Реферат по предмету "История"


Царствование Екатерины II в 1762-1796 годах

Реферат по дисциплине: «Отечественнаяистория»
на тему: Царствование Екатерины II (1762-1796)

г. Москва 2006 г.

Введение
 
Будущая российскаяимператрица Екатерина II Алексеевна, урожденная София Фредерика Августа,принцесса ангальтцербстская, появилась на свет 21 апреля (2 мая) 1729 года.
Отец ее — ничем непримечательный князь Христиан-Август — был младшим братом немецкоговладетельного князя, он был беден и поэтому преданно служил прусскому королю,сделав неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. Прусскийкороль Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании.В 1727 году (емутогда было 42 года) женился на 16-летней принцессе Иоанне-ЕлизаветеГолштейн-Готторпской.
Екатерина получиладомашнее образование, у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, идва учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Они обучали еенемецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии,богословия, немец Религ давал ей уроки игры на клавесине. Благодаря своейгувернантке, Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером и др.;учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе.Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность,настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. Императрицабыла способной ученицей, но не могла похвастаться умением творчески подойти кпроблеме. Зачастую она проявляла алогичность, свойственную слабому полу, нонепростительную в государственных людях. В то же время её трудно назватьидеальной, сильные стороны уживались у неё со слабостями. Прекрасно разбираласьв людях, умея ценить в них ум и деловые качества, Екатерина была щедра, готовак компромиссам и беспринципна.
В 1744 году Екатерина сматерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена поправославному обычаю, под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестойвеликого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчаласьв 1745 году.
ВРоссии она стала именоваться Екатериной Алексеевной. Отношения между супругамис самого начала не сложились — слишком разными они были людьми. Екатерина в 15лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочиненияпо политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человекомпри дворе Елизаветы. Ограниченные интересы мужа были ей чужды и смешны. К томуже наследник престола всё ещё играл в куклы, в то время как Екатерина жаждалалюбви. Пётр и позднее относился к жене с вызывающим безразличием, ухаживая запридворными дамами. Если Пётр, наполовину русский, по происхождению, оставалсяпо взглядам и пристрастиям немцем, то немка Екатерина понимала, чторассчитывать на прочное положение на российском троне она может, толькосделавшись русской в глазах окружающих. Будущая императрица освоила русскийязык, неустанно изучала историю, культуру, традиции своей новой родины. В годы Семилетнейвойны Екатерина, отец которой был генералом прусской армии, держалась русскойпатриоткой, хотя ей это стоило немалых усилий.
Екатерина II была тонкимпсихологом, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких италантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целойплеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников,музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна,терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательновыслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческимумом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своихцелях.
За все время царствованияЕкатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергалсяопале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление оекатерининском царствовании как о «золотом веке» русского дворянства.Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожиласвоей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущербсвоим убеждениям.
В 1754 году Екатеринародила сына Павла, который в последствии стал императором Павлом I.

1. Приход квласти
 
25декабря 1761 года Елизавета Петровна умерла. Императором России стал Пётр III. В течение шести месяцев правления ПетраIII отношения Екатерины с мужем (который открыто, появлялся в обществелюбовницы) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ееареста и возможной высылки. Недальновиднаясоциальная политика, конфликты с православной церковью и российской гвардией,вражда с женой, прусские симпатии императора настроили против него изначительную часть населения, и гвардейцев и придворных.
Екатерина тщательноготовила заговор, опираясь на поддержку сторонников: братьев Орловых Алексея иГригория, Н.И.Панина, К.Г.Разумовского, Е.Р.Дашковой и др. Дворцовый переворот, во главе которого всталаЕкатерина, был совершён 28 июня 1762 года. В этот день, когда Петра III не было в столице,сторонники Екатерины подняли по тревоге гвардейские полки и в Казанском дворцеПетербурга провозгласили её самодержавной императрицей. В зимнемдворце был прочитан Манифест о восшествии Екатерины II на престол. Ейприсягнули Сенат и Синод. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург. Поначалу Пётр хотел, было сопротивляться, сталпосылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были той категорически отвергнуты.Петр, вскоре сдался, согласился наотречение от престола, и Екатерина по дороге в Петербург получилаписьменное отречение Петра от престола. Весть о восшествии Екатерины на престолбыстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами.
Свергнутыйимператор содержался под стражей в загородном дворце в Ропше, неподалеку отПетергофа. Вечером 6 июля, Екатерина получила от А.Орлова записку, писаннуюиспуганной и едва ли трезвой рукой. Можно было понять лишь одно. В тот деньПетр за столом заспорил с одним из собеседников, их пытались разнять вследствиечего, Петр оказался мертвым. Екатерина, по ее словам, была тронута, даже пораженаэтой смертью. 7 июля по церквам читали печальный Манифест, извещавший о смертивпавшего в прежестокую колику бывшего императора и приглашавший молиться«без злопамятствия» о спасении души почившего. Его привезли прямо вАлександро-Невскую лавру и там скромно похоронили рядом с бывшей правительницейАнной Леопольдовной без оказания царских почестей. Весь Сенат просил Екатеринуне присутствовать при погребении.
2.  Время правления
 
Екатерина II вступила на русский престол в 33года и правила практически всю вторую половину XVIII века, которую стали называть эпохой Екатерины II. Уже 22 сентября 1762 года ЕкатеринаII торжественно была коронована вУспенском соборе Московского Кремля.
Первые годы правленияЕкатерины были для неё трудным временем. Ей надо было выработать политику, отвечающуюусловиям Нового времени (время просвещенного абсолютизма). Она была одинока,потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, чтосохранить её она может только любовью двора и подданных. Она делала всевозможное, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. У Екатериныдействительно были опасения за свою власть. Сама она не знала текущихгосударственных дел и не имела помощников, П.И.Шувалов умер, из всех другихвельмож она доверяла только графу Никите Ивановичу Панину. Он был дипломатомпри Елизавете. Панин заведовал внешними делами России. Екатерина мечтала опомощниках в лице тех людей, которые возвели её на престол, но она понимала,что они не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Так, Екатерина, неимея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться.
Желание лучше узнатьРоссию привело Екатерину к мысли о поездке по стране. Так же как Петр IЕкатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировойарене, вести наступательную и в определенной мере агрессивную политику.
Во внешней политике Екатерина II былапоследовательницей Петра I, она сумела понять коренные задачивнешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились векамимосковские государи.
Вступаяна престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России — охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне сДанией, сделанные Петром III. Прекратив их, Екатерина уничтожилапрусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всякихсоюзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатеринусвязать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией,объявленную вследствие интриг Франции. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престолегерцог Э.И.Бирон. Важным моментомвнешнеполитической деятельности императрицы была борьба против Французскойреволюции, выразившаяся в принятии в России эмигрантов, поддержке реакционерови участии в антифранцузской коалиции.
В 1763 году, опираясь наподдержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника СтаниславаАвгуста Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений сАвстрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекатьТурцию к войне с Россией.
Русско-турецкая война1768-1774 годов была в целом успешной для России, однако сложнаявнутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимобыло восстановить отношения с Австрией. В результате был, достигнут компромисс,жертвой которого пала Польша: в 1772 году Россия, Пруссия и Австрия осуществилипервый раздел части ее территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийскиймир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма.
Во второй половине 1770-хгодов сформировалась новая внешнеполитическая доктрина русского правительства — Греческий проект. Основной ее целью было восстановление Греческой империи состолицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внукомЕкатерины, в качестве императора.
В 1779 году Россиязначительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качествепосредника между Австрией и Пруссией в Тишинском конгрессе.
В 1787 году Екатерина,сопровождаемая двором и иностранными дипломатами, совершила путешествие в Крым,ставшее демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась война сТурцией и вскоре война со Швецией. Однако Россия успешно справилась с обоимипротивниками. В 1791 году в г.Яссы был подписан мир (Ясский мирный договор) ипровозглашен конец войны с Турцией. Цели, ради которых Османская империяразвязала войну, не были достигнуты. В состав России вошла территория междуреками Буг и Днестр. Так же Турция признала покровительство России над Грузией,установленное Георгиевским трактатом 1783 года.
В 1793 и 1795 годах произошливторой и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью.
Таким образом,внешнеполитические итоги второй половины XVIII века были позитивными для дальнейшего развитияРоссии.
Во внутренней политикеЕкатеринаимела вполне определенную политическую программу, основанную на идеяхПросвещения и при этом учитывавшую особенности исторического развития России.Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность,последовательность, учет общественных настроений.
Преемственность политикив отношении дворян императрица подтвердила указом 3 июля 1762 года,повелевавшим крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновениипомещикам, как и прежде. Зачитываемый крестьянам манифест убеждал ихбеспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотябы и правильными причинами понуждаемо было и есть грех не простительный, противБожьей заповеди». Если крестьяне будут продолжать сопротивляться, то ихнадлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной рукипроизойти может». Заметим, личные воззрения Екатерины на крепостное правовступали в вопиющие противоречия с ее законодательством, т.е. практические меры,не ослабляли, а усиливали крепостной гнет. Преемственность политики проявиласьи в подтверждении Екатериной нормативных актов предшествующего царствования:она оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупатькрестьян и его же указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии.
Оба указа затрагивалиинтересы немногочисленной прослойки населения. Первый указ ущемлялмануфактуристов, но их в стране насчитывалось несколько сотен, и их протестможно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ниПетр III, ни Екатерина не уничтожали орган политического сыска, а всего лишьизменили его наименование — отныне политическими преступлениями стали ведатьТайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полнаяпреемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайнойэкспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии воглаве с кнутобойцем Шешковским.
Бюджет России этого времени был типичен дляабсолютистских государств Европы. Доходы казны за вторую половину XVIII века выросли в 4 раза. Рост доходовдостигался за счет повышения налогов. На первом месте в бюджете стояли затратына армию, флот, управление и содержание двора. На последних местах стояли тратына науку, просвещение и искусство. Впервые в 1769 году появились бумажныеденьги, хотя к концу XVIIIвека бумажный рубль обесценился.
Одной из первыхреформ ЕкатериныII в 1763 году было разделение сената нашесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией, сделав работусената наиболее эффективной, но лишив его законодательной функции.
К этим же годам относятсядве акции Екатерины, внесшие существенные изменения в структуруадминистративных органов. Одна из них связана с проектом Н.И. Панина обучреждении Императорского совета и реформой Сената. Реформа Сената прошлабезболезненно. Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов спятью сенаторами в каждом состояло в том, что его громоздкий состав позволялмногим сенаторам бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, априсутствие в учреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться заспины других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь жебезболезненно произошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановлениегетманского правления, упраздненного еще при Петре Великом, являлось плодомфаворитизма, когда Елизавета Петровна в 1750 году. Назначила гетманом22-летнего брата фаворита К.Г.Разумовского.
Наконец, Екатерине IIдовелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие ЕлизаветойПетровной, опубликовавшей в 1752 году манифест о проведении в стране межеванияземель. Манифестом 1765 года Екатерина отказалась от проверки владельческихправ на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель,которыми они владели к 1765 году. Таким образом, все земли, ранее захваченные указны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездноепользование. Мемуарист А.Т.Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великоепотрясение умов». Только в XVIII веке в руках помещиков оказалось около 50 миллиондесятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765года положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.
В 60-е — 70-е года XVIII века Екатерина сделала попыткусоздать систему закрытых сословных учебных заведений. Она первая в своем«Наказе» заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться обучреждении воспитательных заведений, для воспитания русского общества, считая,что «корень всему злу и добру – воспитание». Екатерина считала лучшим средством«произвести способом воспитания, так сказать, новую породу отцов и матерей».Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытныхпедагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательнымиучилищами стали: воспитательные дома в Москве (1763 году, при его учреждениипомог своими вкладами Демидов, внук знаменитого заводчика в Туле) и Петербурге (1767году), закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок(Смольный институт благородных девиц, Екатерининское училище) и кадетскиекорпуса. Кроме воспитательных заведений Екатерина заботилась также ораспространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были бытьсозданы — Главные народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Псковепредполагалось учредить университеты, но не хватило средств. Непосредственноеучастие в этом деле Екатерины и её помощника И.И.Бецкого заслуживает особойблагодарности, хотя педагогическая система сейчас очень отличается от системыБецкого. Это был новый тип учебных заведений. Генеральная линия развитиярусского просвещения шла по пути создания системы общеобразовательной школы.Начало ей было положено школьной реформой в 1782 – 1786 годах.
В 1765 году было открытиеВольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам рациональноорганизовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям. Экономическимобществом был объявлен конкурс на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее дляобщества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение,и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». Втечение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в томчисле от немцев, французов, русских. Конкурсные работы прислали Вольтер иМармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество,считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемомупадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа,доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.
Уже при Елизаветедворянство становится привилегированным классом, получив имущественные права,каких не мели другие общественные классы, освобождая его от личнойгосударственной службы, Петр IIIсоздает личные привилегии, чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II, таким образом, дворянство, делаетсяуже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации — до сих пор ему организацию давала сама служба по полкам, его соединялислужебные связи, теперь организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибодворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации- сословной. Её дала дворянству Екатерина II.
Еще одной из наиболееважных внутриполитических реформ стал созыв в 1767 году в г.Москве специальнойкомиссии (Уложенная комиссия) для составления нового свода законов, взаменустаревшего Соборного уложения 1649 года. В работе комиссии приняли участи 572человека (в большинстве дворянские депутаты около 45%), представлявшиепрактически все слои общества (дворянство, государственных служащих, крестьян,кроме крепостных и казачество). Девизом Уложенной комиссии были слова«Блаженство каждого и всех».
Уложенная комиссия начала заседание летом 1767 года вГранатовой палате Московского Кремля. Вскоре Екатерине был присвоен титул«Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательным еепризнанием. Дабы лучше узнать нужды и недостатки народа, комиссия попредложению Екатерины представила около 1600 наказов с мест. На их основанииЕкатерина подготовила «Наказ» (теоретическое обоснование политики абсолютизма),где более ее половины составляли цитаты, которые были тщательно подобраны и скомпонованы.Он представлял собой дальнейшие принципы правления Россией. По ее мнениюравенство людей понималось, как право каждого сословия обладать дарованными емуправами (дворянам свои, крестьянам свои) и только суд может вершить закон иопределять виновность человека.
Познакомившись снаказом Екатерины, Комиссия приступила к чтению депутатских и прослушаланесколько крестьянских наказов. Не закончив, она перешла к чтению законов одворянстве, а затем о купечестве, не закончив, Комиссия занялась вопросом оправах остзейских дворян, но, не доведя до конца ни одного из этих дел, в конце1767 года Комиссию перевели в Петербург, где она также переходила от одногопредмета к другому. Одни из депутатов были не согласны с некоторыми статьями в«Наказе», другие же на оборот были более чем согласны, таким образом, в долгихдискуссиях по разным статьям «Наказа» комиссия проработала больше года. Екатериначувствовала неуспех дела, старалась ему помочь, посылала наставления в Комиссию.Так ничего и не добившись, на ряду с другими препятствиями и оценив обстановку,Екатерина под предлогом войны с Турцией, в конце 1768 года на время распустилачленов общего собрания Уложенной комиссии, оставив при этом некоторые частныекомиссии, которые работали до 1774 года. Подготовительные работы не прекратились,но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг входе законодательных работ, но с 1775 года. Екатерина стала забывать о своейКомиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия.Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства неудалась.
Но, несмотря ни на что,екатерининская Комиссия имела важные последствия для последующей деятельностиимператрицы. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 годов.Депутаты привезли массу наказов, их выступления были сохранены в архивахКомиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных имилиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны. Сохраняя своипринципы, Екатерина знала теперь мнения и желания русского общества и могла ихизучать обстоятельно. По её собственному признанию, Комиссия подала «свет исведения обо всей империи, с кем дело имеет, и о ком печься должно». С неудачейКомиссии не умирало её дело. Если оно не удалось депутатам, то могло быть посилам императрице.
Для Екатерины времяработы комиссии не прошло бесследно, на основании многих предложений членовкомиссии Екатерина сделала аналитические выводы и таким образом предопределилазаконодательную политику России на будущие года. Она принялась по частямвыполнять свой план, издала ряд отдельных законоположений, одна из которых грамотасословиям 1785 года.
В 1775 году был изданманифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В томже году была осуществлена губернская реформа.
Также в 1775 году длятого, чтобы легче было управлять государством, Екатерина издала «Учреждения дляуправления губерний», укрепившие бюрократический аппарат власти на местах.Губернские учреждения императрицы Екатерины составили эпоху в истории местногоуправления России. По «учреждениям о губерниях» в 1795 году была организована51 губерния, теперь губернии стали делиться прямо на уезды, в каждой губерниибыло от 300 до 400 тысяч жителей, а в уезде — от 20 до 30 тысяч. При большейдробности новых административных округов нужно было и больше административныхцентров. В результате этого, возникло много новых городов, созданныхискусственно. Изменив областные границы, «учреждение о губерниях» изменило иустройство областного управления.
Теперь в каждомгубернском городе были установлены:
— Губернское правление во главе сгубернатором. Оно имело административный характер, представлялоправительственную власть, являлось ревизором всего управления, губернаторы избиралисьсамой императрицей из русских вельмож;
— Уголовная и гражданскаяпалата — высшие органы суда в губернии;
— Казенная палата — органфинансового управления (все эти учреждения имели коллегиальный характер, нореально вся власть принадлежала губернатору);
— Верхний земский суд — судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами;
— Губернский магистрат — судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них;
— Верхняя расправа — судебное место для однодворцев и государственных крестьян (эти суды имеликоллегиальный характер, состояли из председателей — коронных судей изаседателей, представителей того сословия, делами которых занималосьучреждение; они считались сословными, но действовали под руководством коронныхчиновников);
— Совестный суд — длярешения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамереннымипреступлениями;
— Приказ общественногопризрения — для устройства школ, богаделен, приютов и т.п. (в обоих этих местахпредседательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий,не будучи сословными, эти учреждения не были бюрократическими).
В каждом уездномгороде находились:
— Нижний земский суд — ведавший уезднуюполицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и заседателей;и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальникомуезда и был исполнительным органом губернского управления;
— Уездный суд — длядворян, подчиненный Верхнему земскому суду;
— Городской магистрат — судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городскаяполиция была вверена коронному чиновнику — городничему);
— Нижняя расправа — суддля государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.
Все эти учреждения посвоему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия,делами которого ведали); только председатель нижней расправы был, назначаем отправительства.
Кроме перечисленныхучреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян былаустановлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрениявдов и сирот горожан сиротский суд (при каждом городом магистрате). И в том идругом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опекепредседательствовал предводитель дворянства, а в сиротском суде — городской голова.
Такова была системаместных учреждений Екатерины II. При обилии новых учреждений выдерживаетсямодный в XVIII веке принцип разделения ведомств и властей: администрация в нихотделена от суда, суд — от финансового управления. Местные общества получили,на сословном принципе, широкое участие в делах местного управления. Местнаяадминистрация приняла вид земского самоуправления, под контролем немногихправительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигласвоих целей. Падение прежней системы в центральном управлении произошло приправлении Павла I и закончилось учреждением Министерств при Александре I.
Такими были главныереформы Екатерины в управлении. За исключением двух учреждений (совестного судаи приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудьодного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не былоновостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
В 1773 году во времявойны с Турцией вспыхнул новый виток недовольства крестьян, что вылилось в «Крестьянскуювойну» под предводительством Емельяна Пугачева. В основном в этой войнепринимали участие казаки. Но потом к ним присоединились крепостные крестьяне,мастеровые, рабочие и т.д. Всех их объединяла ненависть к крепостническимпорядкам. За период войны Е.Пугачев издал один из самых ярких манифестов, гдепризывал освободить всех крепостных и всем раздать земли без покупки и без оброка.
В 1775 году войскоЕ.Пугачева было разгромлено, он и его ближайшие сторонники бежали, нозажиточные казаки захотели заслужить милость императрицы, и выдали его властям.
10 января 1975 года самЕмельян Пугачев и его сторонники были жестоко казнены и пущены на плотах свиселицами по всем рекам на устрашения народа, дабы больше не было попытоквосстания против власти.
Крестьянская войнапровела четкую разграничительную линию в расстановке социальных сил: в борьбе смятежным крестьянством главную опору самодержавию составило дворянство. Но вовраждебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот фактедва ли не убедительнее всего характеризует низкий уровень развитиякапиталистических отношений и такой же низкий уровень классового сознанияформировавшейся буржуазии. Получая привилегии от феодального государства,используя ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники не выступалини против самодержавия, ни против крепостничества. Более того, купцы ипромышленники в Уложенной комиссия, как отмечалось выше, требовали не ликвидациидворянских привилегий и буржуазного равенства, а предоставления их им самим.
Плоды «истинноготоржества» вкусило, прежде всего, дворянство. Вместе с тем правительствооценило верность старым порядкам промышленников и верхушки купечества.Правительственная политика ближайших десятилетий была нацелена наудовлетворение чаяний дворянства и купечества.
Правительствоорганизовало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам длявосстановления хозяйства на крайне выгодных условиях — ссуду они получалисроком на 10 лет под заклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех летиз 1%, а остальных семь лет из 3% годовых.
Крестьянская войнаобнаружила слабость местных органов власти, неспособность их собственнымисилами поддерживать «тишину». Именно поэтому заботы императрицы были направленына совершенствование областной администрации, реформирование которой намечалосьпровести еще до крестьянской войны.
В отношении крелигии Екатеринаотличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русскойправославной церкви и умело использовала религию в своих политическихинтересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени онапроповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследованиестарообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети, однакопо-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.
Екатерина была убежденнойпротивницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самойприроде человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этомуповоду, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества.Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполнеобоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с темЕкатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому вопасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливыхпомещиков достаточно благополучна.
В 1764 году Екатеринапровела секуляризацию церковных земель, значительно пополнившую государственнуюказну и облегчившую положение миллиона крестьян, что соответствовало еепредставлениям о необходимости унификации управления на всей территорииимперии; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья иПричерноморья.
Выше отмечалось обещаниеЕкатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви.Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства,если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III осекуляризации, и противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как толькоЕкатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивлятьсясекуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которойбыло поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения.
Реализация Манифеста 26февраля 1764 г. о секуляризации церковных владений имела два важныхпоследствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковныхвотчин в пользу власти.
Отныне каждый монастырьимел утвержденные правительством штаты монашествующих и начальных лиц, насодержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, такимобразом, оказалось в полной зависимости от государства, как в экономическом,так и в административном отношении. Духовенство было возведено в рангчиновников в рясах.
Другим следствиемсекуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работана монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей меререгламентировало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьянепомимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование частьмонастырских земель. Наконец, экономические крестьяне освободились от вотчиннойюрисдикции: суда монастырских властей, истязаний и т.д.
Терпимое отношениеправительства к старообрядцам способствовало экономическому процветаниюстарообрядческих центров в Стародубе, Керженце и др., где появились богатыекупцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создалиРогожскую и Преображенскую общины — организации, владевшие крупными капиталамии постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинахРоссии.
Заботы о здоровьенарода вызвали уЕкатерины попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране.Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году, и приказы общественногопризрения должны были руководить медицинской частью в стране. Каждый городобязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан был такжеустраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимых больных исумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы, ипроводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывалисьаптеки и фабрики хирургических инструментов.
Та же зависимость отзападноевропейских идей сказывалась и в отношении Екатерины к русской торговлеи промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 годуЖалованную грамоту городам, подтверждая этой грамотой права городскогосамоуправления; хотела лучше организовать кредит и учредила Государственныйзаемный банк с большим капиталом.
В делепросвещенияи европеизации своих подданных Екатерина II так же достигла весьма значительныхрезультатов. Сама Екатерина была весьма высокообразованным, по европейскиммеркам, человеком. Екатерина написала двенадцать томов произведений разныхжанров. Много появилось писателей при Екатерине II. Самые известные — Державин,Фонвизин, Новиков. Державин писал оды, прославляя в них Бога, Екатерину, еёполководцев, особенно знаменита его ода «Бог». Екатерина сумела привлечь нагосударственную службу Державина в качестве министра. Фонвизин написал двезнаменитые комедии «Бригадир» и «Недоросль». В них он осмеял дворян, которые нехотели учиться. Новиков издавал много журналов. Под руководством Е.Р.Дашковой былипроведены работы по созданию «Словаря Академии Российской», вышедшего в свет вшести частях в 1789 — 1794 годах. Это был первый толковый и нормативныйсловарь, заключавший в себя 40000 слов. Для работы над этим словарем былипривлечены виднейшие ученые и писатели — Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, И.И.Лепехина,С.Я.Румовский, и др. «Словарь Академии Российской» сыграл громадную роль вустановлении лексических норм русского литературного языка. Он был высокооценен Пушкиным, который в 1836 году приводил слова Карамзина «… мы зреем невеками, а десятилетиями». Было выпущено в Петербурге в 6 частях «Полноесобрание сочинений М.В.Ломоносова». 21 октября 1783 года по приказу Екатерины,была торжественно открыта Российская Академия, президентом была назначена Е. Р.Дашкова. С 1783 по 1796 года было избрано 78 действительных ее членов.
При Екатерине возниклаоснова коллекции Эрмитажа, её агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшимдворам европейских правителей и владетельных особ, покупали шедевры и целыеколлекции для Северной Семирамиды, как называли Екатерину французскиепросветители. В Петербурге при ней получила постоянную прописку оперная труппаитальянцев, а опера «Севильский цирюльник» Паизиелло впервые в 1782 годуисполнялась в концертном зале Эрмитажа.
3.  Мнение историков о царствованииЕкатерины II
екатеринавласть политика царствование
 «ЦарствованиеЕкатерины II имело новое и сильное влияние наполитическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговоромнескольких мятежников, она обогатила их за счет народа и унизила беспокойноенаше дворянство. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и еюпользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивления потомства. Еевеликолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».
УниженнаяШвеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарностьрусского народа. Но со временем история оценит влияние ее царствования нанравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости итерпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками,покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность взаконодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами еестолетия...»
Цитата:Пушкин А.С., Полное собрание сочинений в 10 томах, Ленинград, 1978 год,том 8, стр.91;
«Излишнеговорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ниодин народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, какрусский народ в эти годы побед и благоденствия».
Цитата:Чаадаев П.Я., Полное собрание сочинений и избранные письма, Москва, 1991год, том 2, стр.188;
«Изобщего обзора деятельности Екатерины мы получаем следующий вывод: онадействовала успешно в качестве посредницы между прогрессом и культурою ЗападнойЕвропы, с одной стороны, и бытом России — с другой. При ней значительноупрочилось могущество и влияние России во всемирной системе государств, вовремя царствования Екатерины и благодаря ее инициативе, Россия быстроподвинулась вперед на пути прогресса, европеизации».
Цитата:Брикнер А.Г., История Екатерины Второй, СПб., 1885 год, стр.801;
«Тройственнаязадача [Екатерины II — А.К.]развилась в такую практическуюпрограмму: строго национальная, патриотическая внешняя политика,благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и стройныеобластные учреждения с участием трех сословий, салонная, литературная ипедагогическая пропаганда просветительских идей времени и осторожно, нопоследовательно консервативное законодательство с особенным вниманием кинтересам одного сословия. Основную мысль программы можно выразить так:попустительное распространение идей векаи законодательное закрепление фактовместа».
Цитата:Ключевский В.О., Сочинение в 9 томах, Москва, 1989, том 5, стр.35;
«В60-х — начале 70-х годов XVIIIв.… реакционная по содержанию и по направленности политика была облечена вформу «просвещенного абсолютизма». Она отличалась широким применениемлавирования, либеральной и «просветительской» фразеологии, словесными жестами иобещаниями улучшения положения народа. Эта тактика имела целью укрепитьсамодержавно-крепостнический строй, усилить иллюзии о надклассовое самодержавияи мужицкую веру в «доброго царя», ослабить остроту классовых и социальныхпротиворечий и предотвратить назревавшую в стране крестьянскую войну.
Такаятактика самодержавия и формы осуществления крепостнической политики, а такжеего попытки использовать в интересах крепостного строя идеи европейскогопросветительства оказывали серьезное влияние на общественно-политическую мысль,на формирование буржуазной идеологии и особенности становления антикрепостническоймысли в России.
Тактикасамодержавия, формы проведения его политики, структура и функции органов властии управления менялись в третьей четверти XVIII века не раз, но самодержавие по-прежнему оставалосьорганом диктатуры помещиков-крепостников».
Цитата:Белявский М.Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстанияЕ.И.Пугачева, Москва, 1965 год, стр. 37;
«…Главные события ее жизни, те преобразования, которые ей удавалось совершить, тезаконы, которые удалось издать, те проекты, которые захотелось составить. Хотяимператрица не переставала относиться к своим государственным делам весьмаличностно, и это не могло не проявиться в ее учреждениях и государственныхзатеях.
Речьидет о еще одной Государственной Реформе в российской истории. Реформе крупнойпо значению и едва ли не единственной в истории новой России, реализовавшейсявполне исходя из собственных провозглашенных начал. Такой Реформе, которая, вотличие от Петровых преобразований… реализовавшись на принципах«просвещенного абсолютизма», не принесла обществу жертв, кроме разве что очередныхисторических заблуждений и политического утопизма».
Цитата:Омельченко О.А.,«Законная монархия Екатерины II», Москва, 1993, стр.4.

Заключение
 
34-летнее царствованиеЕкатерины II оставило яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарностьличности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величиеею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империиКрымский полуостров. При Екатерине высокого уровня достигло распространениепросвещения: При Екатерине была созданаРоссийская Академия, Вольное экономическое общество, основано множествожурналов, создана система народного образования, основан Эрмитаж, открыты публичныетеатры, появилась русская опера, начался расцвет живописи. Екатерина анонимноиздавала в Петербурге журнал «Всякая всячина», задачей которого былодалеко не только «просвещение общества», но и проведение«официальной линии», пропаганда. При её правлении в 1764 году былоткрыт Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (в обиходе егоназывали Смольным). Правда, у образованных «смолянок» возникалонемало проблем: вернувшись, домой, а обучение велось закрытым образом с 6-и до18-и лет, они зачастую уже не понимали родителей, да и в повседневной жизни имбыло нелегко после тепличных условий монастыря. Императрица стремилась прослытьпокровительницей наук и искусств, просвещённой правительницей, но заявлявшиеэто слова и документы входили в противоречие с реальными действиями: так,жестокой опале подверглись издатель сатирических журналов Николой Новиков,Александр Радищев и даже Гавриил Державин — все, кто позволял себе малейшиесомнения в правильности императорской политики. Крупных успехов достиглаисторическая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Ястрастно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когдаон занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем болееработаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы,чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатеринаэнергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшиеакты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях,Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Но Екатерина сочинялане только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярноенаследие.
 

Использованнаялитература
4. А.С.Орлов,В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина – История России, Учебник, 2-еиздание, Проспект, 2004 год;
5. В.О.Ключевский — Орусской истории, под редакцией профессора В. И. Буганова, Просвещение, 1993 год;
6. С.Ф.Платонов — Полный курс лекций по русской истории, СПб, Литера, 1999 год;
7. В.А.Бильбасов — История Екатерины Второй, СПб, 1890-1891 года.
8. О.А.Омельченко- «Законная монархия» Екатерины II, Просвещенный абсолютизм в России,Москва, 1993 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.