решению соборапрекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другиевладения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлебв «насп», т.е. – под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.
Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретилипрограмму, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.
Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, внаиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушилсяна наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. черезнесколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырямивотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр,переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установленконтроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами посебе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения ипосле 1551 г.
Вместе с тем, были проведены преобразования во внутреннейжизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых,унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренениюбезнравственности духовного сословия.
Важнейшей государственной задачей явилось ограничениевладельческих прав церкви. Молодой царь предложил свою программу. Однакомитрополит Макарий, который имел определяющее влияние на царя (в годы детства иотрочества Макарий был фактическим опекуном и защитником Ивана от боярскихпритеснений), удалось исключить из решения Собора наиболее радикальные пункты.Тем не менее, в соответствии с принятыми решениями церковь теперь моглаприобретать земли только с разрешения царя[3].
В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанскоеханство. Бывшие правители Казанские добровольно Православие.
В честь покорения Казанского ханства на Красной площади балвоздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским,индийским, китайскими куполами. А над ними — купол русский. «Русь должнаобъединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу» Русь тоговремени поражала величием, многообразием жизни.
По важности места, каким была Казань, по важности следствийдля церкви и государства, какие могло иметь обращение окружного народонаселенияв христианство, положено было учредить здесь особую епархию. Первый архиепископказанский и свияжский, Гурий, отправился в свою епархию из Москвы весною 1555года. Это отправление было необычное, первое в русской истории: архиепископехал в завоеванное, неверное царство распространять там христианство,утверждать нравственный наряд, вез с собою духовенство, нужные для церкви вещи,иконы.
На далеком севере продолжалось обращение лопарей: при ИоаннеIV кончил свои подвиги относительно обращения кольских лопарей Феодорит,печенгских – Трифон.
Но в то время как ревностные проповедники распространялихристианство на пустынных берегах Северного океана, новгородские владыки должныбыли бороться с язычеством.
Северные пустынные монастыри продолжали воспитывать в своихиноках твердость духа в борьбе против явлений нехристианских. В страшную эпохукровавой борьбы и насилий торжествующего начала самый отдаленный на северемонастырь Соловецкий выслал в Москву в митрополиты своего игумена, который неусомнился поднять голос за милосердие: ряд знаменитых московских иерархов,столько содействовавших усилению Москвы, установлению единодержавия ипризнанных церковью святыми, заключился великим мучеником за священное правопечалования о падших, слабых.2. Избрание главы Православной церкви
По смерти митрополита Макария в 1564 году царь с сошедшимисядля избрания нового митрополита архиереями приговорил: митрополит архиепископами епископам всем глава, а в том его высокопрестольной степени почести нет, чтоон носит черный клобук и владыки все носят черные же клобуки, а новгородскийархиепископ носит белый клобук: от сего времени носить митрополиту клобук белыйс рясами и херувимов, печатать грамоты красным воском; архиепископуновгородскому носить белый клобук и печатать грамоты красным воском;архиепископу казанскому красным же воском. Тогда же написан был новый чинмитрополичьего поставления. с некоторыми незначительными переменами противпрежнего.
Вмае 1566 г. митрополит Афанасий тяжело заболел, оставил свой пости ушёл в Чудов монастырь. Но вполне может быть,что сказалась не только болезнь — а дрязги и подсиживанияпротив него. В Церкви сформировалась мощная группировка во главес архиепископом Новгородским Пименом. С ним сомкнулись епископыФилофей Рязанский, Пафнутий Суздальский, часть архимандритов. Отметим здесьважную деталь, Курбский в своих сочинениях густо поливал русскоедуховенство грязью, но по какой-то причине делал исключениедля Пимена. Превозносил его как настоящего «подвижника», чистейшегои честнейшего. Хотя факты этого никак не подтверждают. Подвижничестваза ним не обнаруживается, зато он всегда, прямо-такис завидной регулярностью, оказывался в центре политических склок.Именно он тогда стал «кандидатом номер один» на митрополичий престол.
Но царь этогоне допустил. Выдвинул архиепископа Казанского Германа, который полностьюподдерживал необходимость оздоровить государство. Его родственники служилив опричнине. Казалась бы самая подходящая фигура. Он уже прибылв Москву, въехал в митрополичьи палаты. Но… Против него неожиданновыступили Басмановы. Принялись клеветать царю на Германа, обвинялиего в чрезмерном властолюбии. Уверяли, что он мечтает быть «новымСильвестром». По сути, чётко подыгрывали Пимену. И добились своего.Иван Грозный снял его кандидатуру.
И всё жегосударь Пимену не дал ходу! Назвал игумена Соловецкого монастырясв. Филиппа (Колычева). Он происходил из боярского рода,действительно был подвижником, квалифицированным богословом. Филипп вообщеявлялся одним из учёнейших людей своего времени —был талантливым физиком, механиком, инженером, хозяйственником.В архиве сохранились десятки его изобретений, которые он внедрялв своём монастыре. Это и гигантские гидротехнические сооруженияс хитрыми трубопроводами, когда вода из 52 озёр подаваласьк мельницам, приводила в движение меха и молоты кузниц.
И механическаясушилка, веялка, и устройство для разминки глиныпри изготовлении кирпичей, и даже оригинальные устройства, ускоряющиеизготовление кваса.
Царь знало его благочестивой жизни, учёности, о его успехахпо благоустройству Соловецких островов. Но был ещё один весомыйаргумент в пользу его кандидатуры. Именно то, что всяего деятельность проходила далеко от столицы, от политики,борьбы церковных группировок. В этой борьбе он был заведомо«нейтральным», должен был удовлетворять все стороны,мог объективно разобраться, что же твориться в Церкви.
Но,ещё не доезжая Москвы по дороге против св. Филиппа былаорганизована провокация. Он был всего лишь скромным игуменом,и официально государь пригласил его только для «советадуховного», однако новгородская верхушка уже откуда-то знала,на какой пост его прочат! Собрала и выслала к нему огромнуюделегацию, которая вывалила ему кучу жалоб и просила ходатайствоватьперед царём об отмене опричнины. Интересно, почему такие просьбыи жалобы не передавались новгородской знатью через своего архиепископаПимена — находившегося в Москве? Почему потребовалось загрузитьпроезжего игумена? А он-то что? Он был человек доверчивый, искренний.Раз просят — его долг передать.
В столицеПимен и его партия сразу встретили св. Филиппа враждебно.А когда он добросовестно выложил государю всё, что навалилина него новгородцы, тут-то его и попытались подставить. Ну акак же, попался — враг царской политики! Иерархи, близкиек Пимену, оказались вдруг горячими защитниками этой политики,по собственной инициативе обратились к Ивану Васильевичуи «просили царя об утолении его гнева на Филиппа»!но просчитались. Ибо государь никакого гнева на негоне держал и на поводу у интриганов не пошёл. Он пригласилигумена пообедать с собой, дружелюбно беседовал. Понял, что честногосвященнослужителя втягивают в дела, в которых он не сумелразобраться. Разъяснял, зачем нужна опричнина. Филипп отказывалсяот высокого сана, но Грозный уговорил его ради блага Церкви.Поддержала часть иерархов. А чтобы не возникло больше недоразуменийи чтобы Филиппа не впутывали в провокации, царьи митрополит разграничили сферы влияния: Иван Васильевичне вмешивался в церковное управление, а святительне касается государственных дел. И не просто договорились, а 20июля 1566 г. письменно зафиксировали такое разделение в официальнойграмоте об избрании Филиппа на митрополичий престол.
Свержение Филиппа с митрополии вследствие столкновений сопричниною не было первым примером в XVI веке: великий князь Василий свергнулмитрополита; в малолетство Иоанна свергнуты были два митрополита.
До нас дошел чин поставления митрополита Иоасафа; здесьсначала сказано: «Князь великий Иван Васильевич всея России с своимибогомольцами, архиепископом Макарием Великого Новгорода и Пскова, с епископами,со всем освященным собором, с старцами духовными и всеми боярами, избрал намитрополию духовного старца Троицкого Сергиева монастыря игумена Иоасафа инарек его митрополитом всея России».
Относительно избрания епископов в летописях встречаемвыражения: «Повелением царя, избранием митрополита и собора» или: «Повелениемцаря, по благословению и рукоположению митрополита, по совету освященногособора». В летописном известии о поставлении архиепископа Александра в Новгородв 1576 году встречаем слова: «А избрал его на владычество сам государь».

Заключение
 
Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма итирании российского самодержавия.
Многое в деятельности Иоанна Грозного несомненно связано сего осознанием себя как прямого преемника (и потомка: по линии бабушки – СофьиПалеолог) византийских императоров. Свою власть Иоанн во многом понималтеократически. Он стал первым русским государем, который венчался на царство повизантийскому чину, и при котором новое достоинство Российской державы былопризнано другими государствами. Положения доктрины Филофея продолжалиосмысляться применительно к историческим судьбам Руси и в конце XVI века, когдаРусская Православная Церковь была возведена на степень Патриаршества. Это сталодальнейшим развитием византийской теократической логики: где Царь, там иПатриарх. Показательно, что в поставлении первого Московского Патриархаучаствовал Патриарх Константинопольский, а позднее другие Восточные Патриархиутвердили решение о даровании Московской кафедре патриаршего достоинства. Приэтом в грамоту о поставлении св. Патриарха Иова вошли слова о Москве как оТретьем Риме и ее преемственности от Царьграда. И в дальнейшем идея Москвы –Третьего Рима живет в сознании русского человека. Эта концепция глубочайшим образомсформировала ход русской истории в XVII столетии и понимание русскимигосударями и Русской Церковью своего значения, своего места в христианскоммире.

Списоклитературы
1.Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. История России с древнейшихвремен до начала XХ века. – М., 2006.
2.История России с древнейших времен / Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие /Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2007.
3.История России. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под.ред. Б. В. Личмана. — Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2006.
4.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004.
5.Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1-4 — М.: Русское слово,1998.
6.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М.:Книга, 1990.
7.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. — М.: Издательская группа ИНФРА •М—НОРМА, 2006.
8.Платонов С. Полный курс лекций по русский истории. — М.,2006.
9.Соловьёв В. История России с древнейших времён.-М.,2005.
10.Черепнин Л. В.Земские соборы русского государства XVI — XVII в.в. – М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.