Реферат по предмету "История"


Культурное наследие Египта. Русская культура XVIII в.

Содержание
Тест
1. «Страна Пирамид. Культурное наследие Египта»
2. «Русская культура 18 века. Наука,архитектура, живопись, литература»
Список литературы
Тест
Найдите соответствие между понятиямии их значением в проблеме: Культура — многофункциональная система.
1. гуманистическая функция-
е) творческая деятельность людей;
2. функция трансляции-
в) информационная, передача опытаот поколения к поколению;
3. познавательная (гносеологическая)функция-
г) способность накапливать знанияо мире, обеспечивающая возможность его познания;
4. регулятивная функция-
а) мораль и право определяют поведениелюдей;
5. знаковая функция-
б) система, без владения которойнельзя овладеть знанием;
6. ценностная функция-
д) система критериев.
1. «Страна Пирамид. Культурное наследие Египта»
РОДИНА ПИРАМИД — Египет
Одна из древнейших мировых цивилизацийзародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Местные жители называли этустрану «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы, а мы знаемее под именем Египет.
Эта древняя земледельческая цивилизацияначала формироваться в 4в. до нашей эры. История государства и культуры Египта делитсяна несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.
Ранний Египет — это было времяобразования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжениикоторого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культприроды и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм имагия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень.
Древнее и Среднее царства характеризовалисьукреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могуществаЕгипта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитииэто эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамидыХеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов,портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид- пирамиды
Хеопса, которая не имеет себеравных среди каменных сооружений всего мира, ее размеры: 146м — высота, а длинаосновы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешнейактивности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особеннорасцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчестваэтого периода образ царицы Нифертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотаямаска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжалихарактерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль,а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когдаего завоевывает Персия.
В границах своеобразного мировоззренияформировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира.Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественнойиерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культамидругих богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальныеграждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами.Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян,как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченныеиероглифами. Если в эпоху Древнего царства только фараоны могли войти в «царствомертвых», построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имелправо построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировалисьв небольшой группе людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов.Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении временданные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившисьих предвидеть.
Источники изучения мифологии ДревнегоЕгипта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождениемногих мифов реконструируются на основе поздних текстов.
Основными памятниками, отразившимимифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты.Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись вовремя религиозных праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляютмагические тексты, заговоры и заклятия, надписи на статуях, стелах и иконографическийматериал. Много интересного сообщали античные авторы.
В Древнем Египте впервые в миревозникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная системасчета в арифметике.
Древние египтяне владели такженекоторыми элементарными знаниями в алгебре.
Открытие иероглифов как письменностиспособствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы,гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политическиетрактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитиеискусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменнозафиксированных эстетических и философских размышлений.
Именно здесь впервые в историимировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыгралосвою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.2. Великие пирамиды первое знакомство
Три пирамиды в Гизе получили своеназвание по именам трех фараонов IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура. Греки называлиих на свой манер соответственно: Хеопс, Хефрен и Микерин. Каждому из трех фараоновприписывается строительство одной из трех пирамид, хотя на самом деле они их нестроили, а перестраивали, проводя реставрационные работы. Но и на эти мероприятиябыли брошены значительные людские и материальные ресурсы Египта. Кто же заставилфараонов взяться за столь трудоемкую и не совсем понятную работу: складывать каменныеблоки в гигантские каменные горы? Кто был истинным вдохновителем, организатором,руководителем, архитектором и даже возможным участником всех этих мероприятий?
То, что фараоны Хеопс, Хефрени Микерин занимались только реставрацией пирамид, получивших впоследствии их имена,говорят многие факты. Их легко проверить, если внимательно осмотреть наружную ивнутреннюю кладку пирамид.
Лучше всего это сделать на примерепирамиды Хеопса, поскольку ее можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри, кудаоткрыт доступ для туристов.
Наружная оболочка пирамиды, ее«рубашка», сложена в основном из относительно небольших известняковыхблоков, имеющих форму куба или параллелепипеда. У подножия — со стороной в одинили полтора метра. Они — результат творчества строителей фараона Хеопса. Блоки дляреставрации доставлялись из каменоломен, а некоторые, возможно, изготавливалисьна месте вполне современным способом: их могли отливать из бетона, приготовленногона основе известняковых раковин. Для облицовки пирамид использовались как сохранившиесядревние облицовочные плиты, так и новые, которые вырубались из красного гранитав дальних каменоломнях Асуана, и из мрамора — из более близких каменоломен в Туреи Муккатане. На облицовку граней, например, пирамиды Хеопса потребовалось болееста тысяч плит.
Хорошее состояние облицовочныхплит пирамид служило предметом гордости египтян на протяжении почти трех тысячелетий.Но с приходом завоевателей, начиная с ассирийцев и персов и кончая арабами и турками,на эти плиты постоянно покушались искатели удобного строительного материала. Послеземлетрясений XVI — XVII веков, вызвавших большие разрушения в Каире, взоры пострадавшихснова обратились на пирамиды, которые стояли как ни в чем не бывало. То, что немогли сделать тысячелетия и землетрясения, сделали люди: они стали активно вырубатьоблицовочные плиты и использовать их для восстановления дворцов и мечетей. ПирамидаХеопса была «раздета» практически полностью, пирамида Хефрена — на большуючасть. Досталось и самой меньшей из них — пирамиде Микерина, которую вообще моглиразобрать на отдельные блоки, но не смогли или не успели.
Если пройти коридорами внутрьпирамиды Хеопса, то взору откроется совсем другая кладка, другая технология, невероятныепо величине и степени обработки блоки и плиты из черного базальта, гранита. Здесь,задолго до фараона Хеопса, поработали другие строители, с более высокими технологиямив обработке камней. А главное, они знали, что и для чего строили.
Поверхность плит и блоков настолькогладкая, как будто они долгое время полировались потоками морской воды, что сразунаводит на мысль: а не стояли ли пирамиды какое-то время «по пояс» илиполностью в морской воде? Тем более, что следы от окаменевших ракушек были обнаруженына поверхности некоторых блоков.
Пирамида Хеопса самая большаяпо размеру: ее высота до площадки на вершине 137,3 м, а длина стороны основания 233 м. Пирамида Хефрена несколько меньше: ее высота до площадки навершине 136,5 м, а сторона основания 215 м.И. наконец, пирамида Микерина значительно уступает обеим соседним как по высоте до площадки на вершине (62 м), так и по длине стороны основания (108 м).
Комплекс пирамид в Гизе и в нашевремя — загадка. Поиски ответов на самые разные вопросы, связанные с ними, вскружилиголовы многим исследователям.
У пирамиды Хеопса он равен 51°52',у Хефрена 53° 12', а у Микерина 51°. Эти углы близки друг к другу. Какой глубинысмысл был заложен в этот угол? Пока можно сказать, что пирамиды многофункциональны.
Все исследователи пирамид в Гизехорошо знают одну особенность в их расположении" диагональ основания пирамидыХеопса лежит на одной линии с диагональю основания пирамиды Хефрена.
Эта линия как бы связывает двухгигантов в один комплекс. А вот пирамида Микерина, как бедная родственница, стоитв стороне особняков и кажется, что она выпадает из комплекса. Но это ошибочное впечатление.Единство всех трех сооружений подчеркнуто именно таким их расположением. И это доказываетсягеометрическими построениями.
Как оказалось, центры основанийвсех трех пирамид лежат на дуге гиперболической спирали. Центр же самой спиралирасположен в долине Нила на расстоянии 2080 м к юго-востоку от центра основания пирамиды Хефрена. Или на расстоянии 1910м к юго-востоку от центра основания пирамидыМикерина.
Как были построены самые крупныеегипетские пирамиды в Гизе?
Считается, что они были сложеныиз монолитных каменных блоков, вырубленных в каменоломнях, перевезенных на значительныерасстояния, поднятых вверх и уложенных друг на друга.
Возможно, что подавляющее большинствоблоков больших египетских пирамид выполнены из бетона.
По прошествии многих веков отличитьбетонные блоки от вырубленных из той же породы становится непросто, поскольку ониразрушаются, выветриваются и приобретают вид «естественных камней».
Теория о бетонных блоках отвечаетна многие загадки. В пирамиде Хуфу (Хеопса) в камере Царя стоит большой гранитныйсаркофаг, который по своим размерам не мог пройти сквозь более узкие ходы и двери,ведущие в помещение, где стоит саркофаг. Большой саркофаг был отлит на месте изгеополимерного бетона.
В результате химического анализав двух различных лабораториях было обнаружено, что образцы пирамид изготовлены изискусственного камня, а не являются фрагментами естественной породы. Оказалось,что они содержат химические элементы, не встречающиеся в естественных породах.
Следует отметить, что не толькопирамиды были сделаны из бетона, но и все статуи, обелиски, посуда из пирамид ит.п.
Считалось, что незаконченная кварцитоваяголова царицы
Нефертити изготовлена из натуральногокварцита. Якобы
«древнеегипетский» мастерс помощью медного долота высек из куска твердого кварцита эту прекрасную скульптуру.Но не закончил свою работу.
И что же мы видим? В точностипо линии симметрии головы Нефертити, вдоль середины лба, через кончик носа и вдольсередины подбородка идет шов, очень хорошо видный на фотографии. Такой шов мог возникнутьтолько одним путем. Если эта скульптура была отлита в заранее изготовленной форме.В случае скульптуры Нефертити работа не была завершена. Шов не зашлифован и хорошовиден.
Отметим, что законченные скульптуры,естественно, имеют зашлифованные швы. Поверхности таких скульптур отполированы дозеркального блеска.
Египтологи всеми силами пытаютсясохранить «красивую» сказку, нарисованную их предшественниками, о том,как строили пирамиды. А главное — если рассказать всем, что пирамиды бетонные, тоникто не поверит, что им уже «много тысяч лет».3. «Русская культура 18 века. Наука, архитектура, живопись, литература»
«Век разума и просвещения»- так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия.
Это был первый век развития светскойкультуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми,аскетическими, догмами религиозной морали.
Интенсивный рост русской культурыв XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областяхжизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Приобщаясь к богатому культурномунаследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественныетрадиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-историческогоразвития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процесседвижения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиесяв литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
Распространение материалистическогомировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии,науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых,писателей этого времени – Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,Ломоносова и Радищева.
В общем пути исторического развитиярусского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
первая четверть века, связаннаяс реформами Петра;
эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаясядальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки,литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
последняя треть столетия (начинаяс середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострениемсоциальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русскогопросветительства.
XVIII век был знаменателен дляРоссии заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменилисьего жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения.И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходилона общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена,происходил процесс обмирщания русской культуры. В становлении и развитии светскойкультуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественныекадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службуиностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителямирусских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовкибыла посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастераполучили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именнона этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевымитенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, черезкоторые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественногосознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы ещесказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в формемонументально-декоративных росписей и иконописи. Идея основания в России своей школыразных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проектатакой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализоватьэту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Этобыла и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимостьдальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIIIвека.4. Русская наука. М.В. Ломоносов
Появление такого гиганта науки,как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью,капризом природы, прихотью судьбы. Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в такихтитанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиямимирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли. КрестьянеМ.В. Ломоносов и М.Е. Головин (математик), солдатские дети И.И. Лепехин, С.П. Крашенинникови В.Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А.К.Нартов, гидротехник и строитель калмык М.И. Сердюков, первый русский теплотехник,создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И.И. Ползунов,«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И.П. Кулибин- вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.
М.В. Ломоносов выступил в качествеученого-новатора так же и в области наук общественных.
Реформа русского стихосложениязавершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русскогоязыка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русскойстилистики, осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Ломоносов много сделал идля развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики,способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф.С. Рокотови Ф.И. Шубин.
Трудами русских ученых в XVIIIв. была исследована Сибирь. Открытия ряда русских ученых составили золотой вкладрусской науки в мировую.
Исследования ученых-иностранцев,приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировойнауки.
Народное творчество 18 века.
В XVIII в. продолжали широко бытоватьтрадиционные жанры народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки,бытовые песни и т.д.
В рукописную демократическую литературуXVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаныиз-за цензурных рогаток.
Центральное место в устном народномтворчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве.
Культура дворянства.
Классицизм.
Передовые писатели выступают активнымиборцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.
В русском классицизме были сильныпросветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.
В литературе русский классицизмпредставлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Третьяковского, М.В. Ломоносова,А.П. Сумарокова.А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма.
Архитектура 18 в.
Своеобразно нарастает и динамикастилевого развития русской архитектуры XVIII века.
Сущность переходного времени выражаласьсостоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло»себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещаяв себе черты барокко, классицизма и рококо.
Эпицентром передовых веяний вархитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург — ровесницавека, задуманная как образец новой культуры. В небывалых ранее масштабах использовалсяопыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсывсей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковоестроительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции такназываемого «прусского образца» т.е. облегченный характер стен, плоскиеперекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкойПетербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания,что было широко распространено в северно-европейских странах. В этот период в Петербургебыло налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого.
Неоценимую роль в этом сыграливеликие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителейзападной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео.
Живопись.
Искусство оформления празднестви шествий, фейерверков и триумфальных ворот. Её роль в пропаганде государственныхпреобразований и военных побед. Декоративные росписи и полотна панегирического содержания.Особенности иносказательного мышления петровского времени. Монументально-декоративнаяи театрально-декорационная живопись.
Эстетика раннего русского портретаи проблема сходства. Принципиальное различие «портрета-иконы» и светскогопортрета Нового времени. Основные типологические разновидности портрета и вопросыстилевой ориентации, неоднозначность портретной концепции, колористическая гаммаполотен. Экстраординарный дух петровского времени и его отражение в портретной концепции.Проблема «быть» и «казаться» в применении к этому периоду.
Разнообразие и полнота жанровойструктуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащениецарских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городахи усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественныевыставки и продажа произведений.
Список литературы
1. Бабанин В.П. Тайны великих пирамид. С-Пб.: Лань, 1999. — 510с.
2. Турскова Т. Великие сооружения древнего мира. — М.: РИПОЛ КЛАССИК,2002. — 416 с.
3.В. В. Мавродин «Рождение новой России.», — М., 1998г.
4. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высшихучебных заведений. М., 1999г.
5. Яхонтов И.Л. Наука в 18 веке. — М, 2006. — 133 с.
6. www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.