Реферат по предмету "История"


Конституция 1977 года

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г. 4
1.1 Причина разработки новой Конституции. 4
1.2 Процесс создания Конституции 1977 гг. 9
Глава 2. Характеристика Конституции 1977 г. 13
2.1 Новеллы и структура Конституции 1977 г. 13
2.2 Изменения в структуре и функциях государственногоаппарата, вводимые Конституцией. 17
Заключение. 26
Литература. 29
/>Введение
Конституция 1977 г. вошла висторию как «Конституция развитого социализма». Была принята навнеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Конституциясостояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей. Впреамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советскимобществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристикасоветского общества как «развитого социалистического общества, какзакономерного этапа на пути к коммунизму». В разделе I «Основыобщественного строя и политики СССР» были закреплены общие принципысоциалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. Вразделе I в первой главе «Политическая система» зафиксировано, чтоСССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю иинтересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностейстраны». В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая инаправляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитогосоциалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль вполитической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовыхобщественных организаций. В главе второй «Экономическая система» былозафиксировано, что основу экономической системы СССР составляетсоциалистическая собственность на средства производства, существующая в двухформах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьейглаве «Социальное развитие и культура» определялось, что социальнойосновой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Вразделе II Конституции «Государство и личность» содержались права исвободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскомународу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свободсоветских граждан. В частности к числу политических прав и свобод былидобавлены: право участвовать в управлении государственными и общественнымиделами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного иместного значения; право вносить в государственные органы и общественныеорганизации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки вих работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство,жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др. Раздел III Конституциибыл посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохраненыпринципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантиюправ суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатамиСоветов, являвшихся «полномочными представителями народа в Советахнародных депутатов».
/>Глава 1. Историческийаспект принятия Конституции 1977 г.
 1.1 Причина разработки новой Конституции
Главную причину и необходимостьразработки новой Конституции, по нашему мнению, следует связать с существеннымизменением политического режима в стране. Чуть далее будет назван целый рядофициально объявленных предпосылок появления новой Конституции (с нашимикомментариями), однако основной все же можно назвать именно эту. Хотя обществопо-прежнему оставалось строго организованным на условиях руководства им состороны одной политической партии, оно уже встало на путь освобождения отрежима личной власти, произвола, беззакония и всеобъемлющего страха — режима,публично осужденного прежде всего самой правящей партией.
Кстати, именно тогда, когдашаги, сделанные в этом направлении, закрепили необходимые результаты и сталоочевидным, что режим в прежнем страшном виде уже не будет реставрирован (унового руководства хватало своих ошибок и перекосов, но этот итог был очевиден),встал вопрос о разработке новой Конституции и была образована Конституционнаякомиссия. Заслушав и обсудив доклад первого секретаря ЦК КПСС и ПредседателяСовета Министров СССР Н.С. Хрущева, Верховный Совет СССР постановлением от 25апреля 1962 г. решил «образовать комиссию для подготовки проекта новойКонституции СССР» и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. [1]Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он сталПредседателем Конституционной комиссии (постановление Верховного Совета СССР от11 декабря 1964 г). Состав ее несколько раз корректировался, но принципформирования оставался неизменным — в комиссию входили первые лица союзногопартийного и государственного руководства, а также представители от союзныхреспублик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, отразличных слоев общества — рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.
При разработке проектаКонституции все уперлось в то, какое общество мы имеем или строим на новомэтапе. Оставаться на позициях диктатуры пролетариата, как сущности общества ивласти, было невозможно: никакой «классовой борьбы» уже не было,поэтому отдавать приоритеты в обществе и государстве одним социальным слоям исчитать другие как бы стоящими на втором плане — уже не имелось даже надуманныхоснований.
Чтобы отойти от прежних догм исоздать новую концепцию общества (иначе говоря, новые догмы), требовалось время.Как известно, родилась теория зрелого, развитого социалистического общества. Итолько тогда, когда она была создана (а на это ушло около 15 лет), разработкапроекта Конституции пошла более быстрыми темпами. Как отмечал один изнепосредственных участников подготовки Конституции СССР 1977 г. на последнемэтапе А.И. Лукьянов, разработка проекта Конституции проходила в периодзавершения строительства зрелого социализма. Это заняло сравнительнопродолжительный промежуток времени: отдельные черты зрелого социализмапостепенно приобретали комплексный, всеобъемлющий характер. Потребовалисьглубокое теоретическое осмысление нового этапа развития социалистическогообщества, разработка партией концепции зрелого социализма. Без такой концепциинельзя было создать принципиально новый Основной Закон.
В чем же более детально виделисьчерты созданного общества, а следовательно — причины принятия новой Конституции:
1) Экономические предпосылкинового Основного Закона его создатели видели в следующем: в Конституции 1936 г.указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая системахозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результателиквидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперьже социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитиеэкономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистическойсобственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства,использованием достижений научно-технической революции, превращением экономикиСССР в единый мощный народнохозяйственный организм.
2) В социальной структуреобщества определяющими при подготовке Конституции стали такие позиции: сохранениеза рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (1936г. — 1/3, 1977 г. — 2/3 населения страны), это — десятки миллионовобразованных, технически грамотных, политически зрелых людей, активностькоторых и участие в управлении государством значительно возросли; изменилось иколхозное крестьянство, современный крестьянин родился и вырос в колхозе, егопсихология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе,подлинно народной, социалистической стала интеллигенция (в том числе и попроисхождению) в связи с ростом уровня культуры народа и роли науки возрастаетудельный вес интеллигенции в жизни общества. Все слои общества вместе, дружно ибез малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменениесоциальной структуры общества, духовного облика составляющих его слоев,нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, рост социальной однородностиобщества — все это называлось важной составляющей в числе причин появленияКонституции СССР.
3) Принципиальный аспект теориисостоял в том, что с построением зрелого социализма, переходом наидейно-политические позиции рабочего класса всех слоев населения советскоегосударство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло вобщенародное государство. Это означало, по концепции того периода, во-первых,что расширилась социальная база государства: в первые годы советской власти — союзрабочего класса и беднейшего крестьянства; с 30-х годов — союз рабочего классаи колхозного крестьянства (правда, другого крестьянства практически и не было);ко времени принятия Конституции 1977 г. — нерушимый союз рабочих, крестьян иинтеллигенции. Во-вторых, государство превратилось в общенародную организацию,выражающую интересы всего народа, всех социальных групп и слоев населения; в-третьих,неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функциигосударства. И эти факторы следовало учесть в новой Конституции.
4) По созданной концепции, врешении задач строительства коммунистического общества активно участвуют нетолько государство, но и негосударственные организации. Чтобы всех ихконсолидировать, в теорию и конституционную терминологию вводилось понятие«политическая система советского общества». Все организации(государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества,которая служит интересам социалистического народовластия. Создается мощнаягосударственно-общественная связка для управления и государственными, иобщественными делами. Это единство направления в развитии политической системы,принципы и механизм ее функционирования надо было также отразить в ОсновномЗаконе.
5) Всеми процессами в странеруководила Коммунистическая партия. Ее роль никем не воспринималась, конечно,через право граждан на объединение, хотя именно в посвященной ему ст.126Конституции 1936 г. фиксировалось положение партии в стране. Поэтому возниклаидея отразить в Конституции место КПСС как ядра политической системы общества,ее возможности и масштабы направляющего воздействия на всю внутреннюю жизньстраны и ее внешнюю политику.
6) В областинационально-государственного строительства в Конституции предполагалось решитьряд задач: исходить не только из юридического, но и фактического равенстванаций; отразить ту степень единства советских людей, при которой возникла ихновая историческая общность — многонациональный советский народ; учестьинтеграционные процессы в СССР, когда многие вопросы требуют единства подходовк их решению на уровне Союза ССР (фактор, который позже стал поводом длякритики чрезмерной централизации руководства страной), в том числе созданиеэкономики СССР как единого народнохозяйственного комплекса; отразить высокийуровень развития республик, их все более активное участие в делах СССР, востальном — самостоятельное решение вопросов своего ведения, обеспечениекомплексного развития территорий республик.
7) Намечалось отразить вКонституции условия дальнейшего развития советской демократии — участиетрудящихся в управлении государственными и общественными делами, повышение ролиобщественных организаций и органов общественной самодеятельности населения,народного контроля, общественного мнения.
8) Успехи хозяйственного исоциально-культурного строительства, по мнению создателей Конституции,позволили существенно раздвинуть масштабы реализации многих уже имеющихся прави свобод граждан, что давало возможность расширить их объем и гарантии. Одновременнопоявилась перспектива закрепить на конституционном уровне еще ряд прав исвобод, которые ранее либо вообще не существовали, либо отражались (и не всегдаполно) в текущем законодательстве.
9) Еще одной причиной принятияновой Конституции было и то, что за время действия прежнего Основного Законапоявилось много нового в организации и деятельности государственных органов.
10) Наконец, нельзя сбрасыватьсо счетов и внешнеполитические причины появления новой Конституции. Она должнабыла демонстрировать силу СССР, его ведущие позиции в мире, наличие социалистическогосодружества, соответствующие устои внешней политики советского государства.
Подводя итоги, можноконстатировать, что был ряд объективных предпосылок появления новой Конституции:стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить дажесаму возможность массового произвола, унижения личности; переход от постулатоввласти одной части общества (диктатуры пролетариата) к общенародномугосударству и участию в осуществлении функций народовластия всех слоев общества;необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан,более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союзаи республик. Конечно, эта Конституция также должна была статьидеологизированным документом, отражать «нерушимое единство» обществаи всех народов страны, гармоничность развития, всеобщее признание руководящейроли КПСС, «грандиозные успехи» именно социалистического путичеловечества, модель «настоящего» социализма и т.п. Однакоидеологическое содержание не заслоняет конструктивистской роли данногоОсновного Закона, хотя, пожалуй, именно в этой Конституции идеологические иполитико-юридические начала переплетаются сильнее, чем в иных конституциях.
 1.2 Процесс создания Конституции 1977 гг.
Впервые на необходимостьизменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавшийвывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. Как уже указывалось,постановлением от 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР образовалКонституционную комиссию, а разработка Конституции растянулась на полторадесятилетия, пока не сформировалась концепция развитого социализма. [2]К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. Как водилось в тевремена, его полагалось оценить сначала высшему руководству партии.24 мая 1977г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудилего и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленныйКонституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в ПрезидиумВерховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародноеобсуждение*(91).
27 мая 1977 г. ПрезидиумВерховного Совета рассмотрел вопрос о проекте Конституции СССР и принял Указследующего содержания: в основном одобрить проект Конституции и вынести его навсенародное обсуждение; опубликовать проект 4 июня 1977 г. во всех центральных,республиканских, краевых, областных газетах; для рассмотрения проекта созвать воктябре 1977 г. внеочередную сессию Верховного Совета СССР. [3]
Всенародное обсуждение проектаКонституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. Поофициальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. болеечетырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвященооколо 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частями месту жительства. Проект обсуждался на пленумах, активах и собраниях впрофсоюзах, комсомоле, кооперативных объединениях, творческих организациях; состоялосьболее 450 тыс. открытых партийных собраний. Проект был рассмотрен всемиСоветами, т.е. представительными органами власти, а это более двух миллионовдепутатов. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельнымстатьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.
27 сентября состоялось заседаниеКонституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародногообсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками(она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью — о наказахизбирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР дляпоследующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. ЗаседаниеПрезидиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект,уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе еговсенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение ВерховногоСовета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявленииКонституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенароднымпраздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции(Основного Закона) СССР*(95).
Мы не находим в этом перечнесамого проекта Конституции. И это не случайно.3 октября 1977 г. состоялсяпленум ЦК КПСС. Он принял постановление «О проекте Конституции (ОсновногоЗакона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародногообсуждения». В нем не только одобряется в основном представленныйКонституционной комиссией проект, но и говорится: «Внести проектКонституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССРдевятого созыва»*(96). Это дает основание утверждать, что официальнопроект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССРЦентральным Комитетом КПСС.
Внеочередная седьмая сессия ВерховногоСовета СССР девятого созыва открылась в Москве 4 октября 1977 г. ВерховныйСовет образовал Редакционную комиссию по подготовке окончательного проектаКонституции. С докладом о проекте Конституции и итогах его всенародногообсуждения выступил Л.И. Брежнев. Состоялось широкое обсуждение проекта насессии, в котором выступили 92 депутата Верховного Совета СССР. Было решеновнести поправки в 8 статей проекта, добавить одну новую статью. В целомизменения и дополнения коснулись 118 статей Конституции, по некоторымподсчетам, в проект внесено всего 323 коррективы, если считать и редакционныепоправки.
7 октября 1977 г. состоялосьголосование по проекту Конституции СССР. Оно было проведено в следующем порядке:голосование по преамбуле, затем по каждому разделу в отдельности и в заключениепо проекту Конституции в целом. Депутаты Совета Союза и Совета Национальностейголосовали раздельно, по принципу «за», «против» или«воздержался». Конституция СССР была принята 7 октября единогласно.
Кроме того, Верховный Совет СССРтакже раздельным голосованием по палатам единогласно принял 7 октября: ДекларациюВерховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР;
Закон СССР об объявлении дняпринятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником*(99) иЗакон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.
/>Глава 2. ХарактеристикаКонституции 1977 г.
 2.1 Новеллы и структура Конституции 1977 г.
Конституция СССР 1977 г. готовиласьна началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующимосновным законам, с другой стороны — новизны по сравнению с ними. Такова былаофициальная ее оценка, в частности, майским (1977 г) пленумом ЦК КПСС,рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению ипринятию. Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить оКонституции. Однако обращение к ее тексту говорит о том, что начала«преемственности» весьма скромны в данной Конституции, зачастуювыражаются в словесной «шелухе» по поводу укрепления социализма, оего новом этапе. Новеллы Конституции дают представление все же о сравнительноином облике строя, общества, власти, статуса личности. Наверное, и свой опыт, исобытия в других социалистических государствах (с их попытками объявитьдемократический социализм) не прошли даром.
Даже в структурном плане это былвсе-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. — 174 статьи, вКонституции СССР 1936 г. — 146. Имеется преамбула, которой не было у ОсновногоЗакона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в нейдается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародногогосударства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, аКонституция 1936 г. — только на главы. В Конституции 1977 г.8 новых глав, 75абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.
Конституция СССР 1977 г. опираетсяна предшествовавшее ей обновление и совершенствование законодательства,учитывает принятые законодательные акты, которые, как отмечалось на майскомпленуме ЦК 1977 г., «стали как бы кирпичиками, из которых складываютсямногие статьи новой Конституции».
Основной Закон СССР 1977 г. имеетследующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР(гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура;Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство иличность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права,свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственноеустройство СССР (гл.8-11: СССР — союзное государство; Союзная СоветскаяСоциалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономнаяобласть и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок ихизбрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов;Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственнойвласти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР);VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзныхреспубликах (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управлениясоюзной республики; Высшие органы государственной власти и управленияавтономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII.Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура);VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядокее изменения.
Остановимся на важнейшихособенностях новой Конституции. Как уже подчеркивалось ранее, одним из главныхвопросов для принятия этой Конституции был вопрос о «портрете»общества. Поэтому не случайно примечательной чертой Основного Закона являетсяболее широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основобщественного строя страны. Не надо видеть в этом попытку заурегулироватьобщественное развитие; наоборот, именно стремление определить его характер иперспективы побудили перенести соответствующие положения из партийныхдокументов КПСС в Конституцию, т.е. придать им (помимо политического) еще ивсеобъемлющий юридический характер. Новая Конституция не только фиксируетпостроение в СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, даетсяподробная характеристика развитого социалистического общества.
Исходя из консолидации различныхслоев общества, Конституция СССР ввела понятие «социальная основаСССР» — ее составлял «нерушимый союз рабочих, крестьян иинтеллигенции» (ст. 19). Конституция провозгласила крупномасштабнуюпрограмму социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоевобщества (глава 3 — «Социальное развитие и культура»).
Конституция вместо понятия«экономическая основа СССР» говорит об «основе экономическойсистемы СССР» — ее составляет социалистическая собственность на средствапроизводства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативнойсобственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названоимущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им дляосуществления уставных задач (ст.10). Конституция исходит из приоритетаобщественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человекав обществе (ст.14). Конституция говорит о том, что руководство экономикойосуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с темпредполагает сочетание централизованного управления с хозяйственнойсамостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственногорасчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст.16).Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудоваядеятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства,бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном трудеграждан и членов их семей (ст.17).
Особенностью Конституции 1977 г.надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Продолжая в этомплане традицию советского варианта конституционного регулирования — громкоговорить об участии народа в управлении страной, независимо от реальности — все-такиКонституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующиеосновные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населениюстраны» (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), «трудящимся города идеревни» (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервыезаписала в ст.2, что «вся власть в СССР принадлежит народу». Крометого, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формынародовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащейему государственной власти через Советы (ст.2), но также предусмотрела участиев управлении государственными и общественными делами общественных организаций итрудовых коллективов (ст.7-8). Конституция сказала (ст.5) о возможностивынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародноеобсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). Загражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными иобщественными делами, обсуждении и принятии законов и решенийобщегосударственного и местного значения (ст.48).
Конституция СССР закрепила всюполитическую систему советского общества как совокупность государственных инегосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации,трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа.
Глава «Политическаясистема» вводилась в Конституцию впервые.
Причем в отношении трудовыхколлективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о нихнаходилась в главе второй — «Экономическая система».Т. е. трудовым коллективамтем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки. Однаков конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этимподчеркивалась возможность трудовых коллективов более действенно участвовать вполитической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудовогоколлектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Врядли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутреннихполитических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главуо политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятияКонституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если ибыла ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (дапримыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различныепартии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставилодумать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий в место политическихбаталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматьсяосновным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводскихпроходных.
Новая Конституция СССР закрепилаположение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядраего политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основныенаправления осуществления руководящей роли Коммунистической партии. />2.2 Изменения в структуре и функцияхгосударственного аппарата, вводимые Конституцией
Как и предыдущие конституции. ОсновнойЗакон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведениясостояли в том, что в ст.1 отражена природа СССР как общенародного государства,выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всехнаций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачиобщенародного государства, а в главах 2-5 — его хозяйственно-организаторские,социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.
Конституция СССР 1977 г. содержитмного норм, которые (по крайней мере, в словесном выражении направлены надальнейшее расширение и углубление демократии. Впервые в ст.9 специальнозафиксировано, что основным направлением развития политической системысоветского общества является дальнейшее развертывание социалистическойдемократии" и указаны пути ее развития. Конституция предусмотрела широкоепереплетение государственных и общественных начал в демократии, активноеучастие граждан в решении задач общества и государства как лично, так и черезобщественные организации, трудовые коллективы, органы общественнойсамодеятельности населения (ст.7, 8, 48, 51). [4]
Довольно обстоятельно в новойКонституции отражена возрастающая роль представительных органов государственнойвласти. Отражая факт изменения (упрочения) социальной базы государства,Конституция дает им теперь новое наименование — Советы народных депутатов. Крометого, ст.2 формулируется так, что из нее сразу видна роль Советов как главнойформы осуществления власти народа; в ней зафиксировано также, что все другиегосударственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.
Особая роль Советов обусловилавключение и Конституцию специального четвертого раздела — «Советы народныхдепутатов и порядок их избрания», не имеющего аналога в предшествующихконституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пятилет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет — местных Советов, предусмотреноруководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всемиотраслями государственного, хозяйственного и социально-культурногостроительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществлениеконтроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельностиСоветов.
Конституция 1977 г. закрепляетуже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права притайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивногоизбирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советовреспублик — 21 год), в Верховный Совет СССР — до 21 года (до этого — 23 года); правограждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке ипроведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чемв два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение вКонституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.
Новшеством явилось включение вКонституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее созданияявился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.
Еще одна особенность содержанияКонституции 1977 г. — более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.Наглядно даже простое сравнение объема: гл. Х Конституции СССР 1936 г. («Основныеправа и обязанности граждан») состояла из 16 статей — раздел II«Государство и личность» Конституции 1977 г. имеет 37 статей, крометого, гражданину, личности посвящен ряд положений преамбулы, гл.2(Экономическая система), гл.3 (Социальное развитие и культура) и других главОсновного Закона.
Не менее существенныконцептуальные решения. В частности, понятием «личность» Конституцияподчеркивала высокий приоритет интересов индивида, свое стремлениевсеобъемлющего учета различных проявлений человека в обществе и государстве. Применениемсвязки понятий «Государство и личность» отнюдь не хотели показатьзависимое положение человека, приоритет по отношению к нему государства(кое-кто сегодня склонен именно к такой трактовке). Думается, речь шла о другом- об обеспечении достойного положения личности в государстве, заботегосударства о личности, праве личности требовать от государства определенногоотношения к себе, но вместе с тем и о праве государства требовать от гражданинаучета своих интересов и правомерного поведения.
Не менее важно и то, что раздел«Государство и личность» был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (вКонституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концутекста). Новый Основной Закон тем самым подчеркивал, что статус личностиобусловлен общественным строем, вытекает из политической и экономическойсистем, обусловлен функциями государства, его политикой в области социальногоразвития и культуры; а сам статус, в свою очередь, подлежит учету при решениивопросов национально-государственного строительства и в деятельностигосударственных органов.
Конституция закрепила широкийкруг прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Многие из них и ранее были в Конституции,но теперь содержание этих прав и их гарантии настолько расширялись, что можноговорить об определенном качественном изменении. Вместе с тем наконституционном уровне провозглашались и новые права граждан: на охрануздоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного,технического и художественного творчества, право вносить в государственныеорганы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности,критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расшириласодержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию «долгграждан».
Многие нормы Конституции 1977 г.были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законностизафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества. Появиласьст.57, говорящая о том, что «уважение личности, охрана прав и свободграждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций идолжностных лиц».
Конституция СССР 1977 г. исходилаиз принципа преемственности в регулировании вопросовнационально-государственного устройства СССР. В этом плане упомянутый майскийпленум ЦК КПСС 1977 г. дал такой ориентир: «Опыт показал, что основныечерты федеративного устройства СССР полностью оправдали себя. Поэтому нет нуждывносить какие-либо принципиальные изменения в формы советской социалистическойфедерации». [5]
Однако, хотя формы и осталисьпрежними, в союзном конституционном регулировании было уделено гораздо большеевнимание их отражению. Достаточно сказать, что, если в Конституции 1936 г. былаодна краткая глава «Государственное устройство», в Конституции 1977 г.раздел III «Национально-государственное устройство» более широк,состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие — соответственно союзнойреспублике, автономной республике, автономным областям и автономным округам(это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию «национальныеокруга», тем самым поставив точку в споре, являются ли округаадминистративно-территориальными единицами или автономными образованиями, впользу последнего положения).
Учтены многие новые моменты внационально-государственном развитии. В частности, к существующим гарантиямправ союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзнымиорганами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать иконтролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; правозаконодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Вместе с тем разработчикиКонституции нашли, что имеет место прогрессирующее сближение наций инародностей СССР, а отсюда необходимо усилить союзные начала государства. Этоотразилось прежде всего в самом определении Союза ССР (ст.70) как единогосоюзного многонационального государства, образованного на основе принципасоциалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статейКонституции: ст.16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственныйкомплекс), ст.73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единствазаконодательного регулирования на всей территории СССР, проведение единойсоциально-экономической политики, руководство единой денежной и кредитнойсистемой и т.д.), ст.89 (Советы — единая система органов государственной власти)и др.
Конституция СССР уделила многовнимания государственным органам, содержит немало новых норм об их полномочиях,порядке деятельности (например, о законодательном процессе в Верховном СоветеСССР, круге субъектов права законодательной инициативы и др.), хотя в целомсистема органов не претерпела существенных изменений.
Наконец, отметим и такуюособенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл.4) об основахвнешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципыотношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренниетрадиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводитмногие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г).
Таковые главные черты иособенности Конституции СССР 1977 г. Как уже было сказано ранее, в 1978 г. былиприняты новые Конституции всех союзных и автономных республик. РСФСР несоставила исключения. Ее Конституция была принята 12 апреля 1978 г. навнеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Достаточноподробный анализ Конституции СССР освобождает от рассмотрения причин появленияи основных особенностей Конституции РСФСР — ведь все было аналогичным.
Безусловно, с одной сторонысработало воздействие руководства Коммунистической партии и Союза ССР. Копированиесоюзных актов, тем более Конституции, «шаблонное» регулирование былипризнаком того времени. С другой стороны, не следует забывать и о том, что речьшла все-таки о государствах (СССР и республики) одного типа. Суверенитетсоюзных республик официально не только признавался союзной властью, но инаходил закрепление в Конституции СССР (ст.76). Однако суверенитет виделсяотнюдь не в том, чтобы принять конституции, коренным образом отличающиеся отКонституции СССР. Общность этих видов конституций была объективно обусловлена. Следуетк тому же иметь в виду, что Конституция СССР являлась плодом коллективныхусилий, в Конституционную комиссию входили представители всех слоев общества,государств и национально-государственных образований. Участвуя в обсужденииположений союзной Конституции, народы республик, депутаты их Верховных Советов,представители республик в Верховном Совете СССР, конечно, не забывали об учетеинтересов субъектов Федерации, в значительной мере предопределяли содержаниебудущих своих конституций.
Итак, конституции республик, втом числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержаниюсоответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство взакреплении основ общественного строя и политики, статуса личности,национально-государственного устройства, системы, принципов организации идеятельности государственных органов, символов республик.
Конституции республик, в томчисле и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении сКонституцией СССР. Рассмотрим их на примере Конституции РСФСР.
Так, в ней не воспроизведенаполностью преамбула союзной Конституции; более сжато говорится о пути,пройденном за годы советской власти, но отмечена роль РСФСР в развитии еенародов и всего Союза; не даются положения, характеризующие высшую цель иглавные задачи общенародного государства, сущность развитого социалистическогообщества. Но это и понятно: соответствующие положения, единые для всехреспублик, содержались в Конституции СССР. Преамбула отражала неразрывную связьреспублики с другими республиками и Союзом ССР. В заключительной частипреамбулы подчеркивалось, что народ РСФСР принимает и провозглашаетКонституцию, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа и всоответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР.
Разделы первый и второйКонституции РСФСР в целом соответствуют тем же разделам Конституции СССР,однако ряд норм сформулирован с учетом специфики республики и ее места в СССР. Например,в ст.4 Конституции РСФСР на государственные и общественные организации,должностных лиц в рамках республики возлагается обязанность соблюдать не толькоКонституцию СССР, но и Конституцию республики, а также «советскиезаконы» (т.е. как союзные, так и республиканские). В ст.16 вводилосьпонятие «экономика РСФСР» как составной части единогонароднохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественногопроизводства, распределения и обмена на территории СССР.
Вместо двух глав «Внешняяполитика» и «Защита социалистического Отечества» в КонституцииРСФСР одна глава «Внешнеполитическая деятельность и защитасоциалистического Отечества». Объем этой деятельности у союзной республикибыл меньше, чем у Союза ССР, соответственно и глава Конституции короче. И неслучайно говорилось о «внешнеполитической деятельности», а не о«внешней политике»: у республики не было какой-то обособленнойвнешней политики, она участвовала в осуществлении внешней политики СССР. Поэтомубольшинство положений ст.28-30 Конституции СССР о сущности, направлениях ипринципах внешней политики Союза ССР не воспроизводится в республиканскихконституциях.
Немало своеобразия в третьемразделе республиканской Конституции, который назван «Национально-государственноеи административно-территориальное устройство РСФСР», Здесь подробноопределена компетенция республики, ее суверенные права. Поскольку в составРСФСР входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономныхокругов, в Конституцию были включены, помимо главы о самой РСФСР, две главы остатусе соответственно АССР и автономных областей, автономных округов.
В регламентации деятельностигосударственных органов Конституция РСФСР во многом следовала союзнойКонституции, однако и здесь имелись свои особенности. Например, был установлентвердый численный состав Верховного Совета РСФСР — 975 депутатов. Довольнополно определена компетенция Верховного Совета, Президиума Верховного Совета иСовета Министров республики. В Конституции СССР — одна глава о местных органахгосударственной власти и управления, в республиканской Конституции — две главы:«Местные Советы народных депутатов» и «Исполнительные комитетыместных Советов народных депутатов».
Конституция РСФСР включалараздел о государственном плане и государственном бюджете, состоявший из двухглав. Подобного раздела в Конституции СССР нет (в Конституции РСФСР 1937 г. былаглава IX о бюджете РСФСР).
Конституция РСФСР стала основойсовершенствования республиканского законодательства. В соответствии с нею былиразработаны и приняты в 1978 г. также конституции автономных республик,входивших в РСФСР.
/>Заключение
В новой Конституции СССР былозафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советскоегосударство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти иуправления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся ВерховныйСовет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочияего были увеличены с 4 до 5 лет.
* По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появилисьновые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище.24 июня1981 г. ВС СССР принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР исоюзных республик». Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССРосуществляется только судом.
Вместе с тем, с 1966 г. (и до1989 г) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Сутьего была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла этановая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этойконцепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляцииликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы некимбезнациональным homo sovieticus. Ни в каких документах советского государстватаких программных положений нет. Если же судить по реальной практикегосударства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальнаяполитика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписинаселения (с 1959 по 1989 г) показали небольшое, но постоянно снижение долирусских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов,которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже стольмалочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелетьи не раствориться — тофаларов, орочей, юкагиров и др.).
* С иных позиций критиковали понятие «советскийнарод» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считалнароды и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это — схоластическиеутверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложилсякак продукт длительного развития единого государства. Этот процесс протекал нетолько в советский период, но и до образования СССР — в Российской империи. Гражданеэтого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество ипроявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современнымпредставлениям о государстве и нации, советский народ был нормальнойполиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская илииндийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связалиграждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Рядисследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличиемножества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие длясоветских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия,любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критикисоветского государства, введя понятие " совок ". Разумеется, степень «советскости»была различной у разных групп населения.
* Тем более важно, что, признав свершившимся становлениесоветской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализмнационально-государственных образований, отказавшись от перехода ктерриториальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось,что «в состав СССР входят не географические или административные единицы,а национальные государства». Этот федерализм, возводя этничность в один изглавных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которогосоединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствлениенаций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И. Ленина,который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызваннуючрезвычайными политическими обстоятельствами.
/>Литература
1.  Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. — М:,1997.
2.  Декларация образования СССР / История Советской Конституции в документах.- М., 1957.
3.  Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. — №1. –1999г.
4.  Ильин А.В. Конституционный свод России: К постановке проблемы // Правоведение.– 1998. – №1.
5.  История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева– 1998.
6.  История Советской Конституции в документах. — М., 1957.
7.  Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. – М., 2005.
8.  Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. — Саратов:Саратовская государственная академия права. — 1998.
9.  Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2 т. — М., 1961.- Т.1.
10.     Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX –начало XX в. в) // Правоведение. — №11. – 1996.
11.     Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Конституционные основы социалистическогоправового государства // Правоведение. – 1990. — № 1.
12.     Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее// Правоведение. — №6. – 1.12. 1992.
13.     Чистяков О.И. История государства и права России. Учебное пособие. – М.:Проспект. – 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теплоизоляция
Реферат «Формирование нравственных качеств учащихся в воспитательном процессе»
Реферат Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка
Реферат Разработка автоматической линии для обработки детали типа "Вал-червяк"
Реферат Навстречу 66-летию Победы в Великой Отечественной войне
Реферат Региональная и местная публичная власть в Бразилии, Италии, Франции
Реферат Социология, культурология, религоведение
Реферат Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области постановлени е
Реферат Технология организации укладки трубопровода
Реферат Театр для себя Опальные рассказы
Реферат Прохождение амплитудно-модулированных колебаний и радиоимпульсов через одиночный контур и систему
Реферат А. живой природе. Б. цветах. В. Неживой природе. Г. космосе
Реферат Twister Essay Research Paper Twister
Реферат Напряжения переменные во времени
Реферат Кометы - странницы космических трасс