Реферат по предмету "История"


Концепция "социальной инженерии" А.К.Гастева

Концепция «социальной инженерии» А.К.Гастева
Кошкина С.Г.
В20-30е годы CC века в России разворачивается мощное движение за научнуюорганизацию труда и управления производством, в котором важную роль сыгралиприкладные разработки социальной инженерии.
Впервыев научный оборот понятие социальной инженерии ввел Алексей Капитонович Гастев[1]. Ученый поставил вопрос о комплексной совершенно новой науке о труде иуправлении — прикладной «социальной инженерии». Эта наука былапризвана заменить прежнюю теоретическую социологию и решить проблему синтезаважнейших аспектов организации трудовой и управленческой деятельности:технического, психофизиологического, экономического. Гастев А.К. рассматривалсоциальную инженерию, как относительно самостоятельную отрасль исследований. Ееотличительная особенность заключалась в преимущественной направленности нестолько на социальное познание (открытие научных фактов или эмпирическихзакономерностей), сколько на изменение социальной действительности (внедрениеинновационных и практических рекомендаций). Эта наука, по замыслу автора,находится на стыке социальной и естественной областей знания. У последней оназаимствует точные экспериментальные методы и приверженность к достовернымфактам.
Предметомизучения А.К. Гастева являлись не вообще существующие управленческие процессы,а процессы, протекающие в различных сферах общественного производства.Структурно исследование производства включало в себя два раздела: научная организацияпроизводственного процесса, теоретической основой которого служили физиология ипсихология, и научная организация управления, теоретико-методологической базойкоторой выступала социальная психология. Предметом первой является рациональноесоединение человека с орудием, а второго — взаимодействие людей в трудовомпроцессе.
ГастевА.К. четко различает два самостоятельных объекта исследования: управлениевещами и управление людьми. Полагая наличие у них общих черт, ученый, междутем, не ставит перед собой задачи выявления различий. Проблематика руководствалюдьми у Гастева А.К. растворяется в сфере технической организации. Впрочем,при всем внимании к процессам, протекающим в системе «человек — машина», он подчеркивает значимость человеческих взаимоотношений ворганизации и указывает, что «в общей системе… движения вещейпередвижение человека и его воздействие на других… оказалось небольшим, ночасто определяющим оазисом» [2].
Вдвижении к органической реконструкции всей производственной структуры страныследует начать с главного его элемента — трудящегося. Основная задачазаключается в том, каким образом построить производство, чтобы уже в самойорганизационной технике постоянно слышался призыв к непрерывномусовершенствованию, в том числе улучшению того поля, на котором работает каждыйруководитель.
ГастевА.К. подходит к вопросам управления с точки зрения рабочего места (отдельновзятого работника), распространяя полученные выводы на управление цехом,предприятием, государством: рабочий у станка есть директор производства,известного под названием машины — орудия [3]. Ловкое обслуживание этойэлементарной системы воспитывает в каждом работнике его настоящиеуправленческие качества, точные, деловые. Именно с упорядочения деятельностиотдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или исполнителем, должнаначинаться работа по научной организации труда и управления. В этом суть такназываемой методологии «узкой базы», на которой строится подход А.К.Гастева. Таким образом, в центре внимания ученого оказывается первичнаяклеточка предприятия — работник на своем рабочем месте, а схема научного поискаразворачивается в направлении от микроанализа движений (приемов, операций) кмакроанализу предприятия в целом.
Вделе организационного строительства встает вопрос о подготовке способныхруководителей, наделенных «организационной сноровкой», стратегическимталантом, особыми «социальными» качествами. Так,«организационную сноровку» как руководителя, так и исполнителя, по замыслуА.К. Гастева, составляют: внутренняя сила, которую имеют потребность«ощущать» подчиненные. С точки зрения управляющего эта сила, на нашвзгляд, есть механизм влияния, регулирования и точной координации усилийрядовых участников труда. Другое качество — ловкость как умение самого работникаконструировать движения, быстро и четко выполнять задания. Для организатора этаособенность нам представляется, как способность давать наиболее оптимальные приопределенных условиях рекомендации, вырабатывать решения в четком соответствиисо сложившейся ситуацией, живо реагировать на успехи и неудачи вфункционировании предприятия, в умении добиваться поставленных целей,своевременно проводить инструктаж и т.д. Немаловажным качеством любогоруководителя оказывается храбрость, которая позволяет преодолетьнерешительность и в новых начинаниях, и в продолжение дела. Умение охватитьпроцесс целиком, предвидеть последствия своих действий (зоркость), проникать всуть явлений («следопытство»), быть молниеносно находчивым, обладатьжитейски необходимой фантазией и подкованной памятью (задатки конструктора иизобретателя), — вот необходимый набор качеств, отличающих людей«непрерывной предприимчивости».
Особыммастерством организатора является искусство коллективной работы, умениенепреклонной волей и известным энтузиазмом вдохновить, сплотить коллектив наоснове общей цели. Это особое искусство управления, искусство распоряжаться.Следует отметить, что Гастев А.К. под управлением понимает рассчитанное,предусмотрительное руководство, а в понятие «распорядитель», по егомнению, вносится элемент внезапности, требующего гибкости, маневренности.Искусство управлять невозможно без особого коммуникативного мастерсва, беззадатков лидера с тем, чтобы вести за собой. Быть психологом — другоенеотъемлемое качество руководителя: знать психологию толпы и отдельногочеловека. Организатору следует учиться регулировать коллективы (как это делаетрегулировщик уличного движения), направлять, координировать действия,слагающиеся в общий гармоничный поток. Это человек наблюдательности, сигнала ибыстрого волевого действия (каковыми являются пожарные), владеющий методоминструктажа (как саперы и военные монтеры), способный рассчитать время поминутам [4].
ГастевА.К. полагает, что управленческие функции регулирующего характера как быавтоматизируются (отрабатываются отдельные приемы, методы работы), что их резкоотличает от сферы генерального управления, основанного на предвидении и научете факторов длительного действия. Тем самым, он подчеркивает присутствиесвоеобразной интуиции, творческого элемента, искусства в работе руководителейвысшего и среднего звена. В их задачу входит осуществление планирования — постановка целей, разработка стратегии — и собственно организация — установление особенностей действий и учет ресурсов, необходимых для выполненияплана и принятия решений по распределению полномочий, обязанностей иответственности. Другая категория руководителей, по замыслу Гастева А.К.,контролирует, регулирует деятельность работников, осуществляет инструктаж итекущее консультирование [5]. Таким образом, автор устанавливает иерархиюуправляющих, определяет их компетенцию.
Немаловажнымвопросом в организационном строительстве является подбор персонала и разработкасистемы стимулирования труда, которое, по Гастеву А.К., должно соответствоватьтребованию социальной динамики, или «квалификационного движения», тоесть перспективы карьерного роста. Это решает также проблему дисциплины:самоорганизации посредством личной заинтересованности в успехе в условияхгосподствующей на предприятии атмосферы сотрудничества.
Большаязаслуга принадлежит А.К. Гастеву в выработке правил для всякой работы ипринципов собственно управленческой деятельности.
Итак,в 20-е годы возникает, на наш взгляд, самобытная, оригинальная и вместе с тем вдостаточной мере впитавшая все наиболее ценные находки западной организационно- управленческой мысли концепция -концепция «социальной инженерии»,основы которой заложил А.К. Гастев. Ученый создал такую эффективнуюметодологию, принципами которой пользовались многие нотовцы: Витке Н.А.,Журавский А.Ф., Дунаевский Ф.Р., Бурдянский И.М. и др. Все то, что в 20-е ипозже в 60-е годы делалось в области человеческого фактора на производстве, посодержанию укладывается в понятие социальной инженерии, которая на тот периодограничивалась конструированием социальной среды на уровне отдельно взятогопредприятия. Впрочем, делались попытки распространить новую методологию науправление всей сферой производства, а в далеком будущем на ее основе мыслилосьбыть построенным и все российское общество.
Список литературы
1.Впервые на Западе в научный оборот термин «социальная инженерия» ввелР. Паунд в 1922 году.
2.Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.Изд. 2-е. М.,1972. С. 26-27.
3.Гастев А.К. Социальные установки// У истоков НОТ: забытые дискуссии инереализованные идеи. Л., 1990. С.103.
4.Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.Изд. 2-е. М.,1972. С. 96-105.
5.Там же. С.113.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.