3
Содержание
1.1 Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг.
Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования производства.
Разнообразие природно-климатических условий и высокий уровень обеспеченности природными ресурсами обусловили относительную замкнутость СССР по отношению к мировому рынку.
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости показывает, что в республиках Союза значительный удельный вес в валовой добавленной стоимости занимала промышленность и сельское, лесное, рыбное хозяйство.
Доля промышленности колеблется от 0,203 в Казахстане до 0,392 в Беларуси. Среди стран СНГ Молдова выделяется тем, что у неё самая высокая доля сельского, лесного, рыбного хозяйства и самая низкая доля строительства и услуг.
Союзные республики были индустриально-аграрными странами с преобладающим развитием промышленности и сельского, лесного, рыбного хозяйства. При этом сложились определённые направления специализации государств.
Армения, Беларусь, Россия, Украина обладали наиболее развитым машиностроением, удельный вес которого в их промышленном производстве в 1990 году колебался от 0,303 в России до 0,342 в Беларуси.
Грузия, Молдова, Азербайджан специализировались на производстве продукции пищевой промышленности, доля которой достигала 0,374 в Грузии.
Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан характеризуются высоким уровнем развития лёгкой промышленности: от 0,274 в Кыргызстане до 0,422 в Туркменистане Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. - М.: Юристъ. - 1997. - С. 23.
Энергетической базой СССР были в основном нефтегазовая промышленность России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, угольная и металлургическая промышленность России, Украины, Казахстана.
Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также промышленности стройматериалов имелись во всех республиках СССР.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность была сконцентрирована в России и Беларуси.
Глубокая отраслевая специализация обусловила в каждом из государств высокую долю продукции, производимой для других республик и получаемой из них.
Большая часть ввозимой в республики продукции поступала из других республик СССР, а на импорт же приходилось в среднем 0,22 части всего ввоза.
Если в среднем по республикам доля межреспубликанского вывоза продукции промышленности составила 0,28, то доля вывоза сельскохозяйственной продукции - лишь 0,41.
Во ввозе ситуация аналогична. Средняя доля межреспубликанского ввоза промышленной продукции составляла 0,29, а доля сельхозпродукции - лишь 0,024.
Таким образом, страны будущего СНГ при слабой связи с мировым рынком в основном обменивались между собой промышленной продукцией. В этих поставках особое место занимала продукция отраслей специализации.
Анализ структуры производства в союзных республиках и его взаимозависимости в рамках единого хозяйственного комплекса накануне распада СССР позволяет сделать следующие выводы:
1. Производство в республиках имело высокоразвитый индустриально-аграрный характер и обладало глубокой отраслевой специализацией, сложившейся за десятилетия совместного развития.
2. Несмотря на высокий уровень интегрированности, в каждой из союзных республик осуществлялся собственный воспроизводственный процесс, основанный на использовании имеющегося экономического потенциала и ставший в дальнейшем фундаментом их суверенитета.
3. Хозяйства республик в значительной мере взаимно дополняли друг друга и были слабо связаны с мировым рынком. В связи с этим разрыв межреспубликанских связей в результате распада СССР привёл, с одной стороны, к уменьшению спроса на продукцию, производимую в странах СНГ, и увеличению спроса на импортную продукцию, а с другой стороны, к снижению ресурсного обеспечения производства, то есть стал одним из основных факторов экономического спада.
1.2 Экономические реформы в государствах-участниках СНГ
После образования новых суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское пространство оказалось подверженным глубокой экономической трансформации.
Если стартовая нормативная база, как наследство СССР, была примерно одинаковой, то в результате нового законотворческого процесса в государствах СНГ наметились, а затем и закрепились существенные различия в экономической стратегии. Переход к рыночным отношениям осуществляется по разным сценариям и с разной степенью интенсивности.
Тем не менее в методах и целях проведения экономических реформ можно выделить следующие общие направления:
1. Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав, создание конкурентной среды.
2. Аграрная реформа - перемещение центра тяжести производства сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства, изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и уточнение производственного профиля.
3. Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других видов деятельности.
4. Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения товарного дефицита.
5. Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и фондовых рынков.
6. Обеспечение конвертируемости национальных валют.
7. Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения. - 2001. - С. 38.
В ходе преобразований создавались и обеспечивались:
1. Механизм банкротств и антимонопольного регулирования.
2. Меры по социальной защите и регулированию безработицы.
3. Антиинфляционные меры.
4. Меры по укреплению национальной валюты.
5. Пути и способы интеграционного экономического развития.
К 1997 году завершился процесс становления национальных денежных систем стран Содружества. В 1992 году вошли в обращение новый российский рубль и украинский карбованец, в 1993 - армянский драм, белорусский рубль, грузинский купон, казахский тенге, киргизский сом, молдавский лей, туркменский манат, узбекский сум-купон, в 1994 - азербайджанский манат и узбекский сум, в 1995 - грузинский лари и таджикский рубл, в 1996 - украинская гривна.
В 1994 году практически во всех странах Содружества имело место снижение курсов национальных валют по отношению к российскому рублю. В результате проведения жёсткой денежно-кредитной политики национальными банками Кыргызстана и Молдовы оставались относительно стабильными киргизский сом и молдавский лей. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове.
К концу 1996 года тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины.
Произошли значительные изменения в структуре финансовых ресурсов. В большинстве стран Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете, и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектов и населения.
Во всех странах СНГ существенно изменились функции и структура государственных бюджетов. В составе доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.
Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с разной степенью интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений составила в Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане - 0,58, Армении - 0,42, Грузии - 0,29, Узбекистане - 0,16, Казахстане - 0,13. В то же время эти показатели незначительны в Беларуси - 0,07, Молдове - 0,06, России - 0,02, Украине - 0,007. Когда речь идёт об иностранных инвестициях всегда следует помнить, что они не только стимулируют национальную экономику к росту, но и приводят к частичной переориентации права собственности на результаты производства в пользу иностранных инвесторов, что непосредственным образом редуцирует национальную независимость и самобытность, превращает национальную экономику в наёмного работника иностранного инвестора, который будет довольствоваться только заработной платой, но никогда не будет полноценно участвовать в прибыли и выработке и реализации собственной экономической политики.
По линии 23 федеральных министерств и ведомств США на осуществление 215 двусторонних программ помощи республикам бывшего СССР было ассигновано 5,4 млрд. долларов. Кроме того, 10 млрд. долларов было выделено на программы предоставления бывшим советским республикам займов, гарантий кредитов и страхование финансовых ресурсов. В пересчёте на душу населения самую большую финансовую помощь США получили Армения, Грузия, Кыргызстан. Необходимо отметить, что значительная часть средств из общих 10 млрд. долларов, ассигнованных на кредитные программы помощи, в действительности была получена американскими компаниями в результате оплаты их товаров и услуг бывшими республиками СССР.
Стремление уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США распространить государственные программы стимулирования и защиты национального капитала на американские компании, действующие в странах СНГ. Прямую поддержку компаниям США в их зарубежной деятельности оказывает ОРIC (Overseas Private Investment Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в 1995 - около 2,8 млрд. долларов.
Институциональные преобразования.
В результате осуществляемых институциональных преобразований, пик которых в большинстве стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном секторе экономики в среднем по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в 1996 году, в частности в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28 части.
Одним из основных форм изменения отношений собственности в рассматриваемый период были разгосударствление и приватизация.
В структуре приватизированных предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится, как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий и объектов в общем числе приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части, Кыргызстане, России - 0,57-0,59, Украине - 0,66, Грузии - 0,79, Узбекистане - 0,85.
За рассматриваемый период ускорился процесс отделения хозяйственных функций от государства и передача их новым структурным образованиям, таким, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании, корпорации, банковские союзы, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий и организаций.
Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы.
Современная миграция имеет ряд специфических особенностей. Низка интенсивность миграции, что приводит к застойной безработице.
По разным оценкам, ежегодно мигрирует до 10 млн. человек, или 0,03 населения Содружества, что значительно ниже, чем в странах ЕС. Преобладает в основном миграция в Россию, включая потоки беженцев и вынужденных мигрантов.
За период 1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. По имеющимся прогнозам до 2005 года в Россию может переместиться ещё примерно 3 млн. человек, что должно учитываться при формировании общего рынка труда стран Содружества. Наибольший поток трудовых мигрантов идёт из Украины - 94 тыс. человек, Беларуси - 11 тыс., Грузии и Молдовы - по 7 тыс. человек ежегодно.
Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов социальной сферы Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге 21 века: почему не интегрируются страны СНГ. - М.: НП «Третье тысячелетие». - 2001. - С. 126.
Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.
Наблюдается заметное снижение численности студентов, прибывающих на учёбу из одних стран СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году - лишь 32500.
Законодательные акты в области образования переплетены с законами о языках, принятыми практически во всех странах Содружества. Объявление языка титульной нации единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы высшего образования на русском языке объективно создали трудности для проживающей в этих странах значительной части населения не титульной национальности, в том числе русскоговорящих. Установленные сроки для изучения государственных языков далеки от реальности, не учитывают той исключительной психологической ситуации, в которой неожиданно оказались миллионы людей.
В результате многие независимые государства успели настолько обособиться, что возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся.
Поэтому формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.
Государствам Содружества следует предпринять более энергичные шаги по развитию интеграционных процессов в научно-технологической сфере путём создания общей нормативно-правовой базы, подготовки и принятия межгосударственных программ, представляющих взаимный технологический интерес.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |