Реферат по предмету "История"


Не просто говорить о Шукшине

Муниципальное общеобразовательноеучреждение
«Советская средняяобщеобразовательная школа»
Советского района Алтайского края
«Не просто говорить оШукшине»
Работу выполнила
Савинова Татьяна,
ученица 9-А класса
Учитель: Володина Н.В.
Советское
2009

План
 
Введение
1. Детство
2. «Влюди»
3. Возвращенияв родные пенаты
4. Поступлениево ВГИК
5. Первыероли в кино
6. Литература
7. Кино.Начало 60-х
8. Несбывшиесязамыслы
9. Кинона рубеже 60-х – 70-х
10. «Калинакрасная»
11. Последнийгод жизни
Заключение

Введение
 
Где Катуньрасплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, игоря
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торилдорожку,
Пьяный ветер вдыхал слугов,
В огороде тяпалкартошку,
На Катуни тягалчебаков.
Край сибирский. Пейзажнеброский.
Бьет о берег Катуниволна.
Знает каждый в России,что Сростки –
Это Родина Шукшина.
Так кто же он, ВасилийМакарович Шукшин, для нас, наших родителей, а может и для наших будущих детей?
«Мы – люди, потрясенныеШукшиным», — повторяют вновь и вновь ныне миллионы читателей и зрителей разныхвозрастов и профессий как в России, так и за ее пределами. Но все это сейчас, анам пока что надо представить тогда – тридцатые, сороковые, пятидесятые и всепоследующие годы до конечного его часа – детство, отрочество, юность и зрелостьчеловека, ставшего многим из нас так ощутимо близким и родным.
Мы живем в сложное,динамичное время, меняется карта мира, меняется образ жизни, привычки;появляются новые проблемы, новые трудности. Есть уже новые имена в литературе,в искусстве. И все же почему с полок берем томики его рассказов, почему смеемсяи плачем на его фильмах? Почему его творчество находит понимание и у нас, незаставших его в живых.
Нет с нами большеписателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый егорассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о поведениичеловека, его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ завсю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческиекачества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость,доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимовернойтяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мыумели жить. Помни это. Будь человеком»
Фильмы ВасилияМакаровича утверждают, как одно из самых необходимых человеческих качеств,доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не«распахнут» навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь.Герои Шукшина живут «сердцем, а не разумом».
При жизни Шукшина малокто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся обэтом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков естьтакие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожитьрасслаблено, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаюдергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснутьот напряжения».
«Василий МакаровичШукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой,прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург,режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий всамой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке,что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такоесчастье», — говорил Петр Проскурин.
Хочется познакомитьсяпоближе с его жизнью. Пережитое, выстраданное стало основой размышлений еготворчества.
 

1. Детство
шукшин биография
Василий Шукшин родился 25июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянскойсемье. Мать его – Мария Сергеевна, отец – Макар Леонтьевич. Оба коренныесростенцы. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток– речка Шукша. Отсюда, из Поволжья, переселились в 19 веке на Алтай предкиписателя – Шукшины.
Василий был ребенкомранним. Отцу едва исполнилось 16 лет, а матери – 18. Работали молодые непокладая рук, обзаводились помаленьку хозяйством, подумывали о новом доме – ужочень ветхая, тесная и темная была старая покосившаяся изба.
Когда в 1930 годуначалась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи- Макар Леонтьевич Шукшин — стал работать механизатором на молотилках, вдеревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спаслоего от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.
В 22 года мать, МарияСергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяниенаводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда.У сестер своих детей семеро по лавкам. Судьба уберегла от греха. Затем пришлотрезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы радидетей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина ПавлаКуксина.
Отчима своего ПавлаКуксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился онпо любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только началаналаживаться жизнь, как грянула война народная. «Второй отец» Шукшинаушел на фронт, а через год принесли похоронку.
Так и сталтринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. Повоспоминаниям очевидцев, Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется,«себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго итребовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, непонимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаяхШукшин поступал соответственно своему характеру — убегал в протоки Катуни искрывался на ее островах по несколько дней.
Лет в пятнадцать кВасилию пришла первая любовь. Это была четырнадцатилетняя девочка из их селаМаша Шумская. Как и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета,гуляли по берегу, мечтали… Он провожал ее с тырла.
«Сейчас пишут, чтотырло — это посиделки, — вспоминает Мария Ивановна. — А это ведь не так…Место такое было: где сейчас музей в Сростках, и от него переулок к клубу. Тами собиралась молодежь, гармонист играл, девушки пели частушки, плясали… Вотэто и называлось тырло».
 
2. «В люди»
В шестнадцать лет,окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел «выйти в люди».С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его он так и не сумел. Чтобы прокормить семью, пришлось учебу броситьи устраиваться на работу.
Первым местом работыШукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился кмосковской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качествеслесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод вКалугу, затем — на тракторный завод во Владимир.
В апреле 1949 годапоследовала новая смена рабочего места — на этот раз его отправили настроительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железнойдороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительствожелезнодорожного моста на станции Голицыне. Именно там (в октябре) его изастала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.
Окончив учебку поспециальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморскогофлота, дислоцированную в Севастополе. Во время службы Василий с Машей писалидруг другу чуть не каждый день. И многие тогда им завидовали…
Однако прослужить«от звонка до звонка» Шукшину не удалось — в 1953 году у негообнаружилась язвенная болезнь желудка. По рассказам самого Шукшина, ему сталоплохо прямо на палубе. Его скрутила такая адская боль, что он едва не потерялсознание. Видя это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его наберег. А на море в это время разыгрался шторм. Но иного выхода не было, иШукшина положили в шлюпку. Позже В. Шукшин так вспоминал об этом: «Вот такраз — и вверх, а потом вниз проваливаешься. А боль — прямо на крик кричал:»Ребята, ребята, довезите!" Стыдно, а не могу, кричу. А они гребут.Не смотрят на меня, гребут. Довезли".
Вскоре медицинскаякомиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина.
 
3. Возвращение в родные пенаты
В1953 году ВасилиМакарович возвращается в родные Сростки. Он экстерном сдал экзамены за 10классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-хклассов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно был директором.
Однакопроучительствовал он недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскорепонял, что и это не его стезя — поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те жечувства он испытал, когда устроился работать инструктором Бийского райкомапартии. И вот тогда Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарныйфакультет ВГИКа.
Поддержала сына матьМария Сергеевна, сделала все, что могла — продала корову и вырученные деньгиотдала сыну.
В 1955 году Василийотправился покорять Москву.
4. Поступление во ВГИК
Шукшин мечтой непренебрег,-
«Прощайте, отчиепросторы!»
Покинул Сросткипаренек,
Как «Ломоносов»Холмогоры.
В нем разгорелся – незачах! –
Порыв поймать своюжар-птицу;
В тяжелоступныхкирзачах
Он, как в избу, вошел встолицу.
Придя на сценарныйфакультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которыебыли записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был оченьмелкий, а тетрадь была очень толстая. Девушки в приемной комиссии читатьнаписанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман.Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурнаявнешность, идите на актерский». Вот что рассказывал бывший сокурсникШукшина кинорежиссер А. Митта: «Тут от студентов Шукшин узнал, что естьеще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия — режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваютсямежду собой, как снимать. Оказалось, что режиссер — хозяин картины, главныйчеловек. Тогда он подал на режиссерский.
Вгиковские педагогибоялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можноговорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-занего выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм...
Говорят, что наэкзамене М.И. Ромм попросил Шукшина:
— Расскажите мне оПьере Безухове.
— Я „Войну имир“ не читал, — простодушно сказал Шукшин. — Толстая книжка, времени небыло.
— Вы, что же, толстыхкниг никогда не читали? — удивился Ромм.
— Одну прочел, — сказалШукшин. — »Мартин Иден". Хорошая книжка. Ромм возмутился:
— Как же вы работалидиректором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!
И тут Шукшин взорвался:
— А что такое директоршколы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой.Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне — начетырех копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу… Куда уж туткнижки толстые читать...
ВГИКовские бабки былисчастливы — нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А мудрый Ромм заявил:«Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционныевзгляды. Я ставлю ему пятерку».
5. Первые роли в кино
В 1956 году состоялсядебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (втораясерия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетняматроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.
Летом следующего годаШукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашениеот режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «ДваФедора».
Фильм «ДваФедора» вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состоялась встоличном Доме кино на улице. Она оказалась очень успешной, и Шукшина-актеразаметили.
 
6. Литература
Параллельно с успехамив кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьегокурса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичнымредакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. Ион не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован егорассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченнойни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылатьсвои произведения по редакциям.
Но уже в начале 60-ходно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина.Хронология этих публикаций такова: рассказы «Правда», «Светлыедуши», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале«Октябрь» — в № 3 за 1961 год; «Экзамен» — в № 1 за 1962-й;«Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультетажурналистики» — в № 5 за тот же год.
В 1963 году в издательстве«Молодая гвардия» вышел первый сборник В. Шукшина под названием«Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» (№2)были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «ГринькаМалюгин» (цикл «Они с Катуни»).
 
7. Кино. Начало 60-х
В 1960 году ВасилийШукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа — короткометражный фильм «ИзЛебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одномбудничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды.Посмотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-томере даже скучным.
Зато актерская карьераШукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма«Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон.Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотойэшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревьябыли большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я»(все-1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.
На основе своихрассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин»,опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первогополнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины началисьлетом того же года на Алтае.
На главную роль — шофера Паши Колокольникова — Шукшин пригласил своего однокурсника по учебе воВГИКе Леонида Куравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломнойработе «Из Лебяжьего сообщают». На другие роли он пригласил рядизвестных актеров, часть из которых согласилась работать с режиссером-дебютантом,часть — нет.
Картина «Живеттакой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженныеотклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой.Дело в том, что фильм почему-то записали в разряд комедий и, отправив в том жегоду на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детскихи юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин такимповоротом событий был не удовлетворен. Ему даже пришлось выступить на страницахжурнала «Искусство кино» (№ 9) с собственным пояснением к фильму. Вотчто он заявил: «Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольшеполучить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я ее понимаю, кто-тодолжен быть смешон. Герой прежде всего… Герой нашего фильма не смешон».
8. Несбывшиеся замыслы
Тем временем творческаяэнергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных икинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов подназванием «Там вдали...», во-вторых, в 1966 году на экранахпоявляется его новый фильм — «Ваш сын и брат», который через годудостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привелиШукшина к идее снять фильм о Степане Разине. По словам Лидии Федосеевой, втечение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второйкрестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себенародные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершилознакомительную поездку по разинским местам Волги. В марте следующего года онподал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявкапервоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшинбыл целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил всеостальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе насъемочную площадку многие известные режиссеры. Только для С. Герасимова онсделал исключение, снявшись в 1966 году в эпизодической ролижурналиста-международника в его картине «Журналист». Однако всеоказалось напрасным — высокое кинематографическое начальство внезапно изменилосвои планы и съемки фильма заморозило. При этом были выдвинуты следующиедоводы: во-первых, сейчас нужнее фильм о современности, во-вторых, двухсерийныйфильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Короче, Шукшинудали понять, что съемки фильма о Разине откладываются на неопределенное время.
То же самое произошло ис другой идеей Шукшина — желанием экранизировать собственную сатирическуюсказку «Точка зрения». Во время обсуждения этой заявки на студииимени Горького коллеги Шукшина внезапно приняли его идею в штыки. Известныйрежиссер С. Юткевич, к примеру, заявил: «Картина в целом предстаетнастолько неутешительной, что вряд ли она принесет много радости зрителям, дажежелающим надсмеяться над своими недостатками и трудностями в наступающемюбилейном году» (приближалось 50-летие советской власти). Убийственныевыводы коллег произвели на Шукшина тягостное впечатление.
Но Шукшин был человекомс твердым характером. Однажды с Василием Макаровичем произошел случай, послекоторого он навсегда завязал со своей пагубной привычкой.
 
9. Кино на рубеже 60-х — 70-х
В конце 60-х годовснимают фильм «Странные люди». Путь этого фильма к экрану оказалсядовольно сложным. Целых восемь месяцев сдавал его Шукшин. В процессе съемок исдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у С. Герасимова в «Уозера», у И. Шатрова в «Мужском разговоре», у Ю. Озерова в«Освобождении» и советско-венгерском фильме «Держись заоблака» (в ноябре 1969 года слетал на съемки в Будапешт). А в началеследующего года фильм «Странные люди» наконец был принят и вскоревыпущен на экран.
В 1969 году В. Шукшинубыло присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Что касаетсятворческих планов Шукшина в тот период, то его не оставляла надежда добитьсяпостановки фильма о Степане Разине. В феврале 1971 года он пишет очереднуюзаявку на имя директора киностудии имени Горького Г. Бритикова с просьбойразрешить ему снять эту картину. Но ему опять заявили, что сейчас нужнее фильмо современности, и в итоге уже второй раз Шукшин был вынужден снимать вместо«Разина» совсем другую картину.
Этим фильмом стали«Печки-лавочки». В своей заявке Шукшин так излагает содержаниесценария этого фильма: «Это опять тема деревни, с „вызовом“, таксказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехатьотдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю этунадо приспособить к разговору об:
1. Истинной ценностичеловеческой.
2. О внутреннейинтеллигентности, о благородстве3. О достоинстве гражданском ичеловеческом…»
На роль ИванаРасторгуева Шукшин с самого начала наметил своего любимого актера-ЛеонидаКуравлева. Однако тот внезапно отказался от этого предложения и предложилШукшину… взять эту роль себе. Шукшин так и сделал. И не ошибся. Н. Зоркаяпозднее писала: «Вот тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советскийкинематограф в Василии Шукшине! Открылось во всю ширь широкого экрана, вмаксимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер иоператор в „Печках-лавочках“ увлекались широким экраном исверхкрупными планами, специально выделяли и укрупняли в лице человека как быцентральную „зону общения“ и мимической выразительности-глаза, губы.Наверное, юмор есть первое свойство актерской игры Шукшина в»Печках-лавочках". И еще тонкая, просто филигранная, изысканнаяотделка роли". Однако публика, в отличие от критики, приняла этот фильмдостаточно сдержанно.
10. «Калинакрасная»
 
В конце 1972 годаШукшин перешел со студии имени Горького на «Мосфильм». Сделано этобыло по одной причине: на «Мосфильме» ему пообещали помочь восуществлении его давнего замысла — постановки фильма о Степане Разине. Однакои здесь ситуация с «Разиным» оказалась достаточно сложной.Руководители «Мосфильма» отделывались расплывчатыми обещаниями иконкретных сроков постановки Шукшину не называли. Ему даже пришлось искатьпомощи в ЦК КПСС, но и там ответ был туманный: «Мы постараемсяразобраться...»
Тем временем, пока в ЦКразбирались, Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины — «Калинакрасная». Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области,под Белозерском. Как и в «Печках-лавочках», Шукшин в этой картиневыступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Навстрече со зрителями в Белозерске той же весной Шукшин так объяснял замыселфильма: «Эта картина будет поближе к драме. Она — об уголовнике.Уголовник… Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то,так сказать, стечению обстоятельств житейских...
Ему (Егору Прокудину)уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у неговосстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком… Ивот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя — когда он в последнийраз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь».
Заключительная частьработы над картиной совпала у Шукшина с обострением язвенной болезни.Вспоминает В. Фомин: «Я сам своими глазами видел, как буквально умирал,таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные»исправления" и тем самым спасти картину от худшего. «Калинакрасная» была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращатьсяв больницу. Но он боялся оставить фильм в «разобранном» виде, чтобыкак-то «зализать», компенсировать нанесенные раны, хотел самосуществить чистовую перезапись. Смены в тон-студии казались нескончаемыми — подвенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа уВасилия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Онстановился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложилсявниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль неотступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это,обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.
Сидели в курилке молча.Проходило минут двадцать-тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледныйкак смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми.Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон.И снова приступ..."
Фильм «Калинакрасная» вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей.Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественномкинематографе еще не было. Рассказывает С. Бондарчук: «Помню один изпервых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что допоследней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были оченьнапряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился,зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне:»Ты видишь, им понравилось!" Он ликовал".
Фильм был необычен и длясамого Шукшина. Ведь долгое время Шукшин считался исключительно мастеромрассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино («Живеттакой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди»,«Печки-лавочки») сожалел о губительном нравственном перерождениипростых людей в условиях развития урбанизационных процессов. До «Калиныкрасной» творчество Шукшина нередко оценивали с точки зренияпротивопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенскойестественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя сродной землей.
На VII Всесоюзномкинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» быланаграждена главным призом — первый случай в практике проведения отечественныхкинофорумов. Причем жюри специально оговорило свое решение: «Отмечаясамобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главнаяпремия фестиваля присуждена фильму киностудии „Мосфильм“ „Калинакрасная“.
Кроме этой награды,фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков»Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине и призФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала «Советскийэкран» эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.
 
11. Последний год жизни
Пусть роняют безмолвнокуши
Поздних листьевпожухлый снег
Был ему на землеотпущен
Непростительно краткийвек.
Только путь свойкремнисто-ясный
Осветил он судьбойсвоей
Над его над калинойкрасной
Замирают сердца людей.
Последний год жизниШукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так иличном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки наПереяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новыйсборник его рассказов «Характеры», который тут же становится главнымсобытием в прозе и предметом острейших дискуссий. В Большом драматическомтеатре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина«Энергичные люди». (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром- до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М.Ромма.) Генеральная репетиция спектакля состоялась в июне 1974 года с участиемШукшина и произвела на него прекрасное впечатление.
И, наконец, он ни надень не забывал о своей давней мечте — поставить фильм о Степане Разине. Несмотряна то что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надеждыснять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С.Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новойкартине — «Они сражались за Родину». Шукшину в нем предстояло сыгратьроль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе — октябре1974 года на Дону.
Почти весь сентябрьШукшин находился на Дону, в районе поселка Клетская, на съемках фильма«Они сражались за Родину». График съемок был настолько плотным, чтоШукшин даже не смог выбраться в Москву 1 сентября, чтобы проводить дочку Машу впервый класс. Лишь несколько раз он уезжал оттуда: во второй половине месяца встолицу, где начинался подготовительный период фильма «Степан Разин»,и в Ленинград, на съемки эпизода в картине Г. Панфилова «Прошу слова»(эпизод снимали 18 сентября, Шукшин играл в нем провинциального драматургаФедора).
К началу октября Шукшинпрактически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться впоследнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву.
Ю. Никулин вспоминал:«Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарович сидел вгримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать. Он взял булавку,опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить наобратной стороне пачки сигарет „Шипка“. Сидевший рядом Бурковспросил:
— Что ты рисуешь?
— Да вот видишь, — ответил Шукшин, показывая, — вот горы, небо, дождь, ну, в общем,похороны...»
Бурков обругал его,вырвал пачку и спрятал в карман. До конца своих дней он хранил у себя эту пачкусигарет с рисунком Василия Макаровича.
Несмотря на этотмистический эпизод, Шукшин 1 октября был в нормальном состоянии, внешневыглядел хорошо. В тот день он позвонил с почты поселка Клетская домой вМоскву, интересовался делами дочерей (Маша тогда ходила в первый класс, Оля — вдетсад). Жены дома не было, так как еще 22 сентября она улетела накинофестиваль в Варну. После звонка домой Шукшин вместе с Бурковым сходил вбаню, потом вернулся на теплоход «Дунай» (там жили все артисты,снимавшиеся в фильме). Затем до глубокой ночи смотрели по телевизору хоккейныйматч СССР — Канада. По его окончании разошлись по своим каютам. Но Бурковупочему-то не спалось. Часа в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увиделШукшина. Тот держался за сердце и стонал. «Валидол не помогает, — пожаловался он. — Нет у тебя чего-нибудь покрепче?» Фельдшерицы той ночьюна теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Бурков знал, что у кого-то изартистов есть капли Зеленина. Он сходил и принес их Шукшину. Тот выпил их безмеры, запил водой и ушел к себе в каюту. После этого прошло еще несколькочасов. Часов в девять утра Бурков вновь вышел в коридор с твердым намерениемразбудить Шукшина (именно он делал это ежедневно).
Г. Бурков такрассказывал об этом: «Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но яне вошел, а от двери увидел… рука, мне показалось, как-то… Я чего-тоиспугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался.Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по коридору и столкнулсяс Губенко. „Николай, — попросил я, — загляни к Васе, ему скоро на съемку,а он чего-то не встает...“ Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука какнеживая… потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне. „От сердечнойнедостаточности“», — сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они?Люди — людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, агородские прохиндеи..."
Тело Шукшина в тот жедень доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов.Диагноз-сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый гроб на военномсамолете доставили в Москву. Гроб был упакован в громадный деревянный ящик счетырьмя ручками. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов,оператор Юсов, другие участники съемочного коллектива.
Похоронили Шукшина наНоводевичьем кладбище. В тот день таксисты Москвы решили, как один, колоннойпроехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигналпечали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали обих инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторнымпаркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.
Попрощаться с выдающимсяписателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концупанихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься сШукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики ииконки.
Умер 2.10.1974г,станция Клетская, Волгоградская область.
Версии смерти. Послесмерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он неестественной смертью — мол, ему помогли это сделать. Эти слухи циркулировалидаже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-товремя считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реальногоподтверждения так и не нашли. И вот в наши дни о них заговорили вновь…
Метели над землейотголосили,
В цвету калина млееткак в снегу…
И Шукшина представитьбез России,
Как без него Россию немогу.
 

Заключение
 
Сын своего народа исвоего края, своей страны, Шукшин говорил о жизни. Обо всем, что видел вокругсебя. Говорил честно, пылко, до последнего своего дня. А многие не понимали, нехотели понять Шукшина. Какими-то неудобными, неправильными казались его вещи.
Наше время – времявеличайшей доброты, а у Шукшина в людях то и дело злость вспыхивает. Почему всетак у него?
Потому что Шукшин оченьлюбил людей, нас с вами. И не боялся нашего зла. Он понимал и тех, кто ещетолько учился делать добро, и оно у них выходит нескладно, неловко; других,которым раньше добра нужен кусок хлеба насущного; и третьих, что к добру непривыкли и не ждут его; и четвертых, кого чужое добро из себя выводит. Он верилв жизнь, которая «предлагает добро и зло» вместе. Поэтому и не закрывал на злоглаза. И сам открывал их, чтобы и мы не боялись людей, которых жизнь сделалазлыми, но у которых есть душа, — и ненавидели бы самых страшных, которых он самненавидел: у каких души вовсе нет.
Он гражданином был,истинным писателем-гражданином. Он очень болел за нас.
Произведение В.М.Шукшина заставляют о многом задуматься, многое пересмотреть. Сам ВасилийМакарович был очень совестливым человеком, никогда не ходил против совести.Никогда не заботился о себе. И работал. Очень много работал! Уважаллюдей-тружеников, какое бы место они не занимали.
Заветам всем нам можносчитать вот эти слова Шукшина: «Кто бы ты ни был – комбайнер, академик,художник, — живи и выкладывайся весь без остатка. Старайся много знать, нежалуйся. И не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым ивеликодушным – это будет завидная судьба».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.