29
Первые попытки выпуска собственной монеты относятся к концу X-началу XI вв. они были связаны с кризисом серебра на Востоке и прекращением поступления арабских монет на Русь. Финансовая администрация Владимира Святославича (980-1015 гг.), вскоре по-сле крещения Руси в 988 г., впервые предприняла меры для выпуска в обращение универсальной общегосударственной монеты. Однако, эмиссия национальных монет (златников и серебряников) не была постоянной, а продукции эпизодических выпусков оказалось недостаточно для того, чтобы занять сколь-нибудь заметное место на внутреннем рынке. Ог-ра-ниченные попытки чеканки собственной монеты предпринимали после Владимира - Святополк Изяславич, Ярослав Мудрый, Михаил Тьмутараканский.
Еще в IX-первой половине Х в. на Руси имели хождение серебряные слитки (гривны) весом в 68,22 г., ареал распространения которых был ограничен близлежащими районами Русской земли. Структура денежного счета, согласно Русской Правде, имела следующий вид:
гривна (68,22 г.) = 20 ногат (3,41 г.) = 25 кун (2,73 г.) = 50 резан (1,36 г.) = 100 или 150 вевериц.
Согласно В.Л. Янину, метрологической основой древнерусской гривны в 68,22 г. служил устойчивый вес римского денария (3,41 г.). Гривно-кунная терминология и методология серебряно-мехового счета сохранилась в последующие века и нашла отражение в Краткой и Пространной редакции Русской Правды.
К концу XI в. пре-кращается интенсивное обращение монет на Юге, а с 20-х го-дов XII в. - немного позднее на Севере - начинается без-монет-ный (гривневый) период, хронологически совпадающий с распадом Киевской Руси.
Платежные операции XI-XIII вв. обеспечивали поздние серебряные слитки различ-но-го вида и веса; наибольшее значение имели киевские и новгородские гривны серебра. Киев-ские гривны серебра - это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес - около 160 г., что позволяет связывать их весовую норму с весом византийской литры (327,456 г.), и считать - равной ее половине (163,728 г.). Общая их датировка, подтвержденная совместными находками с византийскими монетами - IX-XII вв; ареал - охватывает почти всю территорию Руси, но большинство находок концентрируется в юж-ных районах.
Новгородские гривны серебра имели другой вид и вес - это были длин-ные (14-16 см) палочки-бруски весом около 200 г. Их весовую норму связывают с полуфунтом (204,756 г.), а также с гривной кун (51,184 г.), равной его четверти, не имевшей серебряного слитка-эквивалента, и использовавшейся в качестве термина счетной единицы. Вес златников князя Владимира, заключенный в пределах 4,0-4,4 г., и соответствующий весовой норме византийских солидов, в дальнейшем превратился в русскую еди-ницу веса - золотник (4,266 г.), точно соответствующий 1/96 позднейшего русского фунта. Структура денежного счета в соответствии с Краткой редакцией Русской Правды (конец XI в.):
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (2,05 г.) = 50 резан (2,02 г.);
Пространная редакция (XII-XIII вв.) - дает следующее соотношение:
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (1,02 г.) = 50 резан (1,02 г.).
Как видно из сказанного выше, поздние гривны серебра имели заниженный устойчивый вес по сравнению с исходными нормами, что объясняется угаром при плавке. Существовали также черниговские гривны, по весу близкие к новгородским, но метрологически с ними не связанные. В источниках киевского периода, упоминается и золотая гривна.
С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, сфера действия которых была ограничена территориями отдельных земель. В XIII в. наряду с названием гривна, для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, который составлял две полтины (половины). В дальней-шем рубль закрепился как денежно-счетная единица, а позд-нее стал основной элементом росийской денежной системы.
Функции средств платежа в безмонетный период - помимо гривен - выполняли неко-торые изделия древнерусского ремесла, такие как овручские шиферные пряслица (гру-зики для веретен), широко распространенные на территории Руси и часто находимые в городских центрах в количествах, заметно превосходящих хозяйственные потребности в них; ареал их находок, совпадает с территорией монетного обраще-ния Руси IX - начала XII вв. Такую точку зрения поддерживали В.Л. Янин, М.Н. Тихомиров и другие исследователи.
По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные день-ги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя.
В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно за-ключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно при-нести при-сягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском - поэтому деньги час-то хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в слу-чае невыпол-неня долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.
При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месяч-ная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, ко-торая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок - 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.
Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году про-изошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ро-с-товщичество («...аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.
Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Яро-сла-ву удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив пла-тить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения - низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.
Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкрот-ством - при погашении долгов закон предоставлял преимущество ино-странным кредиторам перед местными.
В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церков-ная десятина - право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.
5. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Одна из географических особенностей Древней Руси - деление страны на природные зоны - предопределила ее экономическое развитие в лесных и степных районах, привела к заметной разнице между севером и югом. Граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораз-до южнее современной, её остатком является современная Беловежская Пуща.
В степной зоне первоначально использовалась переложная система земледелия, за-клю-ча-вшаяся в том, что после первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет, не соблюдая какого-либо определенного чередования - позже появилось двуполье и трехполье (XI в.). На юге плуг (рало) использовался со скифских времен, а в качестве тяг-ловой силы - лошади или волы. Плужное земледелие было эффективным и давало отно-сительно высокие и стабильные урожаи. Современные раскопки показали, что в IX-X вв. веках для обработки земли и выращивания урожая применяли также лопату, косу и дру-гие инструменты. В этот же период стало применяться железо при изготовлении земле-дельческих орудий (наральников, чересел и др.).
В лесной зоне работа должна была начинаться с вырубки деревьев и выжигания под-леска. Такая система называется подсечно-огневой (подсека - вырубка). В первый год, очищенные от лесной растительности, поля удобренные древесной золой давали высокий урожай (сам-10 и более), однако, в последующем урожайность резко падала и через три-че-ты-ре года такие участки земли становились непригодными для использования а земля нуждалась в длительном отдыхе. На начальной стадии развития земледелия в лесной зоне основными орудиями труда были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. В вер-ховьях Волги лошадь первоначально использовалась как скот, на мясо и в качестве транспортного средства, и только начиная с V в. ее приспособили для сельско-хо-зяйственных работ. Северная русская соха представлял собой деревянное орудие с тре-мя зубьями. Позже к нему приладили металлический лемех. Земледельцы использовали орудия вторичной обработки почвы: грабли и вилы. Убирали урожай при по-мо-щи серпов, скошенные колосья связывались в снопы, которые складывали в стога, а за-тем хлеба молотили цепами или копытами погоняемых животных. Для получения муки зерно размалывали каменными зернотерками и жерно-вами.
В Новгороде и некоторых других землях применялась двух- и трехпольная (лядин-ная) система хозяйствования.
Система подсечного земледелия, практиковавшаяся на протяжении нескольких веков в Восточной Европе, явилась фактором деградации почв, существенно отразилась на со-стоянии ландшафтов лесной и лесостепной зоны, в первую очередь, дерново-подзоли-стых, серых лесных и оподзоленных черноземов. Значительные изменения основы древ-него агроландшафта обусловили смену растительности и животного мира обширных тер-риторий.
Из зерновых культур на юге выращивали пшеницу, гречиху, полбу, пшено и др. на севере - озимую рожь, яровую пшеницу а также овес, ячмень и просо. При трехпольной системе возделывали следующие культуры: волокнистые, пригодные для ткачества (лен и коно-плю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных полях.
Древних славян лишь условно можно было назвать оседлым народом, так как, истощив пашню на одном месте, они покидали свое жилище и искали другого. Таким образом, первоначально поселки славян-земледельцев имели подвижный характер.
Вокруг Киева и других городов были огороды, которые часто располагались в реч-ных поймах и других низких влажных местах. Выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву. Есть упоминания об огородничестве на монастырских землях и в част-ных поместьях.
В «Патерике» Киево-Печерского монастыря говорится, что монахи выращивали неко-торые виды фруктовых деревьев. Встречаются данные об экспорте фруктов из Византии.
В Древней Руси разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в юж-ных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. У восточных славян в IX- X вв. веках были все виды домашних животных, крупный и мелкий скот: коровы, свиньи, лошади, домашние птицы (куры, гуси, утки, а также голуби и др). Откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспе-чи-вал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви.
В индивидуальных хозяйствах и сельских общинах киевского периода и в последую-щие века преобладало натуральное производство, разделение занятий было слабым; зем-леделие сочеталось с животноводством, промыслами, сельскими ремеслами, обменом и др. видами деятельности.
В течение всего киевского периода, земледелие, культура и традиции которого оставались неиз-менными в течение многих веков, было наиболее стабильным фактором жизнедеятельности населения, однако, его качественное развитие на Руси шло очень медленно; ему препятствовало, с од-ной стороны несовершенство инфраструктуры и проблемы рынков, а с другой - наличие массивов незаселенных неосвоенных земель, и следовательно - альтернативных занятий производителей.
В Новгороде случаи массового голода по причине неурожаев отмечены в 1128 г., 1170 г., 1215 г., 1224 г.,1229-1230 гг. Особенно жестоким он был 1230 г. в Новгороде, Смо-лен-ске и других районах Руси.
6. РЕМЕСЛА
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как пра-ви-ло, не имели сельскохозяйствеенной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможности были ограничены местным самоуправлением. Большинство древнерусских городов находились под властью князей, их посадников и местных землевладельцев, которые охотно занимались здесь хозяйственной и финансовой деятельностью; исключение составляли только Новгород и Псков, начиная с середины XII в. Поэтому, наряду со свободными мастерами были и зависимые, работавшие на усадьбах князей и бояр. Феодальное ремесло было более корпоративным, лучше обеспечено сырьем и финансами; в нем нередко участвовали зарубежные мастера. На товарах производимых «феодальным сектором» иногда ставились собственные знаки Рюриковичей. Развитию древнерусского ремесла присуща общесредневековая тенденция углубления специализации и перехода к рыночной ориентации к XII в.
Ранее других выделилось плотницкое ремесло, т.к. больщинство строений в городах, весях и селах были деревянными; среди его инструментов упоминаются: топор долото, сверло, тесло, и редко - пила. Для строительства мостов, церквей, оборонительных сооружений и др. создавались артели. Эта форма была ближе к вотчинному ремеслу, чем к свободному. Староста строительной артели в Киеве в конце одиннадцатого века принимал участие в работе над «Правдой» Ярославичей. Строителя крепостных деревянных укреплений называли - городник. Городская стена делалась из отдельных срубов (городниц), плотно приставленных друг к другу и засыпанных доверху землей. Над срубами с внешней стороны устраивались заборола, защищавшие воинов от стрел. Городная повинность была обязательной по крайней мере с ХIII в. Значение мостника отражено в уставе Краткой редакции Русской правде: его помощника именовали отроком, а за работу он, как и городник получал плату из казны в ногатах и кунах. Мосты на важных дорогах находились в распоряжении мытников, собиравших на них пошлину (мыт).
К числу наиболее древних относятся: горнодобыча, ткачество, бондарничество, кожевенное и полотняное ремесло. Особое значение имело кузнецы и оружейники. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключи, браслеты и перстни из золота и серебра.
Местом сосредоточения свободного ремесла были посады. К концу XII-началу XIII вв. киевский Подол достигает наибольших размеров и наивысшего развития. В XII в. наблюдается рост размеров посадов в Чернигове, Переяславе, Галиче, Суздале, Смоленске, Полоцке, Владимире и Новгороде, а также заметное увеличение ремесленного производства. В Киеве было представлено около 50 ремесел.
Городские ремесленники селились группами по роду занятийий и занимали улицы или кварталы города, напримеру, Гончарский конец или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве. Раскопки кожевенных мастерских в Новгороде свидетельствуют, что вместе с ростом городов и посадов росло ремесленное производство: в слоях с середины XI до конца XII века количество находок кожаной обуви возрастает в 5 раз.
В условиях преобладающего натурального хозяйства Руси IX-XII вв. значительную роль играло домашнее производство, сельские ремесла, переработка продукции сельского хозяйства и промыслов. Им часто занимались в зимнее время, свободное от земледельческих проблем. В ряде сельских общинах имелись производственные металлургические сооружения - сыродутные горны. Они располаглись на окраинах населенных пунктов или за их пределами, вблизи источников сырья и топлива, которые использовались местными кузнецами. Домники владели специфической технологией сыродутного процесса, им были известны простейшие способы получения стали. Общинные кузнецы производили украшения из меди, бронзы и низкопробного серебра, пользовавшиеся спросом у населения. Применение гончарного круга в X в. привело к вытеснению лепной посуды круговой. Обжигали глиняную посуду в домашних печах и в специальных гончарных горнах.
Ткани делали из льна, шерсти и конопли. Знали сложное рисуночное тканье и вышив-ку. Из льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд - веревок и канатов. Из холстины и парусины делали военные палатки и паруса. Пря-жу и сукно, которые в основном использовали в зимней и верхней одежде, производили из шер-сти. Для изготовления головных уборов и зимней обуви применяли фетр.
Первоначально большая часть холстины и льняного полотна была домотканая, а шерстяное сукно - домашнего валяния; они производились сельскими и городскими ремесленниками и в монастырях. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и вили веревки. На рубеже XII и XIII вв. в Новгороде появляется горизонтальный ткацкий станок, заменивший более древний - вертикальный; который позволяет значительно повысить производительность ткацкого ремесла, после чего возрастает производство более простой и дешевой ткани полотняного переплетения.
Пряжу пряли веретенами с пряслицами. Женщины любили носить украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, подвешенные к кокошнику, мониста, браслеты, бусы.
Из мягкой кожи шили поршни, черевья, сапоги и др. без жесткой подошвы; из лыка липы, берёзы и других пород деревьев плели лапти.
Первоначально оружие производили кузнецы, а затем возникла специализация: щитники, лучники и др. Некогда заимствованные образцы начали самостоятельно производиться местным балтским и русским населением. Вооружение дружины было смешанным: через викингов на Русь попадали каролингские мечи и скрамасаксы, северные наконечники ножен мечей, некоторые формы иноземных копий, топоров, стрел, круглые щиты, образцы конского снаряжения. С востока - пришли: сабля, кольчуга, конический шлем, кочевническая пика, восточный чекан; встречались и оригинальные изделия местных мастеров.
В конце X в. возникает сложное производство эмалей. B XII в. в Киеве, Новгороде и Владимире возникают иконописные мастерские, деятельность которых продолжала византийские традиции.
7. ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля в Киевской Руси развивалась под влиянием обществееого разделения труда, выделения ремесел, роста городов, возникновения и накопления излишков продукции. В крупных городах были постоянно действующие торги или торговища - предшественники ныне существующих рынков. В 1017 г. В Киеве их было 8, причем каждый имел свою специализацию. Обычно это площади, на которых раполагались торговые, складские и др. строения и церковь. На ней продавались и покупались продукты питания, изделия ремесленников и др. товары; собиралось городское вече, оглашались указы князя, и проч. На торгу продавали и покупали различные товары за деньги или обмером, в присутствии послухов или мытника заключались договора, торговые сделки, делались заявления о пропаже имущества. Для взвешивания товаров торговцы применяли различные весы и гири (гирьки).
Другой ранней формой торговли были ярмарки. Для них были характерны: относительно редкая периодичность, большое стечение народа, наличие привозных и местных товаров, сопровождение торговли увеселительными мероприятиями. В киевсий период на Руси насчитывалось более 100 крупных и мелких городов, где регулярно устраивались яр-марки, которые по представляли собой торговые съезды.
Торговая деятельность монастырей в ограничивалась внутреннего рынком, однако, гости, могли вывозить и изделия монастырских ремесленников.
Источники того времени упоминают следующие товары регулярного спроса: зерно, хлеб, мед, воск, благовония, домашних животных, оружие, изделия из металла, соль, одежду, меха, полотно, гончарные изделия, древесину и др.
По данным археологических исследований северо-восточного района при раскопках отдаленных сельских общинах наряду с изделиями местного производства встечались и импортные товары, которые могли попадать туда через городские торги и ярмарки, или - доставлятся бродячими купцами-коробейниками.
Есть свидетельства о деятельности иногородних и иностранных купцов в крупных городах. Их называли гостями (гостинной сотней), для них строили гостинные дворы. Новгородские купцы про-являли активность в открытии своих представительств по всей Руси.
Внутренние торговые пути XII-XIII вв., соединявшие населенные районы, на отдельных участках проходили по: наезженным дорогам, переправам, переволокам, рекам и озерам, лесным просекам и т.п. Удобных дорог, соединявших не только отдаленные Киев и Новгород, Суздаль и Галич, но и соседние земли и города было немного. Попытка провести обоз или судно с зерном - например, из Переяславля в Новгород - технически доступная для крупных купцов и их объединений, могла привести столь значительному повышению стоимости, что его не смогли бы покупать даже очень богатые люди. Этим в частности объясняются локальный характер хлебной торговли и ее проблемы в последующие века. По данным летописи цена кади ржи в неурожайные годы в Новгороде поднималась до 4, 6 и даже 20 гривен, что во много раз превышало ее обычную стоимость.
Потребности Южной Руси в соли удовлетворялись за счет ее ввоза из Крыма и Прикарпатья, а в Северо-Западную Русь она поступала из Старой Руссы и побережья Белого моря либо из балтийских стран (Германии и др.).
8. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
В последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупные транзитные торговые пути средневековья - «путь из варяг в греки» и Волжско-Балтийс-кий. Оба они прходили через Новгород: первый сыграл значительную роль в развитии центральной и южной Руси, другой - северо-восточного региона.
8.1 БАЛТИЙСКО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ
Время возникновения и становления Киевской Руси совпал с расцветом торговли по днепровскому торговому пути - это во многом объяснялось тем, что потребности князей и воинов-варягов в ору-жии, снаряжении, одежде, обуви и др. не могли быть удовлетворены натуральными да-нями и изделиями местных ремесленников, что стимулировало развитие торговли и поиск внешних рын-ков. Торговля с Византией, достигла наибольшего развития в первой половине X в; в этот период она имела характер и масштабы организованного вывоза полюдья и была связана с деятельностью торгово-ремесленных поселений. Осо-бенно благоприятные условия для внешней торговли Руси по Балтийско-Че-рно-морскому пути сложились после военного похода и последующих договоров Олега в период 907-944 гг. Менее выгодными для Руси были соглашения 944 г. (Игорь), сохранявшие преем-ственность предыдущих договоров и общий подход благоприятствующий русско-виза-нтийской торговле. В 955 г. княгиня Ольга вела новые переговоры в Константинополе по политическим и торговым вопросам.
Тяжело груженные корабли русов спускались по Днепру, проходили пороги, где де-лали остановку на Хортице, принося жертвы своим богам. Затем они продвигались до Днепровского устья к острову Березань (Борисфен - Днепр), и двигались вдоль Черномо-рского побережья через устье Дуная (Добруджа) на Константинополь. Далее через Конс-тантинополь, где было поселение русских купцов, путь лежал к странам Арабского Ха-лифата. Основными товарами экспорта были меха, воск и мед, а также рабы. В X-XI вв. Русь вела торговлю непосредственно с Константинополем, где купцы покупали: доро-гие ткани, домашнюю утварь, украшения, оружие, пряности, вина, произведения худо-жест-венного ремесла и искусства, иконы, ювелирные украшения, изделия из стекла; брали и монетные деньги - своих на Руси тогда не было. У арабских купцов пользовалься спро-сом мех черной лисицы.
Работорговля на Черном море, известная не только в киевский период, была очень прибыльной - ей занимались феодалы и их приказчики-купцы.
К концу X в. после смерти Святослава условия для южной торговли Киевской Руси стали ухудшаться, а к концу XI в. из-за политических разногласий с Византией и военных неудач Руси в походах 1024 г. и 1043 г. - стали неблагоприятными. После войны между Византией и Сицилией, первого крестового похода (1096-1099 гг.) и последую-щего упа-дка Арабского Халифата - торговые пути из Европы в Переднюю Азию, Индию и Китай сместились в бассейн Средиземноморья, где преимущества получила Венеция и некото-рые другие страны.
Прорыв тюрок-половцев в Причерноморье стал новым препятствием для торговли с Византией - киевским князьям приходилось спускаться с дружиной по Днепру, чтобы охранять купцов-гречников. В середине XII века князь Мстислав Изяславович говорил о том, что половцы «пути отнимают». Другие затруднения торговли по днепровскому то-р-го-вому пути были связаны с действиями князей - полоцких (Усвятский волок и Ви-тебск ) и черниговских (Любеч).
Особенность транзитной торговли из «варяг в греки» состояла в том, что она осуще-ствлялась местными купцами, сведений об участии в ней византийцев или других ино-странцев нет.
Торгово-экономические отношения Руси с Византией и Херсонесом периодически про-должались в XII-XIII вв. и позднее, однако в импорте этого периода больше известна продукция Солуки, Коринфа других провинциальных городов, мастерам которых трудно было соперничать со столичными умельцами. Посол Людовика IX Гильом Рубрук в 50-х гг. XIII в. встречал русских купцов в Судаке, куда они привозили «горностаев, белок и другие драгоценные меха».
8.2 ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ
Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, про-ходившие через Хазарию, в Сред-нюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Византию, а также на Север - в «Земли Мрака».
К 70-80 гг. VIII в. арабское серебро из стран Переднего Востока и Средней Азии, через Северный Кавказ по Волге достигает Волго-Окского междуречья и Ладоги. Первые сведения о торговле восточных славян с прикаспийскими странами относятся к докиевскому периоду - плавая на кораблях по Волге, они достигали столицы Хазарии, где платили пошлины, а затем выходили в Каспийское море. По данным арабских источников (Ибн-Даста) можно условно судить о соотношении между монетными деньгами и мехами в X в. - в Хазарии за мех куницы давали два с половиной дирхема; на Руси он стоил один дирхем, а за мех белки давали четверть дирхема.
Булгары, еще в IX в. принявшие ислам, первыми в Европе научились выплавлять чу-гун, освоили изготовление стали, еще в X веке воздвигали каменные и деревянные ме-чети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом; позднее - торговали ро-жью по Волге и эпизодически чеканили собственную монету. Их обувь и изделия из кожи были известны во многих странах. К началу XIII века каменные и кирпичные строения в городе обогревались подпольной системой отопления, в окнах домов было цветное стекло. Во безмонетный период купцы в городе пользовались свин-цовыми или ме-ховыми деньгами - их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека куп-цы останавливались в караван-сараях. Предметы новгородского и булгарского происхождения обнаруженные при археологических исследованиях Нижней Печоры и острова Вайгач свидетельствует о проникновении в этот район как новгородцев, так и булгар. В воен-ном деле булгары использовали верблюдов, чем приводили в замешательство конницу неприятелей, т.к. лошади боялись этих животных.
В течение 7 лет после Калки Волжская Булгария в одиночестве вела борьбу против монголо-татарского нашествия. В 1236 году, после монгольской осады, Биляр, как и дру-гие болгарские города, был взят, разграблен и полностью разрушен.
Попытки Киевской Руси установить контроль над волжской торговлей и торговыми связями с восточными странами были предприняты в конце X в. Первый поход против Волжской Булгарии и Хазарии возглавил Святослав (965-969 гг.) - следующий предпри-нял князь Владимир (985 г.). Об этом пишет историк В.Н. Татищев: «Владимир в 990 году многих ремесленников в Россию из Грек и Болгар призвал и многие рукоделия за-вел» (Булгар). Около 1006 г. было заключено торговое соглашение между Русью и Бул-гарией.
О сокращении торговли Руси с востоком в XI веке свидетельствует уменьшение по-ступления арабских дирхемов, служивших основной монетой на Руси. Однако, это не от-носится к русско-булгарской торговле. Региональное значение Волжского и Вол-го-Дви-нского пути, как отмечал М.Н. Тихомиров, обуславливает упадок древних - Рос-това и Суздаля и выдвижение ряда городов, расположенных по Волге и Оке (Ярославль, Нижний Новгород, Кострома) с центром в Москве.
В 1024 и в 1229 годах булгары снабжали продовольствием голодающие русские го-рода.
XII-XIII вв. происходило чередование военных столкновений Болгарского государс-тва и Владимир-Суздальской земли (спор за мордовские земли) с мирными периодами, когда развивалась торговля. Около 1229 г. упоминается мир, по которому обеим сторо-нам разрешалось торговать, платя пошлины.
На районах бассейна рек Камы и Вятки была обнаружена серебряная посуда иранско-го происхождения. В ряде городов Владимир-Суздальской земли при раскопках об-на-ру-же-ны находки болгарской красной керамики. Считается, что более поздняя московская ке-рамика сложи-лась под влиянием болгарской.
Есть сведения о том, что еще в IX в. изделия из льна и конопли, основным поставщи-ком которых была Владимир-Суздальская земля, где его принимали в уплату податей,- в значительных количествах вывозились через Дербент в Среднюю Азию и далее морем попадали в Иран, а в XIII в. были известны и в Европе (Италии).
В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фа-янсовая посуда иранского присхождения. Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные сюжетно- геометрическим орнаментами.
Волго-Балтийская торговля испытывала затруднения из-за столкновений Владимир-Суздальцев с Новгородом.
8.3 ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Новгород, расположенный на северо-западе русских земель, был связан рекой Вол-хов с Финским заливом и Балтийским морем с Ливонией, Швецией, со многими норвеж-скими и германскими городами. Ближайшими городами, с которыми Новгород вел тор-говлю, были Нарва, Дерпт, Рига, Ревель. Этот морской балтийский путь являлся стабиль-ным центром внешней торговли в киевский период. Через Балтику новгородские купцы доходили до немецких городов Данцига и Любека, до Готланда, а также Або и Выборга.
В период Киевской Руси в городе шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках. Крупные имущественные состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже к концу ХII века; тогда же в городе появляются торговые союзы, которые объеди-няли купцов, осуществлявших операции за рубежом такие, как: Иванское сто, Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Купеческие объединения регулировали внеш-не-тор-говую деятельность, определяя порядок взимания с товаров таможенной пошлины и ее ставки, о чем свидетельствует «Устав купеческого общества в Новгороде», согласно ко-торому льготная пошлина была установлена для новгородских торговых людей, более высокая - для иноземных гостей. Новгородское купечество, в отличие от других городов, имело большее экономическое и политическое значение.
Новгород держал в своих руках транзитную торговлю Европы с Русью: Полоцкой, Смоленской, Владимир-Суздальской и другими землями. Через Новгород, Псков, Торжок (Новый Торг - торгово-ремесленное поселение) в Европу вывозились ценные меха - со-больи, горностаевые и др., которые в больших количествах поступали из всех частей об-ширных Новгородских и Владимир-Суздальких земель, а также традиционные товары рус-ской торговли: мед, воск, лен, кожи, древесина, смола, китовый и моржовый жир, ры-бий зуб и т.д. Сюда же привозили хлеб из соседних русских земель (Смоленска, Полоцка, Суздаля и из европейских стран), арабские, византийские и др. товары по трансконтинен-тальным торговым путям: оружие, шелк, изделия из золота и серебра, вина, произведения художественного ремесла, кожаная обувь, предметы роскоши, украшения и др.
Торговля воском и медом в издавна процветала в Новгороде. Сюда сбывали эти про-дукты смоленские, полоцкие, торжокские, бежецкие купцы. В 1170 году пуд меда стоил около 10 кун. Мед и воск продавались в особых вощаных и медовых рядах.
Великий Новгород экспортировал за границу лес: лесоматериалы были в числе пер-вых товаров, которыми он торговал. Об этом свидетельствует и его торговля с Ганзой - годовой вывоз лесных товаров этим купеческим объединением достигал впоследствии 20 тысяч тонн. Многие европейские страны покупали хвойные (сосну, ель, пихту, лиственницу, кедр), а также лиственные (дуб, бук, ясень, березу, липу).
В киевский период возникли торговые связи новгородских купцов с Ганзейским сою-зом, получившие развитие в последующие века. В архивах сохранился древнейший доку-мент - договор Новгорода с немецкими городами в 1189-1199 гг. Как следует из содер-жания, договор был продолжением ранее существовавшего соглашения.
Жизнедеятельность Новгорода была тесно связана с речным и морским транспортом, он иногда фрахтовали немецкие или швед-ские суда и строил свои. Недостаток удобных сухопутных дорог, а также зависимость от поставок зерна и от-сутсвие универсальной денежной единицы - делали уязвимыми позиции города во внеш-ней торговле. Важным источником новгородского экспорта были торгово-военные экспедиции уш-куйников (ушкуя - речное весельное судно) в земли северных народов - ненцев, зырян, перми, югры и др., а также дани с подвластных ему территорий.
8.4 ТОРГОВЛЯ С ЗАПАДОМ
Еще в X - первой половине XI вв. на Русь из Европы ввозились франкские мечи и панцири, по-ливная и стеклянная посуда. Развитие в XII в. сухопутной торговли Киевской Руси с Центральной Европой смягчило последствия потери византийских и арабских рынков и спо-соб-ство-вало ее структурным изменениям.
Северный торговый путь в западноевропейские страны проходил через прибалтий-ские стра-ны шел по балтийскому побережью через Ригу и Эстонию на Новгород, Полоцк, Смоленск. Концентрация находок европейской монеты (денария) в районах Новгород-ской земли и в бассейне р. Камы связана со значением торговли ценными мехами на этом направлении.
Другой торговый путь в Западную Европу шел в направлении - Регенсбург на Дунае - Краков - Галич - Киев - Чернигов - Рязань - Владимир. Топография пред-метов западноевропейского импорта (произведений художественного ремесла) показы-вает что связи Руси с Францией, Германией, Италией были наиболее интенсивными в коце XII - начале XIII вв. На этом пути торговля ценными мехами не имела столь важ-ного значения, т.к. в районах где он пролегал таких зверей не было.
Русская пушнина в Западной Европе использовалась, чаще всего, не для меховых из-делий целиком, а шла только на отделку. Мех в отделке или большой меховой воротник - часто из соболя - во Франции был отличительным признаком знатных людей, дворян; его носили рыцари; мех горностая носили представители правящей династии.
Через юго-западную Русь проходил западный торговый путь «из варяг в греки», со-единявший Балтийское и Черное моря через реки: Висла, Западный Буг, Днестр. Один из сухопутных путей в Византию по Днестру - через Луцк, Владимир Волынский, Завихост, Краков - вел из Киева в Польшу, другой - южнее, через Карпаты, связывал русские земли с Венгрией, откуда открывались дороги в другие в другие западноевропейские страны. Упоминается также сухопутный путь, начинавшийся в Праге, проходивший через Киев на Волгу и далее в Азию.
9. ПРОМЫСЛЫ
9.1 БОРТНИЧЕСТВО
О существовании множества пчелиных роев на территории нашей страны, на землях за Дунаем, прилегающих к Черному морю, упоминает Геродот еще в V веке до нашей эры. Он сообщал, что левобережье Днепра занимал большой лес. По дан-ным палеогеографии, по долинам рек Черноморского бассейна тогда росли широколи-ственные богатые медом леса.
На Руси бортничество существовало с незапямятных времен и распространено было повсеместно в лесных и лесостепных районах, составлявших бульшую часть ее террито-рии. С появлением собственности намечаются границы разделения - бортные ухожья - участки леса с бортными деревьями, которые тянулись на десятки километров и отделя-лись друг от друга бортной межой и знаком (знамен), наносимым на деревья; к ним примыкали бобровые гоны, рыбные ловли, перевесища и другие угодья. Эти межи тща-тельно метились и соблюдались. Были случаи когда они использовались для опредеделе-ния государственных границ.
По мере феодализации земли лучшие бортные ухожья становились собственностью вла-дельцев, которые держали бортников в своих ухожьях, кроме того, были и свободные оброчные бортники - они выдалбливали борты, переселяли семьи пчел в удобные места и собирали мед. Оброк платили натурой. Облагались налогом не отдельные борты, а целый участок леса - ухожье, включающее несколько десятков бортей. Обычно оброк составлял деся-тую долю собранного меда (десятину). В различных районах в разные периоды он мог значительно ее превышать и доходил до половины. Бортные леса, освобождаемые от ме-довых даней, имело духовен-ство - епископы, мо-настыри, церкви. Князья жаловали им бортнические села.
Существовали целые поселения, главным занятием жителей которых, было бортничество, имевшие многовековую историю. Есть сведения о том, что бортники были одними из первых поселенцев Харьковщины.
Несколько статей Русской Правды посвящены бортничеству - собственность на ухожье приравнено к праву на землю. Из нее же мы узнаем и существовавшие тогда цены на борть и пчел: борть без пчел стоила 5 кун, с пчелами или рой пчел - полгривны.
На Руси бортники составляли свободное сословие и объединялись в цеха, которые имели устав и свое знамя а также старост, следивших за соблюдением обычаев и законов.
В старину мед использовали для производство хмельных и десертных медовых на-питков, он был единственным сырьем для виноделия. Употребление на Руси вино-град-ных и других вин, крепких хлебных спиртных напитков было незначительным. Медовые вина производили в монастырях, получавших мед со сво-их бортных ухожий. Они были - шипучими, легкими и выдержанными и играли такую же роль, как виноградные вина у фран-цузов или пиво у немцев. Простые люди перед праздниками и на продажу варили медовые напитки. Оброк с этого производства шел в казну. В 996 г. киевский князь Вла-димир по случаю победы над печенегами: «И сотворяше празд-ник велик, варя 300 пере-вар меду и сзываше боляры свои и посадники, старейшины градом, люды многи».
Бортничество наложило отпечаток быт, обычаи, свадебные и религиозные обряды на-селения. Мед ели с кашами и киселями, подавали к блинам. Он входил в народные куша-нья, с ним пекли пироги «с медом и маком творены», коврижки и печенья; готовили раз-варистую пшеницу, ячмень и другие блюда, сладкие творожники и пудинги.
По свидетельству византийских историков еще в V веке до нашей эры при похоронах ели мед, ставили на могилах сосуды с медом, на обедах по покойникам употребляли его в пищу. При поминовениях усопших могилы поливали медом и медовым вином, еще в языческие времена у славян мед был обычной жертвой богам.
Воск получали разваривая освобожденные от меда соты в воде и процеживая их через шерсть, а потом стали и прессовать. Примерно из двух пудов сотов выходил пуд вос-ка. Были в Древней Руси воскобои, котрые получали воск требуемого качества, пригодный для употребления и продажи.
9.2 ОХОТА
В период Киевской Руси флора и фауна Восточной Европы была богата и разнообразна. В первых грамотах - встречаются названия многих животных и птиц, служивших объектами охоты. Среди них - медведь, тур, лось, олень, серна, косуля (дикая коза), вепрь, волк, белый волк, соболь, куница, горностай, белка (веверица, векша, мысь), бобр, заяц, хомяк, суслик, песец, дикая лошадь, лисица черная (чернобурая). По данным раскопок, роль охоты, как средства добывания пищи, повсеместно снижалась по мере роста численности населения и развития животновдства.
Наибольшее значение она имела в лесной зоне Северной Руси, где водились ценные пушные звери, мех которых составлял главную статью экспорта и одновременно служил средством обмена и платежей. Кроме того, охота доставляла пищу значительной части населения районов проблемного земледелия, обеспечивала мехами, необходимыми для изготовления теплой одежды в местностях с суровыми зимами и служившими одновременно предметами торговли и средством платежей; давала шкуры для скорняжных и кожевенных ремесел и средства для уплаты дани.
Охотой на Руси не только в киевский период занималисъ князья и бояре, которые часто держали профессиональных охотников различных специальностей: со-кольничих, ловчих, выжлят-ников, псарей, конюхов и др.; в ней участвовали и дружинники. При псовой охоте использовались собаки типа лайки, борзой и гончей. При охоте на быстроногих животных кроме собак использовали охотничьих леопардов (пардусов). С ловчими птицами (соколами, кречетами, ястребами) охотились на птиц: лебедей, мясо которых считалось на Руси деликатесом, а также на журавлей, гусей, уток, цапель, на зайцев и лисиц.
Даже для феодалов охота (ловитва, ловы) была не только развлечением, но и промыслом а также - применялась для защиты домашних животных и людей от хищников (медведей, волков и др.). В районах, где было много промыслового зверя существовали охотничьи общины. Места для охоты (ловища, перевесища, бобровые гоны, тетеревники, гоголиные ловы) могли находиться в собственности феодалов - князей, монастырей и ограждались межевыми знаками. В Русской Правде были предусмотрены штрафы за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу охотничьих сетей и убийство охотничьей собаки.
На животных и птиц охотились при помощи луков и стрел; использовали топор, меч, копье, сулица (метательное копье), рогатину; ловили живьем в сети и ловушки разных типов. Небольшие силки использовались для ловли птиц. В источниках того времени упоминаются: тенеты, силы, промысловые сети, перевесы, пруглы, кляпцы. Тенетами ловили зайцев и серн (косуль); пруглами, которыми называли разного рода ловушки для птиц, кляпцами и силами (петлями) ловили боровую дичь; перевесы служили для поимки водоплавающей птицы. Петли и большие сети ставились в лесах для поимки лосей и оленей. Встречаются также упоминания о самоловах и капканах.
Перевесы, применявшиеся при ловах птиц, представляли собой крупные сети, установленные на столбах или местных предметах на путях перелета уток и гусей у берегов озер и заливов рек; их развешивали в лесах между деревьев для ловли животных, которых загоняли в них охотники; они сохранились на Севере до недавнего времени.
На тура, зубра и других крупных животных охотились, применяя ямы-западни, прикрытые ветками и листьями.
Зверина и дичина была важным компонентом питания простых людей и знати. Ели тетеревов и глухарей, уток и гусей, журавлей и лебедей, мясо медведя и дикого кабана, косули и лося, зайца и оленя, тура и зубра. Простые люди употребляли мясо белки, суслика, хомяка, бобра. Христианская церковь на Руси выступала против использования в качестве пищи мяса некоторых животных: белки, суслика, хомяка, медведя, бобра и др.
9.3 РЫБОЛОВСТВО И МОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ
Этот вид промыслов был повсеместно распространен на Руси, но чаще всего служил аль-тернативным занятием призводителей наряду с земледелием, охотой, животновдством, ре-меслом. В источниках XII в. упоминаются профессинальные рыболовецкие артели на Севере - на реке Волхов и озере Белом (Белоозеро). Тогда же галицкие рыбаки обосно-ва-лись в низовьях Дуная. Ловили: щуку, сома, сазана, окуня, язя, линя, налима (мень), судака и др. Од-ной из самых ценных рыб считался осетр.
Индивидуальные рыболовы ловили рыбу на удочку на малых реках и озерах. Леска делалась из конского волоса или крученной нити, поплавки - из дерева или гусиных перь-ев; использовались костяные, каменные и металлические крючки, каменные и глиня-ные сверленные грузы, а также блесны и жерлицы различной формы. Наилучшие резуль-таты давало применение крючков с жальцем. Иногда для лов-ли щук, осетров и других крупных рыб использовали сило - укрепленную на конце удилища петлю.
В товарном рыболовстве использовали различные плетенные узелковые сети, долб-ленные и др. весельные или парусные лодки и суда. Длинные сети-неводы применялись в XI-XII вв. в полесских городах Турове и Пинске. Такой способ лова в дальнейшем стал одним из факторов уменьшения численности популяций рыб, их видового разнообразия и размеров.
При ловле на малых водоемах использовали вершу (буг, топтуха, котец) - плетен-ную из лыка, лозы, прутьев или лучин рыболовную снасть; реже - бредни (бредник, бродень), саки, плетенные волокуши, слабницы и другие снасти. Обычно верша (решетчатая корзина) имела овальную или угольную форму, размер - мог достигать 1 м. и более, она погружалась в речную или озерную воду на длительное время с поплавком и грузом или привязывалась к местным предмета м. Ее устанавливали в узких речных или озерных протоках или вблизи мест кормления, миграции, укрытия рыбы. Такой способ был известен с глубокой древности у разных народов.
Иногда ловили и охотничьм способом - перегораживали протоки или выходы из мест укрытия, а затем с помощию шумовых и двигательных эффектов выгоняли рыбу из естест-венных укрытий (зарослей водной растительности) и загоняли ее в верши или сети.
Для ловли крупных рыб и морского зверя исполь-зовали гарпуны и остроги, снабженные одним или несколь-кими иг-ловидными остриями (с жальцем или без него).
Берега рек, озер, острова и другие пригодные для рыболовства места (ловища) могли находиться в соб-ственности феодалов; за пользование ими платили оброк. Монастыри ста-рались по-лучить в собственность рыбные угодья, чтобы обеспечить свою братию необходимым за-пасом рыбы на время Великого поста.
Пойманную рыбу готовили и употребляли в пищу сразу, а также солили и сушили, что позволяло сохранять ее несколько месяцев; встречаются упоминания о копчении.
Промысел моржей был известен с глубокой древности - за ним охотились в Белом море и на Шпиц-бергене (Груманте), а также на Новой Земле и других островах полярных морей. Моржей промышляли весной, летом и осенью в открытом море, на льдинах, низменных берегах островов и материка. Он ценился за сало, кожу и, главное, за рыбную кость, или зуб, пользовавшуюся боль-шим спросом у местных и иностранных купцов.
Кожа моржа употреблялась для изготовления подкаретных рессорных ремней и гужей для хомутов. Из ее обрезков варили клей. В Нов-городской земле этими товарами торго-вали уже в начале двенадцатого века. «Рыбий зуб» был известен новгородцам по крайней мере с рубежа X-XI вв., из этого редкого и доро-гого материала наряду произведениями средневекового де-коративно-при-кладного ис-кусства, вырезали и вытачивали ряд бытовых изделий: пуговицы, бусы, гребни и рукоятки ножей, навер-шия плетей, игральные кости и фишки, печати.
Меньшее значение имел китовый промысел - в составе даней, которые коренное население Беломорья (чудь и лопари) еще в IX в. платили Нов-го-роду, упоминаются и шкуры белух. Са-мым древним, распространенным и по-пулярным у поморов, был тюлений про-мы-сел.
Для промыслов древние поморы использовали: гарпуны, спицы (ко-пья или рогатины), окованные дубинки; в море они выходили на беломорских лодьях.
10. НАЛОГИ
Пер-воначальное установление даней присходило в результате ок-няжения отдельных земель и территорий, которое могло происходить разным путем и включало элементы го-сударственного устройства и управления; чем - заметно отличалось от военных пред-приятий - походов, преследующих целью получение военной добычи путем грабежей или контрибуций. Олег - задолго до падения Каганата - сумел склонить (убедить или принудить) территориальные племенные союзы к уплате дани ему, а не хазарам:
– Посла къ радимичем, рька: “Кому дань даете?” Они же реша: “Козаром”. И рече им Олег: “Не дайте козаром, но мне дайте”. И въ даша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром даяху.
– Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне...
Как видно из вышесказанного «примученные» древляне и покладистые радимичи заплатили в итоге одинаковую дань, т.к. во времена Олега куница стоила примерно один щьляг (дирхем).
Организацией установления и сбора дани с самого начала занимался не только Великий Князь, его воеводы, дружинники и княжеские чиновники (даньщики, черноборцы) - но и местные князья; они получали ее виде полюдного сбора либо извозом; часть этой дани шла в пользу сборщиков (кормовыые и др.). Размер, вид и форму уплаты да-ни устанавливал князь; иногда она оставалась неизменной в течении десятилетий. В дальнейшем полюдье сохраняло ограниченное значение в XII в. в форме фиксированной денежной повинности.
На начальном этапе Киевской Руси - по мнению ряда авторов - полюдье для части союзов племен носило добровольный характер; оно сопровождалось языческими обрядами, исполнением кня-зем судебных и управленческих обязанностей, и состояло в том, что ежегодно, обычно в зимнее время, князь или его воевода с дружинниками объезжал территорию племенного союза, собирал подати а затем отвозил их в свою резиденцию.
Позднее, в условиях Древней Руси собрать дань со всех земель и транспор-тировать ее полюдным способом было уже невозможно. По мере феодализации функции погостов отходили к городам и их администрациям и местному самоуправлению, а в некоторых случаях - к княжеским резиденциям. В землях, волостях, городских и сель-ских об-щинах и погостах налогами занимались: князья, их администраци и дружины, посадники, старосты и др. В часных индивидуальных хозяй-ствах за уплату дани отвечали владельцы-произ-води-тели. Боярские и монастыр-ские владения были освобождены от уплаты ежегодных даней кня-зю.
Князь и его финансовая администрация устанавливали и принимали дань в денежных меховых единицах или в гривнах, иногда брали медом и другими продуктами. Организация сбора и учета даней со времен Олега носила территориальный характер, а после Ольги появились и учетные деления: «уроком», «от дыма, от со-хи, от рала», т.е. налогом облагались индивидуальные хо-зяйства производителей или общины, а не территории в целом.
Из новгородских раскопок происходит ряд находок, позволяющих подтвердить роль погостов не только для развития пушной охоты на Севере, но и при учете даней добывавшихся здесь мехов. Речь идет о трех деревянных замках, служивших, как показал В. Л. Янин, для опечатывания мешков, в которые складывалась пушнина, собиравшаяся для уплаты подати. На них вырезаны географические названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» - названия северных погостов на реках Ваге, Пинеге и озере Лача.
К середине ХII в. различали следующие виды и способы прямого налогообложения населения: дань, полюдье, оброк, повоз, истужница, почестье, вено, городское. Кроме того, существовали торговые пошлины: гостиное, торговое, мыт, перевоз, весчее, предмер, пись, пятно, корчмиты. К числу судебных штрафов и издержек принадлежали: виры, продажи, судебные уроки, пересуд, ро-т-ные уроки, железное.
Выделение к началу XI в. ощепринятой доли расходов на содержание княжеского двора и дружины свидетельствует о развитии финансов. Князь Олег взял 300 гривен дани с Новгорода; Яро-слав Мудрый, столетием спустя собирал с него же 3000 гривен - из них тысячу он тратил на свою дружину, а остальное отправ-лял в Ки-ев. Ольга брала 1/3 дани с древлян для своего двора (на нужды ратного строения), сосредоточенного в Вышгороде, а 2/3 шло в киевскую казну. Мстислав Удалой взял дань с чуди и 2/3 отдал новгородцам, 1/3 раздал своему двору. Смоленский князь Ростислав в около 1136 г. получал от своего княжества - более 3000 гривен.
Список литературы
1. Б.А. Тимощук Древности славян и Руси, М., 1988
2. О.Ф. Сидоренко Українські землі у міжнародній торгівлі, К., 1992
3. М.Ф. Котляр Грошовий обіг на території України доби феодалізму, К., 1971
4. В.Й. Довженюк Зелеробство Древньої Руси, К., 1961
5. І.М. Шекіра Київська Русь у міжнародних відносинах, К., 1967
6. В.А. Смолій Феодалізм на Україні, К., 1990
7. В.М. Рычков Формирование территории Киевской земли, К., 1988
8. М.Н. Тихомиров Древнерусские города, М., 1956
9. Б.А. Рыбаков Очерки по истории русской деревни, М., 1967
10. В.Л Янин Денежно-весовые системы русского средневековья, М., 1956
11. М.Н. Тихомиров, Русское летописание, М., 1979., [Происхождение названий «Русь» и «Русская земля»], с. 22-48
12. Н.Г. Тимченко История охоты и животноводства в Киевской Руси, К., 1972
13. Н.Н. Гурина Рыболовсво и морской промысел в эпоху раннего мезолита - раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы, Л., 1991
14. Бырня П.П. «Древности Юго-Запада СССР (I - середина II тысячелетия н.э.), [Процесс градообразования в поднестровье в период раннего средневе-ковья],1991 г.
15. В.Я. Петрухин, Т.А. Пушкина К предыстории Древнерусского города, OCR по История СССР, №4, М.-Л., 1979, стр. 100-112
E-mail Certon@ukr.net
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |