Реферат по предмету "История"


Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.

Контрольная работа на тему:
«Национально-политические программычешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.»

Введение
 
Проблема Просвещения вЧешских землях в качестве самостоятельной проблемы долгое время нерассматривалась, поскольку само распространение здесь идей Просвещениясчиталось лишь следствием заимствования западной общественной мысли.Идеологические процессы, связанные с генезисом просветительской мысли в Чешскихземлях крайне сложны и многоплановы. Разногласия между разными ученымисуществуют по вопросам времени зарождения идей Просвещения, периодизацииразвития этих идей и даже собственно их существования в Чехии, о чем говорилосьвыше. Так основной период господства просветительских идей И. Клабоух относит к1750 – 1780гг., выделяя т.н. терезианский (50-60е гг.) и йозефинский (70-80гг.)этапы. Время предшествующее этому, он оценивает как период распространениявзглядов, подготовивших усвоение просветительских доктрин. Э.Винтер склоненотодвигать начало просветительского этапа вт. пол. 17в., связывая его с именемМ. Марция (1595 – 1667), В. Магни (1586-1661), отчасти с Б. Бальбиным и егокругом, а для н. 18 в. – с деятельностью Ф.А. Шпорка. По мнению Винтерадуховное развитие чешских земель эпохи раннего просвещения прошло 3 этапа: до1700г., 1700-1749гг., 1749-1770 гг. Мыльников считает, что если критерием взятьвнутреннюю закономерность эволюции идеологии, то в истории развития Просвещенияв Чешских землях можно выделить 4 этапа: первичное ознакомление с нею чешскогообщества, последующее усвоение и переработка того, что наиболее созвучно даннойсреде, — этап раннего просвещения, который привел к расцвету просветительскихидей в Чешских землях (собственно чешское просвещение к.70 – н. 90х гг. 18 в.),и последовавший затем его упадок, означавший, однако, переход в начале 19 в. киным идеологическим концепциям. Как уже сказано выше, проблема Просвещения вЧехии очень сложна и спорна, относительно нее существует огромное разнообразиемнений. Одна из встретившихся мне состоит в том, что в к.18 – первой половине19 в. идеи Просвещения в Чехии приобрели некий национальный характер, т.к. именнов это время происходит процесс формирования у чехов национального самосознания.Различные общества, кружки, отдельные чешские просветители обращаются к историиЧехии, своему национальному чешскому языку, выступают за его и свое равноправиев Империи. Недаром время распространения и господства подобных идей получилозвучное и, наверное, отчасти даже гордое название «Эпоха национальногоВозрождения».

Глава 1
Конец 18 и начало 19 в. вистории Чехии известны в литературе как время «национального возрождения». Онохарактеризовалось возникновением и развитием национального движения,пробуждением национальной культуры и общим подъемом общественной жизни.«Национальное возрождение» было вызвано к жизни развитием капиталистическихотношений, как считает ряд ученых, в основном советской эпохи.
Конец 18 и пер. пол.19в — время складывания чешской нации. В то время в большинстве стран Европыобразование наций протекало вместе с превращением их в самостоятельные национальныегосударства, а в ряде стран Восточной Европы сложились многонациональныегосударства. Одним из таких государств являлась Австрийская империя.Главенствующей нацией в Австрийской империи были немцы. Консолидирующиеся внации народы империи отказывались мириться со своим положением и отвечали наполитику руководящих слоев господствующей немецкой нации развертываниемнационального движения. Развитию общественного национального движения в чешскихземлях в к. 18в. способствовали как внешнеполитические условия, неблагоприятныедля Австрийской монархии (непрерывные войны с Францией обернулись хозяйственными финансовым кризисом), так и внутриполитические условия (правительства МарииТерезии и Иосифа II проводилимероприятия, направленные на полную и окончательную ликвидацию политической иэтнической самостоятельности, входивших в состав Габсбургской монархиинародов.Одним из таких мероприятий было, например, провозглашение в 1781г.немецкого языка общегосударственным. Вследствие чего затем возникаютвыступления в защиту чешского языка. Фактически просвещенный абсолютизм МарииТерезии, Иосифа II и их преемниковпочти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Можно дажесказать, что Чехия превратилась в провинцию Габсбургской монархии.
Но необходимо такжеотметить, что просвещенный абсолютизм в то же время заложил основы длянационального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его средесил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делувоссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятнымисторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материальногоблагосостояния и просвещения народов Габсбургской державы. Лозунг, провозглашенныйс высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе.
На арену выступила громаднаямасса народа в лице многочисленных рядовых мелких «будителей»: писателей,журналистов, юристов, учителей, священников, крестьян, сельских и городских интеллигентов.Благодаря их деятельности широчайшие слои чешского народа вовлекались вобщественное движение. Эпоха Просвещения в Чехии в рассматриваемый мной периодхарактеризуется появлением национально-политических идей, что связано сосознанием чехами самих себя как отдельной нации с одной стороны, а с другойстороны возникновение подобных воззрений было связано с политикой правительстваи как бы было ответом на его попытки задушить этот процесс. При Франце I всякое проявление прогрессивных идейбеспощадно подавлялось. Все национальные организации были взяты под надзор.Цензурные предписания стали значительно строже. В осуществлении полицейскихмероприятий ведущую роль играл князь Клемент-Венцелт Меттерних. Реакционныйрежим правительства Меттерниха лег тяжелым бременем на чешский народ. Свободаслова и печати была ликвидирована, была установлена система шпионажа,организована широкая сеть явной и тайной полиции. Аресты и обыски по анонимнымдоносам стали обычным явлением. В чешских землях проводилась усиленнаягерманизация. Органы чешского самоуправления были уничтожены. Налоги и новыезаконы вводились без согласия сейма. Годы меттерниховского режима были временемчерной реакции. Но они не смогли сломить возникающего национального движениячехов. Более того, начатая Меттернихом усиленная германизация вызвала сильноепротиводействие.
В условиях национальногогнета и политики германизации в национальном движении в чешских землях напервое место выдвинулась борьба за сохранение и развитие национальной культурыи языка. Защитниками родного языка родного языка и культуры были первые«будители» — Крамериус, Вавак, братья Таммы, Томса, Рулик и многие другие. В к.18 в. и самом начале 19 в в Чехии выступила группа молодых мелкобуржуазныхинтеллигентов (среди которых следует назвать Г. Добнера, Ф. Пельцеля, В. Дуриха,И. Добровского), которая выступила с рядом научных трудов, посвященных чешскомуязыку и литературе. Следует отметить, что большинство этих ученых, выступая взащиту чешского языка, писало свои книги на немецком или латинском языках. Этообъяснялось тем, что большинство грамотного населения Чехии – дворянство,буржуазия, чиновничество – получало в то время образование на немецком языке.Чешский язык находился в таком упадке, что многие не верили в то, что ондействительно способен сохраниться. Но, тем не менее, труды первых чешскихфилологов сыграли немалую роль в ходе чешского «национального возрождения».
Вообще распространениенационально-политических идей в Чехии в к. 18в. связано с Пражскимуниверситетом. Освобожденный от владычества иезуитов и схоластики он создал вЧехии известный контингент ученых и просвещенных людей, которые объединились в1784г. в «Королевское ученое общество». В 1785г. Состоялось его первоезаседание в Каролинуме. Общество ставило своей целью исследование природы иистории Богемии, издавало свой журнал на немецком языке. Пробудившиесяинтеллектуальные силы страны в последующие годы вызвали к жизни целый рядкультурно-просветительских учреждений.  Но следует иметь в виду, что во всейэтой деятельности Чешского общества сначала преобладал областной, а ненациональный характер. Трудились на благо Чехии не только чехи, но и немцы, ионемеченные чехи. Даже работы ученых в области чешской истории и чешского языкана первых порах писались на немецком и латинском языках. Таковы работы ГеласияДобнера, издавшего в 1764-1785г. первое собрание исторических источников Чехиии латинский перевод чешской хроники Гайка 16в. с комментариями в 6 томах;профессора Пражского университета Пельцеля, издавшего в 1783 и 1784гг. два томаScriptores rerum bohemicarum и написавшего на немецком языке двемонографии о Карле IV и Вацлаве IV и краткую историю Богемии;Добровского, написавшего целый ряд критических исследований по древней историиЧехии и славянства вообще на немецком языке. Чешские ученые на первых порахбыли уверены в окончательном торжестве германизма и скептически относились кнамерению возродить чешскую национальность. Об этом говорили, например,Добровский и Пельцель. Но при всем этом национальная струя с самого началапримешивалась к культурно-общественному движению Чехии. Еще в 1774г. графФранциск Кинский издал на немецком языке брошюру в защиту прав чешского языка«Воспоминание чеха об одном важном предмете»; в следующем году появилось налатинском языке апологетическое рассуждение о чешском языке иезуита Балбина; в1783г. Карл Там издал уже на чешском языке «Защиту чешского языка», а в 1785г.Ганке из Ганкенштейна — на немецком языке – «Рекомендация чешского языка».Национальная струя все более и более стала окрашивать чешскоеобщественно-литературное движение; скептицизм стал все более и более уступатьместо бодрой вере и радостным надеждам относительно национального будущегоЧехии.
Эта вера сначалапробудилась с особой силой в рядах средней чешской интеллигенции. Пражскийтипограф Вацлав Крамериус с 1789 – 1808г. издавал журнал на чешском языке«Отечественные новости», в котором всячески старался пробудить чувствонародности, познание себя в широких кругах чешского общества. Совместно сПрохазкою в 90х гг. 18 в. и первом десятилетии 19в. Крамериус наводнил чешскийкнижный рынок множеством переизданий старой чешской оригинальной и переводнойлитературы. Чешская книга получила широкое распространение в обществе инародной массе, чешский литературный язык завоевал себе право гражданства.Общему течению поддались, в конце концов, и те люди, которые раньше сомневалисьв ценности национальных чешских стремлений. Тот же Пельцель, который склоненбыл прежде плыть по господствующему течению, и писал только по- латыни и по-немецки,в 90х гг. 18 в. стал издавать на чешском языке Хронику Чехии – связноеизложение чешской истории, в которой он соединил все свои предыдущие труды иисследования по чешской истории. Хроника Пельцеля стала народной книгой испособствовала оживлению национально-исторического чувства и сознания в чешскомобществе. Даже Добровский поддался общему увлечению и в 1809г. издал подробнуюграмматику чешского языка, которая обеспечила преподавание этого предмета ввысшей и средней школе.
Необходимо, на мойвзгляд, отметить и то, что одной из характерных черт начального периода «национальноговозрождения» в Чехии было участие в происходящих событиях части чешскогодворянства, недовольной существующим положением. В отличие от дворянской знати,почти совершенно онемечившейся и опиравшейся на поддержку венского двора, этачасть чешского дворянства стояла на позициях защиты «исторических прав Чешскогокоролевства», на позициях защиты автономии чешского сословного сейма ипревращения его в центральный орган власти для всех земель чешской короны. Этачасть дворянства стремилась восстановить те старые права дворянства, которыеоно имело до к. 18в., и которые оказались подорванными централистской политикойИосифа II (в начале 19в. за сеймом сохранилосьединственное право – соглашаться с решениями центрального правительства испособствовать их практическому осуществлению).
Дальнейшее возбуждениечешское национальное чувство получило в эпоху Наполеоновских войн, которыевсюду в Европе вызвали национальное одушевление. Национальный романтизм,идеализация национальных особенностей, преклонение перед своим прошлым, которыенекогда получили такую силу в Германии, перекинулись и в Чехию. Идеянациональности становится культом и руководящим началом жизнедеятельности.Студенты, священники, будущие литераторы и ученые теперь отдаются собираниюнародных песен и собственным поэтическим опытам в их духе; создается чешскийнациональный репертуар для постоянного Пражского театра; продолжается работа повыработке чешского литературного языка на основе народной словесности и старойчешской письменности; в Праге стараниями графов Штернбергов возникает в 1818г.Музей Королевства Чешского.
Главными деятеляминационального чешского возрождения в это время являются Юнгман, Ганка,Палацкий, Шафарик.
Юнгман (1773-1847) началсвою деятельность с поэтических опытов на чешском языке, которые он помещал вразных сборниках и журналах, продолжал переводами на чешский язык западныхписателей Мильтона, Гердера, Клопштока, Гете и Шатобриана и закончилсоставлением теории словесности, прозы и стихотворения, истории чешской литературыи огромного чешско-немецкого словаря. Свободное от литературной деятельностивремя он посвящал бесплатному преподаванию чешского языка в гимназиях исеминариях. Юнгман был вдохновителем Вацлава Ганки (1791 – 1861). Он собирал ииздавал чешские народные песни, перевел на чешский язык «слово о полку игореве»и сербские песни Вука Караджича, издавал собственные лирические стихотворения встиле народной поэзии, а также памятники древнечешской поэзии. Он в сообществес другим молодым литератором создал подложные памятники древнечешскойисторической поэзии и лирики. Эти поэмы и песни составили знаменитыеКраледворскую и Зеленогорскую рукописи. Они вызвали восторг как у чехов, так иу немцев. Хотя рукописи и были фальшивыми, они подогрели в значительной степенинациональное чувство чешского народа.
Еще больше, чем Юнгман иГанка послужил делу национального воспитания чешского народа Франц Палацкий(1798-1876), знаменитый историограф Чешского королевства. По его настоянию причешском Музее стал издаваться по-чешски «Временник чешского музея», после чегонемецкое издание его должно было прекратиться. Совместно с графом РудольфомКинским он основал фонд для издания сочинений на чешском языке. С 30х гг.Палацкий занялся составлением «Истории Чешского народа в Богемии и Моравии». Нанемецком языке эта история стала выходить с 1836г., на чешском — с 1848г. ПроизведениеПалацкого, основанное на обширном изучении первоисточников, является первойнаучной историей чешского народа. Также Палацкий создал множество монографическихработ и дал целый ряд ценных изданий источников по чешской истории. Он составилплан чешского научного словаря, который в третьем издании превратился вэнциклопедию знаний, не уступавшую немецким. Усилению славянских чувств в чешскомобществе содействовали также ученый Шафарик, поэты Коллар и Челяковский.Шафарик (1795-1861) в 1826г. выпустил на немецком языке « Историю славянскогоязыка и литературы по всем наречиям». Эта книга произвела сильное впечатление вразных славянских странах. Палацкий подал Шафарику мысль написать древнейшуюистории всех славян. Результатом этого было появление в 1836, 1837гг.знаменитых «Славянских древностей». Сочинения Шафарика научными данными исредствами углубляли и закрепляли чувства славянского родства и солидарности.
С 1809г. и вплоть дореволюции 1848г. имперский канцлер князь Меттерних являлся фактическимправителем Австрии. Императоры Франц I и Фердинанд V полностьюнаходились под его влиянием. Насаждавшийся Меттернихомполицейско-бюрократический режим вызвал недовольство во всех землях империи.Сопротивление этому режиму росло повсюду. Так в чешских землях с 30х гг.начался подъем общественно-политической жизни.
В городах Чехии в 30х гг.стали распространяться листовки, призывавшие к борьбе за свободу, против тайнойполиции и правительства, против новых налогов. Предпринимались первые попыткисоздания буржуазно-демократических, политических организаций.
В середине 1830г.поэт-демократ К.Сабина организовал в Чехии тайное студенческое общество«Чешский клуб», выдвинувшее республиканскую программу. В 1835г. К.Сабинасделала попытку создать тайную политическую организацию «Молодая Европа».Однако она так и не была создана. В конце 30х – начале 40х гг. в Чехиипоявились многочисленные читательские клубы – «беседы». Одной из таких «бесед»была частная читальня, основанная в 1840г. Ф.Л.Ригером и его политическимидрузьями, членами которой состояли 19 молодых представителей чешской буржуазнойинтеллигенции.
В 1843г. для чешскойбуржуазии и интеллигенции был открыт доступ в т.н. «Промышленное общество,основанное пражским бургграфом Хотеком в 1833г. и бывшее первоначально чистонемецким обществом. Теперь в него вошли чешские деятели Ф. Палацкий, Ф. Браунер,Ф. Ригер, П. Троян, К. Гавличек и др. В 1846г. в Праге возник новый политическийцентр – чешский буржуазный клуб «Мещанская беседа». Чешская буржуазнаяинтеллигенция все активнее принимала участие в политической жизни страны.Лозунгом чешской буржуазии было полное национальное равноправие во всехобластях экономической, политической и культурной жизни.
Настроение, созданное вчешском обществе всей этой пропагандой, в конце концов, стало переходить вдело, определять политические стремления чешской нации. В середине 40х гг.чешский сейм перестает быть пассивным исполнителем правительственныхпредложений и выступает с требованиями действительного участия в установленииновых налогов, увеличения числа представителей от мещанского сословия, оназначении в гимназии преподавателей чешского языка и т.д.
Вообще в этот период всреде чешской буржуазии определилось два политических направления:радикально-демократическое и либеральное. Первое возглавляли К. Сабина, В. Варва,Э. Арнольд, Ф. Гавличек и другие демократы, еще в 30х гг. пытавшиеся создатьреволюционную организацию. В 1845г. ими было создано тайное общество «Рипил»,насчитывавшее в начале своего существования около 30 членов. Чешские рипилистыглавной своей задачей считали борьбу против габсбургского абсолютизма ипривилегий дворянства. Они хотели бороться за создание демократическойреспублики, за уничтожение барщины и других феодальных повинностей, заулучшение положения рабочих, за полный разрыв с католицизмом. Практическаядеятельность общества выражалась в пропаганде среди населения демократическихидей и лозунгов борьбы против абсолютизма.
Либерально-буржуазноенаправление, явившееся основой возникшей в дальнейшем национально-либеральной партии,возглавлялось Ф. Палацким, Ф. Ригером, Ф. Браунером,
П. Трояном и др.представителями буржуазной интеллигенции, участвовавшими в пользовавшихсяпокровительством властей «Промышленном обществе», «Мещанской беседе» и т.п. Этонаправление представляло интересы более состоятельной части чешской буржуазии.Но необходимо сказать о том, что уже с начала 40х гг. 19в. политика чешскойлиберальной буржуазии начала приобретать более консервативный характер. Этосказалось в проявленной чешскими либералами боязни массового демократическогодвижения в стране, в их стремлении к союзу с дворянством, к соглашению сГабсбургами, к сохранению и укреплению Австрийской империи. Чешская либеральнаябуржуазия не ставила вопроса о государственной самостоятельности чешскихземель. Она рассчитывала добиться равноправного положения с немецкойбуржуазией. В 40х гг. в среде буржуазных либералов возникла т.н. «австрофильскаятеория», главным содержанием которой являлось утверждение, что чехи, словаки идругие славянские народы Центральной Европы могут процветать только в рамкахГабсбугской империи. Впервые австрофильская идея была сформулирована в 1846г.К. Гавличком-Боровским – редактором газеты «Пражские новины».
Особенно значительныетребования правительству были предъявлены в эпоху революционного движения,охватившего западно-европейские страны в 1848 и 1849гг. После полученияизвестий о революции во Франции, в Новом Пражском месте в Святовацлавской банесостоялось собрание пражской интеллигенции, на котором был выработан рядтребований. Решили добиваться того, чтобы чешскому языку в школах и канцелярияхбыли возвращены одинаковые права с немецким, чтобы земли чешской короны былиобъединены в государственном отношении и имели один общий сейм, чтобы на этомсейме крестьянство имело своих представителей, чтобы был осуществлен выкупкрестьянских повинностей, чтобы вместо учреждений и судов патримониальных быливведены королевские учреждения, чтобы общины получили больше самостоятельности,чтобы различные вероисповедания пользовались одинаковыми правами. Комитет из 27членов во главе с Деймом отправил в Вену депутацию к императору. В Вене темвременем император уволил первого министра Меттерниха, разрешил учредитьнациональную гвардию и обещал даровать конституцию. Император в общемблагосклонно ответил на петиции Богемии, но уклонился от прямого ответа натребование государственного единства Чехии. Снова собрался Святовацлавскийкомитет и составил вторую петицию, в которой настаивал на объединении Чехии,Моравии, Силезии в одном сейме, на созыве конституционного сейма и научреждении особого министерства внутренних дел для чешских земель. Императорудовлетворил требования второй петиции и согласился на созыв законодательногосейма, на котором должны были заседать и представители мест и сельскогонаселения, признал равноправие чешского и немецкого языков, обещал прислатьдругого наместника, но вопрос о соединении земель чешской короны отложил добудущего общеимперского сейма. В дальнейшем события приняли такой оборот,который воспрепятствовал осуществлению чешских политических чаяний.Революционное движение в австрийских землях привело к тому, что немцы решилисоздать Великую Германию, а которую должны были войти и чешские земли. С этойцелью был созван пангерманский сейм во Франуфурте. В ответ на это 2 июня вПраге открылся всеславянский съезд. Он предполагал обратиться к европейскимнародам с манифестом о положении славян, подать петицию императору о нуждах ижеланиях отдельных славянских народностей и договориться о взаимной поддержке врамках закона для достижения равноправия в империи. Съезд выступал за сохранениеАвстрии, как государства, и удовлетворение славянских национальных требованийименно в пределах Австрии. Но волнения в июньские дни, не только прервалимирные совещания о желательных реформах, но и уничтожили труды славянскогосъезда. Славянский съезд прервал свои заседания. Обсуждение вопросов о будущемположении Чехии было перенесено в Вену, где собрался общеимперский сейм. Но иэтому сейму не удалось решить поставленных вопросов. 6 октября в Вене произошелбунт и чешские депутаты покинули город. После совещаний в Праге они обратилиськ императору с просьбой о созыве вновь законодательного имперского сейма,прерванного волнениями в Вене. Чехи хотели созыва именно общеимперского, а нечешского законодательного сейма, потому что в единстве Австрийской монархиивидели защиту своей народности. Имперский сейм собрался в Кромериже 22 ноября1848г. и скоро начертал проект новой конституции. По этому проектупредполагалось учреждение для всех невенгерских земель единого законодательногосейма, состоящего из двух палат: земской и народной. Но и этой конституции несуждено было войти в жизнь. 2 декабря 1848г. император Фердинанд отказался отпрестола в пользу племянника Франца-Иосифа. Новый император, признав принципыконституции, особое внимание уделял необходимости поддержания единства ицелостности Габсбургской монархии. Франц-Иосиф распустил Крамерижский сейм и 4марта 1849г. обнародовал новую конституцию австрийской империи. По этойконституции уже для всех учреждался единый законодательный сейм их двух палат:верхней и нижней. Компетенция сейма по сравнению с прежними проектами былазначительно сужена. Централизаторская и абсолютистская тенденция новойконституции сказалась в статье о временном законодательстве. В силу этой статьив случаях крайней необходимости, когда сейма не было, монарх мог собственнойвластью издавать временные обязательные законы. В вопросе о местных языкахконституция 1849г., исходя из равноправия всех народностей, разрешалаупотребление местных языков в частной общественной жизни, в преподаваниинародной школы, и устанавливала, что основанный «Сборник государственныхпостановлений», может выходить на всех местных языках. Но и эта, урезаннаяконституция не вошла в жизнь. После подавления Итальянской революции ивенгерского восстания Франц – Иосиф не спешил с назначением выборов в сейм, а в1851г. патентом 31 декабря отменил мартовскую конституцию, и в Габсбургскоймонархии снова воцарился абсолютизм. Таким образом последняя в рассматриваемыймной период попытка чехов завоевать национальную независимость, а точнееравноправие в рамках Габсбургской империи потерпела крах. Единственнымрезультатом было то, что чешский язык занял определенную нишу в общественнойжизни, хотя и этот результата, на мой взгляд, сомнителен. Сомнителен потому,что государственным языком по-прежнему остался немецкий, равноправия с нимчешский язык в этот период так и не получил. Но все же если сравнить тоположение, в котором находился чешский язык до начала эпохи национальноговозрождения, то следует все же признать, что полученный результат явилсядостаточно значимым.

Заключение
Таким образом,национально-политические идеи, программы чешских просветителей прошлидостаточно долгую и сложную эволюцию. Началось все с возрождения интереса ксвоей истории, с попыток возродить национальный чешский язык, и только потомвся эта деятельность перешла на политическую основу. Причем на этом поприщенационально-политические программы представителей чешского Просвещения такжепрошли некоторую эволюцию. Они прошли путь от господства идей славянскогородства, которую выдвинул Шафарик, до «австрофильской теории», выдвинутойГавличком-Боровским. Обидно только одно, что пройдя такой долгий, сложный путьни одна из этих идей в полной мере так и не была воплощена в жизнь врассматриваемый мной период. И хотя определенных, пусть и сомнительных результатов,добиться удалось (чешский язык занял более достойное место в жизни чешскогообщества, да и в целом для культуры этот период не прошел даром), но все жебольшая часть стремлений чешских просветителей так и осталась не притворенной вжизнь.

Библиография
 
1.     ИсторияЧехословакии. Т. 1.-М., 1956 г.
2.     Любавский М.К.История Западных славян.- М., 1917 г.
3.     Мыльников А.С.Эпоха Просвещения в Чешских землях. — М.,1977 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.