Реферат по предмету "История"


Либерализация ВЭД Исламской Республики Иран

--PAGE_BREAK--Италия. Товарооборот между этими странами в 2000/2001 году составил, по оценке, 2880 млн. долл. при иранском экспорте в Италию 2160 млн. долларов и импорте 720 млн. долларов. 88% иранского экспорта в Италию составляла сырая нефть (около 8,0 млн. тонн). Иран обеспечивает 11,6% потребностей Италии в сырой нефти и занимает третье место (после Ливии и России) среди поставщиков этого сырья в Италию. Оставшиеся 12% иранского экспорта составляли: кожсырье и саламбур, текстиль, металлы и продукция сельского хозяйства. В структуру иранского импорта из Италии входили: специальное производственное и энергетическое оборудование, базовые химические товары и машинное оборудование общего назначения.

В феврале 2000 г. в Риме состоялось 4-е заседание совместной межправительственной постоянной комиссии по экономическому сотрудничеству между Ираном и Италией. В протоколе МПК отмечалось, что Италия активизирует свое сотрудничество с Ираном в деле реализации его 3-го пятилетнего плана развития. Будут создаваться приоритеты для сотрудничества двух стран в промышленных отраслях, в частности, в производстве высокотехнологической продукции. Предусматривается повышение уровня сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса, страхования итальянского экспорта в Иран. Было принято решение создать 4 совместных рабочих группы по вопросам сотрудничества в сферах перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, текстильной и кожевенной промышленности, городском и дорожном строительстве, обработке строительного камня. Значительными для иранской экономики являются проекты ирано-итальянского сотрудничества в металлургии, нефтегазовой и нефтехимической отраслях страны. Компания «Даниэли», предоставившая Ирану кредит в размере 60 млн. долл., продолжает работы по расширению мощностей Исфаганского металлургического завода до 3,2 млн. тонн стали в год. Эта же компания ведет строительство сталелитейного завода в провинции Йезд. Итальянский консорциум в составе компаний «С.М.С. Демад», «Технит» и «Ираско» участвует в расширении производственных мощностей (до 4,2 млн. т. против нынешних 3,4 млн. т) на сталеплавильном комплексе Мобараке. Итальянская компания «Фата» подписала в феврале 2001 г. с инвестиционной компанией провинции Керман соглашение о совместном строительстве алюминиеплавильного завода «Хезар», который будет производить ежегодно 35 тыс. т. различных видов алюминиевого листа, фольги и комбинированных материалов с последующим увеличением объема производства до 60 тыс. т. в год. Итальянская энергетическая компания «Л. Ансалдо» получила эксклюзивные заказы на строительство 2-х энергоблоков в Бандар-Абасе и поставку энергетического оборудования на иранский рынок на ближайшие 10 лет. Развивается сотрудничество между Ираном и Италией в нефтегазовой и нефтехимичекой отраслях. Итальянская компания «ЭНИ» в лице своей дочерней компании «Аджип» участвует вместе с франко-бельгийской компанией «Тотальфина-Эльф» в разработке нефтегазового месторождения «Доруд». Сумма контракта 540 млн. долл., доля «Аджип» – 45%. В июле 2000 г. «ЭНИ–Аджип» подписала с иранской компанией «Петропарс» соглашение о совместной разработке 4-й и 5-й очередей газового месторождения «Южный Парс». Общий объем инвестиций по этому проекту оценивается в 3,8 млрд. долл., из которых 60% приходится на итальянскую компанию и 40% – на «Петропарс». В январе 2001 г. «Аджип» выиграла тендер на повышение производительности нефтяного месторождения «Дарховин» за счет закачки газа в нефтеносные слои. Вместе с целым рядом международных нефтяных компаний «Аджип» будет участвовать в крупнейшем нефтяном проекте Ирана по разработке нефтяного месторождения «Бангестан» в районе г. Ахваз в провинции Хузестан. В феврале 2001 г. компания «ЭНИ» присоединилась к международному консорциуму в составе «Тотальфина-Эльф» и «Боу Вэлли» (Канада), занятому в проекте разработки нефтяного месторождения «Балал». Объем инвестиций составляет около 300 млн. долл., доля «ЭНИ» в проекте – 38,25%. В январе 2001 г. итальянская компания «Эдисон Газ» подписала с Иранской национальной нефтяной компанией контракт на проведение исследовательских работ по разведке месторождения «Блок Монир» (провинция Фарс). Сумма контракта – 4 млн. долл. Одновременно другая итальянская компания «Текнимонт» подписала соглашение о строительстве в специальной энергетической зоне «Парс» (г. Асалуе) трех заводов по производству пропилена, полиэтилена низкого давления и этиленгликоля. Общий объем инвестиций составит 330 млн. долл. 85% инвестиций будет обеспечено итальянской стороной.

В феврале 2001 г. в Иран приезжала большая делегация (100 человек) итальянских промышленников, бизнесменов, банкиров, страховщиков и экономистов. Возглавлял делегацию министр промышленности, внешней торговли и туризма Э. Летта. Члены делегации вели переговоры в иранских министерствах промышленности, почтовой, телеграфной и телефонной связи, в министерстве экономики и финансов. Были достигнуты конкретные договоренности о сотрудничестве в областях связи, текстильной и кожевенной промышленности, развития среднего и малого предпринимательства, обсуждались вопросы, касающиеся расширения сотрудничества Ирана со странами ЕС. Иранцы приглашали итальянские компании к участию в совместных проектах в третьих странах, имея в виду страны Средней Азии и Закавказья.

Продолжали развиваться в 2000/2001 г. финансовые отношения между Ираном и Италией. По информации руководителя итальянской государственной страховой компании «САЧИ» Куарте, общая сумма страхового покрытия итальянского экспорта в Иран, обеспеченного этой компанией в 2000/2001 г., составила около 1,7 млрд. долл. США. Это на 24% выше объема страхования итальянского экспорта в Иран в предыдущем году. Руководители «САЧИ» говорят о возможности дальнейшего увеличения сумм страхового покрытия итальянского экспорта в Иран до 5 млрд. долл. США. Компания страхует конкретные сделки итальянских экспортеров и инвесторов, работающих с Ираном, а также кредитные линии, открываемые под поставку итальянских товаров в Иран. Кроме того, стараниями компании «САЧИ» Иран в апреле 2000 г. был перенесен с шестой строчки на пятую в таблице степеней риска по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

В декабре 2000 г. было подписано соглашение между итальянской кредитной компанией «Текско» и Фондом гарантирования иранского экспорта о предоставлении в перспективе Фонду кредита на сумму 100 млн. долл. США для финансового обеспечения импорта сырья и полуфабрикатов из Италии, которые будет использоваться в Иране для производства готовой продукции и её экспорта.

Товарооборот Ирана сФранцией в 2000/2001 г. составил, по оценке специалистов, 1895 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт во Францию 1265 млн. долл. и импорт – 630 млн. долл. Около 90% иранского экспорта во Францию составляет нефть, остальные 10% приходятся на товары традиционного иранского экспорта. Иран занимает 5-е место среди поставщиков сырой нефти во Францию.

Иранский импорт из Франции в 2000/2001 г. был представлен поставками промышленного оборудования, запчастей и узлов к автомобилям, которые производятся в Иране по французским лицензиям, а также продукцией сельскохозяйственного сектора. Продолжалась работа по соглашениям, подписанным в 1999 г. в отношении поставок в Иран аэробусов и магистральных тепловозов. Иран произвел несколько авансовых платежей по выполняющимся заказам.

Продолжало расширяться ирано-французское сотрудничество в автомобилестроении. В январе 2000 г. в Париже между французской «Пежо» и иранской компанией «Иран ходроу» было подписано соглашение об организации в Иране сборочного производства легковых автомобилей «Пежо-206ХR» с годовым объемом производства 120 тыс. штук. В феврале того же года иранская автомобилестроительная компания «Сайпа» договорилась с французской «Рено» о совместном производстве в Иране легковых автомобилей «Аксантия». Стоимость проекта около 150 млн. евро.

По условиям соглашения Иран будет иметь право экспортировать эти автомобили во Францию, страны Персидского залива и СНГ (в том числе в Россию и Украину). В июне 2000 г. французская группа «PSA» (Пежо-Ситроен) провела переговоры с иранскими автомобилестроительными компаниями, в ходе которых стороны договорились о расширении сотрудничества в области совместного производства узлов и деталей для легковых автомобилей. В октябре 2000 г. в иранских СМИ появилось сообщение о том, что иранская компания «Шахаб ходроу» в целях увеличения объема производства и повышения качества своих автобусов приняла решение продать 35% своих акций французской компании «Рено».

Кроме сферы автомобилестроения развивается сотрудничество между двумя странами в области нефтехимии, развития водного хозяйства, канализационных систем и экологии, расширяется инвестиционное сотрудничество в нефтегазовой отрасли.

Стороны договорились, что французская компания «Технип» будет участвовать в строительстве крупного комплекса по производству этилена в специальной энергетической зоне Асалуе. Стоимость проекта составляет 200 млн. евро. При содействии французских компаний осенью 2000 года было введено в строй предприятие по производству параксилена в специальной экономической зоне Бандар Имам Хомейни.

В нефтегазовой отрасли продолжается сотрудничество с французской компанией «Тотальфина-Эльф», которая занята в проектах разработки нефтяных месторождений «Сирри А и Е», «Балал», «Доруд», 2-й и 3-й стадий на газовом месторождении «Южный Парс» и подала заявки на участие в тендерах по ряду других перспективных нефтегазовых проектов. Другая компания «Газ-де-Франс» также готова участвовать в реализации иранских проектов.

В ноябре 2000 г. в Иране побывала представительная французская делегация (40 человек) во главе с президентом Объединения частных компаний Франции (МЕДЕФ) Ф. Париго. Стороны договорились об участии, в перспективе, совместными инвестициями в иранских проектах по совершенствованию инфраструктуры, очистке и утилизации отработанных промышленных и сточных вод, охраны окружающей среды и устранению загрязнений, развитию транспорта, нефтяной и нефтехимической промышленности.

Еще одним крупным партнером ИРИ из стран ЕС является Германия. Товарооборот с этой страной в 2000/2001 г. составил, по оценке, 1590 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт в Германию составил 500 млн. долларов, а импорт – 1090 млн. долл. Как видно из этих показателей, объем торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Германией в 2000 г. несколько сократился (258 млн. долл.). Представляется, что одной из причин снижения товарооборота является политическая, связанная с обвинениями ИРИ в нарушениях прав человека в этой стране. Даже визит президента Ирана С.М.Хатами в Германию (июль 2000 г.) не смог снять некоторую напряженность в политических отношениях между двумя странами и сохранить торгово-экономические отношения на уровне 1999 г.

Тем не менее, Германия оставалась в 2000/2001 г. для Ирана одним из основных поставщиков инвестиционного и разрозненного оборудования, металлопродукции, химических товаров и электроприборов, покупая, в свою очередь, в Иране сырую нефть, текстиль и традиционные иранские товары: ковры ручной работы, фисташки, икру, кишки. На долю сырой нефти в иранском экспорте в Германию в стоимостном выражении приходится около 30%.

В основном торгово-экономическое сотрудничество между Ираном и Германией ведется в области промышленности, развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Германские компании участвуют в реализации проектов нефтехимии, энергетики, газовой отрасли, аграрном секторе и в новых проектах в рамках 3-го пятилетнего плана экономического развития ИРИ.

В марте 2000 г. был введен в эксплуатацию завод по производству метанола на о. Харк, построенный при техническом содействии германских компаний, поставивших иранской стороне современное оборудование и передавших технологию. Германская компания «Тиссен Крупп» будет участвовать в строительстве крупнейшего нефтехимического предприятия по производству полиэтилена высокого давления в специальной экономической зоне Бандар Имам Хомейни.

Финансирование проекта стоимостью около 500 млн. долл. будет осуществляться с помощью кредитов «Дойче Банка». Германские компании участвуют в международном Германо-Японо-Южнокорейс-ком консорциуме, занятом в строительстве нефтехимического комплекса в г. Керманшах.

Германская компания «Линде» совместно с иранской компанией «Нарган», будет участвовать в строительстве завода по сепарации газа в районе газового месторождения «Южный Парс». Стоимость проекта 168 млн. долл. Финансирование и поставку оборудования берется обеспечивать компания «Линде». Компания «Линде» также намерена участвовать в строительстве крупнейшего в Иране предприятия по производству этилена. Стоимость проекта 333 млн. долл. США. Есть сообщения, что германские компании «МАН» и «ДИМАГ» заявили о своем участии в тендере по проекту строительства в Иране завода по производству турбокомпрессоров для перекачки газа по трубопроводам.

Налаживается сотрудничество между судо- и автомобилестроителями двух стран. Выше уже упоминалось соглашение с Германией о строительстве 6 судов-контейнеровозов, а также о закупке 20 локомотивов у компании «Сименс». К этому следует добавить еще сообщение о подписании контракта между иранской автомобилестроительной компанией «Мехвар ходроу» и германо-американской компанией «Даймлер-Крайслер». По этому контракту в Иран будут поставляться шасси для различного вида автотехники грузоподъемностью от 2 до 13 тонн.

В октябре 2000 г. в Иран приезжал министр экономики Германии В.Мюллер, которого сопровождали более 40 представителей деловых кругов. Члены делегации встречались с руководителями министерств экономики и финансов, нефти, энергетики. В ходе переговоров германские бизнесмены проявили интерес к инвестициям в различные проекты в Иране. В свою очередь, министр экономики и финансов ИРИ Х. Намази пригласил германские компании к активному участию в проектах 3-го пятилетнего плана развития и в программе приватизации ряда отраслей экономики страны.

Одновременно с визитом германской делегации в Иран страховая компания «Гермес», занимающаяся страхованием контрактов германских экспортеров, заявила о своей готовности страховать все контракты с Ираном, заключаемые в сфере энергетики и, таким образом, способствовать развитию экономического сотрудничества между Германией и Ираном.

Еще раньше, во время визита президента ИРИ С.М. Хатами в Германию (июль 2000 г.) канцлер ФРГ Шредер заявил, что германская страховая компания «Гермес» увеличит потолок страхового покрытия экспорта ФРГ в ИРИ с 200 млн. до 1 млрд. немецких марок (около 300 млн. евро). И далее, в случае более широкого участия немцев в иранских программах, этот потолок может быть поднят еще выше.

Крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 году была Южная Корея. Товарооборот с этой страной составил, по оценке, 3760 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт достиг 2390 млн., а импорт 1380 млн. долл. Рост товарооборота между двумя странами, по сравнению с предшествующим 1999 годом (2318 млн. долл.) составил 162,2%, в том числе по иранскому экспорту – 159,3% и по импорту – 168,7%.

Стоимость ненефтяных товаров в иранском экспорте в Южную Корею в 2000 г., представленном нефтехимическими продуктами, металлами, минеральным сырьем, коврами и сельхозпродуктами, составила 231 млн. долларов (9,7%). Остальные 90,3% иранского экспорта приходятся на поставки сырой нефти. Объем этих поставок составлял, в среднем, 210 тыс. баррелей в сутки. В то же время Иран импортировал из Южной Кореи морские суда, промышленное и энергетическое оборудование, запасные части, химические товары и электронную аппаратуру.

Среди внешнеторговых партнеров Ирана в 2000/2001 году Южная Корея заняла первое место. Основными сферами внешнеэкономического сотрудничества между двумя странами являются энергетика, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, металлургия и нефтегазовая отрасль.

Южнокорейские фирмы сотрудничают с Ираном в сооружении 10 тепловых электростанций комбинированного цикла, гидроэлектростанций «Масджеде Солейман» и «Готванд». Корейская компания «Ханджунг» выполняет заказ Ирана на производство 10 тепловых генераторов.

В нефтехимической отрасли корейские компании участвуют в реализации трех проектов стоимостью соответственно 389 млн., 30 млн. и 32 млн. долл. США.

В области судостроения: корейские компании «Хюндаи» и «Дэу» выполняют заказы для Ирана по строительству 25 сухогрузных судов и нефтеналивных танкеров. Общая стоимость заказов 1,4 млрд. долл. США. 15 судов уже построены и сданы Ирану.

В автомобилестроении: сооружаются производственные линии для сборки легковых автомобилей на иранских заводах «Сайпа» и «Иран ходроу». Стоимость проектов соответственно 32 млн. и 60 млн. долл.

В области металлургии: южнокорейские компании «Самсунг» и «Посеко» сотрудничают с Исфаганским металлургическим комбинатом в сооружении доменной печи и коксовых батарей. Ведутся работы по расширению мощностей этого предприятия (с 2,2 до 3,6 млн. т. стали в год) и комплекс мероприятий по охране окружающей среды.

В нефтегазовой отрасли: компания «Самсунг» участвует в строительстве вспомогательных объектов на 1-й фазе газового месторождения «Южный Парс» (стоимость проекта 200 млн. долл.), компания «Хюндаи» участвует в подрядных работах на 2-й фазе «Южного Парса» (стоимость контракта 1 млрд. долл.), компания «Дайлим» занята в проекте строительства завода по переработке газа (стоимость проекта 287 млн. долл.).

На состоявшемся в октябре 2000 г. в Сеуле 8-м заседании межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству между Ираном и Южной Кореей, а также в ходе последующего обмена высокопоставленными экономическими и промышленными делегациями, стороны наметили пути дальнейшего развития и новые перспективы в сотрудничестве между двумя странами. Южнокорейская сторона заявляет о своей готовности активно участвовать в реализации проектов 3 пятилетнего плана развития ИРИ и, в первую очередь, в инвестировании проектов энергетики, нефтехимии, металлургии и производства узлов и деталей для автомобилей.

Другим крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 г. была Япония. Товарооборот с ней составил, по оценке, 3062 млн. долларов США, в том числе иранский экспорт 2552 млн. долларов и импорт – 510 млн. долларов.

Основную долю иранских товаров, поставляемых в Японию, составляет сырая нефть (95%). В тоже время структуру иранского импорта из Японии содержит, в основном, промышленное оборудование, средства связи, аудио- и видеотехника, медицинское оборудование, технологии и техническое содействие.

Японские компании участвуют в реализации иранских проектов в сферах энергетики (ГЭС «Карун»), транспорта, нефтехимии (нефтехимические комплексы в портах Бандар Имам Хомейни и Асалуе) и других областях экономики. Кроме того, они проявляют интерес к проектам развития в специальных экономических зонах Ирана.

Япония согласилась страховать те экономические проекты Ирана, которые будут осуществляться совместно иранскими и японскими компаниями. В первую очередь, речь идет о проектах сельского хозяйства и защиты окружающей среды.

В феврале 2000 г. в Министерстве промышленности и внешней торговли Японии приняли решение возобновить страхование торговых среднесрочных сделок своих компаний с Ираном.

Согласно решению, будут страховаться контракты со сроком исполнения более одного года. Первым проектом, подпадающим под это решение, является оборудование системой связи 1200 км участка железной дороги Тегеран-Бандар Аббас. Стоимость проекта, в котором участвует японская фирма «Марубени», составляет 5 млн. долл.

Визит президента Ирана С.М. Хатами в Японию (ноябрь 2000 г.) открыл широкие перспективы для развития внешнеэкономических отношений между двумя странами. Если до этого визита торговые связи ограничивались традиционной куплей-продажей сырой нефти, то после состоявшихся переговоров, по мнению сторон, открываются новые горизонты сотрудничества с участием японских компаний в нефтегазовых проектах Ирана. Японцы будут принимать активное участие в освоении нефтегазового рынка ИРИ, включая проекты по разведке, добыче и производству углеводородов. Это подтверждает и решение японской стороны предоставить Ирану кредит на сумму 3 млрд. долл. для обеспечения проектов в нефтегазовой отрасли ИРИ. Японским компаниям будет предоставлен приоритет в проведении переговоров по участию в разработке иранского нефтяного месторождения «Азадеган», а также в других проектах, включая проекты по разработке газового месторождения «Южный Парс».

Стороны будут развивать сотрудничество и в других сферах. Японская компания «Мазда» намерена участвовать в производственных программах иранских автомобилестроительных компаний «Парс ходроу» и «Нисан» по производству двухкабинных легковых и полугрузовых автомобилей. Это сотрудничество не будет ограничиваться только сборкой автомобилей, но охватит и совместное производство узлов и деталей к ним. Достигнуты договоренности о дальнейшем расширении сотрудничества между частными и государственными секторами обеих стран.

Япония заявила о своей готовности возобновить прерванное ранее кредитование ряда иранских проектов. Было подписано соглашение между ЦБ Ирана и Кооперативным банком Японии о предоставлении Ирану страховых экспортных кредитов на общую сумму 600 млн. долл. по четырем нефтехимическим проектам, а также по проектам строительства сталелитейного комплекса «Ардакан» и систем связи для иранских железных дорог.

Еще одним крупным, заметно прогрессирующим торговым партнером Ирана на Востоке является Китай. Товарооборот с ним в 2000 году вырос на 25,7% и составил, по оценке, 1816 млн. долл. США. Рост товарооборота произошел, в основном, за счет иранского экспорта в Китай (+ 64%), который достиг в 2000 г. 1124 млн. долл. Импорт вырос на 4,4% и составил 692 долларов.

Иранский экспорт в Китай состоял, в основном, из поставок сырой нефти и нефтепродуктов, химической и нефтехимической продукции, пластмасс, руд цветных металлов (медь, хром и нерудные минералы) и ряда товаров традиционного иранского экспорта.

Иранский импорт из Китая был представлен, в основном, поставками метровагонов и электрооборудования для метро, судов для торгового флота, промышленного и электронного оборудования, ткацких станков, красителей, каменного угля и инженерно-технических услуг.

Китайские фирмы участвуют в реализации многочисленных проектов в Иране, крупнейшими из которых являются: Тегеранское метро, строительство цементных заводов, гидро- и теплоэлектростанций, комбината по производству ферросплавов в г. Бандар Аббас. Китайскими и иранскими специалистами ведется строительство медеплавильного завода в Хатунабаде (провинция Керман) и модернизация цинкового завода в Бафке (провинция Йезд).

Китай стоит в первых рядах стран, оказывающих Ирану большую финансовую поддержку, вложил уже более 1 млрд. долл. в различные иранские проекты и заявляет о своей готовности предоставить Ирану новые кредиты. В декабре 2000 г. экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк) подписал с Китайской корпорацией по экспорту-импорту оборудования соглашение об открытии кредитной линии в размере 133 млн. долл. для финансового обеспечения строительства в Иране ГЭС Азербайджан.

В марте 2000 г. консорциум в составе Китайской государственной национальной компании (КТНК) и китайской нефтяной компании «Синопек» с участием швейцарской посреднической компании «Витол» подписал с Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) контракт на строительство нефтепровода г. Нека (иранский порт на Каспии) – Тегеран и техническое переоборудование двух нефтеперерабатывающих заводов в Тегеране и Тебризе. Нефтепровод предназначается для транспортировки среднеазиатской сырой нефти и её переработки на названных НПЗ. Длина нефтепровода 336 км. Сумма контракта между консорциумом и ИННК составила 150 млн. долл. Работы по реализации проекта планировалось завершить в течение 24 месяцев с даты подписания контракта.

Китайская фирма «C.M.I.C.» занята поставками оборудования для доменных печей на металлургическом заводе в г. Мейбад (провинция Йезд) и на строящемся Западном металлургическом заводе в г. Асадабад (провинция Хамадан).

В июне 2000 г. состоялся визит президента ИРИ С.М. Хатами в Китай, во время которого помимо ирано-китайского политического заявления был подписан пакет документов о дальнейшем расширении сотрудничества в энергетике и различных отраслях промышленности. Был также подписан меморандум о сотрудничестве в нефтяной и газовой отраслях, в котором стороны предусматривают возможности сотрудничества в организации экспортных поставок в Китай иранского сжиженного природного газа, строительства в Китае для Ирана больших нефтяных танкеров, разведки и разработки иранских нефтяных месторождений. В документе намечается модернизация и реконструкция иранских НПЗ и нефтехимических комплексов, а также увеличение объемов экспорта в Китай иранской нефти. Кроме того, китайская сторона согласилась принять участие в строительстве и оборудовании 4-й линии Тегеранского метро, которое должно начаться в 2002 г. Китайская сторона инвестирует на этот проект 500 млн. долл. США.

Многие компании из других зарубежных стран также в последнее время проявляют интерес и активно включаются в реализацию различных иранских проектов. Причем, в ряде проектов могут участвовать компании из нескольких стран.

Например, по сообщению иранских СМИ, в инвестировании проектов по сооружению плотин «Дастур» и «Моласадр», а также оросительной системы в провинции Керман будут участвовать компании из нескольких европейских стран и Китая. В проекте строительства нефтехимического комплекса в г. Керманшах заняты компании из Южной Кореи, Японии и Германии. О своем желании участвовать в этом проекте заявили инвесторы из Италии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Сингапура, Филиппин, а также инвесторы иранского происхождения, проживающие за рубежом. В августе 2000 г. Министерство рудников и металлургии ИРИ подписало с Австро-Швейцарским консорциумом в составе швейцарской «АББ» и австрийской «ИВИКОМ» контракт на строительство в Иране двух заводов по производству феррохрома. На заводе будет смонтировано полностью автоматическое оборудование фирмы «Манесман-Дамаг». Два неназванных швейцарских инвестора участвуют в проекте разработки залежей хромита на месторождении Абаде в районе г. Сурмаг (провинция Фарс). Объем инвестиций швейцарской стороны – 47 млн. долл. США.

Ряд стран, заинтересованных в сотрудничестве с Ираном, открывают кредитные линии и повышают страховые суммы для поддержки своих экспортеров и инвесторов, работающих с иранскими партнерами. Помимо уже упоминавшихся страховых компаний «САЧИ» (Италия) и «Гермес» (ФРГ) с Ираном работает также Испанская компания по страхованию экспорта. В конце 2000 г. Британский государственный департамент кредитов заявил о возобновлении страхования торговых операций с Ираном. Одновременно было подписано соглашение между Иранским банком развития экспорта и Лондонским инвестиционным банком (HSBC) об открытии HSBCспециальной кредитной линии в размере 500 млн. долл. США для финансового обеспечения проектов в Иране. Страхование будет обеспечиваться из разных источников, в том числе такими страховыми компаниями, как «Гермес», «САЧИ», французская «Кофас» и Департаментом страхования экспортных кредитов Великобритании.

Большинство партнеров ИРИ из группы промышленных стран представляют для Ирана большой интерес как потенциальные инвесторы иранских проектов, в первую очередь в нефтегазовой, нефтехимической и энергетической отраслях.

Несмотря на продление действия экономических санкций против Ирана, многие крупные международные компании в 2000/2001 г. значительно активизировались в налаживании сотрудничества с Ираном, в первую очередь, в приоритетных нефтегазовой и нефтехимической отраслях.

К французской компании «Тотальфина-Эльф», малазийской «Петронас» и российскому «Газпрому», занятым в разработке 2-й и 3-й очередей газового месторождения «Южный Парс», англо-голландской «Роял Датч Шелл», итальянской «ЭНИ-Аджип» и другим добавились в 2000 г. такие фирмы, как китайские «Синопек» и Китайская государственная национальная компания, норвежские «Норск Гидро АСА» и «Статойл», британские «Интерпрайз Ойл» и «Бритиш Газ» и др.

В апреле 2000 г. между Иранской национальной нефтяной компанией и девятью иностранными компаниями было достигнуто соглашение об участии этих компаний в 25-ти летней программе по изучению месторождений и объемов запасов газа в Иране. В соглашении принимают участие английские компании «Лаемо», «Бритиш Петролеум» и «Бритиш Газ», англо-голландская «Шелл», французские «Газ-де-Франс» и «Тотальфина-Эльф», итальянская «ЭНИ-Аджип», малайзийская «Петронас» и австралийская «Би Эйч Пи».

Российские компании также находят пути для участия в иранских нефтегазовых проектах. Как уже отмечалось выше, ОАО «Газпром» участвует в составе международного консорциума в разработке газового месторождения «Южный Парс». В последнее время ОАО «Газпром» проявляет интерес к проекту строительства газопровода из Ирана в Индию. Российские компании «Зарубежнефть», «Стройтрансгаз», «Славнефть», «Роснефтегазстрой», АО «Нова» (г. Новокуйбышевск Самарской обл.) зарегистрировали свои представительства в Тегеране и подключаются к участию в иранских нефтегазовых проектах.

В ряду важнейших торгово-экономических партнеров Ирана Россия поднялась в 2000/2001 году на 10-е место (с 12-го в 1998–1999 и 1999/2000 гг.). Товарооборот между Ираном и Россией составил 680 млн. долларов США, в том числе иранский экспорт – 53 млн. долларов и импорт из России – 627 млн. долларов. Общий объем торгово-экономического сотрудничества двух стран (с учетом инвестиций «Газпрома» в сумме 215,3 млн. долл.) достиг 895 млн. долл.

Несмотря на значительное сокращение в предыдущие годы поставок спецтехники по линии «Росвооружения» (по секретному соглашению «Гор – Черномырдин»), а также на прекращение поставок комплектного оборудования по линии «Технопромэкспорта» в связи с завершением выполнения контрактов по строительству ТЭС, объем российского экспорта в ИРИ превысил уровень 1999 г. на 49%. Рост российского экспорта произошел, в основном, за счет увеличения объема поставок сырьевых товаров (металлов, древесины, бумаги, химтоваров), доля которых в общем объеме составила более 60%.

Объем поставок разрозненного оборудования, машин и транспортных средств также значительно увеличился в стоимостном, однако его процентная доля в экспорте практически не изменилась.

Российский импорт из Ирана, который оценивается в 53 млн. долл., составляют, большей частью, продовольственные товары: томат-паста, соки, консервы, сухофрукты, а также рудные концентраты, моющие средства, сантехника и др.

Наиболее важными событиями в российско-иранских отношениях в 2000/2001 году стали 3-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, подписание межправительственного соглашения по развитию транспортного коридора «Север-Юг», переговоры председателей Центральных банков двух стран и подписание межбанковских соглашений, а также принятие российской стороной политического решения о продолжении российско-иранского военно-технического сотрудничества. Хотя все эти события еще не в полной мере успели привести к прямому увеличению товарооборота между странами, несомненно, то, что в ближайшие годы они могут стать определяющими положительными факторами, влияющими на дальнейшее развитие внешнеэкономических связей двух стран.

3-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству после неоднократного переноса сроков проведения, состоялось в октябре 2000 г. в Москве и завершилось подписанием Протокола. Во время работы Комиссии, глава иранской части – министр нефти Б. Зангане провел встречи с руководством министерств и ведомств России и был принят Председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым. Результатом работы комиссии стало подробное рассмотрение состояния взаимных связей в различных отраслях и определение приоритетных направлений развития сотрудничества.

Одним из главных объектов российско-иранского сотрудничества является строительство атомной станции «Бушир-1», которое продолжается, несмотря на давление со стороны США. В последнее время ЗАО «Атомстройэкспорт» удалось несколько сократить отставание в сроках строительства (с 17 месяцев до 12). Сейчас на стройке работает около 3,5 тыс. человек, в том числе примерно 1.5 тыс. российских специалистов. (По состоянию на 31.12.2001 года было освоено около 57% валютной части контрактной стоимости строительства станции). Во время заседания МПК стороны договорились в течение 6-ти месяцев рассмотреть возможность выполнения проекта Бушир-2 или начала строительства новой АЭС, а также поручили Министерству РФ по атомной энергии и Организации по атомной энергии Ирана разработать долгосрочную программу сотрудничества двух стран в области мирного использования атома.

Хорошие традиции сохраняет российско-иранское сотрудничество по строительству теплоэлектростанций. В начале 2000 г. состоялось официальное открытие третьей очереди ТЭС «Рамин», построенной при участии «Технопромэкспорт». В настоящее время это российское объединение ведет переговоры об участии в реализации проектов 10-летней Программы развития энергетики Ирана, в том числе о строительстве ТЭС «Табас» и обустройстве угольного месторождения.

Наиболее перспективным направлением в ближайшие годы может стать сотрудничество в нефтегазовой отрасли. В 2000/2001 г. заметно увеличилась активность российских нефтегазовых компаний по проникновению на иранский рынок.

АО «Стройтрансгаз» подписало контракт на участие в сооружении газопровода Асалуйе-Канган длиной 72 км и в настоящее время ведет переговоры об участии в тендере по строительству газовой компрессорной станции и разводке трубопроводов на месторождении «Ага-Джари». Это же объединение и РВО «Зарубежнефть» приглашены к долевому участию в проектах по освоению 6-й, 7-й и 8-й фаз месторождения «Южный Парс». Кроме того, «Зарубежнефть» ведет переговоры об участии в разработке нефтяных месторождений «Муган-1» и «Муган-2» (провинция Ардебиль), а также обсуждает с «Иранской офшорной компанией» условия участия в субподрядных работах на нефтяном месторождении «Хангам», расположенном в Персидском заливе в 20-ти км от о. Кешм.

Российско-белорусская компания «Славнефть» в мае 2000 г. подписала контракт на исполнение пилотного проекта по гидроразрыву пластов на скважинах в районе г. Ахваз. В случае успешного выполнения контракта, компании «Славнефть» будет передано еще около 40 скважин для выполнения подобных работ.

Российское АО «Татнефть» сотрудничает с Иранской национальной буровой компанией в проведении ряда сейсморазведочных работ на месторождениях в районе г. Ахваз, а также ведет переговоры по месторождениям Муган-1 и Муган-2.

Компания «Лукойл» завершает переговоры по своему участию в обустройстве нефтяного месторождения «Хешт».

Деловые переговоры в Иране проводили также компании «Транс-нефть», «ТНК», «Сургутнефтегаз», «Транс Нафта» и др.

Основными факторами, сдерживающими развитие российско-иранского нефтегазового сотрудничества, являются наличие мощной конкуренции со стороны западных компаний, пользующихся широкой поддержкой своих правительств и госструктур (в том числе и организаций, обеспечивающих страховое покрытие рисков), а также ограниченные возможности российских компаний по финансовому обеспечению своего участия в проектах (прямые инвестиции, привлечение средств международных банковско-финансовых институтов).

Первой, и пока единственной, российской нефтегазовой компанией, участвующей в финансировании развития экономических проектов в Иране остается ОАО «Газпром». Общий объем инвестиций «Газпрома» за два последних года достигнет 325,3 млн. долл. Кроме того, как уже отмечалось, «Газпром» выразил желание участвовать в строительстве и финансировании газопровода между Ираном и Индией, Ираном и Арменией.

Важным шагом в развитии российско-иранского сотрудничества в области транспорта стало подписание 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге во время работы 2-й международной евроазиатской конференции по транспорту Межправительственного соглашения между Россией, Ираном и Индией по развитию транспортного коридора «Север-Юг». Потенциальными участниками этого соглашения являются также Казахстан, Туркмения, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Малайзия и Индонезия. По прогнозам Минтранса России, через коридор «Север-Юг» к 2010 г. может проходить ежегодно 80–100 тыс. контейнеров. Россия и Иран придают большое значение этому проекту, поскольку успешное развитие коридора позволит привлечь к нему значительные транзитные грузопотоки, что приведет к немалым экономическим выгодам, а также к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры обеих стран.

Логическим продолжением работы МПК стали переговоры в Москве Председателей Центральных банков двух стран, в ходе которых были достигнуты договоренности о развитии межбанковских связей, в том числе и об открытии в ближайшее время отделения иранского банка «Мелли» в Москве. Кроме того, «Внешторгбанк» и Центральный банк ИРИ подписали Меморандум, которым предусматривается подготовка указанными банками «Соглашения об организации расчетов по экспортно-импортным операциям между внешнеторговыми организациями двух стран».

Главным образом из-за дефицита финансирования, в 2001 г. снизилась активность сторон по обсуждению совместного проекта по строительству в Иране самолета ТУ-334. Однако использование в Иране на условиях лизинга российской авиатехники продолжается активно.

Одним из новых направлений сотрудничества могло бы стать производство в Иране российских маневровых тепловозов. В/О Станкоимпорт» подписало контракт на поставку 10 тепловозов в сборе и организацию производства в Иране 12 тепловозов. Однако иранская сторона задерживает открытие аккредитива и тем самым ставит под угрозу выполнение контракта.

В 2001 г. получили дальнейшее развитие российско-иранские контакты по линии малого и среднего предпринимательства. В январе в рамках ирано-российской торговой палаты состоялся семинар по вопросам активизации торговых связей представителей частного бизнеса двух стран. В работе семинара приняли участие представители около 300 иранских фирм.

В сентябре 2000 г. в Астрахани состоялось 5-е заседание Международного Совета «Деловой Каспий», в котором приняли участие торгово-промышленные палаты прикаспийских регионов России, Казахстана и Ирана, а также Ирано-российская торговая палата. Членами Совета «Деловой Каспий» от России являются торгово-промышленные палаты Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Самарской и Саратовской областей, а также Калмыкии и Дагестана.

В ноябре 2000 г. Иран посетила делегация «Фонда содействия развитию российско-иранского сотрудничества», в состав которой входили около 20 представителей деловых кругов России. Совместно с Ирано-российской торговой палатой был организован семинар, на котором прошел обмен мнениями о состоянии российско-иранских связей. Были проведены также многочисленные переговоры членов делегации с представителями иранского частного бизнеса.

Дальнейшее развитие получили межрегиональные связи двух стран. Наиболее активно развивались отношения Республики Коми с провинцией Мазандаран, Кировской области с Восточным Азербайджаном, г. Санкт-Петербург с провинцией Исфаган, Астраханской области с провинциями Гилян и Мазандаран. Прошел обмен делегациями указанных регионов, подписан ряд протоколов и соглашений о сотрудничестве. Состоялась выставка иранских товаров в г. Сыктывкар, а предприятия Кировской области приняли участие в международной выставке в г. Тебриз.

Продолжали налаживать взаимовыгодные связи с Ираном и другие российские регионы: Волгоградская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская области, Ставропольский край, а также республики Дагестан, Калмыкия, Татарстан. Изъявили также желание развивать межрегиональное сотрудничество Курская, Московская, Пензенская, Псковская области, Республика Мордовия.

В отношении новых возможностей расширения российского экспорта в Иран следует помнить, что в иранском импорте основные позиции занимает промышленное оборудование, и в первую очередь, для объектов энергетики, нефтегазовой и нефтехимической промышленности. С учетом того, что поставки такого оборудования, как правило, требуют и инженерно-технического обеспечения, эти отрасли Ирана представляются привлекательными для российских поставщиков соответствующего оборудования и услуг.

Однако, необходимо иметь в виду, что в последнее время практически все инвестиционные объекты в Иране предлагаются иностранным компаниям через тендеры и на таких условиях, как «бай-бэк», «файнанс» и «БОТ». То есть финансирование проекта возлагается на иностранного партнера. Все это необходимо знать российским экспортерам, предпринимателям и инвесторам. Без обеспечения источников финансирования со стороны российского предпринимателя, инвестора или экспортера, как и без государственной поддержки экспорта, успехи на иранском рынке товаров и услуг, а особенно на инвестиционном рынке становятся проблематичными.

В то же время, иранский товарный рынок является довольно емким. Помимо энергетического, нефтегазового и горно-металлургического промышленного оборудования Иран остро нуждается в транспортных средствах (суда, локомотивы, самолеты), ряде химических товаров, металлопрокате и продовольственных товарах (пищевые масла, пшеница, ячмень, сахар), различных сырьевых товарах и полуфабрикатах. Несмотря на то, что Иран – нефтепроизводящая страна, его нефтеперерабатывающие мощности не позволяют обеспечить себя полностью такими нефтепродуктами, как бензин и дизтопливо. Иран вынужден частично покрывать их дефицит за счет закупок в зарубежных странах.

Помимо товарного импорта и услуг иранское правительство большой интерес проявляет к закупке современных технологий по различным отраслям экономической деятельности.

Таким образом, Иран представляется для российских экспортеров достаточно перспективным рынком.

В 2001 г. Иран продолжал проводить политику, направленную на всестороннее развитие отношений с государствами     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иерархическое устроение семьи
Реферат Технология переработки дикорастущих грибов семейства сыроежковые род млечник Lactarius
Реферат Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности
Реферат Типовые компоновки роботизированных технологических комплексов РТК сборки
Реферат Women In Sports Essay Research Paper Women
Реферат Еволюція грошових систем та види грошей
Реферат Статус та основні функції сільського, селищного, міського голови
Реферат 001 Старая собака
Реферат Бюракратия как социальный феномен
Реферат Гибель человека
Реферат Анализ трудовых ресурсов на предприятии
Реферат Babe Ruth Essay Research Paper 18951948The crowd
Реферат Биологические экскурсии в зеленых зонах города Твери
Реферат Теория поведения потребителя
Реферат I. 70-летие воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской Советской Социалистической Республикой Введение