ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТУРОКА
Группа3.4 (11 «Г»)
Тема:Русская культура конца XIX — начала XX века
14.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: СмуряковаЕ. Е. _______________
Групповой руководитель:Магсумов Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
НабережныеЧелны, 2009 г.
Литература,использованная по теме:
1. ЛевандовскийА. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А.Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16л. ил., карт.
2.Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ «Россия в ХХ веке»/ А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
14.12.2009
Урок№ 10: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел III. Накануне краха.
Тема: Русскаякультура конца XIX — начала XX
Тип урока: обобщенияи изучения нового материала.
Вид урока: Урок– Лекция.
Цель урока:
1. Познавательная,образовательная цель – сформировать у учащихся основные представления оположении дел в образовании, науке и печати, рассказать об направленияхлитературы и искусства России.
2. Развивающаяцель – содействовать учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры ссобытиями внутренней и внешней деятельности государства.
3. Воспитывающаяцель – формирование у учащихся нравственных качеств личности: ценить красоту иуверенность в своих силах, способствовать уважительному отношению к культурнымтрадициям государства и народов Российской империи.
Оборудование:Учебник, рабочие тетради, наглядность: схема «культура России», классная доска,мел, указка.
Вид доски науроке
10 декабря 2009 Тема Дом. Задание
План
Схема «культура России» Просвещение Печать Наука
Культура
конца XIX — начала XX Литература Искусство /> /> /> /> /> /> />
Основныепонятия:
Модерн,реализм.
Основныедаты:
1905 – II Дума рассматривала законо всеобщем начальном образовании.
С 1860-хстуденческие беспорядки становятся обычным явлением.
1898 –образование художественного объединения «Мир искусства».
1899 –«Временные правила о студенческих забастовках», по которым студентов моглиотдать в солдаты за беспорядки.
1903 –учрежден «Союз русских художников».
1904 — Заоткрытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.
1904 – приучастии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт.
1907 – 1913Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.
1911 –всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов.
Основныеперсоналии: Николай Дмитриевич Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, А. С.Суворин, Иван Дмитриевич Сытин, братья Сабашниковы, Иван Петрович Павлов, ИльяИльич Мечников, Н. Е. Жуковский, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир СергеевичСоловьев, Николай Александрович Бердяев, С. Н. Булгаков, Павел АлександровичФлоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк, Павел Николаевич Милюков, А.А. Корнилов, М. О. Гершензон, М. И. Туган-Барановский, Петр БернгардовичСтруве, Василий Осипович Ключевский, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В.Крушевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н.Андреев, А. Н. Толстой, А. М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С.Гумилев, А. А. Блок, Валентин Александрович Серов, К. А. Коровин, Михаил АлександровичВрубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А.Рылов, А. Н. Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, И. В. Стравинский, СергейПавлович Дягилев, Ф. И. Лидваль, А. В. Щусев, Федор Осипович Шехтель.
План урока:
1. Просвещение.
2. Печать.
3. Наука.
4. Литература.
5. Искусство.
Планурока развернутый:
1.Просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:
— начальнаяступень (церковно-приходские школы, народные училища);
— средняя(классические гимназии, реальные и коммерческие училища);
— высшая(университеты, институты)
1905 – II Дума рассматривала законо всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направлениеи отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Былаликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческиеучилища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей.
С 1860-х студенческиебеспорядки становятся обычным явлением.
1899 –«Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.
1911 –всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры взнак протеста – Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и др.
2. Печать.Манифест 17 октября освободил печать от предварительной цензуры, преследуя ужепо факту антиправительственной деятельности. 1913 – более 1000 легальных газет,число журналов – 1263. 3-е место по выпуску литературы в мире. И. Д. Сытиниздавал массовые издания брошюры, учебники. А. С. Суворин издавал «Дешевуюбиблиотеку» сочинения российских и иностранных авторов. Братья Сабашниковыиздавали серьезную научную литературу.
3. Наука.Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И. П. Павлов,разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 — Заоткрытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию. И. И.Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии,микробиологии и иммунологии. В. И. Вернадский и его учения заложили основыновых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 – при участии Н. Е.Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К. Э.Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретическойкосмонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом кполитике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В. С.Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путейна религиозных началах посвятили себя: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А.Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные систорическими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова,«Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О.Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальныемарксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Издание лекционного курса поистории В. О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А.Шахматов, Н. В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. Влитературоведении А. Н. Веселовский создатель сравнительно – историческойшколы.
4. Литература.Развивалась под мощным воздействием кризиса, свое ощущение трагизма инеустроенности бытия с огромной художественной силой передалиписатели-реалисты: Л. Н. Толстой («Воскресенье», «Живой труп»), А. П. Чехов(«Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка»), И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н.Андреев, А. Н. Толстой. Сюжеты становились год от года все более тревожными имрачными. Самый популярный писатель-реалист А. М. Горький чуткий наблюдатель,передавал темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскуюравнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев»,пьесы «Мещане», «На дне»). В поэтической среде возникают модернистские течения,стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений, — символизм, акмеизм, футуризм и др. – отказ от воспроизведения окружающейдействительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же времяпугающе опасной. Стремились создать в своих произведениях обобщенные символычеловеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности,либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увестиего в глубины подсознания или надзвездные миры, поразить небывалой страстью ит.п. Представителями были: В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А.Блока.
5. Искусство.С конца XIX в. влияние модернизма заметно появляется в живописи – вимпрессионистских полотнах В.А. Серова и К. А. Коровина, в символистскихкартинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). 1898 – образованиехудожественного объединения «Мир искусства». Художники: А. Н. Бенуа, К. А.Сомов, Л. С. Бакст отказались от реалистического воспроизведениядействительности, призывая стремиться к «чистой красоте» — совершенству формы,изящной условности, высоким вневременным идеалам. 1903 – учрежден «Союз русскиххудожников». Здесь работали пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов встиле перемежевались традиционные и новаторские направления русской живописи.
Отход отстарых традиций в сторону эстетической утонченности, поиску новых форм былхарактерен и для русской музыки, представителями которой были А. Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И. В. Стравинский. 1907 – 1913 Русские сезоны в Париже подруководством С. П. Дягилева.
Русскаяархитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета,связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции иматериалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиямхудожественную выразительность. Архитекторы: Ф. И. Лидваль – зданиеАзовско-Донского банка, А. В. Щусев – Казанский вокзал, Ф. О. Шехтель –Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России».
Вывод:Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самыхразных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель,предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
Домашнеезадание: §22 – 23, доделать схему. Подготовиться к контрольной 3 задания по 2балла по параграфам 16 – 23 и 4 даты по одному баллу по всем параграфам 1 — 23.У всех будут индивидуальные билеты. Принести лист чистый бумаги подписанныйФ.И., № билета
Ход урока:Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент Учитель приветствует учеников. Ученики приветствуют учителя. II. Этап проверки домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами проходили внешнюю политику России накануне первой мировой войны, участие страны в I мировой войне и домашнее задание состояло в том, чтобы прочитать параграф 20 – 21 написать эссе на тему: «Считаете ли вы, что в 1914 г. Европа была обречена на крупномасштабное военное противостояние» и доделать таблицу «Военные действия в I МВ» Также ответьте на следующие вопросы:
1. Расскажите стратегию русской военной кампании в 1914 году?
2. Укажите на карте территории, потерянные во время «Великого отступления»?
3. Что вы знаете о «Брусиловском прорыве?»
4. Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию вследствие поражении на фронте?
Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале.
Написание эссе и таблицу я проверю в конце урока собрав тетради учащихся. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. При ответе учитывается также умения ориентироваться по карте. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады. III. Изучение нового материала.
Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим на уроке культуру России конца XIX — начала XX согласно плану:
1. Просвещение.
2. Печать.
3. Наука.
4. Литература.
5. Искусство.
Для удобства мы рассмотрим тему в виде схемы, часть сделаем на уроке, оставшееся – вы доработаете дома самостоятельно параграфы 22 – 23. Учащиеся записывают число и тему урока. Начинаем работу по заполнению схемы «культура России конца XIX — начала XX». Совместно заполняем Просвещение, указываем его ступенчатость образования, и неспокойность студенчества при самодержавии. Обязательно запишем вывод и направленность культуры общие моменты. IV. Закрепление изученного материала
Вопрос: «Как отразились события внутренней и внешней политики, действительности на культуру России конца XIX — начала XX века?»
Запишите вывод в свои тетради. Ожидаемый вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях. V. Подведение итогов урока. Открываем дневники и записываем домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник.
Студентпрактикант_______________________________
Учительистории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________