Реферат по предмету "История"


Монголия в Новое время

ТЕМАМонголия в Новое время

План
1.  Монголия в начале XVI в
2. Монголия после смерти Даян-хана
3. Образование Джунгарского ханства
4. Джунгарское ханство в конце XVII — середине XVIII в
5. Русско-монгольские связи в XVII в
6. Культура Монголии в Новое время

1.Монголия в начале XVI в.
В Новоевремя Монголия потеряла былое могущество и к началу XVI в. представляла собой раздробленные, постоянновраждовавшие друг с другом территории, протянувшиеся от юга Сибири до Великойкитайской стены, а также от Хинганского хребта до предгорий Тянь-шаня. Основнымзанятием населения являлось экстенсивное кочевое скотоводство. Земледелие, всилу климатических условий и бедных почв, было развито слабо.
Во главегосударства формально находился великий всемонгольский хан. Символом его властиявлялась печать юаньской династии, правившей Китаем с 1288 по 1380 гг. Выглядитне случайным и тот факт, что всемонгольский Даян-хан провозгласил себя в конце XV в. «Да Юань Да Кэхань» («Великим ханомВеликой Юаньской империи»), т.е. фактическим преемником этой династии.
Территории,на которых жили монголы, делились на ото-и (роды) и аймаки (племена). Этоделение, характерное еще для дочингисхановской эпохи, вновь закрепилось в годыправления Бату-Мункэ-хана (Даян-хана) в первой половине XVI в. Аймаки превратились в периоддецентрализации Монголии в самостоятельные уделы с абсолютной властьюнаследственных правителей.
Ещеодной административной единицей являлся хошун, представлявший из себя военное формирование,создававшееся отдельным отоком. Командиры хошунов составляли военное сословие,на которое опирался всемонгольский хан. При Даян-хане эти военачальникииспользовались для борьбы с сепаратистскими устремлениями местных правителей,но они не имели права владеть уделами, а могли лишь кочевать по своемуусмотрению и не платить налоги.
Монгольскоеобщество начала XVI в. можноусловно разделить на две части — господствующую элиту, представленную прямымипотомками «золотого рода» Чингисхана и. рода Борджагин, являвшегося боковойветвью чингисидов, а также подчиненную им служилую знать, происходившую отпотомков бывших темников и тысячников войска Чингисхана. Прямые потомкиЧингисхана в Южной и Северной Монголии выступали как владетельные князья, распоряжавшиесяпастбищными и другими землями. Потомки других родственников Чингисхана кочевалина их территориях.
ПриДаян-хане Восточная Монголия была разделена на правое и левое крыло.Всемонгольский хан лично управлял левым крылом, а правое было передано подконтроль князя-соправителя, являвшегося наследником престола. В течение второйполовины XVI в., когда усилилась раздробленностьстраны, титул хана имели уже девять высших сановников.
Самыммногочисленным слоем монгольской элиты были тай-джи, происходившие от различныхветвей рода Чингисхана и имевшие право владеть зависимыми людьми — аратами, которыхтогда называли албату (обязанные выполнять повинности). Аратам выделяласьпастбищная земля и они имели возможность организовать индивидуальное хозяйства,выполняя две основных повинности — отработочную и продуктовую (как в пользугосударства, так и на отдельных представителей элиты).
Аратство,в свою очередь, делилось на несколько категорий. Самой привилегированнойсчитались дарханы, имевшие право свободной кочевки, а также чиновники — выходцыиз аратства. Следующую категорию составляли зажиточные араты, не имевшие особыхпривилегий и званий. И внизу этой социальной категории находились беднейшиеараты (простолюдины).
Одним изэффективных средств воздействия аратов на своих эксплуататоров в новое времяявлялась самовольная откочевка из тех районов, где им предписывалось отбыватьповинности. Случаи открытого вооруженного неповиновения были достаточно редкимявлением.

2. Монголия после смертиДаян-хана
Смерть в 1543 г. Даян-хана стала своеобразным рубежом в политической истории Монголии,после которой процесс раздробленности страны стал усиливаться.
ОтМонголии постепенно стала отделяться ее южная часть, где власть унаследовалистаршие сыновья Даян-хана. Эти территории имели, в отличие от северных, болеетесные связи с минским Китаем.
Насевере Монголии установилась власть младшего сына Даян-хана — Герсэндзэ, прикотором эта территория также обособилась и стала называться Халха. Районы к югуот пустыни Гоби оказались под контролем Алтан-хана, правившего там вплоть до 1582 г. Он отказывался признавать власть других наследников Даян-хана и стал расширять свои владенияза счет западномонгольских земель, где проживали монголы-ойраты. Их главноеотличие от других монгольских племен состояло в том, что ойратские правителиявлялись выходцами из родов, насильственно подчиненных Чингисханом и ставшихего вассалами. Поэтому в глазах правителей Южной и Северной Монголии, прямыхпотомков Чингисхана, Ойраты выглядели как менее значимая, «младшая» ветвь, счем последние никак не могли смириться и в конце XIV в. на какое-то время даже смогли доминировать,объединив монгольские земли. Их правитель Эсень являлся в середине XV в. всемонгольским ханом, но послеего смерти номинальная верховная власть вновь перешла к потомкам Чингисхана,которых китайцы называли «татарами».
ПриАлтан-хане велась взаимовыгодная торговля с Китаем, и его владения отличалисьдостаточно стабильным развитием. Кроме скотоводства, там стали возникатьоседлые поселения и ремесленные производства. В середине XVI в. Алтан-хан построил г. Хух-Хото,ставший впоследствии его ставкой и главным городом юга Монголии, в котором онвынашивал планы подчинить своей власти все другие монгольские земли. Однакоосуществить эти планы полностью он так и не смог.
Еще доустановления господства над Китаем в середине XVII в., маньчжуры предпринимали попытки завоеванияюго-восточной части Монголии, где во главе Чахарского ханства находился правнукДаян-хана Лигдан-хан, вступивший в антиманьчжурский союз с Минами.
В 1634 г. сторонники Лигдан-хана потерпели поражение в войне с маньчжурами, а спустя два годаманьчжурский император Абахай был объявлен ханом Южной Монголии. Халха попрежнему оставалась независимой, что не устраивало маньчжур.
В 1640 г. Халхасцы перед лицом маньчжурской опасности пошли на вынужденный союз с ойратами, разработавна совместном съезде общий для двух территорий свод законов. Кроме того,халхасские князья отправили к Абахаю своих представителей с дарами ипредложением союза. Тем самым они попытались уклониться от прямого военногостолкновения с маньчжурами, к которому тогда они были явно не готовы.
Такимобразом, к началу XVII в. условноможно выделить три основных территории расселения монгольских племен — Южная(Чахар), Северная (Халха) и Западная (Ойратия), в свою очередь, распадавшиесяна более мелкие.
Буддизмпроник в монгольские земли еще в период правления там Чингисхана в XIII в. Именно в те времена появилосьт.н. «учение о двух принципах», согласно которому в основе государственнойидеологии Монголии одновременно должны лежать светское и религиозное начала(при преимущественном влиянии первого из них).
Изразличных школ и направлений буддизма в Монголии к середине XVI в. утвердился ламаизм, пришедшийтуда из Тибета.
Ламаизмсумел удачно вписаться в монгольскую политическую традицию, особенно послевозникновения теории «двух законов», согласно которой без закона религиозноговсе живые существа попадают после смерти в ад, а без закона светского(ханского) народы и племена, населяющие Землю, и, вовсе погибнут. Однако уже ссамого начала религиозная власть была подчинена светской, выступавшей для монголовв роли идеологического обоснования власти ханов. Выглядит не случайным тотфакт, что первой буддистской сутрой, пе-, реведенной с тибетского языка намонгольский, была «Ал-тан-гэрэлту », содержащая идею верховенства монархическойсветской власти.
Вначалеламаизм принял правитель Ордоса Хутухай-Сэ-цэн хунтайджи, затем сумевшийубедить в правильности своего решения Алтан хана. В 1578 г. состоялись переговоры между правителями юга Монголии и верховным ламой Тибета Содном-джамца,в ходе которых были определены основы отношениймежду светскими властями и руководством ламаистской церкви. Был создансвоеобразный тибето-монгольский союз, противостоявший минскому Китаю. В знакэтого Алтан-хан удостоил религиозного лидера Тибета звания Далай-лама (Океанпремудрости), а тот, в свою очередь, провозгласил его великим ханом. Послеэтого ламаизм, при поддержке светских властей Монголии, стал все активнеераспростроняться по всей ее территории, причем высшее духовенство наделялосьпривилегиями светской элиты, в частности, ламы освобождались от уплаты налогови личных повинностей.
В 1586 г. верховным ламой Тибета стал правнук Алтан -хана. Это был первый и последний случай, когдамонгол возглавил ламаистскую церковь в Тибете.
Вскоре освоей приверженности ламаизму объявил правитель Халхи Абатай, во владенияхкоторого появился первый в Монголии дацан (монастырь). В 1642 г. сын одного из светских правителей — Тушету-хана, Ундур, был провозглашен первым главойламаистской церкви на территории Монголии. Спустя семь лет тибетский Далай-ламапосвятил его в высший сан — гэлукпа, объявив хубилганом выдающегосябуддистского мыслителя Джебцзун-даранты. Таким образом, его полное имя стало Джебцзундамбахутухта I с титулом богдо-гэ-гэн (гэгэн —блестящий), являвшимся третьим по значимости в ламаизме после Далай-ламы иПанчен-ламы, находившихся в Тибете. Вскоре вся страна была покрыта множествомламаистских монастырей, которым светская власть выделяла земельные владения илично зависимых аратов.
Сразвитием ламаизма стала развиваться монгольская культура и письменность. Примонастырях открывались школы, ставшие своеобразными очагами подготовкиобразованных людей и зачатков интеллигенции.
С другойстороны, ламаистская церковь ежегодно забирала в свои ряды большое количествомолодых мужчин, что не могло не сказаться и на уровне экономического развитияМонголии.
3.Образование Джунгарскогоханства
Нарубеже XVI-XVII вв. в Западной Монголии образовалось отдельноеханство, получившее название Джунгарское (Ойратское). Оказавшись на пересеченииинтересов России и
ЦинскогоКитая, эта страна сыграла важную роль в международных отношениях в ЦентральнойАзии того периода.
Находясьв неблагоприятном для себя окружении, Джунгария испытывала в то время большиеэкономические затруднения, отражавшиеся и на происходивших тамвнутриполитических процессах. Постепенно гегемонию захватил род Чорос,выдвинувший из своих рядов хана Харахула. Ответом недовольных таким положениемдел князей стала их откочевка из Джунгарии вместе со своими зависимыми аратамив первой трети XVII в. Наиболееизвестными из этой группы стали калмыки, поселившиеся на территории России ипринявших российское подданство.
Оставшиесяв Джунгарии монголы, которых после смерти в 1635 г. Хара-Хулы возглавил его сын Батур-Хунтайджи, были настроены антиманьчжурски и попыталисьобъединить всех монголов на борьбу с ними. Эту дату считают временем образованияДжунгарского ханства. Часть ойратов, недовольных созданием Джунгарии,откочевала на Волгу и в Кукунор, где возникли самостоятельные ойратскиеханства. Тем не менее, несмотря на антикитайские и антиманьчжурские настроения,главным направлением внешнеполитической активности ойратов стал ВосточныйТуркестан.
В 40-егг. XVII в. Джунгария начинает завоеваниевосточных районов Могулистана, начав с территорий Чалыша и Тур-фана. Затем онивторглись в Кирию, Аксу и Кашгар. В 1652 г. Батур-Хунтайджи вел войны с тянынанскими киргизами и с казахами, сумев их оттеснить в другие районы. Но послеего смерти они вновь начинают воевать с ойратами и только к 1655 г. от них освободили восточную часть Семиречья. Можно говорить о том, что к этому временивозникла уже единая тюрко-монгольская общность, способная противостоятьпроникновению сюда Цинского Китая и видевшая в захвате этого регионаперспективу для контроля за проходившем тут важным тяныпаньским участкомВеликого шелкового пути.
Частьместного ойратского населения начинает вести оседлый образ жизни, строитьгорода. Был написан свод законов «Цааджин бичик», предприняты попытки созданияособой ой-ратской письменности, что свидетельствует о еще большем отделенииойратов от других монгольских народностей, попавших к этому времени подконтроль Цинов и их сближении с народами Восточного Туркестана.
Смерть в 1643 г. маньчжурского хана Абахая и вступление на престол его малолетнегосына, стали поводом для ряда монгольских князей освободиться от вассальнойзависимости. В 1647 г. Сэцэн-хан и Тушету-хан выступили в поддержку поднявшеговосстание против маньчжурского господства южномонгольского князя Тэнгиса, нопотерпели поражение. В Пекине потребовали от монгольских князей посылки своихзаложников, но те посчитали для себя такую процедуру унизительной и ответилиотказом. Лишь в 1655 г. КНЯЗЬЯ Халхи вынуждены были вновь признать своювассальную зависимость от маньчжурского богдыхана Шуньчжи.
Маньчжуры,занятые установлением своего господства в Китае, не могли одновременно вестиактивную экспансию в отношении Халхи, поэтому использовали метод разжиганиявнутримоглольских противоречий, в частности, между ойра-тами и лидерами Халхи,выступая в роли посредников в их урегулировании. В 1664 г. они в одностороннем порядке закрыли границу между Южной Монголией и Халхой по пустыне Гоби,запретив монголам ее самовольный переход.
В 1688 г. вспыхнула война между Халхой и ойратами, закончившаяся поражением первой. Спасаясь отпреследования ойратов, вожди Халхи в 1691 г. на съезде князей Южной и Северной Монголии, проходившего с участием маньчжурского богдыхана Канси, стоя передним на коленях, приняли решение о вхождении Халхи в состав цинского Китая, ееразделе на 34 хошуна, о реорганизации монгольских войск по маньчжурскомуобразцу и о замене монгольских титулов маньчжурскими.
Таким образом,к концу XVII в. независимыми от маньчжуроставались лишь жители Ойратского ханства.
Послеподчинения Халхи, маньчжурский богдыхан был провозглашен верховным правителемМонголии, распространив на ее территорию законы цинской империи. Монгольскиеханы получили статус вассалов маньчжурского богдыхана, который получал правоприсваивать им титулы и звания, наделять или лишать земельными уделами.
Дляорганизации непосредственного управления монгольскими землями, маньчжурысоздали специальную «Палату внешних сношений», руководство которой подбирало кандидатурыдля назначения на должности цзяньцзюней (наместников), а также руководителейаймаков (ханов) и хешу нов (дзасаков).
Властьмонгольских ханов ликвидировалась на уровне аймаков. Старое административное делениеупразднялось и вводилась новая система разделения на хошуны, границы которыхлично утверждались богдыханом. Хошунский дзасак ведал военными,административными и судебными делами на подведомственной территории, в своюочередь, имевшую деление на более мелкие единицы. Власть дзасака быланаследственной, и его положение во многом зависело от воли богдыхана. Вместостарых титулов и званий вводились новые, соответствовавшие китайским. Бывшиеханы аймаков формально сохранили свои прежние титулы, но на практике они былине выше титула хошунного дзасака. В конце XVII в. к монгольским князьям указом богдыхана былиприкреплены араты — хамджилга. Самые знатные представители монгольской элитыполучили право ношения одежд и знаков отличия, подобных сановникам маньчжурскогобогдыхана.
Маньчжурыстарались разобщить монгольскую элиту, опасаясь ее консолидации вокруг идеивосстановления независимости. Маньчжуры часто выступали в роли посредников приразрешении внутримонгольских противоречий, что поднимало и укрепляло ихавторитет.
К 1725 г. на территории Халхи существовало четыре аймака, состоявших уже из 74 хошунов. Таким образом,Монголия была раздроблена на большое число уделов. Все ее мужское население,способное носить оружие, включалось в хошунные войска во главе с князем,который назначался маньчжурами из числа лиц, имевших наиболее высокие титулы.Хошун делился на сомоны, а несколько хошунов составляли аймак. Таким образом,административные и военные единицы совпадали. Вооружены войска были копьями илуками. Огнестрельного оружия у них не было. Главной функцией такого войскаявлялось несение пограничной службы на северных границах Халхи.
В 1727 г. в каждом аймаке были созданы собрания хошунных дзасаков, избиравших из своей среды главу,который, после утверждения его кандидатуры в Пекине, становился там главойгражданской власти. Таким образом, прямые потомки Чингисхана были лишеныреальной власти, так кактеперь все ханы идзасаки стали находиться в прямом подчинении китайского богдыхана.
Приимператоре Юнчжэне, в 1735 г., маньчжурский язык на территории Монголии сталофициальным, а при Цянь луне (1 736-1796), установилась практика регулярного,раз в три года, приезда монгольских князей на личную аудиенцию в Пекин дляпередачи дани и подарков.
К 70-мгг. XVIII в. был выработан свод законов «ХалхаДжирум», определявший внутреннюю политику этой части монгольских земель.Ежегодно Северной Монголии направляли вПекин большую дань, высказывая тем самым покорность цинскому двору.
Ссередины XVIII в. на территории Халхи начинаютвспыхивать восстания против маньчжурского господства, которые зачастуювозглавлялись недовольными Цинами местными князьями.
Значительнуюроль в успокоении волнений монголов и подчинении их маньчжурами сыграло в тотпериод ламаистское духовенство, особое место в котором занимали хубилганы (перерожденцы),почитавшиеся в качестве святых. Именно по настоянию одного из них, Гомбо-Доджи,в 1691 г. князья Халхи перешли в подданство Цинского Китая. Ламы былиосвобождены маньчжурами от несения многих повинностей. В свою очередь, ламствоможно разделить на две категории — высшую, по своему реальному статусусравнимому с князьями, и низшую, не имевшему больших привилегий и сравнимую посвоему социальному статусу с аратам.
Маньчжурыусилили закабаление самого многочисленного слоя монгольского населения —аратов. Все стороны их жизни подвергались жесткой регламентации иконтролировались властями. Судебная система характеризоваласьдифференцированным подходом к вынесению наказаний различным категориямнаселения. Так, например, за убийство простого арата представителем высшегосословия полагался лишь штраф, а в обратном случае — смертная казнь. Наиболеесурово каралось бегство за границы Монголии. Чаще всего за это преступлениеполагалась смертная казнь через удавление или отсечение головы, а родственникиказненного должны были еще и выплатить большой штраф.
Хозяйствоаратов носило, в целом, натуральный характер. Они не имели своей земельнойсобственности и находились в личнойзависимости от князей или высших лам. Переход арата от одного господина кдругому запрещался. Арат не мог без разрешения хозяина жениться сам и женитьсвоих детей, делить между ними свое личное имущество, самовольно выезжать запределы владений своего господина. Внешним признаком арата являлось ношениесинего халата. Аратство делилось на три основных категории — албату, хамджилгаи шабинар.
Албатузакреплялись за хошунными дзасаками. Они выплачивали своему господину иманьчжурскому государству натуральные налоги и выполняли различные видыотработочной ренты. Мужчины этой категории являлись членами хошунного войска иобязаны были ежегодно проходить военные сборы. Многие из них несли пограничныекараулы.
Хамджилгазакреплялись как за хошунными дзасаками, так и за тайджи^ В их обязанностивходило повсюду следовать за своими господами, обслуживать их личные хозяйства,оплачивать долги и т.д.
Шабинарызакреплялись за ламаистскими монастырями и отдельными хубилганами. Они платилинатуральную ренту, занимались выпасом скота, закрепленного за монастырями,строили новые религиозные сооружения и т.д. За счет личных средств шабинароворганизовывались поездки ламаистского духовенства в Тибет, тибетских лам вМонголию, паломничество к святым местам и т.д.
Особойкатегорией являлись рабы. Она была самой малочисленной и формировалась, восновном, за счет аратов, приговоренных к рабству по решению судебных органов.Однако особого рабского уклада в экономике Монголии в период маньчжурскогогосподства уже не было. Продажа аратов была ограничена, однако в пределахаймака она практиковалась достаточно часто.
джунгарский ханство монголия

4.Джунгарское ханство вконце XVII — середине XVIII в
Послесмерти Батур-Хунтайджи в Джунгарии началась борьба за престол, победителем вкоторой стал его сын Талдан, правивший с 1671 по 1697 гг., при нем началосьзавоевание джунгарами Восточного Туркестана, завершившееся к 1680 г. К этому времени государство значительно укрепилось и установило хорошие отношения с Россией.
В 1690 г. начались военные столкновения джунгар с цинским Китаем, завершившееся через семь лет ихпоражением и гибелью Галдан-хана. Джунгария вынуждена была вывести свои войскас территорий Южной и Северной Монголии.
Послеэтого во главе Джунгарии до середины XVIII в. поочередно находились Цэван Рабдан и Галдан-Цэрэн, на правлениекоторых пришелся период расцвета ханства. Они неоднократно вступали ввооруженные столкновения с цинскими войсками, пытавшихся вторгнуться наойратские земли. Так, в 1715, 1727 и 1732-1735 гг. Цины терпели поражения всражениях с ойратами. В 1735 г. им вновь удалось захватить часть халхасскихземель. В ответ Цины построили в Северной Монголии крепости Кобдо и Улясутай,готовясь тем самым к решающим сражениям.
В 1739 г. Джунгария и Китай заключили мирный договор, по которому ойратам была возвращена часть ихпрежних земель к востоку от Алтая.
Послесмерти в 1745 г. Галдан-Цэрэна в Джунгарии началась борьба за власть, врезультате которой на престол взошел его племянник Даваци. Это привело к тому,что князь Амурсана, пользовавшийся в Джунгарии большим авторитетом, перешел в 1754 г. на сторону Цинов, которые в 1755 г… ввели туда свои войска, разделив Джунгарию на четыресамостоятельных княжества, подчинив их своей власти. Посчитавший себя обманутымАмурсана, вскоре после этого поднимает восстание, при подавлении которого почтивсе тогдашнее население Джунгарии было физически истреблено цинскими войскамилибо переселено в другие районы. Сам Амурсана бежал на территорию России ивскоре там умер.
В 1758 г. Джунгарское ханство перестало существовать, а его земли вошли в состав Китайской империи.Проведенная вскоре административная реформа привела к созданию в северной частиДжунгарии Кобдосского округа, который впоследствии, вместе с Халхой иУрянхайским краем стали называть Внешней Монголией.
Ужепосле уничтожения Джунгарии сюда попыталась вернуться часть калмыков из России,надеясь, что Цины дадут им возможность здесь кочевать. Однако маньчжуры,опасаясь в дальнейшем новых волнений, не позволили им этого сделать.
В началеXIX в. усилилось подчинение монгольскихземель власти Цинского двора. В 1818 г. вступил в силу специальный закон ■—«Уложение» для Монголии, сохранившее традиционную для монголов системууправления, при которой чиновничий аппарат выполнял лишь вспомогательныефункции. На территории Халхи по-прежнему оставалось четыре аймака — Цецен-хана,Тушету-хана, Сайн-нойона и Цзасак-ту-хана. Первыми двумя управляли амбани (одинмонгол и один маньчжур), а аймаками Сайн-нойона и Цзасакту-хана —непосредственно цзянъцзюнъ, одновременно осуществлявший также и общеекомандование маньчжурскими и монгольскими войсками на территории Халхи. Ввоенное время ему подчинялись амбани, которые в период мира были от негонезависимы в гражданских делах. Резиденция цзяньцзюня находилась в Уляеутае.Ставки амбаней располагались в У pre иКобдо.
АймакиЮго-Восточной Монголии, которых было также четыре, не входили в состав Халхи.Хошунами там управляли тоже наследственные монгольские князья, над которыминаходились амбани из числа маньчжур и монголов.
Низшейступенью государственной власти, распространявшейся на 10 хозяйств аратов,руководили дарга, 15 десятков составляли сомон, а 5-6 сомонов — цзасан. Вгражданских делах сомон напрямую подчинялся хошунному дзасаку.
Каждыйкнязь, в соответствии с занимаемым им положением, имел одежду определенногоцвета, знаки отличия, должен был строго соблюдать установленный церемониал.Важным инструментом манипуляции мнением монгольской элиты со стороны Циновстали съезды монгольских князей, формально имевшие право выносить решения поважнейшим вопросам внутренней жизни Монголии.
Чтобыеще больше раздробить Монголию, постоянно увеличивалось число хошунов, к первойтрети XIX в. которых уже насчитывалось болееста (в 1655 г. их было всего восемь).
Всего жена территории Монголии в период своего господства маньчжуры создали околодвухсот хошунов и поставили под свой контроль монгольскую армию, насчитывавшуюдо ЗОО тысяч бойцов. Их использовали не только для охраны внешних границимперии, но и для подавления восстаний, например,тайнинского. Содержание войск также фактически полностью ложилось на плечиаратов.
Проникновениеиностранных держав в Китай накануне и после первой «опиумной войны» не могло несказаться и на Монголии, где сразу увеличилось число китайских торговых иростовщических компаний. К концу XIX в.их насчитывалось уже порядка пятисот. В Монголию ими ввозились товары из США,Японии, Великобритании, а вывозились прежде всего скот, пушнина, шерсть и др.
Вовторой половине XIX в. многиекитайские ростовщики стали в Монголии владельцами большого числа земельныхучастков, получая их либо в бессрочную аренду, либо в счет погашения долговместных жителей.
Положениеосновной части населения — аратства, еще более ухудшалось. Число личныхповинностей, ими исполняемых в тот период доходило до двадцати. Особеннообременительной из них являлась уртонная (почтовая). Суть ее заключалась в том,что передвижение по Монголии осуществлялось на лошадях аратов той местности,где располагалась та или иная почтовая станция. За провоз между ними пассажировони не получали никакого материального вознаграждения и к тому же должны былиобеспечивать проезжающих (в основном, представителей местной и китайскойэлиты), ночлегом и питанием.
С конца XVIII в. на территории Халхи происходилиразрозненные выступления протеста под антиманьчжурскими лозунгами, а такжепротив политики местных властей. Наиболее заметным стало т.н. Дугуйланскоедвижение, вспыхнувшее в середине XIX в.на территории Внутренней Монголии. В конце XIX в. вспыхнули волнения в Кобдо, где один из местныхжителей — Дамби-Джацан — объявил себя хубилганом Амур-саны, «второго пришествия»которого ждали многие монголы. Этот человек призывал к свержению властиманьчжуров и изгнанию из Монголии китайских купцов и ростовщиков.
В 1899 г. несколько монгольских князей и высших лам отправили китайскому императору петицию, в которойпредлагали отстранить от занимаемой должности одного из китайских наместников изаняться улучшением положения монгольского населения. В этом послании звучалаугроза, в случае невыполнения их требований, взяться за оружие. Маньчжурские властиответили на этот демарш усилением репрессий.
5.Русско-монгольские связив XVII в
Вотличие от Китая или Маньчжурии, стремившихся в XVI-XVIIвв. подчинить себе монгольские земли, связи с Россией, имевшей в этом регионедругие, мирные цели, складывались для монголов достаточно благоприятно.
Первыесвидетельства о двусторонних контактах относятся к началу XVII в. В 1608 г. в Монголию было направлено первое русское посольство и тогда же в Москве появилисьмонгольские посланцы, представлявшие халхасское княжество Алтан-хана инекоторые ойратские земли. Россия высказывала заинтересованность в укрепленииединого централизованного монгольского государства, с которым ей было бы легчевести переговоры и осуществлять торговые контакты.
В 1647 г. царь Алексей Михайлович направил в адрес Батур Хунтайджи специальное послание, в котором егоподданным разрешалось беспошлинно торговать на территории Сибири. Несколькопозднее торговые связи установились и с Ойратским ханством.
В Россиюмонголы продавали скот, пушнину, получая взамен ткани, ремесленные изделия идругие товары.
Начинаяс 40-х гг. XVII в., после появления российскихпереселенцев за озером Байкал, у них установились тесные торговые отношения смонголами.
В1665-1675 гг., в связи с попытками цинского Китая подчинить своей властихалхасские земли, некоторые монгольские князья ставили перед тогдашнимироссийскими властями вопрос о переходе в их подданство. Другие, наоборот,ориентировались на Китай и пытались проводить антироссийскую политику. Так, в80-е гг. XVII в. Тушету-хан несколько раз нападална русский город Селенгинск. Однако в целом, до подчинения Халхи, отношениямежду Монголией и Россией складывались достаточно благоприятно.
Втечение длительного времени после установления над монгольскими землямиманьчжурского господства, между завоевателями и покоренными существовали весьмаограниченные связи, распространявшиеся, в основном, на сферу торговли.
Дляэтого на территории Монголии были открыты всего три населенных пункта иограничено число китайских торговцев, которые имели право одновременнонаходиться на монгольской территории. Это делалось прежде всего для ограниченияконтактов монголов и китайцев, которым запрещалось даже вступать в смешанныебраки.
Китайскиекупцы не имели права въезда на территорию Монголии без специальныхсвидетельств, в которых точно обозначалось местность, где они имели правоторговли, срок пребывания (не более одного года) и виды товаров, которые онимогли продавать. Категорически запрещалась реализация монгольскому населениюизделий из металла, т.к. маньчжурские власти опасались их переделки в оружие. Кнарушителям этих и других подобного рода запретов применялись различные мерынаказания. Лишь в начале XIX в.эти ограничения были несколько смягчены, а к середине века и вовсе отменены.
К концу XIX в. общий годовой оборот китайскойторговли в Монголии исчислялся десятками миллионов лян серебра. В финансовуюзависимость от китайских купцов попадали не только араты, которым они частопродавали товары в долг, но и крупные князья и чиновники, которых они такжекредитовали. Кроме того, последние и сами вкладывали свои капиталы вдеятельность китайских торговых фирм, получая от них свой процент прибыли. Втечение XIX в. практиковалась также передачамонгольскими князьями китайским торговцам и ростовщикам права на сбор податей саратов, которые взимались с них вместе с долгами.
Досередины XIX в. отношения между Россией иМонголией строились на основе русско-китайских межгосударственных договоров,подписанных в период 1689-1727 гг. и затрагивали, в основном, лишь торговуюсферу.
В 1860 г. русское государство учредило свое консульство в Урге. Спустя два года между Россией и Китаембыли подписаны «Правила сухопутной торговли», согласно которым на границеРоссии с монгольскими землями создавалась особая пограничная зона (по 50 верстс каждой стороны), на территории которой можно было вести беспошлиннуюторговлю. Кроме того, русским торговым организациям разрешалось делать тожесамое, правда, в небольших объемах, и в других населенных пунктах Халхи.
Зачастуюжители Монголии, которые не вынесли тягот своего существования, переходилиграницу и оседали в России, принимая русское подданство. Были и другие случаи,особенно среди крестьян-староверов, которые, спасаясь от преследований властейи официальной православной церкви, уходили на монгольскую сторону, селились вдолинах рек Селенга, Онона, Орхона и Тэс. Селились здесь и некоторые русскиеремесленники и торговцы.
К 70-мгг. XIX в. на территории Монголиинасчитывалось уже несколько десятков русских торговых объединений, в результатедеятельности которых за последние четыре десятилетия XIX в. объем двусторонней торговли увеличился в 80 раз.
Большоезначение для укрепления русско-монгольских связей имели российские научныеэкспедиции, возглавлявшиеся М.Н. Пржевальским и другими исследователями.
Маньчжуры,поставив вначале под свой контроль Южную Монголию, в отношении ламаизмапроводили достаточно гибкую политику, так как видели в нем прежде всего важныйинструмент удержания на этих землях собственного господства. Именно исходя изэтого, в 20-е гг. XVII в. ими былпостроен ламаистский храм в своей тогдашней столице Мукдене.
С однойстороны, маньчжуры постоянно подчеркивали свою равноудаленность от всехнаправлений ламаизма, но с другой — отдавали явное предпочтение общине Гэлукпа,под контроль которой ими был передан Тибет. При этом они таким способом желалирешить задачу подчинения Халхи. Однако, когда богдыхан Канси увидел, чтотибетский Далай-лама этому содействовать не будет, то он принял решение усилитьсвой непосредственный контроль за монгольским ламаизмом.
В 1701 г. начинается строительство монастыря в Долоноре, настоятель которого поочередно жил на еготерритории, либо в Пекине, и ему предписывалось проводить там службы в честькитайского богдыхана.
Монастырив Монголии имели различный статус. Самые большие и богатые сооружались повелению китайского богдихана нагосударственные средства и имели особые привилегии. Ко второму типу относилисьмонастыри в честь хубилганов, и их деятельность финансировалась за счет средствмонгольских князей. И к последнему типу можно отнести монастыри, которыестроились на деньги жителей хошуна или сомона. Рядом с крупными монастырями,как правило, находились резиденции монгольских ханов, а также крупныехозяйственные и торговые поселения. На территории монастырей строилиськультовые объекты. К 1870 г., например, только в одной Урге насчитывалось около70 таких сооружений.
Крометого, высшим ламам жаловалось большое количество новых шабинаров, усиливалисьих позиции в отношениях со светской элитой. Монастырские хозяйства — джаса —занимались торговой деятельностью и ростовщичеством, что приносило имдополнительно немалые доходы.
Однакоуже в начале XVIII в. Цины увидели в ламаистской церквиконкурента собственному господству в Монголии. Поэтому ими были предпринятымеры для установления контроля над деятельностью богдо-гэгэна. Для этого, послесмерти второго богдо-гэгэна в 1758 г., новым главой ламаистской церкви вМонголии был избран младенец уже не монгольского, а тибетского происхождения,процедура отбора которого происходила отныне в Пекине. Всего, начиная с этогомомента и вплоть до 1870 г., китайскими властями было отобрано шестьбогдо-гэгэнов, деятельность которых постоянно ими контролировалась.
Стремясьеще более усилить свое влияние на ламаистское духовенство, в 1793 г. Цины издали Указ, регулировавший правила нахождения перерожденцев. Среди них в первую очередьследует, помимо уже упоминавшегося правила избрания богдо-гэгэна в Пекине изчисла кандидатов-тибетцев, отметить следующие: выбирать хубилганов из средыпростолюдинов, а не родственников высших духовных и светских лиц,перерожденцами считать только высших лам, вести их тщательный учет и т.д.
В периодправления в Монголии Цинов в Халхе реально осуществлялось тройное управлениеделами ламаистской церкви: администрацией монастырей, территориальнымичиновниками и администрацией Пекина, специально отвечавшей за положение вМонголии. Доступ к высшим постам в ламаистской церкви был открыт главнымобразом для выходцев из монгольской элиты, так как для их занятия нужно былопройти сложную систему экзаменов, успешно сдать которые можно было лишь последлительной подготовки, требовавшей больших материальных затрат.
6.Культура Монголии вНовое время
Определяющеевлияние на развитие монгольской культуры XVI-XIXвв. оказал буддизм.
В XVI в. на монгольский язык былипереведены с тибетского произведения классической буддийской литературы — «Ганджур»и «Данжур». В тот же период был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясноеписьмо).
В XVII в. появляется ряд произведений,которые можно уже отнести к собственно монгольской литературе. Это, преждевсего, летопись «Алтан товч» («Золотые застежки»), историческое повествование«Шар туудж» («Желтая история») и «Эрджин эрхэ» («Драгоценные четки»), изкоторых можно узнать о многих сюжетах монгольской истории.
Широкоераспространение получил эпос. Прежде всего, следует назвать «Гэсэриаду», вкоторой повествуется о жизни героя Гэсэре, посвятившем себя борьбе с врагами,мешавшими счастью людей. В таком же стиле были написаны произведения о ханеХарангуй и богатыре Джангаре.
Послеподчинения маньчжурам монгольских земель появился новый жанр литературы —-аллегорические сказки с элементами сатиры на власть имущих, которые устнораспространяли народные сказители.
В XVI-XVII вв. были достигнуты определенные успехи в областиархитектуры — строительстве ханских дворцов и религиозных сооружений. Донастоящего времени на территории Монголии сохранились развалины резиденциикнязя Цокто-Тайджи, построенной в начале XVII в. на берегу р. Толы. Кроме нее, в архитектурныйкомплекс входили несколько храмов, спроектированных монгольскими зодчими.
Образцомгородской монгольской архитектуры являлся г. Хух-хото (Синий город), основанныйАлтан-ханом в XVI в. На его территории было построеномножество религиозных сооружений, поставлено несколько статуй Будды.
Однакоосновным видами жилых помещений являлись юрты, шатры и палатки, т.к. именно онив большей степени отвечали условиям кочевой жизни основной массы населения. Вюртах, в центре, находился очаг, который в XIX в. постепенно был заменен на железную печь с трубой,выведенной наружу. В северной части помещения устраивался домашний алтарь, тамже отводилось место и для почетных гостей. Восточная часть юрты предназначаласьдля главы семьи, остальные члены которой располагались в западной части жилища.
Вначалеюрты использовались и в качестве молитвенных помещений, в самых больших из нихмогли одновременно находиться свыше тысячи человек. Но уже в середине XVII в. начинают строиться стационарныехрамы, такие как Цокчи на в дацане (монастыре) Их-Хурэ в Урге, вмещавшем до 2,5тысяч человек. На архитектуру подобного рода строений оказывала сильное влияниетибетская и китайская традиции.
Появлялисьи специальные трактаты, в которых четко расписывался весь процесс сооружениякультовых построек. Наиболее известными из них принадлежат Сумба-КхамбоШибал-джиру (XVIII в.) и Агван Цэрэну (первая половина XIX в.).
Подвлиянием тибетской традиции развивалась и живопись. Монгольские художники,создавая свои произведения, должны были строго соблюдать правила изображениятого или иного божества. Это же относилось и к скульпторам. Любое нарушениеустановленных правил строго каралось. Для каждого божества определялась поза,положение его рук и ног, корпуса и т.д.
Длянаписания картин использовались обработанные специальным растворомхлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани. Краски изготовлялись из природныхминералов. Главным цветом считался белый. Каждому цвету придавался особыйсимволический смысл.
Скульптурываялись из металла, камня, глины, а также из папье-маше. Наиболее выдающимсямогольским скульптором Нового времени считается Дзанабацзару, творивший вовторой половине XVII в.
С конца XIX в. в Монголии получает некотороераспространение и книгопечатание, главным центром которого являлась Урга, втипографии которой печаталась в основном религиозная литература.
Помимохрамов и монастырей, к числу религиозных сооружений, имеющих немалую культурнуюценность, относятся субурганы — специальные постройки, служившие для храненияостанков святых и ставшие своеобразными памятными знаками в честь выдающихсясобытий в истории буддизма. Они сооружались из камня, глины, дерева и состоялииз пьедестала, дарохранилища и шпиля. Наиболее известным является Субурган вИхэ-Тамир в дацане Эрдени-Дзу.
Некоторыеуспехи были достигнуты и в распространении грамотности среди населения. Так,имеются сведения, что уже в начале XVII в. вдомах отдельных грамотных людей создавались частные школы. К тому временипроисходят изменения и в монгольском языке, из которого устраняются устаревшиевыражения, появляются тибетские заимствования и создаются новые буквы,заложившие основы монгольского письменного языка (ранее монголы использовалиуйгурский алфавит).
Помимомонгольского, широко использовался и тибетский язык, ставший неотъемлемойчастью буддийского образования, особенно в монастырской системе обучения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Собственность по римскому праву
Реферат Методы прогнозирования основных финансовых показателей
Реферат Биотин витамин Н
Реферат Производство металлоизделий прокаткой Технологические процессы сборки изделий машиностроения
Реферат Договор о ненападении между Польшей и Советским Союзом
Реферат Советско-германские отношения в 1920 начале 30-х гг
Реферат Жизнь Тургенева
Реферат Терроризм как глобальная угроза и как инструмент мировой политики
Реферат Дозиметрические приборы и их использование
Реферат Формулы (математический анализ)
Реферат Сопоставительный анализ норм федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью
Реферат Edgar Degas Essay Research Paper HilaireGermainEdgar De
Реферат Создание инструментального средства для организации социологических опросов
Реферат Обоснование оптимальной электротехнической службы в хозяйстве
Реферат The Aesthetics Of Passion And Betrayal Essay