Реферат по предмету "История"


Принятие христианства на Руси. Причины выбора и значение

Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный университеттуризма и курортного дела
ФИЛИАЛ СОЧИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОУНИВЕРСИТЕТА
ТУРИЗМА И КУРОРТНОГОДЕЛА Вг.Н.НОВГОРОД
Факультет: Менеджмент организации
Кафедра: Общественных наук
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Принятие христианства на Руси.Причины выбора и значение»
Дисциплина: Отечественная история
 
Выполнил: Б.А.Игба
Студент группы М-12
Нижний Новгород 2009 г.

Содержание
1. Причины принятия Русьюхристианства
2. Христианство на Руси в 882-912 гг.
3. Христианство на Руси в княженииОльги и Святослава
Заключение
Список литературы

1. Причины принятия Русьюхристианства
В IX – X вв. в жизни восточных славян происходят серьезные изменения.
В Восточной Европе идетинтенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государствоРусь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многиеславянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейскойравнине, облагают их данями. Они совершают победоносные походы на Византию изаставляют гордых византийцев выплачивать им контрибуции, а также содержать засвой счет русских купцов, приезжающих в византийские города для торговыхсделок.[1]
Казалось бы, верхушкерусского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческихбожеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы.Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новойрелигии. Как следует понимать этот парадокс?[2]
Так арабский хронист ЯхьяАнтиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказаннойкнязем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания ВардыФоки, а также с последовавшей за этим событием – женитьбой ВладимираСвятославича на византийской принцессе Анне.[3]
Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли,что жители Киевского государства обязаны христианизацией только ВладимируСвятославичу, на которого якобы сошла милость Бога и он сумел понять, чтоправославная вера – единственная правильная. Иаков Мних заметил также, что наформирование христианского мировоззрения Владимира оказала влияние его бабкакнягиня Ольга.[4]
А вот создателям «Повестивременных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искуснаяпропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.
Однако крещение жителейВосточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростноесопротивление данной акции, не может быть объяснено ни желанием византийскойпринцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князяВладимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгиниОльги и византийских миссионеров.[5]
В XIX в. возникла ещё одна версияхристианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русскоеязычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобыконкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружениечрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствоватьрелигию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.
Данная версия невыдерживает критики. Советские историки убедительно показали в своих трудах,что язычество не было столь примитивным и бесцветным. Языческие ритуалы вовсене уступали христианским обрядам в пышности, торжественности и воздействии напсихику людей.
М.Д.Приселков считал, чтоглавная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии вВосточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой оченьнуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и кпоследующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсене от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобнойвизантийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которыеисследователь упустил из виду.
М.В.Левченко,С.А.Токарев, А.М.Сахаров высказали мнение, согласно которому христианскаярелигия послужила прочной основой для объединения восточнославянских племен вединое государство.[6]
Христианская религия –несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но этопризнание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин,конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками вотечественной историографии.
2. Христианство на Руси в882-912 гг.
В 882 году, согласно«Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Киев былзахвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей –Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега поотношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расцененаисториками.
В.И. Ламанский считал,что этот князь-язычник благосклонно относился к христианам. Ламанский высказалтакже предположение, что церковь св.Ильи возникла в Киеве во времена Олега, апри ней появился и церковный клир.
А.В.Карташев полагал, чтоОлег был яростным противником христианства. Примерно такую же оценкурелигиозной политике Олега дал и Б.Я.Рамм. Он писал, что «крещение, принятоепосле 860г. киевлянами, возможно, во главе с их князем Аскольдом, не получилоширокого распространения» и после захвата Киева в 882г. Олегом«восторжествовали старые верования».[7]
Возможно, что и сменавласти в Киеве произошла из-за отсутствия поддержки со стороны жителейрелигиозной политики киевских правителей. В пользу этого предположения имеетсяодно свидетельство, которое содержит поздняя Иоакимовская летопись.
Н.С.Гордиенко без ссылокна первоисточники прямо заявляет о появлении в IX веке на Руси римских миссионеров, «в том числе и вепископском сане», пропагандировавших христианство среди социальных верхов. Онговорит также, что проповедниками христианства на Руси выступали византийскиекупцы и «варяжские дружинники».
В середине IX века были попытки викингов захватитьКурляндию. Среди викингов были и христиане. Из этого можно сделать бесспорныйвывод о попытках распространения новой веры и в северо-западных районахВосточной Европы.
Б.Я. Рамм считал, что сзахватом Олегом Киева христианство на Руси хотя и потерпело фиаско в качествеглавной религии киевлян, но совсем не исчезло. Напротив, в IX или начале X века русская церковь получила организационное оформление:она считалась митрополией Константинопольского патриарха и в церковном уставеЛьва VI числилась на 61-м месте.
Действительно, до нашихдней дошло так называемое «Постановление императора Льва Мудрого о порядкепрестолов церковных, подлежащих патриарху константинопольскому», где имеетсяупоминание о 61-й Русской митрополии.[8]

3. Христианство на Руси вкняжении Ольги и Святослава
После смерти князя Игоряверховная власть в Русском государстве сосредотачивается в руках его вдовыОльги, которая принимает христианство.
Уже В.Н.Татищев,опиравшийся на летописные памятники, и в частности на Иоакимовскую летопись,склонен был рассматривать крещение Ольги как важнейший шаг в деле утвержденияхристианства на Руси. Он считал, что после крещения Ольги « многиекрестились…Паче же Ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельможсклонить, особливо бывшие с нею в Цареграде…»
Макарий полагал, чтоОльга ездила в Константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятиюхристианства. Она крестилась в Византии вовсе не потому, что боялась киевскихязычников. Просто Ольга желала «принять свет в самом источнике его». Повозвращении из Царьграда она стала распространять христианство на Руси: сверглаидолов, создавала христианские церкви. Только противодействие Святославапомешало ей сделать Русь христианской державой.
В 957 году Ольга поехалав Константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принятьхристианство. Но пораженная там «величием греческой религии», крестилась.Возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству Святослава, ноон остался верен язычеству. Но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, атолько смеялись над ним. Это повлияло на дальнейшее распространениехристианства в Киевском государстве. Началась борьба между христианством иязычеством.
На Ольгу благотворноповлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в Киеве. Пополитическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти Игоря своиубеждения. Ольга тайно крестилась в Киеве, а в Константинополь прибылахристианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи властиСвятославу. После крещения она стала ниспровергать языческих идолов.[9]
Русь во времена Ольги небыла подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятиемновой религии. Поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своейсемье. При Ольге христианство на Руси было лишь едва «терпимой полудозволенной»религией. Само обращение русской княгини в христианство историк Левченкосвязывал с попыткой русского правительства установить более тесные отношения сВизантией, в первую очередь торговые.
Принимая христианство,Ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешалавизантийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ,принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческогоимператора, политически зависимым народом или государством. Русскоеправительство не хотело таких неравноправных отношений с Византийской державой.Выбор христианского имени княгини Ольги не был случайным. Ольга была нареченапри крещении Еленой в честь матери Константина Великого, считавшейся«равноапостольной». Наречение русской княгини при крещении Еленой оченьпрозрачно намекало на устремление Византии установить с её помощью христианствона Руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучееславянское государство в вассальные отношения к цесарю Византии.
Византийцам не удалосьисполнить задуманное. Ольга действительно думала об организации церкви на Русии колебалась меду двумя тогдашними христианскими центрами – Константинополем иРимом. Попытку Ольги ввести христианство на Руси следует расценивать какохранительную государственную меру с целью упрочения княжеской власти иподавления народных масс.[10]
При Святославе(957-972гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. Концувторой половины X века процессцентрализации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин,завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае онпытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии.Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) наСеверном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. Наберегу Азовского моря он основал город Тмутаракань.
С именем Святославасвязаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией.Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые иубили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко отДнепровских порогов.
Княжением Святославазавершается период становления Древнерусского государства. В середине X века оно становится крупнейшим изизвестных тогда государств Восточной Европы наряду с Византией и Хазарскимкаганатом, успешно соперничавшим с ними и неоднократно побеждавшим их воткрытой борьбе. Из союза племен Русь превратилась в государство с единойцентральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами.Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. Собъединением Руси и усилением военной мощи Киевского государства повышаласьбезопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые соглашения обеспечилиэкономический рост страны и усилили ее могущество. [11]

Заключение
Что же практическиполучила Русь от принятия христианства? Прежде всего, её население получилопринципиально новую идеологию, с помощью которой правящий класс мог заставитьподчиняться себе народные массы.
В целом же отход отязычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для тоговремени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена темкачественным скачком, который сделал восточное славянство, перейдя от строявоенной демократии к феодализму.[12]
Христианство смоглопринять форму национальной религии – русского православия, так как полностьюиспользовало социокультурные основания, ценности материальной и духовнойкультуры, успехи социально-политического развития народа. «Крещение» Руси небыло единовременным актом и не являлось результатом воздействия «божественногопромысла». Это была политическая реформа, которая должна была укрепитьфеодальные отношения, а потому носила характер политической борьбы.Проникновение и распространение христианства – многовековой идеологическийпроцесс, в котором инициатива всегда принадлежала феодальной знати КиевскойРуси.
Откровенное вмешательствоцеркви в дела государства создавало видимость единства церкви и народа, хотяцерковь не играла абсолютно никакой роли в борьбе за социальную справедливость.Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные деятели церквизанимали прогрессивные позиции в решении некоторых политических, социальных инаучных проблем.[13]
Принятие христианстваукрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оноимело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув«примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам,связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианствасыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияниевизантийской, через нее и античной культуры.[14]
Принятие христианства –крупнейшее событие в истории Древней Руси.
Историческое значениепринятия христианства можно свести к следующему.
1) Утверждениехристианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности.Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культурывытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего ибудущего нашло отражение в летописи.
2) Христианская религияявлялась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятиемхристианства установилось централизованное церковное управление во главе смитрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затемконстантинопольский патриарх стал назначать на эту должность местногосвященнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялисьепископу, а епископ – митрополиту. Строго организованная церковная иерархияспособствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче изВизантии пришел сборник законов – Кормчая книга, по которой совершалсяцерковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первойполовине XI века гражданского кодекса «Русскойправды».[15]
Установление единой веры,единого законодательства, единой власти киевского князя – таков итог развитияДревнерусского государства в конце X – начале XI вв.
3) Христианская религияпридала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественномпроисхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысилоавторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен былсообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались вовзаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитныхусобиц.
4) Крещение Руси сталоповоротным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодийразработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг наславянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появилисьисторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и вдругих христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становилисьцентрами книжности и просвещения. Строительство церквей и монастырейспособствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи.[16]
Христианство пришло наРусь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и еевлияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в ДревнейРуси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрениеславянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякоезначение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, отсоздания на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.[17]
5) Церковь оказывалавлияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологическийстереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатациии упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, непризнающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси – холопство).Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясьцерковными людьми, получали свободу.
6) С крещением Руси вжизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковьпровозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих ибеззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых(богадельни), оказывалась помощь больным. Церковь брала под свою защиту вдов исирот, если они оказывались без посторонней помощи. Христианская мораль ивмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения – заключение брака,неодобрение развода, запрет многоженства, взаимоотношения супругов и всехчленов семьи. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть,смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.[18]
Принятие христианствастало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждогочеловека.

Список источниковлитературы
1. «Введениехристианства на Руси», Г.М.Филист, г. Москва, 1988 г.
2. «Древняя Русь»,г. Москва, 1993 г.
3. «История России»,А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, г. Москва, 2008 г.
4. «Историягосударства Российского», Н.М.Карамзин, г. Калуга, 1993 г.
5. «История России»,М.М.Шумилов, С.П.Рябикин, г. Санкт-Петербург, 2000г.
6. «Как была крещенаРусь», Политиздат, г. Москва, 1988 г.
7. «Русская церковьв IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Раповг. Москва. 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фразеологизмы и слова-символы в романе МА Шолохова Тихий Дон
Реферат РСДПР июнь октябрь 1917 года
Реферат Сущность, функции и виды денег
Реферат Групповая динамика в организации формальные и неформальные группы
Реферат Екологія та економіка минуле, сучасне, перспективи
Реферат Российская государственность в середине XVIII века Императрица Елизав
Реферат Gender In Lit Essay Research Paper Gender
Реферат Социально-педагогическая работа с подростками-правонарушителями
Реферат Everything That Rises Must Coverge Essay Research
Реферат Оценка эстетического качества телефонов Sony Ericsson K750i, Sony Ericsson K800i/K790i, Motorola SLVR L7
Реферат Система позамовного калькулювання собівартості
Реферат «Попередельный метод учета затрат и калькулирования»
Реферат Особо охраняемые природные территории РФ
Реферат Методи утилізації поліетилтетрафталату
Реферат Історія розвитку усного та писемного мовлення. Кирилиця й Українська абетка. Зміст