Реферат по предмету "История"


Методология Й. Хейзинги

Содержание
Введение………………………………………………………. 3
Глава 1. Формирование взглядов и оформление основметодологии Й. Хейзинги ………………………………………………. 5
Глава 2. Изучениеисторической ментальности как основа методологии Й. Хейзинги……………………………………………… 10
Глава 3. Homo Ludens в игровой теории культуры ………… 18
Заключение…………………………………………………… 28
Список источников илитературы …………………………. 31

Введение
Хейзинга Йохан (1827 –1945) – нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепциикультуры. Й. Хейзинга и его гуманистические идеи были близки твор­чествуизвестных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, ХосеОртега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в «черные годы Европы», вгоды наступления фашистских режимов. Труды Й. Хейзинги пришли в Россию сбольшим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разныхотраслей знания. В 1988 г. было издано в русском переводе фундаментальноеисследование «Осень Средне­вековья», а в 1992 г. Homo Ludens(«Человек Играющий») и «В тени завтрашнего дня». Это толькочасть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах.
Но уже в 60-е и по­следующие годы канализу его творчества обратились отече­ственные исследователи С. С. Аверинцев,Т. А. Кривко-Апинян, Л. С. Боткин, А В. Михайлов, Н. А Колодки, И. И. Розовская,Г. М. Тавризян. В их статьях и книгах очень бережно и доброжела­тельнопредставлена оригинальная концепция истории мировой культуры Й. Хейзинги.
Но первоначальноакадемические историки относились к философу с подозрением. «Роскошная вещь, — сказал об «Осени Средневековья» один из них, — только не думайте, что этопохоже на историю». Другой отмечал, что Хейзинге «всегда не хватало солиднойметодологической базы».
Так была ли у Хейзинги четкаяметодология? На этот вопрос мы попытаемся ответить в рамках данной работы, целькоторой заключается в изучении методологических основ научного наследия Й. Хейзинги.
Задачи таковы:
1) проанализировать Формированиевзглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги;
2) исследовать понятие историческойментальности как одну основ методологии ученого;
3) рассмотреть игру как функциюформирования культуры в контексте опыта определения игрового элемента культуры.
Работа состоит из трехглав, структурно соответствуя поставленным задачам.
В данной работе мы опирались прежде всего на работы Йохана Хейзинги «Осень Средневековья»[1] и «Homo ludens (Человек играющий)».[2] Первая работа посвящена анализу последнего этапа существования средневековой культуры, который изучен ученым с точки зрения ментальности эпохи. Второй труд, «Homo ludens», посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Эти труды отмечены высокой научной ценностью, ясностью и убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала, широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.

Глава 1. Формирование взглядов иоформление основ методологии Й. Хейзинги
Жизненный путь и судьба теоретического наследия Й. Хейзинги были полныдраматическими событиями.
С юности за Хейзингой закрепилась слава человека, который рано встает ивсе успевает. Хотя его любимым занятием были просто одинокие прогулки, во времякоторых так хорошо думается. Он ценил свои мысли и старался просто понять то,что парит в воздухе.
Нидерланды конца ХХ века были относительно бедной страной. Остаток заокеанскихколоний не приносил доходов развалившейся империи. Земля была худородной, а быттех лет – это быт, запечатленный в «Едоках картофеля» Ван-Гога. У семьиХейзинги не хватило денег, чтобы послать сына в Лейденский университет, где онсмог бы продолжить изучение семитских языков. Пришлось ограничитьсяуниверситетом в Гронингене, где была специальность «Голландская филология».Почему-то в эту филологию было включено изучение санскрита.
Юный Хейзинга был подчеркнуто аполитичен. Даже не читал никаких газет.Настоящая жизнь, полагал он, пребывает в душе человека. Искусство Хейзингапочитал выше жизни, точнее – ее высшей ступенью.[3]
После Гронингена он продолжил обучение в Лейпциге, где изучал славянскиеязыки, а также литовский и древнеирландский. Опять-таки, с точки зренияобывателя, занятия пустые. Его диссертация называлась: «О видушаке в индийскойдраме» (видушака – шут), для чего ему понадобилось прочитать на санскритебольшинство древнеиндийских пьес. В работе Хейзинга показал глубокое отличиевосточного понимания смешного от европейского.
После защиты диссертации он не нашел работы по специальности, и емупришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Онпо-настоящему занялся историей, лишь начав ее рассказывать. «О критическомфундаменте я не беспокоился. Более всего мне хотелось дать живой рассказ», — вспоминал он. Эту живость он перенес и в свои работы. Живость, а небеллетризованность. Не случайно академические историки всегда относились к немус подозрением. Но после того как мир ознакомился с трудами Хейзинги, историякак анализ ментальности сама стала методологией.
Когда освободилось место на кафедре истории в Гронингене, он подал документыи был, вопреки сопротивлению университетской общественности, но по настояниюсвоего учителя, зачислен на кафедру без единой публикации по истории. За времяпреподавания с 1904 по 1915 годы он практически не опубликовал ничего. С точкизрения классических университетских традиций – почти нонсенс. Зато он удачноженился на дочери одного из почтенных гронингенских бюргеров, занимавшегоодновременно высокий пост в местном самоуправлении.
Потом Хейзинга признавался, что в эти годы в его сознании произошелразрыв с Востоком. И сближение с европейской историей. Прежде всего, с позднимСредневековьем. Он сам рассказал, что во время одной из прогулок его осенилаидея: позднее Средневековье – не провозвестие будущего, а отмирание уходящего впрошлое. Уходила в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима.
Благодаря Хейзинге читатель впервые мог понять чувства и мысли других,уходящих, людей, людей давно минувшей эпохи. Потом начнут искать определениементальности как связи между временем и пространством в восприятии отдельногоиндивидуума, а также кодов и знаков этой связи. А в начале 20-х гг. это былновый поворот.
В это время он уже переехал из Гронингена и стал преподавать вАмстердамском университете. На деньги голландского правительства он едет в США,где пишет книгу об этой стране. Ему предлагали остаться там, но он вернулся народину. Общественное признание росло. Он был даже одним из свидетелей насвадьбе принцессы Юлианы и немецкого финансиста Бернарда, ставшегонидерландским принцем.
В 1938 году еще одна интеллектуальная новация — книга «HomoLudens» — «Человек играющий». В сущности, это была первая вгуманитарном знании полноценная книга той сферы, что потом стала именоваться«культурологией». Хйзинга показал, как через культуру, точнее, черезее малую часть — через игру, можно увидеть мир и войну, политику и поэзию,флирт и спорт — да что угодно.
Его первая жена скончалась, он женился вторично. Интеллектуальный статусХейзинги в Европе был необычайно высок, хотя и в достаточно узких кругах. Темне менее, для своей страны он был одним из интеллектуальных и моральныхлидеров. В Европе же и в Америке его идеи расходились как горячие пирожки.Причем слишком многие не только не ссылались на Хейзингу как на первоисточниксвоих упражнений, а, скорее, стремились побольнее уколоть его как пусть иблистательного, но непрофессионала. Он не обижался и никому не отвечал наупреки.
Началась Вторая мировая война. Страна была оккупирована почти без боя. НоГитлер каким-то странным образом по-своему уважал голландцев. Он даже говорил,что если бы немцы обладали качествами голландцев, то они были бы непобедимы.Вероятно, имея в виду потрясающую жизнестойкость жителей «нижнихземель». Но в самый канун войны нация была, в сущности,расконсолидирована. К примеру, усиливалось движение за упразднение монархии.
Успевшая перебраться в Англию королева Вильгельмина взяла на себя рольобъединителя народа. Чуть ли не ежедневно она обращалась к соотечественникам порадио с призывом не сдаваться, сохранять свою гордость. «Бабушка» дляголландцев стала таким же символом стойкости, как Де Голль для французов илиЧерчилль для англичан. Нет слов, были и коллаборационисты. Голландцы служилидаже в эсэсовских частях. Но и сопротивление не прекращалось.
Хейзинга не участвовал в нем, но оставался гуманистом, не желающимсдавать своих позиций. И таким он был для всех антинацистов. В конце концов,Лейденский университет, где к тому времени (с 1932 года) ректорствовалХейзинга, был закрыт, а сам он оказался в лагере для интернированных в качествезаложника. Но он оставался историком, и 3 октября 1942 года он выступил перединтернированными с лекцией. Это случилось в годовщину снятия осады Лейденаиспанцами, состоявшегося в 1574 году. Он говорил о свободе, мужестве,стойкости. А в конечном итоге – о доброте и мудрости.
Немецкие ученые, равно как и оставшиеся на свободе ученые-гуманитарииоккупированной Европы, не побоялись выступить в его защиту. Он был освобождениз лагеря интернированных и сослан на жительство в небольшую деревушку под Арнемом.
Он был уже немолод. Он прекратил принимать пищу и умер от истощения 1февраля 1945 года. Возможно, он просто не хотел никого собой обременять.[4]

Глава 2. Изучение историческойментальности как основа методологии Й. Хейзинги
Воссоздание историимировой культуры – одна из дискусси­онных проблем науки. Существует немалопротиворечивых точек зрения на исторический процесс развития культуры. Однисчита­ют неправомерным вообще отделять историю культуры от граж­данской истории,считая, что все культурные явления органично вплетены в события эпохи, зависятот них и потому нераздельны. Вывод – никакой истории культуры нет, есть одна история.Это приводит к фактографии. Такой подход постепенно изживает себя какустаревший и не соответствующий реальности.
Другие отождествляютисторию культуры с историей произве­дений и стилей в искусстве, научнымиоткрытиями и изобретения­ми, философскими концепциями различных периодов.«Эстетизация» истории мировой культуры тоже отражает одно­сторонностьподхода.
Наконец, нашелся человек,выведший на первый план уклад жизни и формы мышления – то есть то, чтовпоследствии получило наименование ментальность. Не Хейзинга придумалэтот термин – он появился чуть позже во Франции, в начале 20-х годов ХХ века.Но Хейзинга был первым, кто занялся ментальностью вплотную, кто показал, какнайти подход к ее изучению.
Самое интересное, чтоформального исторического образования Йоган Хейзинга не имел. Историком он сталслучайно, когда судьба заставила его пойти преподавать историю в одной изголландских школ. Но именно это, возможно, придало ту свежесть взгляда, чтоввела его в число истинных первооткрывателей нового. Причем там, где, казалось,ничего нового открыть нельзя.
Понимание ментальностиэпохи необходимо для правильной интерпретации истории. Событий и отдельныхфактов так много, что никакой ум их не может всех восприять, даже в рамкахсравнительно коротких отрезков времени. Значит, надо делать выбор, а это ужетребует определенной методологии. Йохан Хейзинга писал, что «важнейшейзадачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полносмысла», а «не придание смысла бессмысленному» («Задачаистории культуры», доклад перед историками в 1927 году).
Й. Хейзинга предложил свое видение истории культуры. Для него важнопонять, как жили люди в те отдаленные времена, о чем думали, к чему стремились,что считали ценным. Он хочет представить «живое прошлое», по крупицамвосстановить «Дом истории». Задача весьма заманчивая, но необычайнотрудная. Ведь нередко бывало так, что прошлое изображалось как «плохоразвитое настоящее», полное невежества и суеверий. Тогда ис­ториязаслуживала лишь снисхождения. Й. Хейзинга принципиаль­но придерживается инойточки зрения. Для него важен диалог с прошлым, понимание умонастроений, потомув подзаголовке его главного труда «Осень Средневековья» следуют очень важныеуточнения – «исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XVвеках во Франции и Нидерландах».[5]
Культура и есть ментальность. Для Хейзинги не бывает «ментальностей плохих» и «ментальностейхороших». Они все вписываются в культурное пространство.
История может служить оправданием для культуры, но не может стать словомзащиты или обвинения для политики или политической публицистики. Опасность, поХейзинге, там, «где политический интерес лепит из исторического материалаидеальные концепции, которые предлагаются в качестве нового мифа, то есть каксвященные основания мышления, и навязываются массам в качестве веры».Наверняка он имел в виду нацистскую Германию. Но его слова применимы сегодняслишком ко многим историческим интерпретациям.
Оказывается, что самая прагматичная вещь, которая есть в истории, — этокультура. Она противостоит мифам, предубеждениям, ведущим к заблуждениям, а отзаблуждений — к преступлениям.
Еще в одной своей знаменитой работе — «В тени завтрашнего дня»,написанной в канун войны, Хейзинга заметил: «Культура может называтьсявысокой, даже если не создала техники или скульптуры, но ее так не назовут, еслией не хватает милосердия».[6]
Слово «История» традиционно имело шесть значений. Во-первых,история как происшествие. Во-вторых, как повествование. В-третьих, как процессразвития. В-четвертых, как жизнь общества. В-пятых, как все прошлое. В-шестых,как особая, историческая наука.
Йохан Хейзинга положил начало размышлениям над седьмым значением. Историякак культура. А в широком смысле, культура и ментальность — понятия единые. Дляего истории. Значит, история и есть ментальность.
Понять, в каком мире жил Гийом де Маршо, какие знаки, коды он применял изнавал, — это значит понять ментальность Осени Средневековья. Когда-нибудь и кнам, к нашим знакам и кодам будет искать ключ будущий историк.
Й. Хейзинга ставит в исследовании мировой культуры задачу особойсложности: увидеть средневековую культуру на последней жизненной фазе иПредставить новые побеги, постепенно наби­рающие силу. «Закат» и«Восход» — вот общий контур этой кон­цепции истории культуры. Это двекартины мира, существующие в целостной системе культуры. Они вступают в диалогмежду со­бой. Обращаясь ко времени, которое на пять веков моложе на­шего,«нам хочется знать, — пишет И Хейзинга, — как зародились и расцвели теновые идеи и формы жизненного уклада, сияние ко­торых впоследствии достиглосвоего полного блеска». Изучение прошлого вселяет в нас надеждурассмотреть в нем «скрытое обещание» того, что исполнится в будущем.
Для него интересна «драматургия форм человеческого суще­ствования»:страдание и радость, злосчастие и удача, церковные таинства и блестящиемистерии; церемонии и ритуалы, сопро­вождавшие рождение, брак, смерть; деловоеи дружеское обще­ние; перезвон колоколов, возвещавших о пожарах и казнях,нашествиях и праздниках. В повседневной жизни различия в мехах и цвете одежды,в фасоне шляп, чепцов, колпаков выявляли строгий распорядок сословий и титулов,передавали состояние радости и горя, подчеркивали нежные чувства между друзьямии влюблен­ными. Обращение к исследованию повседневной жизни делает нигуЙ.Хейзинги особенно интересной и увлекательной. Все сто­роны жизни выставлялисьнапоказ кичливо и грубо. Картина средневековых городов возникает как на экране.«Из-за постоян­ных контрастов, пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства,каждодневная жизнь возбуждала и разжигала страсти, проявлявшиеся то внеожиданных взрывах грубой необузданности и зверской жестокости, то в порывахдушевной отзывчивости, в переменчивой атмосфере которых протекала жизньсредневеко­вого города».[7]
Непроглядная темень, одинокий огонек, далекий крик, непри­ступныекрепостные стены, грозные башни дополняли эту карти­ну. Знатность и богатствопротивостояли вопиющей нищете и отверженности, болезнь и здоровье рознилисьнамного сильнее, свершение правосудия, появление купцов с товаром, свадьбы ипохороны возвещались громогласно. Жестокое возбуждение, вызываемое зрелищемэшафота, нарядом палача и страданиями жертвы, было частью духовной пищи народа.Все события об­ставлялись живописной символикой, музыкой, плясками, церемо­ниями.Это относилось и к народным праздникам, и религиозным мистериям, и великолепиюкоролевских процессий. «Необходимо вдуматься, — отмечает И.Хейзинга, — вэту душевную восприимчи­вость, в эту впечатлительность и изменчивость, в этувспыльчи­вость и внутреннюю готовность к слезам — свидетельству душев­ногоперелома, чтобы понять, какими красками и какой остротой отличалась жизнь этоговремени».
Й.Хейзинга написал книгу об Осени Средневековья, о завершении одногоисторического периода и начале новой эпохи. «Зарастание живого ядра мыслирассудоч­ными и одеревенелыми формами, высыхание и отвердение бога­той культуры- вот чему посвящены эти страницы».[8]Не менее интересно исследовать смену культур, приход новых форм. Этому авторпосвящает последнюю главу. Старым жизненным взглядам и отношениям начинаютсопутствовать новые формы классициз­ма. Они пробиваются среди «густыхзарослей старых посадок» далеко не сразу и приходят как некая внешняяформа. Новые идеи и первые гуманисты, каким бы духом обновления ни веяло от ихдеятельности, были погружены в гущу культуры своего временя. Новое проявлялосьв непринужденности, простоте духа и формы, обращении к античности, признанииязыческой веры и мифологических образов.
Идеи грядущего времени до поры до времени еще облачены в греднавековоеплатье, новый дух и новые формы не совпадают друг с другом. «Литературныйклассицизм, — подчеркивает Й.Хейзинга, — это младенец, родившийся ужесостарившимся». Иначе обстояло дело с изобразительным искусством инаучной мыслью. Здесь античная чистота изображения и выражения, ан­тичнаяразносторонность интересов, античное умение выбрать направление своей жизни,античная точка зрения на человека означали нечто большее, нежели «трость,на которую можно бы­ло всегда опереться». Преодоление чрезмерности,преувеличе­ний, искажений, гримас и вычурности стиля «пламенеющей готи­ки»,стало именно заслугой античности. «Ренессанс придет лишь тогда, когдаизменится „тон жизни“, когда прилив губительного отрицания жизниутратит всю свою силу и начнется движение вспять; когда повеет освежающийветер; когда созреет сознание того, что все великолепие античного мира, вкоторый так долго вглядывались, как в Зеркало, может быть полностьюотвоевано».[9]
«Осень Средневековья» принесла автору европейскую из­вестность,но и вызвала неоднозначные оценки среди коллег-историков. Достаточно вспомнитькритику книги О.Шпенглера «Закат Европы», чтобы сопоставитьумонастроения, распростра­ненные в исторической науке. А ведь обе эти работыбыли изда­ны почти в одно и то же время.
Й. ейзинга прежде всего «историк рассказывающий», а нетеоретизирующий, он сторонник живого видения истории. Такой подход многих неудовлетворял, его упрекали в недостатке мето­дологии, в отсутствии серьезныхобобщений. Некоторых не устраивало стремление Й. Хейзинги представить историю вфактах повседневной жизни, описать эмоциональные переживания, свой­ственные людямСредневековья. Он включался в полемику с ис­ториками, отстаивал свой подход,продолжал его и в последую­щих сочинениях.
Можно с уверенностью утверждать, что Й. Хейзинга как исто­рик опередилвремя, ибо его идеи были восприняты и поддержа­ны в науке.
Несомненной заслугой Й. Хейзинги является исследование кризисных,переходных эпох, в которых одновременно сосу­ществуют прежние и новыетенденции. Их трагическое сцепление беспокоит и наших современников.Драматические сценарии, «богатый театр лиц и событий», исследованныйв Средневековье, дает нам ключ к пониманию последующих исторических эпох.
Он расширил диапазон исторической науки, включив в опи­сание анализ форммышления и уклад жизни, произведения ис­кусства, костюм, этикет, идеалы иценности. Это и дало ему воз­можность представить наиболее выразительные чертыэпохи, вос­произвести жизнь общества в ее повседневном бытии. Религиоз­ныедоктрины, философские учения, быт различных сословий, ри­туалы и церемонии,любовь и смерть, символика цветов и звуков, утопии как «гиперболическиеидеи жизни» дали ориентир в иссле­довании истории мировой культуры.


Глава 3. HomoLudensв игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает «Человек играющий». Книга имеет подзаголовок «Опыт определения игрового элемента культуры».[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в целом».[11]
Й. Хейзинга считает, что«человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра». Спецификакультурологического метода исследования — одна из дискуссионных тем современнойнауки, и в этой книге Й. Хейзинга дает возможность определить отличие его отдругих подходов.
 Книга состоит из 12глав, каждая из которых заслуживает са­мостоятельного анализа. В нихраскрываются такие проблемы, как природа и значение игры как явления культуры;концепция и выражение понятия игры в языке; игра и состязание как функцияформирования культуры. В эти главах определяется теоретиче­ская концепция игры,исследуется ее генезис, основные признаки и культурная ценность игры в жизнинародов различных истори­ческих эпох. Затем Й.  Хейзинга переходит к анализуигры в раз­личных сферах культуры: игра и правосудие; игра и война; игра имудрость, игра и поэзия, игровые формы философии; игровые формы искусстваЗаканчивается эта книга рассмотрением игро­вых элементов в стилях различныхкультурных эпох — в Римской империи и Средневековье, Ренессансе, барокко ирококо, ро­мантизме и сентиментализме.
В заключительной XIIглаве «Игровой элемент современной культуры» автор обращается кзападной культуре XX в., исследуя спортивные игры и коммерцию, игровоесодержание искусства и науки, игровые обычаи парла­мента, политических партий,международной политики. Однако в современной культуре он обнаруживает приметыугрожающего разложения и утраты игровых форм, распростра­нение фальши и обмана,нарушения этических правил.
Исходный тезис заключается в том, что «Игра старше культуры», а животные вовсе не «ждали» человека, чтобы он научил их играть — утверждает Й. Хейзинга. Все основные черты игры можно наблюдать у животных: «Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще», [12] — пишет Хейзинга.
Человеческий мирзначительно увеличивает функции Игры, расширяет диапазон проявлений Игра какразрядка жизненной энергии; как вид отдыха; как тренировка перед серьезнымделом; как упражнение в принятии решений; как реализация стремлений ксостязанию и соперничеству и поддержания инициативы — тако­вы лишь некоторыеаспекты объяснения необходимости Игры в жизнедеятельности человека.
Й. Хейзинга анализирует главные признаки Игры. Всякая Игра есть прежде всего свободная деятельность: «первый основной признак игры: она свободна, она есть свобода».[13]
Игра по принуждению, поприказу становится навя­занной имитацией, лишается главного смысла иназначения. Иг­рой заняты в свободное время, она не диктуется необходимостью иобязанностью, а определяется желанием, личным настроением. Можно вступить вИгру, но можно и не делать этого, отложить это занятие на неопределенный срок
В повседневной жизни Игравозникает как временный пере­рыв. Она вклинивается в жизнь как занятие дляотдыха, создавая настроение радости. Но ее цели не связаны с пользой, выгодой,материальным интересом. Она обретает смысл и значение бла­годаря своей самоценности.Человек дорожит этим состоянием, вспоминая наслаждение, которое он пережил вовремя Игры, желает вновь испытать те же чувства.
Игра обособляется отобыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается вопределенных рамках пространства. Это тоже признак Игры. Игра не может длитьсябесконечно, у нее есть свои рамки начала и конца. Она имеет замкнутый цикл,внутри которого происходит подъем и спад, за­вязка и финиш. Поэтому в игрувступают, но и заканчивают. Фиксированность и повторяемость Игры определяют ееместо в куль­туре. «Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как не­коедуховное творение или ценность, передается далее как тра­диция и Может бытьповторена в любое время»,[14] — пишет Й.Хейзинга. Во всех формах Игры повторяемость, воспроизводи­мость являетсяважным признаком.
Любая игра протекаетвнутри определенного про­странства, которое должно быть обозначено. Аренацирка, иг­ральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран, судное место — всеэто особые территории, «отчужденные» земли, предназна­ченные длясовершения игрового действа.
Внутри игрового про­странства царит собственный, безусловный порядок. Это очень важный признак Игры: «Присущие игре свойства порядка и напряжения подводят нас к рассмотрению игровых правил. В каждой игре – свои правила. Ими определяется, что именно должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никакому сомнению.[15]
  Порядок имеетнепреложный характер, запре­щающий нарушать правила Игры. Всякое отклонение отустано­вленного порядка лишает Игру самоценности, воспринимается игроками каквероломство, обман. Правила игры обязательны для всех без исключения, они неподлежат сомнению или оценке. Они таковы, что стоит их нарушить, как Играстановится невоз­можной. Нарушители правил изгоняются из Игры с позором инаказанием. Игра — это святое и играть надо «честно и порядоч­но» — таковы ее внутренние законы. Игра всегда требует сооб­щества, партнерства.Группировки, корпорации, ассоциации об­ладают способностью к самосохранению иконсервации, об­особляясь от прочего мира, используя игровые формы дляукрепления. «Клуб идет игре, как голове шляпа»,[16] — отмечает Й.Хейзинга.
Для того чтобы усилитьпринадлежность к Игре, ис­пользуются ритуалы и церемонии, тайные знаки,маскировка, эс­тетическое оформление в виде особого костюма, символики. Участиев Игре имеет свой сценарий, драматическое действие; оно разыгрывается какспектакль с завязкой, кульминацией и развязкой. Как писал В.Шекспир, — весь миртеатр, и люди в нем актеры. Категория Игры может рассматриваться как одна изфун­даментальных в исследовании духовной жизни. Для науки о куль­туре, — пишетИ Хейзинга, — важно понять, что именно означают образные воплощения в сознаниинародов. Проникнуть в тайные и явные смыслы Игры — задача культуролога.
И Хейзинга предлагаетследующее определение Игры как феномена культуры «Игра есть добровольноедействие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и вре­менипо добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью,заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а такжесознание «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»».[17]
 В этом определенииобъединены все основные признаки Игры. Культура возникает в форме Игры,первоначально она разыгрывается и тем самым закрепляется в жизни общества, пе­редаетсяот поколения к поколению. Так было во всех архаиче­ских традиционных обществах.Культура и Игра неразрывно свя­заны друг с другом. Но по мере развития культурыигровой эле­мент может вытесняться на задний план, растворяться в сакраль­нойсфере, кристаллизоваться в науке, поэзии, праве, политике, Однако возможно иизменение места Игры в культуре: она мо­жет вновь проявиться в полную силу,вовлекая в свой круг и опья­няющий вихрь огромные массы.
«Священный ритуал ипразднич­ное состязание — вот две постоянно и повсюду возобновляю­щиеся формы,внутри которых культура вырастает как игра и в игре».[18]Игра всегда ориентирована на удачу, выигрыш, победу, приносящие радость ивосхищение. В этом проявляется ее состя­зательный характер. В игре наслаждаютсяодержанным превос­ходством, торжеством, триумфом. Результатом выигрыша можетбыть приз, почет, престиж. Ставкой в Игре становится золотой кубок,драгоценность, королевская дочь, пост президента, Люди соперничают в Игре,состязаясь в ловкости, искусности, но при этом соблюдая определенные правила.
Й. Хейзинга описываетсудебный процесс как состязание, сло­весный поединок, азартную игру, спор овине и невиновности, оканчивающийся чаще победой суда, нежели поражением. Пра­восудиевсегда совершается в особо отведенном месте; оно от­горожено от повседневнойжизни, как бы выключено из нее. «Это настоящий магический круг, игровоепространство, в котором временно упраздняется. Привычное социальноеподразделение людей». Судьи на время становятся выше критики, они непри­косновенны,облачены в мантии, надевают парик. Тем самым подчеркивается их причастность кособой функции правосудия. Судебный процесс опирается на жесткие правила, нормыкодек­са, согласно которым отмеряется наказание. Богиня правосудия всегдаизображалась с весами, на которых взвешивалась вина. В архаических обществахсуд совершался по жребию, как прояв­ление божественного решения. Состязаниепринимает форму пари, обета или загадки. Но во всех вариантах оно остаетсяИгрой, в основе которой лежит уговор действовать согласно установленнымправилам.
Поскольку Играобнаруживается во всех культурах, всех вре­мен и народов, это позволяетЙ.Хейзинга сделать вывод, что «игровая деятельность коренится в глубинныхосновах душевной жизни человека и жизни человеческого общества». Культразво­рачивался в священной Игре. Поэзия возникла в Игре как сло­весноесостязание. Музыка и танец были изначально Игрой; тоже относится к другим видамискусства. Мудрость, философия, наука также имели игровые формы. Даже боевыестолкновения содер­жали игровые элементы. Отсюда вывод: «Культура в еедревней­ших фазах „играется“. Она не происходит из игры, как живойплод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре и какигра».[19]Но если это утверждение справедливо для древних эпох, то характерно ли оно дляболее позднего истори­ческого периода?
Й. Хейзинга отмечаеттенденцию постепенного, но неуклонно­го уменьшения игрового элемента в культурепоследующих сто­летий. Колизей, амфитеатры, ипподромы в Римской империи, тур­нирыи церемониальные шествия в Средневековье, праздничные карнавалы и маскарадыРенессанса, стиль барокко и рококо в Европе, парады модного костюма и париков — вот те немногие новые формы, которые вошли в европейскую культуру в минув­шиевека.
В XX в. на первое место вИгре выдвинулся спорт. Состязания в силе, ловкости, выносливости, искусностистановятся массовыми, сопровождаются театрализованными зрелищами. Но в спортвсе больше проникрет коммерция, он приобрета­ет черты профессионализма, когдадух Игры исчезает. Всюду процветает стремление к рекордам. Дух состязательностиохва­тывает экономическую жизнь, проникает в сферу искусства, науч­нуюполемику. Игровой элемент приобретает качество «пуэрилизма» — наивности и ребячества. Такова потребность в банальных развлечениях, жаждагрубых сенсаций, тяга к массо­вым зрелищам, сопровождаемым салютами,приветствиями, ло­зунгами, внешней символикой и маршами. К этому можно доба­витьнедостаток чувства юмора, подозрительность и нетерпи­мость, безмерноепреувеличение похвалы, подверженность иллю­зиям. Возможно многие из этих чертповедения встречались прежде, но в них не было той массовости и жестокости,которые им свойственны нынче
Й. Хейзинга объясняет этовступлением полуграмотной массы в духовное общение, девальвацией моральных ценностейи слиш­ком большой «проводимостью», которую техника и организацияпридали обществу. Злые страсти подогреваются социальной и политической борьбой,вносят фальшь в любое состязание. «Во всех этих явлениях духа, добровольножертвующего своей зре­лостью, — заключает Й. Хейзинга, — мы в состоянии видетьтолько приметы угрожающего разложения. Для того чтобы вернуть себеосвященнасть, достоинство и стиль, культура должна идти другими путями».[20]
Фундамент культуры закладываетсяв благородной Игре, она не должна терять свое игровое содержание, ибо куль­турапредполагает известное самоограничение и самооблада­ние, способность не видетьв своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, а рассматриватьсебя внутри опре­деленных, добровольно принятых границ. Подлинная культуратребует честной Игры, порядочности, следования правилам. На­рушитель правилИгры разрушает саму культуру. «Для того чтобы игровое содержание культурымогло быть созидающим или подви­гающим культуру, оно- должно быть чистым. Ононе должно со­стоять в ослеплении или отступничестве от норм, предписанныхразумом, человечность или верой».[21]Оно не должно быть лож­ным сиянием, историческим взвинчиванием сознания масс спо­мощью пропаганды и специально «взращенных» игровых форм.Нравственная совесть определяет ценность человеческого пове­дения во всех видахжизнедеятельности, в том числе и в Игре.
В главе «Основныеусловия культуры» Хейзинга называет три важнейшие черты, которыенеобходимы для формирования феномена, именуемого культурой.
Во-первых, культуратребует известного равновесия духовных и материаль­ных ценностей. Это означает,что различные сферы культурной деятельности реализуют каждая в отдельности, нов рамках цело­го, возможно более эффективную жизненную функцию. Гармонияпроявляется в порядке, мощном сочленении частей, стиле и ритме жизни данногообщества. Каждая оценка культурного состояния народа определяется этическим идуховным мерилом. Культура не может быть высокой, если ей не хватаетмилосердия.
Во-вторых, всякаякультура содержит некое стремление. Куль­тура есть направленность на идеалобщества. Этот идеал может быть различным: духовно-религиозным; прославлениемчести, благородства, почета, власти, экономического богатства и благо­денствия;восхвалением здоровья. Эти стремления воспринимаются как благо, они ограждаютсяобщественным порядком и за­крепляются в культуре общества.
В-третьих, культураозначает господство над природой; ис­пользование природных сил для изготовленияинструментов, за­щиты себя и своих ближних. Тем самым она меняет ход природ­нойжизни. Но это еще половина дела. Главное состоит в осо­знании человеком своейобязанности и долга Так создается си­стема условностей, правил поведения, табу,культурных представ­лений, направленных на обуздание собственной человеческойприроды. Так возникает понятие «служения», без которого не можетобойтись культура.
На основанииперечисленных черт Хейзинга дает опреде­ление: «Культура — направленнаяпозиция общества дана тогда, когда подчинение природы в области материальной,моральной и духовной поддерживает такое состояние общества, которое вы­ше илучше обеспечиваемого наличными природными ороше­ниями, отличаетсягармоническим равновесием духовных и мате­риальных ценностей и характеризуетсяопределением идеала, гомогенным в своей сущности, на который ориентированы раз­личныеформы деятельности общества».[22]Это определение несколько многословно, громоздко, трудно для восприятия. Но внем объединены все необходимые условия. Культура должна быть метафизическиориентированной, либо ее нет вообще – подчер­кивает Й. Хейзинга.
 

Заключение
В культурологии И.Хейзинги можно выделить три аспекта.
Во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья вНидерландах, европейской культуры XV в.
Во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов.В-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, духовной трагедиичеловечества, связанной с фашизмом и тотали­таризмом.
Хотя Хейзингу обвиняли вотсутствии методологии, после того, как мир ознакомился с его трудами, историякак анализ ментальности сама стала методологией.
Хейзинга был первым, ктозанялся ментальностью вплотную, кто показал, как найти подход к ее изучению. Пониманиементальности эпохи необходимо для правильной интерпретации истории. Событий иотдельных фактов так много, что никакой ум их не может всех восприять, даже врамках сравнительно коротких отрезков времени. Значит, надо делать выбор, а этоуже требует определенной методологии. Йохан Хейзинга писал, что «важнейшейзадачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полносмысла», а «не придание смысла бессмысленному».
Й. Хейзинга предложилсвое видение истории культуры. Для него важно понять, как жили люди в теотдаленные времена, о чем думали, к чему стремились, что считали ценным.
 Труды Й. Хейзингинамного опередили время, но в наше время они заслужили всеобщее признание, аметодология, имеющая в своей основе изучение ментальности прошедших эпох,широко используется современными исследователями.
Еще одна важная чертаметодологии Й. Хейзинги – отношение к культуре как к игре. Подлинная культуране может существовать без определенного игрового содержания, ибо культурапредполагает известное самоограничение и самообладание, известную способностьне видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, норассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культуравсе еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительноопределенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, ачестная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалентпорядочности. Нарушитель правил игры  разрушает и культуру.
Для того чтобы игровоесодержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должнобыть чистым. Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм,предписанных разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием,которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощьюспециально взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостноевоодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, котораяхочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими кистеричным реакциям масс, и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, неможет рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как егофальсификация.
При этом важноподчеркнуть, что в исследовании игры Хейзинга старался как можно дольшепридерживаться понятия игры, которое исходит из положительных и общепризнанныхпризнаков игры. Иными словами, он брал игру в её понятном повседневном значениии хотел избежать «короткого замыкания» ума, которое всё объясняло бытолько с позиции игры.

Список источников и литературыИсточники
Хейзинга Й. Осеньсредневековья. М., 1988.
Хейзинга Й. Homo Ludens. М.,1992.Литература
Культурология. Ростовн\Д, 2000.
Островский В. ЙоханХейзинга – Homo Istorikus // ХХ век. 2004. №3.
Сильвестров Д.Предуведомление к «Homo Ludens» // Хейзинга Й. Homo Ludens. М ., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности методических принципов и методов обучения в процессе физического воспитания в начальной
Реферат Основы бухгалтерии
Реферат * Михаил Булгаков. Путешествие по Крыму
Реферат Кредитоспроможність позичальника, способи її оцінки
Реферат Импульсный стабилизатор напряжения
Реферат Модернизация привода главного движения станка модели 6С12
Реферат Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по биржевому делу за первый семестр 2001 года
Реферат Творческая работа по рассказу АИ Солженицына Матренин двор
Реферат Виды правооношений
Реферат Основні ідеї Римського клубу
Реферат Философия транснационализации
Реферат Проектирование привода шнекового пресса
Реферат Информационные аспекты безопасности и устойчивости развития общества
Реферат «Бюджетний менеджмент»