Реферат:Социально-экономическое иобщественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII в.
Со времени «Публичных чтений о ПетреВеликом», с которыми выступил выдающийся российский историк С.М. Соловьев в1872 году, в исторической науке утвердилась характеристика 17 века как векапереходного. В конце столетия Россия перешла из древней истории в новую. Какиеже явления социально-экономического и политического развития России в данныйпериод подтверждают это?
1. Изменения произошли в политическойсфере. Суть их состояла в постепенной эволюции российской государственности всторону формирования абсолютной монархии. Со второй половины 17 века властьцаря становиться менее деспотичной по форме, но более сильной и неограниченнойпо существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалосьследующими конкретными фактами:
- закрепощениемнаселения и обострением социальных противоречий;
- -завершениемформирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;
-восстановлением экономики, позволявшимувеличивать налоговые поступления;
-усложнением системы управления, ростомаппарата чиновничества;
-появлением новых внешнеполитическихзадач.
Начало правления династии Романовыхстало расцветом сословно-представительной монархии. Для укрепленияцентрализованной власти в государстве требовалась постоянная поддержкадворянства и верхушки городского посада. Поэтому «выборные по всей земле люди»из числа участников Земского Собора 1613 г. заседали в Москве практически беспрерывно, вплоть до 1622 г., своим постоянным присутствием в столице подкрепляяверховную власть самодержца новой царской династии. По мере упрочения позицийМихаила Фёдоровича и особенно его сына Алексея Михайловича, начинают отчётливопроявляться абсолютистские тенденции, которые выражались:
- визменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всеяРуси» после присоединения Украины он стал следующим: «Божией милостью великийгосударь, царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые Руссиисамодержавец». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царскойвласти и её самодержавный характер.
- вукреплении авторитета власти и престижа личности царя. Соборным Уложениемпреступление против личности монарха приравнивалось к преступлению противгосударства, что являлось одним из признаков абсолютизма;
- впринятии самого Соборного Уложения, систематизировавшего и кодифицировавшегозаконы.
- взатухании деятельности Земских Соборов. После 1653 года, когда Земский Соборвынес решение о принятии Малороссии в Российское подданство, деятельность этогосословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается.Правительство иногда созывало лишь выборных от какого-либо одного сословия, иэти комиссии рассматривали по его поручению некоторые вопросы,
- визменении состава и роли Боярской Думы. Постепенно роль Боярской Думыуменьшалась. Наряду с ней существовала так называемая ближняя или тайная Дума.В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых — по своему личномуусмотрению, иногда и не членов «Большой» Думы (Романов И.Н., Черкасский И.Б.,Шеин Н.Б., Лыков Б.М.).
— в развитии приказной системы.Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизациягосударственного правления способствовала значительному росту бюрократическогоаппарата в виде приказов. Число приказов как постоянно действующих, так ивременных на протяжении 17 века непрерывно увеличивалась. Так если в 1626 годуобщее число приказов составляло 44, то к концу века их было уже 55. При этомчисленность московской приказной бюрократии за данный период выросла почти в пятьраз: с 656 до 2762 человек. Приказная служба становиться потомственной, адьяческая верхушка всё более смыкается с боярством и дворянством, оказываязаметное влияние на государственное правление и получая за службу поместья ивотчины. Местничество постепенно отходило в прошлое. Всё чаще на важныегосударственные посты назначали «худородных людей».
Приказная система была очень запутанной.Поэтому постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказоводному наиболее влиятельному государственному деятелю — фактическому главеправительства, которого иностранцы называли «большим боярином». Важнейшимновшеством в системе приказного управления было создание по инициативе АлексеяМихайловича Приказа тайных дел и Счётного. Приказ тайных дел подчинялся личноцарю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. Во главеего стояли приближенные царя — Ф.М. Ртищев и Д.М. Башмаков.
- вукреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центравоевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.
- вначале реорганизации армии. Появились полки «иноземного строя», вытеснявшиедворянское ополчение и состоявшие из наемных русских солдат под командойофицеров — иностранных наёмников;
- вусилении подчинения церкви государству в результате учреждения (согласно 13главе Уложения) Монастырского приказа, на который возлагался суд наддуховенством и зависимыми от него людьми, ограничение церковного землевладения(правда, под давлением церкви в 1677 году Монастырский приказ был упразднен), атак же в результате низложения патриарха Никона.
Таким образом, с середины 17 века российскаягосударственность эволюционирует от сословно-представительной монархии кабсолютной. Однако в 17 веке существовали факторы, замедлявшие становлениеабсолютизма в России:
-экономическая отсталость,
-социальную незрелость дворянства,
-сохранение многих норм и органовтрадиционной системы; -местная система управления также сохраняла многоархаичных черт. В некоторых местах сложилось своеобразное двоевластие,препятствовавшее осуществлению управленческих функций. Воевода содержался засчет местного населения, как и кормленщики до него;
-личность Алексея Михайловича оказывалапротиворечивое влияние на ход событий. Такие его качества, как созерцательностьи пассивность, стремление перепоручить управление страной своим ближайшимприближенным, а главное — желание сохранить и улучшить традиционные порядки,предопределили непоследовательность политического курса.
Отмечая новые явления в политическойсфере, следует отметить, что формирование абсолютизма в России имело своиособенности. Оно опиралось не на успехи новых слоев населения-буржуазии впервую очередь, а на специфические для нашей страны факторы:самодержавно-деспотические традиции, восходящие к временам монголо-татарскогоига и эпохе борьбы за единство русских земель; необходимость держать вповиновении огромную территорию; соперничество боярской аристократии сдворянством и т.д.
2. В процессе формированияцентрализованного Московского государства с начала 16 столетия складываетсяособая, присущая именно российской государственности социально-политическаясистема военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 векезавершилось складывание социальной структуры российского общества, а СоборноеУложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.
К первой категории относились служилыелюди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «поотечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословияхарактеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией.Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а отзанимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилоесословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителейдругих сословий. Служилые «по прибору» — стрельцы, пушкари, городовые казаки,казенные ремесленники — получали небольшое денежное жалование, частонерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Нопо сравнению с посадскими людьми у них были привилегии — они не платили налоги.Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясьсреди богатых торговцев своим правовым положением.
Основную массу податного населениясоставляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкиеторговцы и ремесленники — «средние» и «молодшие» горожане) страдали отнепомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством.Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые«белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платилоналогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавкии посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчилоположение « черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своимместам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться вдругие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровоенаказание в виде смертной казни.
Крестьянство составляло основную частьнаселения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы:частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%),черносошные или государственные (11%), монастырские (13%).
Соборное Уложение, отвечая требованиямслужилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян.Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепеннообрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещикне мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа,практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалосьпо наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношениямежду крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.
Черносошные крестьяне являлись личносвободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободнораспоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи внаследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том жеобъеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель вруки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморьеи Сибири.
Некоторые историки называют Россию этоговремени «служилым государством»:
- закрепощение крестьян ещё в большейстепени привязало землевладельцев к государству, так как только оно моглообеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянскойобщиной барских и государственных повинностей;
- горожане так же оказалисьзакрепощенными государством, а не платившие тягла верхи города находились нагосударевой службе.
3. Закрепостительная политика русскогогосударства, ухудшение материального положения масс, укрепление самодержавияпривели в 17 веке к ряду народных выступлений. Недаром это столетие былопрозвано «бунташным». Характерной особенностью социальных движений 17 века былоучастие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей,дворян, казаков, крестьян, стрельцов, а иногда и бояр.
Историю городских восстаний открываетСоляной бунт 1648 года в Москве. Участие в нем приняли различные слоинаселения: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикойправительства Б. Морозова. Поводом послужил разгон стрельцами 1 июня делегации,пытавшейся подать жалобу царю на произвол чиновников. Начались погромы двороввлиятельных сановников. Царь вынужден был отдать на расправу народу думногодьяка Чистого, начальника Земского приказа Плещеева, окольничего Траханиотова.Царю удалось спасти лишь своего «дядьку» Морозова. Восстание в Москве получилоширокий резонанс — волна социальных антиправительственных выступлений летом 1648 г. охватила многие города Центральной России. Возмущение охватило даже Сибирь, где восставшиеслужилые и посадские люди в Томске, поддержанные крестьянством, недовольнымустановлением «государевой пашни», арестовали местного воеводу. Однако самыепродолжительные и упорные восстания были отмечены в 1650 г. в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результатеобязательства правительства поставить хлеб в Швецию. Все выступления былиподавлены, однако этими событиями воспользовались дворяне и посадские верхи,которые вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему,подготовить новый сборник законов.
В 1662 году произошел Медный бунт,вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежнаяреформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курсарубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах истрельцах, а также ремесленниках и торговцах. Возбужденная толпа двинулась всело Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Пока царь уговаривалтолпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскомуподошли верные правительству войска. В результате жестокой расправы погибло несколькосотен человек, а 18 было повешено. Тем не менее, хождение медных денег былоотменено.
Кульминацией народных выступлений в 17веке стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина.Это движение зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегдапривлекала беглых крестьян. Здесь они были защищены неписанным законом «с Донавыдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков по обороне южных границ,изредка выплачивало им жалованье и мирилось с существовавшим там своеобразнымправлением.
Первый этап восстания: В мае 1667 г. Разин привел казаков на Волгу. Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцывышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казакисовершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение на Дон вавгусте 1669 года с богатой добычей произвела большое впечатление и укрепилаславу Разина как удачливого атамана.
На втором этапе разинцы взяли Царицын,Астрахань. К Разину примыкали разные беглые люди, восстание охватило огромнуютерриторию Поволжья. Восставшие везде вводили казачье устройство, при этомжестоко расправляясь с боярами, дворянами, грабя даже зажиточных крестьян.
Сознавая нависшую угрозу, властьмобилизовала все свои силы, В итоге царские войска нанесли поражение20-тысячному отряду Разина под Симбирском в октябре 1670 г. Сам атаман, получив серьезное ранение, бежал на Дон. Но после поражения он уже не пользовалсяпрежним влиянием, а вскоре был схвачен домовитыми казаками и выданправительству. В июне 1670 года Разина после жестоких пыток казнили. А в ноябреправительственные войска взяли последний оплот восставших — Астрахань. Затемпоследовали расправы над разницами. В одном только Арзамасе было казнено до 11тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Такихрасправ страна еще не знала. В 1671 году донское казачество было впервыеприведено к присяге на верность царской службе, что стало началом егопревращения в надежную опору престола в России. Основными причинами неудачвосставших являлись: слабая организация движения, недостаточность вооружения,отсутствие четких целей.
Кризис социальный сопровождался кризисомидеологическим. Примером перерастания идеологической борьбы в социальную можетслужить Соловецкое восстание 1668-1676 г.г. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебныекниги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыряи конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасыпродовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставшихвстали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательствамонастырь был взят, их 500 его участников в живых осталось лишь 60.
4. Что касается экономического развития,то Россия по-прежнему оставалась отсталой аграрной страной, в которойсохранялись условия господства барщинно — крепостнической системы:
1) в 17 веке в экономике Россиипо-прежнему преобладало натуральное хозяйство;
2) натуральный характер производствакрестьянского хозяйства не способствовал усовершенствованию техники земледелия,которая оставалась примитивной, а если и совершенствовалась, то крайнемедленно. Кроме того, в Российском государстве не было недостатка в земле,поэтому использовались лишь экстенсивные методы ведения хозяйства (развитие«вширь»), урожайность культур почти не росла, а земля по качеству оставаласьтакой, «какой Бог дал»;
3) экстенсивный путь развития хозяйстваспособствовал ужесточению эксплуатации непроизводительного крестьянского труда.Под давлением дворянства, нуждавшегося в рабочих руках, правительствопродолжало проводить политику, направленную на укрепление феодально-крепостническихпорядков. Владельческие, монастырские, и дворцовые крестьяне Соборным уложениембыли «навечно» прикреплены к барской земле. Крестьянам давались небольшиеучастки земли, с которых они должны были кормиться. За это крестьяне должны былисо своим инвентарем и скотом обрабатывать барскую запашку, а также платитьоброк продуктами.
Однако 17 век недаром называют началомнового времени. В экономике появляются первые ростки новых капиталистическихотношений (в промышленности, торговли, отчасти в сельском хозяйстве). Барщинноехозяйство продолжает эволюционировать. Этот процесс выражался в первую очередьв том, что помещики начинают втягиваться в товарные отношения. Размер барскойзапашки, которую крестьяне обрабатывали с помощью своего инвентаря и скота,начинает постоянно увеличиваться, так как по мере развития торговли помещикистарались продавать как можно больше хлеба. Зачастую вместо натурального оброкакрестьяне должны были платить оброк денежный, а это в свою очередьспособствовало втягиванию в товарные отношения и крестьян.
В 17 веке происходит активное освоениеновых черноземных районов (к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, вСибирь), поэтому наметился рост сельскохозяйственной продукции.
Однако гораздо быстрее сельскогохозяйства развивалось промышленное производство. Самое широкое распространениеполучает домашняя промышленность. Всюду крестьяне производили холсты исермяжное сукно, веревки и канаты, разнообразную одежду, посуду, сани, рогожи,сало, щетину и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок.Постепенно крестьянская промышленность перерастала рамки домашней ипревращалась в мелкотоварное производство. По этому пути идут мастера поизготовлению ярославских холстов, важских сукон, вяземских саней и т.д.
Ремесленное производство в городепостепенно переориентировалось с заказа на продажу то есть стало мелкотоварным.Рост производства, рассчитанного на рынок, был вызван углублением хозяйственнойспециализации отдельных районов. Например, изготовление льняного полотна в 17веке сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле, Костроме,Вологде. Крупнейшими центрами по обработке кожи стали Ярославль, Вологда,Калуга. Первоклассными плотниками располагало Поморье. Центрамижелезоделательных промыслов стали уезды к югу от Москвы: Серпуховский,Каширский, Тульский, Алексинский. По всей стране расходилось тульское железо исерпуховский уклад, местные мастера, работавшие на казну, в то же время давалимного изделий для продажи на рынке. Вторым центром производства металла стализемли к северо-западу от Москвы: Устюжна Железопольская, Тихвин, Заонежье.Устюженские сошники сковороды, гвозди, и другие предметы домашнего обиходарасходились не только в близлежащих селениях, но и отдаленных. Основным райономсоледобычи было Поморье. Районы Поволжья являлись главными поставщиками хлеба.Заметный рост русского ремесла, превращение значительной его части вмелкотоварное производство, укрупнение, использование наемного труда,специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создалиусловия для развития мануфактурного производства.
В 20-30 годы 17 века в России появилисьпервые мануфактуры -относительно крупные производства, на которых применялсяручной труд квалифицированных мастеров и приписных крестьян. Этосвидетельствовало о начале перехода к раннекапиталистическому производству,сильно еще опутанному крепостническими отношениями. Первые мануфактуры возниклив металлургии. Потребность государства в вооружении, которую не могло полностьюудовлетворить ремесленное производство и ввозимая из-за рубежа продукция,обусловили производство металла. Основателями первых в России металлургическихпредприятий стали голландцы А. Виниус, Ф. Акема и датчанин П. Марселис. В 1636году Виниус в Тульско — Каширском районе пустил вододействующий завод, накотором отливали пушки и ядра, а так же сковороды, гвозди. Такие же предприятиядля удовлетворения нужд своих вотчин построили И. Милославский, Б. Морозов вОболенском, Нижегородском и Звенигородском уездах. Появились и первыемедеплавильные заводы. В 30- е годы швед Е. Койет основал Духанинскийстекольный завод под Москвой. В самой Москве действовала принадлежавшая казнетекстильная мануфактура — Хамовный двор в Кадашевской слободе, насчитывавшей до100 прядильных станков, а в Архангельске появился первый канатный завод.
Значительная часть мануфактур быликазенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей срынком они не имели. Другая группа мануфактур принадлежала купцам, боярам ииноземцам. Последние получали от властей концессию на открытие завода, потом втечение ряда лет продавали продукцию государству по льготным ценам. Это былиотносительно крупные предприятия, где трудились вольнонаемные рабочие.Мануфактурам принадлежала ведущая роль в производстве оружия. В изготовлении жесельскохозяйственных орудий, предметов бытового обихода с ними успешноконкурировали мелкие крестьянские промыслы и городские ремесленники.
В 17 веке начинает складыватьсявсероссийский рынок. Местная торговля сосредотачивалась в городах и развиваласьвесьма успешно. Крестьяне продавали излишки продуктов, что бы заплатитьпомещику денежный оброк икупитьпроизведенный в городе товар. Ремесленники торговали своими изделиями,приобретали продукты питания. Работные люди мануфактур шли на рынок за едой,одеждой, обувью. Помещики, как установится зимний путь, везли продавать в городзерно, лен, сало, кожи и прочий излишек оброчных товаров. Являлись на торгпромысловики с мехами, каменьями. Самыми крупными торговыми городами былиМосква, Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, в Сибири — Тобольск и Якутск.
В 17 веке торговля приобретаетобщерусский характер: купцы оптом скупали товары ремесленников и мануфактур,развозили их по ярмаркам и базарам всей страны. Основным видом крупногооптового торга внутри страны являлись ярмарки. Среди крупнейших ярмароквыделялись: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском,Ирбитская на Урале. Постоянным общероссийским торговым центром была Москва.Здесь у Красной площади располагалось около 120 торговых рядов. Сами за себяговорят названия их рядов: хлебный, ветчинный, калашный, шубный, суконный ит.д. Имела место специализация не только в области производства товаров, но иих продажи. Так, признанными центрами торговли хлебом выступали Вологда, Вятка,Орел, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и сольКамская. Отборная пушнина продавалась в Соли Вычегодской — на пути из Сибири вМоскву.
Господствующее положение в торговлезанимали посадские люди, прежде всего гости и члены Гостиной и Суконной сотен.Однако торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно,свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не сталопрофессиональным занятием, разбросанность торговли требовала наличия многихагентов и посредников, что уменьшало её прибыльность. Товарное производство иденежное обращение касалось в основном городского населения. В деревнепродолжало господствовать натуральное хозяйство.
Активно развивалась внешняя торговля,по-прежнему шедшая через Архангельск (до 75 %) в западном направлении ичерез Астрахань — в восточном. Структура экспорта оставалась традиционной,отражавшей характер и уровень развития экономики. Вывозились меха, зерно, лен,пенька, кожи, сало. Импортировала Россия промышленные изделия, металл, сукно,предметы роскоши, чай. Перевозка продукции сельского хозяйства была выгоднатолько крупными партиями, что было возможно осуществить только морскимтранспортом. Морская торговля с Европой осуществлялась через Архангельск,действовавший лишь несколько месяцев в году. Что не могло удовлетворитьпотребности страны, перед которой стояла острая необходимость выхода кнезамерзающим морям. К тому же Россия не имела своего флота, а её и такограниченная внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранныхкупцов.
Правительство, учитывая интересысобственной экономики и русского купечества, начало проводить политикупротекционизма. В 1653 году был принят Торговый устав, установивший 5-% пошлинус цены ввозимого товара. В 1667 году был принят Новоторговый устав, согласнокоторому вводилась 10-% пошлина на ввозимые товары, ряд товаров совсемзапретили ввозить в страну. Иноземные купцы не имели права вести на русскихрынках розничную торговлю. Товары свои они должны были оптом продавать русскимкупцам.Потребности экономического, политического и культурного развития Россииопределяли и её основные внешнеполитические задачи: — возвращениетерриторий, потерянных в годы Смуты, а в перспективе -присоединение украинских идругих земель, входивших в состав древнерусского государства;
-борьба за выход к Балтийскому и Черномуморям обусловливалась, с одной стороны, стремлением России установитьэкономические связи с Европой, без которых нельзя было преодолеть еёотсталость, а с другой — потребностью обеспечить безопасность южных границ,защитить их от разбойных набегов вассала Османской империи — крымского хана.
-дальнейшее продвижение на Восток вцелях эксплуатации природных богатств Сибири (русские люди стремилисьобогатиться за счет добычи соболя, который был уже истреблен в Европейскойчасти, но продолжал оставаться главной частью экспорта) и установления«естественной границы» на Тихом океане.
Во внешней политике России в 17 векеможно выделить ряд основных направлений, а именно:
1. Западное направление:
— Отношение с Речью Посполитой.Обострение отношений с этим государством привело к Русско-польской войне 1654-1667 г.г. В 1648 году на Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом,политическим, религиозным бесправием, которое испытывало на себе украинское ибелорусское население, находясь в составе католической Польши. Зачинщикамивыступления стали запорожские казаки. Восстание возглавил избранный гетманомБогдан Хмельницкий. Войска восставших в ряде сражений одержали победу, былиподписаны договоры, по которым польское правительство пошло на некоторыеуступки. Б. Хмельницкий, осознавая непрочность достигнутых соглашений ислабость повстанцев, неоднократно обращался за помощью к русскомуправительству, выражая готовность Украины войти в состав России. Однако Россия,не готовая ещё вести войну с Польшей, не решалась удовлетворить просьбугетмана. Лишь когда осенью 1653 г. нависла угроза полного разгрома силвосставших, а этого Россия не могла допустить, на Земском соборе в 1653 г. было принято решение о принятии Украины «под высокую руку» русского царя. В январе 1654 г. на Переяславской раде было принято решение о присоединении Украины к России.
Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей. Поначалу она протекала успешно. Уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержкуместного населения. Однако неудачей решила воспользоваться Швеция, стремившаясяк гегемонии в данном регионе. Кроме того, шведы не желали усиления России, и в 1655 г. шведские войска заняли Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, нежелислабая Польша. Поэтому, заключив с поляками перемирие, Россия вступила в войнупротив Швеции. Но соперничество с самой сильной армией в Европе оказалось не посилам России. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, по которому русские вновьлишались выхода к морю. Польша, получив передышку, вновь начала войну противРоссии. Военные действия приобрели затяжной характер, успехи сменялисьпоражениями. Но в итоге в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, покоторому Россия получала Смоленск, земли Левобережной Украины, Киев,расположенный на правобережье отдавался на 2 года, но так и не был назадвозвращен Польше. Условия этого перемирия были закреплены «Вечным миром» 1686 г. Это событие было крупнейшей военно-дипломатической победой России.
2. Южное направление- отношение сКрымским ханством и Османской империей. С начала 70-х г.г. и до конца 17 векаглавным во внешней политике России стал вопрос об отношениях с Крымом иТурцией. После захватнических действий в Польше Османская империя заявила освоих претензиях на Левобережную Украину, тому способствовал предательскийдоговор гетмана Ивана Брюховецкого с султаном о переходе Украины в подчинениеТурции. Русско-украинским войскам в 1667 г. удалось отстоять стратегически важную крепость Чигирин. 13 января 1681 года в Бахчисарае было подписано20-летнее перемирие. Турция и Крым признавали переход к России ЛевобережнойУкраины. И Киева. Южная Киевщина, Брацлавль, Подолия оставались во властитурецкого султана. И его вассала — украинского гетмана Правобережной Украины.
Австрия и Польша, отказавшись в своевремя помогать России в борьбе против крымско-турецкой агрессии, теперь самиоказались перед реальной угрозой. В 1684 году была создана для борьбы с Портой«Священная лига» в составе Австрии, Польши, Венеции под патронатом ПапыРимского. Участники Лиги считали необходимым привлечь в неё все христианскиенароды, особенно Россию, учитывая её успешные действия против турок. Согласиена вступление России в Священную Лигу позволило главе московского правительстваВ.В. Голицыну ускорить подписание в 1686 г. «вечного мира» с Польшей и добиться значительных территориальных уступок с её стороны. Такой кардинальныйповорот во внешней политике России соответствовал её национальным интересам.
Взяв на себя обязательства перед«Священной лигой», московское правительство разорвало перемирие и в 1686 годуобъявило войну Турции. В 1687 и 1689 г.г. русскими войсками под командованиемВ.В. Голицына были предприняты попытки овладеть Крымом, которые окончилисьнеудачей. Безрезультатные Крымские походы не принесли России не крупных военныхуспехов, ни новых территорий. Тем не менее, основная задача «Священной лиги»была выполнена — русские войска блокировали войска крымского хана, который несмог предоставить помощь турецким войскам, терпевшим поражение в Европе отавстрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России в состав европейскоговоенного союза значительно подняло её международный авторитет и заставило с неюсчитаться.
3. Еще одним направлением во внешнейполитике России в 17 век было восточное т.е. колонизация Сибири и ДальнегоВостока. Утверждение русских на Лене и Прибайкалье открывало возможностьдвижения первопроходцев и переселенцев далее на восток и юго-восток.
Отсутствие на территории ВосточнойСибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местныхплемен жили в условиях родового строя) облегчало мирное освоение этихбескрайних просторов. Экспедиции Дежнёва, Пояркова, Атласова способствовалиосвоению этих земель. Здесь появляются города и укрепленные поселения:Албазинский, Иркутское зимовье, Кумарский, Нерчинский и т.д. С местногонаселения, вошедшего в состав России, собирали ясак — налог пушниной.
К концу века русские владения в Азиипростирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге онибыли ограничены зоной влияния Китайской империи, которая была недовольнапродвижением русских. С целью урегулирования русско-китайских противоречий наДальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор, который разграничивал владения стран на Амуре и его притоках.
Таким образом, в течение 17 века Россиянепоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, но все же решалапосильные для неё задачи. Территория страны значительно увеличила свои размерыза счет присоединения огромных восточных владений в Сибири и на ДальнемВостоке, а также Левобережной Украины. Но общий итог внешней политики былневелик. Приобретения давались с максимальным напряжением сил огромнымифинансовыми затратами. Основные же стратегические задачи-получения выхода кморям и воссоединение русских земель — остались нерешенными.
Основными причинами, препятствовавшимирешению внешнеполи-тических задач являлись:
-экономическая и военная отсталостьРоссии,
-зависимость от импорта оружия,
-дипломатическая и культурная изоляция.
6. К середине 17 века, коренныеизменения, происходящие в русском обществе и государстве, потребовалипроведения и реформы русской православной церкви. Потребность в проведенииподобной реформы возникла не сразу, а лишь в результате вызреваниясоответствующих предпосылок:
а) Социальный кризис середины 17века, тяжелое экономическое положение страны в той или иной мере затрагивалиотношения между государством и церковью.
б) Кризисные явления, которыепоразили саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства,его пороки (пьянство, разврат, стяжательство и т.д.). К середине 17 векавыяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались изстолетия в столетие, накопилось много ошибок, исправлений, искажений. Это неудивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могличитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли, тем самымзачастую искажая первоначальный смысл. То же происходило и в церковных обрядах.Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Этислужбы шли долго и утомительно, и священники пошли по следующему пути: читалисами свою молитву, в то же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Прихожанене могли ничего разобрать не могли. Обычай креститься двумя перстами, согласноутверждению многих тоже был ошибочным и греховным. Все эти явления подрывалиавторитет церкви. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навестипорядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.
в) Духовный кризис, переживавшийсярусским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени.
г) Внешнеполитические интересыстраны так же требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидойвсе православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследникомвизантийских императоров, как в делах веры, так и в их территориальныхвладениях. Здесь сказалось влияние теории «Москва-третий Рим». Дляосуществления данной теории необходимо было приведение обрядов в единство сгреческими образцами, принятыми в украинской, сербской и других православныхцерквах, находившихся в странах, на которые претендовала Россия.
Одним из спорных вопросов вреформировании церкви был вопрос о том, по каким образцам исправлять книги иобряды. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения СтоглавогоСобора 1551г., провозгласившегонезыблемость древнерусскихобрядов. Другие предлагали использовать только греческие оригиналы, с которыхнекогда и делались русские переводы богослужебных книг. По мнению последних, втом числе правщиков Московского Печатного двора, эта работа могла быть порученатолько высокопрофессиональным переводчикам-богословам. В связи с этим порешению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в Москву были приглашеныученые монахи Киевской Могилянской гимназии — Епифаний Славинецкий, АрсенийСатановский и Дамаскин Птицкий.
Толчком для проведения реформы стала также деятельность, сложившегося в 40-х годах в придворной среде кружка«ревнителей древнего благочестия». Во главе этого кружка стоял протопопБлаговещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича, Стефан Вонифатьев.
В него также входили протопоп Казанскогомосковского собора Иван Неронов, царский любимец окольничий Федор Ртищев,дьякон Благовещенского собора Федор, Архимандрит московского Новоспасскогомонастыря Никон и его будущий противник протопоп Аввакум, а так же ряд другихместных протопопов. Главной задачей этого кружка стала разработка программыцерковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением быливсе-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствиипричиной раскола в среде духовенства.
Всю работу по реализации новшеств,вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриаршийпрестол в 1652 году талантливый администратор, но властный и честолюбивыйНикон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру.Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку«ревнителей благочестия», сохранявшими приверженность «старине», и сталрешительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам.
В 1653 году Никон разослал указ,велевший креститься «щепотью», а так же уточнявший, сколько земных поклоновнадо класть перед чтением молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушилсяна иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. Попримеру восточного духовенства в церквах стали читать проповеди собственногосочинения.
Русские богослужебные книги приказанобыло везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, токниги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный Собор 1654 г. с участием царя и членов Боярской Думы одобрил исправление книг по греческим образцам.
В 1654 г., в отсутствие царя, бывшего в военном походе против Польши, люди патриарха насильно вламывались в домамосковских жителей -посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из«красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза, носилиизуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церквивсех, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.
Кроме исправления богослужебных книг иикон основным содержанием реформы были следующие: креститься было приказано недвумя пальцами как раньше, а тремя; иным было прочтение символа веры; имяХриста стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; был введенчетырехконечный крест, считавшийся после Стоглавого собора «латинским»,Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика,ударения. Слово «аллилуйя» во время молитвы нужно было произносить не дважды, атрижды; двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него.Внесены были изменения в облачения духовенства в виде архиерейского посоха,клобуки и мантии.
Реформа, проведенная Никоном, незатрагивала основ православия и в основном касалась обрядовой стороны. Тем неменее, против неё выступили в первую очередь бывшие соратники и друзья покружку «ревнителей». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый. «Ревнители» писали царю,но тот не откликался. Тогда свои проповеди и призывы сохранить «древлееблагочестие» они стали обращать к широким слоям верующих столицы, а потом идругих городов и уездов. В 1656 г. на очередном соборе, созванном по инициативепатриарха при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита, всехсторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Сторону ревнителейприняли некоторые знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадскиелюди. В Москве происходили выступления противников реформ. Церковная реформа непрошла бесследно и имела ряд довольно серьезных последствий, а именно:
- деятельность Никона ослабилирусскую православную церковь, стала прологом ликвидации патриаршества,подготовив её полному подчинению государству;
- однимих духовных последствий была деформация теории «Москва-третий Рим»;
- привелак расколу общества на сторонников реформы — «никонианцев» ипротивников-старообрядцев.
Старообрядчество стало одним из самыхсложных и противоречивых последствий реформы. По некоторым данным более третиправославного населения остались в старой вере. Старообрядчество представлялособой религиозно-психологическое явление. Старая вера отождествлялась с идеейСтарой Руси, с надеждой обрести «правду» — социальную справедливость, спастибессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Идейные вожди старообрядчестваНеронов и Аввакум призывали к отказу от новшеств, к борьбе за православныетрадиции, и «истинную веру». При этом религиозное содержание проявлялось и всоциально — политических протестах. Ревнители старой веры шли к Разину, подняливосстание в Соловецком монастыре. Многие бежали из мира, «захваченногоантихристом». Бегство принимало разные формы — от уединения в лесных скитах иучастия в освоении Сибири до самосожжений целыми общинами (вгарях по данным конца 17 века погибло не менее 20-тысяч человек) часто подугрозой правительственных репрессий.
Но речь шла не только о сохранениистарого. В преддверии Нового времени, в обстановке духовного кризисароссийского общества старообрядчество имело некоторые социально-психологическиечерты, не характерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковьоказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, образазаступника перед Богом. Повысилась роль нравственности каждого из верующих какносителя внутренней веры. Старообрядцы остро почувствовали личнуюответственность не только за личное спасение, но и за судьбы церкви и общества.Их вероисповедание стало более деятельным. Старообрядцы стали рассчитывать насвою внутреннюю веру, что положительно влияло на их облик, способствовалоумеренности в материальных потребностях, возникновению новой трудовой этики,нового отношения к собственности. Активизировалась социальная, в том числехозяйственная деятельность староверов, стремившихся спасти свои общины, дляэтого укрепляя их материальную базу. Не случайно именно старообрядчество вконце 18 — первой половине 19 века сделало исключительно много для развития русскогопредпринимательства. Основателями крупнейших династий русских промышленников икупцов -Гучковых, Коноваловых, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых,принадлежали к старообрядцам.
Итак, как преобразования и в другихсферах жизни, церковная реформа отличалась непоследовательностью,непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.
Судьба самого Никона была трагичной.Непомерные властолюбие и гордость патриарха столкнули его не только сосветскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем.Значительно возмужавший, повзрослевший Алексей Михайлович больше не мог сноситьпатриаршие претензии, выходки «второго» государя, претендовавшего наполитическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещатьслужбы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Никон невыдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался отпатриаршества, покинул столицу и уехал в построенный им ВоскресенскийНовоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться вКремль. Но тот стал подыскивать нового патриарха. В 1666 году на церковном судеНикона свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, затем перевели вКирило — Белозерскую обитель.
Итак, середина и вторая половина 17 векабыла ознаменована началом массированного западного влияния на Русь. В это времястрана расширяет свои пределы далеко на Восток, не только выйдя к Тихомуокеану, но и вплотную приблизившись к берегам Америки. Этот период подготовилте коренные перемены, которые принято связывать с именем Петра Великого.
Список использованной литературы
1. В.О.Ключевский «Русская история» Москва ЭКСМО 2005
2. М.Н.Зуев «Отечественная история» Москва ОНИКС 2005
3. О.В.Волобуев «Россия и мир« Москва Дрофа 2006
4. И.А.Исаев « История государства и права России» Москва БЕК 1993
5. В.И.Буганов « Мир истории. Россия в 17 столетии» Москва 1989
6. СВ.Бушуев «История государства Российского» Москва Книжная палата 1994