Реферат по предмету "История техники"


Освоение скотоводства

Запарий В. В., Нефедов С. А.
История науки и техники. Екатеринбург
Внастоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство появилось водно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцыполучили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – такимобразом, происходило постепенное одомашнивание. В IX-VIII тысячелетиях до н. э.на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько позже – крупныйрогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие племена приносилис собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства; в IV-IIIдо н. э. земледельческие поселения распространились на обширные пространствасеверного Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикиелошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих мест.
ВПрикаспии и теперешнем Казахстане лишь немногие земли были доступны дляобработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках в поймахнемногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли собой изобильныепастбища, на которых паслись большие стада скота – так что в хозяйстве местногонаселения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километрековыльно-разнотравной степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а дляпрокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 головкрупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения в степимогла достигать 1, 3 чел./км2.
Такимобразом, плотность скотоводческого населения лишь ненамного превосходитмаксимальную плотность для охотников и собирателей; она в 5-10 раз меньше, чему мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующихирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка и перенаселение наступаетдостаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища, жителистепей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при котором основноенаселение оставалось в поселке, а пастухи вместе со стадами уходили на все летона дальние пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевоескотоводство; жители степей стали кочевать вместе со своими стадами.
Толчкомк этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII веке до н. э., былоновое фундаментальное открытие — создание строгих удил. За созданием строгихудил последовало освоение всадничества: наездничество перестало быть искусствомнемногих джигитов – оно стало доступно всем, и все мужчины сели на коней.Кочевники Средней Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летомперегоняли свои стада за полторы-две тысячи километров на богатые пастбищасеверного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не моглииспользоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга, однакооно потребовало смены образа жизни. Кочевники отказались от растительной пищи, онипитались, главным образом, молоком и молочными продуктами. Важнейшимиизобретениями кочевников, без которых была невозможной жизнь в степях, сталисыр и войлок.
Спереходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Исчезлимногочисленные поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянномдвижении людей вместе со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и детиехали в поставленных на колеса кибитках – но были племена, где на коней сели иженщины; греческий историк Геродот передает, что у савроматов женщины “вместе смужьями и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носятодинаковую одежду с мужчинами”. Археологи свидетельствуют, что в могилы женщин– так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку, символ всадника. Образжизни верхом на лошади заставлял удивляться многих античных историков.
«Онисловно приросли к своим коням… — писал римский историк Аммиан Марцеллин огуннах, — и часто сидя на них… занимаются своими обычными занятиями. День иночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют, и, склонившисьна крутую шею коня, засыпают… Когда приходится совещаться о серьезных делах, тои совещания они ведут, сидя на конях».
Кочевничествопозволило освоить новые пастбища, но плотность населения в степи оставаласьнизкой. Экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и голод был постояннымявлением. Китайские хроники пестрят сообщениями о голоде среди кочевников.
«Втом же году в землях сюнну был голод, от него из каждого десятка населенияумерло 6-7 человек, а из каждого десятка скота пало 6-7 голов… Cюнну нескольколет страдали от засухи и саранчи, земля на несколько тысяч ли лежала голая, людии скот голодали и болели, большинство из них умерли или пали… Был голод, вместохлеба употребляли растертые в порошок кости, свирепствовали повальные болезни, откоторых великое множество людей померло…».
Арабскиеписатели сообщают о частом голоде среди татар; имеются сообщения о том, что вгоды голода кочевники ели падаль, продавали в рабство своих детей. Недостатоксредств существования породил обычай жертвоприношения стариков у массагетов; унекоторых племен было принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали ипогребали вместе с умершей матерью. В условиях полуголодного существованиябедуины Аравии зачастую убивали новорожденных девочек. По имеющимся данным, средняяпродолжительность жизни кочевников составляла 36-38 лет.
Образжизни кочевников определялся не только ограниченностью ресурсов кочевогохозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия степей былиизменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами и джутами. В среднеазиатскихстепях джут случался раз в 7-11 лет; снежный буран или гололед приводили кмассовому падежу скота; в иной год гибло больше половины поголовья. Гибельскота означала страшный голод; кочевникам не оставалось ничего иного, какумирать или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, — говорил скифТоксарис у римского писателя Лукиана, — мы или сами нападаем на других, иливыдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…”. “У этих племен…все люди без различия – воины”, — говорил об арабах Аммиан Марцеллин.
Вечнаяи всеобщая борьба в степи называлась у казахов “барымтой”. “Казахские племена ироды постоянно враждовали между собой, — писал историк С. Е. Толыбеков. –Каждый кочевой аул, заслышав о приближении неприятеля, тотчас собирал своеимущество и, наспех навьючив его на верблюдов, пускался наутек. Если угрозабыла велика, то бросали даже юрту и стадо баранов, бежали, в чем были, угоняясвоих лошадей и верблюдов”.
Кочевникизакалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях друг с другом. Вкаждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и физической силой;постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился «батыром», «богатырем».Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными героями казахскогоэпоса.
«Молодыхи крепких уважают, — говорит китайский историк о гуннах, — старых и слабыхпочитают мало… Сильные едят жирное и лучшее, старики питаются после них… Кто всражении отрубит голову неприятеля, тот получает в награду кубок вина и всезахваченное в добычу». То же самое пишет Геродот об обычаях скифов: “Когда скифубивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою воинприносит царю. Ведь только принесший голову врага получает долю добычи, а иначе– нет… Кожу с головы сдирают… Выделанной кожей скифский воин пользуется какполотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. Укого больше таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем”.«Счастливыми из них считаются те, кто умирает в бою, — говорит Аммиан Марцеллиноб аланах, — а те, кто доживают до старости, и умирают естественной смертью, преследуютсяу них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Ничем они так не гордятся, какубийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих коней содранную счерепа кожу убитых».
Культвойны находил проявление в поклонении мечу, Геродот сообщает о поклонении мечуу скифов, Аммиан Марцеллин – у алан.
Вбесконечных сражениях выживали лишь самые сильные и смелые – таким образом, кочевникиподвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическаясила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократноотмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел.«Кипчаки – народ крепкий, сильный, здоровый», — пишет Ибн Батута. “Они такзакалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человекапище; они питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота”, — говоритАммиан Марцеллин о гуннах. «Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты,безжалостны…» — пишет китайский историк о тюрках. Как в Китае, так и вмусульманских государствах, жители степей считались лучшими воинами, и из нихнабирались отборные воинские части.
Естественныйотбор на силу, ловкость, выносливость дополнялся воспитанием воинских качеств, начинаяс раннего детства. «Мальчик, как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляетиз лука пташек и зверьков и употребляет их в пищу», — говорит китайский историко воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши вместе со своимиотцами ходили в набеги. В набегах принимали участие и женщины; у савроматов“девушка не выходит замуж, пока не убьет врага”, свидетельствует Геродот. Поданным археологов, пятая часть сарматских могил с оружием хранят останкиженщин.
Войнымежду кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи исозданию кочевых империй. Единое государство клало конец межплеменным войнам, ноне снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы джутакочевники шли в набег на соседнее племя, и численность населения снижалась засчет военных потерь, то теперь единственным способом спасения от голода былообъединение сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом, объединениекочевников порождало волну нашествий.
Нашествиеприобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новоеоружие. Первым созданным кочевниками Новым Оружием была запряженная парой конейлегкая боевая колесница, затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затембыли изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю.Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие между кочевникамии земледельцами – и на земледельческие цивилизации обрушивалась волна нашествийнепобедимых и жестоких завоевателей.
Завоеваниеприводило к созданию сословных обществ, в которых основная масса населения, потомкипобежденных земледельцев, эксплуатировалась потомками завоевателей. В новомобществе кочевники составляли военное «рыцарское» сословие, они делилизавоеванную страну на «феоды», возводили замки и порабощали крестьян. Посколькув эпоху до создания артиллерии нашествия кочевников происходили регулярно синтервалами в одно-два-три столетия, то большинство обществ того времени были«феодальными».
Необходимотакже сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества.Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами,сильными, отважными, выносливыми и агрессивными – по своим физическим ипсихологическим характеристикам, по образу жизни, кочевники были непохожи накрестьян-земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другойэкологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. Позаконам биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированиювидовых различий, таким образом, можно предположить, что процесс становлениякочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно также, какземледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы можемнаблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил– привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить оформировании нового вида (или подвида) Homo sapiens.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.