Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ
(РГТЭУ)
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра общихгуманитарных дисциплин
Контрольнаяработа
подисциплине «История и культура региона»
Тема: Неолитическаякультура Сахалина и Курил.
(Вариант №2)
Выполнил студент 1 курса, 1.502группы
Специальность Экономика и управление напредприятии
Блаженнова Г. А.
Рецензент к.и.н., доцент Кудрявцев И.Г.
Южно-Сахалинск
2011г.
Содержание
археологический культура община сахалин курильский
Введение
Последнивековье. Формированиесовременной окружающей среды
Неолитическая революция. Открытия эпохинеолита
Механизмы адаптации
Позднеродовая община и племя. Локальныеархеологические культуры и региональные историко-культурные общности
Культура развитого неолита на ЮжномСахалине
Неолитическая культура на СеверномСахалине
Поселение Седых-1. Седыхинскаянеолитическая культура позднего неолита
Неолитическая культура на Курильских островах
Список литературы
Введение
Проблемыархеологических культур северотихоокеанской зоны давно привлекают внимание, каки российских, так и зарубежных исследователей. Наибольший интерес вызываютистоки и генезис древнейших культур островного мира. Это, прежде всего Сахалини острова Курильской гряды, где к настоящему времени открыты уникальныепамятники древнекаменного века, исследуются докерамические культуры, имеющиетождественные элементы с древними культурами Азиатского материка и районов, составляющихс ним в период плейстоцена субаэральную сушу.
Актуальность этой темыопределяется тем, что открытые в последние годы на Сахалине памятники каменноговека позволили значительно пересмотреть сложившиеся ранеекультурно-исторические схемы, наметить и частично решить ряд сложных вопросов визучении этапов древней истории. Ведущее место при этом отводится анализупалеографической обстановки, сложившейся во время поздней плейстоцен –голоценовой эпохи, когда существовали наиболее длительные сухопутные связи сконтинентом и благоприятные условия для первоначального заселения Сахалина.
Начиная контрольнуюработу, я ставлю перед собой цель попытаться как можно шире раскрыть темуизучения древнейших этапов каменного века или неолитическую культуру Сахалина иКурил.
Неолитическая культураСахалина и Курил
Послеледниковые.Формирование современной окружающей среды
В результатеглобального потепления на планете в конце эпохи плейстоцена (15-12 тысяч летназад) началось таяние ледников и вечной мерзлоты. Это привело ккатастрофическому подъему уровня Мирового океана, который достиг своего пикаоколо семи лет назад. В течение пяти тысяч лет растаял, ни много ни мало, ледовыйщит Евразии, и вода в Мировом океане поднялась более чем на сто метров. В такназываемом бореальном периоде голоцена, шесть с половиной тысяч лет от нашихдней, уровень океана был на три метра выше современного. В результате были затопленыи превратились в теплые мелководные заливы устья рек. В горах и на равнинахобразовались многочисленные озера и болота, водная флора и фауна рек, озер иморей вступили в период благоденствия — произошло многократное расширение территории,занятой водой. Гибель и сокращение количества крупных животных на фоне резкихколебаний климата и изменений привычных ландшафтов привели к возникновениюсерии экологических кризисов, следовавших один за другим в течении несколькихтысяч лет.
В период глобальногопотепления произошла миграция теплолюбивой флоры и фауны в северные широты.Граница буковых лесов сместилась с Хоккайдо на острова Сахалин и Итуруп, вязы идубы произрастали севернее 59-й параллели, в том числе и там, где сейчасгосподствует лесотундровый ландшафт, например, на Северном Сахалине. В этомрайоне преобладала темнохвойная растительность. И Сахалин, и Курильскийархипелаг были в период климатического оптимума (VII-IVтыс.до н.э.) чрезвычайно благоприятным в климатическом отношении районом ВосточнойАзии. Но колебания климата и разрыв связи территории с материком имели инегативные последствия — началось оскудение биоресурсов суши. Люди, чьяэкономика была основана на лесной и горной охоте, уничтожили животных, которымв условиях горного рельефа и глубокоснежья выжить было непросто.
Раскопки пещер вВосточно-Сахалинских горах недалеко от села Первомайское показали, что этотрайон был местом обитания человека не менее десяти тысяч лет назад. Визвестняковых пещерах на горах Орел и вайда археологи обнаружили многочисленныесвидетельства обитания человека — очаги, каменные орудия, расщепленные костиживотных. В пещере Тронной найдены кости волка, северного и пятнистого оленя,снежного барана, волка, кабарги и суслика, обитавших в этих горах 12-8 тысячлет назад. В пещере Останцевой получены кости животных периода 16-7 тысяч лет,включая останки овцебыка, дикой лошади, песца, медведя, лимминга. Особо отметимнаходку молочного зуба детской особи рода Panthera-детеныша тигра или пещерного льва, что вполне допустимо для того периода –аналогичные находки известны из пещеры Географического общества Приморье.
В черепе медведя изпещеры Останцевая обнаружен застрявший наконечник дротика, изготовленного семьтысяч лет назад. В пещере Медвежьих Трагедий обнаружен скелет медведя сзастрявшим в нем копьем из моржовой кости. Длинный наконечник имел двапродольных, взаимно парралельных паза, снаряженных тонкими микропластинчатыми лезвиями.Владелец копья, судя по всему, вел подвижный образ жизни и охотился на крупногозверя и в горах, и на морском побережье.
Вероятно, экологическийкризис, в результате которого размеры популяций промысловых сухопутных животныхна Сахалине и Курилах резко уменьшились, заставил человека добывать себепропитание в постоянном поиске, перекочевывая с место на место. Но так не моглопродолжаться всегда, и постепенно человеческие коллективы выработали новыемеханизмы адаптации к новым условиям, которые и составили существонеолитической революции.
Неолитическая революция.Открытия эпохи неолита
Понятие неолитическойреволюции впервые предложил в XXвеке английский ученый Гордон Чайлд. В его понимании переход от палеолита кнеолиту имел для человечества революционное значение — возникновениепроизводящего хозяйства в форме земледелия и пастушества полностью изменилчеловеческое общество. Нововведения неолита привели к коренным изменениям вжизни людей по всей планете. В мире в силу естественных географических различийпроизошло разделение на племена землевладельцев, степных охотников и пастухов,лесных охотников и собирателей, прибрежных рыболовов и зверобоев. Кроме того, всодержании неолитической революции входит изобретение каменных шлифованныхорудий обработки дерева (топора, тесла и долота), керамики, а также каркасногодеревянного жилища, лодок и многого другого, что определило лицо новой эпохи.
О шлифованных каменныхтопорах уже говорилось выше. Керамика, внедрение которой в жизнь изменилоспособ приготовления пищи человека, требует отдельного освещения. Здесь лишьзаметим, что древнейшая керамика в мире возникла в Восточной и Северо-ВосточнойАзии — глиняные горшки со стоянок в Китае, на реке Амур и островах японскогоархипелага датированы возрастом до 13 тысяч лет. Одно из объяснений этогофеномена в том, что в этих районах главным продуктом была рыба. А для еёприготовления нет ничего лучшего, чем глиняный горшок. И хотя на Сахалин,Хоккайдо и Курилах пока не найдено керамики древнее девяти тысяч лет, вероятно,здесь она появилась в столь же ранний период.
В островном регионеОхотского и Японского морей переход к неолиту ознаменовался формированиемкомплексного хозяйства, основной которого была сезонная промысловаяспециализация. Зимой охотники били нерпу на льду, весной выходили на лодках вморе и добывали морского зверя между льдами, с мая по ноябрь длилась лососеваяпутина, осень была богата охотой, и лесными плодами. Такая экономическая модельсформировалась как реакция первобытных коллективов на катастрофическиеизменения емкости среды. Потеряв обычные источники пищи – мамонтов, гигантскихоленей, лосей, — люди были вынуждены найти новые ниши, освоить новые ресурсы. Вконечном итоге это позволило им стабилизировать экономику и перейти к оседломуобразу жизни вблизи побережий.
Культура раннегонеолита на Сахалине изучена недостаточно, хотя уже известно около пятидесятистоянок этого периода и некоторые из них раскопаны археологами. Наиболееизвестные стоянки начального и раннего неолита – это поселение Стародубское-3(нижний слой) и Поречье-4 на юге Сахалина, стоянки Имчин-1 и Одопту-1 насевере, пещера Останцевая на горе Вайда в центральной части острова. Ихизучение показало следующее:
— Как и в эпохупозднего палеолита, для изготовления промысловых орудий люди использоваливкладышевую технологию с использованием микропластин. На побережьях севернойчасти Японского и вокруг Охотского моря, от Сахалина до Камчатки и от Курил доюга Хоккайдо наконечники стрел изготавливали из микропластинок по технологии, пришедшейна Дальний Восток из Сибири.
— Для материальнойкультуры становится характерной керамика – первый на планете искусственныйматериал. Так же как и в окружающем регионе, это были плоскодонные сосуды сребристой поверхностью – оттисками, нанесенными краем раковины или щепкой настенки изделия для их уплотнения.
— Люди вели кочевойобраз жизни, так как следы их пребывания встречаются почти повсюду – от морскихпобережий до высоких гор.
— Самые крупные стоянкиобнаружены на берегах морских заливов, и это означает, что все большую роль вжизни людей начинает играть море. На это уже указывает и большое количествоинструментов для обработки дерева – люди строили лодки.
Одним из вариантовреакции приспособления бала сезонная миграция части населения. Например, ужешесть тысяч лет назад неолитическое население юго-запада Сахалина совершалосезонные поездки для добычи морских животных на мелких островах. Об этомсвидетельствует абсолютное сходство каменных орудий и керамики со стоянокостров Сахалин и Монерон. Прибрежная экономика спасла население островного краяи сыграла в его жизни такую же революционную роль, что земледелие в Китае,Индии и Египте. Изобретение поворотного гарпуна, плавающей остроги, грузил,линя, поплавков, морской лодки, рыболовной сети, технологий морского промысла ирыболовства стало таким же революционным нововведением для жителей островов,как мотыга и соха для земледельца, а колесо, аркан, седло хомут и технологиявыпаса животных – для скотовода. Таково содержание неолитической революции востровном регионе Восточной и Северо-Восточной Азии. Труднее всего понять,какие социальные механизмы помогали неолитическому населению островного мирапреодолеть кризисные явления. Но все, же попытаемся смоделировать некоторые изних.
Механизм адаптации
В изучаемый отрезоквремени 12-2,5 тысяч лето островном мире дальневосточных морей наиболеепредставлены стоянки периодов 12-11,08-6 и 3,7-2,5 тысяч лет назад. Вероятно, вэти периоды население острова резко увеличивалось, что можно объяснить лишьстабильность его жизни. Это закономерное следствие действия механизмовадаптации. Демографическую стабильность может обеспечить только полноеприспособление к среде. Кроме того, рост населения островов происходит и засчет мигрантов из соседствующих менее благополучных территорий. Так или иначе,но люди истребляли ресурсы в ранее освоенных нишах и вступали в борьбу за нихмежду собой. Это вынуждало их к поиску новых ресурсов и даже бегству в чужиеземли.
Вполне естественно, чтовремя от времени сокращение количества добываемой пищи и угроза голодной смертиприводили к значительному оттоку островного населения во внешний мир. Но мир вэпоху неолита в основном уже был заселен, происходило формирование родовой иплеменной собственности на угодья. И никто не хотел ими делиться. Чтобыспастись от голода, мигранты должны были вступать в войну, и последствия былиабсолютно непредсказуемы. Поэтому, зачастую, уходить было просто некуда.Островитяне находили спасение в приспособлении — в поисках пищи создавалисьновые механизмы адаптации. Самым простым из этих механизмов было сокращениечисленности населения за счет естественной убыли населения, а также геронтицидаи инфатицида. Такова же стратегия, предполагавшая выработку общественныхзаконов ограничения промысла, распределения и потребления. Соответственно,стоянок от таких периодов почти не осталось. Более эффективным способомвыживания был поиск и выработка новых, ранее недоступных технологий добычи рыбыи зверя. В эпоху неолита в дополнение к речному возникает морское рыболовство изверобойный промысел. На неолитических стоянках региона встречаем костиглубоководных морских рыб и животных – трески, акулы, нерпы, сивуча, дельфина ит.д. Чтобы добыть их, надо было выйти в море, а для этого пришлось изменить нетолько способы, но и сами орудия лова и средства транспорта. Изменился и самобраз жизни людей: оседлость, рост населения и оформление социальных структур,распределение собственности на угодья в островном регионе формировался наоснове прибрежного комплексного хозяйства, требовавшего упорядочения и четкойструктуризации природной и социальной среды.
Позднеродовая община иплемя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурныеобщности
Особо важную роль вформировании механизмов адаптации играли способы регулирования отношений междулюдьми в обществе. Для эпохи неолита характерно усложнение социальнойструктуры. Для эпохи неолита характерно усложнение социальной структуры.Естественный рост населения заставлял разросшиеся родовые общины делится наболее мелкие коллективы. В то же время вооруженная борьба с соседями за угодьятребовала объединения. И соседствующие родовые группы объединялись в племена,способные противостоять пришельцам или же в свою очередь завоевывать соседнюютерриторию.
Для описания социальнойструктуры островных обществ в данном случае используем принятую в таких случаяхтерминологию. Без лишней детализации и изначально отказываясь от дискуссии,используем традиционные для отечественной науки понятия «род», «племя»,«социум», «этнос», что позволит выстроить более или менее стройную картинусоциальных и политических отношений между людьми в эпоху неолита, как мы еевидим, исходя из археологических источников.
Социум высшего порядкаэпохи неолита_ племя состояло из нескольких, как правило, близких попроисхождению микросоциумов – родовых групп-жителей нескольких поселков,которые контролировали ресурсы в рамках большого участка побережья острова,долины крупной реки, небольшого островка или группы островов. Каждый поселоксостоял из нескольких жилищ, в котором проживали так же родственные друг другубольшие семьи. Такие семьи принято называть патриархальными, так как во главекаждой из них стоял патриарх — старейший мужчина. Позднеродовая община, такимобразом, была союзом больших патриархальных семей. Основной их союза былиистинные либо сформированные для укрепления отношений так называемые лжеродовыепредставления об общем предке- тотеме, групповая собственность на угодья.Наконец, объединения требовала экономика, сложно вести промысел рыбы и зверяпоодиночке. Основной единства племени, более крепкой, чем общностьпроисхождения, была необходимость воспроизводства жизни. Последняяобеспечивалась объединением перед лицом внешней угрозы, и обеспечивал защиту исохранение промысловых угодий для потомков.
Единство родовых общинв рамках племени фиксируется археологами по единообразию форм жилищ, планировкепоселений, формам украшений и особенно по орнаменту на керамике. Если применятьматематическое понятие к систематике археологических данных, множество,обладающее устойчивым набором признаков материальной культуры, локализованнымво времени и пространстве, воспринимается археологической культурой.Родственные друг другу археологические культуры формируют устойчивую общностьболее высокого порядка, которую принято называть историко-культурной. Такиеобщности, вероятно, отражают историю формирования племен в эпоху неолита. Одниархеологи называют их археологическими культурами, другие общностями. Например,на Нижнем Амуре выделена вознесеновская культура (в другом прочтении — историко-культурная общность), на японском и Курильском архипелагах — таковакультурная общность дземон (данную точку зрения автора на вознесеновскую идземон, как на историко-культурные общности, а не культуры, разделяют не всеархеологи) [1с164]. На Сахалине в отдельные периоды неолитапрослеживается влияние обеих указанных общностей, о чем пойдет речь ниже.Однако некоторые из локальных неолитических культур изучены более или менеехорошо и известны только на Сахалине, поэтому начнем изложение с них, так какони могут быть охарактеризованы подробно.
Культура развитогонеолита на Южном Сахалине. Поселение Кузнецово-3
Археологическиекультуры принято называть по места первых находок. Описываемая ниже культураполучила название Сони по одноименной речке и местности у поселка Кузнецовонаполуострове Крильон [1с.165]. Самые известные памятники культуры Сони –это поселения Кузнецово -3 и 4, Садовники-2, Бухта Кологераса-2, Пионер-1,Стародубское-3. Они очерчивают выявленный археологами ареал ее основнойконцентрации на Южном Сахалине, что обусловило ее второеназвание-южно-сахалинская неолитическая. Но фактическая география находоктипичной для культура керамики Сони с квадратным дном значительно шире, оназахватывает и большую часть среднего и Северного Сахалина. Вероятно, носителикультуры Сони пытались освоить весь остров.
Еще не ясно, появиласьли эта культура на Сахалине в результате миграции переселенцев из каких-тососедствующих районов, или новая археологическая культура сформировалась наместе в результате нововведений эпохи неолита. Археологи отмечают ее появлениена острове около семи тысяч лет назад, то есть в пятом тысячелетии до нашейэры, и исчезновение через восемьсот — тысячу лет. Пережив пору расцвета,культура Сони исчезает, причины этого события не ясны. Заметим, что время еесуществования, по радиоуглеродным датировкам оно составляет 6740 ± 150 — 5648±490 лет назад, то есть 7-6 тысяч лет назад, в целом совпадает с датировкамиклиматического максимума голоцена – самого теплого периода за последние десятьтысяч лет. Это совпадение не случайно, видимо, в нем и кроется загадка культурыСони.
Приметой появление еекультуры на Сахалине стало временное, резкое и неожиданное сокращениеобсидианового обмена с о. Хоккайдо, что указывает на инородность пришельцев поотношению к хоккайдскими соседям. Материальная культура Сони принципиальноотличается от культуры племен раннего неолита Сахалина и Хоккайдо. Вместопластин и микропластинок ее носители изготавливали орудия труда из отщепов_тонких осколков овальной формы с острыми краями, как будто бы срезанных ударомотбойника с поверхности нуклеуса. Впрочем, техника отщепов почти одновременнораспространяется по всему миру, не стали исключением Сахалин, Курилы иХоккайдо. Эта технология — один из признаков нового, развитого этапа эпохинеолита.
Керамика Сони необычна,она изготавливалась из глины и примесью травы — прием, типичный для жителейдругих районов мира. Соседи людей Сони и с севера, и с юга примазывали к глиняномутесту толченую ракушку. Наконец, самой яркой чертой этой культуры были горшки.Они имели не округлый, как обычно, а четырехугольный резервуар, что до сих порприводит в изумление археологов. По углам сосуды украшались треугольнымивыступами, характерными для керамики Восточной Азии. Две особенности – примесьтравы и рельефный орнамент — указывает на происхождение гончарной традиции врамках южного региона. Глубокие жилища и география распространения – наадаптацию к северным условиям. Свободное владение морскими промыслами иприуроченностью подтверждают морской характер культуры.
В отличие о людейобщности дземон – жителей о. Хоккайдо и Курил- люди культуры Сони не строиликруглых домов. Их полуподземные жилища имели четыре угла, четырехскатную крышуи очагу, расположенный в центре либо у северной стены. В одном из таких очаговна поселении Стародубское-3 археологам удалось найти кожуру орехов, горелыекости морских животных и птиц. Недалеко от очага лежали каменные наконечникиострог, точильные бруски, грузило и челнок для шитья для сетей, скребок и ножиз камня. На стоянке у села, Пионеры найдены кости оленя, а на поселенииКузнецово-3- позвонки крупной рыбы и тюленя. Все это красноречиво рассказываето занятиях населения Южного Сахалина средней поры неолита.
Поселения культуры Сонисостояли из пяти-шести домов площадью от 40 до 80 кв. м каждый. Жилищарасполагались в одну-две линии или гнездом, одно возле другого, обязательно набрегах лагун, заливов или в устьях рек. Находки костей рыбы и нерпы и связьпоселений с побережьем – неопровержимые свидетельства приморской направленностиэкономики.
По подсчетам ученых,жители одного такого поселка контролировали около пятидесяти километровпобережья с четырьмя-пятью промысловыми реками. В одном поселке проживало от 50до 200 человек. Как и сейчас, люди расселялись на побережьях не равномерно,заселялись устья богатых рек, берега лагун и морских заливов, морские мысы сзалежками морского зверя, а непромысловые участки пустовали. Предположительнона побережьях Сахалина в V-IVтыс. до н.э. могло проживать около семи-восьми тысяч человек. Меньше людейпроживало в долинах крупных рек. В периоды благоденствия население островамаксимально могло составлять двенадцать- пятнадцать тысяч человек. Бедствия,мор и голодовки могли приводить почти к полному запустению территории на многиегоды, когда население уменьшалось многократно и не превышало двух-трех тысячжителей.
Неолитическая культурана Северном Сахалине. Поселение Имчин-12
Практически всюобозримую историю неолитической эпохи население Северного Сахалина находиласьпод культурным влиянием приамурских племен. Такова была роль бассейна Амура,что вдоль берегов этого естественного пути различны племена продвигались сзапада на восток. В конце их пути находился остров Сахалин, поэтому вполнеестественно, что археологические культуры эпохи неолита на Нижнем Амуре и наСеверном Сахалине необычайно близки друг другу. Самая изученная культура эпохипозднего неолита в этом регионе – имчинская, названная так по одноименной реке– притоку р. Тымь.
Самый известныйпамятник этой культуры, полностью изученный сахалинским археологом О.А.Шубиной, — это поселение Имчин_12, расположенное недалеко от поселка Ноглики.При раскопках на поселении обнаружено 8 жилищ округлой формы. Конечно же, невсе они были одновременны друг другу, скорее всего поселок состоял из двух-трех домов. Место на островке в древнем устье реки было удобным, и люди здесьселились не раз и не два. На полу жилищ остались следы столбов, поддерживающихкровлю, в центре размещалась утоптанная площадка – здесь находился выход; длятого чтобы покинуть дом зимой, нужно было выйти на середину пола, влезть понаклонному столбу с зарубками наверх и выползти через дымовое отверстие. Путьнелегкий, но оправданный – так люди выбирались после пурги. Кроме того, такойвыход экономил тепло. Если не открывать дверь, то дом выстуживается не такскоро. Весной, летом и осенью северяне выходили через другую дверь,расположенную в стене дома.
Имчинские поселенияныне располагаются на берегах рек. Тогда же в этих местах плескались волныполусоленых лагун и эстуариев рек – уровень моря был выше современного на трипять метров. Как и другие жители побережий, имчинцы были рыболовами иохотниками на морского зверя. Большим подспорьем была охота на оленя и медведя,перелетную и боровую дичь и, конечно же, собирательство.
Для орнаментациигончарных изделий люди имчинской культуры использовали гребенчатые штампы,изготовленные из кости и дерева. Горшки были простой формы, исключительноплоскодонные, изготовленные без гончарного круга, вручную. Орнаментациякерамики, найденной на поселении, полностью совпадает с узорами на сосудахнекоторых локальных культур Вознесеновской общности эпохи развитого и позднегонеолита на Нижнем Амуре. Рецепт приготовления глиняного теста, в состав котороговходил мелко толченый моллюск с раковиной не был изобретением имчинцев. Егоиспользовали в эпоху неолита большинство дальневосточных племен – от Амура доКурильских и японских остовов.
Надо иметь в виду, чтов тот же период, в III-IIтысячелетии до н.э., в Африке и Евразии, от Атлантики до Тихого океана,особенно там, где добывали медь и олово, в связи с расцветом первобытнойметаллургии получили развитие культуры бронзового века. Вся Евразия пришла вдвижение — начало эры метала, ознаменовалась развитием земледелия, быстрымростом населения, обострением межплеменных конфликтов и, с другой стороны,небывалым развитием культуры и расширением обмена. Нельзя не отметить, чтоизменения на материке не сказались на жизни островитян. Однако, ввидуотсутствия на островах дальневосточных морей месторождений руд, необходимых дляметаллургии бронзы, последняя не получила здесь своего развития. Этот моментследует считать поворотным в истории региона – с него развитие социумовконтинентами островов пошло разными путями. В эпоху бронзы происходитдальнейшая дифференциация населения Земли в связи с разными условиями доступа ктакими важнейшими ресурсам, каковыми являются рудные месторождения, плодородныеземли и благоприятный для производящей экономики климат.
Именно в бронзовом векезародились первые великие цивилизации Востока и Средиземноморья. Наиболееблизким к Амуру, Приморью и островам Дальнего Востока центром такого развития вбронзовом веке стал Китай, где в III-IIтысячелетии до н.э. развитие цивилизации пошло ускоренными темпами в связи срасцветом металлургии бронзы. До некоторых пор на Нижнем Амуре, в Приморье, атакже на Сахалине и островах Курильского и Японского архипелагов сохранялсятипичный уклад жизни, характеризующий финальный этап каменного века. Каменнаяиндустрия достигла высочайшего развития – люди могли изготавливать орудия излюбого, в том числе самого некачественного, камня. Технология расщепления дляполучения тонких пластинчатых отщепов овальной формы, из которых впоследствииделали ножи, скребки, наконечники стрел, была совершенной и экономичной.Первобытные коллективы эпохи позднего неолита в островном мире Восточной иСеверо-восточной Азии были полностью адаптированы к жизни в островных условиях.
Однако социумы югаяпонского архипелага, а также приморья и Нижнего амура испытывали очень сильноедавление со стороны продвигавшегося в регион населения Китая и Сибири, где врезультате роста производящего хозяйства и металлургии отмечается ростнаселения и демографическая напряженность. Во многом это и обусловилопродвижение первобытных племен с Нижнего Амура и о. Хоккайдо в III-IIтысячелетии до н.э. навстречу друг другу. Объектом из экспансии был Сахалин. Опродвижении амурских племен на север Сахалина во втором тысячелетии до нашейэры свидетельствуют многочисленные поселения имчинской культуры. На юге островадоказательством экспансии с континента является многослойное поселение Седых-1,где обнаружена керамика с орнаментом, точно копирующим рисунки на гончарныхизделиях Вознесеновской общности Нижнего Амура. Одновременно отмечаемпроникновение южных — дземонских элементов к северу и востоку от Хоккайдо.
Седыхинскаянеолитическая культура позднего неолита
Группа доисторических поселенийСедых-1 располагается близ одноименного пресного озера на окраине села Охотскоена древней песчаной косе, образованной столкновением волн Охотского моря илагуны Тунайча. По мнению геологов, изучавших природные процессы древности вместес археологами, в период более пяти тысяч лет назад уровень Мирового океанапревышал современный на 3-5 метров. Тунайча представляла собой глубокий морскойзалив, соединенный с Охотским морем тремя широкими проливами. Люди жили наостровках. На месте села Охотское была песчаная отмель, перемываемая волнамиморя. В примыкающих долинах рек господствовали темнохвойно-широколиственныелеса с участием дуба, вяза, клена, ореха и бука. Культура этого периода изученанедостаточно хорошо. Предположительно племя, обитавшее вокруг озера Тунайча, восновном специализировалось на рыболовстве.
В период между5400-4300радиоуглеродных лет, что при пересчете календарного возраста дает IVтысячелетие до н.э., уровень моря в результате похолодания понизился на 3-4метра, и произошло формирование современного ландшафта. Тунайча стало озером,на ее берегах выросли березовые леса, в низинах образовались заболоченныеозера. В период между 4300 и 2300 лет, то есть в III–начале I тысячелетия до н.э.,климат вновь становится теплее: уровень моря повышается до современных отметок,также происходит развитие лесной растительности. В этой благоприятнойобстановке по берегам озером Тунайча широко расселились переселенцы с северносителе Вознесеновской культурной традиции. Их жилища погребены в песчаных береговыхкосах озера Тунайча на самой окраине села Охотское. Благодаря археологическимраскопкам мы знаем, что основное ядро поселения Седых -1 располагалось упротоки, соединявшей пресное озеро Седых с лагуной Тунайча. По одноименномуозеру эта культура называется сидыхинской. Радиоуглеродные датировки позволяютпометить культуру периодом в семьсот лет — от 4200 до 3500лет, в границахкалендарного возраста от 30 до 23 века н.э.
Неолитический поселокнасчитывал несколько десятков женщин. Его население в лучшие годы достигалополутораста-двухсот человек. Всего же в окрестностях лагуны Тунайча в тотпериод обитало до полутора- двух тысяч человек. Дома, судя по раскопкам,представляли собой полуземлянки с двускатной крышей, поддерживаемой столбами,вкопанными в песчаный пол. Внутри жилища располагался очаг, по углам лежанки,кроме того, в полу устроены хранилища пищи. В холодном песке в глиняных горшкахпища могла храниться дольше, чем на поверхности. Среди находок, обнаруженныхпри раскопках поселения,- наконечники стрел и дротиков, скребки, ножи и орудиядля обработки дерева- топоры, тесла, долота. Дл их изготовления в основномприменялись халцедоновые гальки, которые люди собирали тут же, на лагунныхотмелях. Редко встречаются орудия из кремня, и еще реже — из обсидиана. Всеуказывает на то, что более важную роль для жителей селения играли не каменные,а другие – костяные, деревянные орудия и, конечно же, сети.
Носители седыхинскойкультуры, несомненно, были рыболовами, рыболовство составляло самую суть их жизни.Их поселок стоял в довольно прохладном, продуваемом всеми ветрами месте, и егоединственным преимуществом была близость к богатейшему источнику пищи — проливу, соединяющему лагуну Тунайча с Охотским морем. Не ясно, какую роль врационе седыхинцев играла мясная пища, наверное, они добывали и морского зверя– нерпу и сивуча. Но отсутствие жирового нагара на найденных при раскопкахгоршках указывает на преимущественное использование рыбы. Ихтиофагия характернадля всего побережного региона, от Нижнего Амура до самых южных острововЯпонского архипелага. Вероятно, миграция населения с нижнего Амура в третьемтысячелетии до н.э. на Сахалине привела к возникновению поселков ихтиофагов наберегах озер Южного Сахалина.
Седыхинская культуратесно связана с нижнеамурскими неолитическими культурами вознесеновскойобщности. На это указывают, прежде всего, формы и орнаментации гончарныхизделий. Горшки, найденные на поселение седых -1, имеют характерную усеченобиконическую форму тулова и плоское дно. Криволинейный орнамент, имитирующийморские волны, солнце, поднимающееся из моря, наносился краем раковины. Узорына керамике поселения седых полностью повторяют вознесеновские. В составкерамики, кроме глины, также входил точеный моллюск, еще одна черта амурскойтрадиции. Такие же параллели ученые прослеживают по устройству жилищ и способамизготовления топоров. Историю седыхинской культуры позднего неолита, как имногое другое в доисторическом прошлом Сахалина и курил, еще предстоитнаписать, ныне известны лишь отдельные эпизоды ее зарождения и развития.
Неолитическая культурана Курильских островах
До сегодняшнего дняКурильские острова остаются малоизученной территорией, несмотря на то, чтоархеологические исследования на архипелаге продолжаются вот уже более лет. АрхеологияКурильских островов отличается своеобразием, богатством и многообразиемстоянок, яркой индивидуальностью находок. Все известные памятники неолита на Курилахотносится к кругу историка — культурной общности дземон. Ядро этой общностирасполагалось на острове Хонсю. Ее влияние в позднем неолите достигало о. Тайваньна юге и Камчатки на севере. Ближайшие родственные черты неолитической культурыКурильского архипелага находим на востоке о. Хоккайдо.
Суммируя все имеющиесяданные, можно в общих чертах нарисовать общую картину и выделить этапы эпохинеолита на Курильских островах. Как говорилось выше, ученые предполагают, чточеловек проникал на отдельные Курильские острова в период не менее двадцатитысяч лет назад. Но на сегодняшний день самые древние археологические находкиотносятся лишь эпохе раннего неолита, а самые древние археологические находкиотносятся лишь к эпохе раннего неолита, а самые древние археологическиепоселения – к рубежу раннего и среднего неолита. Среди них стоянки Янкито иКуйбышево на о. Итуруп, а так же Серноводское у озера Песчаного на о. Кунашир.Радиоуглеродная датировка стоянки Янкито на о. Итуруп составляет 6980±50 лет,то есть она относится к периоду не позднее 5000 лет до н.э. на стоянке Куйбышевоархеологи обнаружили изделия, схожие с микропластинками – их могли использоватькак вкладыши в составные орудия из кости, а также орудия на микропластинках ипластинчатых отщепах, напоминающие ранненеолитические изделия. На поселенииСерноводское на о. Кунашир найдена керамика возрастом не менее пяти тысяч лет,характерная для раннего и среднего неолита о. Хоккайдо. Она украшена оттискомтолстого шнура, прокат которого по поверхностям сосуда создает узор,напоминающий цинковку, сплетенную из веревки. Самая древняя керамика, возрасткоторой может достигать девяти тысяч тысячи лет, обнаружена на стоянке Китовоена о. Итурупе. Период практически не изучен.
Средний и позднийнеолит в рамках абсолютных датировок 4220± 160-02030± 40лет наиболее полнопредставлен на многослойных поселения. Касатка — Благодатное, Танковое,Куйбышево (о. Итуруп), Алехино (о. Кунашир). Большинство из этих памятников располагаютсяиз средневысотных приморских террасах и дюнах и состоят из культурных слоев,разделенных прослойками вулканического пепла и погребенных жилищных западин.Характерны типичные для позднего и финального дземона о. Хоккайдо толстостенныеплоскодонные сосуды, изготовленные с примесью органических веществ. Какправило, керамика украшалась композициями из веревочных оттисков, лепныхукрашений, выступов на кромке венчика и т.д. Каменная индустрия развивалась врусле технологических схем культур позднего неолита.
Типичные для неолитаорудия — ножи с пропеллеровидным сечением, ножи-сэкихи с кнопчатым основанием,круглые скребки, наконечники копий, дротиков и стрел, дрили и проколки –изготовлены методами скола и двусторонней ретуши из пластинчатых отщепов.Рубящие орудия – хорошо шлифованные топоры, тесла, долота. Используемое виндустрии сырье – хоккайдский обсидиан, а также местная яшма, кремень, сланец,андезиты. В середине – начале 1 тысячелетия до н.э. на юге Курильскогоархипелага на смену неолитической культуре приходит культура постдземона. Еепамятники широко распространяются на островах и наиболее многочисленны.Предположительно, это культура раннего железного века.
Показательным и однимиз самых загадочных памятников эпохи неолита на Курильских островах являетсямногослойное поселение, расположенное в живописном месте у большого пресногоозера куйбышевское, также известное под местным названием Танковое. Кроме жилищи культурных слоев различной древности там обнаружены могильник и святилищаэпохи финального неолита. Погребения по обряду трупоположением в скорченномвиде сопровождалось погребальным инвентарем и каменными кольцевыми кладками.
На озере куйбышевскоетак же обнаружена чрезвычайно загадочная керамика и еще один объект, которыйбез сомнений имел ритуальное значение. Глиняный сосуд, найденный у озераКуйбышевское, представляет собой плоскодонную емкость ведерного объема,украшенную затейливым рисуночным орнаментом. На сосуде выделялись три зоныдекора: нижняя, символизирующая подземный мир; средняя – мир человека; верхняямир неба. В средней зоне симметрично напротив друг друга располагаются двачеловека, что сразу же напоминает о древнеайнских мифах – для них характернапарность всего сущего, от человека до облака: « облако-муж, облако-жена,ворон-муж, ворон-жена».
Фигура человекавыполнена стилизованно в весьма условной манере кубического стиля, что вообщехарактерно для древнего искусства общности дземон: четко видны взметнувшиеся кнебу руки, ноги упираются в землю, два центра жизни – в брюшной полости, и вголове, изображены в виде прямоугольников, заключенных один в другом. Этиизображения очень похожи на глиняные фигурки «догу», характерные для общностидземон Японского архипелага. Сфера жизни человека, тот самый мир, которыйчеловек на сосуде обнимает руками, представлена еще одним типичным для дземонамотивом – спиралевидными шнуровыми оттисками, имитирующими пространство. Композиция,таким образом, имеет ярко выраженный космогонический характер. Не менеезагадочен и солярный декор на круглом дне сосуда, найденного поблизости отвышеописанного. Выемка в центре композиции на круглом дне сосуда символизируетсветило, а точки вокруг нее – звезды.
Несмотря на слабуюизученность, имеющиеся материалы позволяют с уверенностью говорить об общностинеолитических культур Курильского архипелага и неолита северо-восточной частио. Хоккайдо и в некоторой степени, особенно в области каменной индустрии, с культурамипозднего неолита полуострова Камчатка. Представляется, что эти культурыформировали некую островную общность эпохи неолита, где Курильские островаестественным образом играли роль контактной цепи, по которой в меридиональномнаправлении проходили культурные импульсы в цепи «островной мир – континент».
Список литературы
1. История Сахалина и Курильскихостровов с древнейших времен до начала XXIстолетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона /М.С.Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И.Ищенко.Южно-Сахалинск.,2008.-С.712.
2. Сахалинв эпоху камня.- Новосибирск: Наука.1988.-240с.
3. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008.-412с.
4. История Сахалина иКурильских островов с древнейших времён до начала XXIстолетия. Южно-Сахалинск, 2008.