СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Конфискация бюрократического капитала
1.2 Аграрная реформа
1.3 Упорядочение финансово-экономической системы
1.4 Восстановление и развитие экономики
2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линияКоммунистической партии Китая на переходный период
2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства
2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности
2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли
2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленности иторговли
3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
3.1 Преобразования экономики Китая в 1979— 1984 гг.
3.2 Реформа городской экономики
3.3 Перспективы экономического развития Китая до конца 20 века
3.4 Преимущественно экстенсивный характер экономического роста в КНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Отсталой экономике старого Китая задолгие годы войны был нанесён ущерб. КНР, образовавшаяся 1 октября 1949 года,получила в наследство от империализма, феодализма и бюрократического капиталаразорённую экономику.
Первые три года своего существованияКНР была вынуждена потратить на восстановление экономики, прежде чем она смоглаприступить к сколько-нибудь значительным социальным преобразованиям и новомустроительству. В стране необходимо было осуществить конфискациюбюрократического капитала, провести земельную реформу в деревне, улучшитьуправление финансами и экономикой, оживить производство.
1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Сельское хозяйство Китая находилось вупадке. В 1949 г производство зерна составило 113,18 млн. тонн, или на 25% нижеуровня 1936 г, предшествовавшего началу войны сопротивления Японии;производство хлопка было ниже уровня 1936 г на 48%, поголовье скота – на 16%, резко упала производительность труда.
Удельный вес современной промышленностив общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства равнялсялишь 10%. В 1949 г объём промышленного производства составил половину отуровня, достигнутого перед началом войны с Японией. В промышленности былозанято 0,6% населения страны.
За 11 лет (с июня 1937 г по август 1948 г) доходы гоминьдановского правительства покрывали от 40,54 до 12,19% егорасходов. Безудержный рост выпуска бумажных денег для покрытия бюджетногодефицита вызвал галопирующую инфляцию. За эти годы денежная масса в обращенииувеличилась в 3,75 млн. раз, а цены возросли в 6 млн. раз. Инфляция вызвала нарынке хаос и спекуляцию в огромных масштабах. Промышленность и торговля были награни банкротства.
1.1 Конфискациябюрократического капитала
Капиталистические предприятия в Китаепринадлежали либо национальным капиталистам, либо гоминьдановской бюрократии.Новое правительство, руководствуясь политикой учёта труда и капитала, допустилонациональный капитал к участию в производстве в интересах развития экономики иповышения жизненного уровня народа. Правительство конфисковало предприятиякрупного бюрократического капитала и передало их в руки народа, эти предприятиястали государственной социалистической собственностью. К концу 1949 г государство конфисковало 2850 промышленных предприятий, принадлежавших бюрократическомукапиталу. На государственный социалистический сектор экономики к этому времениприходилось 41,3% валовой продукции крупных предприятий страны; под контролемгосударства находились все железные дороги и большая часть другого транспорта,главные банки страны, основная часть её внутренней и внешней торговли.
Вместе правительство отменило всепривилегии для империалистов в стране, установило свою власть над таможней,ввело монополию на валютные операции и внешнюю торговлю.
Таким образом, народная властьустановила контроль над национальной экономикой. Экономическая независимость,за которую более века боролся китайский народ, стала реальностью. Это послужилопервейшей предпосылкой для восстановления и роста экономики страны.
1.2Аграрная реформа
Проведение аграрной реформы,направленной на уничтожение феодальных отношений в китайской деревне и передачуземли тем, кто её обрабатывает, являлось главным звеном программы китайскойдемократической революции.
Реформа ставила своей целью уничтожениефеодальной эксплуатации и установление крестьянской собственности на землю,освобождение от феодальных пут производительных сил в сельском хозяйстве,развитие сельскохозяйственного производства и создание условий дляиндустриализации нового Китая.
В ходе реформы хозяйства богатых крестьянсохранялись. За ними была оставлена та часть земли, которую они обрабатывалисами или посредством найма, а также прочее их имущество, но они должны былиотказаться от части земли, которую сдавали в аренду с целью наживы. Такаяполитика способствовала успеху аграрной реформы.
Хотя реформа и преследовала цельуничтожения помещиков как класса, она не предусматривала физическогоуничтожения помещиков и тех, кто вёл индивидуальное хозяйство. В соответствии сзаконом об аграрной реформе каждому помещику на общих основаниях былпредставлен земельный участок, с тем чтобы они могли зарабатывать себе на жизньсобственным трудом и перевоспитываться в этом процессе.
Благодаря проведению аграрной реформы300 миллионов малоземельных и безземельных китайских крестьян получили более 46млн. га культивируемых земель, а также рабочий скот, сельскохозяйственныйинвентарь, дома и другие виды собственности. Малоземельные и безземельныекрестьяне были освобождены от выплаты ежегодной ренты. В собственностибеднейшего и среднего крестьянства сконцентрировалось 90% сельскохозяйственныхземель. Был положен конец господству феодальной земельной собственности вКитае, служившей на протяжении 2 тысяч лет основой феодальной эксплуатации иявлявшейся коренной причиной бедности и отсталости страны. Это была революция,которая освободила китайских крестьян от ига феодализма и создала необходимыеусловия для процветания страны.
1.3Упорядочение финансово-экономической системы
С марта 1950 г правительство установило единое руководство экономикой и финансами Китая с единым контролем состороны правительства за доходами и расходами во всей стране, с единойгосударственной системой снабжения и централизованным контролем за наличными расчётами.Проведение такой политики помогло устранить экономический и финансовый хаос ипозволило центральному правительству сконцентрировать финансовые и материальныересурсы для преодоления серьёзных экономических трудностей. В 1950 г государственные расходы лишь немного превысили государственные доходы, а в 1951 и 1952 ггэкономическое положение упрочилось и доходы немного превысили расходы. Былположен конец инфляции, которая на протяжении многих лет являлась тяжёлым бременемдля китайского народа.
1.4 Восстановлениеи развитие экономики
К концу 1952 г в китайской экономике и финансах произошёл коренной поворот к лучшему Объём валовой продукциисельского хозяйства вырос на 48,5% по сравнению с 1949 г, а производство зерна, хлопка, лубяных волокон, табака, арахиса и сахарного тростникапревысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановленыирригационные сооружения, разрушенные во время войны, и построен ряд новых.Объём валовой продукции промышленности возрос на 145% по сравнению с 1949 г и на 30% превысил уровень 1936 г. Производство основных видов промышленной продукции, таких,как сталь, чугун, уголь, электричество, прокат, хлопчатобумажные ткани,сигареты, превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Быливосстановлены железные дороги и построены новые.
За период с 1949 по 1952 г получили работу более 2 млн. безработных. Таким образом, можно сказать был положен конецбезработицы старого Китая. Средняя заработная плата поднялась на 70%, а доходыкрестьян – более чем на 30%. Общий объём розничного товарооборота увеличилсяпочти в 2 раза.
2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Социально-экономическая структура и генеральнаялиния Коммунистической партии Китая на переходный период
Переходный период, начавшийся созданием КНР в 1949 г., закончился в 1956 г., когда в основном были завершены социалистические преобразования. Врезультате отмены привилегий, предоставленных в свое время империалистическимгосударствам, конфискации бюрократического капитала и завершения аграрнойреформы была разрушена полуфеодальная и полуколониальнаясоциально-экономическая структура. Вместо нее образовалось пять экономическихсекторов.
Государственная экономика. Представляла собой социалистическийсектор экономики, основанный на общенародной собственности. Это была ведущаясила национальной экономики и материальная основа для социалистическихпреобразований. На этот сектор в 1952 г. приходилось 19,1% произведенногонационального дохода. Он получил приоритет в государственной программеэкономического развития.
Кооперативная экономика. Представляла собой социалистическийили полусоциалистический сектор экономики, основывающийся на коллективнойсобственности трудящихся. Некоторые кооперативы все еще разировались на частнойсобственности на средства производства и являлись полусоциалистическими. Онипредставляли собой переходную форму к коллективной организации производствакрестьян, ремесленников и других индивидуальных тружеников. На этот сектор в 1952 г. приходилось 1,5% произведённого национального дохода.
Индивидуальная экономика. Крестьяне-единоличники, ремесленникии другие индивидуальные труженики давали в 1952 г. 71,8% национального дохода.
Частнокапиталистическая экономика. Экономика национальной буржуазии,которая сохранилась после конфискации предприятий, принадлежавшихбюрократическому капиталу. Этот сектор давал в 1952 г. 6,9% национального дохода.
Государственно-капиталистическая экономика. Капиталистическая экономика,находившаяся под управлением; государства, связанная с теми или иными формамисоциалистической государственной экономики и функционировавшая под контролемрабочих, являлась переходной формой, при помощи которой государствоосуществляло социалистическое преобразование капиталистических предприятий. В 1952 г. на ее долю приходилось лишь 0,7% произведенного национального дохода.
Существование пяти секторов экономики определялопереходный характер экономической структуры страны. К концу 1952 г., когда было завершено восстановление экономики, ЦК КПК выдвинул генеральную линию на переходныйпериод к социализму. Она предусматривала в весьма короткий срок постепенноерешение двух задач: осуществление социалистической индустриализации исоциалистическое преобразование сельского хозяйства, кустарной промышленности,капиталистической промышленности и торговли. Эта генеральная линия былапровозглашена в 1953 г., а в 1954 г. принята и включена в Конституцию КНР напервой ВСНП четвертого созыва.
Под руководством КПК с 1953т. на плановой основе и вкрупных масштабах начали осуществляться социалистические преобразования,началось социалистическое строительство.
2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства
После проведения аграрной реформысельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствамибогатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств.
Реформа освободила крестьян отфеодальной эксплуатации и угнетения и улучшила их положение. Трудовой энтузиазмкрестьян вызвал скачок в сельскохозяйственном производстве по сравнению суровнем, достигнутым до освобождения страны, но возможности индивидуальногохозяйства были ограничены. Раздробленность крестьянской экономикипрепятствовала рациональному использованию земли и применению новойсельскохозяйственной техники. Производительность труда оставалась низкой, икрестьяне при незначительных накоплениях не имели возможности расширятьпроизводство и бороться со стихийными бедствиями. Хотя жизнь в деревненесколько улучшилась в результате аграрной реформы, подавляющее большинствокрестьян не почувствовали изменений к лучшему: в стране по-прежнему ощущалсядефицит земли, сохранялась отсталая агротехника. Между тем в деревнепроисходила поляризация сил, т. к. аграрная реформа не уничтожила различиймежду хозяйствами богатых и бедных крестьян. Количество сделок купли-продажиземли увеличилось. Вновь появились аренда земли и эксплуатация наемного труда.Серьезно выросли масштабы ростовщичества и спекуляции, повсюду стали появлятьсяновые хозяйства богатых крестьян. Крестьяне, особенно бедные, которыесоставляли подавляющее большинство сельского населения и которые получили землюв результате аграрной реформы, но нуждались еще в других средствахпроизводства, изъявили свое желание организовываться в кооперативы.
Существовало резкое противоречие междуинтересами мелких крестьян и программой индустриализации. Сельское хозяйствозанимало значительный удельный вес в китайской экономике. Рост промышленностиво многом зависел от количества сырья, поступающего из сельского хозяйства, отсостояния сельского. Рост населения в городах и индустриальных центрах требовалвсе больше и больше зерна, и сельскохозяйственныхпродуктов. Из-за низкой производительности и распыленности индивидуальнаякрестьянская экономика была неспособна удовлетворить растущие нуждыиндустриализации.
Недостаточное развитиесельскохозяйственного производства выявилось сразу после того, как в 1953 г. началось широкомасштабное промышленное строительство. В зиму 1953/54г. государство ввеломонополию на закупку и продажу зерна, хлопка и других важнейших продуктовсельского хозяйства. Это ослабило противоречие между индивидуальнойкрестьянской экономикой и государственной промышленностью, но до конца неразрешило его. Социалистическое преобразование сельского хозяйства сталорешающим условием индустриализации страны.
Исходя из этой объективнойнеобходимости, КПК и центральное правительство поставили задачусоциалистического преобразования сельского хозяйства. Было организованонебольшое число кооперативов, на которых проводились эксперименты иотрабатывались различные организационные формы. Движение за кооперированиесельского хозяйства развернулось в полную силу в 1953 г. Крестьяне как мелкие собственники постепенно готовились перейти к коллективному производству.В качестве основных принципов осуществления социалистических преобразований всельском хозяйстве Китая были приняты следующие: добровольность и взаимнаявыгода, убеждение на типичных примерах новых коллективных форм хозяйства ипомощь со стороны государства. В перестройке производственных отношений вдеревне последовательно использовались три организационные формы: бригадытрудовой взаимопомощи, сельскохозяйственные производственные кооперативынизшего типа и сельскохозяйственные производственные кооперативы высшего типа.Такой путь преобразования был наиболее приемлемым, т. к. позволял крестьянамперейти к коллективному производству, избегая или сводя к минимуму потери,которые могли бы возникнуть при резких переменах.
В июле 1955 г. Мао Цзэдун сделал доклад «Вопросы кооперирования в сельском хозяйстве», в которомподвел итоги движения за кооперирование. К концу 1955 г. было кооперировано 14,2% крестьянских хозяйств. Большинство этих кооперативов представлялисобой кооперативы низшего типа, где доходы делились по величине земельного пая.К концу 1956 г. были объединены в кооперативы уже 96,3% крестьянских хозяйств,87,8% этих кооперативов представляли собой кооперативы высшего типа, где членыполучали доходы исключительно в зависимости от величины их трудового вклада.Объем валовой продукции сельского хозяйства неуклонно возрастал.Социалистическое преобразование сельского хозяйства было в основном завершено.
В 1958 г. по всему Китаю были созданы народные коммуны. Более 740 тыс. производственныхсельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в 26 тыс. коммун.
2.3 Социалистическое преобразование кустарнойпромышленности
Важную роль в экономике старого Китаяиграла кустарная промышленность. Китайские кустари были заняты во многихотраслях народного хозяйства, производя огромное количество потребительскихтоваров и средств производства. В деревне от 60 до 70% средств производства итоваров повседневного спроса поставлялось кустарями. В 1952 г., когда восстановление экономики было завершено, на кустарную промышленность приходилось 8,8%производства валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Вкустарной промышленности было занято более 7,36 млн. человек, не считаякрестьян, для которых занятие кустарными промыслами носило вспомогательныйхарактер. Подобно индивидуальной крестьянской экономике, индивидуальнаякустарная промышленность характеризовалась распыленностью, мелкими масштабамипроизводства, отсталой технологией и низкой производительностью труда.Большинство кустарей с трудом сводили концы с концами. Отсутствовало Социальноестрахование от болезней, травм или смерти. Кустари находились под постояннойугрозой быть вытесненными современной промышленностью. Поэтому они в большеймере были настроены на создание кооперативов. При преобразовании кустарнойпромышленности на кооперативной основе также последовательно использовалисьназванные выше 3 организационные формы кооперативов. Т.к. кустарнаяпромышленность работала главным образом на рынок, первым шагомсоциалистического преобразования было объединение в производственные группы поснабжению сырьем и сбыту готовой продукции; вторым — созданиеснабженческо-сбытовых кооперативов; третьим — образование кустарныхпроизводственных кооперативов на основе коллективной собственности на средствапроизводства. В 1952 г. в кооперативы было объединено 3,1% кустарей, а в 1955 г. — 26,9%. К концу 1956 г., когда начался подъем кооперирования в сельском хозяйстве, вкооперативы было объединено 91,7% кустарей, а доля кооперативов в валовойпродукции кустарной промышленности достигла 93%. Таким образом, кооперированиекустарей фактически было завершено.
2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли
Лотошники и собственники маленькихмагазинов являлись мелкими торговцами. По данным обследования в 1955 г. в 2,8 млн. таких хозяйств было занято 3,3 млн. человек. На их долю приходилось 96% хозяйствчастной торговле и 65% торгового оборота частной коммерции. В конце 1955 г. с развертыванием общенациональной кампании за социалистические преобразования большая частьмелких торговцев и лотошников организовала кооперативные бригады и магазины. Кконцу 1956г кооперативные бригады в розничной торговле и ресторанном делеобъединили 4,15 млн. хозяйств, составлявших 46% от общего числа хозяйств,занятых в мелком бизнесе, 800 т., хозяйств было объединено в кооперативныемагазины, объединявшие 32% хозяйств. Много мелких торговцев и лотошниковсоздали смешанные предприятия под объединенным дарственно-частным руководством.Около 40 тыс. предприятий оставались самостоятельными, главным образом потому,что не могли объединиться из-за слишком большой разбросанности по территориистраны.
2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленностии торговли
Сразу после освобождения Китаябюрократический капитал был конфискован и передан в государственную собственность.Капиталистическую промышленность и торговлю представляли предприятия имагазины, принадлежавшие национальным капиталистам. В первое время послеобразования КНР капиталистический сектор оставался важной частью экономикиКитая.
Учитывая двойственную роль национальнойкапиталистической экономики, двойственный политический характер национальнойбуржуазии, народное правительство проводило политику использования, ограниченияи преобразования капиталистической промышленности и торговли.
В течение определенного периода временив интересах развития экономики страны и улучшения жизни народа допускалось визвестной степени развитие капиталистических предприятий. С 1949 по 1952 г. объем валовой продукции капиталистических промышленных предприятий увеличился на 54 %, арозничный товарооборот предприятий частной торговли возрос на 20%.
Политика ограничения была направлена насужение сферы капиталистической эксплуатации путем установления прогрессивныхставок налогов, контроля за заработной платой, а также установления контролянад распределением прибыли капиталистических предприятий. Государствоиспользовало как экономические, так и административные меры, чтобы ослабитьанархию капиталистического производства и пресечь спекуляцию капиталистов нарынке и другие незаконные виды деятельности. Политика преобразования быланаправлена на замену капиталистической собственности на средства производствана социалистическую. Две организационные формы были последовательноиспользованы, чтобы достичь этой цели: превращение капиталистическойсобственности в государственно-капиталистическую игосударственно-капиталистической в социалистическую. Чтобы дать капиталистамдостаточно времени для адаптации к социалистическим преобразованиям, переход откапитализма к государственному капитализму происходил постепенно. Низшая формагосударственного капитализма характеризовалась или тем, что капиталистическаяпромышленность снабжалась сырьем и материалами государством и работала погосударственным заказам, или тем, что всю свою продукцию продавала государству.Частные торговые предприятия действовали в качестве агентов по закупке товаровдля государственной торговли. При высшей форме госкапитализма создаваласьединая государственно-частная собственность.
Поскольку государство контролировалопроизводство значительной части сырья, оно начало в 1950 г. втягивать частные предприятия в орбиту государственного капитализма путем снабжения их сырьеми материалами, установления системы государственных заказов или путем закупки ипродажи всей производимой ими продукции. В 1954 г. начался процесс преобразования капиталистических заводов и фабрик в государственно-частныепредприятия. В торговле, где государство контролировало оборот основныхтоварных ресурсов посредством развития государственной и кооперативнойторговли, оно налаживало оптовую торговлю с частными магазинами и разрешило имзаниматься розничной торговлей на комиссионных началах. К 1954 г. низшая форма государственного капитализма была широко распространена в торговле.
Установление монополии на закупку ипродажу зерна и других основных продуктов сельского хозяйства позволилогосударству прервать связи между капиталистическими предприятиями города ииндивидуальной крестьянской экономикой и таким образом способствовалосоциалистическому преобразованию капиталистической промышленности и торговли.
Государственно-частные предприятия,представлявшие собой ранее лишь отдельные островки, к концу 1956 г. охватили 90% капиталистических промышленных предприятий, на их долю приходилось 99,8 %производства валовой продукции последних. 82% частных торговых предприятийстали государственно-частными.
В государственном капиталистическомсекторе средства производства, формально принадлежавшие капиталистам,использовались и распределялись государством централизованно. Социалистическоепреобразование капиталистической промышленности и торговли было в основномзавершено.
Поставив перед собой цель перехода ксоциализму путем мирного преобразования капитализма, государство осуществлялопостепенно выкуп средств производства, принадлежавших ранее капиталистам.
После образованиягосударственно-частной собственности руководящий персонал бывшихкапиталистических предприятий был трудоустроен, а о тех, кто не мог работать,государство соответствующим образом позаботилось, в частности некоторым из нихбыли назначены пособия. По данным обследований, в 1957 г. 710 тыс. бывших частных собственников получали фиксированный процент, 100 тыс. бывшихработников управленческого аппарата была предоставлена работа. Из них 60 — 65%оказались заняты непосредственно в производстве или торговле, а 35 — 40% — ваппарате управления, причем им была сохранена высокая заработная плата.Социалистическое преобразование капиталистической экономики шло рука об руку сперевоспитанием капиталистов. Путем политического воспитания государствопомогло им из эксплуататоров стать людьми, живущими за счет собственного труда.
3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕСТРОИТЕЛЬСТВО
История экономического развития КНР с1949 по 1984 г. — одно из труднейших сражений, которые вел китайский народ. Этигоды можно условно разделить на 4 периода.
Завершение в основном социалистическихпреобразований (1949—1956), после периода восстановления (1949— 1952) былосуществлен первый пятилетний план развития национальной экономики (1953—1957).План предусматривал создание необходимой основы для социалистическойиндустриализации путем строительства 156 крупных промышленных объектов.Опираясь на собственные усилия, используя помощь и поддержку Советского Союза идругих дружественных стран, китайскийнарод за 5 лет добился выдающихсярезультатов. Относительно быстро развивалась экономика, успешно шлостроительство предприятий, основные отрасли народного хозяйства в целом былисбалансированы. Рынок процветал, сохранялись стабильные цены. Заметно возросуровень жизни народа. В период первой пятилетки было построено более 100крупныхпромышленных предприятий, главным образом тяжелой промышленности. Были созданыновые отрасли промышленности, такие, как авиационная, автомобиле- итракторостроение, производство энергетического, металлургического игорно-шахтного оборудования, тяжелых и прецизионных станков. Первая пятилеткабыла одним из важнейших периодов в истории экономического развития новогоКитая.
Период социалистического строительства(1956—1966) начался с завершения в основном социалистических преобразований встране. Несмотря на ряд серьезных трудностей, в целом Китай добился огромныхуспехов в своем экономическом развитии. Производство основных видовпромышленной продукции возросло: хлопчатобумажной пряжи – на 64%, стали – 200,угля – 130, электроэнергии – 400, нефти – более чем в 10 раз. В 1965 г. страна полностью удовлетворила потребности в нефти за счёт собственной добычи. Появилисьсовременные отрасли, такие, как электроника, нефтехимия. Было освоенопроизводство химических волокон, синтетических моющих средств и телевизоров.Вступили в эксплуатацию автомобильные и тракторные заводы. Улучшилосьгеографическое расположение промышленности. Увеличилась протяжённость железныхдорог.
Благодаря достижениям науки и техникибыли проведены успешные испытания ядерного оружия.
Однако серьезные отклонения отгенеральной линии отрицательно сказались на развитии экономики. В 1958 г., не считаясь с реальными экономическими условиями в стране, началось движение «большогоскачка» и создания народных коммун. Были предприняты опрометчивые попыткирезко поднять уровень обобществления собственности и добиться быстрых успехов вэкономическом развитии. В результате возникли «левацкие» ошибки,выразившиеся в постановке нереально высоких задач в производстве истроительстве, в разработке произвольных, оторванных от реальной практикиуказаний, в преувеличениях производственных достижений и в«коммунистическом поветрии». Эти ошибки, усугубленные стихийнымибедствиями, вызвали серьезные трудности в национальной экономике в 1959 — 1961гг.
Начиная с зимы 1960 г. были предприняты попытки исправить «левацкие» ошибки в сельском хозяйстве. Длястабилизации экономики проводилась политика «урегулирования, закрепления,пополнения и повышения». В 1962 г. начался подъем экономики. Онпродолжался до 1966 г. В этот период китайское правительство выплатило вседолги Советскому Союзу. На сессии ВСНП третьего созыва, проходившей в конце 1964 г. и начале 1965 г., констатировалось, что страна в основном выполнила задачу экономическогоурегулирования и готова вступить в новый период экономического развития, втечение которого Китай должен постепенно превратиться в мощное социалистическоегосударство с модернизированным сельским хозяйством, промышленностью,национальной обороной, наукой и техникой. Однако в 1966 г. в Китае началась «культурная революция».
«Культурная революция» (май 1966 г. — октябрь 1976 г.) принесла Китаю самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода. Но несмотря на это, благодарясовместной борьбе, которую вели члены КПК, массы рабочих и крестьян,Народно-освободительная армия, интеллигенция и образованная молодежь, за этигоды был достигнут и определенный экономический прогресс. Производство зернаувеличилось с 214 млн. т в 1966 г. до 286 млн. т в 1976 г., или на 34%. Развивались отрасли промышленности, транспорта и связи, капитальногостроительства, наука и техника. Были введены в эксплуатацию новыежелезнодорожные линии, мост через реку Янцзы в городе Нанкин. Были завершенынекоторые промышленные объекты, имевшие передовой уровень технологии, проведеныиспытания водородной бомбы, осуществлено возвращение искусственного спутникаЗемли, выведены и распространены некоторые новые гибридные сорта риса. В этотпериод было построено 1570 крупных и средних промышленных объектов, а такжебольшое количество мелких. Основные фонды в промышленности увеличились на 170млрд. юаней. Однако без «культурной революции» китайский народ смогбы добиться гораздо большего.
Новый исторический период (начавшийсяпосле окончания «культурной революции» с октября 1976 г.). Поворотным пунктом в китайской истории после освобождения явился 3-й пленум ЦК КПКодиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978 г. Пленум принял решение начиная с 1979 г. осуществлять политику «урегулирования,преобразования, упорядочения и повышения». Развитие экономики обрело новоекачество благодаря работе по исправлению «левацких» ошибок,совершенных в годы «культурной революции» и ранее. Фокус работыпереместился на социалистическую модернизацию, урегулирование национальнойэкономики и перестройку системы управления экономикой. На основе достиженияпрактического опыта был определен путь социалистической модернизации,соответствующий условиям Китая. В 1979 — 1984 гг. среднегодовые темпы прироставаловой продукции сельского хозяйства составили 9,4%, а производство зерна,хлопка, пищевых масел, сахара и мяса превысило прежние рекордные показатели.Среднегодовые темпы прироста валовой промышленной продукции поддерживались науровне 8,9%. Соотношения между промышленностью и сельским хозяйством, междуотраслями внутри промышленности и сельского хозяйства, между различнымиотраслями национальной экономики постепенно сблизились. За 5 лет увеличениебыло больше, чем за 21 предшествовавший год начиная с 1949 г. Да- же с учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза.
3.1 Преобразования экономики Китая в 1979— 1984 гг.
Реформа началась в сельском хозяйстве.В качестве важных мер по перестройке сельской экономики были предложены:воспитание уважения к правам собственности и предоставление полномочий попринятию решений производственным бригадам; соблюдение принципа «каждомупо труду» вместо уравнительного, возрождение подсобных промыслов, защиталичной собственности на земельные участки членов коммун; оживление сельскихрынков, повышение государственных закупочных цен на продукцию сельскогохозяйства и подсобных промыслов. Одновременно вводилась система ответственностив хозяйствах, основанных на общественной собственности на основные средствапроизводства, прежде всего на землю. Система ответственности имеламногообразные формы. К 1984 г. 99% производственных бригад перешли на системуответственности, главным образом в форме заключения государством контрактов сотдельными дворами. Проведение реформы в сельских районах значительно развязалоинициативу крестьян и ускорило развитие сельскохозяйственного производства.Китайская деревня начала переходить от традиционных форм ведения хозяйства кновой агрокультуре, характеризующейся специализацией производства и рыночнойориентацией. Ряд хозяйств превратились в специализированные, товарные. Онисоставляли в 1985 г. 10% от общего числа хозяйств. Товарность по зернуувеличилась с 20% в 1978 г. до более 30% в 1984 г. Удельный вес продукции подсобных промыслов, реализуемой на рынке, за эти годы возрос с 49 до55%. В 1984 г. крестьяне направили 60% своих денежных расходов на потребление(против 39,7% в 1978 г.). Среднегодовой прирост производства зерна увеличился с5,24 млн. т за период с 1959 по 1978 г. до 17,09 млн. т в период с 1978 по 1984 г. Производство хлопка, державшееся в течение многих лет после 1958 г. на уровне 2 млн. т в год, достигло в 1984 г. 6,258 млн. т и превысило уровень 1978 г. почти в 2 раза. Быстрое развитие сельского хозяйства дало толчок развитию всей экономики, апроведение реформы в сельских районах ускорило проведение реформы в городах.
В Китае товарное производство, обмен ифинансовая деятельность концентрируются в городах. Статистические данныепоказывают, что в 1983 г. численность рабочих, занятых на государственныхпредприятиях в городах, включая сельские районы, находящиеся в административномподчинении городов, составило 79% от их общей численности. Эти предприятияпроизводили 85% промышленной продукции (по стоимости), на них приходилось 76 %всех основных фондов промышленности. Эти предприятия давали около 83 % прибылии налогов, их доля в розничном товарообороте составляла 63%. Реформаэкономической системы в городах оказывала прямое воздействие как на экономикустраны в целом, так и на развитие собственно городской экономики. Реформы,осуществленные после 1984 г. в городе, были направлены прежде всего на усилениесамостоятельности предприятий. При условии выполнения заданий государственногоплана предприятиям предоставлялось право вести производство в соответствии спотребностями рынка. Им было разрешено покупать на рынке оборудование и сырье ипродавать дополнительно произведенную продукцию (не включенную в планыгосударственных закупок) и даже в определенных пределах продавать часть своейпродукции по рыночным ценам или ценам, которые они устанавливали сами. Из частиприбыли, остающейся у предприятий, формируются фонды поощрения. Их величинанаходится в пропорциональной зависимости от увеличения прибыли предприятия, чтостимулирует инициативу его работников. В соответствии с требованиямисоциалистической товарной экономики государство принимает меры посовершенствованию административной и управленческой систем. В той или инойстепени проводятся реформы в области планирования, торговли, денежной системы исвязанных с ними ценах, заработной плате, финансах и налогах. Решается основнаязадача — оживить внутреннюю экономику и расширить международные экономическиеконтакты. Реформы в области городской экономики, проведенные в последние годы впорядке эксперимента, принесли заметные результаты. При сохранении господствующихпозиций за государственным сектором увеличилась доля кооперативного и частногосекторов. Число рабочих на государственных и кооперативных предприятияхдостигло 32,16 млн. человек в 1984 г. (возросло на 57 % по сравнению с 1978 г.). Количество тружеников, ведущих индивидуальное хозяйство в городах, в 1984 г. составило 3,39 млн. человек против 150 тыс. в 1978 г., или увеличилось в 21,6 раза. C расширением экономической самостоятельности предприятиястали вести более активную деятельность. После успешных экспериментов по всейстране была введена система ответственности директоров или управляющих. Первыереформы были проведены и в системе торговли. Сформировался рынок средствпроизводства; в городах и поселках стали быстро расти рынкисельскохозяйственных продуктов. Была ограничена сфера планирования, и снизилосьзначение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок.Вместе с тем государство улучшило управление экономикой, уделив больше вниманияэкономическим рычагам воздействия на предприятия и регулирование рынка.Политика открытых дверей начала проводиться в Шэньчжене, Чжухае, Шаньтоу иСямыне, которые были превращены в особые экономические районы. Для притокаиностранных капиталов было открыто 14 приморских городов. Проведение реформдало опыт, который использовался впоследствии для всесторонней реформыэкономической системы снабжения, практиковавшейся в Китае во времяреволюционных войн. Тогда в армии и революционеры получали примерно поровну —минимальное количество благ, необходимых в экстремально трудных условиях. Этасистема сыграла важную роль в достижении победы в революционных войнах.Несмотря на то что после войн ситуация полностью изменилась, старая практикараспределения не была уничтожена, она продолжала осуществляться во многихобластях социалистического строительства, хотя она противоречила основномупринципу социализма — принципу распределения по труду. Эгалитаризм лишьсвязывает рабочую инициативу и препятствует росту производства.
3.2 Реформа городской экономики
Хотя началась реформа экономическойсистемы города, огромный потенциал городской экономики оставался скованным. Всееще имели место большие растраты и потери в производстве, строительстве иобращении. В целях ускорения реформы экономической системы страны в целом, ипрежде всего города, и создания новых, более благоприятных условий длясоциалистической модернизации страны 3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва,состоявшийся в октябре 1984 г., принял Постановление ЦК КПК относительнореформы хозяйственной системы. Постановление указывало, что главное в реформеэкономики — оживление деятельности предприятий. Было предусмотрено созданиеплановой системы, опирающейся на сознательное использование закона стоимости,развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системыцен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов. Функциигосударственных органов и предприятий четко разграничивались, вводилисьразнообразные формы экономической ответственности. Предусматривалось дальнейшеерасширение экономического и технологического обмена внутри страны и сзарубежными государствами на основе последовательного осуществления принципараспределения по труду и активного развития многообразных экономических форм,выдвижение на руководящие позиции нового поколения кадров и создание мощного иэффективного аппарата управления социалистической экономикой. Для обеспеченияреализации программы реформ особое внимание обращалось на необходимостьусиления руководящей роли КПК.
В период седьмой пятилетки упор вразвитии экономики страны будет сделан на осуществление экономической реформы. Различныеаспекты реформы включают в себя: превращение всех государственных предприятий,особенно крупных и средних, в относительно независимые экономические единицы,выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие засвои прибыли и убытки; дальнейшее развитие социалистического товарногопроизводства и создание более совершенной рыночной системы и формирование новойсоциалистической экономической системы, при которой макроэкономический контрольза деятельностью предприятия со стороны государства будет носить в большейстепени косвенный, а не прямой характер. Проведение комплексной экономическойреформы ставит перед страной труднейшую задачу, решение которой осложняется какразличными экономическими и социальными условиями, так и недостаткомподготовленных кадров. Пленум признал, что, хотя в течение седьмой пятилеткинельзя добиться полного успеха в осуществлении реформы по трем вышеназваннымнаправлениям, можно рассчитывать, что основа новой экономической системы будетсформирована, и она станет фундаментом создания вполне жизнеспособнойсоциалистической экономической системы с китайской спецификой производстванаселения, все больше становится высококвалифицированных специалистов.Структурные изменения происходят в национальном хозяйстве страны:осуществляется химизация сельского хозяйства, реконструкция промышленности,быстрыми темпами развиваются отрасли высоких технологий (электроника,аэрокосмическая промышленность и т.п.). Современные информационные технологиивсе активнее проникают в быт китайцев, а по количеству пользователей сетьюИнтернет Китай уже вполне сопоставим с уровнем ведущих стран мира.
3.3 Перспективы экономического развития Китая до конца 20века
На XII съездеКПК, состоявшемся в сентябре 1982 г., было провозглашено, что главная цельэкономического развития страны на 2 десятилетия, с 1981 по 2000 г., увеличить в 4 раза валовой годовой продукт промышленности и сельского хозяйства Это позволитКитаю выйти в первые ряды стран мира по общему объёму производстванационального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции, ускоритмодернизацию всей экономики.
Для достижения поставленных целейнаиболее важным является решение сельскохозяйственной, энергетической итранспортной проблем, а также проблем, связанных с развитием образования инауки. Успешное решение этих проблем на основе полной сбалансированностинародного хозяйства обеспечит мощный подъем производства потребительских товаров,будет стимулировать развитие как промышленности в целом, так и других областейпроизводства и строительства, обеспечит повышение уровня жизни народа. В 1-мдесятилетии (1981—1990) должна быть заложена прочная основа, накоплены силы исозданы необходимые условия для того, чтобы во 2-м десятилетии (1991—2000)начался период бурного экономического роста. На 1981—2000 гг. среднегодовыетемпы прироста национальной экономики намечены в 7,2%. Это реальная задача,т.к. Китай, как развивающаяся страна, обладает значительным потенциалом вкаждой области экономики. Полное раскрытие возможностей социалистическойсистемы путем перестройки системы управления даст свободу развитиюпроизводительных сил. Страна досрочно выполнила шестой пятилетний план (1981 —1985) и приступила к осуществлению седьмого пятилетнего плана (1986 — 1990).Придерживаясь правильного курса, выработанного КПК, Китай обеспечит быстроеразвитие своей экономики.
3.4 Преимущественно экстенсивный характерэкономического роста в КНР
Проблема перехода КНР к интенсивномутипу воспроизводства экономики заключается прежде всего в огромной численностинаселения страны. Большая численность населения в свое время стимулироваларазвитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарнойпромышленности. Неслучайно в стране возникла огромная масса мелких и техническиотсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики ит.п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительноераспыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональнуюструктуру производства, слабое использование производственных мощностей(особенно в обрабатывающей промышленности), хронический дефицит сырьевых,энергетических, земельных и водных ресурсов. Китайская модель отличалась оченьнизким уровнем производительности труда, широкомасштабным применением ручноготруда. Популярные в свое время анекдоты (про запуск ракеты, производствоэлектроэнергии и т.п.) очень точно уловили данную отличительную черту китайскоймодели развития, предполагавшей достижение результатов за счет своего главногостратегического ресурса — избыточной малоквалифицированной рабочей силы.
В результате следующие особенностихарактеризовали экстенсивный путь развития КНР:
—обвальное падение эффективности производства;
—увеличение числа убыточных предприятий и размеровубытков, низкая эффективность государственных предприятий;
—рост неплатежей и государственного долга;
—увеличение числа безработных;
—отрицательное воздействие на окружающую среду,существенное загрязнение среды обитания.
Кризис экстенсивной модели ростанаиболее ярко проявился в 1992-96 гг., когда стало очевидно, что сверхвысокиетемпы роста экономики КНР носят сугубо разрушительный характер. Поэтому,начиная с середины 1990-х гг. и ученые-экономисты, и руководство КНР приходят квыводу, что экстенсивная модель развития, затратный характер экономическогороста не смогут обеспечить решение неотложных проблем развития страны. Былвыработан прогноз экономического и социального развития КНР на 1996-2010 гг.,который утвержден сессией ВСНП в марте 1996 г.
Стратегией дальнейшегомакроэкономического развития Китая стала концепция «двух стратегическихпереходов»:
1) от традиционной плановой экономики ксистеме социалистической рыночной экономики;
2) от экстенсивной формы роста кинтенсивной,
причем первый «стратегический переход»должен был служить основой для второго. Данная концепция закладывает фундаментэкономического развития КНР в XXI веке.
Концепция развития экономики КНР иобеспечения ее безопасности расставляет приоритеты отраслей и сфер народногохозяйства страны в следующем порядке по степени значимости:
—сельское хозяйство, развитие которого служитпервой предпосылкой социальной и политической стабильности общества.Предполагается всемерное развитие и укрепление сельского хозяйства как основыжизнеобеспечения гигантского населения страны и экономического развития вообще.Трансформация сельскохозяйственного производства началась в Китае еще с 1978 г., однако, до сих пор половина из почти 700 млн. рабочих страны занята в аграрном секторе;
—базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт(инфраструктура); металлургия, химическая промышленность (тяжелая индустрия);
—опорные отрасли: машиностроение,автомобилестроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.
Исключительно важное значениеприобретает развитие высокотехнологичных отраслей, таких как электронная,аэрокосмическая промышленность, новейшие технологии. Изменения в структурнойполитике влекут за собой изменения в сфере инвестирования, направляякапиталовложения преимущественно в приоритетные отрасли национальногохозяйства.
В настоящее время в КНР уже созданыусловия перехода на новую модель экономического роста:
—заложены основы современного производства;
—формируются высококвалифицированные кадры;
—быстрыми темпами развивается сфера НИОКР;
—создан благоприятный инвестиционный климат,практически отсутствует внешняя угроза безопасности страны.
Переход на интенсивную модель развитияКНР осуществляется под четким руководством коммунистической партии иправительства. В т.н. «Программе 2010» четко сформулированы основные принципыуправления переходным процессом: макрорегулирование, единое государственноепланирование (в модифицированной форме), нормативное рыночное регулирование.Предусмотрено широкое использование правовых и административно-политическихметодов управления. Конкретные экономические показатели и темпы ростапрогнозируются достаточно осторожно, поскольку считается, что переход будетсвязан с усилением социально-политической напряженности в обществе, возможныразличные конфликты, которые смогут повлиять на реализацию планов.
В случае развития событий поблагоприятному сценарию Китай, в 2010 г. сможет догнать США по общему объемуВВП (количественному показателю), хотя при этом качественные показатели ВВП КНР(структура ВВП, его технический уровень, величина ВВП на душу населения) будутзаметно уступать американским. Тем не менее, прогресс развития Китая очевиден,а качественные показатели страны будут со временем улучшаться.
Основными проблемами и трудностямипереходного периода в КНР остаются:
—перенаселенность страны, которая вызывает избытоктрудовых ресурсов (особенно в части малоквалифицированной рабочей силы) итрудности с обеспечением полной занятости;
—распыленная, слабо специализированная иинтегрированная структура экономики, в которой возникает дефицит энергии,сырья, материалов, пресной воды, продовольствия;
—региональные диспропорции развития, значительноеотставание внутренних провинций страны от приморских (географически в КНР можновыделить развитые юг и юго-восток, а также слаборазвитый север);
—отсутствие четкой перспективы развитиявнешнеэкономических связей (сложности с экспортом из-за снижения цен на мировыхрынках, возможная девальвация юаня, неясные позиции КНР в ВТО);
—экология: невозможности удовлетворенияпотребностей быстрорастущего населения за счет имеющихся природных ресурсов.
Несмотря на имеющиеся проблемы, курсразвития КНР направлен на создание социалистической рыночной экономики,сочетание в ней различных экономических укладов при сохранении ведущей ролисоциалистической собственности. В такой модели по-прежнему актуальногосударственное регулирование (особенно — в части регулирования цен), но всеактивнее проявляют себя рыночные механизмы. Уникальность экономическогоразвития КНР как раз и заключается в развитии рыночной экономики при ведущейроли государственного сектора и идеологическом контроле коммунистическойпартии.
Благодаря валовым показателям своегосоциально-экономического развития, в XXI веке Китайвполне может стать самым мощным государством мира. Уже сейчас КНР являетсяодним из самых благоприятных регионов для выгодных инвестиций, а по мереразвития страны ее инвестиционный и экономический потенциалы будут возрастать.В развитии КНР интересно и то, что многомиллионный Китай, проводя реформы,преподносит миру великий эксперимент управления страной со столь многочисленнымнаселением, не допуская при этом серьезных социальных волнений. Коллективноеруководство страны во главе с Цзян Цзэминем успешно преодолевает трудности, аглавный урок развития КНР заключается в том, что китайцы начали с либерализацииэкономики и лишь постепенно переходят к либерализации политической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив период становления Китая, каксоциалистического государства, можно сказать, что путь этот был трудный итяжелый. Стране пришлось радикально поменять экономику, чтобы добиться высокихрезультатов. Но как бы хорошо не развивался Китай, ему еще во многом надосовершенствовать экономическую систему, а в некоторых случаях, наверное,следует пересмотреть данную политику и искать пути улучшения (государственныепредприятия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусейнов Р. – История мировой экономики – Новосибирск:2004 – 551 с.
2. История экономики – под ред. Кузнецова О.Д. и др. – М.:2004 – 415 с.
3. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики. -3-е изд., доп.- М.: Академ. проект, 2001.
4. Экономическая история мира – под ред. Анишкина А.В. и др. – М.:2004 –634с.