--PAGE_BREAK--1.2. Свободный склад
Свободным складом называется такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Основные положения о лицензировании свободных складов содержатся в главе 12 (ст.ст. 75 – 86) Таможенного кодекса России. Специальный документ, регулирующий порядок выдачи лицензий на осуществление этого вида деятельности, к настоящему моменту не принят.
1.3. Склады временного хранения
Склады временного хранения — это места хранения товаров и транспортных средств с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. Склад временного хранения может учреждаться при наличии лицензии таможни Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем склада временного хранения является таможенный орган Российской Федерации. Основные положения о лицензировании складов временного хранения содержатся в статье 147 Таможенного кодекса России. Порядок выдачи лицензии на учреждение складов временного хранения установлен приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)» (зарегистрирован Минюстом РФ 18 октября 1995 г. № 368).
1.4. Магазин беспошлинной торговли
Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации), без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии ГТК России. Основные положения о лицензировании магазинов беспошлинной торговли содержатся в главе 8 (ст.ст. 52 – 57) Таможенного кодекса России. Порядок выдачи лицензии установлен приказом ГТК России от 9 июня 1994 г. № 256 «Об утверждении Положения о магазинах беспошлинной торговли» (зарегистрирован Минюстом РФ 8 июля 1994 г. № 625). В настоящий приказ были внесены изменения приказом ГТК России от 5 июля 1994 г. № 343.
1.5. Переработка товаров на таможенной территории
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации. Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации в порядке, установленном ГТК России. Основные положения о лицензировании переработки товаров на таможенной территории содержатся в главе 9 (ст.ст. 58 – 64) Таможенного кодекса России. Порядок получения лицензий на переработку на таможенной территории металлов цветных и их сплавов, сырья для их производства, порошков, полуфабрикатов, проката цветных металлов установлен письмом ГТК России от 5 декабря 1994 г. № 01-13/13754 «О выдаче разрешений на ввоз отдельных товаров в Российскую Федерацию для переработки».
1.6. Переработка товаров вне таможенной территории
Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. Порядок выдачи лицензии на переработку товаров вне таможенной территории определяется ГТК России. К настоящему моменту такой документ не принят.
1.7. Таможенный брокер
Таможенным брокером (посредником) может быть созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Основные положения о лицензировании на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера содержатся в статье 158 Таможенного кодекса России. Специальный документ, регулирующий порядок выдачи лицензий на осуществление этого вида деятельности, к настоящему моменту не принят. До принятия положения о таможенных брокерах действует письмо ГТК России от 3 ноября 1994 г. № 01-13/12463 «О декларантах на основе договора и специалистах по таможенному оформлению», а также акты региональных таможенных управлений (в Московском регионе — распоряжение МТУ от 29 июня 1995 г. № 51 «Об утверждении новой редакции Временной технологической схемы выдачи временного свидетельства декларанта товаров»).
1.8. Таможенный перевозчик
Таможенным перевозчиком может быть предприятие, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. Основные положения о лицензировании деятельности таможенного перевозчика содержатся в статье 165 Таможенного кодекса России. Порядок выдачи лицензии таможенному перевозчику установлен приказом ГТК России от 18 января 1994 г. № 20 «Об утверждении Положения о таможенном перевозчике» (зарегистрирован Минюстом РФ 31 января 1994 г. № 478). В настоящий приказ были внесены изменения приказом ГТК России от 6 октября 1994 г. № 517.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Лицензирование при экспорте и импорте товаров
Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.
13 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Согласно ст. 13 этого Закона внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли заключается в установлении экспортных и импортных пошлин, и оно относится к экономическим методам. Нетарифное — включает квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров. Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. Суть данного метода заключается в частичном ограничении экспорта и импорта в количественном или стоимостном отношении, а также в применении при этом разрешительной системы (лицензии).
В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране.
В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. установлено, что количественные ограничения экспорта и импорта (квоты) могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.
Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:
· товары, лицензии, на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном товары, экспортируемые в связи выполнением Россией международных обязательств);
· товары, имеющие специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).
Согласно Положению о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (утвержденному постановлением от 6 ноября 1992 г. № 854) при экспорте и импорте отдельных товаров оформляются генеральные и разовые лицензии, которые являются разрешением на ввоз или вывоз товаров из страны в установленные сроки.
Генеральная лицензия оформляется сроком на один календарный год; экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться как по одной, так и по нескольким сделкам. Разовая лицензия оформляется сроком до одного года для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке.
Приказом Министерства внешних экономических связей РФ (МВЭС РФ) от 9 марта 1994 г. № 107 утверждена Инструкция «О порядке работы по доведению квот, выдаче лицензий и ведению Федерального банка лицензий». В инструкции определены основания выдачи лицензий, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензий, а также установлен порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров.
В соответствии с Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а затем распределяются по регионам.
Рассматривая квотирование, хотелось бы отдельно уделить внимание особенностям экспорта нефти и нефтепродуктов. До 1 января 1995 г. вывоз нефти осуществляли определенные экспортеры, назначаемые государственными органами (спецэкспортеры). В настоящее время квотирование экспорта нефти и нефтепродуктов как таковое отменено. При экспорте нефти и нефтепродуктов применяют «естественное квотирование», заключающееся в ограничении пропускной способности магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах. Основные условия использования системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. № 1446 «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года». Допуск к нефтепроводам предоставляется нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим организациям пропорционально объемам добычи (переработки) нефти и нефтепродуктов. Производители нефти и нефтепродуктов могут уступить (передать или продать) свое право экспорта другой организации, в пределах объемов, установленных квартальными графиками транспортировки. Контроль за реализацией права пользования системой магистральных нефтепроводов осуществляет Межведомственная комиссия.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1. Экспорт
Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» было установлено, что с 1 июля 1994 г. лицензирование и квотирование экспорта товаров и услуг осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ. Для остальных товаров они отменены. В целях реализации данного Указа постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» были утверждены:
1. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; Перечень товаров, по которым сохраняется особый порядок экспорта;
2. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется с 1 июля 1994 г. на основе регистрации контрактов.
К товарам, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами, относятся: нити и пряжа, ткани, некоторые виды готовой одежды и прочие готовые текстильные изделия. Ограничения на экспорт и импорт указанных товаров установлены с целью выполнения международных обязательств РФ по количественному ограничению экспорта товаров. Так, например, по соглашению между РФ и ЕЭС о торговле текстильной продукцией Россия приняла на себя обязательства не поставлять в страны ЕЭС отдельные виды текстильных товаров. В связи с этим только при экспорте текстиля в страны ЕЭС необходимо наличие лицензии (телеграмма ГТК РФ от 12 августа 1994 г. № Т-42146).
Минэкономики РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ, Роскомметаллургией и Роскомхимнефтепромом был утвержден «Порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт, осуществляемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». Международные обязательства действуют в отношении некоторых стран.
В перечень стратегически важных товаров, экспорт которых осуществляется в особом порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758, в настоящее время включены: дикие животные; лекарственное сырье; шифровальные средства; вооружение и военная техника; взрывчатые вещества и средства взрывания; ядерные материалы; драгоценные природные камни и изделия из них; информация о недрах; наркотические и психотропные средства; яды; другие товары, экспорт которых осуществляется также по лицензиям.
До 25 марта 1995 г. основным условием для выдачи лицензии на экспорт и импорт стратегически важных товаров была регистрация в МВЭС РФ предприятий и организаций-экспортеров. Однако Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. регистрация в МВЭС РФ экспортеров стратегически важных сырьевых товаров была отменена.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 был также утвержден перечень товаров, экспортируемых при условии регистрации контрактов в МВЭС РФ. В настоящее время в данный перечень включены: рыба, пшеница, семена сои и подсолнечника, спирт этиловый, газ природный, электроэнергия, удобрения, деловая древесина хвойных пород, целлюлоза, нефть сырая (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти и другое. Контракты на экспорт указанных товаров регистрируются в соответствии с Порядком регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации, утвержденным МВЭС РФ, Минэкономики РФ и ГТК РФ 18,22 августа 1994 г. № 01-20-8553. При этом выдается сертификат, который впоследствии предъявляется организациями-экспортерами во время таможенного контроля.
2.2. Импорт
В отношении импортных товаров в настоящее время квоты не установлены, хотя Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрено установление квот в определенных случаях. Лицензирование импорта существует только в отношении специфических товаров и подпадающих под особый режим контроля (вооружение, продукция двойного применения и т. д.). Лицензирование ввоза отдельных товаров осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 был утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям, а постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 331 в него были внесены изменения. В настоящее время перечень включает химические средства защиты растений, промышленные отходы, шифровальные средства (в том числе шифровальную технику, детали для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования), нормативно-техническую документацию к шифровальным средствам (включая конструкторскую и эксплуатационную). Согласно указанию ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265, ввоз радиоэлектронных средств осуществляется на основании особого разрешения. Следует добавить, что лицензирование импорта осуществляется на основании правительственных решений.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Лицензирующие органы
В ст. 17 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что лицензии на экспорт и импорт отдельных товаров выдаются одним федеральным органом исполнительной власти, назначенным Правительством Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Однако реальная ситуация, сложившаяся на данный момент, не отвечает требованиям Закона. В постановлении Правительства РФ от 6 ноября 1992 г., продолжающем действовать и в настоящее время, прямо указано, что органами, выдающими лицензии на экспорт и импорт товаров, могут быть МВЭС РФ, а также другие министерства и ведомства Российской Федерации. Фактически в настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей (МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).
Ниже приведены перечни товаров, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии этих органов, а также нормативные акты, регулирующие ввоз и вывоз товаров и порядок получения лицензии на осуществление данных операций.
Товары, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии:
1. МВЭС России:
· товары, экспортируемые в соответствии с международными обязательствами («Порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт, осуществляемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации» (от 3, 15 марта 1995 г., 19, 21 декабря 1994 г. № 01-20/3124);
· взрывчатые вещества, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходы их производства, средства взрывания, порохи промышленного применения и пиротехнические изделия (постановление Правительства РФ о т19 июня 1994 г. № 732);
· товары двойного применения:
§ отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники (товары двойного применения) (постановление Правительства РФ от 10 марта 1994 г. № 197 с изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 г.). Перечень товаров, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержден распоряжением Президента РФ от 11февраля 1994 г. № 74-рп;
§ оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. №70, распоряжение Президента РФ от 11 января 1993 г. № 20-рп);
§ химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия (постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 50, распоряжение Президента РФ от 7 декабря 1994 г. № 621-рп);
§ оборудование и материалы двойного применения и соответствующей технологии, применяемые в ядерных целях (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 68, распоряжение Президента РФ от 29 декабря 1992 г. № 827-рп);
· ядерные материалы, технологии, оборудование, установки; специальные неядерные материалы; радиоактивные источники ионизирующего излучения и изотопная продукция (постановление Правительства РФ от 21 декабря 1992 г. № 1005, постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1136). Для получения лицензии на экспорт и импорт ядерных материалов необходимо разрешение Госатомнадзора РФ. Порядок выдачи временных разрешений утвержден приказом Госатомнадзора РФ от 14 ноября 1994 г. №128;
· товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него (постановление Правительства РФ от 24 января1994 г. № 35, постановлением Правительства РФ от 24 января 1994 г. № 35, указание ГТК РФ от 7 сентября 1994 г. № 01-12/979). При ввозе и вывозе руды и концентратов цветных и черных металлов необходимо представлять таможенным органам сертификат химического состава, подтверждающий отсутствие в них драгоценных металлов. (Порядок выдачи сертификатов химического состава в части содержания драгоценных металлов на руды и концентраты цветных и черных металлов и производные от них продукты, утвержденный Госстандартом РФ и Роскомдрагмета от 19, 22 апреля 1994 г. № 520/277, 30-088-351/747);
· шифровальные средства (Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. № 334);
· наркотические средства, психотропные вещества и яды (постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854).
2. ГКВТП РФ:
· продукция, работы и услуги военного назначения в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 879).
3. Минздравмедпром РФ
· лекарственные средства, иммунобиологические препараты, фармацевтические продукты (постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854; Положение о порядке разрешения экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации от 7 февраля 1993 г. № 01-3/3957 (утвержденное ГТК РФ 2 февраля 1993 г., МВЭС РФ 7 февраля 1993 г., Минздравом РФ 29 января 1993 г.); Инструкция о порядке оформления заявлений и выдачи разрешений на экспорт и импорт лекарственных средств (утвержденная приказом Минздрава РФ от 23 июля 1993 г. № 177); указание ГТК РФ и МВЭС РФ от 23, 28 июня 1994 г. №№ 01-12/566, 10-110/2377).
4. Минприроды РФ:
· дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, кости слонов, рога, копыта (постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854, приказ Минприроды РФ от 30 декабря 1993 г. № 286).
5. Главгоссвязи РФ:
· радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства (указание ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265).
продолжение
--PAGE_BREAK--