Реферат по предмету "История"


Медицинская символика - история и современность

Министерствоздравоохранения Российской Федерации
Санкт-ПетербургскаяГосударственная Химико-Фармацевтическая академия
Историяфармации
Реферат
На тему: Медицинскаясимволика – история и
современность

Выполнила:    
студентка 1курса Заочного отделения
фармацевтического
 факультетаСПбХФА
Назарова (Литвинова)
  Е. П.
Шифр 05770
преподаватель:Фролов В. Н.
 
2005г.

                         Содержание:
 
1.        Происхождениемедицинских символов                                               3-5
2.        История одного изсимволов (на выбор)                                               6-8
3.        Фармацевтическиесимволы и эмблемы                                           9-10
4.        Заключение                                                                                       11
5.        Список литературы                                                                          12

Происхождениемедицинских символов.
История развития медицины,гуманнейшей из наук, – это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье,неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством,суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач иразочарований.
Первый лекарь был современникомпервого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов:«В лаборатории врача – все больное человечество… их деятельность –ровесница первого человека.» Трудной была многовековая борьба человекапротив болезней и страданий.
На протяжении своегоразвития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому,что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни изэтих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют ипоныне.
Медицинская символикапостоянно привлекала  и привлекает внимание людей самых разных профессий:врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других.Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толкованииодних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об ихпроисхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования,посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительногоискусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет,содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали,ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культурыразных стран и народов.
Изучение возникновения ивнутреннего содержания символа – весьма сложное, но увлекательное занятие.Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретаетразличные смысловые оттенки.
Символ в обычномпонимании (от греч. simbolon) –условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Ноон может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным.Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, удревних греков символ означал вещественный знак, известный определеннойобщественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрелприроду эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи илипредмета.
По определениювыдающегося русского врача XVIIIв. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства поакушерству «Искусство повивания» (1784 г.), выпустившего также два издания книги «Емвлемы и символы» (1788 и 1811 гг.),"… символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногихслов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою,руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический,нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменованиесодержащей".
Эмблема же "… естьостроумное изображение или… картина, очам представляющая какое ни есть…вещество ..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком словизречении".
Более развернутоеопределение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится,что эмблема – условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке ипластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказанияустановлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты,зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можнопонимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символвоплощает идею, а эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф.«Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мыимеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея,одетая в оболочку реального образа». У древних греков и римлян слово«эмблема» означало рельефные украшения на предмете из дорогогоматериала.
В настоящее время принято,что эмблема (от греч. emblema)является условным изображением какого-либо понятия, идеи.  Например, серп имолот – эмблема союза рабочих и крестьян; улей – эмблема трудолюбия; якорь –эмблема надежды; лира – эмблема поэзии и музыки и т. п.
Стара, как мир,символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древностирастения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и леволицетворяли силу и крепость, кедр и ворон – долголетие, лавр и пальма – победуи торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь – символом мира, а дваголубя – вечной любви.
Символика некогда былаизвестна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другимилюдьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое местозанимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика,где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском,французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения –лавр, ель и др. – символизируют неизменность и постоянство; роза означает всевозвышенное, милость и справедливость.
Свои специфическиесимволы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные,указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенныхисторических условий развития человеческого общества, их прямую связь систоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствуетраскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся,вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных ибытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательноевоздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений,человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленнымипредметами.
С развитием общества инакоплением знаний об окружающем мире начальные представленияпереосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобреталиновые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапахисторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. Внастоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержаниядошедших до нас символов и эмблем медицины.
В процессе работы удалосьвыявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий –врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного методаисследования (исторического, лингвистического или любого другого), как этоделалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой иошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мыслихарактеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первыйвзгляд далеких друг от друга дисциплин.
Изучая историювозникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к науками искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы иэмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи сматериальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.
Наряду с использованиеммногих научных методов изучения медицинской символики за основу был взятисторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех еесвязях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства.
Ценными источниками дляизучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика – вспомогательнаяисторическая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а такжебонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом,историческом, и художественном отношениях. Термин «нумизматика»происходит от латинского слова Numisma– монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римскиемонеты, например, являются одним из основных материальных источников изучениякультуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: «На этих монетах насрадует бесконечная весна цветов и весна искусства». В качестве отраслиисторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов иэмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственнымисвидетельствами, дошедшими до нас.
Авторы изданий, изучающиесимволы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласноэтой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные.
К общим медицинскимэмблемам относятся:
1. просто змея;
2. змея, обвивающая посох (посохАсклепия-Эскулапа);
3. змея, обвивающая чашу;
4. змея, обвивающая треножник Аполлона;
5. змея, обвивающая омфалос(Дельфийский пуп);
6. две змеи, обвивающие посох (жезлГермеса-Меркурия);
7. змея (или две змеи), обвивающаясвечу (или светильник);
8. змея, обвивающая зеркало;
9. анк Импотеха;
10. яйцо;
11. горящий факел или горящая свеча;
12. светильник;
13. петух;
14. сердце на ладони и др.
       К частныммедицинским эмблемам относятся:
1. изображение ландыша;
2. флорентийского младенца;
3. уринария;
3. клистира;
4. рука, ощупывающая пульс-эмблематерапевтического профиля;
5. пентаграммы, некоторыххирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);
6. капля крови — эмблемахирургического профиля;
7. ступки, ступки с пестиком –эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;
8. военно-медицинские эмблемы и др.
Таким образом, общиемедицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являютсясимволами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.
Историяодного из символов — Чаша со змеей.
Эта эмблема в течениемногих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии вмире. Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в журнале «Здоровьемира» (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мире стала неядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который полатыни носит название «Асклепиев уж» (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят до сихпор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников втех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и НижнемТессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Ихзавезли сюда римляне.
Ужи, а не ядовитые змеижили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данныемногочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону вовремя «священного сна», часто вылизывали больные места (глаза, раны идр.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так какв их облике якобы представал сам бог Асклепий. Выше уже упоминалось, чтопервоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принялоблик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия,т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами онипревращались в атрибуты очеловеченных божеств. Г.В. Плеханов писал: «Когдаживотнообразное представление о боге уступает место человекообразномупредставлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится такназываемым атрибутом». (Плеханов Г. В. Соч. М., 1923/27, т. XVII, с. 220.)
Таким образом, можно суверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость,знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее отдельные авторысчитают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. «Изображениезмей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящеелюдям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чегоборется медицина», — пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, нанаш взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такогогуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений былаиспользована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечекримских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи,представляли в образе зла, и т.п.
Что же означает в эмблемечаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что этососуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи– сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п.
Предположения некоторыхисследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды,которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовалобольшой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношениюк безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представлялаисключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находитьводу (например, так называемые Кую-Устае в пустыне Кара-Кум). Однако человекиздревне селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовалоникакой мудрости.
Гораздо убедительнееточка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином«фармакос» называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался ихранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложногосостава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в нихвходил змеиный яд.
В Древнем мире хорошознали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель АлександраМакедонского – занимался изучением ядов животного происхождения. НикандрКолофонийский (200-230г.г.н.э.) в своём произведении «Териак» описаляды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими.Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30г.г. дон.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывалазмеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности плененияпосле победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этомуповоду, что змеи оказали услугу римлянам.
Известно предание опонтийском царе Митридате VIЭвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучалсебя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римомон принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлосьприказать рабу убить себя. Поэт Марциал (43-104г.г.) писал:
Частым отравы питьём принёс Митридатсебе пользу,
Ибо вредить не могли лютые яды ему.
(Перевод Ю. Ф. Шульца)
Противоядие,приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало ипри укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искатьрецепт этого противоядия, получившего позже название «митридатикум».
Средство попало и в рукиимператора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первомупридворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромахусовершенствовал рецепт «митридатикума», изъяв оттуда ряд старых ивведя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности,увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя изпринципа «подобное лечится подобным». Андромах преподнёс Нерону новыйрецепт «митридатикума» под названием «териак», сопроводивего поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом РимаГаленом в работу «О противоядиях» и упоминалась им в ряде писем.
«Митридатикум-териак»просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергалсякритике. Так, в работе «Искусство лечения болезней ожиданием» (1689г.)английский автор Гидеон Гарвей писал: «Лев, медведь, тигр, кошка, волк,собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли быпроизвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы»мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум,находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы ихненормальность".
Использование змеиногояда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпохусредневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от началакнигопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского«короля-солнца» Людовика XIV «митридатикум» пользовался большим успехом. Такжерекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди,  чтобыпохудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, азатем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью«очищения крови».
Крупнейший французскийхирург XVI в. Амбруаз Парэ написал «Трактато ядах», в котором высказал ценные теоретические соображения в этойобласти. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург смрачным лицом насыщает ядом больного".
В настоящее время змеиныйяд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В нашей странев Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессиясобирателей змеиного яда.
Таким образом, вполневероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечениеядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только ксосуду для хранения яда – вряд ли  правильно. По нашему мнению, значение чашикак символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и былообусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природныхявлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чашапревращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудростижрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручениюбогов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала)использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиеяи очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшаласьизнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни.
Ф. Р. Бородулин – один изпервых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символачаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: «Мы склоннырассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, амудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша вмедицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющеговесь мир.
В античной мифологии богипили из чаши напиток бессмертия. По нашему мнению, вероятнее всего, чашу вмедицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.
Древние мифы былисвоеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. Свеками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблемсохранился до сих пор.
После падения Римскойимперии, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время неупотреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странахв XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а какобщемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университетаЖ. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем,высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в еёсовременном виде подали в начале XIIIв. аптекари Падуи.
В России эта эмблема подназванием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символомтакже в XVIII в., однако никаких официальныхгосударственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться наразличных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г.  И. В. Буяльским«Анатомо-хирургических таблицах», большой формат которых позволилдать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; напамятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатомаП. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова идр.), жетонах, значках,также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов.
Нередко эмблему«чаша со змеёй» художники изображают произвольно, не учитываяисторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа отчаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагаетсяв центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Еслиже эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой вцентр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращенавправо и наоборот.
Человечество живёт сбольшим количеством устойчивых и укоренившихся привычек и традиций, которые ужеутратили свой первоначальный смысл.
Фармацевтическиеэмблемы и символы.
 
В средневековой Европеаптекари отдельно от врачей и хирургов создавали гильдии (или цехи). Причёмсначала они объединялись с бакалейщиками. Вероятнее всего, это было связано стем, что и те и другие торговали своим товаром. Но с течением времени аптекариотделились от бакалейщиков в самостоятельные цехи. В Англии, например, этопроизошло в 1617 г., когда лондонские аптекари выделились из общей сбакалейщиками гильдии. На их гербе был изображен бог Аполлон с луком и стрелой,от которого исходит сияние, попирающий болезнь в образе дракона, апредназначение Аполлона подчёркивалось одной из 1251 метаморфозы Овидия:«И назовут меня повсюду на земле оказывающим помощь».
Изображение на гербеобщества аптекарей Лондона единорогов (носорогов) относится, по-видимому, кмедицинским атрибутам из-за рога, являвшегося в то время лекарственным сырьём.В качестве эмблем фармацевтов использовались изображения руки с аптекарскойлопаточкой (как, например, на эмблеме аптекарей Амстердама, XVII в., Голландия), различных животных(например, крокодила) и растений, из которых производились лекарственныепрепараты (лилии и др.), перегонного куба, который был символом дистилляцииводы, рога изобилия и др. Но чаще всего эмблемой аптекарей было изображениеаптекарской ступки с пестиком; иногда это была одна ступка, иногда – ступка сдвумя пестиками. Встречаются варианты эмблемы, когда пестик находится в лапахкакого–либо животного (льва, медведя, обезьяны и др.).
Все эти фармацевтическиеэмблемы хорошо представлены на так называемых монетовидных жетонах, выпускавшихсяв Западной Европе и служивших мелкой разменной монетой. Например, в однойтолько Англии известно 315 вариантов аптекарских жетонов, выпущенных аптеками вразный период с 1648 по 1820г., когда имелся недостаток государственных медныхмонет низких номиналов (фартингов, полпенни и пенни). Несмотря на то, что этимонетовидные жетоны были изъяты из обращения парламентским актом только в1817г., аптекари продолжали их выпускать, преследуя в основном рекламные цели.Даже в середине XIX в. всему мирубыли известны рекламные жетоны английского аптекаря Голловея, который, не имеяна это юридического права, именовал себя профессором. Его таблетки и мазинаводнили мировой рынок. В 1857г. Голловей продал медные жетоны номиналом вполпенни и пенни в Новую Зеландию, где они были в официальном денежномобращении около 20 лет. Эти монеты – жетоны были в денежном обращении и вКанаде. На жетонах на лицевой стороне изображён портрет Голловея, а на обороте-  Гигиея со змеёй. Впоследствии Голловей занялся благотворительнойдеятельностью и пожертвовал деньги на постройку санатория для душевнобольных на400 коек, открытого в 1885г., а в 1886г. королева Виктория открыла колледжГолловея для женщин на 250 человек, существующий и поныне при Лондонскомуниверситете.
С развитием фармациистарые средневековые эмблемы аптекарей стали постепенно уступать место основныммедицинским символам. В течении XVIIIи особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странахЕвропы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Как мы ужеупоминали, по некоторым данным, даже само соединение изображений змеи Асклепия,а чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи и от частнойфармацевтической эмблемы чаша, обвитая змеёй, стала общемедицинской эмблемой.
До Великой Октябрьской социалистическойреволюции в России провизоры (фармацевты с высшим образованием) не имели права носитьлекарский знак. Для них был учреждён также серебряный знак герба с изображениемРоссийской империи, но вместо чаши и двух змеё внизу герба была помещена большаявензелевидная буква «П» (т.е. провизор), покрытая позолотой. Еслипровизор защищал диссертацию, то он получал степень не доктора, как было вмедицине, а магистра фармации. Существовал специальный магистерский знак, накотором вместо вензеля «П» стояло «МФ» – магистр фармации.Размеры сюртучных знаков были такие же, как лекарского и докторского, — 60*41мм. Существовали и так называемые фрачные варианты знаков провизоров ифармацевтов.

Заключение.
 
Интерес к медицине, и вчастности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медициныиздревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иноговида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собиралисьединомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои рядыи одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников.Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показываюттесную связь медицины с общей историей и культурой народов.
Народ без прошлого неимеет будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурнойэстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становитсядля нас наша собственная жизнь, тем полнее мы понимаем свою ответственность зато, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела бы ни цели,ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь наотдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водамибесчисленных притоков.
 

Списоклитературы
 
1.        Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. – М., Медицина, 1990г. – 208 с.
2.        Грибанов Э. Д.  Медицина в нумизматике. – М.: Медицина, 1962, 19 с.
3.        Грибанов Э. Д.  История международных медицинских эмблем. – М.,Центральный институт усовершенствования врачей, 1976, 33 с.
4.        Петров Б. Д. Медицинскаяэмблема. – Мед. сестра, 1964, № 3, 64 с.
5.        Тарасонов В. М.,Фокина Е. Н. Чаша как символ медицины. – Терапевтич. архив. 1973, № 8, 118 с.
6.        Тарасонов В. М.Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М.: Медицина,1985, 120 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.