Реферат по предмету "История"


Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Институт права и управления
Контрольная работа по дисциплине:
«История государства и права России»
г. Ростов-на-Дону 2010 г.
Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям
коммунистическая партия советская конституция
Одной из целей любой политической партии является получение иудержание власти, и коммунистическая партия не являлась исключением.
В настоящее время многими российскими и зарубежными исследователямивысказывается мысль, что «своеобразие исторического процесса в России состоитв особой социокультурной роли власти. Основным двигателем развития страны были нереволюции и реформы, как на Западе, которые подспудно вызревали в самом обществе,а действия власти, направленные на переделку общества. Все реформы в России начинались»сверху", по инициативе власти, она же их и свертывала, открывая тем самымэпоху контрреформ. В России не экономические процессы определяли политические, анаоборот, политика определяла развитие не только экономики, но и всей социальнойжизни… Характерно, что вывод об особой роли власти в России принимался и советскимиисториками, которые проводили его в виде основополагающего тезиса о руководящейроли Коммунистической партии в развитии советского общества."[1].
Коммунистическая партия всегда занимала особое место в жизнивсего советского общества.
История партии в России ведется с начала ХХ века с момента объединениянескольких социал-демократических, а также многочисленных марксистских кружков.Как отдельная партия РСДРП (б) выделилась формально в 1917г., а фактически в 1912г.из большевистской фракции РСДРП, возникшей на II съезде в 1903г. Несмотря на то, что она была не самой многочисленной,она была наиболее организованной, целеустремленной и быстро реагирующей на настроениямасс. В ее программе были заложены принципы, близкие народу: фабрики — рабочим,землю — крестьянам, свобода — нерусским народам. Вождем партии и ее бесспорным лидером,имевшим огромное влияние на массы был В.И. Ленин. Благодаря этим факторам, а такжесложившейся революционной ситуацией в октябре 1917г. в России, большевистской партииудалось легко и практически бескровно одержать победу в октябрьском вооруженномвосстании.25 октября 1917г. открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласившийсебя высшим органом власти. На нем «факт свержения прежней власти был юридическизакреплен принятием обращения „Рабочим, солдатам и крестьянам!“, котороеодновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образованиеСоветского государства. В нем содержались и первые нормы советского права».[2]
На втором заседании съезда было избрано первое Советское правительство- Совет Народных Комиссаров (Совнарком), состоящее только из большевиков. Совнаркомбыл подотчетен Съезду Советов и новому ЦИКу. Большинство в составе ЦИКа принадлежалобольшевикам (62 места из 100) и левым эсерам.
Конституция РСФСР 1918г. закрепила сложившуюся систему органоввласти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийскийсъезд Советов, ВЦИК и Совнарком. «Верховная власть в Российской СоциалистическойФедеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а впериод между Съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов»[3]. «Всероссийский Центральный ИсполнительныйКомитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления деламиРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (НародныеКомиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления»[4]. Следует отметить, что Конституция 1918гисключает возможность «эксплуататоров» занимать какое-либо место в органахвласти, закрепляя тем самым принадлежность власти «исключительно трудящимсямассам и их полномочному представительству — Совету Рабочих, Солдатских и Крестьянскихдепутатов»[5]
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующиморганом. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всехорганов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательныепредложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, которыймог отменить или приостановить любое из них.
Совнарком мог издавать декреты и распоряжения в области государственногоуправления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждалисьВЦИК. Также, народным комиссарам предоставлялось право «единолично приниматьрешения по всем вопросам» соответствующего народного комиссариата.
Таким образом, законодательную власть в РСФСР осуществляли сразутри высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. СНК обладал помимо этогои исполнительной властью.
«Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, былопроведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. Погоризонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкиеполномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократическогоцентрализма»[6]
Новая структура власти практически исключила свободу выборов.Конституция предоставляла избирательное право только лицам, «добывающим средствак жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам инетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущиена проценты с капитала, частные торговцы и посредники, служители церкви. Даже длярабочих и крестьян устанавливалось неравное избирательное право: рабочие и другиежители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителяот 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских — одного от 125 тысяч.
Постепенно политическая роль Советов падала. Их съезды проходилираз в несколько месяцев, а с 1919г. — один раз в год. ВЦИК собирался один раз вдва месяца, постоянно действующим органом законодательной власти стал ПрезидиумВЦИК. Перевыборы в местные Советы постоянно откладывались. Выборы, на которых побеждалиэсеры и меньшевики в ряде крупных городов в мае-июне 1918г., власть признавала недействительными.В середине июня специальным декретом эсеры и меньшевики были исключены из состававсех Советов и отстранены от выборов в них. Таким образом, происходило уничтожениеполитической оппозиции.
Реальная власть стала сосредотачиваться в партийных большевистскихорганах. Они издавали распоряжения, обязательные для Советов, влияли на состав исполкомови самих Советов. Фактически на смену власти Советов пришла власть большевистскойпартии. На съездах партии обсуждались и решались конкретные вопросы жизни страны,затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности.Все назначения в советский (государственный) аппарат осуществлялись только черезпартийные решения, партийный аппарат становился главным механизмом выдвижения политическогоруководства страны на всех уровнях.
Свидетельством того, что партия фактически являлась главной политическойсилой в стране, является создание СССР.
В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял решение о необходимостиобъединения советских республик на основе ленинских принципов. В ноябре ПолитбюроЦК РКП (б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которыхв декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договораоб образовании Союза ССР.6 июля 1923г. ВЦИК принял, а 31 января 1924г. II съездСоветов СССР утвердил Конституцию СССР, ставшей преемницей Конституции РСФСР 1918г.Характерно, что в Конституции СССР 1924г. нет характеристики общественного устройства,нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов властии управления.
В соответствии с основными положениями конституции, Съезд СоветовСССР был объявлен верховным органом государственной власти, в период между съездов- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоящий из Союзного Совета иСовета национальностей. В период между сессий ЦИК СССР высшим законодательным исполнительными распорядительным органом был Президиум ЦИК СССР.
Президиум ЦИК СССР мог приостанавливать действие постановленийсъездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, НаркоматовСССР, ЦИК и СНК союзных республик. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республикПрезидиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительныйорган — Совет народных комиссаров (СНК) СССР. ЦИК союзной республики не мог приостанавливатьрешения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.
«Изменение статуса союзных республик в процессе образованияСССР выразились в том, что они становились частью федеративного союза и попадалив подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органовстала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительнойкомпетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов(Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положенияКонституции давали Центру значительные полномочия для контролирования перифериии были направлены на создание новой политической культуры, „пролетарской посодержанию и национальной по форме“ (Сталин), на компромисс между коммунистическимипланами всеобщего объединения и национальными традициями». [7]
На рубеже 20-30х гг. в стране сформировалась тоталитарная системавласти. Ее предпосылками являлась монополия коммунистической партии на власть слета 1918г., а также ликвидация ее оппозиции. В сложившейся административно-команднойсистеме государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролемпартийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. Но И.В. Сталин,провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временемпришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результатепоявилась Конституция, действительно очень демократической для своего времени.5декабря 1936г. Чрезвычайный VIII съездСоветов Союза ССР принял новую Конституцию.
В этой Конституции прослеживается принцип разделения властей:«законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным СоветомСССР»[8],«высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СоюзаСоветских Социалистических Республик является Совет Министров СССР»[9], высшим судебным органом является ВерховныйСуд СССР. В Конституции указывается на независимость судей, а также независимостьорганов прокуратуры от «каких бы то ни было местных органов власти».
Конституция 1936г. ушла от дискриминации в избирательных правах,провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории советского государствапровозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечениепо старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались иважнейшие личные и политические свободы: неприкосновенность личности и жилища, совести,слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественныхорганизаций. Но, несмотря на ярко выраженные демократические начала, закрепленныев Основном законе государства, Конституция 1936г. во многом носила декларативныйхарактер. Новая волна репрессий, последовавшая почти сразу после ее принятия, сталатому подтверждением.
Победа и последовательное укрепление однопартийной системы привелик усилению роли Коммунистической партии в государственном управлении. Так, впервыезаконодательно в ст.126 Конституции закреплялась ведущая роль Коммунистической партииСоветского союза в жизни общества, «являющейся передовым отрядом трудящихсяв борьбе за построение коммунистического общества и представляющей руководящее ядровсех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
В Конституции 1936г., ступенчатые выборы были заменены прямымиво все уровни Советов, поскольку система советов образца 1918г., когда выборы начиналисьс самых низовых Советов и все вышестоящие советы формировались из нижестоящих, плохоподдавались прямому партийному управлению. Также, коммунистическая партия упоминаетсяи в ст.141, где указывается, что кандидаты для участия в выборах должны отбиратьсянекими общественными организациями, среди которых — коммунистическая партия, которойотведено скромное место наравне с профсоюзами, кооперативами, организациями молодежии культурными обществами. Таким образом, выдвижение нужных людей в органы советскойвласти перестало быть проблемой. Руководители партии одновременно занимали руководящиегосударственные посты. Власть партийного аппарата срасталась с властью государственногоаппарата.
В 70-х гг. стало понятно, что курс на «развернутое строительствокоммунистического общества», несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинулаконцепцию развитого социализма. Создание в СССР развитого социалистического обществабыло провозглашено в новой Конституции, принятой на внеочередной седьмой сессииВерховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
СССР теперь именовался не государством диктатуры пролетариата,а общенародным социалистическим государством. Соответственно Советы депутатов трудящихсябыли переименованы в Советы народных депутатов. На практике Советы всех уровнейоставались безвластными и призваны были лишь единогласно утверждать решения партийныхорганов. «Выборы в Советы оставались фикцией: в избирательных бюллетенях значиласьединственная фамилия кандидата от „нерушимого блока коммунистов и беспартийных“.[10]
И, если в Конституции 1936г. о партии упоминалось почти в концетекста, то уже в новой Конституции 1977г. партии посвящена специальная статья 6,к тому же о партии говорилось в первой главе „Политическая система“. Ужеэто подчеркивает особую роль КПСС в обществе и государстве. Партия объявляется»руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политическойсистемы, государственных и общественных организаций". Далее в статье закрепляютсяфункции и полномочия КПСС в государственном управлении. Среди них такие, как определениегенеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР.То есть партия принимает на себя такие функции, которые по природе своей присущилишь высшим органам государства. Ни о какой власти трудового народа как таковогоуже нет и речи, руководящей силой советского общества является КПСС, а фактическипартийная бюрократия, организованная в господствующий класс и выстроенная в жёсткуюиерархическую систему, хотя и заявляется, что «КПСС существует для народа ислужит народу».
Другими словами в Конституции 1977 года законодательно фактическизакреплён отказ Советской власти вообще. Система Советов стала официально использоватьсятолько как механизм реализации планов партийного руководства, хотя формально" право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистическойпартии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского КоммунистическогоСоюза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам,а также собраниям военнослужащих по воинским частям"[11]. Фактически кандидаты всех уровней подбиралисьв партийных структурах, и лишь потом проводились через те или иные организации итрудовые коллективы.
Таким образом, по Основным законам советского государства (Конституциям1918, 1924, 1936 и 1977гг.) прослеживается возрастающая роль Коммунистической партиив жизни общества в целом, а также ее основное, главенствующее место в механизмевласти. И, несмотря на то, что в Конституциях 1918г. и 1924г. о ней даже не упоминается,и только в Конституции 1936г. впервые законодательно закрепляется ее роль, а в Конституции1977г. она уже объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества»,можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей советской истории коммунистическаяпартия была доминирующей политической силой в стране, реально обладающей всей полнотойвласти.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовые учреждения в Российской империи XVIII- начало XX вв.
Реферат Служба міліції по охороні, триманню і конвоюванню затриманих та взятих під варту осіб
Реферат Виды безработицы, их формы и специфика проблемы занятости в России
Реферат Настоящая жизнь в романе Толстого "Война и мир"
Реферат Финансы и торговля в Древнем Египте 2
Реферат Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка
Реферат Теоретические подходы к пониманию феномена субкультуры
Реферат Исследование систем управление на примере ООО «Алена»
Реферат Особенности культуры русского языка
Реферат Уголовное уложение 1903 года.Общая характеристика
Реферат Коригування зовнішніх дисбалансів платіжного балансу на прикладі розвинутих країн
Реферат Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106
Реферат Історичні зв’язки між україною та швецією
Реферат Трасса Аляска Сибирь
Реферат Трипільська культура 2