Реферат по предмету "История"


Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.

Контрольная работа на тему:
«Национально-политические программычешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.»

Введение
 
Проблема Просвещения вЧешских землях в качестве самостоятельной проблемы долгое время нерассматривалась, поскольку само распространение здесь идей Просвещениясчиталось лишь следствием заимствования западной общественной мысли.Идеологические процессы, связанные с генезисом просветительской мысли в Чешскихземлях крайне сложны и многоплановы. Разногласия между разными ученымисуществуют по вопросам времени зарождения идей Просвещения, периодизацииразвития этих идей и даже собственно их существования в Чехии, о чем говорилосьвыше. Так основной период господства просветительских идей И. Клабоух относит к1750 – 1780гг., выделяя т.н. терезианский (50-60е гг.) и йозефинский (70-80гг.)этапы. Время предшествующее этому, он оценивает как период распространениявзглядов, подготовивших усвоение просветительских доктрин. Э.Винтер склоненотодвигать начало просветительского этапа вт. пол. 17в., связывая его с именемМ. Марция (1595 – 1667), В. Магни (1586-1661), отчасти с Б. Бальбиным и егокругом, а для н. 18 в. – с деятельностью Ф.А. Шпорка. По мнению Винтерадуховное развитие чешских земель эпохи раннего просвещения прошло 3 этапа: до1700г., 1700-1749гг., 1749-1770 гг. Мыльников считает, что если критерием взятьвнутреннюю закономерность эволюции идеологии, то в истории развития Просвещенияв Чешских землях можно выделить 4 этапа: первичное ознакомление с нею чешскогообщества, последующее усвоение и переработка того, что наиболее созвучно даннойсреде, — этап раннего просвещения, который привел к расцвету просветительскихидей в Чешских землях (собственно чешское просвещение к.70 – н. 90х гг. 18 в.),и последовавший затем его упадок, означавший, однако, переход в начале 19 в. киным идеологическим концепциям. Как уже сказано выше, проблема Просвещения вЧехии очень сложна и спорна, относительно нее существует огромное разнообразиемнений. Одна из встретившихся мне состоит в том, что в к.18 – первой половине19 в. идеи Просвещения в Чехии приобрели некий национальный характер, т.к. именнов это время происходит процесс формирования у чехов национального самосознания.Различные общества, кружки, отдельные чешские просветители обращаются к историиЧехии, своему национальному чешскому языку, выступают за его и свое равноправиев Империи. Недаром время распространения и господства подобных идей получилозвучное и, наверное, отчасти даже гордое название «Эпоха национальногоВозрождения».

Глава 1
Конец 18 и начало 19 в. вистории Чехии известны в литературе как время «национального возрождения». Онохарактеризовалось возникновением и развитием национального движения,пробуждением национальной культуры и общим подъемом общественной жизни.«Национальное возрождение» было вызвано к жизни развитием капиталистическихотношений, как считает ряд ученых, в основном советской эпохи.
Конец 18 и пер. пол.19в — время складывания чешской нации. В то время в большинстве стран Европыобразование наций протекало вместе с превращением их в самостоятельные национальныегосударства, а в ряде стран Восточной Европы сложились многонациональныегосударства. Одним из таких государств являлась Австрийская империя.Главенствующей нацией в Австрийской империи были немцы. Консолидирующиеся внации народы империи отказывались мириться со своим положением и отвечали наполитику руководящих слоев господствующей немецкой нации развертываниемнационального движения. Развитию общественного национального движения в чешскихземлях в к. 18в. способствовали как внешнеполитические условия, неблагоприятныедля Австрийской монархии (непрерывные войны с Францией обернулись хозяйственными финансовым кризисом), так и внутриполитические условия (правительства МарииТерезии и Иосифа II проводилимероприятия, направленные на полную и окончательную ликвидацию политической иэтнической самостоятельности, входивших в состав Габсбургской монархиинародов.Одним из таких мероприятий было, например, провозглашение в 1781г.немецкого языка общегосударственным. Вследствие чего затем возникаютвыступления в защиту чешского языка. Фактически просвещенный абсолютизм МарииТерезии, Иосифа II и их преемниковпочти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Можно дажесказать, что Чехия превратилась в провинцию Габсбургской монархии.
Но необходимо такжеотметить, что просвещенный абсолютизм в то же время заложил основы длянационального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его средесил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делувоссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятнымисторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материальногоблагосостояния и просвещения народов Габсбургской державы. Лозунг, провозглашенныйс высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе.
На арену выступила громаднаямасса народа в лице многочисленных рядовых мелких «будителей»: писателей,журналистов, юристов, учителей, священников, крестьян, сельских и городских интеллигентов.Благодаря их деятельности широчайшие слои чешского народа вовлекались вобщественное движение. Эпоха Просвещения в Чехии в рассматриваемый мной периодхарактеризуется появлением национально-политических идей, что связано сосознанием чехами самих себя как отдельной нации с одной стороны, а с другойстороны возникновение подобных воззрений было связано с политикой правительстваи как бы было ответом на его попытки задушить этот процесс. При Франце I всякое проявление прогрессивных идейбеспощадно подавлялось. Все национальные организации были взяты под надзор.Цензурные предписания стали значительно строже. В осуществлении полицейскихмероприятий ведущую роль играл князь Клемент-Венцелт Меттерних. Реакционныйрежим правительства Меттерниха лег тяжелым бременем на чешский народ. Свободаслова и печати была ликвидирована, была установлена система шпионажа,организована широкая сеть явной и тайной полиции. Аресты и обыски по анонимнымдоносам стали обычным явлением. В чешских землях проводилась усиленнаягерманизация. Органы чешского самоуправления были уничтожены. Налоги и новыезаконы вводились без согласия сейма. Годы меттерниховского режима были временемчерной реакции. Но они не смогли сломить возникающего национального движениячехов. Более того, начатая Меттернихом усиленная германизация вызвала сильноепротиводействие.
В условиях национальногогнета и политики германизации в национальном движении в чешских землях напервое место выдвинулась борьба за сохранение и развитие национальной культурыи языка. Защитниками родного языка родного языка и культуры были первые«будители» — Крамериус, Вавак, братья Таммы, Томса, Рулик и многие другие. В к.18 в. и самом начале 19 в в Чехии выступила группа молодых мелкобуржуазныхинтеллигентов (среди которых следует назвать Г. Добнера, Ф. Пельцеля, В. Дуриха,И. Добровского), которая выступила с рядом научных трудов, посвященных чешскомуязыку и литературе. Следует отметить, что большинство этих ученых, выступая взащиту чешского языка, писало свои книги на немецком или латинском языках. Этообъяснялось тем, что большинство грамотного населения Чехии – дворянство,буржуазия, чиновничество – получало в то время образование на немецком языке.Чешский язык находился в таком упадке, что многие не верили в то, что ондействительно способен сохраниться. Но, тем не менее, труды первых чешскихфилологов сыграли немалую роль в ходе чешского «национального возрождения».
Вообще распространениенационально-политических идей в Чехии в к. 18в. связано с Пражскимуниверситетом. Освобожденный от владычества иезуитов и схоластики он создал вЧехии известный контингент ученых и просвещенных людей, которые объединились в1784г. в «Королевское ученое общество». В 1785г. Состоялось его первоезаседание в Каролинуме. Общество ставило своей целью исследование природы иистории Богемии, издавало свой журнал на немецком языке. Пробудившиесяинтеллектуальные силы страны в последующие годы вызвали к жизни целый рядкультурно-просветительских учреждений.  Но следует иметь в виду, что во всейэтой деятельности Чешского общества сначала преобладал областной, а ненациональный характер. Трудились на благо Чехии не только чехи, но и немцы, ионемеченные чехи. Даже работы ученых в области чешской истории и чешского языкана первых порах писались на немецком и латинском языках. Таковы работы ГеласияДобнера, издавшего в 1764-1785г. первое собрание исторических источников Чехиии латинский перевод чешской хроники Гайка 16в. с комментариями в 6 томах;профессора Пражского университета Пельцеля, издавшего в 1783 и 1784гг. два томаScriptores rerum bohemicarum и написавшего на немецком языке двемонографии о Карле IV и Вацлаве IV и краткую историю Богемии;Добровского, написавшего целый ряд критических исследований по древней историиЧехии и славянства вообще на немецком языке. Чешские ученые на первых порахбыли уверены в окончательном торжестве германизма и скептически относились кнамерению возродить чешскую национальность. Об этом говорили, например,Добровский и Пельцель. Но при всем этом национальная струя с самого началапримешивалась к культурно-общественному движению Чехии. Еще в 1774г. графФранциск Кинский издал на немецком языке брошюру в защиту прав чешского языка«Воспоминание чеха об одном важном предмете»; в следующем году появилось налатинском языке апологетическое рассуждение о чешском языке иезуита Балбина; в1783г. Карл Там издал уже на чешском языке «Защиту чешского языка», а в 1785г.Ганке из Ганкенштейна — на немецком языке – «Рекомендация чешского языка».Национальная струя все более и более стала окрашивать чешскоеобщественно-литературное движение; скептицизм стал все более и более уступатьместо бодрой вере и радостным надеждам относительно национального будущегоЧехии.
Эта вера сначалапробудилась с особой силой в рядах средней чешской интеллигенции. Пражскийтипограф Вацлав Крамериус с 1789 – 1808г. издавал журнал на чешском языке«Отечественные новости», в котором всячески старался пробудить чувствонародности, познание себя в широких кругах чешского общества. Совместно сПрохазкою в 90х гг. 18 в. и первом десятилетии 19в. Крамериус наводнил чешскийкнижный рынок множеством переизданий старой чешской оригинальной и переводнойлитературы. Чешская книга получила широкое распространение в обществе инародной массе, чешский литературный язык завоевал себе право гражданства.Общему течению поддались, в конце концов, и те люди, которые раньше сомневалисьв ценности национальных чешских стремлений. Тот же Пельцель, который склоненбыл прежде плыть по господствующему течению, и писал только по- латыни и по-немецки,в 90х гг. 18 в. стал издавать на чешском языке Хронику Чехии – связноеизложение чешской истории, в которой он соединил все свои предыдущие труды иисследования по чешской истории. Хроника Пельцеля стала народной книгой испособствовала оживлению национально-исторического чувства и сознания в чешскомобществе. Даже Добровский поддался общему увлечению и в 1809г. издал подробнуюграмматику чешского языка, которая обеспечила преподавание этого предмета ввысшей и средней школе.
Необходимо, на мойвзгляд, отметить и то, что одной из характерных черт начального периода «национальноговозрождения» в Чехии было участие в происходящих событиях части чешскогодворянства, недовольной существующим положением. В отличие от дворянской знати,почти совершенно онемечившейся и опиравшейся на поддержку венского двора, этачасть чешского дворянства стояла на позициях защиты «исторических прав Чешскогокоролевства», на позициях защиты автономии чешского сословного сейма ипревращения его в центральный орган власти для всех земель чешской короны. Этачасть дворянства стремилась восстановить те старые права дворянства, которыеоно имело до к. 18в., и которые оказались подорванными централистской политикойИосифа II (в начале 19в. за сеймом сохранилосьединственное право – соглашаться с решениями центрального правительства испособствовать их практическому осуществлению).
Дальнейшее возбуждениечешское национальное чувство получило в эпоху Наполеоновских войн, которыевсюду в Европе вызвали национальное одушевление. Национальный романтизм,идеализация национальных особенностей, преклонение перед своим прошлым, которыенекогда получили такую силу в Германии, перекинулись и в Чехию. Идеянациональности становится культом и руководящим началом жизнедеятельности.Студенты, священники, будущие литераторы и ученые теперь отдаются собираниюнародных песен и собственным поэтическим опытам в их духе; создается чешскийнациональный репертуар для постоянного Пражского театра; продолжается работа повыработке чешского литературного языка на основе народной словесности и старойчешской письменности; в Праге стараниями графов Штернбергов возникает в 1818г.Музей Королевства Чешского.
Главными деятеляминационального чешского возрождения в это время являются Юнгман, Ганка,Палацкий, Шафарик.
Юнгман (1773-1847) началсвою деятельность с поэтических опытов на чешском языке, которые он помещал вразных сборниках и журналах, продолжал переводами на чешский язык западныхписателей Мильтона, Гердера, Клопштока, Гете и Шатобриана и закончилсоставлением теории словесности, прозы и стихотворения, истории чешской литературыи огромного чешско-немецкого словаря. Свободное от литературной деятельностивремя он посвящал бесплатному преподаванию чешского языка в гимназиях исеминариях. Юнгман был вдохновителем Вацлава Ганки (1791 – 1861). Он собирал ииздавал чешские народные песни, перевел на чешский язык «слово о полку игореве»и сербские песни Вука Караджича, издавал собственные лирические стихотворения встиле народной поэзии, а также памятники древнечешской поэзии. Он в сообществес другим молодым литератором создал подложные памятники древнечешскойисторической поэзии и лирики. Эти поэмы и песни составили знаменитыеКраледворскую и Зеленогорскую рукописи. Они вызвали восторг как у чехов, так иу немцев. Хотя рукописи и были фальшивыми, они подогрели в значительной степенинациональное чувство чешского народа.
Еще больше, чем Юнгман иГанка послужил делу национального воспитания чешского народа Франц Палацкий(1798-1876), знаменитый историограф Чешского королевства. По его настоянию причешском Музее стал издаваться по-чешски «Временник чешского музея», после чегонемецкое издание его должно было прекратиться. Совместно с графом РудольфомКинским он основал фонд для издания сочинений на чешском языке. С 30х гг.Палацкий занялся составлением «Истории Чешского народа в Богемии и Моравии». Нанемецком языке эта история стала выходить с 1836г., на чешском — с 1848г. ПроизведениеПалацкого, основанное на обширном изучении первоисточников, является первойнаучной историей чешского народа. Также Палацкий создал множество монографическихработ и дал целый ряд ценных изданий источников по чешской истории. Он составилплан чешского научного словаря, который в третьем издании превратился вэнциклопедию знаний, не уступавшую немецким. Усилению славянских чувств в чешскомобществе содействовали также ученый Шафарик, поэты Коллар и Челяковский.Шафарик (1795-1861) в 1826г. выпустил на немецком языке « Историю славянскогоязыка и литературы по всем наречиям». Эта книга произвела сильное впечатление вразных славянских странах. Палацкий подал Шафарику мысль написать древнейшуюистории всех славян. Результатом этого было появление в 1836, 1837гг.знаменитых «Славянских древностей». Сочинения Шафарика научными данными исредствами углубляли и закрепляли чувства славянского родства и солидарности.
С 1809г. и вплоть дореволюции 1848г. имперский канцлер князь Меттерних являлся фактическимправителем Австрии. Императоры Франц I и Фердинанд V полностьюнаходились под его влиянием. Насаждавшийся Меттернихомполицейско-бюрократический режим вызвал недовольство во всех землях империи.Сопротивление этому режиму росло повсюду. Так в чешских землях с 30х гг.начался подъем общественно-политической жизни.
В городах Чехии в 30х гг.стали распространяться листовки, призывавшие к борьбе за свободу, против тайнойполиции и правительства, против новых налогов. Предпринимались первые попыткисоздания буржуазно-демократических, политических организаций.
В середине 1830г.поэт-демократ К.Сабина организовал в Чехии тайное студенческое общество«Чешский клуб», выдвинувшее республиканскую программу. В 1835г. К.Сабинасделала попытку создать тайную политическую организацию «Молодая Европа».Однако она так и не была создана. В конце 30х – начале 40х гг. в Чехиипоявились многочисленные читательские клубы – «беседы». Одной из таких «бесед»была частная читальня, основанная в 1840г. Ф.Л.Ригером и его политическимидрузьями, членами которой состояли 19 молодых представителей чешской буржуазнойинтеллигенции.
В 1843г. для чешскойбуржуазии и интеллигенции был открыт доступ в т.н. «Промышленное общество,основанное пражским бургграфом Хотеком в 1833г. и бывшее первоначально чистонемецким обществом. Теперь в него вошли чешские деятели Ф. Палацкий, Ф. Браунер,Ф. Ригер, П. Троян, К. Гавличек и др. В 1846г. в Праге возник новый политическийцентр – чешский буржуазный клуб «Мещанская беседа». Чешская буржуазнаяинтеллигенция все активнее принимала участие в политической жизни страны.Лозунгом чешской буржуазии было полное национальное равноправие во всехобластях экономической, политической и культурной жизни.
Настроение, созданное вчешском обществе всей этой пропагандой, в конце концов, стало переходить вдело, определять политические стремления чешской нации. В середине 40х гг.чешский сейм перестает быть пассивным исполнителем правительственныхпредложений и выступает с требованиями действительного участия в установленииновых налогов, увеличения числа представителей от мещанского сословия, оназначении в гимназии преподавателей чешского языка и т.д.
Вообще в этот период всреде чешской буржуазии определилось два политических направления:радикально-демократическое и либеральное. Первое возглавляли К. Сабина, В. Варва,Э. Арнольд, Ф. Гавличек и другие демократы, еще в 30х гг. пытавшиеся создатьреволюционную организацию. В 1845г. ими было создано тайное общество «Рипил»,насчитывавшее в начале своего существования около 30 членов. Чешские рипилистыглавной своей задачей считали борьбу против габсбургского абсолютизма ипривилегий дворянства. Они хотели бороться за создание демократическойреспублики, за уничтожение барщины и других феодальных повинностей, заулучшение положения рабочих, за полный разрыв с католицизмом. Практическаядеятельность общества выражалась в пропаганде среди населения демократическихидей и лозунгов борьбы против абсолютизма.
Либерально-буржуазноенаправление, явившееся основой возникшей в дальнейшем национально-либеральной партии,возглавлялось Ф. Палацким, Ф. Ригером, Ф. Браунером,
П. Трояном и др.представителями буржуазной интеллигенции, участвовавшими в пользовавшихсяпокровительством властей «Промышленном обществе», «Мещанской беседе» и т.п. Этонаправление представляло интересы более состоятельной части чешской буржуазии.Но необходимо сказать о том, что уже с начала 40х гг. 19в. политика чешскойлиберальной буржуазии начала приобретать более консервативный характер. Этосказалось в проявленной чешскими либералами боязни массового демократическогодвижения в стране, в их стремлении к союзу с дворянством, к соглашению сГабсбургами, к сохранению и укреплению Австрийской империи. Чешская либеральнаябуржуазия не ставила вопроса о государственной самостоятельности чешскихземель. Она рассчитывала добиться равноправного положения с немецкойбуржуазией. В 40х гг. в среде буржуазных либералов возникла т.н. «австрофильскаятеория», главным содержанием которой являлось утверждение, что чехи, словаки идругие славянские народы Центральной Европы могут процветать только в рамкахГабсбугской империи. Впервые австрофильская идея была сформулирована в 1846г.К. Гавличком-Боровским – редактором газеты «Пражские новины».
Особенно значительныетребования правительству были предъявлены в эпоху революционного движения,охватившего западно-европейские страны в 1848 и 1849гг. После полученияизвестий о революции во Франции, в Новом Пражском месте в Святовацлавской банесостоялось собрание пражской интеллигенции, на котором был выработан рядтребований. Решили добиваться того, чтобы чешскому языку в школах и канцелярияхбыли возвращены одинаковые права с немецким, чтобы земли чешской короны былиобъединены в государственном отношении и имели один общий сейм, чтобы на этомсейме крестьянство имело своих представителей, чтобы был осуществлен выкупкрестьянских повинностей, чтобы вместо учреждений и судов патримониальных быливведены королевские учреждения, чтобы общины получили больше самостоятельности,чтобы различные вероисповедания пользовались одинаковыми правами. Комитет из 27членов во главе с Деймом отправил в Вену депутацию к императору. В Вене темвременем император уволил первого министра Меттерниха, разрешил учредитьнациональную гвардию и обещал даровать конституцию. Император в общемблагосклонно ответил на петиции Богемии, но уклонился от прямого ответа натребование государственного единства Чехии. Снова собрался Святовацлавскийкомитет и составил вторую петицию, в которой настаивал на объединении Чехии,Моравии, Силезии в одном сейме, на созыве конституционного сейма и научреждении особого министерства внутренних дел для чешских земель. Императорудовлетворил требования второй петиции и согласился на созыв законодательногосейма, на котором должны были заседать и представители мест и сельскогонаселения, признал равноправие чешского и немецкого языков, обещал прислатьдругого наместника, но вопрос о соединении земель чешской короны отложил добудущего общеимперского сейма. В дальнейшем события приняли такой оборот,который воспрепятствовал осуществлению чешских политических чаяний.Революционное движение в австрийских землях привело к тому, что немцы решилисоздать Великую Германию, а которую должны были войти и чешские земли. С этойцелью был созван пангерманский сейм во Франуфурте. В ответ на это 2 июня вПраге открылся всеславянский съезд. Он предполагал обратиться к европейскимнародам с манифестом о положении славян, подать петицию императору о нуждах ижеланиях отдельных славянских народностей и договориться о взаимной поддержке врамках закона для достижения равноправия в империи. Съезд выступал за сохранениеАвстрии, как государства, и удовлетворение славянских национальных требованийименно в пределах Австрии. Но волнения в июньские дни, не только прервалимирные совещания о желательных реформах, но и уничтожили труды славянскогосъезда. Славянский съезд прервал свои заседания. Обсуждение вопросов о будущемположении Чехии было перенесено в Вену, где собрался общеимперский сейм. Но иэтому сейму не удалось решить поставленных вопросов. 6 октября в Вене произошелбунт и чешские депутаты покинули город. После совещаний в Праге они обратилиськ императору с просьбой о созыве вновь законодательного имперского сейма,прерванного волнениями в Вене. Чехи хотели созыва именно общеимперского, а нечешского законодательного сейма, потому что в единстве Австрийской монархиивидели защиту своей народности. Имперский сейм собрался в Кромериже 22 ноября1848г. и скоро начертал проект новой конституции. По этому проектупредполагалось учреждение для всех невенгерских земель единого законодательногосейма, состоящего из двух палат: земской и народной. Но и этой конституции несуждено было войти в жизнь. 2 декабря 1848г. император Фердинанд отказался отпрестола в пользу племянника Франца-Иосифа. Новый император, признав принципыконституции, особое внимание уделял необходимости поддержания единства ицелостности Габсбургской монархии. Франц-Иосиф распустил Крамерижский сейм и 4марта 1849г. обнародовал новую конституцию австрийской империи. По этойконституции уже для всех учреждался единый законодательный сейм их двух палат:верхней и нижней. Компетенция сейма по сравнению с прежними проектами былазначительно сужена. Централизаторская и абсолютистская тенденция новойконституции сказалась в статье о временном законодательстве. В силу этой статьив случаях крайней необходимости, когда сейма не было, монарх мог собственнойвластью издавать временные обязательные законы. В вопросе о местных языкахконституция 1849г., исходя из равноправия всех народностей, разрешалаупотребление местных языков в частной общественной жизни, в преподаваниинародной школы, и устанавливала, что основанный «Сборник государственныхпостановлений», может выходить на всех местных языках. Но и эта, урезаннаяконституция не вошла в жизнь. После подавления Итальянской революции ивенгерского восстания Франц – Иосиф не спешил с назначением выборов в сейм, а в1851г. патентом 31 декабря отменил мартовскую конституцию, и в Габсбургскоймонархии снова воцарился абсолютизм. Таким образом последняя в рассматриваемыймной период попытка чехов завоевать национальную независимость, а точнееравноправие в рамках Габсбургской империи потерпела крах. Единственнымрезультатом было то, что чешский язык занял определенную нишу в общественнойжизни, хотя и этот результата, на мой взгляд, сомнителен. Сомнителен потому,что государственным языком по-прежнему остался немецкий, равноправия с нимчешский язык в этот период так и не получил. Но все же если сравнить тоположение, в котором находился чешский язык до начала эпохи национальноговозрождения, то следует все же признать, что полученный результат явилсядостаточно значимым.

Заключение
Таким образом,национально-политические идеи, программы чешских просветителей прошлидостаточно долгую и сложную эволюцию. Началось все с возрождения интереса ксвоей истории, с попыток возродить национальный чешский язык, и только потомвся эта деятельность перешла на политическую основу. Причем на этом поприщенационально-политические программы представителей чешского Просвещения такжепрошли некоторую эволюцию. Они прошли путь от господства идей славянскогородства, которую выдвинул Шафарик, до «австрофильской теории», выдвинутойГавличком-Боровским. Обидно только одно, что пройдя такой долгий, сложный путьни одна из этих идей в полной мере так и не была воплощена в жизнь врассматриваемый мной период. И хотя определенных, пусть и сомнительных результатов,добиться удалось (чешский язык занял более достойное место в жизни чешскогообщества, да и в целом для культуры этот период не прошел даром), но все жебольшая часть стремлений чешских просветителей так и осталась не притворенной вжизнь.

Библиография
 
1.     ИсторияЧехословакии. Т. 1.-М., 1956 г.
2.     Любавский М.К.История Западных славян.- М., 1917 г.
3.     Мыльников А.С.Эпоха Просвещения в Чешских землях. — М.,1977 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Арника горная (баранник горный)
Реферат Гиппиус и Бурлюк
Реферат Физические лица как субъекты гражданских правоотношений
Реферат Тактическая авиация США, ее организация, основные задачи, основы боевого применения
Реферат Алгоритмы с многочленами
Реферат Киффийская культура
Реферат The Good The Bad And The Existentialist
Реферат Признаки радиолокационного распознавания противорадиолокационных ракет и их носителей
Реферат Исследования систем управления
Реферат II. специальные вопросы эволюционистики 7 Эволюция феномена славы-известности: от первобытности до современности
Реферат Анализ себестоимости товарной продукции на примере ОАО Нижнекамскшина
Реферат Вирильный синдром. Врожденные нарушения половой дифференцировки
Реферат Механизм ценообразования. Расчёт основных экономических показателей деятельности предприятия
Реферат Утилитаризм. Его истоки и проявления
Реферат Структура управления