Муниципальноеобразовательное учреждение
Средняяобщеобразовательная школа №44
Экзаменационныйреферат по истории России
«КультураДревней Руси в 10-13 веках. Значение принятия христианства»
Выполнила учащаяся 11 Г класса
СтепаненкоОлеся
Проверила Бузина Е.В.
Волгоград 2005.
План.
1)Введение.
2)Славянское язычество.
3)Фольклор.
4)Религия
ü Возникновение христианства
ü Православие
ü Особенности вероучения православных.
ü Принятие христианства
5)Письменность
6)Литература
ü Летопись
ü «Слово»
ü «Житие»
ü «Поучение» и «Хождение»
ü «Моление»
7)Архитектура
8)Живопись
9)Значение принятия христианства.
10)Заключение.
Введение.
Для начала необходимо определить что такое культура. Культура(от лат. cultura) – возведение, воспитание, почитание. Слово «культура»принадлежит, наверное к числу наиболее часто встречающихся. Оно существуетпрактически во всех языках и употребляетсяв самых разных ситуациях. Споры среди учёных вокруг понятия культура ведутся уже ни одностолетие. Но до сих пор не выработано единого определения этого феномена. Хотянаметки на некоторое сближение всё-таки существуют: многие исследователиподошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления,связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По, существу, впонятие культура включают всё,создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, техническиеизобретения и научные открытия; язык, морали и политические системы;произведения искусства и способы общения людей и т.п.
Однако культура –это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развитияспособностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, атакже его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всемуокружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретнойисторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являютсяцели, возможности и способы распространения и использования культурныхценностей среди различных социальных слоёв.
Таким образом, культура-этоисторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданныхчеловеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов ихраспространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытиятворческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурноебытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия.
Культура нашего прошлого органически входит в жизньсовременного человека. Таким образом культура выступает и в качестве внешнеговыражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире,и как мир, творимый человеком.
Истоки русского национального художественного стиля теряютсяв глубине веков. Предпосылки его складывались задолго до принятия Русьюхристианства 10 веке.И хотя художественные формы часто были заимствованы,сначала в Византии, потом на Западе, русские, однако, эти формы всегданаполняли своим содержанием, что приводило к возникновению своеобразногохудожественного стиля. Такова, например, архитектура Киевской,Владимиро-Суздальской, Московской Руси, Новгорода и Пскова, искусствоиконописи, мjзаики и фрески. Таковыми стали «нарышкинское» и «голицинское барокко»,архитектура «петровского барокко», русский классицизм, русский ампир, модерн.Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связанно с теми жефакторами и условиями, которые оказывали влияние на формированиегосударственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизниобщества. Даже не то, чтобы Русь заимствовала художественные формы, она, скореевсего, умело синтезировала богатейшеекультурное наследие восточных славян,их опыт и верование, традиции и обычаи сэлементами культуры соседних стран, племён, народов.
Эта открытость и синтетичность русской культуры во многомопределили её своеобразие и неповторимость.
Славянское язычество.
Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имелопринятиехристианства.Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды иверования у восточных славян в «дописьменный»период, в эпоху язычества. Термин «язычество» — условный, егоиспользуют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм*, магия, тотемизм и др.), которые входят впонятие «ранние формы религии». Спецификой язычества является характер егоэволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него.Неизвестный русский автор «Слова обидолах» (12 век) выделил три основных этапа развития славянскогоязычества.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», то есть поклонялись злым идобрым духам, управлявшими стихиями (водными источниками, лесами, солнцем,температурой и т.п.). Это дуалистический** анимизм глубокой древности, когдалюди верили, что божество в образе духа живёт в различных предметах и явлениях, а животные, растения идаже скалы имеют свою бессмертную душу.
ВТОРОЙ ЭТАП:славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнениюБ.А.Рыбакова, Род-древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы — божества благополучия и плодородия.По представлениям древних, Род, находясь нанебе, распоряжался дождём и грозой, с ним связаны источники воды на земле, атакже подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово «урод»употреблялось в значении урожай.
А праздник Рода и рожаниц – праздник урожая. Попредставлениям славян, Род давал жизнь всему живому, отсюда целый рядпонятий: народ, природа, родня и др.
Очевидно, что Род олицетворяет собственно славянскую тенденциюперехода кмонотеизму***.С основанием в Киевеединого пантеона языческих богов, а также во времена двоеверия, значение Родаснизилось – он стал покровителем семьи, дома.
ТРЕТИЙ ЭТАП:славяне молились Перуну, то естьсложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, которыйпервоначально почитался богом грозы. Кроме упомянутых на разных этапах язычествау славян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуновскоевремя были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья — Сварожич ( бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, подательвсех благ), а также другие солнецные боги, носившие у разных племён другиеимена: Ярило, Хорс. Имена некоторыхбогов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий(ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлсяпокровителем скота и богом богатства, вероятно, потому что в те времена скотбыл основным богатством.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти игосударственности, Владимир Свтославич**** в 980 году попытался реформироватьязычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Русипантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги. Первенство виерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну,для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновитьчеловеческие жертвы. Состав Киевского пантеона раскрывает цели реформы:укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединениеплемён, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создатьединую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалисьуспехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства,не устраняло возможности традиционного поколения только своему, родоплеменному,божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права,соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.
*анимизм(от лат.anima, animus– душа, дух) – вера в души, духов. Одушевлениеприроды.
** дуализм (от лат.dualis-двойственность) – двойственность.
***монотеизм (от греч. Monos– один, единственный и teos– бог) – единобожие.
****Владимир 1 Святославич(?-1015) – с 969г. Князь Новгородский, с 980г. – великий князь Киевский.
Фольклор.
Письменные памятники свидетельствуют о богатстве т многообразииустного народного творчества – фольклора Древней Руси. Снезапамятных времён развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи,пастушеские, земледельческие); пословицыи поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки,часто хранящие следы древнейших магический представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческимпрошлым связано и происхождение сказок.И до нашего времени дошли и старинные народные сказки, и пословицы, и поговорки,и загадки… У устных преданий совсем другая жизнь, нежели у письменных. Какотмечал академик Борис Дмитриевич Греков (1882-1953), «в легендах могутбыть зерна истинной правды». Поэтому непременным условием аналитического исмыслового исследования исторических сказаний является отделение «зерен отплевел». Легенды о происхождении любого народа всегда хранились каквеличайшая духовная ценность и бережно передавались из уст в уста на протяжениивеков и тысячелетий. Рано или поздно появлялся какой-нибудь подвижник, которыйзаписывал «преданья старины глубокой» или включал их вподредактированном виде в летопись.
Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколенияв поколение «устную летопись»прошлого. Фольклорный материал лёг в основу летописи. Особое место в устномнародном творчестве занимали «старины» — былинныйэпос. Его возникновение относится к 9-10 векам. В нем отразилосьпредставление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой сталазащита страны от внешних врагов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, сДнепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями. В нихпо-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразилисьнравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событийповседневной жизни.
Но особенно плодотворным для формирования героическогобылинного эпоса оказался конец 10 века – время правления князя ВладимираСвятославича Святого. Его княжение стало «эпическимвременем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко – обобщённымобразом мудрого правителя. Любимыми былинныйми героями стали богатыри ИльяМуромец, Добрыня Никитич, Микула Селянович, Вольга.
Устное народное творчество продолжало развиваться и послепоявления письменной литературы. Русский эпос 11 – нач.12 веков обогащаетсясюжетами, посвящёнными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатораборьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине 12 –нач.13 века относится появление новгородских былин о «госте» Садко, богатомкупце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князеРомане, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.
Устное народноетворчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающихрусскую словесность, изобразительное искусство, музыку.
Религия.
Дать точное и однозначное определениерелигии невозможно. В науке таких определений (впрочем, как и определению «культура»)существует множество. Они зависят от мировоззрения тех учёных-философов,которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то онв большинстве случаев ответит: «Вера вБога». Это верно, но только отчасти… Если начать с термина «религия»…
Слово «религия» (re-ligio- латинский глагол) буквально означает связывание,повторное обращение (к чему-либо). Первоначально это выражение означалопривязанность человека, личности к чему-либо священному, постоянному и неизменному.
Слово «религия» вошло в обиход впервые века христианства и подчёркивало, что новая вера – это не дикоесуеверие, а глубокая философская и нравственная система. В дохристианскиевремена у разных народов понятие веры в богов и в благочестия обозначалисьдругими словами: «бага», «бхага», в славянских языках от этого корня произошлослово «Бог» (отсюда богатый – имеющий Бога, убогий – утративший его либонаходящийся около Бога).
По-видимому, реальные причины сменырелигии можно понять лишь в том случае, если рассматривать религию не простокак веру в сверхъестественное, а как, и это главное, — форму мировоззрения.Каждая религия пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мирвокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения.
Если открыть православный богословскийсловарь, то можно увидеть такое определение:
Религия – это взаимоотношение между Богом и человеком.
ü Возникновение христианства.
Христианство – великаямировая религия. Входе своего исторического развития она распалась на три большие ветви: православие, католичество и протестантизм,каждая из которых, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви.Несмотря на существенные различия между верующими этих течений и церквей, ихвсех объединяет вера в Иисуса Христа – Сына Божьего, пришедшего на Землю,принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося нанебо. На Земле живёт более миллиарда последователей христианства. И уже болеетысячи лет прошло с тех пор, как христианство в православной его формеутвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашейстраны христианство играло и играет по сей день исключительную роль.
Христианство зародилось в землях Древней Палестины. Государства древних евреев, Иудея иИзраиль, находились в состоянии затяжного кризиса и подвергались ударамвавилонян, персов, войск Александра Македонского. Изнутри их былое могуществоподтачивалось распрями, самоуправством правителей, неуемным стремлением жителейк обогащению. В середине 1 века до н.э. сюда пришли новые жестокие завоеватели– римляне, а земля древних евреев стала провинцией Римской империи. Еврейскийнарод оказался в своей значительной части разбросан по миру, а единственныйхрам иудеев в Иерусалиме был в конце концов разрушен до основания.
ü Православие.
Когда князь Владимир задумал установить на Руси новуюрелигию, он отправил специальные посольства в разные страны с целью «испытания вер». Такое посольство былоотправлено и Константинополь. Почему выбор пал именно на восточное христианствогреческого образца? Многие серьёзные учёные вообще сейчас отвергают рассказ о«выборе веры» Владимиром как несерьёзный и легендарный. Наверное, они отчастиправы: выбор пал на восточное христианство отнюдь не случайно, к тому же имелосьмножество серьёзных исторический предпосылок, и решение было заранеепредопределено. Но в каждой легенде есть доля истины. В Летописирассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала…красота! Его послы были поражены красотой храмов, их росписей,икон, божественным пением, изумительными облачениями священнослужителей,торжественностью богослужения.
Храм любой религии – сосредоточениевсего самого прекрасного, одудухотворённого, возвышенного. Всякий храм красив по-своему. Ноправославный храм, православное богослужение – это особый случай. Храм вправославии является миниатюрной моделью мира. В литургии участвуют не толькосвященники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор,написавший музыку, и певцы, еёисполняющие, архитектор, проектировавший храм, и даже камни, из которых этотхрам сложен… Все вместе они поют гимнкрасоте сотворённого мира!
ü Особенности вероучения православных.
Православие –религия, строго следующая традиции, старине. Присутствуя при богослужении, выможете быть уверены, что сегодня оно в основном идёт также,как и сто, двести, пятьсот и болеелет назад. Слово «православие» подчёркивает правильность и неизменность этойветви христианства по отношению католичеству, протестанизму и другимотделившимся частям единой в древности церкви. По-гречески этот термин звучит – ортодоксия. Слово «ортодоксия» (ортодокс)может употребляться в ином значении, подчёркивая, что данная ветвь той или иной религииточно и неизменно следует традиции (например, ортодоксальноелютеранство или иудеи-ортодоксы). Название православная закрепилось завосточной церковью после раскола 11 века (в то же время за западной церковьюзакрепилась название католическая – вселенская). Но употребление этихобозначений в известной степени условно, так как православная церковь такжеименует себя иногда католической (подчёркивая свою всеобщность), а католическаяпретендуетна то, что онатакже является православной (ортодоксалоной)
Догматы православия сформулировались ещё до разделенияцерквей: триединство Бога,боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Догматыне только не пересматриваются, но и остаются неизменными по форме их выражения,ибо каждое слово и каждая буква, с точки зрения православных, исполненыглубокого смысла.
Православие опирается на Священноеписание (состовляющее Библию) и Священное предание, которые играютособенно значительную роль.
Большое значение имеет в православии огромная житийнаялитература, рассказывающая о жизни и смерти, о посмертных чудесахсвятых. Составителей житий называют агиографы,а жития – агиографической ( от гр. Hagios– святой и grapho – пишу) литературой. Некоторые (наиболее ранние) жития описывают толькомученическую смерть святого, они называются мартирологи, другие – всю его жизнь. Святые бывают общехристианские( в основном мученики за веру Христову эпохи раннего христианства),национальные (русские, болгарские и др.) и местные (калужские, рязанские ит.д.)
Культ святых – важнейший элементправославия.Причисление того или иного человека к лику святых называется канонизацией. Вопрос о канонизациирешается Поместным собором* церкви в результате длительного обсуждения, какправило, много лет спустя после смерти канонизируемого. За последние годы врусской православной церкови, например, канонизированы князь Дмитрий Донской,художник Андрей Рублёв, патриарх Тихон, старец Иоанн Кронштадтский и многиедругие люди различных эпох и социального положения. Православные храмы, ихприделы** освящаются в честь праздников либо святых – общих или местных.
*Поместный собор – съездсвященства самостоятельной православной церкви, высший орган управления ею.
**Приделы – дополнительныеалтари.
ü Принятие христианства.
Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сферерелигиозных (языческих) представлений, в многоликой стихии народного творчествадостигла безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой квосприятию новых идей и образно-художественного мышления, присущеговизантийской культуре. Поэтому вполне закономерно выглядит второй шаг ВладимираСвятославича в области религиозныхпреобразований. Согласно летописи 988-989 гг. киевский князь, увидев «заблуждение язычества», оказался передтрудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать. Владимирпринял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма изХазарского каганата, католицизма «из немцев» и православия из Византии, а заемотправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществахтого или иного вероисповедания. Интересно, что решающим доказательствомистинности веры русские послы сочли красоту. «Не знаем, на небе ли мы были илина земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, какрассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, иБогослужение их лучше, чем в других странах. Мы не можем забыть красоты той»,- рассказывали посланцы Владимиру о своём посещении Софийского собора вКонстантинополе. Так якобы была решена историческая судьба Руси: она принялакрещение из Византии, и это определило её вхождение в систему связей ивзаимодействий, сложившихся на православном Востоке.
Но, как я уже писала, учёные до сих пор спорят, было ли этона самом деле или нет…
Так что этот легендарный рассказ из Летописи, конечно же,нуждается в комментариях. Совершенно очевидно, что христианизация Руси не моглабыть единовременным событием. Этотсложный процесс продолжался веками, причём, начался он значительно раньшереформы Владимира. Достаточно широко бытует в литературе мнение (в значительноймере основанное на Никоновской летописи), что впервые в качествегосударственной религии христианство было принято в Киеве, по крайней мере, в60-е гг. 9 века, и что первыми русскими князьями-христианами были Дир иАскольд. Вторжение варягов-язычниковво главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианствобыло оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли. Яркое томусвидетельство, например, крещение княгини Ольги. Кроме того, по меньшей мерестолетием раннее второго, Владимирова, крещение Русь имела связи с христианскойБолгарией времён Симеона (864-928г.) и, возможно, с Великоморавской державой,где византийские просветители и миссионеры Кирилли Мефодий в 869 (870?)г. организовали славянскую церковь. Есть основанияпредполагать, что более ранним, и при этом довольно значительным, могло бытьболгарское, А не византийское влияние. Накануне второго крещения Русь ужеполучила значительную долю того, чемвладела Симеоновская Болгария,- тексты Священного писания нацерковно-славянском языке, богословские сочинения «солунских братьев» (Кирилла и Мефодия) и пр. Об этом естьупоминание и в русской летописи. Прямое же восприятие византийской христианскойкультуры вследствие реформы Владимира было вторичным. Кроме того, надо иметь в виду,что и после 988г. Утверждениехристианства, особенно в отдалённых землях Киевской Руси, происходило в течениедолгого времени и совсем не просто – иногда силой, а зачастую приспосабливаяськ языческому мировоззрению. Как нипарадоксально, важным фактором в укреплении позиций христианства сталонашествие монголо-татар. Перед лицом страшной опасности русские люди осозналисвоё единство как христиане в противовес завоевателям-язычникам.С введением новой религии Русьокончательно определила своё вхождение в общеевропейский историко-культурныйландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитымучением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилиюнаиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитическийхарактер, а значит, пригодная для любой этнической группы, входившей вгосударство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусскойнародности в условиях полиэтнической Киевской Руси.
Письменность.
Письменность у восточных славян возникла из потребностейсоциального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становлениягосударственности.
О наличии письменности у восточных славян дохристианской порыс уверенностью сообщают арабские и немецкие источники 10 века. В них, например,упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне вславянском языческом храме, о «русских письменах», полученных одним изкавказских царей. А также договор князя Олега с Византией, и археологическиенаходки.
Археологические данные свидетельствуют об использованииписьменности для бытовых целей: в гнездовских курганах, у села Гнездово, к югуот Смоленска, найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней мере, серединой10 века.
Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (рубеж 9-10 веков)отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали «черты» и «резы»(не сохранившееся пиктографическое* письмо), при помощи которых «чтаху и гадаху»**. Так как областьприменения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знакисобственности и т.п.)), для записи сложных текстов славяне использовали такназываемую «протокириллицу»***.
Полагают, что при создании славянской азбуки византийскиемонахи – миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена.Первоначально (во второй половине 9 века) ими была создана глаголица, а на рубеже 9-10 веков появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшеераспространение. Принятие православия, допускающего богослужения нанациональных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность бытовала не только средифеодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этомговорят многочисленные берестяные грамоты,обнаруженные в Новгороде, Пскове. Смоленске, а также надписи-граффити**** настенах, сохранившихся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При ВладимиреСвятославиче и Ярославе Мудром началось «учениекнижное» детей «народной чади»,«старост и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.
Крещение Руси в конце 10 века способствовало бысторомуразвитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятныйвсему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а в следствиеэтого произошло и его становление как литературного.
Первые из дошедших до нас рукописных книг относятся к 11веку. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьякономГригорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника»князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, скоторым исполнены эти книги, свидетельствуют о существовании уже к этому временитрадиций изготовления рукописных книг.
Христианизация Руси дала мощный толчок распространениюграмотности. «Книжными мужиками» были князья Ярослав Мудрый, ВсеволодЯрославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.
*пиктографическое – рисуночное.
** «чтаху и гадаху» — читали и гадали.
*** «протокириллица» — запись славянских слов с помощьюгреческого алфавита.
**** граффити (от лат. graffity– нацарапанный) – древние надписи,главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий ипр.
Литература.
На основе богатыхтрадиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература.
ü Летопись
Одним из её основныхжанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являютсяценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества.Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось дело государственным. Летописец нетолько описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающуюинтересам князя-заказчика.
По мнению ряда учёных, начало летописания относится к концу 10 века. Но древнейшая дошедшая донас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г.Она вошла в историю под названием «Повестьвременных лет» и, как принято считать, была создана монахомКиево-Печерского монастыря Нестером.Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы («Откуда естьпошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля сталаесть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимаетсякак составная часть истории всемирной (под всемирной в та временаподразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличаетсясложностью состава и многообразием включенных материалов, она вобрала в себя позднее«Повесть временных лет», в своюочередь, вошла в состав других летописных сводов.
С 12 века в историирусского летописания начинается новый период. Если прежде центрами летописаниябыли Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множестворазновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке,Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальныйхарактер.
ü «Слово»
В середине 11 века было создано самое знаменитое изпоэтических произведений древнерусское литературы, относящееся к жанру «слово»(речь), — «Слово о Законе и Благодати»,написанное будущим митрополитом Илариономмежду 1037 и 1050 гг. Содержанием «Слова» стало обоснованиегосударственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Русисреди других народов и государств, её вклада в распространение христианства.Идеи произведения Иллариона нашли своё развитие в литературно-публицистическомпамятнике второй половины 11 века. «Памяти и похвале Владимиру»,написанном монахом Иаковом, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первыхрусских святых покровителях Руси.
А в конце 12 века былосоздано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы –«Слово о полку Игореве». Основнойсюжет этого произведения стало описание неудачного похода против половцев Новгород-северскогокнязя Игоря Святославича (1185). Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русскихкнязей перед лицом внешней опасности.
ü «Житие»
Издавна любимым чтением наших предков была агиографическаялитература – жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигшихсвятости, представляло образцы праведной жизни.
Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя ВладимираСвятославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародногопочитания и были канонизированы Русской православной церковью после ихтрагической гибели 1015г. До нас дошли три житийных памятника, посвящённых Борисуи Глебу: 1) летописная повесть под 1015г.; 2) «Чтение о житии и погубленииблаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца (конец. 11 века.);3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» неизвестногоавтора этой же эпохи.
Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея – утверждение права родового старшинства,- и даётся практический образец для подражания. Однако при внимательномзнакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идеядобровольного страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героическогомученичества, столь характерного для древних византийских святых.
Одним из древнейших подлинных русских житийных произведенийбыло «Житие преподобного Феодосия Печерского»,написанное Нестером. Феодосий (ум. В1074г.) – третий святой, канонизированный Русской церковью. «Житие Феодосия» — одно из лучших произведений летописца.
ü «Поучения» и «хождения»
В начале 12 столетия в древнерусской культуре формируютсяновые литературные жанры. Таковыми являются поучения и хождения*. Наиболееяркими примерами служат «Поучениядетям», составленное на склоне лет киевским великим князем ВладимиромМономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом,знаменитое «Хождение», описывающееего путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.
*Хождения – путевые заметки
ü «Моление»
Гораздо более распространено на Русибыло другое замечательное произведение – «Моление»Даниила Заточника (12 – 13 века). Оно написано в форме обращения к князю отимени автора – обедневшего княжеского слуги, попавшего в опалу. Даниил рисуетидеальный образ князя – защитника своих поданных, способного оградить их отпроизвола «сильных людей», преодолеть внутренние распри и обеспечитьбезопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная играсловами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояри духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярностьна долгое время.
Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но онапронизана образным мышлением – поэтическими сравнениями и гиперболами, содер