Реферат по предмету "История"


Национальное самосознание - главный фактор в построении могущественной и процветающей России

Национальное   самосознание -  главный   фактор  в  построении   могущественной   и процветающей    России.  
 
         Видные   педагоги  и  психологи   России  середины   девятнадцатого  века не  только  увидели  очевидную   связь   между  ростом  экономического   могущества  Российского   государства  и развитием  национального   самосознания,  традиций, патриотизма, но  им   и удалось  в  шестидесятые годы  названного  столетия  впервые  заложить  фундамент нравственного  и  духовного формирования   личности  на основе   русской   культуры в   систему  обучения и  воспитания   молодежи.  Известный    психолог   Оболенский  так   определил   сущность  этих   действий: "Воспитание  должно  гармонировать   с требованиями  своей   эпохи" .  Развитие  нравственных  качеств  личности, в  те  годы, определялось,  как   задача более  важная,  чем  развитие  интеллекта   и разработка   научных  основ  системы  обучения.  Вентцель   писал  по   этому  поводу:  «Воспитать   в  человеке нравственные   стремления,  сделать его  неутомимым   борцом  за  нравственные  идеалы, так   чтобы  вся жизнь  его  служила живым   воплощением   этого идеала,  самое  трудное  и  вместе  с тем  самое   важное дело  в  области  воспитания.  Воспитание  физическое  и  умственное  играют по отношению   к  нравственному,  можно   сказать,   только   чисто  служебную ( вспомогательную) роль». В  эпоху   войн  высшим   требованием,  обеспечивающим    сохранность    общества, являлось   стремление   к абсолютному   повиновению   личности, ее  подавлению.   Новый  этап   истории   человечества,  связанный  с  промышленным    развитием,  требовал    от  человека  противоположных    свойств  -  личной    творческой    инициативы,   свободы  мысли,  дисциплины,  соблюдения  законов,  подчинения   общественному  мнению. На   эти   принципы  и   опирались    создатели  новой    системы    воспитания    российской молодежи   во  второй  половине   девятнадцатого    века. Их   главная    задача    состояла   в  подготовке  подрастающего   поколения   к жизни   в   новых   экономических   и   социально- политических    условиях  в стране.  Основной    аспект  в  формировании    сознания  будущих    поколений   россиян  делался   на   созидательный    потенциал  с   высоким   уровнем  развития   морально-нравственных   отношений   в  обществе  на   основе  русской   национальной   культуры   и   христианских    традиций. Определяя   сущность   нравственности  и решая  вопрос  о целях  и  задачах  нравственного  воспитания  в России,  ученые   в качестве   главного  критерия  нравственности   избрали  понятие «жизнь».   Все  способствующее    прогрессивному    развитию и  росту   жизни, характеризовалось  нравственным,  а  препятствующее-  безнравственным.  Вентцель   подчеркивал: " Нравственность есть не  что  иное, как   сознательное   стремление и  деятельность,  направленные  на  увеличение  общей суммы  и  напряженности   жизни в  мире.  Идеал нравственности   сводится  к установлению  гармонии   между  всеми   целями   человеческой жизни....,    сама  система человеческих   целей   не остается  неизменной,   но  постоянно   видоизменяется  и расширяется  по  мере развития  отдельной  личности  и  всего  человечества".  Новые подходы  в  воспитании  российской    молодежи   требовали  формирования   в  их сознании    общественной,  а   не   эгоистической    направленности   личности. Стремление   к  общему благу,  любовь  к ближнему  как  к самому  себе,  честность, открытость,  умение   бороться   за  справедливость   в  обществе,  свои     гражданские   права, быть  истинным   патриотом  своей   Родины  - легли   в   основу  показателей   правильного   нравственного  развития  личности.   Каптерев   при этом   подчеркивал: " В  нравственном    закаливании    нельзя  ограничиться   одной    пассивной  работой.  Ребенок  должен вырасти  бодрым  и энергичным,  способным  бороться со  злом".  Сложность отношений  в  развитом цивилизованном   обществе   приводит к  тому,  что подрастающим  поколениям   бывает  нелегко   адаптироваться,  найти свое   место  в жизни,  приобрести   силы для  противостояния     нежелательным  воздействиям. Преодоление  этих  трудностей  один  из  аспектов нравственного   воспитания,   который  Каптерев назвал   нравственным   закаливанием    " Под  нравственным  закаливанием, -  подчеркивал  он, — ...  нужно  разуметь  развитие  значительной   душевной  энергии  и  стойкости при  самых  неблагоприятных   обстоятельствах,  способность отказаться  от  разных, более  или   мене значительных  удовольствий   для достижения  поставленной  цели".  При   этом    реформаторы   образования    подчеркивали   и  важное   развитие   интеллекта, как   основы   для  более   совершенного   нравственного   развития личности.  Были   не забыты   и  выделены в   отдельные  разделы   системы   формирования   личности  направления   по   эмоциональному   развитию, воспитанию   чувств   и формированию   волевых  качеств  у   человека.   Преобразователи   системы  воспитания   молодежи   в России   шестидесятых   годов  девятнадцатого   столетия    считали   процесс   нравственного    развития  завершенным,   достигшим   своей  цели,   если   у  человека   сформировалось   сознательное    стремление  к  нравственному    самосовершенствованию,   желание  путем    напряженной   внутренней   работы   приобрести   твердые  нравственные    убеждения,   найти  свой    нравственный   идеал,  активно   бороться  за  свои   убеждения,   направить  свою   деятельность   на служение   благородному  делу, интересам  Родины.   Ушинский   подчеркивал   значение   активной  деятельности   и   борьбы  для    нравственно     развитого    человека против   зла,   насилия, несправедливости    в  обществе  так: " Для    нравственной     жизни человека   свобода   необходима, как  кислород    для  физической;  но  как  кислород   воздуха,   освобожденный  от  азота,   сжег  бы легкие,    так  и  свобода,  освобожденная  от  деятельности,   губит  нравственного   человека".  Такие  подходы   к  формированию сознания   у   подрастающей   русской  молодежи  стали   быстро давать   положительные   результаты.  Реформа   образования   в совокупности  с  другими  изменениями   в   российском   обществе  второй   половины  девятнадцатого   века    вызвала  широкое  демократическое   движение,  мощный    духовный   подъем   русского   народа,  стремление передовых   деятелей  того времени  активно  участвовать  в  обновлении    российской действительности   породили   надежду на  скорую  и полную  гибель  «прошлых   времен».  В  те  годы    не только   Российская    империя  изнемогала  под  бременем  усиленных  надежд   и ожиданий   лучшей   жизни. В   Европе   тоже говорили  и   ждали впереди  золотого   века  не  только   для себя,  но  и будущих  поколений.   Вот   как   описывает    новогоднюю    встречу   начала    двадцатого   века в  одной  из западных  стран  Т. Уайлдер  в  романе  «День  восьмой»:  " Целая  толпа  собралась   на  улице   у  здания  суда,  ожидая   когда  начнут бить   часы   на  башне.   Люди   были  взволнованны,    возбуждены,  словно  ждали,  что   с первым     ударом    часов    разверзнутся    небеса.   Когда  часы   начали    бить,   женщины   в толпе    плакали,  и  не  только  женщины,   но   кое-кто  и  из  мужчин.  Потом    вдруг   зазвучала   песня...   Люди   стали обнимать   друг  друга,   целоваться -   невиданное  дотоле   проявление   чувств.  Рождается    Новый     Человек!  Природа  не  ведает сна.  Раньше    были  великие   одиночки,   редкие  гении,   уцепившись   за   фалды    которых    тащились   следом   трусливые  и  бездеятельные.   Теперь   вся  масса   людская     выйдет   из   троглодитского   состояния... в   каком   сейчас  пребывает   большинство  людей, трепеща    перед    вечной  опасностью    вражеского   вторжения,  боясь   Бога -  громовержца,  боясь    мщения    мертвых,  боясь   зверя,  живущего в  них  самих.  Дух  и  разум   станут    главенствовать   в  человеческой     жизни.   Никто не  останется    в  стороне  от   просвещения."  Подобным   настроением   были   переполнены    не только   души   и   сердца   жителей    Европы,  но   и   россиян.  Поэтому  не  могли  подобные   массовые   ожидания  остаться    просто  мимолетным   явлением,   особенно   в России,  переживавшей   в те  годы   сложные  внутренние    экономические,   социальные   и   духовные   преобразования.   Ленин  сумел   хорошо  уловить  это  общее  оптимистическое  настроение  русского   народа,   его  неумолимое   стремление    к лучшей   жизни,   новым  высотам   и   использовал  данный   фактор   в  борьбе  большевиков    за власть.   Правда   коммунистический   золотой   век     несколько    отличался от   ожидаемого,   но это   не  помешало  вождю    марксистской    революции   привлечь   под   свои   знамена    самую   активную  и  созидательную   часть  населения   России.  Джон  Рид   в   книге " Десять  дней,   которые потрясли   мир"   пишет: " Что   случилось?   Всего  два   дня  назад  по  окрестностям  Петрограда  бесцельно  бродили   беспорядочные,  лишенные  руководителей   команды.  У них   не   было ни  продовольствия,    ни  артиллерии,   ни   какого  бы  то  ни было   плана   действий. Что   сплотило  эти  массы    красногвардейцев    и солдат,   у   которых  не  было  ни организации,  ни   навыков   военной   дисциплины,    ни  офицеров,    в   армию,   подчиняющуюся     своему    выборному  командиру,   способную    выдержать  и   отразить   удар  артиллерии    и  казачьей  конницы?  Против   Советов   соединились   юнкера,  казаки, дворяне,  помещики,   черносотенцы.  За ними   маячила  угроза со  стороны   немцев. Победа,   выражаясь   словами   Карлейля,  означала " Торжество   в   Золотой  век   без   конца".    Владимир  Ульянов   умело   и эффективно   использовал    общее настроение   русского   народа   к  лучшей  жизни, мечту   об  обществе будущего,  где  нет  угнетения,  безжалостной   эксплуатации,   несправедливости   и  зла,  как  сокрушительный    таран  против    царского   самодержавия.   С  учетом   общего  стремления к  золотому  веку  и   жителей   Европы  марксисты    были    твердо   уверены   в   разворачивании      марксистской     революции  против   капиталистического   засилия    во  всем   мире.   В будущем,  при  формировании    сознания   человека   коммунистической    цивилизации в  Советском    Союзе,   большевики    использовали   основные положения    системы   воспитания   российской  молодежи   шестидесятых   годов  девятнадцатого  века.  Легли в  основу  советского общественного  сознания   и многочисленные  христианские   духовные ценности.  Например,  в моральном   кодексе  строителя коммунизма.  заложены   десять заповедей  Христа.  Христианство считало  труд  высшим благом  для  человека и  в  советском обществе  труд  был почетной  обязанностью,  в православной  общине  христиане обязаны  были  помогать друг  другу,  заботиться  о  близких,  окружающих и  в  социалистическом  строе его  граждане  обязаны были  вести  себя также,  в  христианской общине  личные  интересы обязаны  подчиняться  общим  и  в  СССР это  было  долгом каждого  гражданина.  Таких  поразительных  совпадений  можно  привести  много.  Не покидает  ощущение,  что не  смотря  на разгром   большевиками   православной   церкви  вся   жизнь  советского народа   регламентировалась   идеологией   партии  и  государства  на  основе  христианских ценностей.  Только  место Бога  заняла   коммунистическая  партия, а  идея  Христа о  загробном  Рая  была   заменена   вполне  земной мечтой   о  коммунизме, где  должно  было быть  не  хуже чем  в  Раю. Другое  дело,  что реальная  жизнь,  обстоятельства,  противники не  позволили  все задуманное  полностью   воплотить на  практике,  но самое  главное,  что попытки  сделать  из  советского  народа  высокодуховную  нацию  продолжались  со  времен  становления  советской  власти  до  дня  ее  гибели.       Когда о  чем-то сильно   мечтаешь   и веришь  в   реальное воплощение   этой  мечты, то часто  не  замечаешь очевидного  обмана.  Этот  фактор  часто использовали   не только   внешние    противники  большевиков,  но  аналогичный  метод   впоследствии   применила  и  брежневская    партноменклатура.  Широко  использовали   открытость,  доверчивость, порядочность   советского    народа   в   горбачевские  и  ельцинские   времена  и новые  русские   при  разграблении   общественных  богатства.   Если   ведущие   вожди    революции   1917   года  из  нищей,  разоренной, униженной   России   смогли все   же  создать в  короткий   срок за     счет    внутренних    возможностей   и  самоотверженного  труда  народа  экономически    сильную   страну, пусть   и  ценой   значительных   жертв,   справиться  с  преступностью,  с коррупцией    чиновничества    и   другими  негативными   явлениями   общества,   то   Борис  Ельцин,  возглавивший   западников  в  борьбе  за власть  в  России,   загнал    Российское   государство  и    русский   народ   не  только   в  огромные    долги,   нищету,  нравственное,   духовное    разложение,   но   и    в тупик    безысходности.   Граждане России    хорошо  помнят,  как   по  его  команде    по  всем  каналам  телевидения   показывали  прелести    западной  жизни,  а   Борис  Николаевич   неоднократно   публично   обещал устроить   такую  же в  Российской   Федерации   всего  за  два года,   в  случае  избрания   его   Президентом,   но воз,  как  говорится, и  поныне   там. Публичные   обещания  и клятвы   российскому  народу  сделать  его   богатым и счастливым   забываются,   а  власть   остается,  правда,  без   совести,  чести, стыда,  справедливости,  но,  по  мнению  Бориса  Николаевича,  это просто    досадные   глупости   идеалистов    и   правдолюбов.   Так  думали,   скорее  всего,   все   горе - реформаторы,  прорываясь   к  власти   обманом    и ложью   для   удовлетворения   своих   внутренних    болезненных   амбиций,  притязаний     и   чужих, порой    опасных  для народа   и  страны,  интересов.  Достаточно    прочитать  внимательно   книги   «Пятьдесят  семь  вопросов   избирателей   к  Президенту   России»,  «Исповедь  на заданную   тему»,  чтобы  ясно   увидеть,   что  Президент    Борис   Ельцин  за  десять   лет  реформаторства     в  Российской  Федерации    не  только не   выполнил   ничего  из  многочисленных   обещаний и   клятв   народу,  но  и   постоянно  говорил   одно,   а  делал   другое.   По  западному   это  называется   мудрой     политикой,   а на   русском   языке   враньем  и  мошенничеством.   Возьмем   для   примера    хотя   бы  один   факт    из  огромного  количества    его  противоречий.   В  книге" Исповедь  на заданную   тему"     на   странице    161   читаем: "  Считаю, что   некоторые   члены Политбюро,  виновные  ( в  происходящих   в  СССР  негативных   событиях ),  как   члены   коллективного   органа,  облеченные   доверием   ЦК  и  партии,   должны ответить:  почему   страна  и  партия    доведены   до  такого   состояния?  И  после   этого сделать   выводы  - вывести   их    из  состава   Политбюро.  Тогда (  они )   не будут    критиковаться  только  после  смерти,  зная, что  отвечать   перед   партией  (  народом )  придется   каждому,   в том  числе   и всему   выборному   органу".  В  книге  «Пятьдесят  семь  вопросов   избирателей     Президенту   России» на   странице    семьдесят  семь   находим   следующее  высказывание   Бориса   Ельцина: «Если   человек   нарушил   закон -  он  ответит   по   закону.  Если он  нарушил  принцип   чести,  доверия,  дружбы -  Бог  ему  судья».  Как  видите,  требовать  порядочности    от других   он  умел,  а   сам   трусливо  ушел   не  только  от  ответственности    перед   народом   за   невыполненные  обещания,  но и  по  подлому   спрятался  от   наказания  за  совершенные   им  преступления   против   России  и  ее  граждан  за   Указом   Президента  Владимира  Путина,  защищающего  его от  уголовного   преследования.  Как можно  нормальному  человеку   забыть  многообещающие   слова  Бориса Ельцина  перед  вторыми  выборами  Президента  России: «Для  меня   победа на  выборах — это  не победа   над  политическим противником,  а  условие успешно   завершить  главное дело  моей  жизни  и  всех  нас - возрождение   новой  демократической  России! Со  всей  ответственностью  заявляю, что  у меня  есть сила  и  воля к  победе.  Давайте  вместе   бороться   за  будущее   России!»   Какую Россию  от  него получил  российский   народ  всем  известно.  Голова его  не  осталась лежать  на  рельсах,  он  не  застрелился от стыда  и  позора  перед  народом  за неоднократные  публичные  обманы, даже  не  стесняется показываться  на  людях и  получать   незаслуженные  ордена. Истинный  западный   демократ - без   стыда,  совести, чести!.  Если  верить признаниям   Березовского,  то по  другому  и не  могло  быть. " Новая   газета "   за  декабрь  2001  года сообщает -  Березовский   признался одной  из  западных газет,  что  Чубайс был  нанят  олигархами, а  в  Ельцина они  вложили  огромные деньги,  обеспечившие  ему победу  на  выборах. Андрей  Пионтковский   пишет на  страницах   данного издания  следующее:  " Почему  все  они (  новые  русские западники ) были,  да  и остались,  так  вызывающе откровенны  в  своем бесстыдстве?.  Красные  пиджаки, золотые  цепи -  на нижних  ступеньках   этой социальной   лестницы.  " Контролируем    50 процентов   экономики,  назначаем министров" -  на  верхней. Было  желание  запугать, убедить  общество  в своей  безнаказанности.  Бесстыдное  слияние  власти  и денег  переросло  рамки  проблемы  моральной  или юридической.  Такого  масштаба  перемещение  бюджетных  потоков в  пользу  частных компаний -  это  прежде всего  макроэкономическая  проблема. Формула   " деньги — власть -  деньги" создает  наркотическую  зависимость  большого  бизнеса   от  перераспределения   бюджетных  потоков. Экономическая  жизнь  страны сводится   не  к развитию  производства,  а к  борьбе  за контроль  над  финансовыми потоками.  ...  как раз  " семейные "  развязали две  кровавые   политтехнологические   чеченские бойни  для  повышения  рейтинга  своих  назначенцев в  президенты".  Как говорится,  комментарии  излишни.                 Интересно,  что бы  было  поступи кто-то  из   Президентов  США,  Франции   или другой   западной  страны  подобно  Борису  Ельцину?. Явно  бы  его обвинили  в  мошенничестве и  сидел  бы он  до  конца своих  дней  в тюрьме,  презираемый   всем обществом.  Хорошо,  что  он  был Президентом  в   России, где  законы  для власти  не  писаны, а  общечеловеческая  мораль и  нравственность  новоявленным  новоришам  неизвестны.   Мало  ли что  наобещал   народу  с  очередного   предвыборного  похмелья   Борис  Ельцин  ради  желания  сесть  в  президентское   кресло. Подумаешь  не  сдержал ни  одного  данного  слова.  С  кем не  бывает!   Наверное, и  в  этом случае   сработал  партноменклатурный    рефлекс  бесстыдства


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат British Colonialism Essay Research Paper Great BritainBritian
Реферат Краткое содержание Мизантроп Мольер
Реферат Шпаргалка на экзамен по Фармакологии Казань
Реферат Оперативное управление производством
Реферат «Кримський інженерно-педагогічний університет»
Реферат 1. Фінансово-кредитна інформація як об’єкт автоматизованої обробки 10
Реферат Бедное искусство арте-повера на примере творчества Я Кунеллиса
Реферат Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения
Реферат Краткое содержание Вишневый сад Антон Павлович Чехов
Реферат «Физиология растений»
Реферат Проектирование технологического процесса изготовления детали "Пробка"
Реферат Физиология ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ
Реферат 10 класс. Вопросы и задания по теме россия в эпоху реформ. Контрреформы
Реферат «Завжди напружено, бо завжди – проти течій»
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности "ИП Русакович А.Л."