МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет непрерывногообразования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Историягосударства и права зарубежных стран»
Тема:
Образование и основные этапы развития государственности вДревней Спарте
РЕФЕРАТ
Курсоваяработа: 37 с., 17 источников, 3 прил.
СПАРТА,ЛИКУРГ, АПЕЛЛА, ГЕРУСИЯ, ЭФОРЫ, СПАРТИАТЫ, ПЕРИЭКИ, ИЛОТЫ, ОБЩЕСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ, СИССИТИИ.
Предметомисследования является древнегреческое государство Спарта и спартанскоеобщество.
Объектисследования – процесс образования и этапы развития государственности в ДревнейСпарте.
Цель курсовойработы – раскрыть процесс становления и основные этапы развитиягосударственности в Древней Спарте.
Методомисследования является анализ научной литературы.
Областьювозможного практического применения являются научные работы по истории ДревнейГреции, подготовка к экзамену.
Социальнаязначимость курсовой работы заключается в том, что изучение и анализ опытапрошлого (в данном случае государственного устройства Спартанского государства)помогает не допускать ошибок в будущем.
Авторподтверждает, что приведённый в работе теоретический материал правильно иобъективно отражает исследуемую тему, а все заимствованные из литературныхисточников теоретические положения и концепции сопровождаются ссылками на ихавторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ
1.1 ОбразованиеСпартанского государства
1.2 Государственныйстрой Древней Спарты
1.3 Особенностисоциально-экономического и общественного строя спартанского полиса
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДАСПАРТАНЦЕВ
2.1 Воспитание спартиатов
2.2 Военная организация жизниспартанцев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ДревняяГреция состояла из двух государств Афины и Спарта. Интерес автора курсовойработы к Спарте не случаен.
Во-первых, оСпарте не так много известно, как о других государствах Древнего Мира. Этосвязано с тем, что наука и искусство не развивались. А основными источникамиявляются труды древних историков: Аристотеля, Геродота, Фукидида, Плутарха,Ксенофонта, Фукидида.
Во-вторых,Спартанское государство своим укладом, менталитетом сильно отличается не толькоот современных держав, государств других исторических эпох, но и отдревнегреческих государств-полисов.
В даннойкурсовой работе отражен процесс становления спартанского государства, егосоциально-экономическая и политическая жизнь.
Данныйизложенный материал можно использовать при подготовке к экзаменам и написаниидругих научных трудов, рефератов по истории Древней Греции.
Цель курсовойработы – раскрыть процесс становления и основные этапы развитиягосударственности в Древней Спарте.
Задачикурсовой работы:
· изучив источникинаучной литературы, описать этапы становления Спартанского государства и еготерриториальные границы;
· раскрытьэкономическую жизнь спартанцев и социальное положение различныхклассов-сословий;
· датьхарактеристику политическому устройству Древней Спарты, описать структуругосударственных органов;
· определитьхарактерные черты спартанского воспитания;
· описать военныйуклад жизни спартиатов.
Предметомисследования является древнегреческое государство Спарта и спартанскоеобщество.
Объектисследования – процесс образования и этапы развития государственности в ДревнейСпарте.
Методомисследования является анализ научной литературы.
Литературнымиисточниками выступили учебные пособия, литературные труды Плутарха,историографии, ресурсы отдалённого доступа.
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙСПАРТЕ
1.1 ОбразованиеСпартанского государства
Спартанскоегосударство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскомуполуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IXвеке был сформировано Спартанское государство. Название государства произошлоот города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованиемгосударства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, ипоявляются пять областей. [9]
По словамКрушкол Ю.С., Спартанское государство возникло во время последней волныпереселений дорийских племён, когда все области кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи,уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе,нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийскихпереселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родовогостроя. Государства у них ещё не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинилисебе местное население. Возникла необходимость в аппарате угнетения. Такпоявилось спартанское государство.[7, c.44]
Во Всемирнойистории говорится о территории Спарты следующее: территория Спарты – Лаконикарасположена в южной части Пелопоннеса. (см. Приложение А) Это плодороднаядолина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долинаограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно длямореплавания. [2, с. 667]
Пикус Н.Н.уточняет: «Лакония с востока отделена от морского побережья горным хребтомПарноном. От других областей Пелопоннеса на западе её отделяет хребет Тайгет иего отроги. В северной части плодородной долины Еврота, как указываютархеологические раскопки, в X в. до н.э. возник город Спарта. В более древнеевремя на его месте не было сколько-нибудь значительного поселения» [6, с.111]
Такое географическоеположение Спартанского государства способствовало его возвышению. По словамПечатновой Л.Г., в то время удаленность от моря скорее благоприятствоваларазвитию государства, чем тормозила его. Спарта находилась в сравнительнозамкнутом горном пространстве, на правом берегу реки Еврот, в сердцеплодородной долины. Это место обладало целым рядом преимуществ: хорошие поля ивыгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом. Однако выбор совершенно неукрепленногоместа предполагает подчинение и умиротворение всей прилегающей к Спартеобласти.[10, с.4]
По словамисториков, после завоевания Лаконики до берега моря дорийцы начали упорнуюборьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями – Кинурией навостоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещёв VIII в. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложнённыесоциальными потрясениями в спартанском тылу. Вся территория Мессении былаподелена между победителями на участки. Кинурию спартанцам удалось завоевать вVI в. до н.э. [2, с.668]
Относительнозавоевания Мессении Печатнова Л.Г. сообщает следующее: до войны со СпартойМессения была свободной и независимой страной. Об этом говорит, например, тотфакт, что она активно участвовала в олимпийских играх. Для Мессении поражение вМессенских войнах оказалось страшной катастрофой. Была уничтожена еегосударственность и надолго прервано ее культурное развитие. Для Спарты жеМессенские войны стали логическим продолжением ее экспансии и своеобразнымвариантом т.н. внутренней колонизации. [10, с.5]
Но, захвативдовольно обширную территорию Мессинии, между общинами начались раздоры, факты самоуправства,в итоге народ и аристократия были разделены. Спартанская община отличалась отдругих племён тем, что, господствуя над коренным населением Лаконики, имелавыраженный военный характер. После захвата Мессинии это положение болееусугубилось. Так как, местные жители также были из дорийского народа, ихчисленность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавиделипоработителей. [9]
По словамПикуса Н.Н., во время 1-й и 2-й мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э.окончательно оформилось спартанское государство как государстворабовладельческой аристократии, организованное по военному для обеспеченияэксплуатации завоеванного населения Лаконии и Мессении. [6, с.112]
На этоуказывает и Крушкол Ю.С.: «так как спартанцев было гораздо меньше, чемзавоёванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразныйхарактер: вся общественная и политическая организация Спарты была подчиненазадаче сохранения этого господства» [7, с. 44]
По словамВарвары Владимировны и Дмитрия Евгеньевича, в результате двух мессенских войнпод властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленнымнаселением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс.чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов –насчитывалось всего 10 тыс. [14, с.40]
Послезавоевания Мессении спартиатам не удалось захватить новые территории. Тогда онизаключили военный союз со многими государствами Пелопоннеса. Союз был заключёнв VI в. до н.э. и стал называться Пелопоннесским. Гегемоном данного союза былаСпарта, которая следила за властью в союзных государствах. [6]
По словамЮ.С. Крушкол, в него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиесясамостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные вСредней Греции. [7, с.49]
Высшиморганом было ежегодное союзное собрание, которое проводилось в Спарте.Председателями на этом собрании были спартанские эфоры. Каждое из государствобладало одним голосом, но из-за влияния Спарты на многие более слабыегосударства решения принимались в пользу гегемона. Союзники вносили взносы навоенные нужды, которыми распоряжалась Спарта. [6]
Такимобразом, Спартанский полис возник вследствие захвата племенем дорийцевтерритории Лаконии на острове Пелопоннесе в девятом веке до нашей эры. Нонебольшая территория Лаконии не удовлетворяла запросы спартиатов, что привело кзахвату близлежащих территорий – Мессении и Кенурии. В итоге под Спартанским государствомоказалась значительная территория – 8400 кв.м. и многочисленное население –около 240 тыс. человек. Укрепить своё военное могущество Спартанскомугосударству помог Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти всегосударства Пелопоннеса, гегемоном же этого союза стала Спарта.
1.2 Государственный строй Древней Спарты
Спартанскаяобщина, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IXв. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась награни развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарногоЛикурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.
Ликург былодним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата.Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнемупрестол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял всефункции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость исправедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого,после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившисьмнением пифии – жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законыбудут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину.Слабохарактерный племянник — царь Харилай – как и другие граждане приняли егозаконы. [1]
Тагунов Д.Е.отмечает, что реформы Ликурга – это целый комплекс преобразованийсоциально-экономического и правового характера, оформленный ретрой – договоромо «наилучшем государственном устройстве». Антиаристократическая направленностьЛикурговой ретры очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бырастворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок,избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоевспартанского общества, которые поражали своей стабильностью. [15, с.64]
По словамПечатновой Л.Г., Большая Ретра Ликурга — это знак начавшейся консолидациигражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, анаоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаромспартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но ихравенство было очень своеобразно — это было равенство внутри слоя господ. [11]
По мнениюИльинского Н.И., окончательно «Ликургов строй» сложился в Спарте к концу VII в.до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве государства решала двеосновные задачи – путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечитьединство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением.Порядок и единство укрепили Спарту.[5, с.148]
По словамБотвинника Марка Наумовича, законы Ликурга не были записаны. По его мнению, всёчто важно и необходимо для счастья государства, должно войти в обычай и образжизни граждан с самого раннего детства. Вот почему основное вниманиезаконодателя было обращено на воспитание детей. [1, с. 11] Плутарх приводит,что сказано об этом в одной из ретр: «Главнейшие начала, всего болееспособствующие процветанию государства и доблести, обретают устойчивость и силулишь укоренившись в нравах и поведении граждан, ибо для этих начал болеекрепкой основой, нежели необходимость, является свободная воля, а ее развиваетв молодежи воспитание, исполняющее в душе каждого роль законодателя. Авторостепенные и в частности денежные обязательства, которые изменяютсясообразно различным потребностям, лучше не закреплять в писаных законах инезыблемых правилах: пусть в нужных случаях делаются те дополнения или изъятия,какие люди сведущие одобрят и сочтут полезными» [13, с.46]
Следуетотметить, что, конечно, сложившийся государственный строй Спартанскогогосударства не был создан одномоментно, благодаря таланту одного законодателя.Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносилисьпоправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательногопреобразования всего общества и государства. [11]
Когда законыЛикурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главноепреобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшиськлятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до еговозвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будетпроцветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь вСпарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы. [1]
По словамБотвинника М.Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась егозаконов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильныхгосударств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотоми серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга былнанесён смертельный удар. [1, с. 15]
По словам Плутарха,Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо выступали нагосударственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что Ликург неполучил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя почести,оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему воздвигнутхрам и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что, когда останкиЛикурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния. Впоследствии этоне выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме Эврипида, умершего ипогребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним случилось после смерти тоже, что некогда — с самым чистым и самым любезным богам человеком, и в глазахстрастных поклонников Эврипида — это великое знамение, служащее оправданием ихпылкой приверженности.[10, с.21]
Рассмотрев личностьзаконодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы далеерассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса, котороесложилось после проведённых Ликургом реформ.
По мнениюСтадуба И.Д., государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался врезультате преобразования военной демократии в республику, которая со временемприобрела аристократический характер.[17, с.64] От первобытнообщинной эпохиздесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя– архагета.
Верховныморганом власти в Спарте была апелла, в которую входили все полноправные спартиаты,достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных жеспартиатов вместе с их семьями было не более 10% от всего населения. Членынародного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за илипротив предложений царей или герусии – совета старейшин. При решении особоважных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялосьбольшинство, в других случаях выражали свое мнениями криком. [2]
Площадь, накоторой происходили собрания, была без украшений, не было даже никакой защитыот солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхомтого, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. [1] Плутарх объясняетэто тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравостисуждений, напротив — причиняет один только вред, занимая ум собравшихсяпустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобызаниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчурпышно изукрашенный.[13, с.43]
Апелларешала такие вопросы как выбор руководителя военного похода, избраниедолжностного лица. Но решения не обсуждались – они либо принимались, либоотвергались.[14]
О царскойвласти историки уточняют следующее: «община спартиатов возглавлялась двумяцарями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям – Эврипонтидов иАгиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль вкульте, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями,входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов,достигших 60-летнего возраста». [2, с.669]
Ограниченностьцарской власти герусией подтверждает и Деревенский Б.Г.: в Спарте правили двацаря, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальнаявласть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцеввозрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела,в то время как цари командовали войском. [3, с.10] Кроме этого цари илиархагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами. [15]
Цари недолжны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходилирелигиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. [6]Главнымделом царей, по словам Ильинского Н.И., было не доказывать свою родовитость иправо на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою. [5,с. 146]
Марк Наумовичо царях сообщает следующее: «одновременно с Харилаем, происходившим из родаЕврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов. Оба царя ненавидели другдруга: каждый стремился к единоличной неограниченной власти, которую в Грецииназывали деспотией. Эта вражда ослабляла государственный строй. [1, с.9]
По словамПлутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным былСовет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона,царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел,этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, котороеносилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживалицари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точнобалласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость ипорядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей,оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранитьотечество от тирании. [13, с.42]
Если царибыли моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царскихродственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы,достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытомпомещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимопомещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом. [7]
По словамБотвинника М.Н., для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собойиз-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон о разделениивласти. «Пусть, — говорилось в законе, — народ будет разделен и по местужительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, анарод время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народупредлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пустьбудет высшая власть и сила». [1, с.9] Однако в спартанской общине происходилорасслоение. Так в добавлении к «большой ретре» говорится о том, что в случаепринятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собраниеи отменяют решение.[6]
Этоподтверждает и Крушкол Ю.С.: «заседание только тогда считалось открытым, когдаприсутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны ссозывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось.Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решалоосновных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю. [7,48]
Такой органуправления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже.Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решениецарей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзорза поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера [2] Помнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтовмежду родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшаябольшую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников,стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых наопределённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которыеизбирались из «достойных» [5, с.151]
Эфоры, какорган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пятидеревень – ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пятиоб, на которые делился спартанский полис [6]
Слово «эфор»означает «надзиратель», «наблюдатель». Вначале функции эфоров заключались вследующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари.Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить. [1]
Пикус Н.Н.пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год иобладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности исудить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали занеукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководиливнутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.[6, с.116-117]
В своейдеятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтомуотсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблениювластью. [15] Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний неявлялся, его приводили силой [7]
Несмотря нато, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, Стадуб И.Д.чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела, особенно огосударственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры –эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без суда ипредварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показаниясвидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались поусмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав(атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы,удушения.[17, с.68]
По мнениюКрушкол Ю.С., спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческихгосударств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в Пелопоннесском союзе,всегда поддерживала вместе с этим союзом все антидемократические действия итечения, возникшие в древней Греции. [7, с.50]
Такимобразом, своего могущество Спартанское государство достигло благодаря реформам Ликурга.Законодательство Ликурга основывается на двух основных принципах: во-первых,путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев;во-вторых, совместное господство спартанцев над завоёванным населением.Государственный строй Спарты – аристократическая республика, государственнымиорганами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари иэфоры.
Народноесобрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носилоформальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решалавсе государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно огосударственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиознымкультом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешнейполитикой, решали гражданские споры.
1.3 Особенности социально-экономического и общественногостроя Спартанского полиса
До Мессенскихвойн характерной чертой социально-экономического строя Спарты было господствородовой аристократии. После же захвата Мессении в Спарте складывается строй такназываемой «общины равных» [2]. По словам Крушкол Ю.С., это был пережитоквоенной демократии, характерный для переходного периода от родового общества кклассовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческогогосударства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословияспартиатов) для подавления илотов и периэков. [7, с.46]
Порабощённоеземледельческое население Лаконии — ахейцы и Мессении – дорийцы получилоназвание илотов. Предание говорит, что этот термин возник от названия жителейгорода Гелоса, который оказал особенное сопротивление спартанцам. [6] Другиеучённые считают, что это слово образовано от греческого глагола, который имеетзначение «быть пленным», «попадать в плен». Спартиаты как главенствующееполноправное население взяли себе название от главного города своегогосударства. Население горных районов Спартанского государства, а также неоказавшие сопротивления ахейцы получили название «периэков», что в переводеозначает соседи. Так произошли сословия спартанского населения — спартиаты,периэки и илоты. [7]
Основойэкономической жизни Спартанского государства было земледелие. По мнению МаркаНаумовича Ботвинника, самым важным и смелым из преобразований Ликурга, былпередел земли. Всё богатство в это время скопилось в руках немногихаристократов, а бедняки, потерявшие свою землю, угрожали восстать и уничтожитьвласть богачей. Ликург убедил сограждан отказаться от владения землёй в пользугосударства, с тем, чтобы никто больше не мог продавать или покупать землю. Всюземлю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равныйнадел. Этим Ликург хотел уничтожить бедность и богатство и заставить всех житьв одинаковых условиях, чтобы никто не был выше другого. [1, с.10]
Крушкол Ю.С.относительно этого пишет следующее: «Спартиаты пользовались этой землёй, но невладели ею в настоящем смысле слова. Они не могли её продать или заложить, таккак она была общиной собственностью. Земля возделывалась очень примитивнымиорудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу.Разводили и овощи». [7, с.45]
ДеревенскийБ.Г. уточняет, что этот участок обеспечивал семью ячменной мукой, растительныммаслом и вином, чего, по мысли законодателя, было вполне достаточно длядостойной жизни. [3, с.10]
Илотыобрабатывали эти участки (клеры), содержали семьи спартиатов. Историкиуточняют: «в отличие от обычного в древней Греции типа рабства илотыпринадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом– государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовалисьизвестной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачиватьвладельцам участков установленный государством натуральный оброк в видеопределённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примернополовину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставоксверх этой нормы. [2, с. 668] В некоторых случаях илоты даже накапливалиизлишки и осуществляли выкуп свободы. Так при царе Клеомене 6 тыс. илотовосуществили сделку с властью.[16]
Исходя из того,что у илотов было ограниченное право на владение частной собственностью,некоторые историки (Ботвинник М.Н., Ильинский Н.И., Деконский А.А. и др.)приравнивают их к крепостным.
Илотыявлялись абсолютно бесправными. Чтобы отличаться от других жителей илоты носилидаже особую одежду, шапки у них были из собачьего меха. В армии илоты выполняливспомогательные функции.[7] По словам Деконского А.А., в войсках онииспользовались в качестве обозных, носильщиков и лагерной прислуги. Положениеих было столь тяжёлым, что даже спартанский поэт Тиртей сравнивал илотов с«ослами», обременёнными крайне тягостной ношей. [8, с.295] Марк Наумович пишето том, что илотам под угрозой страшных наказаний было запрещено петь песнисвободных. Правильно заметили греки, что если свободный в Спарте наиболеесвободен, то раб здесь находится в наиболее рабском состоянии. [1, с. 15]
По словам ПечатновойЛ.Г., существовали различия в статусе лаконских и мессенских илотов:«Историко-географические реалии предполагают, что лаконские илоты должны были находитьсяв более привилегированном положении, чем мессенские. Различное отношение к этимдвум группам илотов специально культивировалось спартанским обществом и былоодним из основных принципов социальной политики Спарты. Подобноедифференцированное отношение к илотам было надежным средством для того, чтобывоспрепятствовать их объединению». [10, с.10]
Спартанцы неимели права продать или убить илотов, но отношение к ним было жестоким. Поэтомучасто происходили восстания илотов. Методом борьбы с возникновением такихвосстаний стали регулярные криптии – массовые убийства опасных, ненадёжныхилотов. [2]
Ю.С. Крушколпишет об этом следующее: « юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевалимаски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селенияилотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали.Спартиаты старались убить самых молодых и сильных илотов. [7, с.47]
Ремёсла иторговля в Спарте были малоразвиты. Ими занимались периэки – лично свободные,но лишённые политических прав люди. Во владении периэков была менее плодороднаяземля, чем у спартанцев, но она была их собственностью. Кроме этого периэкибыли обязаны нести военную службу. [2] Деконский А.А. отмечает: за периэкамисохранена была личная свобода, право владеть земельной и движимойсобственностью, но политическими правами они не пользовались и не могливступать в брачные союзы со спартиатами. [8, с.295] Но некоторые ученныеотмечают, что они были наделены функциями самоуправления в рамках Спарты,поскольку были отдалены от политического центра и не могли в полной меререализовывать свои политические права (например, участвовать в работе апеллы).[16]
По словам ПечатновойЛ.Г., вотличие от самих спартиатов периэки никак не были ограничены в своейпрофессиональной деятельности. Они, как и метеки в Афинах, являлись самойэнергичной и подвижной частью общества. Их основные профессиональные занятия — торговля, мореплавание, ремесла. В эту область их деятельности спартанцы никакне вмешивались. [10, с.16]
Пикус Н.Н. уточняет,что их посёлки, управляемые спартанскими начальниками – гармостами, былирассеяны по стране в горных районах, ближе к границам. Периэки выделывалиглиняную и металлическую посуду, в том числе художественную, изготовлялишерстяные ткани и одежду, а также стальное оружие. Лаконская сталь считалась вДревней Греции одной из лучших. Оружие спартиатов, изготовленное из лаконскойстали руками периэков, немало способствовало росту военного могущества Спарты.Экономическая отсталость спартанского общества не давала, однако, возможностипериэкам заниматься ремеслами и торговлей в сколько-нибудь значительныхразмерах. [6, с.113]
По словамПикуса Н.Н., низкий экономический уровень спартанского общества выражался и вдлительном отсутствии серебряной монеты. Долгое время официально деньгами вСпарте продолжали оставаться железные прутья – старинное средство обмена вПелопоннесе, от которого отказались уже другие греческие государства. [6, с.117]Запрет на золотую и серебреную монету также ввёл Ликург, который хотелпеределить всё имущество, а не только землю. Но, понимая, что богачи будут несогласны, он превратил их деньги в бесполезный груз. Во-первых, железные деньгибыли громоздки и малоценны, что для их хранения отводилось отдельное помещение.Во-вторых, железо, из которого они изготовлялись, специально портили, чтобы ононе подходило для других изделий. Заслуга этих денег заключается, в том, чтоблагодаря ним, прекратились такие преступления как воровство, взяточничество,так как эти деньги нельзя было спрятать.[1]
В Спарте былазапрещена и внешняя торговля. Ни иноземные купцы, ни иноземные вещи не попадалина её территорию. Вся торговля происходила на местных рынках. Эти меры Спартаприменяла специально для того, чтобы затруднить торговлю, тем самым, сохраняя материальноеблагополучие спартиатов за счёт эксплуатации илотов. [7]
В условияхтакой экономики, источниками государственных доходов служили подати с периэкови военная добыча. В целом государственная казна была небогата и по большомусчёту носила натуральный характер.[8]
Таким образом,в Спартанском государстве было три класса-сословия: рабовладельцы – спартиаты,рабы – илоты и промежуточный класс – периэки, каждый из которых выполнял своифункции. Илоты выполняли хозяйственную работу спартиатов, материально ихобеспечивали. Периэки занимались ремеслом и торговлей. Спартиаты руководилигосударством. Основой экономической жизни Спартанского государства являлосьземледелие. Торговле и ремеслу в Спарте придавалось мало внимания, это был уделпериэков.
спартаполис воспитание военный
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ
2.1 Воспитание спартиатов
РеформыЛикурга коснулись всех сфер жизни, в том числе и воспитания детей. Ю.С. Крушколпишет о том, что спартиаты занимались военным делом. Только оно считалосьдостойным занятием спартиатов. Для того чтобы воспитать сильных и крепкихвоинов, в Спарте существовала специальная система воспитания. [7, с.46]
С самогорождения младенцы осматривались и, если имелся какой–либо физический недостаток,младенца убивали (бросали в пропасть) [9]. По словам Пикуса Н.Н., в условияхклассового общества и государства для убийства новорожденного выносилосьпостановление специальной комиссии, куда обязан был приносить младенца отец.Исполнение решения тоже поручалось отцу младенца. Спартиатам нужны былифизически крепкие члены их малочисленного класса-сословия, поэтому в живыхоставляли только тех новорожденных, которых признавали вполне здоровыми икрепкими. [6, с.117]
Марк Наумовичпишет о том, что детей не пеленали, отучали от страха перед темнотой иодиночеством, от капризов и нытья, заставляли есть всякую пищу. Дети вырастализдоровыми, а спартанские няньки славились по всей Греции. [1, с. 12]
Ликург первыйвысказал мнение, что дети принадлежат не родителям, а государству. Поэтомуперед государством стояла задача сделать всё необходимое для рождения здоровыхи крепких детей. Вследствие чего брак имел отличительные особенности. Так, дляспартанцев не считалось зазорным, если муж приведёт к своей жене здорового,красивого, сильного мужчину. И если после этой связи родится ребёнок, онпризнает его своим. В то же время, если спартиату понравится чужая жена, он могпопросить её у мужа, чтобы дать жизнь «добрым детям». [13] С целью созданияболее совершенных людей, должностные лица принимали участие в выборе жениха иневесты.[9]
Спартанскийбрак в большинстве случаев являлся парным, но иногда имел черты группового.Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь двежены. Несколько братьев могли иметь общую жену. [4] Быть холостяком в Спартесчиталось позором. Им не оказывались те знаки уважения, которые оказывалисьженатым. Приводится случай, когда молодой воин не встал перед холостымполководцем, объяснив это тем, что у полководца нет сына, который вставал быпред ним. Кроме этого в наказание холостяки должны были зимой раздетымиобходить рыночную площадь. [1]
С семи летдети учились в школах-гимнасиях. Деревенский Б.Г. пишет о том, что детейобъединяли в небольшие отряды, где царила суровая дисциплина. Юных воиновприучали сносить побои и беспрекословно подчиняться начальникам. Спартанскиемальчики должны были сами добывать себе пропитание. А прокормиться они моглитолько одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если ворпопадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. [3,с.12-13]
Отряды, вкоторых росли и воспитывались спартиаты, назывались агелами. Во главе этогоотряда стоял человек, прославившийся рассудительностью и мужеством, егоназывали педономом. Старики, наблюдая за игрой ребят, часто вызывали драки, чтопроверить, кто из детей храбрее. По мере взросления суровее становились условиявоспитания: они мылись холодной водой, круглый год носили плащ. Кроме педономав отряде был ирен – самый сильный и умный юноша, который уже более года вышелиз детского возраста. Ирен проводил с мальчиками занятия, в процессе которыхмог наказывать детей. Старшие не вмешивались при этом, но после с неговзыскивали, если он был слишком строг или чересчур мягок.[1]
Малейшеенедовольство среди школьников сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась.Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд.[4] По словам Крушкол Ю.С., для того чтобы воспитать вспартанских мальчиках выносливость, их приучали к голоду и жажде. Были дни,когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой цельюпри переходе с младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли вторжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Когда жрица поднималастатуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становилисьсильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, нистонать, так как это считалось позором. [7, с.46]
Известно, чтомногие мальчики умирали во время этого бичевания. Выносливость мальчиковподтверждает следующий трагический случай. Боясь наказания, мальчик, укравлисёнка, спрятал его у себя под плащом. Зверёныш распорол ему когтями и зубамиживот, но мальчик так не закричал, пока не упал мёртвым. [1]
По словамПлутарха, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не толькособственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречахуступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в ихприсутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своимидетьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел такжеправа и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовалисообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.[12]
Вшколах-гимнасиях, в которых дети жили от семи до двадцати лет, преподавалисьмузыка и пение, начатки чтения и письма. Из-за этого спартиаты не умелиговорить сложными фразами, а говорили кратко, в Спарте и возникло понятие«лаконизм» (от Лакония – территория Спартанского государства) (см. ПриложениеБ). [6] Также дети учились считать и танцевать, а заниматься философией икрасноречием не разрешалось. [7]
По словамПлутарха, спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все жеостальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,ими занимающихся.[12]
По словамБотвинника М.Н., много внимания в Спарте уделяли хоровому пению. Спартанскиепесни были мужественны, просты и безыскусственны, но вместе с тем серьёзны ипоучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали кподвигу. Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт.Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чеморужие» [1, с.13-14]
Вместе смальчиками в школах-гимнасиях учились и девочки. Они занимались гимнастическимиупражнениями, для того чтобы стать здоровыми матерями. [9]
По словамКрушкол Ю.С., в Спарте, единственной стране Греции, обращалось большое вниманиена воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцысчитали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочкине занимались домашним хозяйством. Это всё делали илотки. Спартиатки же сдетства занимались гимнастикой и спортом, они умели писать, читать, считать,как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и лёгкойатлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуяспартанской девушки – победительницы в беге. [7, с.47]
Марк Наумовичприводит следующие сведения: «по законам Ликурга, девушки должны бегать,бороться, бросать диск, метать копьё. Подобно юношам, они должны былиприсутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. В своихпеснях девушки славили сильных и храбрых и возбуждали у молодёжи горячеежелание отличиться. Женщины в Спарте участвовали в соревнованиях, в которых онимогли показать свое мужество и приобрести славное имя. Вот как ответила царицаГорго одной иностранке, когда та упрекала спартанок в том, что женщины у нихраспоряжаются мужьями: «Но ведь мы и рождаем мужей»». [1, с.11-12]
По словамПлутарха, заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женскихприхотях, он приучил их не хуже, чем юношей, нагими принимать участие вторжественных шествиях, плясать и петь при исполнении некоторых священныхобрядов на глазах у молодых людей. Приэтом нагота девушек не заключала в себе ничего дурного, ибо они сохранялистыдливость и не знали распущенности, напротив, она приучала к простоте, кзаботам о здоровье и крепости тела, и женщины усваивали благородный образмыслей, зная, что и они способны приобщиться к доблести и почету.[13, с.47]
Взрослыеспартиаты также как и в гимнасиях вели довольно обособленную жизнь. По словамПикуса Н.Н., взрослые спартиаты все дни проводили в своих военныхподразделениях, а домой к семьям приходили только ночевать. [6, 119] МаркНаумович отмечает, что Спарта была похожа на лагерь, где был установлен строгоопределённый образ жизни для каждого. Если спартанцам не давалось никакихдругих поручений, они смотрели за детьми, учили их чему-нибудь или сами училисьу стариков. У спартанцев было много свободного времени, так как заниматьсяремёслами или другим полезным трудом им было строго запрещено. Беседы друг сдругом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весьдосуг спартанцев, когда они не были заняты войной. Так глубоко спартанцыпрезирали всякий труд, что нежелание работать они называли «любовью к свободе».[1, с.14] Ликург запретил спартиатам заниматься каким-либо другим делом, кромевоенного, выезжать за предел своей территории, пользоваться иными деньгамикроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простыхинструментов и т.д. [2, с. 669]
Кроме общественной,политической и экономической сфер жизни, законодательство Ликурга коснулось ивопросов погребения. По словам Плутарха, покончив со всяческим суеверием,Ликург не препятствовал хоронить мертвых в самом городе и ставить надгробияблиз храмов, чтобы молодые люди, привыкая к их виду, не боялись смерти и несчитали себя оскверненными, коснувшись мертвого тела или переступив черезмогилу. Затем он запретил погребать что бы то ни было вместе с покойником: телоследовало предавать земле обернутым в пурпурный плащ и увитым зеленью оливы.Надписывать на могильном камне имя умершего возбранялось; исключение Ликургсделал лишь для павших на войне и для жриц. Срок траура он установил короткий —одиннадцать дней; на двенадцатый должно было принести жертву Деметре, какбогине земли и матери подземной Персефоны, и положить предел скорби.[13, с.55]
Такимобразом, воспитание спартиатов носило общественный характер. Цель воспитаниямальчиков заключалась в воспитании хорошего воина, девочек – в основном вфизической подготовке к материнству. Основными отличительными чертамиспартанцев были послушание, беспрекословное подчинение старшим, немногословие,замкнутость, строгая дисциплина, равнодушие к науке и искусству, увлечённостьатлетическими упражнениями и военными занятиями.
2.2 Военная организация жизни спартанцев
По словамКрушкол Ю.С., вся направленность, как спартанского воспитания, так и дальнейшейжизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат, преждевсего, должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостьювнешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетённым, враждебнонастроенным населением. [7,c. 47]
Каждыйспартанец с детства обучался военному искусству. Для спартанцев было только дваварианта исхода войны: «со щитом» — т.е. с победой, или «на щите» — т.е.мёртвый, но не дезертир. [3] Ильинский Н.И. пишет об этом следующее: «Спартанцы презирали трусость. Проявивших слабость в битве они называли«убоявшимися». По закону такие люди лишались права занимать какую-либодолжность, позорным было вступать с ними в родство. Каждый проходящий мимо нихмог ударить, поиздеваться. «Убоявшиеся» обязывались ходить жалкими,неопрятными, в старом, потёртом плаще с разноцветными заплатами и сбриватьтолько полбороды» [5, с.148]
Когда юношистановились воинами, их воспитание несколько смягчалось. Разрешалось следить закрасотой платья, волос и оружия. Война казалась отдыхом по сравнению сбесконечными упражнениями мирного времени. [1]
Францев Ю.П.,Дьяконов И.М. пишут о том, что с достижением совершеннолетия и получениемгражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, всоставе которого они и находились до старости. [2, с. 669]
ТакжеЛикургом были учреждены совместные трапезы – сисситии или фидитии. Онипроводились в каждом отряде. Для этого каждый из спартанцев приносил своипродукты. Если кто-то не ел его или штрафовали или могли выгнать из отряда. [3]Пикус Н.Н. пишет о том, что членами фидитий могли стать только те спартиаты,которые вносили ежемесячно натуральные, а с конца VI в до н.э. и небольшиеденежные взносы в общий котёл совместно питавшихся. Существовала определённаянорма взносов. Те из спартиатов, которые не имели средств, чтобы вноситьнатуральные взносы, в фидитии не допускались. А если спартиат беднел и не могпродолжать вносить взносы, то из фидитий его исключали как «опустившегося». [6,с.119] Такие спартиаты получили название гипомейонов, они не только не имелиправа участвовать в сисситиях, но и народном собрании, к тому же они терялисвой земельный надел. [14]
Марк Наумовичотмечает, что сиссития была не просто общим обедом, это было товарищество из15-20 человек, называвшихся сисситами, служивших обычно в одном военном отрядеи связанных тесной дружбой. Ликург хотел, чтобы члены сисситии стали друзьями иготовы были умереть друг за друга. Каждого новичка вводили в палатку, где елисисситы и раб с чашей на голове обходил всех. Тот, к кому подходил раб,скатывал из хлеба шарик и кидал его в чашу. Никто не мог увидеть, есликто-нибудь, опуская шарик, слегка сдавливал его пальцами. Сдавленный шарикозначал, что бросивший его человек не хочет принять новичка в сисситию. Этогобыло достаточно для отказа, так как решение о принятии должно было бытьединогласным. Нельзя было допустить, считал Ликург, чтобы хотя бы два человекав сисситии не любили друг друга. Это могло внести раскол в товарищество ипривести к страшным последствиям, если сисситам придётся сражаться плечом кплечу на поле боя.[1, с.10-11]
Оборганизации сисситий Плутарх сообщает следующее: «Каждый сотрапезник приносилежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две споловиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупкимяса и рыбы. Если кто из них совершал жертвоприношение или охотился, для общегостола поступала часть жертвенного животного или добычи, но не всё целиком, ибозамешкавшийся на охоте или из-за принесения жертвы мог пообедать дома, тогдакак остальным надлежало присутствовать»[13, с.46]
По словамБотвинника М.Н., любимым кушаньем сисситов была похлёбка. Она приготовлялась изчечевицы и бычьей крови. Тяжёлые физические упражнения и скудность пищи делалидля спартанцев вкусным то, что другим грекам казалось несъедобным. .[1, с.11] Вместочая пили вино, разбавленное водой, пить неразбавленное вино считалось позорным,а пьяниц спартанцы презирали.
На сисситияхприсутствовали дети, для того чтобы перенимать опыт старшего поколения иучиться высмеивать недостатки, не обижая человека. .[1] Дети слушали разговорыо государственных делах, видели забавы свободного человека, а спокойноеотношение к насмешкам считалось одним из главных достоинств спартанцев. Но ни однопроизнесённое слово не выходило за пределы палатки. [13]
Кромеучреждённых сисситий Ликургом был издан указ о разделении войска на эномотии(подразделения из 25-36 человек, связанные клятвой), Ликургом были установленыи триакады (подразделения из 30 человек).[5]
Спартанскаяфаланга тяжеловооружённых воинов-гоплитов наводила ужас на всю Грецию.Отличительной её особенностью были дисциплинированность, высокий уровеньнатренированности, согласованность в действиях.[6] Деконский А.А., пишет о том,что каждый спартиат был превосходным воином. Спартанские «гоплиты»(тяжеловооружённые воины), вооружённые копьём, панцирем, шлемом и небольшимкруглым щитом, составляли главную силу войска и обязаны были непоколебимосохранять своё место в строю. [см. Приложение В] Ботвинник М.Н. отмечает:величественное и торжественное зрелище представляла шеренга людей, шагавших втакт музыке. Ряды были сомкнуты, ничьё сердце не замирало от страха, они шлинавстречу опасности с песней, спокойно и весело. Обратив неприятеля в бегство,спартанцы его преследовали недолго и скоро возвращались. Им казалось низким инедостойным рубить и убивать отступавших врагов. Этот обычай был не тольковеликодушным, но и полезным, так как неприятельское войско, зная, что убиваюттолько сопротивляющихся, часто предпочитало бежать, а не сражаться. [1, с.14]
Кроме этого,в третьей ретре Ликурга содержался запрет на постоянное ведение войны с одним итем же противником, так как противник мог бы привыкнуть отражать нападения исам сделаться воинственным. [13]
Редковыдерживали враги нападение спартанской пехоты, которая долгое время в открытомбою считалась непобедимой. Но осадного искусства спартанцы не знали и потому неумели брать городов. Незначительным был также спартанский флот.[8, с.298]
По словамКрушкол Ю.С., военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесскогосоюза не вызывало сомнения во всей Греции. Для своего времени войско Спартыбыло хорошо организованно. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодыеспартиаты, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. [7, с.49]
Такимобразом, жизнь спартиатов проходила в условиях военного лагеря. УчреждённыеЛикургом совместные обеды – сисситии преследовали собою цель не толькосплочения спартиатов, но и были направлены на уничтожение стремлений граждан кнакоплению богатств. Сисситии проводились за счёт ежемесячных натуральных, аиногда и денежных взносов самих питавшихся. Превосходство спартанского войскане вызывало сомнения во всех греческих полисах. Спартиаты были хорошоподготовленными, смелыми, мужественными воинами, среди них не было дезертиров. Именноблагодаря этому Спарта стала самым крупным из греческих полисов и являлась гегемономПелопоннесского союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительнойособенностью исторического развития Древней Греции является образование полисов– несколько сот мелких государственных образований с более или менее сходнойсоциально-экономической структурой, принципами политической организации исистемой духовных ценностей.
Самым крупнымиз полисов был Спарта. Он занимал значительную территорию — 8400 кв.м. иразмещался на завоеванных землях Лаконии и Мессении на острове Пелопоннесе.
Греческаяэкономика не была однородной. Можно выделить два хозяйственных типа: аграрный иторгово-ремесленный. Спарта, Аркадия, Фессалия, Беотия и др. относились каграрному типу полисов, им было характерно абсолютное преобладание сельскогохозяйства.
Спартанскийгосударственный строй носил ярко выраженный характер рабовладельческойолигархии. Он основывается на законодательстве легендарного царя Ликурга,который сплотил спартиатов в так называемую «общину равных» и обеспечил ихгосподство над порабощённым населением.
Органамивласти были апелла (Народное собрание), герусия (Совет старейшин) и коллегия изпяти эфоров («Надзирателей»). Каждый из органов выполнял свои функции.
Апеллапринимала решения по различным государственным вопросам. Однако следуетотметить, что Народное собрание было формальным органом власти, так как герусияимела право отклонять решения собрания.
Герусия илиСовет старейшин состояла из 28 геронтов (лиц старше 60 лет) и двух царей.Герусия обладала почти неограниченной компетенцией, могла приговаривать ксмертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав.
Коллегия изпяти эфоров избиралась Народным собранием на один год. Она следила за тем,чтобы спартанская олигархия не переросла в монархию.
Дваспартанских царя обладали одинаковой властью. Несмотря на постоянный контрольсо стороны эфоров, обладали значительной властью: командовали войсками ируководили религиозным культом.
Общество вСпарте делилось на три чётко разделённые группы: спартиаты, периэки, илоты.
Спартиатыявляются рабовладельческим классом. Отличительной особенностью их жизниявляется жизнь в условиях военных действий. Так мужчины весь день проводят ввоенном лагере и только на ночь приходят к себе домой, находящийся наспециальном отведённом участке – клере. Основной задачей женщины является контрольнад домашними делами. Воспитание детей до семи лет осуществляется нянями, апосле специальными общественными учреждениями.
Периэки являютсяпромежуточным классом между спартиатами и илотами. Они обладают большими правами,чем илоты, они не работают на спартиатов, но они не имеют права участвовать вполитической жизни. Периэки занимаются ремёслами и торговлей. В собственности упериэков находятся земельные участки, за которые они платят налоги.
Илоты – этопорабощенное население Мессении и Лаконии. Проживая вместе с семьями наземельных участках спартиатов, илоты выполняли всю работу по хозяйству ивыплачивали натуральный оброк спартиатам, равный примерно половине урожая.Отношение спартиатов к илотам было жестоким. Чтобы держать их в страхе спартиатамипроводились криптии – массовые убийства наиболее сильных, молодых илотов.
Основойэкономической жизни являлось земледелие, торговле и ремёслам уделялось маловнимания. Исходя из этого, государственная казна была бедной и носилапреимущественно натуральный характер.
Особая роль вСпартанском государстве уделялась воспитанию. Дети с семи лет учились вшколах-гимнасиях. Отряды, в которых обучались и воспитывались юные спартиаты,назывались агелами. Во главе их стоял человек, отличившийся мужеством – педоном.Занятия проводились иреном – самым сильным и смелым мальчиком, вышедшим издетского возраста. Условия воспитания были очень тяжёлыми: детей сопровождалиголод, холод, тяжёлые физические нагрузки. Переход в другую возрастную группупроисходил после бичевания. В школе дети знакомились с начатками чтения иписьма, но большое внимание уделялось хоровому пению и вообще музыке.
Девочкиучились вместе с мальчиками. Они бегали, метали диск, бросали копьё, пели вхоре. Физические нагрузки должны были закалить организм с целью рожденияздорового потомства.
Вшколах-гимнасиях спартиаты учились до двадцатилетнего возраста. После чего они сразузачислялись в ряды войска, которое было самым могущественным в Греции. Всё своевремя спартиат должен был проводить в военном лагере. Дома они только ночевали.Супружеские отношения спартиатов напоминали парный брак, но были случаи игруппового брака.
Таковыосновные черты государственного и социально-экономического строя Спартанскогополиса, могуществу которого способствовали законы легендарного Ликурга.Благодаря ним Спарта существовала вплоть до II в до н.э., до тех пор, покаспартанцы придерживались законодательства Ликурга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ботвинник, М.Н. Жизнеописаниязнаменитых греков и римлян: кн. для учащихся / М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович,Г.А. Стратановский. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с., ил.
2 Всемирная история: в 10 т. /редкол.: Ю.П. Францев [и др.]. – М.: Государственное издательство политическойлитературы, 1955. — Т. 1. – 748 с., ил.
3 Деревенский, Б.Г. Древняя Греция /Б.Г. Деревенский. – СПб.: «А. В. К. – Тимошка», 2005. – 80 с., ил.
4 Древняя Спарта [Электронныйресурс]. — Режим доступа :http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/18355/18374. — Дата доступа: 23.09.2010.
5 Ильинский, Н.И. история государстваи права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд-во деловой иучеб. лит., 2003. – С.144-153.
6 История Древней Греции: учебник /В.Д. Блаватский [и др.]; редкол.: В.И. Авдиев, А.Г. Бокщанин, Н.Н. Пикус. — М., «Высшая школа», 1972. — 424 с., ил.
7 История древнего мира: учеб.пособие в двух частях / под ред. А.Г. Бокщанина. – М.: Просвещение, 1979-1981.- часть II: Греция и Рим / А.Г. Бокщанин [и др.] – 2-е изд. — 1981. – 431 с.,ил.
8 История древнего мира: учебник дляпед. институтов / А. П. Каждан [и др.]; под ред. В. Н. Дьякова, С. И.Ковалёва. – 2-е изд. – М.: ГУПИМП РСФСР, 1962. – С. 292-299.
9 Каталов, А. Спарта [Электронныйресурс] Режим доступа: www.xserver.ru/user/spart/1.shtml. — Дата доступа: 25.08.2010.
10 Печатнова, Л. Г. ФормированиеСпартанского государства (VIII-VI вв. до н.э): учеб. пособие / Л.Г. Печатнова[Электронный ресурс]. – Спб: Издательство Санкт-Петербургского университета,1997. – Режим доступа: www.centant.pu.ru/.../pech022.htm. — Дата доступа: 25.08.2010.
11 Печатнова, Л.Г. Кризисспартанского полиса / Л.Г. Печатнова [Электронный ресурс]. – СПб, 1999. – Режимдоступа: www.world-history.ru/countries about/ 546.html. — Дата доступа: 23.09.2010.
12 Плутарх. Древние обычаиспартанцев/ Плутарх [Электронный ресурс]. – Режим доступа: klein.zen.ru/pravda/001/plutarh/Plu_Sparta1.shtml.- Дата доступа: 23.09.2010.
13 Плутарх. Сравнительныежизнеописания: в двух томах/ Плутарх; перевод С. Маркиша. — Москва: Наука, 1994.– 1042 с.
14 Сажина, В.В. Всеобщая историягосударства и права в вопросах и ответах: учеб. — Метод. пособие / В. В.Сажина, Д. Е. Тагунов. – Мн.: ЕГУ, 2004. – С. 40-43.
15 Сажина, В.В.История государства иправа зарубежных стран: учеб. пособие / В. В. Сажина, Д. Е. Тагунов. – Мн.:Книжный Дом, 2005. – Гл.6. – С. 53-73.
16 Социально-экономический стройДревней Спарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.w-st.ru/drespacoch.html. — Дата доступа: 23.09.2010.
17 Стадуб, И.Д. История государства иправа зарубежных стран / И. Д. Стадуб. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – С.62-71.