--PAGE_BREAK--Введение
Памятники культуры – важнейшая часть нашей истории, они материальные свидетельства многовекового опыта развития человечества. Для изучения памятника культуры необходимо знать историческую обстановку, технические возможности, уровень развития экономики и культуры того времени, когда создавался тот или иной памятник. Именно поэтому я буду рассматривать проблему создания Кремля на фоне развития исторических процессов.
В любом историческом памятнике – архитектурном, письменном, монументальном или живописном – запечатлены сознание и психология его создателей и их современников. Они как бы зафиксировали для потомков своё время, свою эпоху, тем самым облегчили задачу лучше узнать историю страны, города, людей, живущих в тот или иной период.
Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Это гордость и слава нашей Родины. В облике Кремля воплощено воедино героическое прошлое русского народа и его великое настоящее.
Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой — рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен — все говорит о том, что прежде всего это крепость.
При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей — старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен… Здесь все рядом, все вместе — царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.
Так что же такое Московский Кремль — этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница ее искусства и старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет оставаться что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав в себя историю страны, став свидетелем и участником всех ее важнейших событий, Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и всей России.
Более девятисот лет истории Москвы и Кремля — слишком большой срок, чтобы попытаться даже просто перечислить все ее основные события и факты. Мы предлагаем не детальную хронику событий, а скорее рассказ об исторической судьбе Московского Кремля, каждый поворот которой — целая веха в жизни нашей страны.
Кремль в XII — XIII веках.
Ранний период истории Москвы и Кремля неразделимы. Москва возникла в конце XI века как небольшой городок в устье реки Неглинной. Поселение с самого начала было укреплено рвом и валом. Таким образом, «город», или Кремль, — это наиболее ранняя часть исторической Москвы. Древнее кремлевское поселение при слиянии рек Москвы и Неглинки стало центром ремесла и торговли. К тому же это было удобное, стратегически выгодное, защищенное от врагов двумя реками место. В начале XII века эта территория вошла в состав Суздальского княжества, которое окончательно сформировалось при князе Юрии Долгоруком, сыне Владимира Мономаха. Будучи пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества, Москва взяла на себя роль крепости. Первая известная по летописным источникам крепость была построена на юго-западной стороне Боровицкого холма на площади в полтора гектара. Она занимала возвышенную часть холма, его крутой мыс, лежащий у современных Боровицких ворот. В древности холм был значительно выше и круче, чем сегодня. С XVII по XIX века во время строительных работ его постоянно подсыпали со стороны Москвы-реки и Неглинной.
Возводили первую крепость по повелению великого князя Юрия Долгорукого (1125 – 1157). В 1156 году князь задумал строительство, а в 1157 году скончался в стольном городе Киеве, поэтому волю отца — строить «мал древян град» на Боровицком холме — выпало исполнять его сыну, князю владимирскому, Андрею Боголюбскому. Этот деревянный городок, который историки часто называют «градом» Юрия Долгорукого, занимал уже более просторную территорию, нежели славянское поселение, располагавшееся здесь ранее. Он протянулся на всю длину между нынешними Боровицкими воротами и Большим Кремлевским дворцом. Южная сторона этого города продолжалась вдоль Москвы-реки и доходила до современной Тайницкой башни. Западная окраина проходила вдоль обрыва реки Неглинной и простиралась от современных Боровицких ворот до ворот Троицких. Замыкались обе эти стороны восточной стеной, которая ограничила территорию, включающую всю ныне существующую Соборную площадь. Так что в плане крепость Юрия Долгорукого, ранняя Москва, представляла собой треугольник и занимала третью часть нынешнего Кремля. Большой Кремлевский дворец и древнейшая кремлевская церковь Спаса на Бору, снесенная в 1930-х годах, находились вне границ первой Московской крепости, которая была защищена с внешней стороны сухим рвом и огорожена земляным валом с частоколом наверху. То, что церковь находилась вне стен «града», вполне объяснимо: монастыри обычно ставились при выездах из города на проезжих путях. Очевидно, там, где находилась церковь, стояли ворота, ведущие в посад. Общая протяженность стен крепости-города Юрия Долгорукого составляла около 700 метров. Москва в то время – один из пограничных городов Владимирского княжества, а Кремль, где располагались княжеский двор, жилые хоромы и хозяйственные постройки, древние церкви и некрополи, – пограничная крепость. Вместе с Дмитровом она была призвана охранять подступы к реке Клязьме со стороны реки Яхромы и Москвы-реки.
Если создателем Кремля можно считать Юрия Долгорукого, то строителем первых кремлевских зданий был Даниил Александрович (1261– 1303), сын знаменитого Александра Невского. Он стал первым московским князем на Руси. Рост Москвы, начавшийся с Юрия Долгорукого, продолжился в XIII веке, несмотря на то что это было трагическое время в истории Руси. Даниил Александрович, в отличие от своих предшественников, бывавших в Москве лишь наездами, делает ее своей резиденцией и начинает обустройство. На высоком Боровицком холме появляются первые княжеские хоромы. Они раскинулись близ нынешних Боровицких ворот. Внешне скромные и непритязательные, назначением своих помещений они больше отвечают роли дворца: здесь не только хоромы для жилья, но и представительские помещения. Великий князь Даниил Александрович строит дворец, а также возводит в Кремле церковь Михаила Архангела – деревянный храм, в котором хоронили представителей княжеского рода. Первым здесь был захоронен Юрий Данилович, сын Даниила Александровича. При Данииле Александровиче определились основные элементы будущей царской резиденции в Кремле. Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III продолжили строительную деятельность. Идея Кремля как резиденции русских государей состояла в том, что, будучи оборонительным сооружением, Кремль становился средоточием русских святынь, храмов и церквей, а также местом пребывания государя. Со времен правления Даниила Александровича начинается возвышение Москвы. Она становится центром всей северо-восточной Руси.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Кремль в XIV — XVI века.
Иван Калита (годы великого княжения – 1328 – 1340), сын Даниила Александровича, много сделал для устроения земли Русской. Отдавая дань обычаям и порядкам прежнего времени, он исподволь закладывал непоколебимые основы превосходства Москвы и ее правителей, добиваясь соглашения с Золотой Ордой. Будучи князем московским, Иван Данилович Калита добился права на собирание ордынского выхода, то есть сбора налогов со всех русских земель. Финансовая зависимость князей от великого князя московского скоро превратилась и в политическую. Иван Данилович Калита первым из князей московских стал называть себя «Великим князем всея Руси». Официально этот титул закрепится при дальнем его преемнике Иване III Васильевиче. К середине XIV столетия владения московского князя существенно расширились. Рост земельных владений и умножение доходов не могли не сказаться на положении великокняжеского двора в Кремле. В это время дворцовые княжеские постройки раскинулись значительно шире, чем раньше. Строятся новые отделения дворца. Они занимают наиболее привлекательное положение в Кремле и господствуют теперь над всей видимой окрестностью. Великокняжеский дворец занимает примерно то место, где сейчас стоит Большой Кремлевский дворец. Боровицкий холм становится традиционным местом княжеских и царских резиденций. В новые постройки переезжает со всем своим семейством Иван Калита. В Кремле Ивана Калиты словно в миниатюре угадывались черты будущего царствующего града Москвы. Вместо бревенчатой ограды вокруг Кремля впервые появляются настоящие стены. Они были возведены из дубовых бревен, диаметр которых достигал семидесяти сантиметров. Под скипетром своих властителей Москва стала занимать ведущее место среди других русских городов, а князь московский стал наиболее влиятельным из всех русских князей.
Княжение Дмитрия Донского (1340 – 1389) является важной эпохой в истории Москвы, новым этапом в строительстве Кремля. Если Кремль Ивана Калиты жил всего 30 лет, то белокаменные стены Дмитрия Донского простояли свыше 100 лет. По мере сооружения стен территория Кремля расширилась почти до его нынешних
пределов. Сооружение каменного Кремля в Москве было крупным событием для всей северо-восточной Руси. Оно свидетельствовало о силе Москвы, о ее способности возглавить борьбу русского народа за независимость. Возросшей власти государя должен был соответствовать и его дворец. Дмитрий Донской выстроил его близ храма Спаса Преображения на Бору. Златоверхий Набережный терем был привлекателен своей необычной красотой и убранством, а свое название получил потому, что был обращен лицом к берегу. Набережная палата и набережные сени в XV веке играли немалое значение как место для дворцовых приемов и встреч. «Гридня с теремом» располагалась как раз на месте Грановитой палаты, а сам Терем был расписан Феофаном Греком. В целом за вторую половину XIV века московские мастера возвели не менее десяти белокаменных храмов. При Дмитрии Донском в Кремле окончательно складывается архитектурная традиция, берущая свои истоки во владимиро-суздальском зодчестве, формируется кремлевский архитектурный ансамбль.
В 80-х годах XV века в основном завершается складывание Русского централизованного государства, исчезают последние остатки зависимости от монголо-татарских ханов. Москва становится столицей могучей русской державы, символом ее силы и величия. Быстрый рост могущества Русского централизованного государства поражает соседние и дальние страны. Москва представляется теперь не только столицей Руси, но и оплотом православия. «Москва — Третий Рим» – наследник Царьграда. Возрастает и значение Москвы как центра объединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: псковичей, тверичей, ростовчан. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы было вызвано стремлением еще выше поднять художественный и технический уровень строительства и выполнить гигантские архитектурные и военно-инженерные работы, связанные с превращением Москвы в столицу мощного централизованного государства. Великокняжеский дворец времен Ивана III с его большими, средними и малыми палатами, увенчанный высокой кровлей, значительно возвышался над городом. В то же время Дворец получал поддержку в своем окружении, взаимодействуя не только с боярскими теремами, но и с рядовой жилой застройкой московских посадов. Новые палаты возводились под руководством итальянских мастеров.
Русские и иноземные мастера не только вносили в московское строительство свой опыт и традиции, но и учитывали новые требования и художественные взгляды. Московское искусство теряло региональную ограниченность и становилось общерусским национальным искусством. Русские и итальянские зодчие, создававшие в XV веке кремлевский ансамбль, зримо продемонстрировали рост могущества русского государства. Московский Кремль из века в век украшался новыми постройками. Они символизировали возрастающее политическое значение столицы Московского государства.
К концу XV — началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В 1532 — 1543 гг. к колокольне, с северной стороны, под руководством итальянца Петрока Малого пристроили звонницу для больших колоколов. В 1600 г. царь Борис Годунов велел надстроить колокольню; тем самым он хотел увековечить свое имя, однако в народном мнении она получила имя Ивана Великого, связанное с именем Ивана Калиты и Ивана III.
продолжение
--PAGE_BREAK--Кремль в XVII – XVIII веках.
Строительство Теремного дворца (1635 – 1636) стало символом возрождения Российского государства в XVII веке. Начало нового столетия было непростым периодом и в русской истории, и в истории Московского Кремля. Смутное время, борьба бояр за власть, вторжение в Москву Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда ослабили государство, поставили его на грань разрушения. Особенно пострадал во время иноземного нашествия Кремль. Он был разорен. С избранием и воцарением Михаила Федоровича Романова (1613– 1645) окончилось Смутное время, все более развивается и укрепляется идея самодержавия.
В допетровскую эпоху в Кремле решались вопросы престолонаследия, заседала боярская дума, здесь же проводились православные соборы. В начале XVIII века Петр I, «сей великий Государь, прославив Россию, – по словам М.Н. Карамзина, – отнял у Кремля славу быть всегдашним жилищем Царей». После перенесения столицы в Петербург до самого правления Екатерины Великой нового строительства в Кремле не велось. Между тем и в это время особая роль Москвы сохранялась. В Успенском соборе проходили коронации русских самодержцев, в кремлевских сокровищницах хранились символы государственной власти.
Следующий этап строительства приходится на XVIII век и связан с именем императрицы-просветительницы Екатерины II (1762 – 1796). Следуя обычаям старины, Екатерина короновалась в Москве, хотя официальной столицей был Петербург. В Москве была созвана особая комиссия для составления «Уложения» (свода российских законов) взамен устаревшего свода законов Алексея Михайловича. Место ее созыва – Грановитая палата Кремля – означало, что управлять государством будут не только из Петербурга, но и из Москвы. В Кремле строится здание Сената. Отличавшееся внешней простотой и лаконичностью форм, оно выделялось чрезвычайно богатым внутренним художественным убранством и не нарушало гармоничной целостности кремлевского архитектурного ансамбля, его исторически сложившегося целостного облика. Сенат как орган управления при Екатерине был поделен на несколько департаментов. Четыре из них находились в Петербурге, а два новых учреждались в Москве. К московским относились судебный и административный. Почитая «Правительствующий Сенат» как хранилище законов, Екатерина II придавала ему особое значение как высшему судебному органу, с одной стороны, и оперативному ведомству текущего государственного управления, с другой. За сто лет пока, пока столица находилась в Петербурге, Кремль обветшал, из его стен кирпичи сыпались сами собой, а жители растаскивали камни для собственных хозяйственных нужд. Екатерина наметила грандиозную перестройку Кремля. По плану архитектора П. Баженова, в Кремле должен был быть построен новый парадный дворец. Широкая лестница дворца должна была спускаться по холму прямо к Москва-реке, для чего была разобрана южная стена Кремля. Существует две гипотезы, почему проект был остановлен, строительство отменено, а кремлевская стена – восстановлена. Первая гласит, что во время рытья котлована, покосились древние кремлевские соборы, Екатерина сочла это дурным знаком и свернула строительство. Вторая, что архитектор П. Баженов был близок к масонам, деятельность которых Екатерина запретила, как вредительскую. Екатерина сочла, что демонтаж древнего Кремля – их происки.
Кремль в XIX – XX веках.
В XIX веке Москва пережила тяжелые и трагические времена. 2 сентября 1812 года город был занят французскими войсками. В Кремле Наполеон попытался основать свою резиденцию. В здании Сената было расквартировано два французских полка. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: шедший в ту ночь проливной дождь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были заблаговременно замечены и потушены москвичами. Тем не менее, серьезно пострадали некоторые кремлевские постройки. Самым сильным из пяти взрывов был первый, которым вышибло не только все стекла, но и оконные рамы в кремлевских и близлежащих зданиях. До основания была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом. Стены дворца и здания музея Оружейной палаты почернели от огня. Значительный ущерб был нанесен кремлёвским соборам. Во время пожара Кремля пострадало также и здание Сената, а его бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала, бесследно исчез. По одной версии, он расплавился. По другой, вместе с еще двумя предметами, составлявшими гордость Кремля, — орлом с Никольских ворот и крестом с колокольни Ивана Великого – был вывезен в обозе французской армии в качестве трофея.
Доживавший свои последние дни в Рязани 72-летний М.Ф.Казаков, узнав о начавшемся в Москве пожаре, пришёл в отчаяние. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь творчеству, украшая престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли вместе с дымом пожарным…» Процесс возрождения из руин и пепла был настолько бурным, что современники говорили о восстановлении Москвы как о третьем её основании. В первую очередь крупномасштабные восстановительные работы велись в Кремле. Император Александр I (1801 – 1825), несмотря на истощение государственной казны военными расходами, активно занимался возрождением Кремля, восстановлением его башен, стен, дворца и соборов. Он часто посещал Москву, наблюдал за ходом реставрационных работ, в которых принимали участие самые видные зодчие того времени. О.Бове надстраивал верх Никольской башни и восстанавливал здание Арсенала, К.Росси возводил церковь в Вознесенском монастыре, Д.Жилярди – соборную звонницу. Постепенно Кремль был приведен в надлежащий порядок, а вокруг него были устроены сады, впоследствии получившие название Александровских. Было восстановлено здание Сената. Оно приобрело свой первоначальный вид, и в него вновь въехали учреждения, которые размещались здесь ранее: Кремлевская экспедиция, Межевая канцелярия, при которой состояло Константиновское училище, Статное и Остаточное казначейства, два архива, Государственный и Вотчинный, Комиссия провиантского депо и Аудиториатское отделение. Здесь же разместились Шестой, Седьмой и Восьмой департаменты Правительствующего Сената. В Круглом (Екатерининском) зале расположился архив и департамент Военного Министерства.
Полностью последствия пожара 1812 года были преодолены уже при императоре Николае I (1826 – 1855). Он с особой заботой относился к реставрации старинных придворных храмовых и светских построек, расположенных на территории Кремля. С его именем связано окончательное восстановление Арсенала. Вдоль его стен были расставлены трофеи 1812 года – пушки, отбитые у «Великой армии». При Николае I на месте древнего Конюшенного приказа построено новое здание Оружейной палаты, куда были перенесены все государственные драгоценности и древности, воздвигнут кавалерский корпус. В нем разместились служащие при дворе. Николай I вел в Кремле и строительные работы. При нем в июле 1838 года началась реконструкция резиденции русских государей. Старый дворец, построенный по проекту Б.Ф. Растрелли в XVIII веке, не соответствовал потребностям нового времени. К тому же восстановленное после пожара 1812 года здание дворца оказалось очень ветхим. Решено было его снести. Это обстоятельство и побудило императора Николая I к постройке нового дворца. Возглавить строительство было поручено К.А.Тону. Строительство и отделка дворца продолжались с 1838 по 1849 год. Дворец торжественно освящен в апреле 1849 года в присутствии всей императорской семьи. Современники высоко оценивали работу и отмечали, что «от Большого Кремлёвского дворца, как от музыки Глинки, веяло чем-то русским».
Большой Кремлевский дворец стал последним в России и одним из последних в Европе построенным с таким размахом и с такой роскошью зданием. Как и многие другие постройки К.Тона, он отличался передовыми конструктивными решениями, которые являлись достижениями для своего времени. Перекрытия Большого Кремлевского дворца имели сводчатое строение, полы в вестибюлях и коридорах были выложены камнем, а стропила выполнены из железа. Большой Кремлевский дворец сегодня составляет основу величественного самобытного ансамбля Московского Кремля. К середине XIX века окончательно сложилась классическая кремлевская застройка. Кремль как уникальный памятник российской истории с этого времени является не только сердцем первопрестольной столицы русского государства. Он становится хранителем и радетелем великих тысячелетних национальных традиций и обычаев, одним из главных представительских центров, где проходили важнейшие церемонии Российской империи. Последней из них стало празднование в 1913 году 300-летия со дня провозглашения на царствие дома Романовых.
Из века в век нарядные терема и палаты, величественные храмы и дворцы возводили многие поколения талантливых мастеров, которые неизменно в своем творчестве старались подтвердить авторитет власти. Эти сооружения сохранялись столетиями. К рубежу XIX – XX веков Московский Кремль пришел блестящим памятником российской государственности, истории, культуры, подлинной первопрестольной столицей Российской империи. XX век ознаменовался, без преувеличения, варварскими действиями по отношению к памятникам дореволюционной эпохи. Ленинский период был отмечен интенсивным сносом памятников императорам и великим князьям. В двадцатые-тридцатые годы начинается настоящая вакханалия массовых сносов и перестроек древних памятников истории, культуры включая уникальные архитектурные ансамбли на территории Московского Кремля. В 1929 году, архитектор И.А.Иванов-Шиц получил задание на проектирование и строительство нового административного здания в Кремле. По своим художественным и архитектурным характеристикам новое здание, возведенное к 1934 году и существующее поныне. Последнее перестройка кремлевского архитектурного ансамбля произошло на рубеже 1950 – 1960-х годов, когда Н.Хрущев принял решение о строительстве в Кремле Дворца Съездов. Гигантское здание в «соцмодернистском» стиле удачно вписалось в древний Кремль. Большая часть здания заглублена под землей, поэтому не давит с высоты на древние постройки Кремля.
В описанном выше виде Кремль дошел до 90-х годов XX столетия. В 1990 Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Год от года он ветшал, неоднократные косметические ремонты были уже не способны скрыть общее запустение архитектурной жемчужины России. Впервые была поставлена задача не только бережного сохранения кремлевских памятников истории и культуры, но и воссоздания утраченных в прошедшие десятилетия архитектурных и художественных ценностей. Одновременно шло комплексное оборудование Московского Кремля в качестве действующей официальной и парадной Резиденции Президента Российской Федерации, места проведения важнейших церемониальных, представительских, протокольных и рабочих встреч главы государства. Великолепный ремонт, проведенный в Кремле, сделал жемчужину Московского Кремля еще прекраснее. продолжение
--PAGE_BREAK--Стены и башни Московского Кремля
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). Все эти зодчие, как не странно, не братья и даже не однофамильцы. Просто на Руси в то время «фрягами» или «фрязинами» называли итальянцев.
Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока — Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни — Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами — Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули — навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.
Общая длина кремлевских стен 2235 м, толщина от 3.5 до 6.5 и и высота от 5 до 19 м. От башни к башне можно пройти по боевому ходу шириной 2-4 м, проложенному по веру стены. Снаружи его прикрывают 1045 двурогих зубцов высотой 2-2.5 м и толщиной 65-70 см, изнутри — парапетная стенка. Когда-то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В XVIII в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью. В 1973 г. в Московском Кремле начались большие ремонтно-реставрационные работы. На некоторых башнях были заменены поврежденные участки кладки. На Сенатской, Боровицкой, Водовзводной и Беклкмишевской башнях
черепичное покрытие шатров заменили листовой медью, изготовленной в виде черепицы.
Московский Кремль имеет 20 башен. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485), самая «юная» — Царская (1680).
Рассмотрим башни по отдельности…
Водовзводная башня
В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году архитектором Антонио Джиларди. Сначала она носила название Свибловой, по имени бояр Свибловых, чей двор примыкал к башне со стороны Кремля. Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней водоподъемной машины и устройства первого в России напорного водопровода для подачи воды из Москвы-реки в Кремль. Как свидетельствовали современники, эта м шина, изготовленная под руководством англичанина Христофора Головея, стоила несколько бочонков золота. В конце XVII века над башней был возведен шатер. В 1812 году отступавшие из Москвы французские войска взорвали башню. Восстановил ее в 1816-1819 гг. О. И. Бове.
Боровицкая башня
У подножия одного из семи холмов, на которых стоит Москва, находится башня, которая отличается от других своей ступенчатой формой. Это Боровицкая башня. Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то весь холм. Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Боровицкая башня имеет весьма своеобразную форму. Аналогичную ступенчатую пир миду можно видеть в Казани — у башни царицы Сююмбеки. Мощное, квадратное в плане основание продолжается тремя уменьшающимися кверху четырехгранниками. Вся конструкция завершается открытым восьмериком (часть здания, имеющая в плане восьмигранную форму) с высоким каменным шатром. Стрельница в этой башне находится не спереди, как в других башнях Кремля, а сбоку с учетом поворота стены. Здесь можно видеть отверстие, через которые проходили цепи подъемного подъемного моста, разобранного в 1821 г., а в проезде ворот — вертикальные пазы для защитной решетки. В отличие от парадных Спасских и Троицких ворот, Боровицкие имели сугубо утилитарное назначение: через них проезжали к хозяйственным постройкам — Житному и Конюшенному дворам. В 1812 году во время взрыва отступавшими французскими войсками соседней, Водозводной башни была повреждена и Боровицкая башня — упал верх ее шатра. В 1816-1819 годах башню отремонтировали под руководством О.И.Бове. В 1848 году в Боровицкую башню перенесли престол церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором.
Комендантская башня
Это небольшая глухая строгая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Прежде она называлась Колымажной — от Колымажного двора в Кремле, где хранились царские повозки, кареты. Свое нынешнее название она получила в XIX веке: рядом с ней в Потешном дворце жил комендант Москвы. Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с вышкой. Высота башни со стороны Александровского сада — 41.25 м.
продолжение
--PAGE_BREAK--