РЕФЕРАТ
по курсу «История России»
по теме: «Россияв первые годы правления Николая II»
1. На престол вступаетпоследний русский император
В 1888 г. близ станцияБоркн (в 45 км от Харькова) потерпел крушение императорский поезд. АлександрIII на своих плечах удержал крышу вагона и спас жену и детей, но получилнесколько ушибов, один из которых, по-видимому, задел почки. 20 октября 1894 г.Александр III умер. На престол вступил его старший сын Николай II (1868—1918).
Николаю Александровичу вту пору было 26 лет. Его обучением руководил К. П. Победоносцев. Худощавый,невысокий, новый император выглядел моложе своих лет, держался скромно, даженеуверенно и многим казался недостаточно повзрослевшим. Он еще не был женат.Его избранница, принцесса Алиса Гессенская, не понравилась родителям, и свадьбадолго откладывалась. Теперь, после воцарения, пришлось сначала устраиватьсвадьбу, а затем коронацию. В ноябре 1894 г. молодой император сочетался бракомс гессенской принцессой, принявшей православное имя Александра Федоровна.
17 января 1895 г.состоялся торжественный прием депутаций от дворянства, земств, городов иказачества. Николай, заметно волнуясь, произнес короткую речь. Ключевой моментэтой речи многих заставил вздрогнуть. «Мне известно,— говорил царь,— что впоследнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей,увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делахвнутреннего управления; пусть все знают, что я… буду охранять началосамодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенныйродитель».
В тексте речи, написаннойПобедоносцевым, говорилось о «беспочвенных мечтаниях». Но Николай толи оговорился, то ли кто-то ему посоветовал «усилить» это место.Слова о «бессмысленных мечтаниях», прозвучавшие крайне обидно, сразуи навсегда оттолкнули от Николая либералов.
В мае 1896 г. в Москвесостоялась коронация. По этому случаю на Ходынском поле устроили народныегулянья с раздачей «царских подарков» (сайка, кусок колбасы, пряник икружка). Поле не выровняли, а киоски поставили слишком тесно. 18 мая пригромадном стечении народа произошла страшная давка, погибло 1389 человек. Нацаря это произвело тяжелое впечатление. Но коронационные торжества былигосударственным мероприятием, их нельзя было отменить.
Прошло несколько лет, иоднажды императорская чета присутствовала при спуске на воду броненосца «АлександрIII». Порывом ветра сорвало тяжелый флагшток, который упал в публику, убивнесколько человек. С тех пор в народе сложилось поверье, что молодая царицаприносит несчастья. (Броненосец действительно вскоре погиб в Цусимскомсражении.)
В подобные минуты НиколайII всегда оставался невозмутимо спокойным. Однажды, в 1905 г., стеныцарскосельского дворца вдруг сотряслись от страшного грохота. У придворныхпобелели лица: ведь шла революция, и все подумали, что взорвалась бомба. Итолько император, рассмеявшись, сказал, что это гром. Действительно,приближалась гроза. Тогда же для императорской фамилии действительно грянулагроза. Николай II с тем же стоическим спокойствием встретил свою смерть исмерть своих близких. Возможно, он предвидел такой конец. Но никто не знает,почему он ничего не сделал, чтобы его избежать или отдалить. В загадочной душепоследнего русского царя нелегко разобраться.
2. Либеральноедвижение в конце XIX в.
При Александре III либеральное движение переживалотрудные времена. Министр внутренних дел Д.А.Толстой борьбу с земскимлиберализмом сделал одним из направлений своей политики. «Земский союз»вынужден был прекратить свою деятельность. Вскоре последовала земскаяконтрреформа.
Многие земские работникив то время ушли в «малые дела», в начинания по распространению срединарода грамотности, просвещения, культуры. Но и на почве «малых дел»и «культурничества» они сталкивались с общегосударственнымипроблемами и искали их решение. Эти поиски расширяли и обогащали либеральнуюпрограмму.
В годы реакции лозунгконституции в либеральном движении отступил на второй план. Выдвинулисьтребования, выработанные на основании земской практики: 1) введение всеобщегоначального образования; 2) отмена телесных наказаний; 3) создание мелкойземской единицы на базе волостного управления.
Эти требованиявысказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати. В 1885—1886гг. в петербургский Комитет грамотности при Вольном экономическом обществевошли молодые либералы — князь Д. И. Шаховской, братья Сергей и Федор Ольденбурги,В.И. Вернадский. С этих пор деятельность комитета сосредоточилась на издании ирассылке в народные библиотеки популярных книг. Комитет поставил вопрос овведении всеобщего начального образования. По требованию Министерствавнутренних дел деятельность Комитета грамотности была поставлена в жесткиерамки. В знак протеста из него вышли почти все его члены. Они продолжили своюработу в обществе «Помощь в чтении больным и бедным».
Полицейские гонения наКомитет грамотности вызвали протесты Вольного экономического общества,старейшей русской общественно-научной организации, основанной в 1765 г. В 1895г. общество возглавил граф Петр Александрович Гейден (1840 — 1907). Обществорешило ходатайствовать об отмене телесных наказаний и о введении всеобщегообучения. Оно широко открыло двери для публики, приглашая гостей на своизаседания, превратилось в своеобразный клуб, в котором обсуждались самыеживотрепещущие вопросы.
Правительство с трудомтерпело этот «очаг крамолы» в центре Петербурга. В 1898 г., когдакрестьянство в очередной раз голодало, в повестку дня общества был поставленпродовольственный вопрос. Его обсуждение сопровождалось критикой правительства.В ответ власти запретили публиковать в газетах отчеты о заседаниях общества идопускать на инк постороннюю публику. Общество обязали представлять наутверждение программы своих заседаний. В знак протеста оно прекратило общиесобрания своих членов.
В 1883 г. было основаноОбщество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Главная задача обществасостояла в устройстве Пироговских съездов. Активное участие в их работепринимали земские врачи, которые и подняли вопрос об отмене телесных наказанийи об участии в помощи голодающим. Власти отклонили эти ходатайства.
Вопрос о мелкой земскойединице вырос из насущных потребностей земского хозяйства. По мере его развитиястановилось все труднее руководить им непосредственно из уездного центра безпромежуточных звеньев. Земские деятели надеялись, что волостное земство поможетим сблизиться с крестьянством и вовлечь его в либеральное движение. Местныевласти нередко запрещали обсуждение вопроса о мелкой земской единице. Земстваподавали жалобы в Сенат, и в 1903 г. рязанскому земству удалось выиграть дело вСенате.
Развитие земскогохозяйства, постепенное оживление земского движения вновь поставили вопрос осоздании координирующего органа наподобие распавшегося «Земского союза».В 1896 г. во время коронации Николая II председатель Московской губернскойземской управы Д. И. Шипов предложил председателям губернских управ устраиватьежегодные встречи. Первая такая встреча с разрешения администрации состояласьлетом того же года на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Но наследующий год министр внутренних дел И. Л. Горемыкин запретил встречу.
С 1899 г. по инициативекнязей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться начастные встречи, для беседы. Этот кружок так и назвали — «Беседа».Сначала в нем обсуждались только земско-хозяйственные вопросы, а затем перешлии к политическим.
Либеральное движениемедленно шло на подъем. В конце века оно уже не ограничивалось узким кругомдворян. В него включилась значительная часть земской интеллигенции. Онозахватило университетскую профессуру, научные и просветительные общества,распространило свое влияние на городскую интеллигенцию. По численности и активностилиберальный лагерь теперь не уступал консервативному, хотя и не сравнялся срадикально-демократическим.
3. Либеральноенародничество
После разгрома «Народнойволи» более заметную роль в народническом движении стало играть егомирное, реформистское направление, которое получило название либеральногонародничества. Это не вполне точное название, так как народничество все жеоставалось в границах демократического лагеря, а все народники являлисьпротивниками основных положений либерализма.
Либеральные народникивысказывали сомнения, что в России утвердился настоящий капитализм. Банки,акционерные общества, биржи — это пока еще поверхностные явления, малосвязанные с глубинами народной жизни. Ведь крестьянин не покупает акции, неходит на биржу. Так что это пока еще не капитализм, это «игра в капитализм»,утверждали либеральные народники. Поэтому есть еще возможность избежатькапитализма, поддерживая общину, артель и другие более или менее коллективныеформы производства, привычные русскому народу. Такие формы труда они называли «народнымпроизводством». Либеральные народники наметили ряд мер для их поддержки:расширение крестьянского землевладения путем переселений и покупок земли указны и помещиков, обеспечение крестьян дешевым кредитом, уравнение их в правахс другими сословиями,
В действительности кконцу XIX в. «игры в капитализм» зашли уже достаточно далеко.Пожалуй, только из упрямства, из желания сохранить верность исходной доктриненародники отрицали этот факт. На самом деле их программа была нацелена на болееширокое развитие капиталистических отношений — на демократической основе.
Особенно широко идеилиберального народничества распространились среди «третьего элемента»в земстве. Но влияние и авторитет идеологов этого течения (Н. К. Михайловского,В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко и др.) выходили далеко за рамки земскойинтеллигенции.
Николай КонстантиновичМихайловский (1842—1904) родился в г. Мешовске Калужской губернии. Долгое времяон был одним из редакторов «Отечественных записок», поддерживал связьс народовольцами. В их подпольных листках он выступал за конституцию, за созывЗемского собора, считая заговор крайним, вынужденным средством борьбы. После 1марта 1881 г. Михайловского выслали из столицы. Когда ссылка закончилась, онстал сотрудничать в журнале «Русское богатство», издателем которогобыл писатель В. Г. Короленко. Этот журнал известен как главный печатный органлиберальных народников.
Михайловский былпублицистом, литературным критиком и философом. В центре его учения лежала идеяличности. Ее развитие он считал мерилом исторического прогресса. Общие законыистории, писал он, определяют лишь порядок, в котором исторические эпохиследуют одна за другой, Конкретное же содержание эпох во многом зависит отлюдей. Живая личность, утверждал Михайловский, «ставит цели в истории»и «двигает к ним события» через все препятствия. Теории Михайловскогоокрыляли молодежь, воспитывали в ней активное отношение к жизни, что былоособенно важно в годы реакции.
Близкие Михайловскомулюди отмечали его благородство, огромную самодисциплину и деловую заботливостьпо отношению ко всем, кого он любил, уважал, ценил (таких людей было много). Ночеловеческая дружба — ткань тонкая, дорогая и непрочная. Михайловский в концеконцов разошелся и с Воронцовым, и с Кривенко. Помимо личных конфликтов,сыграли роль и различия во взглядах.
Василий Павлович Воронцов(1847—1918) происходил из знаменитого дворянского рода, когда-то был близок к «чайковцам»,принадлежал к числу умеренных лавристов. Многолетняя работа в земстве убедилаего в том, что рассчитывать на успех революционной агитации среди крестьянстванет никакой возможности. Слишком запуганное и забитое, оно не доверяетпосторонним людям и живет своей обособленной жизнью, реализуя свои творческиеспособности в общине, артели, трудовой крестьянской семье.
Воронцов, талантливыйученый-экономист, проделал огромную работу по обработке материала, накопленногов результате земских статистических исследований. Его труды значительнорасширили знания о крестьянской общине. Прежде о ней много говорили и спорили,но мало ее знали. Михайловский высоко ценил экономические работы Воронцова, ноосуждал его чрезмерное увлечение идеями русской самобытности. Ему казалось, чтоВоронцов сильно идеализирует крестьянство.
Особенно тяжело переживалМихайловский разрыв с Сергеем Николаевичем Кривенко (1847-1906). Человек оченьдобрый, мягкий, терпимый, Кривенко отличался уравновешенностью и сердечностью.И внешне он был как-то особенно, по-иконописному красив: густые черные волосы иборода обрамляли карие, немного грустные глаза и бледный высокий лоб.
Кривенко считал, чтоинтеллигентный человек должен заниматься и умственным, и физическим трудом. Онне держал прислугу, что было необычно для тех времен. Не терпел никакихпривилегий по отношению к себе и потому отказался от повышенного гонорара в «Отечественныхзаписках». Михайловский тогда сказал ему: «Ты — икона, сорвавшаяся состены».
Кривенко побывал в тюрьмеи ссылке, а по возвращении стал писать о сельских учителях, врачах, об ихнеприметной, но такой нужной работе. Михайловский упрекал его в откровеннойпроповеди «теории малых дел». Кривенко отвечал, что «малые дела»могут слагаться в большие и служить великим целям.
Излюбленной темойпублицистики Кривенко были земледельческие общины, создаваемые интеллигентами.Он признавал, что почти все подобные опыты заканчивались крахом.Интеллигентские общины распадались вследствие внутренних распрей и взаимнойнетерпимости. Но он считал, что это происходило оттого, что эти общинысоздавались на этических, толстовских принципах, а экономические задачиотодвигались на второй план. Он мечтал организовать такую общину, которая неставила бы целью достижение личной праведности, а отличалась бы деловой,социально полезной направленностью. Бегство от городской жизни, возвращение кприроде Кривенко считал внутренней потребностью, которая пробуждается усовременного человека. «И когда наступит мерзость запустения, то ступайтев горы...» — приводил он библейские слова.
Он купил участок землиблиз Туапсе и попытался организовать земледельческую общину. Несмотря наогромные усилия, это начинание все же закончилось крахом. Кривенко умер вТуапсе от сердечной болезни, не дожив до 60 лет.
4. Революционеры:проникновение в Россию марксизма
Одним из первых русских марксистовстал Г. В. Плеханов, в прошлом бакунист и глава «Черного передела». Кнему примкнули другие члены этой организаций, оказавшиеся за границей — В. И.Засулич, П. Б. Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов. В 1883 г. в Женеве ониобъединились в группу «Освобождение труда».
Перейдя на марксистскиепозиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперьон считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. Вкрестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалываетсяна «красную и холодную стороны» (на богатеев и бедняков), а потому неможет быть основой для построения социалистического общества. В перспективе —полный распад и исчезновение общины. Плеханов, как видно, недооценивал еежизнестойкость.
Вопреки народникам,Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу заполитические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плехановв новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, чтомежду свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть болееили менее длительный промежуток. Он предостерегал от «социалистическогонетерпения», от попыток форсирования социалистической революции. Самымпечальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленногоцарского деспотизма на коммунистической подкладке».
Ближайшей целью русскихсоциалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугиватьлибералов «красным призраком социализма»: в борьбе с самодержавиемрабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался повопросу о «диктатуре пролетариата». Этот пункт марксистского учения,как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работахПлеханова он присутствует, а в других отсутствует.
Главную свою задачугруппа «Освобождение труда» видела в пропаганде марксизма в России ив сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели рядработ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала «Рабочуюбиблиотеку», составлявшуюся из научно-популярных и агитационных брошюр. Помере возможности они переправлялись в Россию. С появлением группы «Освобождениетруда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснилонародничество и в борьбе с ним унаследовало многие его черты.
Появление в России первыхработ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди народников. Плеханова обвиняли в«оскорблении святыни», «отступничестве», «переходе наслужбу реакции». Устраивались торжественные сожжения его книг.
Тем не менее, дляраспространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянствобыло по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие.Стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководствомболгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г.
В 1888 г. марксистскийкружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний И. Е. Федосеев,исключенный из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью1888 г. в кружок Федосеева пришел бывший студент В. И. Ульянов.
Владимир Ильич Ульянов(Ленин) (1870—1924) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ.Многодетная семья была счастлива до начала 1886 г., когда внезапно умер отец.Старший сын Александр тогда был студентом Петербургского университета, второйсын, Владимир, учился в гимназии.
С этого временинесчастья, одно за другим, преследовали осиротевшую семью. В том же годуАлександр вместе с несколькими студентами начал готовить покушение на царя. В марте1887 г. они были арестованы, не совершив террористического акта. Пятеростудентов, в том числе А. И. Ульянов, были повешены.
Владимир Ульянов в этовремя заканчивал гимназию. Известны его слова: «Нет, мы пойдем не такимпутем. Не таким путем надо идти». Неясен, правда, смысл этих слов. Омарксизме в то время он не имел представления. Скорее всего, видя слезы и горематери, он зарекался от революционного пути. Жизнь, однако, сложилась иначе.
Осенью 1887 г. В.Ульяновпоступил на юридический факультет Казанского университета, но проучилсянедолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней,исключили из университета и выслали из города, в том числе и Ульянова.
После недолгой ссылки всело Кокушкино Владимир Ульянов вернулся в Казань и подал прошение овосстановлении в университете. О том же хлопотала и его мать. Многих участниковсходки восстановили, но ходатайства Ульянова всегда вызывали настороженноеотношение. Уж не брат ли того Ульянова? — написал на прошении один чиновник…— Отнюдь не следует принимать".
В. И. Ульянов просил оразрешении выехать за границу для продолжения образования — и вновь получилотказ. Он представил медицинскую справку о том, что для лечения желудка емунужны воды Виши" (Франция). Губернатор прописал ему «Ессентуки».
Со времени исключения изуниверситета и до 1891 г. В. И. Ульянов не имел определенных занятий. В этутяжелую пору, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева.
Марксистское учение сразупривлекло молодого человека. Ему казалось, что оно несет в себе такой заряд,который способен взорвать весь этот несправедливый мир.
В 1891 г. В. И. Ульянову,наконец, разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультетеПетербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должностьпомощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Здесь он велмелкие уголовные и гражданские дела, не получая удовлетворения от службы.Продолжал ходить на собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников ипостепенно втягивался в подпольную работу.
Юридическое образование,полученное наспех, почти не отразилось на взглядах В. И. Ульянова. Наоборот,верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазным» конституциям. Гражданские свободы он ценил лишьза то, что они дают возможность без помех вести социалистическую пропаганду.
В 1893 г. В. И. Ульяновперевелся из Самары в Петербург на такую же должность, но здесь почти незанимался судебной практикой. Отныне все свои силы он отдавал организациимарксистского движения и спорам с народниками.
В ходе борьбы снародничеством В. И. Ульянов, вольно или невольно, позаимствовал многие егочерты. Он не скрывал своего восхищения перед народовольцами, перед ихорганизацией, отлаженной и четко действовавшей. Его мечтой было созданиедисциплинированной и сплоченной партии, ведущей за собой миллионную армиюпролетариата, который, в свою очередь, увлечет за собой крестьянство.Народовольцы идейно породнили его с Ткачевым, а через него — и с Нечаевым.
Первые шаги к созданиюсильной и централизованной организации В. И.Ульянов предпринял в 1895 г. Онвыезжал за границу, где встречался с Плехановым. Осенью того же года он принялучастие в создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочегокласса».
«Союз» сталсамой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических(марксистских) организаций. В его руководство входили В. И. Ульянов, Г. М.Кржижановский, И. К. Крупская, Ю.О.Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центрубыли подчинены районные группы, а им — рабочие кружки. Издавались листовки,готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе Ульянова. В 1897г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии.
Петербургский «Союз»продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехалисьпредставители ряда марксистских кружков и групп (всего 9 человек). Они объявилио создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съездизвестен как I съезд РСДРП. Но вскоре после съезда было арестовано большинствочленов избранного на нем Центрального комитета. Отчасти по причине арестов, атакже из-за внутренних несогласий распался петербургский «Союз». Вусловиях промышленного подъема стачечное движение шло на спад. За время ссылкиВ. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма.Работа «Развитие капитализма в России» не утратила научного значенияи по сей день. В 1901 г. В. И. Ульянов впервые подписался: Н. Ленин. Под именемЛенина он вошел в мировую историю.
Литература
Громаков С.Г. История России. М., 2008.
Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.
Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до нашихдней. М., 2006.