Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра археологии и этнографии
Специальность «История»
Национальная политика Австрии
Курсовая работа
студента 1 курса
исторического факультета
дневного отделения
Вялитова Э.Ш.
Научный руководитель КИН доцент Е.Ю. Лыкова
Заведующий кафедрой КИН доцент В.А. Лопатин
Саратов 2007 г.
План
Введение. 3
1. Национальная политика. 6
2. Этническая ситуация в Австрии. 11
3. Правовое положение этнических меньшинств Австрийской Республики 15
Заключение. 19
Список литературы и источников. 20
Введение
В современном мире большая частьгосударств имеет многонациональные составы, а сплотить между собой народы,которые имеют разную историю, религию и различаются по менталитету имировоззрению — весьма непростая задача для правительства любого государства.
В каких-то странах мирамежэтнические конфликты носят латентный характер, а где-то открытый.
Цель – рассмотреть положениеэтнических меньшинств в Австрии в новое и новейшее время.
Задачи:
1) Проанализировать содержание термина«национальная политика».
2) Изучить динамику развитияэтнической ситуации в Австрии.
3) Охарактеризовать правовоеположение этнических меньшинств Австрийской Республики.
В данной работе рассматриваетсянациональная политика как явление, свойственное, на сегодняшний день, каждомугосударству, а также положение этнических меньшинств Австрийской Республики.
Для изучения данной проблемымною были использованы коллективные монографии: «Народы Зарубежной Европы»[1]и «Очерки общей этнографии, Зарубежная Европа». [2]
Данные монографии позволяютвзглянуть на этническую историю Австрии, а точнее подробно рассмотреть историювзаимоотношений народов Австрии с самых ранних времен. На основе этих данныхможно сделать определенные выводы, касающиеся истории взаимоотношений различныхэтносов, издавна населявших австрийские земли, и пришлых народов. Отношениеавстрийских граждан к национальной политике, проводимой различнымиправительствами Австрии.
Для изучения указанной проблемынеобходимо воспользоваться термином “национальная политика”, разобраться, в чемона заключается. Для этого были использованы следующие книги: «Общая иприкладная политология»[3], атакже «Политическая жизнь общества: вопросы теории»[4],«Ассиметричная конструкция этнического федерализма»[5],«Демократия и тоталитаризм»[6] и «Социологияполитики»[7].
Данная работа позволяет понять, какиепроблемы могут возникнуть вследствие неправильного проведения национальнойполитики, поскольку сфера национальной политики очень деликатна. Именно спозиции национальных идеологий может осуществляться крайне необходимая политиказащиты культурной самобытности и политических прав, защита собственнойтерритории и национальной независимости (это четко прослеживается в «Наполеоновскихвойнах», когда борьба против французов усилила чувство патриотизма средиавстрийского народа). С этих же позиций могут стимулироваться настроениянационального гегемонизма, преобладание одной над другими (частые восстаниявенгров и чехов, из-за неравенства в правах с австрийцами, во второй половине XIXв).
В качестве источника мною былиспользован Федеральный Закон Австрийской Республики «О правовом положениинациональных меньшинств»[8] от 7июля 1976 г. Данный документ позволяет разобраться в положении национальныхменьшинств по нескольким разделам: «Общие положения» — о правахнациональных меньшинств; «Советы национальных меньшинств» — о статусеи полномочиях представительских органов национальных меньшинств; «Помощьнациональным меньшинствам» — об обязанностях федерального правительства всфере оказания помощи национальным меньшинствам, в чем она может заключаться ипорядок ее оказания; «Топографические обозначения» — о порядкетопографического обозначения на языке национальных меньшинств в районах ихпроживания; «Официальный язык» — раздел о сфере использования языканациональных меньшинств.
1. Национальная политика
Большую роль в мире стала игратьидеология национальной идеи. Ее развитие исторически связано с разложениемсредневековых структур и становлением нового общественно-экономического уклада.В этом смысле идея нации – правовое и идеологически-моральное обоснованиедемократии нового времени.
Уже в период Великой Французскойреволюции XVIII в. эта идея воплотилась в трёх базовыхконструкциях, сохраняющих своё значение до наших дней: санкюлотской концепциинародного суверенитета, где нация трактовалась как своего рода юридическоелицо, представляющее сообщество индивидов, чья жизнь регулируется одними и темиже законами, источником суверенитета при установлении которых оно является; в робеспьеровскомпонимании нации как сообщества патриотов, борющихся за свободу, и выражающегосебя в некотором духовном единстве на основе стремления к достижению прогрессав человеческой истории; трактовка нации в аспекте территориально-этническихизмерений, включая теорию естественных границ Ж. Дантона и Л. Карно[9].И в дальнейшем концептуальные основания национальных идеологий стали, прежде всего,выражать такое понимание природы национальной группы, которая можетинтерпретироваться либо в качестве социальной общности, складывающейся наоснове единых экономических условий жизни людей, территории, языка иопределённых черт духовной культуры (марксистское определение), либо культурнойобщности, интегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер), либовоплощения “национального духа”, подкрепляемого культурными нормами, ценностямии символами (Дж. Бренд), либо народа, которому ниспослано божественноеоткровение (исламская традиция) и т.д. [10].
Основываясь на законномпризнании приоритетности национальных интересов каждой конкретной страны,национальные идеологии интерпретируют данный посыл таким образом, что все иныепружины исторического бытия предстают в качестве подчинённых или вообщенесущественных. На практике эти идеологии в большинстве своём принимают формунационализма.
В СССР в трактовках официальнойдоктрины национализм рассматривался как буржуазная идеология и политика внациональном вопросе, как историческое орудие создания и завоеванияобщенационального рынка, установления классового господства в национальныхрамках и расширения впоследствии этого господства путём порабощения другихнародов[11]. Вэтом своём качестве национализм интерпретировался как безусловныйидеологический противник “пролетарского, социалистического интернационализма”,политики “дружбы народов в целом”, определённое позитивное значениепризнавалось лишь за национализмом в развивающихся странах, ибо под егознаменем в основном и осуществлялась борьба против колониализма. В настоящее жевремя в России и СНГ наблюдается тенденция к противоположному, принципиальноиному видению. Национализм часто начинает трактоваться как принцип, заключающийв себе требования того, чтобы политические и этнические единицы совпадали, а также,чтобы управляющие и управляемые принадлежали к одному этносу[12].При таком подходе национализм может изображаться как поле творческогосамораскрытия нации, мощное средство очищения и саморазвития народа. Болеетого, национализм проявляет себя не только как идеологический феномен, но частостановится и движущей пружиной национальной политики[13].
Примечательно, что в этомкачестве он выступает не только в бывших союзных республиках, но и внациональных регионах России и даже на исконно русских территориях (такназываемый “русский национализм”, апеллирующий к “праву крови”, или иначе к”праву почвы”).
Подобные построения характерныне только для постсоветских государств. Как действующий принцип национализмпо-прежнему влиятелен в политической практике целого ряда стран “третьего мира”;определённые позиции он сохраняет и в Европе, США, Канаде и других странах сустойчивыми демократическими традициями. Не случайно некоторые западныеаналитики ещё в 50-е годы ХХ века сформулировали тезис о наступлении “веканационализма” в мире[14].
Мощная подпитка национальнымидеологиям осуществляется со стороны религиозных вероучений, что с однойстороны часто выступает как фактор консолидации нации, духовного возрождениянации в сложные, кризисные периоды его исторического бытия, с другой стороны –национально-религиозные противоречия могут стимулировать и разрушительныепроцессы в обществе, порождая и углубляя национальную рознь (например, вКашмире, Югославии, Чечне).
В этом аспекте и к национализмув целом нужно подходить, очевидно, с более взвешенных позиций, не торопиться спересмотром смыслообразующих понятий. Безусловно, следует решительно отстаиватьтезис о законности национальных интересов каждой страны, о самоценности иравноправности каждой конкретной нации и народа. В науку должно войти пониманиетого, что многообразие социально-культурных типов единственно и может выступатьнеобходимой предпосылкой богатства и объёмности всего современногоцивилизованного сообщества. Но нужно осторожно обращаться с положением,закрепляющим за национализмом значение основы исторического процесса и темболее утверждающим мысль об избранничестве тех или иных наций. Практикапоказывает, что подобные позиции слишком часто оборачиваются политикойнационального превосходства, ведут к откровенному шовинизму и расизму.
Сфера национальной политикинеобычайно сложна и деликатна, как нигде здесь исключительно актуальна логикаконкретно-исторического подхода. С позиций национальных идеологий можетосуществляться и крайне необходимая политика защиты культурной самобытности иполитических прав национальной диаспоры, защиты собственной территории инационального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могутстимулироваться и настроения этнического гегемонизма, подводиться идейныйфундамент под очаги сепаратизма, политику создания привилегий для лиц “кореннойнациональности”, провоцироваться конфликты и даже прямые военные действия[15].
В современных условиях, поэтомукак никогда важен завет отечественных мыслителей о необходимости прорыванациональной идеи в сферу идеи “всечеловечности”, переложение этого завета наязык выверенных политических решений и действий.
Общая численность населенияАвстрии составляет 7 067 432 человека, из них 3 310 909мужчин и 3 756 523 женщины. Средняя плотность населения – 84 человекана 1 кв.км, однако почти 70% населения сосредоточено в восточных районах страны.Почти четверть населения Австрии живет в её столице – Вене. В период второймировой войны и после неё происходили значительные миграции населения внутристраны, что было связано с ходом военных действий в конце войны и развитиемпромышленности в западных районах в послевоенные годы.
Общая численность австрийцев – 8млн.60 тыс. человек, из них 6 млн.400 тыс. человек живут в Австрии, где онисоставляют подавляющее большинство населения страны. За ее пределамизначительное число австрийцев живет в Южной Тироле, отошедшем к Италии послепервой мировой войны, в ФРГ, а также в странах Америки, главным образом в США.
Самоназвание австрийцев – Osterreicher, хотя частично сохраняются ещё и областныесамоназвания: так, например, жители Тироля называют себя тирольцами, Каринтии –каринтийцами, Штирии – штирийцами. Литературный язык – немецкий. Разговорныедиалекты австрийцев близки к баварскому и алеманскому; особо выделяется говоржителей Вены[16].
Несмотря на общий с немцами языки некоторое сходство материальной и духовной культуры австрийцев и южныхнемцев, австрийцы являются самостоятельным народом, отличным от немцев как поисторическому развитию и национальному характеру, так и по быту, нравам иобычаям.
Это объясняется тем, чтоавстрийцы, помимо связей с немцами, на протяжении многих веков имели тесныеконтакты со славянскими народами, итальянцами и венграми, входившими в составгабсбургской империи. В настоящее время, подавляющее большинство австрийцев, заисключением определенных кругов, которые поддерживают вынашиваемую в ФРГ идеюнового аншлюса, считают и называют себя австрийцами.
По данным переписи 1951 г.,кроме австрийцев в Австрии проживают 24 тыс. человек, говорящих на словенскомязыке (в пограничных районах с Югославией районах Штирии и Каринтии), 34 тыс. человек,говорящих на хорватском языке, 11 тыс. человек – на венгерском (в Бургенланде) и5 тыс. человек – на чешском (в Вене). Однако судя по неофициальным оценкампервых послевоенных лет (250 тыс. человек национальных меньшинств), численностьнациональныз меньшинств в переписи 1951 г. сильно занижена. Перед второймировой войной в Австрии проживало 191 тыс. евреев, 74 тыс. югославов, 48 тыс. чехословаков,18 тыс. венгров. Изменение национального состава объясняется расистскойполитикой Гитлера, а также миграциями населения после второй мировой войны,когда в Австрию переселились несколько сотен тысяч лиц, говорящих по-немецки. Внастоящее время в Австрии проживает около 400 тыс. немцев[17].2. Этническая ситуация в Австрии
Австрийские земли были издавназаселены человеком. Об этом свидетельствуют многочисленные археологическиепамятники эпох палеолита, неолита, бронзы и раннего железа. Издавна здесь жилииллирийцы, этруски, а позже в Y в. до н.э. здесьпоявились кельтские племена, об этом свидетельствуют археологические находки. ВоII веке до н.э. местное население было романизировано врезультате вторжения римлян. Помимо этого на этническую историю австрийцевоказало кратковременное пребывание кимров, маркомманов и позднее готов, гумнов,авар и лагобардов. Но уже в YI веке земли Австрииначали заселять славяне: на востоке – западными, на юге и юго-востоке – южными.Приблизительно в это же время север и северо-запад Австрии начал заселятьсягерманскими племенами, акеманами и баварами. Но огромное влияние на раннемэтапе развития Австрии сыграло пребывание римлян. Именно в это время былпостроен ряд городов, дорог и укреплений, развивалась торговля, нельзя неотметить то, что римляне оказали огромное влияние на развитие земледелия… Стечением времени появились огромные различия в культуре и языке, которыесохранились до наших дней. По большому счету формирование австрийского народабыло последствием смешения германских племен со славянами при участии болеераннего романизированного иллирийского и кельтского населения.
Включение австрийских земель –Восточной и Фриульский марок – в империю Карла Великого (YIII)и позднее (составе Баварской марки) в Восточно-Франкское государство (IX в) усилило их германизацию. Но в IXв. этот был приостановлен из-за опустошительных набегов венгров. С XIII в. Баварская Восточная марка стала самостоятельнымгосударством получившим название Австрия (Ostrrichi). Позднееэто название с некоторыми изменениями употребляется и другими народами –итальянцами (Ostrigo), византийцами (Ostrikon),французами (Autriche), англичанами (Austrin)[18].
Выгодное географическоеположение Австрийского государства, особенно придунайских земель, наперекрестке торговых путей, способствовало его выдвижению среди соседнихгосударств. С XIII в (начало правления Габебургов) началсятерриториальный рост Австрийского государства, достигавшийся главным образомпутем династических браков и других комбинаций. В период XY– XYI в. в. в состав государства были включены почтивсе земли современной Австрии – Тироль, Каринтия, Штирия, Верхняя Австрия,Нижняя Австрия, Форарльберг. Внутри этих земель происходили процессыконсолидации отдельных областных групп австрийского народа, а это всёположительно сказалось на взаимоотношениях между различными этносами (имеютсяввиду взаимоотношения между потомками германских и славянских племен). Этонашло отражение в перечисленных народов Австрии, данном в «Хронике»Иоанна фон Виктринга (XIII в): тирольцы, штирийцы,карантийцы и австрийцы (жители Верхней и Нижней Австрии). Вне пределовАвстрийского государства оставались лишь Бургенланд и Зальцбург. Однако обе этиобласти были тесно связаны с австрийскими землями, что в скором времениспособствовало и их присоединению к другим австрийским землям. Многонациональныйсостав Австрии сказался на духовной и материальной культуре австрийцев, котораясодержит в себе черты различных народов, издавна населявших земли Австрии. Намой взгляд всё это сопровождалось межнациональными браками, а это повлекло засобой отсутствие конфликтов между австрийцами и другими этносами, но всё же,полностью отрицать присутствие межнациональных конфликтов нельзя, так как вистории Австрии прослеживаются моменты ущемления австрийцами интересовэтнических меньшинств.
В этот период Австрия становитсяодним из сильнейших государств Европы, экономическим и культурным центромСвященной Римской империи, во главе которой с XY в. стояладинастия Габсбургов.
Большое значение для экономикистраны имели разработки серебряных, железных и медных руд в Штирии, Тироле и Каринтии.Среди городов Австрии выделяется ряд экономических и культурных центров – Гран,Зальцбург и Вена – столица Австрийского государства с XIIв. Большое значение для культурного развития Австрии имело основаниеуниверситета в Вене (1365 г).
В этническом отношении Австриябыла связана с соседними немецкими государствами, особенно с Баварией,население которой, как и большинство австрийцев, говорило на австро-баварскихдиалектах. Давние культурные связи существовали у нее со странами Дунайскогобассейна и Апеннинского полуострова. Итальянское влияние и теперь проявляется внекоторых чертах культуры населения Каринтии и Тироля, особенно южной его части[19].
В XYI в.австрийцы принимали участие в европейских антифеодальных движениях,направленных также против католицизма – в Реформации и в Крестьянской войне. Выступлениякрестьян Верхней Австрии (восстание Фадингера), попавшей во временнуюзависимость от Баварии (1626 – 1628 г. г) соединились с борьбой за национальноеосвобождение и воссоединение с остальными австрийскими землями.
После Контрреформации в Австрииокончательно укрепился католицизм и она стала впоследствии оплотом католическойреакции в Европе. Победа протестантизма в северо-немецких и средненемецкихгосударствах и распространение в них средненемецких диалектов способствовалопостепенному обособлению Австрии от других германских государств ЦентральнойЕвропы.
Войны XYIIв. – Тридцатилетняя война и длительная война с турками, начавшаяся еще в XY в., тяжело отражались на внутреннем положении страны. Однакоэти войны способствовали росту и централизации многонационального Австрийскогогосударства. В его состав были включены Чехия, часть Венгрии, Хорватия,Далмация, некоторые итальянские земли. Господствующее положение в этом обширномгосударстве занимали австрийцы – основное население земель Верхней и НижнейАвстрии, Тироля, Форарльберга, Бургенланда, Каринтии, Штирии. В других земляхони не составляли компактных групп. Многонациональный состав Австрийскойимперии сказался на духовной и материальной культуре австрийцев.
Земли Австрийского государствасильно отличались друг от друга не только в национальном, но и в экономическомотношениях, однако в это время стали налаживаться экономические связи междуотдельными его районами. Наиболее экономически развитыми областями были НижняяАвстрия (особенно район вокруг Вены) и Чехия.
В начале XIXв. Австрия участвовала в наполеоновских войнах. Борьба против французов усилилачувство патриотизма среди австрийцев. Особенно упорно боролись жители Тироля,оккупированного союзником Франции Баварией. Вождями этого восстания былиАндреас Хофер и Петер Хюбер; память о них сохраняется в произведениях народноготворчества австрийцев.
В конце XYIII– начале XIX в. начинается экономический подъем. Однакоразвитие капитализма протекало замедленно, хотя еще в XYI– XIII в. в. создавались капиталистические мануфактурыв текстильной и металлургической промышленности.
Этот период ознаменовалсяразвитием австрийской культуры – архитектуры (австрийское барокко) и особенномузыки (И. Гайдн, В. Моцарт, Шуберт); столица Австрии Вена стала мировыммузыкальным центром. В литературе отразился интерес народа к истории и культуресобственной страны. «Слово „Австрия“ сделалось для людей тоговремени определенным, полным значения понятием».
Развитие капитализма в Австриисопровождалось острой классовой и национальной борьбой; среди негерманскихнародов Австрийского государства, в первую очередь венгров и чехов, усилилосьнационально-освободительное движение. Оно достигло кульминации в 1848 г. Испуганноеавстрийское правительство вынуждено было идти на уступки. Важнейшая из них быласделана в 1867 г. венграм. Венгры, точнее венгерская аристократия, получилиравные права с австрийцами. Это отразилось и в новом названии государства –Австро-Венгрия. Положение других национальностей не изменилось. 3. Правовое положение этнических меньшинствАвстрийской Республики
На сегодняшний день национальныеменьшинства Австрийской Республики, а так же их язык и народность пользуютсяохраной закона. Федеральный закон Австрии четко определяет те народы, которыедействительно относятся к этническим меньшинствам. А ими являются народы,проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих местгруппы австрийских граждан, для которых родным языком является, не немецкийязык и которые составляют отдельную народность. Тем не менее, правительствоАвстрийской республики предоставляет свободное признание принадлежности кнациональному меньшинству. Так же национальные меньшинства согласились с федеральнымправительством, имеют право на создание Совета национального меньшинства. Ктому же, правительство Австрии некоторым представителям этнических меньшинств,при определенных обстоятельствах, предоставляет право использовать родной языккак официальный. А это говорит о том, что такие права предоставлялись некаждому представителю национального меньшинства и не всегда, а значит немецкимязыком должен владеть каждый гражданин Австрии, независимо от того, является лион представителем национального меньшинства или нет. [20]
Для консультированияфедерального правительства по делам национальных меньшинств при Ведомствефедерального канцлера создаются Советы национальных меньшинств. Они должныпредставлять культурные, социальные и экономические интересы национальныхменьшинств, и их мнение должно быть заслушано. Советы национальных меньшинствмогут также вносить предложения, направленные на улучшение положениянациональных меньшинств и принадлежащим к ним граждан.
Число членов каждого Советанационального меньшинства определяется с учетом числа лиц, относящихся кнациональному меньшинству, чтобы при этом были ровно представлены разныеполитические взгляды и мировоззрения, существующие внутри данного национальногоменьшинства. Членами Совета национального меньшинства могут быть назначенытакие лица, в отношении которых можно рассчитывать, что они будутруководствоваться интересами национального меньшинства и их целями.
Безусловно, правительствоАвстрийской Федеративной республики оказывает помощь национальным меньшинствам.Федерация обязана – не в ущерб мероприятиям по общему развитию – оказыватьсодействие при осуществлении мероприятий, направленных на поддержаниесуществования и целостности состава национальных меньшинств, их сохранения какнародности, а также сохранения их особенностей и обеспечение прав.
Помощь может заключаться:
в предоставлении денежныхсредств;
в помощи, способствующихобучению и обслуживанию национальных меньшинств, если это соответствует целям;
в организации проведениярелигиозных обрядов.
К тому же правительство Австриидолжно информировать представителей национальных меньшинств о проведениимероприятий по улучшению их положения в стране. [21]
Что касается топографическихобозначений, то правительство Австрии поделило территорию страны на тетерритории, где топографические обозначения, наряду с немецким языком, должныуказываться на языке национальных меньшинств и на территории, гдетопографические обозначения должны обозначаться на немецком языке (это какправило территории где отсутствуют этнические меньшинства).
Что касается официального языка,то представители правительственных учреждений и ведомств должны, если онивладеют языком национального меньшинства, пользоваться в устном общении языкомнационального меньшинства, если это облегчает общение граждан. Допускаетсядополнительное использование языка национального меньшинства для общихпубличных объявлений в тех общинах, в которых язык национального меньшинствапредусмотрен как официальный. Нормы относительно использования языканационального меньшинства в качестве официального языка на распространяются навнутрислужебные отношения в учреждениях и ведомствах.
А значит, в государственныхучреждениях должен использоваться исключительно немецкий язык, а представителигосударственных учреждений обязаны владеть немецким языком. К тому женациональные меньшинства должны предоставлять государственные документы нанемецком языке. [22]
Учитывая данные факты, можнодать положительную оценку национальной политике Австрийской Федеративнойреспублике, так как правительство данной страны предпринимает все меры длясохранности этнического состава населения.
Заключение
Этнические меньшинствапользуются защитой закона и определенными привилегиями:
Во-первых, документыразграничивают сферу употребления родного языка и немецкого как официального,но при этом каждый гражданин Австрии должен владеть немецким языком, т.к роднойязык не всегда может использоваться в документах, носящих деловой характер.
Во-вторых, в стране действуютСоветы национальных меньшинств, в компетенцию которых входит защитаэкономических, социальных и культурных интересов национальных меньшинств.
В данной работе мною былрассмотрен термин «национальная политика» и изучение его позволилопонять, насколько деликатна проблема проведения национальной политики для правительствалюбого государства, как на современном этапе, так и в будущем. Именно в этомаспекте мною была рассмотрена история проведения национальной политики вАвстрии различными правительствами в разные периоды ее развития. Хотя вАвстрии, несмотря на многонациональность, доминировал только один этнос. Именноиз-за этого возникало много конфликтов, но они, как правило, оставалисьлатентными и серьезной угрозы для страны не представляли.
На современном же этапе Австрийскоеправительство взвешено и очень аккуратно проводит национальную политику и суверенностью можно заявить, что права национальных меньшинств Австрии ни в коеймере не ущемлены. Так же, я хотел бы добавить, что сегодня все гражданеАвстрийской Республики равны и что правительство этой страны на правильном путиведения национальной политики.
Список литературы и источников
I. Источники:
Федеральный ЗаконАвстрийской Республики «О правовом положении национальных меньшинств»от 7 июля 1976 г., // «Статус малочисленных народов России. Правовые актыи документы». М., 1994. C.403-412
Литература:
1. Арон Р. Демократияи тоталитаризм. М., 1993.
2. Бурдье П. Социологияполитики. М., 1994.
3. Лузан А. А. Политическаяжизнь общества: Вопросы теории. Киев. 1989.
4. Филлипов В.Р.Ассиметричная конструкция этнического федерализма. М., 2004.
5. Общая иприкладная политология. Под ред.В.И. Жукова. М., 1997
6. Очерки Общейэтнографии. Зарубежная Европа. Под ред. М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова М., 1966.
7. НародыЗарубежной Европы. т.I. Под ред. С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова М., 1964.